Данная рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 8 класса составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: программа /Сост. Б.М.Неменский. - М.: Просвещение, 2009. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010 года. (Приказ МО РФ № 1236 от 19.05.1998г.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.
Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 17 часов. Срок реализации 1год. Согласно региональному базисному учебному плану, на основе которого сформирован учебный план школы, на предмет «Изобразительное искусство» отведено 1 час в неделю в 8 классе.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Экспресс - выставок и защита коллективных художественных проектов.
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. Прямые линии и организация пространства. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна. Искусство шрифта. Буква - строка – текст. Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Многообразие форм графического дизайна.
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Важнейшие архитектурные элементы здания. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
№
| Тема урока | Кол-во часов | Формирование новых знаний | Практическая работа | Материалы | Зрительный ряд и дополнительное оборудование | Домашнее задание |
Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры. |
1. | Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции. | 1ч | Объёмно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции – все вариации рассматриваются на примере простейших фигур (прямоугольники, прямые, точки и др.). | Гармонично сбалансировать композиции из 3 – 5 прямоугольников, добиться простоты и выразительности. | Белая и чёрная бумага, ножницы, клей. | Иллюстрации по теме, например репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича. | |
2. | Прямые линии и организация пространства. | 1ч | Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежённость и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ. | Выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.) с введением в композицию 3 – 5 прямых линий. | Белая и чёрная, цветная бумага, вырезки, ножницы, клей. | Иллюстрации по теме, например репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п. | |
3. | Цвет – элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна. | 1ч | Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость. | 1 вариант: Введение в чёрно- белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга. 2 вариант: Создание композиции из произвольного количества простейших цветовых геометрических фигур в тёплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста. 3 вариант: В отвлечённой форме ритмом, характером и цветом мазка, линией или пятном выразить состояние, ощущение или событие (например «шум дождя», «тишина», «суматоха», «выстрел» и др.). | Белая и чёрная, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, тушь, кисти. | Иллюстрации по теме, например репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п. | Подобрать в книгах примеры красивого написания букв. |
4 . | Буква – строка – текст. Искусство шрифта. | 1ч | Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции. | 1 вариант: Создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву. 2 вариант: Создание композиции того же содержания, но с заменой линии строкой текста. | Белая и чёрная, цветная бумага, вырезки, ножницы, клей, гуашь, кисти, фломастеры или маркеры. | Иллюстрации по теме, например образцы плакатов, рекламных листовок, книг и журналов с разными шрифтами; образцы компьютерных шрифтов. | |
5-6. | Декоративные надписи. | 2ч | Примеры шрифтов (курсив, артново, готический, дубовый, ленточный, «оливье», весёлый, предметный…). Дизайн букв. Приёмы начертания букв. Буквы в старинном стиле. Декоративные элементы. Стиль граффити. | 1 вариант: Составить целый алфавит, воспользовавшись приведёнными примерами. 2 вариант: Придумать свой собственный декоративный стиль. 3 вариант: Создать надпись в стиле «дикого» граффити. | Гуашь, кисти, бумага, фломастеры или маркеры, цветная бумага ножницы, клей. | Энциклопедия рисования. Примеры шрифтов. | Принести поздравительные открытки. |
7. | Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции. | 1ч | Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки. | 1 вариант: Введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике или в форме пятна, вырезанного по контуру. 2 вариант: Изображение (фотография) как фон композиции (плаката). 3 вариант: Создать макет плаката или поздравительной открытки. | Белая и цветная бумага, вырезки, ножницы, клей, гуашь или акварель, кисти. | Иллюстрации по теме, например образцы плакатов, поздравительных открыток. Книги и журналы. | |
8. | Многообразие форм полиграфического дизайна. | 1ч | Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология. | 1 вариант: Макет разворота или обложки книги. 2 вариант: Макет разворота журнала или газеты. | Материалы для рисования. Ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов. | Иллюстрации по теме. Образцы книг и журналов. | |
Художественный язык конструктивных искусств. В мире вещей и зданий. |
9. | Архитектура и её функции в жизни человека. Истоки архитектуры. | 1ч | Архитектура – искусство проектировать и строить. Виды архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная архитектура, градостроительство). Первоэлементы архитектуры: менгиры, дольмены, кромлехи, циклопические крепости, городища (мегалитическая архитектура). Культовое строительство древних цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Древняя Америка). | Сообщение новых знаний. Моделирование ландшафта с памятниками древней архитектуры. | Карандаш, бумага; пластилин, картон, стеки. | Иллюстрации по теме, например пирамиды в Гизе, египетские храмы, сады Семирамиды, ступенчатые пирамиды Америки. | |
10. | Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Соразмерность и пропорциональность. | 1ч | Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объёмов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертёж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объёмов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр или шар, кольцо – цилиндр и т.д.Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа. | Выполнение чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху) (плоскостная изобразительная композиция из прямоугольников, пятен, линий). | Карандаш, бумага. | Иллюстрации по теме, например В. Кандинский. Чёрный аккомпанемент; К. Малевич. Супрематизм; Эль Лисицкий. Образцы плоскостных композиций. Набор фигур для черчения. Таблицы по черчению. | Принести малоформатные объёмы (коробочки, баночки…). |
11. | Архитектура – композиционная организация пространства. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 1ч | Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объёме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Баланс объёма и поля на макете (1 прямоугольник – 1 параллелепипед), сомасштабность объектов. Дизайн проекта: введение монохромного цвета. | Выполнение пространственно-макетной композиции архитектурных объектов. | Карандаш, бумага, картон, ножницы, клей, малоформатные объёмы (коробочки, баночки и пр.). | Иллюстрации по теме. Таблицы по черчению «Аксонометрия», «Ортогональные проекции». | |
12. | Архитектурный художественный образ: объём, форма. Архитектурная композиция. | 1ч | Влияние архитектурного объекта на эмоциональную сферу человека. Основные свойства архитектурно-пространственных форм (геометрический вид, размеры, положение в пространстве, масса здания в зрительном восприятии, фактура материала, цвет, светотень). Средства архитектурной композиции (композиционный центр, симметрия, пропорции, масштабность, ритм). Виды архитектурной композиции (фронтальная, объёмная, глубинно-пространственная). Архитектурный ансамбль. | Аппликация фронтальной композиции здания (силуэты зданий в стиле древней, античной, средневековой, современной архитектуры). | Белая и чёрная, цветная бумага, ножницы, клей, гуашь, тушь, кисти. | Иллюстрации по теме, например древнегреческие храмы, собор Василия Блаженного в Москве, Афинский Акрополь, Московский Кремль, Версальский дворец, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, мемориальные комплексы Мамаева Кургана и Брестской крепости. | |
13. | Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмных форм. Понятие модуля. | 1ч | Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объёмов, образующих дом. Образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии. | Создание макета дома, построенного из модульных объёмов (3 - 4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям. | Бумага, ножницы, клей. | Иллюстрации по теме, например жилища разных эпох и народов. | |
14. | Важнейшие архитектурные элементы здания. | 1ч | Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Несущие и несомые элементы зданий. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Ворота – одна из главных символических форм города. Ордерная система. Использование элементов здания в макете проектируемого объекта. | 1 вариант: Проектирование объёмно-пространственного объекта из важнейших элементов здания. 2 вариант: Создание зарисовки (с натуры, с репродукции, по воображению) архитектурных элементов здания по отдельности или всего здания целиком. | Карандаш, бумага, клей, ножницы. | Иллюстрации по теме, например фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт - Петербурге, собора Святого Петра в Риме. | Принести вещь или подобрать иллюстрацию вещи, которую можно считать символом нашего времени. |
15. | Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объёмов и материальный образ времени. | 1ч | Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объёмов. Функция вещи и целесообразность сочетаний и объёмов. Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота – наиболее полное выявление функции вещи. | Проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»). Создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция – композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни). | Карандаш, бумага, вырезки, ножницы, клей. | Иллюстрации по теме, например проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну. Образцы вещей для анализа. Подбор вещей и объектов для инсталляции. | |
16. | Роль и значение материала в конструкции. | 1ч | Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологии и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника – от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т.д.). | Проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи» (сапоги-скороходы, ковёр- самолёт, автомобиль агента 007…). Полуфантастическое соединение функций. | Гуашь или акварель, бумага, кисти. | Иллюстрации по теме. Книги соответствующей тематики. | |
17. | Цвет в архитектуре и дизайне. | 1ч | Эмоциональное и формообразующее значение цвета, влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия. | Макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения. | Белая и цветная бумага, вырезки, ножницы, клей, гофрированная цветная бумага, водоэмульсионные белила. | Иллюстрации по теме, например фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат). | Готовят сообщения о семи чудесах света (пирамида Хеопса, висячие сады Семирамиды, статуя Зевса, храм Артемиды, мавзолей в Галикарнасе, Колосс Родосский, Александрийский маяк). |
18. | Архитектурное наследие. «Семь чудес света» - величайшее культурное наследие человечества. | 1ч | Культурно-историческая ценность памятников. Архитектурное наследие. Музеи-усадьбы писателей, поэтов (литературные заповедники, связанные с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Толстого, Некрасова и др.). Музеи деревянного зодчества под открытым небом (Коломенское, Кижи…). Охрана памятников архитектуры. «Семь чудес света» - соединение искусства и техники, воплощение мировоззрения человека того времени. | Сообщение новых знаний. Выступления детей. 1 вариант: Эскиз плаката или туристской схемы, посвящённой памятникам истории и культуры города, села, области. 2 вариант: Создание карты волшебной страны или создание карты города в старинном стиле. | Карандаш, мелки, гуашь или акварель, фломастеры, бумага. | Иллюстрации по теме. Наборы открыток по музеям-усадьбам. Компьютерная игра «Семь чудес света». | Вспомнить постройки-символы городов мира (например: Эйфелева башня – Париж, Кремль – Москва, Бранденбургские ворота – Берлин…). |
- для овладения навыками работы в конкретном материале (папье-маше, графика, фотоколлаж, макетирование, и т.д.)
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.