ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с ФГОС общего образования для обучающихся с умственной отсталостью, на основе АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью
ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа», «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2010 г.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Конституция РФ;
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29.12.12;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Приложение к федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1598.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление от 10 июля 2015 г. N 26);
Устав ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Положения ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
АООП общего образования обучающихся с умственной отсталостью ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа»;
Программы для подготовительного, 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
Учебного плана образовательного учреждения.
Целью данной программы является:
оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
формирование личности ребёнка;
воспитание положительных навыков и привычек.
На уроках изобразительного искусства ставятся следующие основные задачи:
способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;
ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;
дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес и любовь к изобразительной деятельности.
В Основных положениях специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья четко выделены два компонента: «академический», т.е. накопление потенциальных возможностей для активной реализации в настоящем и будущем, и «формирование жизненной компетенции», т.е. овладение знаниями, умениями и навыками уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Оба компонента неотъемлемые и взаимодополняющие стороны образовательного процесса. Поэтому в программу по изобразительному искусству включены знания в области искусства - практика художественного ремесла и художественного творчества:
овладение первоначальными знаниями из разных видов искусства (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и основными навыками восприятия искусства, получение личного опыта художественного творчества;
освоение культурной среды, дающей ребенку впечатление от искусства; формирование стремления и привычки к регулярному посещению музеев, театров, концертов и др.;
развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусства, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства;
формирование эстетических ориентировок (красиво, некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни;
развитие вкуса и способности к самовыражению в разных видах искусства, к освоению элементарных форм художественного ремесла.
Для гарантированного получения школьного образования детей с ограниченными возможностями здоровья за основу взят третий вариант специального стандарта (нецензовый), который отвечает их общим и особым образовательным потребностям.
Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
Программа составлена с учётом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
На каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу на коррекцию и развитие тонких координированных движений рук.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Их главная задача – формирование и обогащение чувственного опыта (умения видеть, слышать, осязать). На этом этапе важно сформировать первичные навыки работы с материалами и инструментами, показать, что рисунки отражают свойства предметов и их отношения, привить интерес к изобразительной деятельности.
Также на подготовительном этапе проводится работа, направленная на развитие зрительного внимания, восприятия предметов и их свойства (формы, величины, цвета, количества деталей и их положения по отношению друг к другу), на формирование представлений.
Большое внимание уделяется совершенствованию мелких, дифференцированных движений пальцев и кисти рук, зрительно-двигательной координации, выработке изобразительных навыков. Нужно добиваться, чтобы ученик осознанно выполнял движения карандашом (фломастером) в заданном направлении, изменять направление движения, прекращать движение в нужной точке.
Все занятия проводятся в игровой, занимательной форме. Для этого нужно иметь соответствующие дидактические пособия: строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, геометрическое лото, а также различные игрушки.
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
На уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. В процессе занятий школьники получают сведения о применении узоров на коврах, тканях, обоях, посуде, игрушках. Краткие беседы о декоративно-прикладном искусстве с показом изделий народных умельцев помогают формированию у учащихся эстетического вкуса.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Рисованию с натуры предшествуют наблюдение изображаемого объекта, определение его формы, строения, цвета и размеров отдельных деталей и их взаимного расположения. После изучения предмета учащиеся передают его в рисунке так, как видят со своего места.
Основная задача обучения рисованию с натуры – научить детей рисовать, передавая в рисунке соотношения ширины и высоты, частей и целого, а также конструкцию предметов.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Содержанием уроков рисования на темы являются изображение явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывков из литературных произведений. В 1 классе изображают по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
В 1 классе занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Систематическая работа с иллюстрированным материалом развивает у детей зрительное восприятие, речь, обогащает словарь.
П е р в о е п о л у г о д и е
Подготовительные упражнения
Осуществлять сенсорное воспитание первоклассников: учить их различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения.
Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый.
Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура.
Примерные упражнения
Первая четверть.
Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем).
Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем).
Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу); высокие столбы, заборчик и др. (прямые вертикальные линии):провода, дорожки, цветные веревочки и др. (прямые горизонтальные линии); идет косой дождь, высокие горы, туристические палатки и др. (наклонные линии).
Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенка, окошки, рамки, шахматная доска, качели и др.
Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идет, бьет фонтанчик, самолет летит, плывет кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок и др.
Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колесами, ветка с ягодами и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши - толстые и тонкие, елочки – высокие и низкие и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки и др.
Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертежные треугольники, дорожные знаки и др.
Вторая четверть.
Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка.
Рисование по клеточкам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель).
Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов).
Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов.
Рисование по шаблону круга (диаметр 6 см). деление круга на 4 равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура.
Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы).
Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели).
Рисование по памяти (после показа) несложных по форме елочных игрушек (4-6 на листе бумаги).
Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ели с игрушками).
В т о р о е п о л у г о д и е
ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
Выработать у учащихся умение свободно, без напряжения проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять детей в аккуратной закраске элементов орнамента с соблюдением контура рисунка; развивать умение пользоваться трафаретами- мерками; учить различать и называть цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, оранжевый, фиолетовый.
РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ
Учить детей различать предметы по форме, величине, цвету и передавать в рисунке основные их свойства. Правильно размещать рисунки на листе бумаги. Аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры.
РИСОВАНИЕ НА ТЕМЫ
Учить детей объединять предметы по признаку формы; развивать у них умения передавать в рисунке наиболее простой для изображения момент из прочитанной сказки; размещать элементы рисунка на листе бумаги, передавая пространственные и величинные отношения несложных предметов (наверху, внизу, рядом, около; большой, маленький, самый маленький); отождествлять свой рисунок с каким-либо предметом.
БЕСЕДЫ ОБ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Учить детей узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных им из ближайшего окружения: развивать у них умения сравнивать предметы по форме, цвету, величине.
Примерные задания
Третья четверть.
Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка).
Рисование на тему «Снеговик».
Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета).
Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров.
Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки.
Рисование с натуры игрушки-кораблика.
Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта.
Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала.
Рисование по замыслу «Что бывает круглое?»
Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке»; «Колобок катится по дорожке»).
Четвёртая четверть.
Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма).
Тематический рисунок «Я ракету нарисую».
Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок». Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки).
Требования к результатам освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»
в 1 классе
Личностные учебные действия
-положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
Коммуникативные учебные действия
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
-обращаться за помощью и принимать помощь;
-сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
Регулятивные учебные действия
-входить и выходить из учебного помещения со звонком;
-ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
-пользоваться учебной мебелью;
-адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
-работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
-принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами заместителями;
-наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который помогает выявить индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия используется следующая система оценивания:
0 - баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 - балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 - балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4- балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5- баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема. | Кол-во часов. |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 1. 2. 3. 4. 5. 6. | Первая четверть. Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем). Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные верёвочки (прямые горизонтальные линии); идёт косой дождь, высокие горы, туристические палатки (наклонные линии). Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели. Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идёт, бьёт фонтанчик, самолёт летит, плывёт кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок. Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колёсами, ветка с ягодами. Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши – толстые и тонкие, ёлочки – высокие и низкие. Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки). Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертёжные треугольники, дорожные знаки. Вторая четверть. Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка. Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. Рисование по шаблону круга (диаметр 6см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). Рисование по памяти (после показа) несложных по форме ёлочных игрушек (4 – 6 на листе бумаги). Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ёлки с игрушками). Третья четверть. Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). Рисование на тему «Снеговик». Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. Рисование с натуры игрушки-кораблика. Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). Четвёртая четверть. Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма). Тематический рисунок «Я ракету нарисую». Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». Рисование с натуры праздничного флажка. Рисование узора в полосе растительных элементов. Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки). | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. |
1четверть. | 2четверть. | 3четверть. | 4четверть. | Год. |
9ч. | 9ч. | 10ч. | 6ч. | 34ч. |
V. Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой (столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;
выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;
обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые (замкнутые) линии;
ориентироваться на плоскости листа бумаги;
закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов (сверху вниз, слава направо, наискось);
различать и называть цвета;
узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;
передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя;
узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов, животных, растений, известных детям из ближайшего окружения, сравнивать их между собой.
VI. Дополнительная литература:
- И. А. Грошенков. Уроки рисования в I – VI классах вспомогательной школы. М. Просвещение, 1975г
План.
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Содержание.
Учебно-тематический план.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Литература.
Календарно-тематический план.
VII. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
34 часа
№ п/п | Тема урока (план проектной или исследовательской | Кол-во часов. | Дата. | Корректи- ровка. | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий). | Элементы содержания. | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат). | Вид контроля. Измерители. |
1. | Упражнения на различение предметов по форме и цвету. Рисование (на одном листе) предметов разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителем). | 1ч. | | | I четверть. Урок введения новых знаний. | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы и окраски (после наблюдения и показа учителя). | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
2. | Упражнения на различение предметов по форме и размерам; рисование (на одном листе) предметов разной формы и величины (после наблюдения и показа учителем). | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности. | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы и величины (после наблюдения и показа учителя). | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
3. | Игровые графические упражнения – рисование прямых линий в различных направлениях (по показу): высокие столбы, заборчик (прямые вертикальные линии); провода, дорожки, цветные верёвочки (прямые горизонтальные линии); идёт косой дождь, высокие горы, туристические палатки (наклонные линии). | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
4. | Игровые графические упражнения – рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу): лесенки, окошки, рамки, шахматная доска, качели. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование прямых вертикальных и горизонтальных линий (по показу). | Уметь проводить от руки вертикальные и горизонтальные линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
5. | Игровые графические упражнения – рисование дугообразных линий (по показу): дым идёт, бьёт фонтанчик, самолёт летит, плывёт кораблик по волнам, скачет мяч, прыгает лягушка, бабочка перелетает с цветка на цветок. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование дугообразных линий (по показу). | Уметь проводить от руки дугообразные линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
6. | Игровые графические упражнения – рисование замкнутых круговых линий (по показу): намотаем несколько клубков ниток, воздушные шарики, много колечек – цепочка, тележка с разноцветными колёсами, ветка с ягодами. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование замкнутых круговых линий (по показу). | Уметь проводить от руки замкнутые круговые линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
7. | Игровые графические упражнения – рисование (по показу) знакомых детям предметов разной величины (размеров): разноцветные шары – большие и маленькие, клубки ниток – большие и маленькие, ленты – длинные и короткие, карандаши – толстые и тонкие, ёлочки – высокие и низкие. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование предметов разной величины (размеров) (по показу). | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, дугообразные, замкнутые круговые линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
8. | Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов круглой, овальной и квадратной формы (арбузы, апельсины, яблоки, огурцы, лимоны, сливы, рамки, кубики, коробки). | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Рисование (по показу) предметов круглой, овальной, квадратной формы. | Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии; закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
9. | Игровые графические упражнения – рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы: альбомы, линейки, книги, флажки, чертёжные треугольники, дорожные знаки. | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Рисование (по показу) предметов прямоугольной и треугольной формы. | Уметь правильно держать карандаш, проводить от руки прямые замкнутые линии; закрашивать рисунок цветным карандашом, соблюдая контуры рисунка и направление штрихов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
10. | Рисование по опорным точкам знакомых предметов: дом, скворечник, кораблик, лесенка. | 1ч. | | | II четверть. Урок введения новых знаний. | Выполнение рисунка по опорным точкам. | Уметь организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые замкнутые линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
11. | Рисование по клеткам несложных геометрических узоров в полосе (полосу в тетради ученика проводит учитель). | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Построение по клеткам несложного узора в полосе, соблюдая ритмичность элементов. | Уметь организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
12. | Рисование узора в полосе из чередующихся по форме и цвету элементов (кругов и квадратов). | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Построение по клеткам несложного узора в полосе, соблюдая ритмичность элементов. Чередование элементов по форме и цвету (круг и квадрат). | Уметь организовывать своё рабочее место, правильно сидеть за столом, правильно держать тетрадь и карандаш; соединять точки, проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые замкнутые линии. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
13. | Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование этих предметов. | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Развитие художественных способностей. | Уметь рисовать на одном листе предметы разной формы, величины, цвета; сравнивать данные предметы. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
14. | Рисование по шаблону круга (диаметр 6см). Деление круга на четыре равные части, построение внутри него квадрата, раскрашивание элементов с соблюдением контура. | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Рисование круга по шаблону. Деление круга на части. | Уметь «читать» образец и последовательно рисовать. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
15. | Рисование (по показу) несложных по форме предметов, состоящих из нескольких частей (флажки, бусы). | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование предметов, состоящих из нескольких элементов. | Уметь видеть и передавать в рисунке характерные особенности формы предметов и его частей. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
16. | Рисование в полосе узора из повторяющихся растительных элементов (веточки ели). | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Создание равномерного симметричного узора в полосе. | Уметь равномерно заполнять плоскость полосы бумаги декоративными элементами; делить полосу на равные части, соблюдать симметрию. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
17. | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме ёлочных игрушек (4 – 6 на листе бумаги). | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Рисование по памяти (после показа) несложных по форме ёлочных игрушек (4 – 6 на листе бумаги). | Уметь правильно передавать основную форму, строение и цвет предметов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
18. | Рисование по представлению знакомых детям предметов (веточка ёлки с игрушками). | 1ч. | | | Урок рефлексии. | Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели. | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать её сходство с оригиналом. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
19. | Рисование с натуры зимних вещей (шарф и вязаная шапочка). | 1ч. | | | III четверть. Урок развития умений и навыков. | Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели. | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать её сходство с оригиналом. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
20. | Рисование на тему «Снеговик». | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Рисование кругов разных по размеру. | Уметь рисовать замкнутые округлые линии, закрашивать их. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
21. | Рисование геометрического орнамента с образца по опорным точкам (прямоугольник делят пополам, а в полученных квадратах проводят диагонали; треугольники раскрашивают в контрастные цвета). | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Составление узора по образцу. | Уметь равномерно размещать рисунок. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
22. | Рисование с натуры игрушки-светофора. Рисование с натуры связки воздушных шаров. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Рисование предметов круглой, прямоугольной, овальной формы. | Уметь проводить от руки округлые, прямые замкнутые линии; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая его контуры и направление штрихов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
23. | Беседа на тему «Дымковские узоры». Составление в полосе узора для закладки. | 1ч. | | | Урок рефлексии. | Выявление эстетического в иллюстрациях, изделиях. Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов. | Уметь проявлять эмоционально-эстетическое отношение к изделиям, иллюстрациям. Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка, различать и называть цвета. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
24. | Рисование с натуры игрушки-кораблика. | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Передача в рисунке характерных особенностей рисуемой модели. | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета, устанавливать её сходство с оригиналом. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
25. | Рисование узора для открытки ко дню 8 Марта. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов. | Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка, различать и называть цвета. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
26. | Рисование с натуры башенки из элементов строительного материала. | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Составление предмета из геометрических фигур. | Уметь изображать постройку на листе бумаги, соблюдая пропорции. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
27. | Рисование по замыслу «Что бывает круглое?». | 1ч. | | | Урок рефлексии. | Передача в рисунке основной формы предметов. | Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
28. | Рассматривание иллюстраций к книге Е. Рачева «Колобок». Рисунок к сказке («Колобок лежит на окошке», «Колобок катится по дорожке»). | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Передача в рисунке простой момент из сказки. | Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
29. | Декоративное рисование – узор в круге (круг – готовая форма). | 1ч. | | | IVчетверть. Урок введения новых знаний. | Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов. | Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка, различать и называть цвета. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
30. | Тематический рисунок «Я ракету нарисую». | 1ч. | | | Урок введения новых знаний. | Оформление открытки. | Уметь передавать в рисунке основную форму предмета. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
31. | Геометрический узор в полосе из треугольников. Рассматривание дымковской игрушки «Жар-птица», иллюстраций к сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок». | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Построение несложного узора из треугольников в полосе. | Уметь проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные линии; закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контур рисунка. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
32. | Рисование с натуры праздничного флажка. | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Рисование прямоугольников. | Уметь рисовать прямоугольники. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
33. | Рисование узора в полосе растительных элементов. | 1ч. | | | Урок развития и коррекции умений и навыков. | Составление несложного узора из предложенных учителем декоративных элементов. | Уметь выбирать узор, равномерно размещать его в пределах контурного изображения; аккуратно закрашивать элементы, соблюдая контур рисунка, различать и называть цвета. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |
34. | Рассматривание иллюстраций к сказке «Три медведя». Рисунок к этой сказке (три чашки разной величины и расцветки). | 1ч. | | | Урок развития умений и навыков. | Передача в рисунке простой момент из сказки. | Уметь рисовать по представлению; узнавать в иллюстрациях изображения предметов и животных; передавать в рисунке величинные отношения предметов. | Текущий. Практическая работа. Анализ работ. |