Пояснительная записка.
Изобразительное искусство как один из учебных предметов коррекционной школы имеет важное значение в обучении и воспитании учащихся. В процессе занятий по этому предмету осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей: сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое.
Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков детей с дефектами в развитии.
Коррекционная направленность занятий – обязательное условие учебного процесса.
Урок в коррекционной школе сохраняется в качестве основной формы организации учебной деятельности школьников. Как правило, проводятся уроки комбинированного типа, на которых решаются в том или ином порядке несколько дидактических задач (повторение пройденного, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений). Поставленные задачи реализуются на основе тех же дидактических принципов, что и в массовой школе. Однако они значительно модифицируются и используются своеобразно, с учетом познавательной деятельности детей с дефектами в развитии.
Задачи:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать у учащихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- выявление, развитие и коррекция художественно - творческих, коммуникативных способностей обучающихся; создание условий для самореализации способностей;
- дать учащимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умения их применять в процессе учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
- ознакомить школьников с отдельными произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства; воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.
Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседа об изобразительном искусстве.
Содержание
Ожидаемые результаты:
Позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
освобождение ребенка от негативных переживаний (фобий, тревожности и т.п.), внутри личностных конфликтов;
свобода творческого самопроявления;
умение работать со своими переживаниями (анализ, отреагирование, принятие и т.д.);
раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
стремление к самопознанию и самовыражению;
снижение эмоциональной тревожности;
повышение самооценки;
развитие коммуникативных навыков;
Основные требования
к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунки ошибки;
- делать отчет о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать названия рассмотренных на уроках произведения изобразительного искусства и фамилии их авторов.
Упражнения и приёмы арт - терапии:
Рисование под музыку: рисование пальчиками – пальчиковая графика, рисование ладошками, рисование комочками мятой бумаги, полиэтилена и т.п., выполнение папье-маше, украшение рисунков липкими блестками, выполнение коллажей из различных мелких материалов.
Странные узоры.
Отпечатки пальцев
сюжет на тему:
Моё любимое домашнее животное;
Моя любимая игрушка и т.д.
Рисуночное письмо
Позвони мне сегодня; Приходи ко мне на чашку чая; Пойдём сегодня прогуляться по парку. Я – герой любимой сказки.
Взаимодействие с бумагой.
Рисование на мокрой бумаге.
Каракули.
Отпечатки.
Техника раздувания краски.
Чернильные пятна и бабочки.
Вымешивание красок
Рисунок состояния.
Коллаж.
Работа с глиной
.
Литература
1.Грошенков И.А. «Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе», М. Просвещение, 1993.
2.Павлинов П. «Для тех, кто рисует», Москва, 1995.
3.Полунина В.Н. «Искусство и дети», М. Просвещение, 1982.
4 класс
Беседы по картинам-2 часа в четверть.
Рисование с натуры.
Рисование на темы.
Декоративное рисование.
Арт – технология.
(1 час в неделю, общее кол-во- 34 часа)
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
1. | Рисование с натуры овощей и фруктов. | 1 | 06.09. | |
2. | Рисование с натуры листа дуба. | 1 | 13.09. | |
3. | Рисование с натуры ветки рябины. | 1 | 20.09. | |
4. | Составление узора из растительных форм. | 1 | 27.09. | |
5. | Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». | 1 | 04.10. | |
6. | Рисование узоров на мокрой бумаге | 1 | 11.10. | |
7. | Рисование на тему: «Сказочная избушка». | 1 | 18.10. | |
8. | Беседа: «Декоративно-прикладное искусство в России». | 1 | 25.10. | |
9. | Рисование с натуры предметов обихода. | 1 | 08.11. | |
10. | Выполнение элементов Хохломской росписи. | 1 | 15.11. | |
11. | Эскиз разделочной доски. Хохлома. | 1 | 22.11. | |
12. | Рисование с натуры игрушки-грузовика. | 1 | 29.11. | |
13. | Рисование с натуры игрушки-автобуса. | 1 | 06.12. | |
14. | Рисование на тему: «Городской транспорт». | 1 | 13.12. | |
15. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | 1 | 20.12. | |
16. | Рисование по образцу симметричных форм (бабочка). Беседа по картинам. | 1 | 27.12. | |
17. | Рисование новогодней поздравительной открытки. | 1 | 17.01. | |
18. | Рисование с натуры ёлочных украшений. | 1 | 24.01. | |
19. | Рисование дымковской игрушки. Беседа по картинам. | 1 | 31.01. | |
20. | Рисование с натуры раскладной пирамиды. | 1 | 07.02. | |
21. | Отпечатки пальцев. Сюжет на тему: «Моё любимое домашнее животное» | 1 | 14.02. | |
22. | Иллюстрирование отрывков литературных произведений. | 1 | 21.02. | |
23. | Рисование праздничной открытки. | 1 | 28.02. | |
24. | Рисование на тему: «Весна». Беседа по картине «Март». | 1 | 07.03. | |
25. | Рисуночное письмо «Я – герой любимой сказки» | 1 | 14.03. | |
26. | Декоративное рисование «Узор в круге». | 1 | 04.04. | |
27. | Техника раздувания краски. | 1 | 11.04. | |
28. | Рисование на тему: «Космос». | 1 | 18.04. | |
29. | Рисование с натуры ветки дерева. | 1 | 25.04. | |
30. | Рисование с натуры первых весенних цветов. Экскурсия. | 1 | 02.05. | |
31. | Каракули. | 1 | 16.05. | |
32-33 | Рисование с натуры ветки рябины. Экскурсия. | 1 | 23.05. | |
34. | Итоговый урок. | 1 | 30.05. | |