Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №32 с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждено»
Педагогическим советом протокол
от _29_ __августа____ 2015 г. № _1_
Введено приказом
от 29_ ____августа_______ 2015 г. № _323_
Директор школы
___________________ Рагузина В. И.
подпись Ф.И.О.
Рабочая программа
по предмету: изобразительное искусство _
для 4 класса В.
Составитель: Гишмеева Лидия Варламовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
«СОГЛАСОВАНО» РАССМОТРЕНО: Руководитель МО
Зам. директора по УР на заседании МО _____________ Чехун Н. А.
______________ Новоселова Н.Б. протокол № 1
от « 29 » августа 2015 г. от «___» ____________ 2015 г.
г. Набережные Челны
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету изобразительное искусство для 4 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения), 2009 г.,
Примерной программы по изобразительному искусству (Сборник «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» , часть 2,М.: Просвещение, 2011),
Основной образовательной программы начального общего образования
Рабочей программаы по изобразительному искусству. (изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.)
Положения об утверждении и порядка разработки рабочих программ МБОУ «СОШ № 32»
Учебного плана МБОУ «СОШ №32» на 2015/2016 учебный год, а также планируемых результатов начального общего образования.
Для реализации программного содержания используется учебник:
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
Общая характеристика учебного предмета.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразитель‑ному искусству; обогащение нравственного опыта, пред‑ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств,уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобрази‑
тельного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• совершенствование эмоционально-образного восприятии произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн,скульптура и др.);
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебного плана на 2015/ 2016 учебный год на предмет «изобразительное искусство» отведено 1 час в неделю, 34 учебные недели, всего 34 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами.
Предметные результаты:
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
• различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
• различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
• эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
• узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
• приводить примеры ведущих художественных музеев
России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
• видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д. в природе, на улице, в быту);
• высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
• создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
• использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
• различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
• создавать средствами живописи, графики, скульптуры,
декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
• пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно"прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно"творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
• моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
• выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Выпускник научится:
• осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
• выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
• понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
• изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
• изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание курса.
Учитывая особенности содержания УМК «Перспектива» взят за основу I вариант тематического планирования.
№ п/п | Название разделов | Количество часов |
1 | Виды художественной деятельности. | 14 |
2 | Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? | 8 |
3 | Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? | 7 |
4 | Опыт художественно-творческой деятельности. | 5 |
| Итого | 34 |
Виды художественной деятельности.
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников: В.М.Васнецов, И.Е.Репин, В.И.Суриков, В.А.Серов, А.К.Саврасов, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, К.Ф.Юон, И.Э.Грабарь, А.А.Пластов, А.А.Дейнека, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, Рембрандт ван Рейн, Ван Гог, К.Моне. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов Татарстана. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет - основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин - раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон - сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Ритм. Виды ритма.особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля – наш общий дом. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительныхобразов природы. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Образ человека в искусстве разных народов.
Родина моя – Россия. Пейзажи родной природы. Образ человека в традиционной культуре. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. Представление народа о красоте человека. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ современника. Жанр портрета. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности.
Участие в разных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.
Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).
Освоение основ рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение навыками бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Виды учебной деятельности.
Овладеть основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования,
Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскрсти в изображениях природы, пейзажа, сюжетных сцен.
Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы, композиционного центра, отделяя главное от второстепенного.
Различать основные и составные , теплые и холодные цвета.
Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов.
Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур.
Календарно-тематический план по изобразительному искусству
Гишмеевой Лидии Варламовны
учителя начальных классов на 2015/2016 учебный год
План составлен согласно Федеральному Государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС), 2009г.,
Примерным программам по учебным предметам (начальная школа, в 2 частях), 2011 г.,
Учебному плану МБОУ «СОШ №32» на 2015/2016 учебный год.
Предмет | Класс | Всего кол-во часов | Кол. час. в нед. | Итоговая контрольная работа | Автор учебника, год издания |
(обязателен гриф МО и Н РФ «Допущено» или«Рекомендовано») |
Изобразительное искусство | 4 В | 34 ч. | 1 ч. | 1 ч. | Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник 4 класс (1-4). М.: «Дрофа», 2014 год. |
Методические темы на 2015/2016 учебный год
Городская тема. | Школьная тема. | Тема учителя. |
Непрерывный процесс развития педагогических работников как стратегический ориентир методической работы в реализации ФГОС и повышении качества образования. | Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях освоения ФГОС как фактор повышения качества образования в школе. | Формирование самоконтроля и самооценки младших школьников в образовательном процессе в условиях освоения ФГОС |
Изобразительное искусство
п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Кален дарн. сроки | Фак-тич. сроки | Планируемые результаты | Кон-троль |
Предметные | Универсальные учебные действия |
1 | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. | 1 | 01.09 | | знать/понимать: основные виды и жанры изобра-зительных искусств; основы изо-бразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искус-ства и их основные произведе-ния; первоначальные сведения о художественной форме в изобра-зительном искусстве, о художе-ственно-выразительных сред-ствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстети-ческом восприятии работ; прос-тейшие композиционные прие-мы и художественные средства, необходимые для передачи дви-жения и покоя в сюжетном ри-сунке; названия наиболее круп-ных художественных музеев России;названия известных центров народных художе-ственных ремесел России. уметь: применять художественные мА-териалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; разли-чать основные и составные, теплые холодные цвета; узна-вать отдельные произведения выдающихся отечественных ху-дожников; применять основные средства художественной выра-зительности в самостоятельной творческой деятельности: в ри-сунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюс-трациях к произведениям лите-ратуры и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема. | Личностные результаты -Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. -Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. Познавательные: Освоение способов реше-ния проблем творческого и поискового характера. -Использование знаково-символических средств пред-ставления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Регулятивные: -Формирование умения пла-нировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставлен-ной задачей и условиями ее реализации; определять наи-более эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: уметь инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, использовать образную речь при описании представлений о мироздании, приводить примеры пословиц, отвечать на вопросы, делать выводы. | |
2 | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень. | 1 | 08.09 | | |
3 | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. | 1 | 15.09 | | |
4 | Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи. | 1 | 22.09 | | |
5 | Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита. | 1 | 29.09 | | |
6 | Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция. | 1 | 06.10 | | |
7 | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика. | 1 | 13.10 | | |
8 | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека. | 1 | 20.10 | | |
9 | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. | 1 | 27.10 | | |
Рекомендуемые для ознакомления в I четверти: произведения профессионального искусства: символические и реалистические изображения дерева в произведениях выдающихся живописцев XIX в. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С. Гавина. Произведения выдающихся художников XIX—XX вв. Ф. Васильева, И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова, отобразивших родную природу в живописных и графических пейзажах; произведений мастеров разных поколений, современных мастеров, продолжающих и развивающих традиции старейших мастеров городецкой росписи И. Мазина, Ф. Красноярова, И. Лебедева и детских творческих работ; произведений выдающихся портретистов XIX в. В. Тропинина, В. Маковского, В. Васнецова, В. Сурикова и современных художников Г. Васько, П. Павлова, запечатлевших в своих работах образы творческих людей; пейзажи живописцев XIX—XX вв. А. Куинджи, Н. Крымова, А. Ткачёва, Э. Браговского, Е. Винокурова и графика В. Фаворского, в которых едва ли неглавное место занимает изображение неба. произведения народного искусства: произведения народных и современных мастеров городецкой росписи, образа птицы-света в творчестве городецких мастеров конца XIX—XX вв., образы вороного коня и всадника в изделиях городецких мастеров и произведениях художника-графика Т. Мавриной. Традиционный образ-символ коня в народном искусстве. Неразрывная связь природы и образов народного творчества. |
10 | Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий. | 1 | 10.11 | | знать/понимать: основные виды и жанры изобра-зительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, про-порции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искус-ства и их основные произведе-ния;первоначальные сведения о художественной форме в изобра-зительном искусстве, о художе-ственно-выразительных сред-ствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстети-ческом восприятии работ; прос-тейшие композиционные прие-мы и художественные средства, необходимые для передачи дви-жения и покоя в сюжетном ри-сунке; названия наиболее круп-ных художественных музеев России; названия известных центров народных художествен-ных ремесел России. уметь: применять художественные ма-териалы (гуашь, акварель) в творчекой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произведе-ния выдающихся отечественных художников; применять основные средства художественной выразительнос-ти в самостоятельной творчес-кой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема. | Личностные результаты -Формирование уважитель-ного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. -Принятие и освоение соци-альной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формиро-вание личностного смысла учения. Познавательные: - -Использование различных способов поиска (в справоч-ных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интер-нет), сбора,обработки, анали-за, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуника-тивными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблю-дать нормы этики и этикета. Регулятивные: -Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятель-ности, поиска средств ее осуществления. Коммуникативные: - уметь обмениваться мнениями, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения, понимать позицию партнера по диалогу, находить ответы на вопросы и правильно формулировать их. | |
11 | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. | 1 | 17.11 | | |
12 | Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. | 1 | 24.11 | | |
13 | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт. | 1 | 01.12 | | |
14 | Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет. | 1 | 08.12 | | |
15 | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов . | 1 | 15.12 | | |
16 | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. | 1 | 22.12 | | |
Рекомендуемые для ознакомления во II четверти: произведения профессионального искусства: Восприятие произведения отечественных мастеров живописи XX в. А. Дейнеки, М. Сарьяна, И. Глазунова, Б. Домашникова, графики А. Пахомова, В. Курчевского,М. Ахунова, Л. Киселёвой и народного мастера И. Маркичева из Палеха; живописцев С. Жуковского, А. и С. Ткачёвых, А. Ткачёва, графика И. Воробьёва, учебной работы и поэтического произведения, посвящённых разным состояниям осени; произведения живописцев XIX—XX вв. Ф. Толстого, Д. Жилинского, И. Симонова, Ю. Кугача, отобразивших в своём творчестве разные моменты из жизни семьи; сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» и произведений живописца К. Васильева и художника-графика В. Алфеевского; произведения художников А. Ставровского, П. Парухнова, О. Богаевской, посвящённых празднованию Нового года; живописные произведения А. Саврасова, Э. Грабаря, Н. Ромадина и графических работ П. Петрова, посвящённых зимней природе; стихотворений русских поэтов. произведения народного искусства: произведения художников, создавших сказочные сюжеты — И. Билибина, В. Алфеевского, мастеров лаковой миниатюрной живописи из Палеха и Холуя, гравюры XVI в.; |
17 | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Силуэт. | 1 | 12.01 | | знать/понимать: основные виды и жанры изобразительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстетическом восприятии работ; простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке; названия наиболее крупных художественных музеев России; названия известных центров народных художественных ремесел России. уметь: применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; узнавать отдельные произве-дения выдающихся отечествен-ных художников; применять основные средства художественной выразитель-ности в самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема. | Личностные результаты -Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. -Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Познавательные: -Овладение логическими действиями сравнения, анна-лиза, синтеза, обобще-ния, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуж-дений, отнесения к из-вестным понятиям Регулятивные: -Формирование умения пла-нировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные спо-собы достижения результата. Коммуникативные: уметь строить понятные речевые высказывания, использовать образную речь при описании разных предметов старины; участвовать в обсуждениях, аргументированно отстаи-вать свою точку зрения, сов-местно рассуждать и нахо-дить ответы на вопросы; выразительно пользоваться языком изобразительного искусства. | |
18 | Зимние картины. Сюжетная компози-ция: линия горизонта, композицион-ный центр, пространственные планы, ритм, динамика. | 1 | 19.01 | | |
19 | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция. | 1 | 26.01 | | |
20 | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета. | 1 | 02.02 | | |
21 | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр. | 1 | 09.02 | | |
22 | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит. | 1 | 16.02 | | |
23 | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. | 1 | 01.03 | | |
24 | Народная расписная картинка-клубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 | 15.03 | | |
25 | Народная расписная картинка-клубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих. | 1 | 05.04 | | |
26 | Вода—живительная стихия. Экологи-ческий плаката: композиция, линия, пятно. | 1 | 12.04 | | |
Рекомендуемые для ознакомления в III четверти: произведения профессионального искусства: произведения изобразительного искусства современных художников В. Калиничевой, В. Курчевского, поэзии и музыки; живописцев XX в. К. Петрова-Водкина, П. Кончаловского, И. Машкова, А. Васильева, В. Эльконина и современных графиков М. Андреева, М. Ромадина; реалистических и декоративных натюрмортов профессиональных художников И. Машкова, Е. Романовой; художников В. Верещагина, Ф. Рубо, посвящённых действующей армии и партизанскому движению в период войны 1812 г., и стихотворения М. Лермонтова «Бородино»; произведений живописцев XIX—XX вв. И. Айвазовского, П. Петровичева, Е. Востокова, графиков Т. Лящука, К. Пюсса, народного мастера В. Денисова из Холуя; отечественных художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н. Чарухина, В. Говоркова. произведения народного искусства: народных клубочных картинок, их разнообразной тематики (песенное искусство, былинные и исторические события, отдельные батальные эпизоды и сцены из жизни разных сословий, причуды моды и чудеса техники); |
27 | Повернись к мирозданию. Проект эко-логического плаката в технике коллажа. | 1 | 19.04 | | знать/понимать: основные виды и жанры изобра-зительных искусств; основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция); выдающихся представителей русского и зарубежного искус-ства и их основн. произведения; первоначальные сведения о ху-дожественной форме в изобра-зительном искусстве, о художе-ственно-выразительных сред-ствах (композиция, рисунок, цвет, колорит), их роль в эстети-ческом восприятии работ; прос-тейшие композиционные прие-мы и художественные средства, необходимые для передачи дви-жения и покоя в сюжетном ри-сунке; названия наиболее круп-ных художественных музеев России; названия известных центров народных художественных ремесел России. уметь: применять художественные ма-териалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;разли-чать основные и составные, теп-лые и холодные цвета; узнавать отдельные произведения выда-ющихся отечеств. художников; применять основные средства художественной выразительнос-ти в самостоятельной творческой деятельностидобиваться тональных и цвето-вых градаций при передаче объема. | Личностные результаты Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. - Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни. Познавательные: Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами Регулятивные: -Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.. Коммуникативные: -Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | |
28 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 1 | 26.04 | | |
29 | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. | 1 | 03.05 | | |
30 | Всенародный праздник — День Побе-ды. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества. | 1 | 10.05 | | |
31 | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы. | 1 | 10.05 | | |
32 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 17.05 | | Контр. работа |
33 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Древняя Греция. | 1 | 24.05 | | |
34 | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Средневековая Европа. | 1 | 31.05 | | |
Рекомендуемые для ознакомления в IV четверти: произведения профессионального искусства: художников-плакатистов Г. Серебрякова, Н. Чарухина, В. Говоркова; художников-пейзажистов XIX—XX вв. А. Саврасова, Б. Домашникова, П. Фомина, живописца П. Корина и скульптора А. Бичукова, которые передают настроение праздника Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. произведения народного искусства: пейзажи народного мастера Т. Милюшина из Холуя; народных мастеров и художников декоративно-прикладного искусства разных стран. |
Нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по изобразительному искусству
Оценка "5"
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.
Оценка "3"
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока.
График контрольных работ
№ п/п | Темы контрольных работ | Календарные сроки | Фактические сроки |
-
| Итоговая контрольная работа | 17.05 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература.
Примерной программы по изобразительному искусству (Сборник «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа» -М.: Просвещение, 2011),
Рабочей программаы по изобразительному искусству. (Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1–4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. – М. : Просвещение, 2011.)
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс [Текст] : учеб.для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. – М. : Просвещение, 2011.
Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. – М. : Просвещение, 2011.
Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 4 класс» [Электронный ресурс] / Т. Я. Шпикалова. – Режим доступа : http://www.prosv.ru/ebooks/pdf/izo_4kl.pdf
Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. – М. : Детская литература, 1984.
Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. – Л. : Детская литература, 1973.
Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей! – СПб., 1995.
Энциклопедический словарь юного художника. – М. : Педагогика, 1983.
Интернет-ресурсы.
1. Википедия: свободная энциклопедия. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Педсовет.org. Всероссийский Интернет-педсовет. – Режим доступа : http://pedsovet.org
3. Клуб учителей начальной школы. – Режим доступа : http://www.4stupeni.ru
4. Фестиваль педагогических идей. – Режим доступа : http://festival.1september.ru
5. Педагогическое сообщество. – Режим доступа : http://www.pedsovet.su
Информационно-коммуникативные средства.
1. Секреты живописи для маленьких художников (CD-ROM).
2. Большая электронная энциклопедия (CD).
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD-ROM).
4. Аудиозаписи. Классическая музыка.
Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства.
М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; З. Серебрякова. Корзина с кабачками; З. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью; В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни; Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.
А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синица-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седневе; А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль; Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт; В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме; А. Журавлева. Зима. Екатеринасанница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.
О. Савостюк. Маша; З. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем; В. Фонеев. Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-Залесском; В. Федосеев. Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кугач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; З. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нурали. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.
А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства.
И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь, Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.
Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда – Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки – Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия – ларцы, сундуки, светцы; традиционные подвесные украшения – «пауки».
Народный костюм Русского Севера – олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский – курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана, Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты – вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка.
Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка – Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски – Индонезия, Китай; ваза – Корея.
Технические средства обучения.
1. DVD-плеер (видеомагнитофон).
2. Телевизор.
3. Компьютер.
4. Мультимедийная доска.
Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.
2. Штатив для картин.
3. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.).
4. Шкаф для хранения картин.
Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол