СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО ФГОС 5 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека" по изобразительному искусству для 5 класса по программе Б.М.Неменского.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО ФГОС 5 класс»

Цель учебного курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально –ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  • Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;

  • Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

  • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.



























Учебно-методический комплекс (УМК) включает в себя:

  1. Учебник «Изобразительное искусство 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская с приложением на электронном носителе (СD);

  2. Поурочные разработки;

  3. Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2006.

  4. Дополнительные учебно-методические пособия для учителя:

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Системы заданий 5-8 классы» И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина под редакцией Г.С. Ковалёвой. О.Б Логиновой. Москва «Просвещение». Работа по новым стандартам.

Поурочные планы по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс». Влгоград, Издательство «Учитель-АСТ».



Место предмета в учебном плане

Предмет изобразительное искусство изучается в 5 классе основной школы 1 час в неделю, 35 недель, общее количество часов 35 в год.

Особенности организации учебного процесса

Используемые педтехнологии:

  • информационно-коммуникационная

  • здоровьесберегающая

  • игровая

  • групповая

  • интегрированное обучение

  • уровневой дифференциации













Планируемые результаты изучения предмета изобразительное искусство

  1. Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

В ценностно-ориентационной сфере:

  • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;

  • Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;

  • Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах:

  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере:

  • Овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами инструментами:

В познавательной сфере:

  • Овладение средствами художественного изображения;

  • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ его эмоциональной нравственной оценке;

  • Формирование способностей ориентироваться в мире современной художественной культуры.

  1. Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

  • Воспитание уважения к искусству своей Родины, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;

в трудовой сфере:

  • Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости, в различных учебных и жизненных ситуациях;

  • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;

в познавательной сфере:

  • Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;

  • Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;

  • Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;

  • Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

3.предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:

в ценностно-ориентационной сфере:

  • эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;

  • восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;

  • активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;

в познавательной сфере:

  • художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;

  • понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;

  • восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержание произведений изобразительного искусства;

в коммуникативной сфере:

  • умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;

  • диалогический подход к освоению произведений искусства;

  • понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;

в трудовой сфере:

  • применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и др.)































Требования к уровню подготовленности

В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса должен знать/понимать (предметно-информационная составляющая):

  • отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;

  • первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;

  • особенности симметричной и асимметричной композиции;

  • простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;

  • основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;

  • общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах народных промыслов (Хохлома, Гжель, и пр.);

  • памятники народной архитектуры и приемы народного искусства родного края.



Учащиеся должны уметь (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):

  • проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;

  • сравнить свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;

  • использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;

  • самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;

  • использовать в рисунках особенности традиции искусства родного края;

  • соблюдать последовательность графического и живописного изображения.



В процессе практической работы на уроках учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале ( витраж, мозаика , роспись и т.п.).

Владеть компетенциями:

коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.







































Содержание курса

В программе выделены четыре содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения:

1.«Древние корни народного искусства» 9 часов

  • Древние образы в народном искусстве (1час).

  • Орнамент как основа декоративного украшения (2часа).

  • Декор русской избы. Внутренний мир русской избы(1час).

  • Конструкция и декор предметов народного быта(1час).

  • Образы и мотивы в орнаментах русской и татарской народных вышивок(1час).

  • Русский и татарский народные праздничные костюмы (2часа).

  • Народные праздничные обряды (1час).


Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки). Крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера. Освоение языка орнамента на материале русской и татарской народной вышивки, знакомство с основными видами декоративно-прикладного искусства.

2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов

  • Древние образы в современных народных игрушках (1час).

  • Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (2 часа).

  • Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (2 часа).

  • Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла (2 часа).

  • Роль народных художественных промыслов в современной жизни(1час).

  • Связь времен в народном искусстве(1час).

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Городец, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.


3. «Декор – человек, общество, время» 8 часов

  • Зачем людям украшения(1час).

  • Декор и положение человека в обществе(2 часа).

  • Одежда «говорит» о человеке (2 часа).

  • О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Символы и эмблемы в современном обществе (2 часа).

  • Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)(1час).

Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.



4.«Декоративное искусство в современном мире» 9 часов

  • Современное выставочное искусство (1час).

  • Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж) (2 часа)

  • Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно) (2 часа)

  • Лоскутная аппликация, коллаж (2 часа).

  • Декоративно прикладное искусство в жизни человека (2 часа).

Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).




























Практическая часть

Учебно - тематический план



п/п

Название раздела

Тема урока

Всего

часов

из них

теория практика

1.

«Древние корни народного искусства» 9 часов

1.1

Древние образы в народном искусстве.


1

1


1.2

Орнамент как основа декоративного украшения.

2

1


1.3

Орнамент как основа декоративного украшения.



1

1.4

Декор русской избы.

2

1


1.5

Внутренний мир русской избы.




1

1.6

Конструкция, декор предметов народного быта.


1


1

1.7

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Народный праздничный костюм.

2

1


1.8

Народный праздничный костюм. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.




1

1.9

Народные праздничные обряды.


1

1


2.

«Связь времен в народном искусстве» 9 часов

2.1

Древние образы в народном искусстве.


1

1


2.2

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.


2

1


2.3

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.




1

2.4

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.


2

1


2.5

Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.




1

2.6

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.


2

1


2.7

Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.




1

2.8

Связь времен в народном искусстве.


1

1


3.

«Декор – человек, общество, время» 8 часов

3.1

Зачем людям украшения.


1

1


3.2

Декор и положение человека в обществе.


2

1


3.3

Декор и положение человека в обществе.




1

3.4

Одежда «говорит» о человеке.


2

1


3.5

Одежда «говорит» о человеке.




1

3.6

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.


2

1


3.7

Символы и эмблемы в современном обществе.




1

3.8

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).


1

1


4.

«Декоративное искусство в современном мире» 9часов

4.1

Современное выставочное искусство.


1

1


4.2

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж).


2

1


4.3

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж).




1

4.4

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Мозаичное панно).


2

1


4.5

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Мозаичное панно).




1

4.6

Лоскутная аппликация, коллаж.

2

1


4.7

Лоскутная аппликация, коллаж.



1

4.8

Декоративно прикладное искусство в жизни человека.


2



4.9

Декоративно прикладное искусство в жизни человека.




2


Всего

35

19

18


Критерии и нормы оценки знаний учащихся

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося. Критерии оценивания знаний и умений Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются     по результатам выполнения практических заданий.

«Оценка 5» -    выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение  работы. Верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

«Оценка 4» -    выставляется ученику за безошибочное и аккуратное  выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении  работы. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.

«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы   (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.

«Оценка 2»

обучающийся допускает грубые ошибки в работе.


Этапы оценивания детского рисунка:

-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

- характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.









Учебно-методическое обеспечение

  1. Литература для учителя:

учебно- методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы

  • базовый учебник


- «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О. В. Островская – М.: Просвещение 2014;

  • дополнительная литература


- «Рабочие программы по изобразительному искусству 5 – 7 классы (по программе Б. М. Неменского)» / И. В. Буланова. – М.: Планета, 2012 г.;

- Методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ Н.А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009;

- Изобразительное искусство 5- 8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт. – сост. М. В. Сластникова, Н. В. Усова. - Волгоград: Учитель, 2013;

-Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. Изобразительное искусство. 5 - 8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.- сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008.

- Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.

- Изобразительное искусство. 1-8 классы; опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. 3. А. Степанчук [и др.]. - Волгоград: Учитель. 2009..

- Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.

- Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009.

- Урок-презентация / авт.-сост. В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. И. Пунчик. - Минск: Красико-Принт, 2009

- Изобразительное искусство 5-8 классы Управление познавательной деятельностью учащихся. Авт.-сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова Волгоград 2010.

- Изобразительное искусство 5-8 классы Планируемые результаты. Система заданий. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.С. ковалёвой, О.Б. Логиновой, Москва «Просвещение».

- Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н. И. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико - Принт, 2009.

Интернет-ресурсы:

httpHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"://HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"ruHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki".HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"wikipediaHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki".HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"orgHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"/HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"wiki

wwwHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html".HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"artvekHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html".HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"ruHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"/HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"dekorHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"07.HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"html

wwwHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html".HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"artproejektHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html".HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"ruHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"/HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"libraryHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"/HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"rusHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"18/HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"stHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"019.HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"html

httpHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"://HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"wwwHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551".HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"ntrstHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551".HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"ruHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"/HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"publicHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551".HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"cmsHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"/?HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"eidHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"=690551

wwwHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505".HYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"museumHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505".HYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"ruHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"/HYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"NHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"31505

httpHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"://HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"frankyHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"-HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"boyHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"2HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"livejournalHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html".HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"comHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"/191069.HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"html

httpHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"://HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/".HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"elladaHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/".HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"spbHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/".HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"ru

wwwHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"centantHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"puHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"ruHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"snoHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"libHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"haHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"greeceHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"indexHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"htm






- «Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов» Н. М. Сокольникова, В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – Обнинск: Титул, 1999.

  • электронно-программное обеспечение, ИКТ – ресурсы


- Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Просвещение 2014

- Мултимедийное электронное пособие ( Сборник CD-дисков) «Рассказы о жанрах живописи» ЗАО «Планетариум», Москва.

- Видео-фильм «Государственный Эрмитаж» ООО «Амфора» 2011г.

- Серия фильмов «Волшебная кисть» Школа акварели Сергея Андрияки.

  1. Литература для ученика:



  • базовый учебник

- «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О. В. Островская – М.: Просвещение 2014;