МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПАНКРУШИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПАНКРУШИХИНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей искусства и технологии Протокол №1 «31» августа 2017 г Руководитель МО ________________________ /Е.В.Креймер/ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР «Панкрушихинская сош» «31» августа 2017 г ____________________ / Е.А .Аксёнова/ | УТВЕРЖДЕНО Директор МКОУ «Панкрушихинская сош» Приказ № от « 31» августа 2017 г _________________________ /В.А.Земенко/ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
6 класс
Учитель: Гончарова Л.Е.
Первой квалификационной категории
с. Панкрушиха 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями;
примерной образовательной программой основного общего образования;
авторской программой курса «Изобразительное искусство» для 5-8 классы / искусства Б.М. Неменский, Л. А. Неменская, .А. Горяева, А.С. Питерских,– М:Издательство «Просвещение» , 2015 г – 148с.
Образовательной программой основного общего образования МКОУ «Панкрушихинская сош»;
Учебным планом МКОУ «Панкрушихинская сош»;
Положением о рабочей программе по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности МКОУ Панкрушихинская сош»
Программа ориентирована на использование учебника :Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс:учеб.для общеобразовательныхучреждений / под ред.Б.М. Неменского- 2-е изд. Москва «Просвещение »- 2013 г.
Данная программа используется для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) с учетом их психофизического состояния.
В авторскую программу изменения не внесены.
Учебным планом МКОУ «Панкрушихинская сош» на изобразительное искусство отводится 1 часа в неделю (35ч в год ).
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
2. Планируемые результаты изучения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно – творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать и уметь:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников – пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива) , особенности ритмической организации изображения ;
знать разные художественные материалы. Художественные техники и их значение в сознании художественного образа;
пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила пользования головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций , характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно использовать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
3. Содержание учебного предмета
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (35 Ч)
Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культурострои-тельная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.
Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.
Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.
Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.
Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.
Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат дли передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)
История развития жанра «натюрморт» В контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Номер урока | Тема урока | Количество часов |
Раздел 1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов). |
1 | Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств . | 1 |
2 | Художественные материалы | 1 |
3 | Рисунок - основа изобразительного творчества. | 1 |
4 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.. | 1 |
5 | Пятно как средство выражения. Ритм пятен. | 1 |
6 | Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. | 1 |
7 | Объемные изображения в скульптуре. | 1 |
8 | Основы языка изображения (обобщение темы | 1 |
Раздел 2.Мир наших вещей . Натюрморт . (8 часов). |
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 |
10 | Изображение предметного мир – натюрморт. | 1 |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. | 1 |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 |
14 | Натюрморт в графике. | 1 |
15 | Цвет в натюрморте. | 1 |
16 | Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы). | 1 |
Раздел 3. Вглядываясь в человека . Портрет. (12 часов). |
17 | Образ человека – главная тема искусства. | 1 |
18 | Конструкция головы и ее основные пропорции. | 1 |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
20 | Портрет в скульптуре. | 1 |
21 | Графический портретный рисунок. | 1 |
22 – 23 | Сатирические образы человека. | 2 |
24-25 | Образные возможности освещения в портрете. | 2 |
26 | Роль цвета в портрете. | 1 |
27 | Великие портретисты прошлого. | 1 |
28 | Портрет в изобразительном искусстве XX века | 1 |
Раздел 4. Человек и пространство . Пейзаж.7 часов). |
29 | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
30 | Изображение пространства. | 1 |
31 | Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1 |
32 | Пейзаж – большой мир. Пейзаж настроения . Природа и художник. | 1 |
33 | Пейзаж в русской живописи. | 1 |
34 | Пейзаж в графике . Городской пейзаж. | 1 |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы) . | 1 |
Всего – 35 часов
Лист изменений и дополнений
Дата | Что изменено | Причина |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |