Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Творишинская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено» Руководитель МО _________Жорова Н.И. Протокол №___ от «___»___________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР_______Шкуратова А.И._ «____» ________2016г | «Утверждаю» Директор школы _______Ковалёва С.Н. Приказ №_63/12 от «_30» 08 2016 г. |
Рабочая программа
педагога 1 квалификационной категории
Румянцевой Людмилы Сергеевны
по изобразительному искусству
2 класс
Программа по изобразительному искусству для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству, завершённой предметной линии учебников «Изобразительное искусство», авт. Неменская Л.А. (под ред. Неменского Б.М.) (УМК «Школа России»).
2016-2017 учебный год
с.Творишино
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа ориентирована на обучающихся 2 класса и реализуется на основе следующих документов:
Примерная программа общеобразовательных учреждений по изобразительному искусству. Изобразительное искусство Неменская Л.А. (под редакцией Неменского Б.М.) (Сборник рабочих программ «Школа России»: 1-4 классы. М.: Просвещение, 2012г.).
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования (приказ Министерства образования РФ №373 от 06. 10. 2009 года «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего образования» )
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования брянской области № 2609-04-0 от 13.04.2016 года.
Федеральный перечень учебников ,рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
Учебный план МБОУ Творишинская СОШ на 2016-2017 учебный год, утверждённый приказом №63/11 от 30.08.2016 год.
Программа соответствует учебнику Неменская Л.А. Изобразительное искусство 2 класс .
М.: Просвещение, 2012 год.
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
6. Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной
творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
7. Умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с общим замыслом;
8. Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность
и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения
содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази тельных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 2 класса: ИСКУССТВО И ТЫ
Как и чем работает художник? (8 ч)
Три основные краски –красная, синяя, желтая.
Пять красок — все богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).
Реальность и фантазия ( 7 ч)
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство (11ч)
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении: мужской образ.
Выражение характера человека в изображении: женский образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме.
Изображение природы в различных состояниях.
Выражение характера человека через украшение.
Выражение намерений через украшение.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство (8 ч)
Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер линий.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Тема урока |
1 | Как и чем работает художник? | 8 ч | «Цветочная поляна» Три основных цвета-желтый, красный, синий. |
2 | | | Загадки чёрного и белого цветов. |
3 | | | «Осенний лес». Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. |
4 | | | «Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. |
5 | | | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. |
6 | | | «Звери в лесу». Выразительность материалов для работы в объеме. |
7 | | | «Птицы в лесу». Выразительные возможности бумаги. |
8 | | | «Композиции из сухих трав и цветов». Для художников любой материал может стать выразительным. |
9 | Реальность и фантазии | 7 ч | «Наши друзья птицы». Изображение и реальность. |
10 | | | «Сказочная птица». Изображение и фантазия. |
11 | | | «Веточки деревьев с росой и паутинкой». Украшение и реальность. |
12 | | | «Кокошник». Украшение и фантазия. |
13 | | | «Подводный мир». Постройка и реальность. |
14 | | | «Фантастический замок». Постройка и фантазия. |
15 | | | Братья-мастера. Изображения, украшения и постройки всегда работают вместе. |
16 | О чём говорит искусство | 11 ч | «Море». Изображение природы в различных состояниях. |
17 | | | «Четвероногий герой». Изображение характера животных. |
18 | | | Женский образ русских сказок. Изображение характера человека: изображение противоположных по характеру сказочных женских образов (Царевна-Лебедь и Бабариха). |
19 | | | «Сказочный мужской образ». Изображение характера человека: изображение доброго и злого сказочного мужского образа. |
20 | | | «Образ человека в скульптуре.» Образ сказочного героя, выраженный в объеме. |
21-22 | | | «Человек и его украшения»(сумоч- ка, сарафан, воротничок, щит – по выбору, по заготовленной форме). Выражение характера человека через украшения. |
23 | | | О чём говорят украшения |
24-25 | | | «Дворцы доброй феи». Образ здания |
26 | | | «В мире сказочных героев». В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, своё отношение к миру. |
27 | Как говорит искусство | 8 ч | «Замок Снежной королевы». Цвет как средство выражения: тёплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. |
28 | | | «Весна идет». Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. |
29 | | | «Весенний ручеек». Линия как средство выражения: ритм линий. |
30 | | | «Ветка». Линия как средство выражения: характер линий. |
31 | | | «Птички» (коллективное панно). Ритм пятен как средство выражения. |
32 | | | «Смешные человечки». Пропорции выражают характер. |
33 | | | «Весна. Шум птиц». Ритм линий и пятен, цвет, пропорции- средства выразительности. |
34 | | | Обобщающий урок года. Наши достижения. Я умею. Я могу. Выставка детских работ. |
7