СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по ИЗО дла 4 класса, УМК "Перспектива"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»



«Утверждено»

Педагогическим советом протокол

от _29_ __августа____ 2015 г. № _1_


Введено приказом

от 29_ ____августа_______ 2015 г. № _323_

Директор школы


___________________ Рагузина В. И.

подпись Ф.И.О.



Рабочая программа

по предмету: изобразительное искусство _

для 4 класса В.



Составитель: Гишмеева Лидия Варламовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.





«СОГЛАСОВАНО» РАССМОТРЕНО: Руководитель МО

Зам. директора по УР на заседании МО _____________ Чехун Н. А.

______________ Новоселова Н.Б. протокол № 1

от « 29 » августа 2015 г. от «___» ____________ 2015 г.



г. Набережные Челны

2015 г.



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 4 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), 2009 г.,

  • Примерной программы по изобразительному искусству (Сборник «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» , часть 2,М.: Просвещение, 2011),

  • Основной образовательной программы начального общего образования

  • Рабочей программаы по изобразительному искусству. (изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.)

  • Положения об утверждении и порядка разработки рабочих программ МБОУ «СОШ № 32»

  • Учебного плана МБОУ «СОШ №32» на 2015/2016 учебный год, а также планируемых результатов начального общего образования.

Для реализации программного содержания используется учебник:

Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного предмета.

Изобразительное искусство в начальной школе является ба­зовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основ­ном на формирование эмоционально-образного, художествен­ного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразитель‑ному искусству; обогащение нравственного опыта, пред‑ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази‑

тельного искусства, выражению в творческих работах сво­его отношения к окружающему миру;

• совершенствование эмоционально-образного восприятии произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,скульптура и др.);

• освоение первоначальных знаний о пластических искус­ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебного плана на 2015/ 2016 учебный год на предмет «изобразительное искусство» отведено 1 час в неделю, 34 учебные недели, всего 34 часа.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Уникальность и значимость учебного курса определя­ются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в даль­нейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подхо­ды в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материа­лами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных мате­риалов и техник, используемых на уроках, поддерживает ин­терес учащихся к художественному творчеству.


Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты:

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

  1. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообра­зии природы, народов, культур и религий;

  2. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  1. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  2. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  1. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоцио­нально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  1. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстни­ками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  2. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духов­ным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  1. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  1. активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для реше­ния коммуникативных и познавательных задач;

  2. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном про­странстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, ор­ганизации, передачи и интерпретации информации в со­ответствии с коммуникативными и познавательными за­дачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксиро­вать (записывать) в цифровой форме измеряемые величи­ны и анализировать изображения, звуки, готовить своё вы­ступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  3. овладение навыками смыслового чтения текстов раз­личных стилей и жанров в соответствии с целями и зада­чами;

  4. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  5. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  6. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  1. овладение базовыми предметными и межпредметными по­нятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами.

Предметные результаты:

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

• приводить примеры ведущих художественных музеев

России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);

высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;

• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;

• создавать средствами живописи, графики, скульптуры,

декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно"прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно"творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;

• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Содержание курса.

Учитывая особенности содержания УМК «Перспектива» взят за основу I вариант тематического планирования.


№ п/п

Название разделов

Количество часов

1

Виды художественной деятельности.

14

2

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

8

3

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

7

4

Опыт художественно-творческой деятельности.

5


Итого

34

Виды художественной деятельности.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, Ван Гог, К.Моне. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов Татарстана. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседнев­ной жизни человека, в организации его материального окру­жения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фло­мастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различ­ными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами ри­сунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и ха­рактерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообра­зие природы, человека, зданий, предметов, выраженные сред­ствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живо­писного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообра­зие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоратив­но-прикладного искусства и его роль в жизни человека. По­нятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, мо­розные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведе­ниями народных художественных промыслов в России (с учё­том местных условий).


Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на пло­скости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспек­тива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, даль­ше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Компози­ционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмо­циональном звучании и выразительности образа. Эмоциональ­ные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персона­жа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летя­щие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худо­жественный образ. Передача с помощью линии эмоциональ­ного состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.

Ритм. Виды ритма.особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Земля – наш общий дом. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительныхобразов природы. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Образ человека в искусстве разных народов.

Родина моя – Россия. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Представление народа о красоте человека. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ современника. Жанр портрета. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности.

Участие в разных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.


Виды учебной деятельности.

Овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования,

Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскрсти в изображениях природы, пейзажа, сюжетных сцен.

Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы, композиционного центра, отделяя главное от второстепенного.

Различать основные и составные , теплые и холодные цвета.

Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.




Календарно-тематический план по изобразительному искусству

Гишмеевой Лидии Варламовны

учителя начальных классов на 2015/2016 учебный год


План составлен согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), 2009г.,

Примерным программам по учебным предметам (начальная школа, в 2 частях), 2011 г.,

Учебному плану МБОУ «СОШ №32» на 2015/2016 учебный год.


Предмет

Класс

Всего кол-во часов

Кол.

час.

в нед.

Итоговая контрольная работа

Автор учебника, год издания

(обязателен гриф МО и Н РФ «Допущено» или«Рекомендовано»)

Изобразительное искусство

4 В

34 ч.

1 ч.

1 ч.

Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник 4 класс (1-4). М.: «Дрофа», 2014 год.



Методические темы на 2015/2016 учебный год

Городская тема.


Школьная тема.


Тема учителя.


Непрерывный процесс развития педагогических работников как стратегический ориентир методической работы в реализации ФГОС и повышении качества образования.


Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях освоения ФГОС как фактор повышения качества образования в школе.


Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников в образовательном процессе в условиях освоения ФГОС












Изобразительное искусство


п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Кален

дарн. сроки

Фак-тич.

сроки

Планируемые результаты


Кон-троль

Предметные

Универсальные учебные действия

1

Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно.

1

01.09


знать/понимать:

основные виды и жанры изобра-зительных искусств; основы изо-бразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искус-ства и их основные произведе-ния; первоначальные сведения о художественной форме в изобра-зительном искусстве, о художе-ственно-выразительных сред-ствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстети-ческом восприятии работ; прос-тейшие композиционные прие-мы и художественные средства, необходимые для передачи дви-жения и покоя в сюжетном ри-сунке; названия наиболее круп-ных художественных музеев России;названия известных центров народных художе-ственных ремесел России.

уметь:

применять художественные мА-териалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; разли-чать основные и составные, теплые холодные цвета; узна-вать отдельные произведения выдающихся отечественных ху-дожников; применять основные средства художественной выра-зительности в самостоятельной творческой деятельности: в ри-сунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюс-трациях к произведениям лите-ратуры и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

Личностные результаты

-Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Познавательные:

Освоение способов реше-ния проблем творческого и поискового характера.

-Использование знаково-символических средств пред-ставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.

Регулятивные:

-Формирование умения пла-нировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализации; определять наи-более эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы.


2

Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень.

1

08.09



3

Мой край родной. Моя земля.

Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет.

1

15.09



4

Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи.

1

22.09



5

Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита.

1

29.09



6

Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция.


1

06.10



7

Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика.

1

13.10



8

Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека.

1

20.10



9

Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет.

1

27.10



Рекомендуемые для ознакомления в I четверти:  произведения профессионального искусства: символические и реалистические изображения дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С. Гавина. Произведения выдающихся художников XIX—XX вв. Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах; произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и детских творческих работ; произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В. Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, запечатлевших в своих работах образы творческих людей; пейзажи живописцев XIX—XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Ткачёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и графика В. Фаворского, в которых едва ли неглавное место занимает изображение неба.  произведения народного искусства: произведения народных и современных мастеров городецкой росписи, образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX—XX вв., образы вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества.


10

Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий.


1

10.11


знать/понимать:

основные виды и жанры изобра-зительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, про-порции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искус-ства и их основные произведе-ния;первоначальные сведения о художественной форме в изобра-зительном искусстве, о художе-ственно-выразительных сред-ствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстети-ческом восприятии работ; прос-тейшие композиционные прие-мы и художественные средства, необходимые для передачи дви-жения и покоя в сюжетном ри-сунке; названия наиболее круп-ных художественных музеев России; названия известных центров народных художествен-ных ремесел России.

уметь:

применять художественные ма-териалы (гуашь, акварель) в творчекой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведе-ния выдающихся отечественных художников;

применять основные средства художественной выразительнос-ти в самостоятельной творчес-кой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

Личностные результаты

-Формирование уважитель-ного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

-Принятие и освоение соци-альной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формиро-вание личностного смысла учения.

Познавательные:

- -Использование различных способов поиска (в справоч-ных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер-нет), сбора,обработки, анали-за, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуника-тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблю-дать нормы этики и этикета. Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель-ности, поиска средств ее осуществления.

Коммуникативные:

- уметь обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их.



11

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция.


1

17.11



12

Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция.


1

24.11



13

Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт.


1

01.12



14

Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет.


1

08.12



15

Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов .


1

15.12



16

Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия.


1

22.12



Рекомендуемые для ознакомления во II четверти:  произведения профессионального искусства: Восприятие произведения отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашникова, графики А. Пахомова, В. Курчевского,М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха;  живописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Ткачёва, графика И. Воробьёва, учебной работы и поэтического произведения, посвящённых разным состояниям осени; произведения живописцев XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского, И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи; сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского; произведения художников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаевской, посвящённых празднованию Нового года; живописные произведения А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов.   произведения народного искусства: произведения художников, создавших сказочные сюжеты — И. Билибина, В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Холуя, гравюры XVI в.;

17

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия.

Силуэт.

1

12.01


знать/понимать:

основные виды и жанры изобразительных искусств;

основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ;

простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

названия наиболее крупных художественных музеев России;

названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произве-дения выдающихся отечествен-ных художников;

применять основные средства художественной выразитель-ности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема.

Личностные результаты

-Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Познавательные:

-Овладение логическими действиями сравнения, анна-лиза, синтеза, обобще-ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуж-дений, отнесения к из-вестным понятиям

Регулятивные:

-Формирование умения пла-нировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные спо-собы достижения результата.

Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаи-вать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и нахо-дить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства.


18

Зимние картины. Сюжетная компози-ция: линия горизонта, композицион-ный центр, пространственные планы, ритм, динамика.


1

19.01



19

Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция.


1

26.01



20

Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета.


1

02.02



21

Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр.


1

09.02



22

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит.


1

16.02



23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика.


1

01.03



24

Народная расписная картинка-клубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.


1

15.03



25

Народная расписная картинка-клубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих.


1

05.04



26

Вода—живительная стихия. Экологи-ческий плаката: композиция, линия, пятно.


1

12.04



Рекомендуемые для ознакомления в III четверти:   произведения профессионального искусства:   произведения изобразительного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки; живописцев XX в. К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина; реалистических и декоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой; художников В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых действующей армии и партизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения М. Лермонтова «Бородино»; произведений живописцев XIX—XX вв. И. Айвазовского, П. Петровичева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука, К. Пюсса, народного мастера В. Денисова из Холуя; отечественных художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н. Чарухина, В. Говоркова. произведения народного искусства: народных клубочных картинок, их разнообразной тематики (песенное искусство, былинные и исторические события, отдельные батальные эпизоды и сцены из жизни разных сословий, причуды моды и чудеса техники);

27

Повернись к мирозданию. Проект эко-логического плаката в технике коллажа.


1

19.04


знать/понимать:

основные виды и жанры изобра-зительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

выдающихся представителей русского и зарубежного искус-ства и их основн. произведения;

первоначальные сведения о ху-дожественной форме в изобра-зительном искусстве, о художе-ственно-выразительных сред-ствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстети-ческом восприятии работ; прос-тейшие композиционные прие-мы и художественные средства, необходимые для передачи дви-жения и покоя в сюжетном ри-сунке; названия наиболее круп-ных художественных музеев России;

названия известных центров народных художественных ремесел России.

уметь:

применять художественные ма-териалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;разли-чать основные и составные, теп-лые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выда-ющихся отечеств. художников;

применять основные средства художественной выразительнос-ти в самостоятельной творческой деятельностидобиваться тональных и цвето-вых градаций при передаче объема.

Личностные результаты

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Познавательные:

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами


Регулятивные:

-Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления..

Коммуникативные:

-Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.




28

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.


1

26.04



29

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство.

1

03.05



30

Всенародный праздник — День Побе-ды. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества.


1

10.05



31

«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы.


1

10.05



32

Итоговая контрольная работа.


1

17.05


Контр.

работа

33

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Древняя Греция.


1

24.05



34

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Средневековая Европа.


1

31.05



Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения профессионального искусства:  художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н. Чарухина, В. Говоркова; художников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Саврасова, Б. Домашникова, П. Фомина, живописца П. Корина и скульптора А. Бичукова, которые передают настроение праздника Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. произведения народного искусства: пейзажи народного мастера Т. Милюшина из Холуя; народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства разных стран.






Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству

Оценка "5"

-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;

-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

-допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

-не справляется с поставленной целью урока.




График контрольных работ



№ п/п

Темы контрольных работ

Календарные сроки

Фактические сроки

Итоговая контрольная работа

17.05













Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература.

  1. Примерной программы по изобразительному искусству (Сборник «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» -М.: Просвещение, 2011),

  2. Рабочей программаы по изобразительному искусству. (Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.)

  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.

  4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.

  5. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf

  6. Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.

  7. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.

  8. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.

  9. Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.


Интернет-ресурсы.

1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki

2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org

3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru

4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru

5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su

Информационно-коммуникативные средства.

1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).

2. Большая электронная энциклопедия (CD).

3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).

4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства.

М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.

А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатеринасанница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.

О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.

А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.

Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.

Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда – Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки – Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия – ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения – «пауки».

Народный костюм Русского Севера – олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский – курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты – вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.

Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка – Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски – Индонезия, Китай; ваза – Корея.

Технические средства обучения.

1. DVD-плеер (видеомагнитофон).

2. Телевизор.

3. Компьютер.

4. Мультимедийная доска.

Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

2. Штатив для картин.

3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).

4. Шкаф для хранения картин.

Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол