Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» - 3- е изд. дораб. и доп. – М: Вентана – Граф, 2014). Программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования по образовательной области «Искусство»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство».
Личностные результаты:
- целостное, гармоничное восприятие мира;
- интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
- умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
- способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
- способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
-представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
- умение доводить работу до конца;
-способность предвидеть результат своей деятельности;
- адекватная оценка результатов своей деятельности;
- способность работать в коллективе;
- умение работать индивидуально и в малых группах;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.
Метапредметные результаты:
- постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
- принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
- самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;
- самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
- умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;
- умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;
- умение проводить самостоятельные исследования;
- умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
- умение находить нужную информацию в Интернете;
- участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
- умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
- обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
- умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;
- понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
- умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.
Предметные результаты:
- сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
- умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
- умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
- способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
- умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать
о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;
- умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
-сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;
- сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
- активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
- понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
- понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
- умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
- умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
- умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
- сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
- умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;
- умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
- умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
- умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;
- умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство».
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) .
Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы па листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.
Развитие фантазии и воображения .
Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия музыки, поэтического слова. Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм. Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика).
Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем, «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значения музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
План | Факт |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов) |
1 | Работа на плоскости . Художник – живописец. Осенние листочки. | 1 | | |
2 | Работа на плоскости. Наскальная живопись древних людей. Почему камни такие красивые? | 1 | | |
3 | Работа на плоскости. Знакомство с палитрой. Листопад. | 1 | | |
4 | Работа на плоскости. Изобразительная плоскость. Мы гуляли в лесу (проект на плоскости). | 1 | | |
5 | Работа на плоскости. Художник – график. Строится новый дом. | 1 | | |
6 | Работа на плоскости. Рисование с натуры предметов разной формы в сравнении с другими предметами. | 1 | | |
7 | Работа на плоскости. Зарисовки, этюды на передачу настроения в цвете. Заколдованный зимний сад Снежной королевы. | 1 | | |
8 | Работа на плоскости. Освоение жизненного пространства человека и животного. Мышка в норке. | 1 | | |
9 | Работа на плоскости. Причудливые облака в небе. | 1 | | |
10 | Работа в объёме и пространстве. Художник – скульптор. | 1 | | |
11 | Рыбы. Работа в объёме и пространстве. Представление о рельефе. Корабли в море. | 1 | | |
12 | Работа в объёме и пространстве. Художник – прикладник. Народная игрушка «Петушок». | 1 | | |
13 | Работа в объёме и пространстве. На водопой. | 1 | | |
14 | Декоративно – прикладная деятельность. Великий художник природа. Листья с волшебного дерева. | 1 | | |
15 | Декоративно – прикладная деятельность. Перевод реального изображения в декоративное. «Баю – бай…». Колыбельная. | 1 | | |
16 | Декоративно – прикладная деятельность. Выполнение декоративного фриза. Лунные цветы. | 1 | | |
Развитие фантазии и воображения (11 часов) |
17- 1 | Работа на плоскости. Освоение техники работы «от пятна» и «по сырому». Сказочные птицы. | 1 | | |
18-2 | Работа на плоскости. Создание картин фантазий. Дворец царя Нептуна. | 1 | | |
19- 3 | Работа на плоскости. Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Рисуем звуки и мелодии. | 1 | | |
20-4 | Работа на плоскости. Передача движения. Бегущее животное | 1 | | |
21-5 | Работа на плоскости. Дворец снежной Королевы. | 1 | | |
22-6 | Работа на плоскости. Импровизация. Как звучит мой дом, улица, город. | 1 | | |
23-7 | Работа в объёме и пространстве. Художник – скульптор. Лесовик. | 1 | | |
24-8 | Работа в объёме и пространстве. Художник – архитектор. Проектирование окружающей среды. Детская площадка. | 1 | | |
25-9 | Декоративно – прикладная деятельность. Внутреннее архитектурное пространство и его украшение. Праздник в сказочном городе. | 1 | | |
26-10 | Декоративно – прикладная деятельность. Работа с литературными сказочными произведениями. Путешествие по сказкам. | 1 | | |
27-11 | Декоративно – прикладная деятельность. Контраст и нюанс в разных видах искусства. Творческая работа « Солнечно и пасмурно». | 1 | | |
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) |
28-1 | Изобразительное искусство среди других видов искусств. | 1 | | |
29-2 | Материалы и инструменты художника. | 1 | | |
30-3 | Представление о видах изобразительного искусства (живописном полотне, рисунке, скульптуре, декоративной композиции). | 1 | | |
31-4 | Экскурсия «Сколько цветов у природы?» | 1 | | |
32- 5 | Художник – скульптор и его работы. | 1 | | |
33-6 | Крупнейшие музеи России: Третьяковская галерея, Эрмитаж. | 1 | | |