СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по История Иркутской области ФГОС СПО

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "История Иркутской области" предназначена для преподавателей СПО.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по История Иркутской области ФГОС СПО»












рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История Иркутской области



















2015 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе письма Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259

«О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»


Организация-разработчик: Государственное образовательное профессиональное учреждение Иркутской области «Бодайбинский горный техникум»



Разработчики:


Гнатюк М.В, преподаватель ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум»


Эксперты:




Рекомендована распоряжением Министерства образования Иркутской области № 903 пр. от 08.08.2011 г.



© Гнатюк М.В., 2015г

© ГБПОУ ИО «Бодайбинский горный техникум», 2015

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

8

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

8



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


История Иркутской области


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе письма Минобрнауки России от 17.03.2015 N 06-259

«О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в вариативную часть общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО/профессиям НПО.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:


В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации;

  • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.


В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:


  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и

  • системность истории родного края;

  • современные версии и трактовки важнейших событий и проблем развития Иркутской области;

  • взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории;

  • основные этапы исторического развития региона.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 66 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 44 часа;

самостоятельной работы обучающегося 22 часов.


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:


лабораторные занятия

7

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:


определение по карте границ расселения народов Прибайкалья до их присоединения к Русскому государству;

подготовка сообщений об истории становления Иркутской области и людях, внесших значительный вклад в ее изучение и развитие;

составление таблиц, схем, презентаций, раскрывающих исторические особенности становления экономики, промышленности, просвещения и образования на разных этапах становления региона.


Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

«История Иркутской области» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет( по отраслям)


 

Наименование разделов и тем

урока

Тема урока, содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студента.

Объем часов

Тип и форма урока

Вид контроля

Домашнее задание

Уровень усвоения


Раздел I. История становления Иркутской области

Тема 1.1. Наш край в древности

1-2

Древнекаменный век в истории Прибайкалья. Древние стоянки человека. Жилища и занятия людей, первые произведения искусства. Мезолит. Новокаменный век. Усовершенствование орудий труда. Меднобронзовый век. Шаманство. Начало железного века. Изменения в занятиях людей с палеолита до меднобронзового века.

2

Изучение нового материала

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 4-6; составить таблицу: «Занятие первобытных людей в период палеолита», составить таблицу: «Наш край в древности»

1

Тема 1.2. Прибайкалье в период средневековья.

3-4

Особенности коренных народов жизни Сибири в период средневековья. Курыканы: жилища и культура. Буряты, эвенки, тофалары: территория, занятия и общественный строй. Присоединение «брацкой землицы»: пути продвижения русских, первые остроги, Иркутский острог, Илимское воеводство, начало Иркутского воеводства, Значение присоединения Прибайкалья к России. Первые христианские церкви и монастыри. Народные волнения XVII века.

2

Урок систематизации и обобщения

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 4-6; составить таблицу: «Коренное население Прибайкалья»

2

Тема 1.3. Лабораторная работа № 1

5-6

Коренное население Прибайкалья

2

Практикум

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Составить кроссворд: «Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога»

3

Тема 1.4. Самостоятельная работа № 1

7-8

Образование острогов Иркутской области

2

Практикум

Устный, письменный контроль, работа в тетради


3

Тема 1.5. Земля Иркутская в XVIII веке.

9-10

Социально – экономическое развитие края в XVIII веке. Рост населения и основные виды его занятия. Развитие промышленности и ремесел. Иркутск – губернский город. Первые школы. «Именитые» люди XVIII века: А. Н. Радищев, Г. И. Шелихов, их роль в истории становления Иркутской области.

2

Комбинированный урок

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 10-12. Составьте по алгоритму портрет знаменитой личности г. Иркутска 18 века

2

Тема 1.6. Самостоятельная работа № 2

11-12

Декабристы в нашем крае

2

Изучение новых знаний

Устный, письменный контроль, работа в тетради


3

Тема 1.7. Иркутская губерния в XIX веке.

13-14

Особенности хозяйственного развития Иркутской губернии в первой половине XIX. Влияние промышленности на развитие сельского хозяйства и транспорта. Роль декабристов в развитие культуры и хозяйства сибирского населения. Иркутск – административный и культурный центр Восточной Сибири.

2

Изучение новых знаний

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 13-15. Работа с документом

2

Тема 1.7. Иркутская губерния во второй половине 19 века

15-16

Иркутская губерния во второй половине XIX века. Экономика, сельское хозяйство, развитие промышленности и формирование рабочего класса. Архитектура и строительство. Хозяйство коренного населения. Торговля и купечество. Сибирская железная дорога и связь. Общественная жизнь, просвещение и образование, культура Иркутской губернии второй половины XIX века. Политическая ссылка и революционное движение.

2

Урок систематизации и обобщения

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 15-20. Составить таблицу: «Развитие экономики Иркутской губернии в 19 веке»; выполнить реферат М.В Загоскин, В.И Вагин.

2

Раздел 2. Земля Иркутская в XX –XXI веках.

Тема 2.1. Иркутская земля в начале XX века

17-18

Экономика Иркутской губернии в XX веке. Рабочее движение и иркутская социал-демократия накануне революции 1905-1907годов. Революционные выступления в губернии в 1905-1907 годах.

Социально-экономические процессы в промышленности Иркутской губернии после первой революции. Основные изменения в общественно-политической и культурной жизни Иркутской области в начале XX века. Период первой мировой войны.

Февральская и Октябрьская революции в Иркутске. Разгром А.Колчака, установление власти Советов.

2

Комбинированный урок

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 21-24 Исторический диктант…

2

Тема 2.2. Лабораторная работа № 2

19-20

Семинар: «Рабочее движение в Иркутской губернии 1905-1907 г.г.»; «Ленский расстрел 1912г».

2

Практикум

Устный, письменный контроль, работа в тетради


3

Тема 2.3. Самостоятельная работа № 3

21-22

Иркутская губерния во время Ленских событий; I мировая война и февральская буржуазно- демократическая революция»

2

Практикум

Устный, письменный контроль, работа в тетради


3

Тема 2.4. Проверочная работа

23-24

Иркутская губерния в годы I мировой войны

2

Контроль знаний

Устный, письменный контроль, промежуточный контроль работа в тетради

Доклады


Тема 2.5. Иркутская земля в 1921- 1941 г .г.

25-26

Изменение социально-политической обстановки в 1921-1941 гг. Восстановление экономики. Первые шаги индустриализации: успехи, просчеты, трудности. Коллективизация. Просвещение, образование, наука в 20-40-е годы. Культурно-просветительная и литературно-художественная жизнь.

2

Комбинированный урок

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 25-30. Анализ документов

2

Тема 2.6. Лабораторная работа № 3

27-28

ГУЛАГ на Иркутской земле в 1930-1940-х г. г. (конференция)

2

Практикум

Устный, письменный контроль, работа в тетради


3

Тема 2.7. ВОВ и послевоенное строительство 1941-1960 г. г.

29-30

Передний край в глубоком тылу. Иркутяне в боях за Родину. Новый этап индустриального развития экономики (1946-1960 гг.): первые шаги в промышленности. Молодежные стройки. Начало БАМа. Положение в сельском хозяйстве. Социально-политическая обстановка. Культурная жизнь: образование и наука, литература и искусство, живопись, города.

2

Изучение новых знаний

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр.32 Викторина: «Герои земли Иркутской»

3

Тема 2.8. ВОВ и послевоенное строительство 1941-1960 г. г.

31-32

Передний край в глубоком тылу. Иркутяне в боях за Родину. Новый этап индустриального развития экономики (1946-1960 гг.): первые шаги в промышленности. Молодежные стройки. Начало БАМа. Положение в сельском хозяйстве. Социально-политическая обстановка. Культурная жизнь: образование и наука, литература и искусство, живопись, города.

2

Урок систематизации и обобщения

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Работа в рабочей тетради стр. 31-32. Написать конспект в тетради по теме: «Всенародное обсуждение проекта новой Конституции в Иркутской области». Провести дома, в семье, с друзьями социологический опрос: «Жизнь при Брежневе Л.И»

2

Тема 2.9. Самостоятельная работа № 4

33-34

Иркутск в годы ВОВ


Практикум

Устный, письменный контроль, работа в тетради. Семестровый контроль


3

Тема 2.10. лабораторная работа № 4(1 час)

35-36

Иркутская земля в 1961-1985 г.: Конференция: «Иркутская область в годы правления Брежнева Л.И»

2

Комбинированный урок

Устный, письменный контроль, работа в тетради


3

Тема 2.11 . Иркутская область в 1986-2015 г.г.


37-38

Иркутская область на грани веков. Политическая и культурная жизнь. На пути экономических реформ. Современное социально-экономическое и культурное положение Иркутской области.

2

Урок систематизации и обобщения

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Письменно в тетради написать эссе на тему: «Иркутская область в 1990-2015 г. г. ; составить таблицу: «Важнейшие исторические памятники и памятные места в Иркутской области»

3

Тема 2.12. Самостоятельная работа № 5

39-40

Г. Иркутск и Иркутская область в современном развитии России

2

Комбинированный урок

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Составить таблицу: «г. Иркутск и Иркутская область в современном развитии России, написать эссе

3

Тема 2.13. Итоговая контрольная работа

41-42


2

Контроль знаний

Устный, письменный контроль, работа в тетради

Подготовиться к контрольно- зачетному уроку

2,3

Контрольная работа

43-44

Итоговый тест

2

Контроль знаний

Устный, письменный контроль, работа в тетради


2, 3

Внеаудиторная самостоятельная работа

22
























Примерная тематика рефератов:

  1. Древнекаменный век в истории Прибайкалья

  2. Особенности коренных народов жизни Сибири

  3. Прибайкалье в период Средневековья

  4. Земля Иркутская в XVIII веке.

  5. Иркутская земля в начале XX века

  6. Иркутская земля в 1921- 1941 г .г.

  7. ВОВ и послевоенное строительство 1941-1960 г. г

  8. Иркутская область в 1986-2015 г






















3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин.


Оборудование учебного кабинета:

- карта Иркутской области;

- карта мест ссылки декабристов;

- портреты ссыльных декабристов;

- экспонаты и демонстрационные плакаты, таблицы, схемы, иллюстрирующие историю развития Иркутской области.


Технические средства обучения:

- компьютер с мультимедийным проектором и аудио-системой;

- подборка учебных фильмов, компьютерных программ для изучения истории становления Иркутской области и ее современного состояния.



3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Основные источники:

  1. История Земли Иркутской [Текст]: Учебное пособие для старшей школы / под ред. З.И.Рабецкой. – Иркутск, 2002.

  2. Олех, Л.Г. История Сибири [Текст]. – Ростов-на-Дону, 2005.

  3. Рабецкая, З.И. Иркутская область на пути экономических реформ [Текст]: Учебное пособие. – Иркутск, 2000.


Дополнительные источники:

  1. Гольдфарб, С. Весь Иркутск [Текст]/ С. Гольдфарб - Иркутск, 1992.

  2. Народное хозяйство Иркутской области [Текст]/ А. Григорьева.

– Иркутск, 1973.

  1. Иркутск в панораме веков [Текст]. – Иркутск, 2003.

  2. Кузнецов, И. Иркутская область в годы Великой Отечественной войны[Текст]/ И.Кузнецов. – Иркутск, 1995.

  3. Медведев, Г. Памятники археологии Иркутской области [Текст] / Г.И.Медведев, В.В. Свинин, О.П. Степанова, А.Г. Генералов. – Иркутск, 1985.

  4. Распутин, В.  Сибирь, Сибирь…[Текст] / В.Г. Распутин. – Иркутск, 2000.

  5. Шостакович, Б. История поляков в Сибири (XVII- XIX вв.) [Текст]/ Б.С. Шостакович. – Иркутск, 1995.


Интернет-ресурсы:

Иркутская область [Электронный ресурс]// Википедия. – режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%F0%EA%F3%F2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC


4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Должен уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, карта, схема);

  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

  • представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации;

  • определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

  • использовать навыки исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации.


  • Анализ выполнения лабораторных работ, заданий к самостоятельной работе.

  • Анализ оценок за лабораторные работы, выполненные в рамках освоения разделов и тем и учебной дисциплины.

  • Письменная проверочная работа.

  • Изучение качества выполнения заданий к самостоятельной работе, предполагающих поиск, переработку и представление учебной информации.

  • Оценка правильности подготовленных таблиц, схем, презентаций.

  • Анализ подготовки студентами результатов изучения исторического материала в формах реферата, исторического сочинения, исследовательского проекта, публичной презентации.


Должен знать:

  • основные факты, процессы, явления, характеризующие целостность и

системность истории родного края;

  • современные версии и трактовки важнейших событий и проблем развития Иркутской области;

  • взаимосвязь и особенности истории России и региональной истории;

  • основные этапы исторического развития региона.


Устные опросы.

Оценка подготовки реферата, выполнения письменных, лабораторных работ.

Изучение продуктов образовательной деятельности на предмет сформированности оцениваемых знаний.

Наблюдение за работой студента на занятии, качестве сформированных знаний.

Выполнение студентами письменных и компьютерных тестов.




6