СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
изобразительное искусство
3 класс
УМК «Перспектива»
1. Роль и место дисциплины | В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Предлагаемый учебный курс интегрирует в себе как рационально-логические, так и эмоционально-оценочные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами: · окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера; природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций); · математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в художественном плане, мысленная трансформация объектов и пр., выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами); · технология (использование средств трудовой деятельности в целях их эстетического и художественного преображения); · русский язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности: описание произведений художников, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов); · литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания выразительного образа рисунка). На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю). |
2. Адресат | Данная рабочая программа адаптирована для реализации в Староказинском филиале МБОУ Новоникольской СОШ с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности учащихся третьего класса, уровня подготовленности учащихся и сложности учебного материала. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» Учебный план образовательного учреждения на 2015/2016 учебный год Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса общеобразовательной школы разработана на основе авторской программы Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой (Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ [ Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой, Г. А. Поровская и др.];под.ред. Т. Я. Шпикаловой. - М.: Просвещение, 2011) с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса «Изобразительное искусство». Программа реализуется на основе системы учебников «Перспектива»:
«Просвещение», 2012 г.
|
4. Цели и задачи | Цели предмета: - воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; - развитие воображения, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности. Задачи: Познавательные
Развивающие:
Воспитательные:
Коррекционные:
|
5. Специфика программы | Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне. Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства. |
6. Основные содержательные линии курса | - Осень. "Как прекрасен этот мир, посмотри..." - Зима. "Как прекрасен этот мир, посмотри..." - Весна. "Как прекрасен этот мир, посмотри..." - Лето. "Как прекрасен этот мир, посмотри..."
|
7. Структура программы |
Осень. "Как прекрасен этот мир, посмотри..."(11 ч) Осенний вернисаж. Земля одна, а цветы на ней разные(1ч). Натюрморт: свет, цвет, форма. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Природные формы. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. В жостовском подносе все цветы России(1ч). Русские лаки: традиции мастерства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет. О чем может рассказать русский расписной поднос(1ч). Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет. Каждый художник урожай своей земли хвалит. Натюрморт: свет и тень, форма и объём (1 ч) Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, объём. Лети, лети, бумажный змей. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, ритм. Чуден свет — мудры люди, дивны дела их. Лоскутная мозаика: традиции мастерства (1 ч) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, ритм. Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет (1 ч) Красота, разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет. Родные края в росписи гжельской майолики. Русская майолика: традиции мастерства (1 ч) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма. «Двор, что город, изба, что терем».В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч) Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Объём в пространстве и объём на плоскости. Выразительность объёмных композиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, форма, объём. «То ли терем, то ли царёв дворец». В мире народного зодчества: традиции народного мастерства (1 ч) Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Каждая птица своим пером красуется. Живая природа: форма и цвет, пропорции (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (10 ч) Зимний вернисаж. Красота и разнообразие состояний зимней природы. Каждая изба удивительных вещей полна. Натюрморт: свет и тень, объём и пропорции (1 ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета (1 ч) Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Роль контраста в композиции. Композиционный центр. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Пейзажи родной природы. Зима не лето, в шубу одета. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Искусство вокруг нас. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Зима за морозы, а мы за праздники. Карнавальные новогодние фантазии: импровизация (1 ч) Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная.. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Всякая красота фантазии да умения требует. Маски — фантастические и сказочные образы, маски ряженых (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры- обереги (1 ч) Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм. Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма (1 ч) . Особенности художественного творчества: художник и зритель. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. Россия державная. В мире народного зодчества: памятники архитектуры (1 ч) Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, чело веку и обществу. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм. «Город чудный...» Памятники архитектуры: импровизация (1 ч) Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Защитники земли Русской. Сюжетная композиция: композиционный центр (1 ч) Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (5 ч) Весенний вернисаж. Красота и разнообразие состояний весенней природы. Дорогие, любимые, родные. Женский портрет: выражение и пропорции лица (1 ч) Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной). Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образ современника. Жанр портрета. Широкая Масленица. Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет (1 ч) Образы человека и природы в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиции мастерства (1 ч) Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём. Герои сказки глазами художника. Сюжетная композиция: композиционный центр и цвет (2 ч) Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия. Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» (8 ч) Летний вернисаж. Красота разных состояний и настроения в летней природе. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанр пейзажа. Жанр натюрморта. Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит (1 ч) Пейзажи разных географических широт. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Цветы России на павловопосадских платках и шалях. Русская набойка: традиции мастерства (1 ч) Искусство вокруг нас сегодня. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм (1 ч) Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). В весеннем небе — салют Победы! Патриотическая тема в искусстве. Декоративно-сюжетная композиция: цвет (1 ч) Отражение в произведениях изобразительного искусства общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Образ защитника Отечества. Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба (1 ч) Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражении в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на при мере изобразительного и прикладного искусства народов России). Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет (1 ч) Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Жанр натюрморта. У всякого мастера свои затеи. Орнамент народов мира: традиции мастерства (1 ч) Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Наши достижения. Я знаю. Я могу. Наш проект (1 ч) Демонстрация и обсуждение достигнутых результатов, чему научились в течение года: виды искусства (живопись, декоративная композиция), жанры (натюрморт), приёмы работы (кистевое письмо, раздельный мазок), художественные материалы и инструменты (кисть, тычок, клей, краски), техника (роспись подносов, набойка на платках, коллаж, аппликация), средства выразительности (линия, цветовое пятно) в создании художественных образов цветов.
|
8. Требования к результатам | Личностные. Учащиеся должны уметь: • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
Предметные. Учащиеся научатся: • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани. Учащиеся получат возможность научиться понимать : • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона; • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета; Метапредметные. Регулятивные Учащиеся научатся: · понимать цель выполняемых действий, · понимать важность планирования работы; · выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; · решать творческую задачу, используя известные средства. Учащиеся получат возможность научиться: · продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов; · объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; · различать и соотносить замысел и результат работы; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные Учащиеся научатся: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; · конструировать объекты дизайна. Учащиеся получат возможность научиться: · осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; · свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; · сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме. Коммуникативные Учащиеся научатся: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; · уметь слышать, точно реагировать на реплики; · учитывать мнения других в совместной работе; · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; · соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; · задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
|
9. Формы организации учебного процесса | Работа в группах и в парах, проектная работа, дидактические игры, дифференциация процесса. |
10. Итоговый контроль | - Индивидуальный и фронтальный опрос - Работа в паре, в группе - Срезовые работы (тесты) |
11. Объем и сроки изучения | На предмет «Изобразительное искусство» для 3 класса базисным учебным планом начального общего образования отводится 34 часа (1 час в неделю). |
12. Материально-техническое обеспечение | 1.Программа курса Шпикалова Т. Я. «Изобразительное искусство» М. «Просвещение» 2013 год. 2.Шпикалова Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 3 класс. М. «Просвещение» 2013 год. 3. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами). 4. Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство». 5.Технические средства (проектор, компьютер, интерактивная доска)
Печатные пособия Таблицы в соответствии с основными разделами программы 3 класса: - Портреты русских и зарубежных художников. - Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. - Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. - Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека. - Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству. Альбом с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями рабочей программы. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте. Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя: - Классная доска с креплениями для таблиц. - Магнитная доска. - Аудиомагнитофон. Учебно-практическое оборудование Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование. Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой. Краски акварельные и гуашевые. Кисти. Ёмкости для воды. Стеки, пластилин. Ножницы. Подставка для натуры. Оборудование класса Ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
|
Учебно-тематическое планирование
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ) | ||
Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства. | «Земля одна, а цветы на ней разные» | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. |
Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | «В жостовском подносе - все цветы России» | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. |
Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии | «О чем может рассказать русский поднос» | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской |
Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. | «Каждый художник урожай своей земли хвалит». Натюрморт. «Славный урожай» | |
Придумать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | «Лети, лети бумажный змей» Орнамент народов мира. | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). |
Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела»
| Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. |
Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | «Живописные просторы Родины». Пейзаж. | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью). |
Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. | «Родные края в росписи гжельской майолики. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. |
Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе | «То ли терем, то ли царев дворец» «Каждая птица своим пером красуется» Живая природа. | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности . Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Любоваться красотой природы. Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью). |
Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, Выразительность фактуры. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека | «Каждая изба удивительных вещей полна» Натюрморт. «Русская зима» Пейзаж в графике. «Зима не лето, в шубу одета» Орнамент народов мира. | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. Осваивать простые приемы работы кистью и графической росписи и т. д. Изображать (декоративно) бабочек, рыб, птиц, передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры. |
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. | «Зима за морозы, а мы за праздники» Карнавальные фантазии | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. |
Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы. | «Всякая красота фантазии да умения требует» Маски «В каждом посаде в своём наряде» Узоры - обереги в русском народном костюме. | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.). |
РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» (18 ЧАСОВ) | ||
Первичное знакомство с дизайном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую | «Жизнь костюма в театре.» Сценический костюм героев. | Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. |
Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм. | «Россия державная» В мире народного зодчества. Памятники архитектуры. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят |
Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. Понятие сюжетная композиция | «Город чудный…» Памятники архитектуры. «Защитники земли русской» Сюжетная композиция | Наблюдать постройки в городских форму, конструкцию, пропорции. |
Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов | «Дорогие любимые, родные» Женский портрет. «Широкая Масленица» Сюжетно-декоративная композиция. | Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону). Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллективного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллективный макет игрового городка. |
Конструкция предмета. Любое изображение — взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | «Красота и мудрость народной игрушки» Зарисовка игрушек. | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен. Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. |
Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | «Герои сказки глазами художника» Декоративно-сюжетная композиция. | Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи. |
Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | «Водные просторы России» Морской пейзаж: линия горизонта, колорит. | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). |
Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. | «Цветы России на Павловских платках и шалях». Русская набойка: традиции мастерства. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). |
«В весеннем небе салют Победы» Декоративно-сюжетная композиция. | Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | |
Основы символики | «Гербы городов Золотого кольца» Символические изображения: состав герба. |
|
Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты. | «Сиреневые перезвоны» Натюрморт | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности |
Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | «У всякого мастера свои затеи» Орнамент народов мира. «Наши достижения Наш проект. «Я знаю. Я могу» | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью). |
|
КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
Требования к уровню подготовки учащихся | Элементы содержания | Вид контроля | УУД | Дата по плану | Дата по факту
|
РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ) | ||||||||
1 | «Земля одна, а цветы на ней разные» | 1 | Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит. | Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство». Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.
| Индивидуальный | Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой | 3.09 |
|
2. | «В жостовском подносе - все цветы России» | 1 | Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометрическую форму простого плоского тела (листьев). | Красота и разнообразие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма». | Индивидуальный | Научиться: рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи. | 10.09 |
|
3. 4. | «О чем может рассказать русский поднос» | 2 | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской | Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости. Роль воображения и фантазии | Индивидуальный | Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, быта и жизни своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство, уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве. | 17.09 24.09 |
|
5. | «Каждый художник урожай своей земли хвалит». | 1 | Объемные изображения. Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Выразительные, объемные объекты в природе. | Индивидуальный | Научиться определять «натюрморт», организовать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя | 1.10
|
| |
6. | «Лети, лети бумажный змей» | 1 | Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.). | Придумать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | Индивидуальный | Научиться видеть орнамент, познакомиться с основами орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи), организовать своё рабочее место, пользоваться кистью, акварельными и гуашевыми красками, палитрой. | 8.10 |
|
7. | «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела» | 1 | Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). | Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями приводить примеры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания раз личных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков. | Индивидуальный | Научиться: выполнять рисунок акварелью, гуашью, фломастерами; понятие орнамент, отдельные произведения выдающихся художников, основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи). | 15.10 |
|
8. | «Живописные просторы Родины» | 1 | Выражение настроения в изображении. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и краски в произведениях художников | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств Изображать радость или грусть (работа гуашью). | Индивидуальный | размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; при менять основные средства художественной выразительности в рисунке | 22.10 |
|
9. | «Родные края в росписи гжельской майолики. | 1 | Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности. Цвет и краски в картинах художников. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников. Участвовать в обсуждении выставки. | Индивидуальный | Научиться: правильно работы с акварелью; понимать народное декоративно-прикладное искусство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять рисунок кистью без предварительного рисунка растяжение цвета в гжельском мазке. | 29.10 |
|
10. | Двор, что город, изба, что терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства | 1 | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). | Научиться смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета. | Индивидуальный | Научиться: понимать пейзаж; отдельные произведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета. | 12.11 |
|
11. | То ли терем, то ли царев дворец. | 1 | Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). | Научится: правилам работы с акварелью. | Индивидуальный | Научится: правилам работы с акварелью. | 19.11 |
|
12 | Каждая птица своим пером красуется. | 1 | Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. | Научится придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | Индивидуальный | Научится придумывать свой натюрморт; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг | 26.11 |
|
13 | Каждая изба удивительных вещей полна. | 1 | Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпрети ровать их в собственных изображениях и украшениях. | Индивидуальный | Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фантазийный узор. Графические материалы, Выразительность фактуры. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека | 03.12 |
| |
14 | Русская зима. | 1 | Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека | Индивидуальный | 10.12 |
| ||
15 | Зима не лето, в шубу одета. | 1 | Индивидуальный | 17.12 |
| |||
16 | Зима за морозы, а мы за праздники. | 1 | Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы). Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. | Индивидуальный | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы | 24.12 |
| |
17 | Всякая красота фантазии да умения требует. | 1 | Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.) | Индивидуальный | Научится различать отдельные произведения выдающихся художников; разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. | 14.01 |
|
РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА» (18 ЧАСОВ) | ||||||||
18 | В каждом посаде в своем наряде. | 1 | Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.) | Индивидуальный | Научиться различать разнообразные приёмы работы кистью при рисовании декоративных элементов узора. Уметь последовательно работать красками над декоративными фигурками орнаментальной полосы (от общего к деталям, от раскраски полоски фигурок к декоративной разделке и украшению фигурок узорами). | 21.01 |
|
19 | Жизнь костюма в театре. | 1 | Первичное знакомство с дизайном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую | Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. | Индивидуальный | Научиться выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками. | 28.01 |
|
20 | Россия державная. В мире народного зодчества: традиции мастерства. | 1 | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей они состоят. | Индивидуальный | Научиться распознавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа, самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. | 04.02 |
|
21 | Город чудный.. Памятники архитектуры. | 1 | Природные постройки и конструкции. Многообразие природных построек, их формы и конструкции. Соотношение форм и их пропорций. | Наблюдать постройки в городе, их форму, конструкцию, пропорции. | Индивидуальный | Научиться узнавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жизнью своего народа. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке | 11.02 |
|
22 | Защитники земли Русской. | 1 | Понятие сюжетная композиция | Научиться правила работы с акварелью; понятие народное декоративно-прикладное искусство, разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа | Индивидуальный | Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке по представлению, в сюжетно-тематических ком позициях с учётом замысла. | 18.02 |
|
23 | Дорогие, любимые, родные. Женский портрет. | 1 | Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов | Индивидуальный | 03.03 |
| ||
24 | Широкая Масленица. | 1 |
| Фронтальный | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики. | 10.03 |
| |
25 | Красота и мудрость народной игрушки. | 1 | Конструкция предмета. Любое изображение —взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Фронтальный | 17.03 |
| ||
26 | Герои сказки глазами художника. | 1 | Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. Выразительность размещения элементов коллективного панно. | Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумывает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответствии с этой формой помогает украшать вещи | Индивидуальный | Научиться самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства | 24.03 |
|
27 | Герои сказки глазами художника. | 1 | Первоначальные навыки коллективной работы над панно. | Индивидуальный | 07.04 |
| ||
28 | Водные просторы России. Морской пейзаж линия | 1 |
| Научиться сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства; использовать художественные материалы. Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке | Индивидуальный | Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная творческая работа или индивидуальные работы). | 14.04 |
|
29 | Цветы России на павловских платках и шалях. | 1 | Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания произведения; у каждого своя социальная функция. | Различать три вида художественной деятельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Воспринимать и обсуждать выставку детских, выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Анализировать деятельность Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «участие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного). | Индивидуальный | Научиться получать сведения о памятниках культуры и истории, быта своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементами повтора, импровизации и вариации по мотивам цветочной композиции павловских узоров, придерживаться последовательности исполнения росписи, решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве. | 21.04 |
|
30 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | 1 |
| Коллективное панно-коллаж с изображением сказочного мира. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции | Индивидуальный | Научиться основы символики, доступные сведения о гербах городов Золотого кольца России. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. | 28.04 |
|
31 | В весеннем небе — салют Победы. | 1 | Основы символики | Индивидуальный |
|
| ||
32 | Гербы городов Золотого кольца России. | 1 | Основы геральдики | Индивидуальный | Научится: самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и даль- них планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства художественной выразительности в рисунке. | 05.05 |
| |
33 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. | 1 | Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты | Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов художественной деятельности | Индивидуальный | 12.05 |
| |
34 35 | У всякого мастера свои затеи. | 2 | Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники. Образ лета в творчестве российских художников. Картина и скульптура. Репродукция. | Умение видеть. Развитие зрительских навыков. Создание композиции по впечатлениям от летней природы. Создавать композицию «Здравствуй, лето!» | Индивидуальный | Научиться правильно определять, рисовать, использовать в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет. | 19.05 26.05 |
|