
Цель учебного курса – развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально –ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
Формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
Развитие творческого опыта, предопределяющего способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды;
Овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Учебно-методический комплекс (УМК) включает в себя:
Учебник «Изобразительное искусство 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская с приложением на электронном носителе (СD);
Поурочные разработки;
Программа с краткими методическими рекомендациями «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского Москва, Просвещение, 2006.
Дополнительные учебно-методические пособия для учителя:
Пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Системы заданий 5-8 классы» И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина под редакцией Г.С. Ковалёвой. О.Б Логиновой. Москва «Просвещение». Работа по новым стандартам.
Поурочные планы по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство 5 класс». Влгоград, Издательство «Учитель-АСТ».
Место предмета в учебном плане
Предмет изобразительное искусство изучается в 5 классе основной школы 1 час в неделю, 35 недель, общее количество часов 35 в год.
Особенности организации учебного процесса
Используемые педтехнологии:
Планируемые результаты изучения предмета изобразительное искусство
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства;
Понимание эмоционального и аксиологического смысла визуально-пространственной формы;
Освоение художественной культуры как сферы материального выражения духовных ценностей, представленных в пространственных формах:
Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира и искусства;
в трудовой сфере:
В познавательной сфере:
Овладение средствами художественного изображения;
Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ его эмоциональной нравственной оценке;
Формирование способностей ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
Воспитание уважения к искусству своей Родины, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
Умение воспринимать и терпимо относиться к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира;
в трудовой сфере:
Обретение самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости, в различных учебных и жизненных ситуациях;
Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
в познавательной сфере:
Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека;
Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
Получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.
3.предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
в ценностно-ориентационной сфере:
эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, осознание и принятие системы общечеловеческих ценностей;
восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
в познавательной сфере:
художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической работы, т.е. в процессе создания художественных образов;
восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержание произведений изобразительного искусства;
в коммуникативной сфере:
умение ориентироваться и самостоятельно находить необходимую информацию по культуре и искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству, в электронных информационных ресурсах;
диалогический подход к освоению произведений искусства;
понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка с эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
в трудовой сфере:
применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности(работа в области живописи, графики, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства и др.)
Требования к уровню подготовленности
В результате изучения изобразительного искусства ученик 5 класса должен знать/понимать (предметно-информационная составляющая):
отличительные признаки видов и жанров изобразительного искусства;
первоначальные сведения о художественной форме в изобразительном искусстве, о художественно-выразительных средствах (композиция, ритм, тон, объем, конструкция, пропорции, цвет, колорит, светотень и т.д.), их роль в эстетическом восприятии произведений;
особенности симметричной и асимметричной композиции;
простейшие композиционные приемы и художественные средства, необходимые для передачи движения и покоя в сюжетном рисунке;
основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения;
общие художественные приемы устного и изобразительного народного творчества на примерах народных промыслов (Хохлома, Гжель, и пр.);
памятники народной архитектуры и приемы народного искусства родного края.
Учащиеся должны уметь (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):
проводить простейший анализ содержания художественных произведений разных видов и жанров, отмечать выразительные средства изображения, их воздействие на чувства зрителя;
сравнить свой графический или живописный рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные ошибки;
использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит и др.;
самостоятельно выполнять эскизы декоративной композиции на основе изображения цветочной росписи, геометрических узоров, сказочных животных, сцен из жизни детей, элементов государственной символики;
использовать в рисунках особенности традиции искусства родного края;
соблюдать последовательность графического и живописного изображения.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (деятельностно - коммуникативная и ценностно-ориентационная составляющие):
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения; передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале ( витраж, мозаика , роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Содержание курса
В программе выделены четыре содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения:
1.«Древние корни народного искусства» 9 часов
Древние образы в народном искусстве (1час).
Орнамент как основа декоративного украшения (2часа).
Декор русской избы. Внутренний мир русской избы(1час).
Конструкция и декор предметов народного быта(1час).
Образы и мотивы в орнаментах русской и татарской народных вышивок(1час).
Русский и татарский народные праздничные костюмы (2часа).
Народные праздничные обряды (1час).
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки). Крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера. Освоение языка орнамента на материале русской и татарской народной вышивки, знакомство с основными видами декоративно-прикладного искусства.
2. «Связь времен в народном искусстве» 9 часов
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла (2 часа).
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла (2 часа).
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла (2 часа).
Роль народных художественных промыслов в современной жизни(1час).
Связь времен в народном искусстве(1час).
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Городец, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки.
3. «Декор – человек, общество, время» 8 часов
Зачем людям украшения(1час).
Декор и положение человека в обществе(2 часа).
Одежда «говорит» о человеке (2 часа).
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы Символы и эмблемы в современном обществе (2 часа).
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)(1час).
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
4.«Декоративное искусство в современном мире» 9 часов
Современное выставочное искусство (1час).
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) (2 часа)
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) (2 часа)
Лоскутная аппликация, коллаж (2 часа).
Декоративно прикладное искусство в жизни человека (2 часа).
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
Практическая часть
Учебно - тематический план
№п/п | Название раздела Тема урока | Всего часов | из них теория практика |
1. | «Древние корни народного искусства» 9 часов |
1.1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | 1 | |
1.2 | Орнамент как основа декоративного украшения. | 2 | 1 | |
1.3 | Орнамент как основа декоративного украшения. | | | 1 |
1.4 | Декор русской избы. | 2 | 1 | |
1.5 | Внутренний мир русской избы. | | | 1 |
1.6 | Конструкция, декор предметов народного быта. | 1 | | 1 |
1.7 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. Народный праздничный костюм. | 2 | 1 | |
1.8 | Народный праздничный костюм. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | | | 1 |
1.9 | Народные праздничные обряды. | 1 | 1 | |
2. | «Связь времен в народном искусстве» 9 часов |
2.1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | 1 | |
2.2 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | 1 | |
2.3 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла. | | | 1 |
2.4 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | 1 | |
2.5 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла. | | | 1 |
2.6 | Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла. | 2 | 1 | |
2.7 | Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла. | | | 1 |
2.8 | Связь времен в народном искусстве. | 1 | 1 | |
3. | «Декор – человек, общество, время» 8 часов |
3.1 | Зачем людям украшения. | 1 | 1 | |
3.2 | Декор и положение человека в обществе. | 2 | 1 | |
3.3 | Декор и положение человека в обществе. | | | 1 |
3.4 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 | 1 | |
3.5 | Одежда «говорит» о человеке. | | | 1 |
3.6 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. | 2 | 1 | |
3.7 | Символы и эмблемы в современном обществе. | | | 1 |
3.8 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 | 1 | |
4. | «Декоративное искусство в современном мире» 9часов |
4.1 | Современное выставочное искусство. | 1 | 1 | |
4.2 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж). | 2 | 1 | |
4.3 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж). | | | 1 |
4.4 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно). | 2 | 1 | |
4.5 | Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно). | | | 1 |
4.6 | Лоскутная аппликация, коллаж. | 2 | 1 | |
4.7 | Лоскутная аппликация, коллаж. | | | 1 |
4.8 | Декоративно прикладное искусство в жизни человека. | 2 | | |
4.9 | Декоративно прикладное искусство в жизни человека. | | | 2 |
| Всего | 35 | 19 | 18 |
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося. Критерии оценивания знаний и умений Знания и умения, учащихся по изобразительному искусству оцениваются по результатам выполнения практических заданий.
«Оценка 5» - выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение работы. Верно, решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
«Оценка 4» - выставляется ученику за безошибочное и аккуратное выполнение работы, но ученик допускает неточности в выполнении работы. Умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
«Оценка 3 » - выставляется, ученику за неточности в выполнении работы (восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов в пространстве) и требующая корректировку со стороны учителя.
«Оценка 2»
обучающийся допускает грубые ошибки в работе.
Этапы оценивания детского рисунка:
-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Учебно-методическое обеспечение
Литература для учителя:
учебно- методический комплекс, обеспечивающий реализацию программы
- «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О. В. Островская – М.: Просвещение 2014;
- «Рабочие программы по изобразительному искусству 5 – 7 классы (по программе Б. М. Неменского)» / И. В. Буланова. – М.: Планета, 2012 г.;
- Методическое пособие к учебнику «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека»: 5 кл./ Н.А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009;
- Изобразительное искусство 5- 8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся / авт. – сост. М. В. Сластникова, Н. В. Усова. - Волгоград: Учитель, 2013;
-Неменский, Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. - М.: Просвещение, 2007. Изобразительное искусство. 5 - 8 классы: проверочные и контрольные тесты / авт.- сост. О. В. Свиридова. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 2-8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков / авт.-сост. А. В. Пожарская [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Изобразительное искусство. 1-8 классы; опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков / сост. 3. А. Степанчук [и др.]. - Волгоград: Учитель. 2009..
- Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Изобразительное искусство. 5-7 классы. Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков / авт.-сост. О. В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2009.
- Урок-презентация / авт.-сост. В. Н. Пунчик, Е. П. Семенова, Н. И. Пунчик. - Минск: Красико-Принт, 2009
- Изобразительное искусство 5-8 классы Управление познавательной деятельностью учащихся. Авт.-сост. М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова Волгоград 2010.
- Изобразительное искусство 5-8 классы Планируемые результаты. Система заданий. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под редакцией Г.С. ковалёвой, О.Б. Логиновой, Москва «Просвещение».
- Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. Н. И. Пунчик, А. Р. Борисевич. - Минск: Красико - Принт, 2009.
Интернет-ресурсы:
httpHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"://HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"ruHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki".HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"wikipediaHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki".HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"orgHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"/HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki"wiki
wwwHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html".HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"artvekHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html".HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"ruHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"/HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"dekorHYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"07.HYPERLINK "http://www.artvek.ru/dekor07.html"html
wwwHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html".HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"artproejektHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html".HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"ruHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"/HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"libraryHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"/HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"rusHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"18/HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"stHYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"019.HYPERLINK "http://www.artproejekt.ru/library/rus18/st019.html"html
httpHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"://HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"wwwHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551".HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"ntrstHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551".HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"ruHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"/HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"publicHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551".HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"cmsHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"/?HYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"eidHYPERLINK "http://www.ntrst.ru/public.cms/?eid=690551"=690551
wwwHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505".HYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"museumHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505".HYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"ruHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"/HYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"NHYPERLINK "http://www.museum.ru/N31505"31505
httpHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"://HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"frankyHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"-HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"boyHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"2HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"livejournalHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html".HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"comHYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"/191069.HYPERLINK "http://franky-boy2livejournal.com/191069.html"html
httpHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"://HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/".HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"elladaHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/".HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"spbHYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/".HYPERLINK "http://www.ellada.spb.ru/"ru
wwwHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"centantHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"puHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"ruHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"snoHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"libHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"haHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"greeceHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"/HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"indexHYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm".HYPERLINK "http://www.centant.pu.ru/sno/lib/ha/greece/index.htm"htm
- «Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5–8 классов: в 4 частях: Рисунок. Живопись. Композиция. Краткий словарь художественных терминов» Н. М. Сокольникова, В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина. – Обнинск: Титул, 1999.
- Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. Просвещение 2014
- Мултимедийное электронное пособие ( Сборник CD-дисков) «Рассказы о жанрах живописи» ЗАО «Планетариум», Москва.
- Видео-фильм «Государственный Эрмитаж» ООО «Амфора» 2011г.
- Серия фильмов «Волшебная кисть» Школа акварели Сергея Андрияки.
Литература для ученика:
- «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений / Н.А. Горяева, О. В. Островская – М.: Просвещение 2014;