«Рассмотрено» Руководитель МО ________/Ф.И.О./ Протокол № ________ от «___» _______ ____2017г. | | «Согласовано» Зам директора по УВР МОУ-СОШ №1 г.Маркса _____________ /Ф.И.О / «___» ___________ 2017г. | «Утверждено» Директор МОУ- СОШ№1 г.Маркса ___________ /Ф.И.О. / Приказ №________ от «____» _______ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
(исходя из 1часа в неделю)
по УМК «Планета знаний» для 4 класса
Возраст уч-ся: 10-11 лет
Составитель: Жихарева Альбина Ивановна,
учитель начальных классов
I квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31.12.15г. «О внесении изменений во ФГОС НОО, утвержденным приказом МОиН РФ от 06.10.2009г. №373». Рабочая программа составлена на основе примерной программы для четырехлетней начальной школы под редакцией И.А.Петровой, составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство»4класс (Н.М. Сокольникова) ОС «Планета знаний» М.: АСТ, Астрель, 2014г…
Актуальность программы обусловлена тем, что она соответствует новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий.
Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
-приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
-освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
-воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
-овладение учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности; --развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
Основные задачи обучения изобразительному искусству в 4 классе:
—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно - прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
— ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
— сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно - прикладного искусства;
— сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры;
— обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
— обучить основам декоративно - прикладного искусства и основам конструктивной деятельности;
— обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования; чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, комм позиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально - эстетическую и нравственную сферы учащегося.
Количество часов в неделю по программе - 1ч
Количество часов в неделю по учебному плану -1ч
Количество часов в год -34ч
Содержание предмета:
Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.
Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.
Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).
Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.
Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.
Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.
Формы организации учебных занятий: урок-путешествие, заочная экскурсия, урок- выставка, урок- диспут, защита проектов.
Виды учебной деятельности: анализ произведений изобразительного искусства различных жанров, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства, передача настроения в творческой работе, выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в работе, изображение с натуры, по памяти и воображению, знакомство с ведущими художественными музеями России, использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов.
Предполагаемые предметные результаты к концу года:
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
-выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
-правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
-соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
-чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
-выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
-использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
-творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
-использовать силуэт и контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству
4 класс УМК «Планета знаний».
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Кол-во часов | Дата |
По плану | Факт |
| «Мир изобразительного искусства». 16 часов | | | |
1 | Беседа «Необычные музеи». Рисование по представлению «Как я провел лето». | 1 | | |
2 | Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. | 1 | | |
3 | Школа живописи. «Храбрый лев» (гуашь). | 1 | | |
4 | Исторический жанр. Выдающиеся произведения отечественной и зарубежной художес-твенной культуры. | 1 | | |
5 | Батальный жанр. Тульский государст-венный музей оружия. Школа живописи и графики. «Богатырское сражение». | 1 | | |
6 | Бытовой жанр. Рисование композиции «Семейное чаепитие». | 1 | | |
7 | Портрет, пейзаж, натюрморт. Пропорции. Школа графики. Рисование фигуры человека. | 1 | | |
8 | Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет. | 1 | | |
9 | Натюрморт. Перспектива. Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами». | 1 | | |
10 | Пейзаж. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. | 1 | | |
11 | Книжная графика. Иллюстрирование басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей». | 1 | | |
12 | Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. «Чудо-звери». | 1 | | |
13 | Компьютерная графика. Программа «AdobePhotoShop» | 1 | | |
14 | Компьютерная графика. Программа «Paint». | 1 | | |
15 | Школа компьютерной графики. «Игрушечный мишка» | 1 | | |
16 | Обобщение по теме: «Мир изобразительного искусства». | 1 | | |
17 | Художественная керамика и фарфор. Хрусталь. Музей хрусталя. | 1 | | |
| Мир декоративного искусства. 7часов | | | |
18 | Декоративные звери и птицы. Школа декора. | 1 | | |
19 | Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Волшебный фонарь. | 1 | | |
20 | Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Музей валенок. | 1 | | |
21 | Школа декора. Украшаем валенки. | 1 | | |
22 | Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. | 1 | | |
23 | Обобщение по теме: «Мир декоративного искусства». | 1 | | |
24 | Лаковая миниатюра. Школа народного искусства. Палехские деревья. | 1 | | |
| Мир народного искусства .7часов | | | |
25 | Русское кружево. Вологодские узоры. | 1 | | |
26 | Резьба по кости. Холмогорские узоры. | 1 | | |
27 | Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. | 1 | | |
28 | Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Кавказа и Севера. Музей утюга. | 1 | | |
29 | Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски. | 1 | | |
30 | Обобщение по теме: «Мир народного искусства». | 1 | | |
| Мир архитектуры и дизайна. 4 часа | | | |
31 | Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Мой первый автомобиль. | 1 | | |
32 | Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Мой первый автомобиль. | 1 | | |
33 | Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов. | 1 | | |
34 | Обобщение по теме: «Мир архитектуры и дизайна». | 1 | | |