СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ИЗО для 4 класса (2015-16 год)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 4 класса»







Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе:


-Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»;

-Закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-3 РТ (ред. от 23.07.2014) «Об образовании»;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: Приказ МО и Н РФ №373 от 6 октября 2009 года;

- Примерной программы основного начального образования по Изобразительному искусству и авторской программы (УМК «Перспектива» к учебнику по Изобразительному искусству для 4 класса) Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова.

- Учебного плана МБОУ «Алексеевская начальная школа – детский сад №4» на 2015 -2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета. (Протокол №1 , от 29 августа 2015 года)

УМК «Перспектива» для 4 класса вошел в Федеральный перечень учебников, рекомендованных МО и Н РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;

обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;

воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и

окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни

(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,

декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного

кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.


Общая характеристика учебного предмета.

Учебный материал в программе «изобразительное искусство» представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж)

и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:

основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор

средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украше-

ние жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Удмуртии).

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое,тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм.

Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу ( А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его мате риального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению


Описание места предмета в базисном учебном плане


Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство», соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования и учебному плану МБОУ «Алексеевская начальная школа-детский сад №4» на 2015-2016 учебный год (утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1, от 29 августа 2015 г.).

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитана на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка,

формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции.

У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнка экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.







Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


Личностные  результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ  и  историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  2. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  1. принятие и  освоение  социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности  и  формирование личностного смысла учения;

  2. развитие самостоятельности  и  личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости  и  свободе;

  1. формирование эстетических потребностей, ценностей  и  чувств;

  2. развитие этических чувств, доброжелательности  и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания  и  сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми  и  сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов  и  находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на  результат , бережному отношению к материальным  и  духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать  и  сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2.  освоение  способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения  результата ;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности  и  способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5.  освоение  начальных  форм познавательной  и  личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов  и  процессов, схем решения учебных  и  практических задач;

  7. активное использование речевых средств  и  средств информационных  и  коммуникационных  технологий  (далее - ИКТ) для решения коммуникативных  и  познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках  и  открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи  и  интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и  познавательными задачами  и  технологиями  учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление  и  выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики  и  этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей  и  жанров в соответствии с целями  и  задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации  и  составлять тексты в устной  и  письменной формах;

  1. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий  и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  2. готовность слушать собеседника  и  вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения  и  права каждого иметь свою; излагать свое мнение  и  аргументировать свою точку зрения  и  оценку событий;

  3. определение  общей  цели  и  путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций  и  ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и  поведение окружающих;

  4. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон  и  сотрудничества;

  1. овладение  начальными  сведениями о сущности  и  особенностях объектов, процессов  и  явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических  и  др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  2. овладение базовыми  предметными  и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи  и  отношения между объектами  и  процессами;

  3. умение работать в материальной  и  информационной среде  начального  общего  образования  (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  2. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; элементарными- в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании).

Обучающиеся должны знать/понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства; о ведущих художественных музеях России (Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея),Удмуртии и Ижевска;

  • отдельные произведения выдающихся художников народных мастеров России и других стран, в которых раскрывается образная картина мира;

  • названия центров традиционных народных художественных промыслов России и Удмуртии и отличительные признаки образа художественной вещи из разных центров народных промыслов;

  • средства художественной выразительности (цвет, линия, объем, свет, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно-прикладных работах;

  • магическую и эстетическую роль орнамента, ритмические схемы построения: ярусное расположение орнаментальных мотивов, симметрия и асимметрия в построении орнамента, характер элементов городецкой росписи (растительный и зооморфный, антропоморфный);

  • о взаимосвязи формы художественной вещи с ее назначением, материалом и декором; анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

  • особенности вышивки разных регионов России; традиционное искусство лоскутного шитья, набойки ткачества;

  • понятия: рельеф, барельеф, контррельеф, круглая многофигурная композиция, ансамбль, дизайн;

  • виды природных материалов, используемых в плетении;

уметь:

  •    применять приемы акварельной живописи («по-сырому», «а-ля-прима» и др.), приемы получения звучных, чистых, сложных, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний;

  • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении станковой и декоративной композиции;

  • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариаций и импровизаций).

  • соблюдать последовательное выполнение изделия (планирование с помощью технологической карты, эскизов и по собственному замыслу, выполнение изделия в материале с помощью необходимых инструментов, приспособлений на основе выбранной технологии, самоконтроль, оценка своей работы);

  • анализировать орнаментальные композиции в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства, пользуясь понятиями: орнаментальный, замкнутый, на прямоугольной форме, на круге, на сферической поверхности, симметричный, асимметричный, динамичный, статичный;

  • решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию и импровизацию по мотивам народного творчества;

  • высказывать оценочные суждения о шедеврах архитектуры, дизайна, о произведениях народных мастеров различных центров народных промыслов России; выражать свое отношение к художественному, идейно-нравственному содержанию произведений;

  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий с использованием технологической карты, технического рисунка, эскиза; конструировать простые изделия с учетом технических требований и дизайна;

  • комбинировать различные работы с бумагой, картоном, тканью, природным материалом для достижений выразительности образа художественной вещи с соблюдением технологической последовательности;

  • экономно и рационально использовать материалы;

  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию в школе и дома.


Содержание учебного предмета




Темы разделов

Кол-во часов

1

Восхитись вечно живым миром красоты

11ч

2

Любуйся ритмами жизни природы и человека

14ч

3

Восхитись созидательными силами природы и человека


Всего

34ч



Тематическое планирование




Тема урока

Основные виды учебной деятельности учащихся


Дата

По плану

Факт

1

«Целый мир от красоты» Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно

Рассматривают произведения мастеров декоративно-

прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства. Читают с.5-11 учебника, выполняют задания



2

Древо жизни — символ мироздания.

Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень

Рассматривают произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Читают с.12-17 учебника, выполняют задания



3

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет

Читают с.18-23 учебника, выполняют задания с.10-11 «Творческой тетради», Наблюдают приемы композиционного построения пейзажа. Рассматривают пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывают об особенностях русского национального пейзажа.



4

Цветущее дерево – символ жизни. Декоративная композиция: мотив древа в народной росписи

Читают с.24-32 учебника, выполняют задания , Сопоставляют декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделяют из них наиболее распространённые мотивы.



5

Птицы- символ света, счастья, добра.

Читают с.33-38 учебника, выполняют задания



6

Конь– символ солнца, плодородия и добра.

Читают с.39-43 учебника, выполняют задания . Рассказывают, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводят примеры из разных видов народного творчества



7

Связь поколений в традиции Городца.

Читают с. 44-47 учебника. Выполняют декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки,

панно, разделочной доски, подставки для специй).



8

Знатна русская земля своими мастерами и талантами .

Читают задание на с.48-52 учебника, выполняют задания с использованием средств выразительности живописи и графики, соблюдением пропорции лица человека.



9

Вольный ветер – дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет

Читают с.53-58 учебника. Выполняют по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром.



10

Движение – жизни течение.


Живописные наброски на передачу статики и динамики при изображении явлений и объектов природы, людей, техники (материалы по выбору)

Читают с.59-64 учебника, выполняют задания



11

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция

Пейзаж с изображением людей и техники в движении (материалы по выбору)

Читают с.65-70 учебника, выполняют задания



12

Родословное древо-древо жизни, историческая память, связь поколений

Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция. Читают с.71-77 учебника, выполняют задания



13

«Двенадцать братьев друг за другом бродят..»

Прием уподобления. Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды, поисковые эскизы к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев» (материалы по выбору) Читают с.78-83 учебника, выполняют задания



14

Год не неделя – двенадцать месяцев впереди.

Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Читают с.84-88 учебника, выполняют задания



15

Новогоднее настроение

Колорит. Экспериментирование с красками (акварель, восковые мелки) Читают с.89-90 учебника,



16

Твои новогодние поздравления

Выполняют проектирование открытки: цвет, форма, ритм, симметрия. Читают с.93-97 учебника, выполняют задания



17

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия

Читают с.98-102 учебника , выполняют быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по наблюдению и по памяти



18

Зимние картины. Сюжетная композиция

Работают с понятиями: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Читают с.103-106 учебника,



19

Ожившие вещи

Читают с.107-111 учебника, выполняют натюрморт, в котором предметы объединены одной темой



20

Выразительность формы предметов

Читают с.113-115 учебника, выполняют. Актуализируют понятия: декоративный натюрморт: условность формы и цвета, четкая линия, штрихи в обобщении формы предмета.



21

Русское поле. Бородино

Работают с понятиями: портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу. Читают с.116-122 учебника, выполняют задания



22

« Недаром помнит вся Россия про день Бородина…»

Работают с понятиями: сюжетная композиция, композиционный центр, колорит. Читают с.123-128 учебника, выполняют задания



23

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома

Читают с.128-131 учебника, Рассказывают об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывают символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивают орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме.



24

Народная расписная картинка- лубок

Читают с.132-136 учебника, выполняют



25

Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих

Читают с.137-140 учебника, , Объясняют, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства.



26

Вода- живительная стихия

Читают с.141-146 учебника. Выполняют проект экологического плаката



27

Повернись к мирозданию!

Выполняют проект экологического плаката, коллаж. Читают с.147-149 учебника, выполняют



28

Русский мотив

Читают с.150-154 учебника, выполняют задания Вспоминают значение понятий «пейзаж», «композиция», «колорит», «цветовая гамма»



29

Татарский мотив




30

Всенародный праздник-День Победы. Патриотическая тема в искусстве

Читают с.155-158 учебника. Выполняют эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю» или эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне.



31

Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют

Читают с.158-162 учебника, выполняют задания Вспоминают образы-символы.



32

Выставка рисунков: «Мое творчество в ИЗО»

Читают с.163-172 учебника, выполняют задания Исследуют орнамент народов мира, региональное разнообразие и особенности



33

Татарский арнамент





34

Сокровища России: музеи Москвы, Санкт-Петербурга. Музеи Удмуртии.

Проводят презентацию виртуальных экскурсий по одному из музеев. Выполняют задания






   








Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Книгопечатная продукция

Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. 2 часть. Стандарты второго поколения.


Учебники

Шпикалова Т.Я. Ершова Л.В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений\ Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2014


Для учителя:

1.Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. и др. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы. Сайт «начальная школа» http:// 1-4.prosv.ru.

2.Шпикалова Т.Я. Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб.дляобщеобразоват. учреждений\ Т.Я.Шпикалова, Л.В. Ершова.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2014


Компьютерные и информационно - коммуникативные средства

Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями:

1.Основы декоративно – прикладного искусства.

2. Ведение в цветоведение.


Технические средства

    1. Магнитная доска.

    2. Персональный компьютер.

    3. Проектор.

    4. Документ-экран

.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1.Спектр. Комплексный проект средств обучения «Основы декоративно – прикладного искусства» Учебный альбом. 14 листов. Стационарное наглядное пособие. Издательство «Экзамен» 2012. Автор С.И. Гудилина.

2.Наборы муляжей овощей и фруктов.
3. Строительный набор, содержащий геометрические тела.