СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс УМК Б.М.Неменского по ФГОС

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по изобразительному искусству составленна в соответсвии с требованиями ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс УМК Б.М.Неменского по ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Любинская СОШ №1 им. Н.С. Дурнева»

Рассмотрено на заседании МО


Протокол № ____ от __________

Руководитель МО ____________

Согласовано ______________

Заместитель директора по УВР _______________

Утверждаю ____________________

Директор МБОУ «Любинская СОШ №1 им. Н.С. Дурнева»___________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

Рабочая программа разработана на основе ФГОС основного общего образования, авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011.

5 класс

Срок реализации 2016-2017 уч.год.

Учитель изобразительного искусства

Дудоладова Ольга Анатольевна



Р.п. Любинский-2016 год



Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: программа /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2009,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ.

Планирование составлено

 на основе образовательной программы ФГОС

« Изобразительное искусство и художественный труд». 1-9 кл.

Автор: Б.М. Неменский. Москва «Просвещение» 2011г.

                                              Учебники.

 УМК 5 класс.

1). Учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Н.А. Горяева, О.В. Островская Москва  «Просвещение» 2011г

2).  Рабочая тетрадь «Твоя мастерская».

3).  Методическое пособие для учителя.

Дополнительная литература

1. Сокольникова Н.М.  Учебник «Изобразительное искусство» в 4-х частях для 5-8 класс. Обнинск  «Титул» 2007г.

 Часть 1. Основы рисунка.

Часть 2. Основы живописи.

Часть 3. Основы композиции.

Часть 4. Краткий словарь художественных терминов.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Цели и задачи.

    Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

     

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;

овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

      Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется  в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.

 Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

     Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

     Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

     Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.


Содержание программы

по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов


«Древние корни народного искусства»

9


«Связь времен в народном искусстве»

8


«Декор - человек, общество, время»

10


«Декоративное искусство в современном мире».

8


Всего

35

«Древние корни народного искусства» (8 ч)

         Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.

Древние образы в народном искусстве.

Убранство русской избы.

Внутренний мир русской избы.

Конструкция, декор предметов народного быта.

Русская народная вышивка.

Народный праздничный костюм.

Народные праздничные обряды.

1 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.

2-3 тема. Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома  (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.

4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика  (потолок — небо,   пол — земля,   подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.

5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.

6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

7-8 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.

Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

 «Связь времен в народном искусстве» (8 ч)

        Включение детей  в поисковые группы по изучению  традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях старооскольского  промысла.  При изучении  Борисовской керамики  обратить  внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

10 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.

                                                       

11 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.

12 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.)  украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.

13-14 тема. Хохлома.

Краткие сведения из  истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить«травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов«травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.

15  тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.  

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага

16 тема  Искусство Борисовской керамики. Истоки и современное развитие промысла.

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла Борисовки. Своеобразие формы и декора борисовской керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях борисовских  мастеров. Сочетание мазка-пятна с тонкой прямой волнистой, спиралевидной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка), используя для этого обклеенную пластилином баночку; украшение объемной формы характерным узором борисовской росписи.

Материалы: пластилин, банка, стеки.

17 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Декор – человек, общество, время. (10ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

        Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.

Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Белгородской области.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

18 тема.  Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.

19-20 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.

 

21-22-23 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.

                                                       

24-25  тема. Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).

Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.

 

26 тема. О чём рассказывают нам гербы Саратовской области.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Саратова и городов  Саратовской области. История создания герба Саратова и Саратовской области и районных центров. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов Саратовской области (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.

27  тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..

Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)

 Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.

Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства ( мозаичное панно)

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

28-29 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

30-31 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.

32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим  кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага,.

 

34 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.

Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств  тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

 Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».

Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.

Календарно-тематическое планирование

5 КЛАСС

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

п\п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Практическая

работа

Требования к уровню подготовки

Форма занятия

1

2

3

4

5

6

7

I четверть «Древние корни народного искусства» 8 часов

Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянско-прикладное искуссвто – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянской культуры с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца.

Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею вечного развития и обновления природы.

Разные виды прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.







1

Входная диагностика уровня художественного развития  уч-ся

1

Народные загадки, отгадки к которым можно при наличии креативности у ребёнка объединить в композицию.

Выполнение рисунка с отгадками к народным загадкам

Знать основы композиции

Создавать выразительные образы отгадок народных загадок.

Графические навыки и умения. 

викторина

2

Древние образы в народном искусстве

1

Традиционные образы народного крестьянского искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о жизни природы, о мире, как обозначение жизненно-важных для человека смыслов, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими далёкими предками.

Выполнение рисунка на тему древних образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солнце)

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного  искусства; отмечать их лаконичную выразительную красоты;

сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов;

Создавать выразительное декоративно-обобщённое изображение на основе традиционных образов.

Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения творческой практической работы.

беседа

3

Убранство русской избы

1

Дом – мир, обжитый человеком, образ освоенного пространства. Дом как микрокосмос. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трёхчастной  структуре и в декоре избы (крыша, фронтон – небо, рубленная клеть – земля, подклеть – подземный мир4 знаки-образы в декоре избы, связанные с разными сферами обитания. ) Декоративное убранство дома: охлупень, полотенца, причелины, лобовая доска, наличники, ставни. Символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб.

Создание эскиза  убранства русской избы

Понимать и объяснять целостность образного строя крестьянского жилища, выраженного в его  трёхчастной структуре и декоре.

Раскрывать символическое значение и содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.

Определять и характеризовать отдельные детали декора избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Находить общее и различное в образном строе разных народов.

Создавать эскизы декоративного убранства  избы.

беседа

4

Внутренний мир русской избы

1

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – очи, свет).

Жизненно важные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати, др. Круг предметов быта, труда, включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты в народном жилище.

Изображение внутреннего убранства избы. Коллективная работа.

Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

практическое

5

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Предметы народного быта (прялки, ковши, ендовы, солоницы, хлебницы, вальки, рубеля, др.) - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом народных мастеров. Единство пользы и красоты предметов быта.

Символическое значение элементов декора.

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов народного быта.

Сравнивать, находить общее в конструкции и декоре предметов народного быта.

Рассуждать о связях произведений искусства с природой.

Понимать, что декор – не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Изображать выразительную форму предметов быта и украшать её в соответствии с традициями народного искусства.

практическое

6

Русская народная вышивка

1

Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Связь образов и мотивов с природой. Символика цвета (белый – женское начало, красный – мужское начало).

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Анализировать и пониматьособенности образного языка вышивки.

Создавать варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции.

Выделять декором, цветом, величиной главный мотив, дополняя его орнаментальными поясами.

Использовать традиционные цвета.

Оценивать собственную художественную деятельность с точки зрения выразительности декоративной формы.

практическое

7

Народный праздничный костюм

1

Народный праздничный костюм – целостный художественный образ. Северорусский комплект (в основе - сарафан0 и южнорусский (в основе панёва).рубаха – основа женского и мужского костюма.

Формы и декор женских головных уборов. Образный строй костюма. Защитная функция декоративных элементов костюма. Символика цвета в народной одежде.

Создание эскизов народного праздничного костюма.

Понимать и анализироватьобразный строй народного костюма.

Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков.

Осознавать значение народного костюма как бесценное достояние культуры народа.

Создавать эскизы народного праздничного костюма, женских  головных уборов.

практическое

8

Народные праздничные обряды


Календарные народные праздники – это способ участия человека, связанного с землёй, в событиях природы (посев, созревание колоса, смена времён года….). Обрядовые действия народного праздника (святочные, масленичные  обряды ,зелёные святки, осенние праздники), их символическое значение.

Раскрыть символическое значение известных обрядовых действ на примере одного из известных народных праздников.

Характеризовать праздник как важное событие как синтез всех видов творчества (изобразительное, музыкальное, устно-поэтическое).

Создавать атмосферу праздника.

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, обрядовые действа.

Находить общие черты в разных произведениях народного искусства, отмечать единство конструктивной, изобразительной и декоративной деятельности. 

Понимать и осознаватьценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. 

беседа

II четверть. «Связь времён в народном искусстве»  8 часов.

Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров. Единство материала, формы и декора в произведениях народных художественных промыслов.







9

Древние образы в современных народных игрушках

1

Магическая роль глиняной игрушки в древности.  Традиционные образы (конь, птица, баба) в современных народных игрушках .Особенности пластической формы, росписи глиняных игрушек, принадлежащим различным художественным промыслам. Единство формы и декора. Особенности цветового строя. Основные декоративные элементы росписи дымковской, филимоновской, каргопольской игрушки.

Эскиз  создание совей игрушки. Придание ей декоративных элементов в соответствии с традициями народных промыслов.

Размышлять об истории возникновения народной игрушки.

Сравнивать форму, декор игрушек разных промыслов.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и её декором.

Овладевать и осваивать приёмы создания выразительной формы и декорирования в опоре на традиции народных промыслов.

беседа

10

Искусство Гжели

1

Краткие сведения из истории гжельской керамики. Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях гжельских мастеров. Слияние промысла с художественной промышленностью.

Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи: сине-белые тона, мазок с тенями, сочетание мазка с тонкой волнистой спиралевидной линией.

Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями.

Эмоционально воспринимать,выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров. Сравнивать мотивы в  природе и в произведениях.

Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

Осваивать приёмы работы по мотивам гжельских мастеров.

Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

 

беседа

11

Городецкая роспись

1

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной

промышленностью.

Бутоны, купавки, розаны – основные элементы. Птица и конь – традиционные мотивы. Основные приёмы росписи.

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам городецкой росписи.


беседа

12

Хохлома

1

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной

промышленностью.

Своеобразие промысла. Травный узор – главный мотив. Фоновое письмо, его особенности.

Эскиз предмета быта и украшение его по мотивам хохломской росписи.


беседа

13

Жостово. Роспись по металлу.

1

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной

промышленностью.

Своеобразие промысла. Эффект объёмного изображения цветов. Основные приёмы: замалёвок, тенёжка, бликовка, чертёжка, привязка.

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи., включающей крупные, средние и мелкие по форме цветы. Составление коллажа цветочной композиции по мотивам жостовского подноса


беседа

14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

1

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи, туеса, . резное узорочье берестяных изделий. Слияние промысла с художественной

промышленностью.

Своеобразие промысла

Создание карандашниц. Работа в технике прорезной аппликации.


беседа

15

Лозоплетение

1

Краткие сведения из истории Значение промысла для отечественной народной культуры. Природный мотив в изделиях мастеров. Слияние промысла с художественной

промышленностью.

Своеобразие промысла. Изделия из бересты: посуда, мебель. Узорочье плетёных изделий.

Роль народного промысла в жизни села.

Создание фотоальбома альбома «Русская лоза»

Эмоционально воспринимать,выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям мастеров.

Осознавать связь конструктивной, изобразительной и декоративной составляющей изделия.

теоретическое

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (Обобщение темы четверти)

1

Выставка коллективных  и индивидуальных работ, творческих проектов.  Составление кроссвордов.

Разгадывание кроссворда «Народные промыслы».

Определение народного промысла по заданным характеристикам.

Выявлять общее и различное в народных промыслах.

Различать и называть произведения народных промыслов.

Объяснять, что значит единство формы, декора и содержания.

Участвовать в презентации выставочных работ

дискуссия

III четверть. «Декор – человек, общество, время» 10 часов

Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.

Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран, и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.

Особенности декоративно-прикладного  искусства  Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.







17-18

Зачем людям украшения.

2

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определённых человеческих отношений. Украсить вещь – значит, наполнить её смыслом, определить социальную роль её хозяина. Эта роль сказывается на всём образном строе вещи: характер деталей, рисунок орнамента, цветовой строй ,композиции.

Особенности украшений древних воинов охотников, вождя племени, фараона, царя и т. д.

Рассмотрение и обсуждение объектов зрительного ряда по теме урока. Объяснение особенностей декора.

Характеризовать смысл декора не только как украшения, но, прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи, носителя, пользователя.

Выявлять и обобщать, в чём заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях ДПИ.

Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения и что значит украсить вещь. 

дискуссия

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

Роль ДПИ в древнем Египте. Подчёркивание власти, могущества знатности египетских фараонов с помощью ДПИ.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, священной кобры, ладьи вечности, глаза-уаджета, др.)

Различие одежд людей высших сословий. Символика цвета в украшениях.

Выполнение эскиза украшения. Поиск выразительной формы, украшение её узором, в котором используется характерные знаки-символы.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять связь конструктивных , декоративных и изобюразительныз  элементов, а также единство материала, формы и декора.

Вести поисковую работу по ДПИ.

Создавать эскизы украшений по мотивам ДПИ Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. 

практическое

21 - 24

Одежда «говорит» о человеке.

4

Одежда ,костюм не только служит практическим целям, но и является особым знаком положения человека в обществе, его роли в обществе.

ДПИ Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде людей разных сословий.

Символы императора. Знаки отличия высших чиновников, одежда знатных китаянок, их украшения.

ДПИ Западной Европы 17 века (эпоха БАРОККО). Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности. Причудливость формы интерьера, мебели, др.

Костюм придворной знати. Одежда буржуазии, простых горожан.

Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». Продумывание общей композиции ,изображение мебели, отдельных предметов, фигур людей в разных одеждах. Соединение деталей в общую композицию.

Высказываться о многообразии форм  и декора в одежде народов разных стран и людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе иллюстративного материала «Костюм разных стран».

Соотносить образный строй одежды с положением её владельца в обществе. 

Участвовать в коллективной деятельности, связанной с созданием творческой работы по теме урока.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решнеия интерьера комнаты, предметов быта и одежды. 

практическое

25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

1

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики.

Первые гербы, которые появились в Западной Европе в средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб как знак достоинства его владельца, символ чести рода.

Гербы ремесленных цехов в эпоху Средневековья как отражение характера их деятельности. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии. Символика цвета в классической геральдике. Составные элементы старинного герба (щит, щитодержатели, корона, шлем, девиз, мантия).

Символы и эмблемы в современном обществе: отличительные знаки государства, страны, города, партии, фирмы и т. д.

Изображение эмблемы класса, кабинета, кружка, клуба,др.

Принимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных городов.

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создаватцию  декоративную композию герба   (с учётом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщённости изображения и цветового решения.

практическое

26

Роль  декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

Итоговая игра-викторина с привлечение учебно-творчесикх работ, произведений ДПИ разных времён, открыток, репродукций, слайдов, собранных поисковыми группами.

Выполнение различных аналитически-творческих заданий.

Участвовать в итоговой игре-викторине и в творческих заданиях по обобщению материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по ДПИ по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях  художественного языка классического ДПИ и его отличии от искусства народного.

Использовать в речи новые художественные термины.

практическое

IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» 8 часов

Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искуссвта. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.

Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, фактурой, цветом.

Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.







27

Современное выставочное искусство

1

Многообразие материалов и техник. Насыщенность произведений яркой образностью ,фантазией.

Пластический язык материала, его роль в создании образа.

Роль выразительных средств (форма, линия, цвет, пятно, фактура) в построении декоративной композиции в определённом материале.

Декоративный ансамбль. Творческая интерпретация древних образов в работах современных художников.

Восприятие различных произведений современного декоративного искусства. Рассуждение, участие в диалоге, связанном с отличительными чертами, с осознанием выразительных средств, с пониманием выражения «произведения говорят языком материала»

Ориентироваться в широком разнообразии современного ДПИ, различать по материалам технике стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен, др.

Выявлять и назвать характерные особенности современного ДПИ.

Находить и определять связь конструктивного, декоративного, образного строя.

Использовать в речи новые термины.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от народного.

дискуссия

28-35

Ты сам - мастер

7

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с выбранным материалом (коллаж, роспись по дереву, декупаж др), постепенное, поэтапное выполнение работы. Деление общей композиции на фрагменты, соединение в блоки, монтаж в общее панно.

Выполнение творческих работ в разных материалах и техниках.

Участие в отчётной выставке коллективных работ.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективного панно, коллажей, декоративных украшений.

Пользоваться языком ДПИ в процессе практической творческой работы.

Владеть  практическими навыками выразительного использования формы, объёма, цвета, фактуры, других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных  декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали.

Участвовать в подготовке итоговой выставке.

проектное

Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении), промежуточной и итоговой аттестации учащихся будут различны: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольных художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.

4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.

Нормы оценки знаний по изобразительному искусству

Оценка "5"

учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях по изоб­разительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотогра­фия, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.