13
Комитет по образованию Администрации Топчихинского района
МКОУ Топчихинская средняя общеобразовательная школа №2
«Рассмотрено» Руководитель МО _________ /_____________/ ФИО Протокол № ___ от _______ | «Согласовано» Заместитель директора по УР МКОУ ТСШ №2 _________/______________/ «_____» __________2017 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ ТСШ №2 __________ /С.В.Загайнов/ Приказ № ____ от «____» ________ 2017 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Изобразительное искусство»
3Б класса на 2017-2018 учебный год
начального общего образования
Разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству для 3 класса Б.М. Неменского
срок реализации 1 год
Составитель:
учитель начальных классов
Кряжева Лариса Витальевна
Топчиха 2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" разработана в соответствии с:
1. ФГОС НОО (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г., № 373)
ООП ООО МКОУ Топчихинской СОШ №2 в части учебного плана программы развития УУД и раздела «Система оценки достижения планируемых образовательных результатов» (утверждено приказом директора № 50/3 от 02.09.2014г)
Годовым календарным графиком МКОУ Топчихинской СОШ №2 (утверждено приказом директора № от 30.08.2017г)
Положением о рабочей программе учебных предметов, курсов, направленных на достижение образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО (утвержд. приказом директора №34/1 от 27.05. 2016)
Федеральным перечнем учебников (утверждено приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253)
И на основе других материалов:
1.Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1. – 5-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011.
2.Авторской программы «Изобразительное искусство» Б.М. Неменского. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. - Москва, Просвещение, 2015 г.
3. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 классы / Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и др.; под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2012 г.
Место учебного предмета в учебном плане.
Примерной и авторской программой по изобразительному искусству на её реализацию отведено 34 часа.
Для проведения занятий по предмету "Изобразительное искусство" Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 3 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). Учебный план МКОУ Топчихинской СОШ №2 предусматривает в 3 классе еженедельно отводится 1 учебное занятие при продолжительности учебного года 34 недели (всего 34 часа). С учётом этого программа составлена на 34 часа учебного времени.
Цель изучения курса:
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Задачи:
развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте;
формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание);
формирование о трех видах художественной деятельности: изображения, украшения, постройке;
развитее наблюдательности и воображения;
формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям;
начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна;
формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объемного моделирования из бумаги.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
изобразительная художественная деятельность;
декоративная художественная деятельность;
конструктивная художественная деятельность.
Формы, методы и средства оценки образовательных результатов
Виды контроля: текущий контроль; тематический контроль; итоговый контроль .
Методы и формы: устный опрос; практические задания, выставки детских работ, предметная неделя искусства, портфолио.
Используемые технологии, формы и методы работы
Методологической основой реализации ФГОС в преподавании является системно-деятельностный подход
Используемые технологии: технология «обучение в сотрудничестве»; игровые технологии обучения; здоровьесберегающие технологии обучения; исследовательские технологии (проблемно-поисковые); технология разноуровневого и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные.
Методы обучения: словесные (рассказ, беседа, объяснение, работа с учебником); наглядные методы (иллюстрация, демонстрация, наблюдение учащихся), игровые.
Средства обучения: авторские программы, авторские методические материалы, УМК, демонстрационный материал, презентации учителя по темам, мультимедийные средства, интернет-ресурсы.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, индивидуально-коллективная.
Календарно – тематическое планирование предмета «Изобразительное
искусство» в 3 классе на 2017 – 2018 учебный год. Количество недельных часов 34.
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Искусство вокруг нас (34 часа). |
Искусство в твоём доме (8 часов). |
1. | Твои игрушки. | 1 | 5.09 | |
2. | Твои игрушки. | 1 | 12.09 | |
3. | Посуда у тебя дома. | 1 | 19.09 | |
4. | Обои и шторы у тебя дома. | 1 | 26.09 | |
5. | Мамин платок. | 1 | 3.10 | |
6. | Твои книжки. | 1 | 10.10 | |
7. | Открытки. | 1 | 17.10 | |
8. | Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | 1 | 24.10 | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов). |
9. | Памятники архитектуры. | 1 | 7.11 | |
10. | Парки, скверы ,бульвары. | 1 | 14.11 | |
11. | Ажурные ограды. | 1 | 21.11 | |
12. | Волшебные фонари. | 1 | 28.11 | |
13. | Витрины. | 1 | 5.12 | |
14. | Удивительный транспорт. | 1 | 12.12 | |
15. | Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы). | 1 | 19.12 | |
Художник и зрелище (11 часов). |
16. | Художник в цирке. | 1 | 26.12 | |
17. | Художник в цирке. | 1 | 16.01 | |
18. | Художник в театре. | 1 | 23.01 | |
19. | Художник в театре. | 1 | 30.01 | |
20. | Театр кукол. | 1 | 6.02 | |
21. | Маски. | 1 | 13.02 | |
22. | Маски. | 1 | 20.02 | |
23. | Афиши и плакат. | 1 | 27.02 | |
24. | Праздник в городе. | 1 | 6.03 | |
25. | Праздник в городе. | 1 | 13.03 | |
26. | Школьный карнавал (обобщение темы). | 1 | 20.03 | |
Художник и музей (8 часов). |
27. | Музей в жизни города. | 1 | 3.04 | |
28. | Картина – особый мир. | 1 | 10.04 | |
29. | Картина – пейзаж. | 1 | 17.04 | |
30. | Картина – портрет. | 1 | 24.04 | |
31. | Картина-натюрморт. | 1 | 8.05 | |
32. | Картины исторические и бытовые. | 1 | 15.05 | |
33. | Скульптура в музее и на улице. | 1 | 22.05 | |
34. | Художественная выставка (обобщение темы). | 1 | 29.05 | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство» у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник «Изобразительное искусство » 3 класс «Ты изображаешь, украшаешь и строишь» 2011г.
Дидактический материал:
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов
Хрестоматии литературных произведений
Энциклопедии по искусству
Альбомы по искусству
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
компьютер
экран
мультимедиа проектор
учебные фильмы
диски
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
№ п/п | № измененного урока | Дата проведения урока по плану | Дата фактического проведения урока | Причина изменений (приказ №… от…) |
1. | | | | |
2. | | | | |
3. | | | | |
4. | | | | |
5. | | | | |
6. | | | | |
7. | | | | |
8. | | | | |
9. | | | | |
10. | | | | |
11. | | | | |
12. | | | | |
13. | | | | |
14. | | | | |
15. | | | | |