
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы общеобразовательных учреждений«Изобразительное искусство» по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013г. Рабочая программа для 6 класса ориентирована на использование учебника: Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.: 6-й класс: учебник. / Л.А.Неменская. М.:Просвещение, 2013г.
Сроки реализации рабочей программы: 1 год, 1 час в неделю, 35 часов в год.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
В соответствии с требованиями Федерального образовательного стандарта обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе изучения изобразительного искусства:
• в ценностно-ориентационной сфере:
— воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
— формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
— принятие мультикультурной картины современного мира;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
— осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
• в трудовой сфере:
— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
— формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
— готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
— формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
— умение познавать мир через образы и формы декоративно-прикладного искусства..
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
умение воспринимать, оценивать и анализировать произведения искусства как основы формирования коммуникативных навыков.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета и дает возможность научиться:
• в познавательной сфере:
познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
определять истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
распознавать основные жанры изобразительного искусства;
различать по стилистическим особенностям изобразительное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVI-XVII веков);
выявлять в произведениях изобразительного искусства связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов;
осваивать основы изобразительной грамоты и образно-выразительный язык изобразительного искусства (на доступном для данного возраста уровне);
• в ценностно-ориентационной сфере:
— развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать декоративно-прикладные искусства во всем многообразии их видов, осваивать мультикультурную картину современного мира;
— понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
— уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
• в эстетической сфере:
— реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
— развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале изобразительного искусства;
— воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
— проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
создавать художественные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (выставки рисунков);
владеть практическими навыками и приемами выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале художественных композиций.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
о существовании изобразительного искусства во все времена истории; иметь представления о множественности образных языков изображения и особенностях видения мира в разные эпохи;
о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников — пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художеств. образа.
Учащиеся должны уметь:
уметь пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;
иметь навыки конструктивного видения формы предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного его изображения, а также группы предметов; знать общие правила построения головы человека; пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
иметь опыт творческой композиционной работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
иметь опыт активного восприятия произведений искусства и аргументированного анализа разных уровней своего восприятия, иметь навыки понимания изобразительной метафоры и целостной картины мира, присущей произведению искусства
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
«Виды изобразительного искусства и основы образного языка» (8ч.)
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Роль пространственных искусств в создании предметно-пространственной среды нашей жизни, в организации общения людей, в художественном познании и формировании наших образных представлений о мире.
Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своём восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Творческий характер работы художника и творческий характер зрительского восприятия. Знание особенностей художественного материала в создании художественного образа.
«Мир наших вещей. Натюрморт» (8ч.)
История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Выразительные возможности натюрморта.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объём, свет).
«Вглядываясь в человека. Портрет» (12ч.)
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.
Конструкции головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве.
Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объём, свет).
Портрет в скульптуре. Сатирические образы человека.
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве XX века.
«Человек и пространство. Пейзаж» (7ч.)
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.
Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
4. Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во час | Дата |
План | Факт |
1 | Виды изобразительного искусства (8часов) Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы | 1 | 7.09 | |
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | 14.09 | |
3 | Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий | 1 | 21.09 | |
4 | Пятно, как средство выражения. Ритм пятен | 1 | 28.09 | |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | 5.10 | |
6 | Цвет в произведениях живописи | 1 | 12.10 | |
7 | Объемные изображения в скульптуре | 1 | 19.10 | |
8 | Основы языка изображения. | 1 | 26.10 | |
9 | Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов). Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | 9.11 | |
10 | Изображение предметного мира- натюрморт. | 1 | 16.11 | |
11 | Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. | 1 | 23.11 | |
12 | Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1. | 30.11 | |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | 7.12 | |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | 14.12 | |
15 | Цвет в натюрморте | 1 | 21.12 | |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | 11.01 | |
17 | Вглядываясь в человека. Портрет (12часов) Образ человека- главная тема искусства | 1 | 18.01 | |
18 | Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 | 25.01 | |
19 | Изображение головы человека в пространстве. | 1. | 1.02 | |
20 | Графический портретный рисунок | 1 | 8.02 | |
21 | Графический портретный рисунок | 1 | 15.02 | |
22 | Портрет в скульптуре. | 1 | 22.02 | |
23 | Сатирические образы человека. | 1 | 29.02 | |
24 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | 07.03 | |
25 | Роль цвета в портрете. | 1 | 14.03 | |
26 | Роль цвета в портрете. | 1 | 21.03 | |
27 | Великие портретисты прошлого | 1. | 4.04 | |
28 | Портрет в изобразительном искусстве 20 века. | 1 | 11.04 | |
29 | Человек и пространство. Пейзаж. (7часов)Жанры в изобразительном искусстве. | 1 | 18.04 | |
30 | Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. | 1. | 25.04 | |
31 | Пейзаж- большой мир. | 1 | 02.05 | |
32 | Пейзаж настроения. Природа и художник. | 1 | 16.05 | |
33 | Пейзаж в русской живописи | 1 | 23.05 | |
34 | Пейзаж в графике. Городской пейзаж | 1 | 30.05 | |
35 | Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. | 1 | | |
5. Учебно-методический комплект
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека.: Учебник для 6 кл. - М.: «Просвещение». 2008;
О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе Б. М. Неменского. – Волгоград: Учитель, 2006.
1 | Мультимедийные учебные пособия | Мировая художественная культура (2 части). Шедевры архитектуры. |
2 | Электронные энциклопедии | Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. 1000 художников |
3 | Электронные мето-дические пособия | Рабочая программа. Тематическое планирование. Изобразительное искусство: Программа Б. М. Неменского. Искусство. 8 класс Искусство. 9 класс |
4 | Электронные справочники | История искусства. Музыкальная энциклопедия. |
5 | Электронные сборники шедевров мирового искусства | Сокровища мирового искусства. Мир музыки |
6 | Мультимедийные альбомы | Искусство XX века. |
7 | Электронные приложения к журналу «Искусство» | №16/2010; №18/2010; №22/2010; №5-8/2011; №9-12/2011; август 2011; сентябрь 2011; октябрь 2011; ноябрь 2011; декабрь 2011; январь 2012; февраль 2012; март 2012; апрель 2012. |