СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа искусству по ФКГОС ООО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработано для учащихся 8-9 классов по программе Неменского БМ.: к учебнику "Искусство" 8-9 класс, авторы Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа искусству по ФКГОС ООО»


11.09.2016



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17»


РАССМОТРЕНА

на заседании ШМО

___________________

руководитель ШМО

_________/ Ф.И.О. /

протокол

от «_»______201 г.

№ __

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора

_________/Гражданкина М.О. /

«___»_______201 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании

Педагогического

совета, протокол

от «_»______2016г. № __

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ «ООШ № 17»

от «__»_____201 г.

№___



02-11







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Искусство »


основное общее образование (8-9 классы)

базовый уровень








Составитель: Поляк Любовь Леонидовна, учитель изобразительного искусства, без категории








Старый Оскол

2016 г.


Пояснительная записка


Данная рабочая программа разработана в логике изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе, в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство» для 8-9 классов, раскрывает специфику и своеобразие духовного, нравственно-эстетического опыта человечества и обобщает на содержательном уровне имеющиеся у учащихся представления о различных видах искусства в целом. Документ разработан на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству

  • Примерной программы «Искусство» 8-9 классы, М.: Просвещение, 2010

  • Авторской программы Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год.

  • Рабочей программы Г. П. Серге­евой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Искусство. 8-9 классы», М.: Просвещение, 2011 год

Особенности художественно-эстетического образования определяются в следующих документах:

  • «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 – 2015 годы» (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р);

  • Концепция художественного образования (приказ Министерства культуры РФ от 28.12.2001. № 1403).

Цель:

развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество, развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

Задачи:

  • актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

  • культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

  • формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества

  • углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

  • воспитание художественного вкуса;

  • приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

  • формирование умений и навыков художественного самообразования.


Авторская программа рассчитана на два года обучения в соответствии с учебным планом в 8-9-х классах. На изучение учебного курса «Искусство» основного общего образования для 8-9-х классов (базовый уровень) отводится 70 часов - из расчета 1 час в неделю.

Изменения внесенные в программу.

Авторская программа рассчитана на 35 часов в год, но так как в 9 классе 34 учебные недели, следовательно, 34 часа в год (1 час в неделю). Тема «Искусство и власть» уплотнена на 1 час, вместо 3 часов отведено 2 часа.


Используются следующие компоненты УМК:

«Искусство»: учебник для общеобразовательных учреждений. [Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская.]. – М.: Просвещение, 2016.

Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики. Знания учащихся об основных видах и о жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства; применять художественно-выразительные средства разных искусств в своем творчестве.













Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения предмета «Искусство» учащиеся 8 классов должны знать:

  • жанры и стили классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

  • уметь:

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и различать стили архитектуры и костюма разных эпох;

  • определять, к какому направлению относится то или иное произведение искусства;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и

  • задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения.



В результате изучения предмета «Искусство» учащиеся 9 класса должны знать:

  • жанры и стили классического и современного искусства, особенностях художественного языка и музыкальной драматургии;

  • принадлежность художественных произведений к одному из жанров на основе характерных средств выразительности;

  • имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;

уметь:

  • размышлять о знакомом произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях;

  • давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;

  • выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;

  • использовать знания о музыке и музыкантах, художниках, полученные на уроках, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и различать стили архитектуры и костюма разных эпох;

  • определять, к какому направлению относится то или иное произведение искусства;

организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и

  • задачи, выбирать и применять на практике способы их достижения.


Учебно-тематическое планирование


8 класс

п.п

Наименование разделов

Количество часов

1

Искусство в жизни современного человека

3

2

Искусство открывает новые грани мира

7

3

Искусство как универсальный способ общения

7

4

Красота в искусстве и жизни

10

5

Прекрасное пробуждает доброе

8


Итого

35



9 класс

п.п

Наименование разделов

Количество часов

1

Воздействующая сила искусства

9

2

Искусство предвосхищает будущее

7

3

Дар созидания

10

4

Искусство и открытие мира для себя  

8


Итого

34







пп

Тема 8 класс

Кол-во часов


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа


1

Искусство вокруг нас. Основные стили искусства

1

2

Художественный образ – стиль – язык.

1

3

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное

1


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7часов.


4

Искусство рассказывает о красоте Земли. Литературные страницы. Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись

1

5

Зримая музыка

1

6

Человек в зеркале искусства: жанр портрета.

1

7

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников

1

8

Как начиналась галерея

1

9

Музыкальный портрет. Александр Невский.

1

10

Портрет композитора в литературе и кино.

1


Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения - 7 часов.


11

Мир в зеркале искусства

1

12

Роль искусства в сближении народов.

1

13

Искусство художественного перевода – искусство общения

1

14

Искусство – проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства.

1

15

Художественные послания предков. Разговор с современником.

1

16

Символы в жизни и искусстве.

1

17

Музыкально-поэтическая символика огня.

1


Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.


18

Красота в искусстве и жизни.Что есть красота?

1

19

Откровенье вечной красоты

1

20

Застывшая музыка.

1

21

Есть ли у красоты свои законы?

1

22

Соединение двух реальностей

1

23

Всегда ли люди одинаково понимали красоту?

1

24

Женские образы в произведениях художников

1

25

Великий дар творчества: радость и красота созидания

1

26

Как соотносится красота и польза?

1

27

Как человек реагирует на явления в жизни и искусстве

1


Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе - 8 часов.


28

Преобразующая сила искусства.

1

29

Крупнейшие художественные музеи страны

1

30

Красота природы родной земли.

1

31

Героический пафос в монументальной скульптуре

1

32

Художники театра

1

33

Исследовательский проект «Полна чудес могучая природа»..

2

34

Обобщающий урок

1


Итого

35






№ пп

Тема 9 класс

Кло-во часов


Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов


1

Искусство и власть

1

2

Вечные темы и великие исторические события

1

3

Какими средствами воздействует искусство?

1

4

Средства музыкальной выразительности

1

5

Храмовый синтез искусств

1

6

Виды храмов различных конфессий

1

7

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

8

Синтез искусств в архитектуре

1

9

Синтетические виды искусства.

1


Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее- 7 часов.


10

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство?

1

11

Предвидение как форма утверждения духовных ценностей

1

12

Предсказание в искусстве

1

13

Художественное мышление в авангарде науки.

1

14

Художественное мышление в авангарде науки.

1

15

Художник и ученый.

1

16

Художник и ученый.

1


Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция.- 10 часов


17

Эстетическое формирование искусством окружающей среды.

1

18

Архитектура исторического города.

1

19

Архитектура современного города.

1

20

Специфика изображений в полиграфии.

1

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

22

Декоративно-прикладное искусство.

1

23

Музыка в быту

1

24

Массовые, общедоступные искусства.

1

25

Изобразительная природа кино.

1

26

Музыка в кино

1


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя - 8 часов


27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов.

1

28

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

2

29

Литературные страницы

1

30

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все»

3

31

Обобщающий урок

1


Итого

34











Содержание программы учебного предмета

8 класс


Раздел 1. Искусство в жизни современного человека - 3 часа.

Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека. Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. Обращение к искусству прошлого с целью выявления его полифункциональности и ценности для людей, живших во все времена.

Виды искусства. Художественный образ – стиль – язык. Наука и искусство. Знание научное и знание художественное. Роль искусства в формировании художественного и научного мышления.

Примерный художественный материал:

Произведения художественной культуры (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, литературы и др.) и предметы материальной культуры в контексте разных стилей (по выбору учителя на знакомом материале).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Обобщение и систематизация представлений о многообразии материальной и художественной культуры на примере произведений различных видов искусства.


Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира - 7 часов.

Искусство как образная модель окружающего мира, обогащающая жизненный опыт человека, его знаний и представлений о мире. Искусство как духовный опыт поколений, опыт передачи отношения к миру в образной форме, познания мира и самого себя. Открытия предметов и явлений окружающей жизни с помощью искусства. Общечеловеческие ценности и формы их передачи в искусстве. Искусство рассказывает о красоте Земли: пейзаж в живописи, музыке, литературе. Человек в зеркале искусства: портрет в музыке, литературе, живописи, кино. Портреты наших великих соотечественников.

Примерный художественный материал:

отображений наскальной живописи и мелкой пластики, произведений народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство с мировоззрением народа, его обычаями, обрядами, бытом, религиозными традициями на примерах первобытных измузыкального фольклора, храмового синтеза искусств, классических и современных образцов профессионального художественного творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве, театре, кино. Образы природы, человека в произведениях русских и зарубежных мастеров.

Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Иллюстрации к сказкам (И. Билибин, Т. Маврина). Виды храмов: античный, православный, католический, мусульманский. Образы природы (А. Саврасов, И. Левитан, К. Моне и др.). Изображение человека в скульптуре Древнего Египта, Древнего Рима, в искусстве эпохи Возрождения, в современной живописи и графике (К. Петров-Водкин, Г. Климт, X. Бидструп и др.). Автопортреты А. Дюрера, X. Рембрандта, В. Ван Гога. Изображения Богоматери с Младенцем в русской и западноевропейской живописи. Изображения детей в русском искусстве (И. Вишняков, В. Серов и др.). Изображение быта в картинах художников разных эпох (Я. Вермеер, А. Остаде, Ж.-Б. Шарден, передвижники, И. Машков, К. Петров-Водкин, Ю. Пименов и др.). Видение мира в произведениях таких художественных направлений, как фовизм, кубизм (натюрморты и жанровые картины А. Матисса и П. Пикассо).

Музыка. Музыкальный фольклор. Духовные песнопения. Хоровая и органная музыка (М. Березовский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, И.-С. Бах, В.А. Моцарт, Э.-Л. Уэббер и др.). Портрет в музыке (М. Мусоргский, А. Бородин, П. Чайковский, С. Прокофьев, И. Стравинский, Н. Римский-Корсаков, Р. Шуман и др.). Образы природы и быта (А. Вивальди, К. Дебюсси, П. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.).

Литература. Устное народное творчество (поэтический фольклор). Русские народные сказки, предания, былины. Жития святых. Лирическая поэзия.

Экранные искусства, театр. Кинофильмы А. Тарковского, С. Урусевского и др.

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Самостоятельное освоение какого-либо явления и создание художественной реальности в любом виде творческой деятельности.

Создание средствами любого искусства модели построения мира, существовавшей в какую-либо эпоху (по выбору).

Раздел 3. Искусство как универсальный способ общения — 7 часов.

Искусство как проводник духовной энергии. Процесс художественной коммуникации и его роль в сближении народов, стран, эпох (музеи, международные выставки, конкурсы, фестивали, проекты).

Создание, восприятие, интерпретация художественных образов различных искусств как процесс коммуникации. Способы художественной коммуникации. Знаково-символический характер искусства. Лаконичность и емкость художественной коммуникации. Диалог искусств. Искусство художественного перевода – искусство общения. Обращение творца произведения искусства к современникам и потомкам.

Примерный художественный материал:

Изучение произведений отечественного и зарубежного искусства в сопоставлении разных жанров и стилей. Эмоционально-образный язык символов, метафор, аллегорий в росписи, мозаике, графике, живописи, скульптуре, архитектуре, музыке, литературе и передача информации, содержащейся в них, современникам и последующим поколениям.

Изобразительное искусство. Натюрморты (П. Клас, В. Хеда, П. Пикассо, Ж. Брак и др.); пейзажи, жанровые картины (В. Борисов-Мусатов, М. Врубель, М. Чюрленис и др.); рисунки (А. Матисс, В. Ван Гог, В. Серов и др.). Архитектура (Успенский собор Московского Кремля, церковь Вознесения в Коломенском, дворцы в стиле барокко и классицизма и др.). Скульптура (Ника Самофракийская, О. Роден, В. Мухина, К. Миллес и др.), живопись (В. Тропинин, О. Кипренский, П. Корин и др.). Росписи Древнего Египта, Древнего Рима, мозаики и миниатюры Средневековья, графика и живопись Древнего Китая, Древней Руси (А. Рублев); живопись и графика романтизма, реализма и символизма (Д. Веласкес, А. Иванов, В. Суриков, У. Хогарт, П. Федотов, Ф. Гойя, К. Малевич, Б. Йеменский и др.); карикатура (Ж. Эффель, X. Бидструп, Кукрыниксы).

Музыка. Сочинения, посвященные героике, эпосу, драме (М. Глинка, М. Мусоргский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, К.-В. Глюк, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, А. Скрябин, Г. Свиридов, А. Шнитке, Ч. Айвз и др.). Музыка к кинофильмам (С. Прокофьев, Р. Щедрин, Э. Артемьев, А. Петров, М. Та-ривердиев, Н. Рота и др.).

Литература. Русская поэзия и проза (Н. Гоголь, А. Блок, Б. Пастернак и др.).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы С. Эйзенштейна, Н. Михалкова, Э. Рязанова и др. Экранизации опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Создание или воспроизведение в образной форме сообщения друзьям, согражданам, современникам, потомкам с помощью выразительных средств разных искусств (живописи, графики, музыки, литературы, театра, анимации и др.) или с помощью информационных технологий. Передача возможным представителям внеземной цивилизации информации о современном человеке в образно-символической форме. Выбор из золотого фонда мирового искусства произведения, наиболее полно отражающего сущность человека. Обоснование своего выбора.


Раздел 4. Красота в искусстве и жизни- 10 часов.

Что такое красота. Способность искусства дарить людям чувство эстетического переживания. Законы красоты. Различие реакций (эмоций, чувств, поступков) человека на социальные и природные явления в жизни и в искусстве. Творческий характер эстетического отношения к окружающему миру. Соединение в художественном произведении двух реальностей – действительно существующей и порожденной фантазией художника. Красота в понимании различных социальных групп в различные эпохи.

Поэтизация обыденности. Красота и польза.

Примерный художественный материал:

Знакомство с отечественным и зарубежным искусством в сопоставлении произведений разных жанров и стилей; с символами красоты в живописи, скульптуре, архитектуре, музыке и других искусствах.

Изобразительное искусство. Скульптурный портрет Нефертити, скульптура Афродиты Милосской, икона Владимирской Богоматери, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи; скульптурные и живописные композиции («Весна» О. Родена, «Весна» С. Боттичелли и др.). Живопись (Ж.-Л. Давид, У. Тернер, К.-Д. Фридрих, Ф. Васильев, И. Левитан, А. Куинджи, В. Поленов и др.). Женские образы в произведениях Ф. Рокотова, Б. Кустодиева, художников-символистов.

Музыка. Сочинения, посвященные красоте и правде жизни (Д. Каччини, И.-С. Бах, Ф. Шуберт, Ф. Шопен, И. Штраус, Э. Григ, Ж. Визе, М. Равель, М. Глинка, П. Чайковский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В. Кикта, В. Гаврилин и др.). Исполнительские интерпретации классической и современной музыки.

Литература. Поэзия и проза (У. Шекспир, Р. Берне, А. Пушкин, символисты, Н. Гоголь, И. Тургенев, И. Бунин, Н. Заболоцкий).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы Г. Александрова, Г. Козинцева, А. Тарковского, С. Бондарчука, Ю. Норштейна, М. Формана. Экранизация опер и балетов (по выбору учителя).

Художественно-творческая деятельность учащихся:

Передача красоты современного человека средствами любого вида искусства: портрет в литературе (прозе, стихах), рисунке, живописи, скульптуре, фотографии (реалистическое и абстрактное изображение, коллаж).

Передача красоты различных состояний природы (в рисунке, живописи, фотографии, музыкальном или поэтическом произведении). Показ красоты человеческих отношений средствами любого вида искусства.

Раздел 5. Прекрасное пробуждает доброе — 8 час.

Преобразующая сила искусства. Воспитание искусством – это «тихая работа» (Ф.Шиллер). Ценностно-ориентационная, нравственная, воспитательная функции искусства. Арт-терапевтическое воздействие искусства. Образы созданной реальности – поэтизация, идеализация, героизация и др.

Синтез искусств в создании художественных образов. Соотнесение чувств, мыслей, оценок читателя, зрителя, слушателя с ценностными ориентирами автора художественного произведения. Идеал человека в искусстве. Воспитание души.

Исследовательский проект.

Художественно-творческая деятельность:

Исследовательский проект: «Полна чудес могучая природа». Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания весенней сказки «Снегурочка» средствами разных видов искусства (живопись, музыка, литература, кино, театр).
















9 класс


Раздел 1. Воздействующая сила искусства - 9 часов.

Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

Примерный художественный материал:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.).Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XXв. Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.

Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее - 7 часов.

Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

Примерный художественный материал:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их

художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К. Петрова-Водкина, «Большевик» Б. Кустодиева, «Рождение новой планеты» К. Юона, «Черный квадрат» К. Малевича,

93 «Герника» П. Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р. Делоне, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини и др. Живопись символистов (У. Блэйк, К. Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин,   Артемьев, Э. Денисов, А. Рыбников, В. Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная   музыка,   алеаторика   (А. Шенберг,   К. Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р. Брэдбери, братьев Стру­гацких, А. Беляева, И. Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X. Райнла, «Гарри Поттер» К. Коламбуса, «Пятый элемент» Л. Бессона, «Солярис» А. Тарковского, «Ка­питан Немо» В. Левина и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».


Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция  - 10 часов.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

Примерный художественный материал:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э. Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Н. Лес­ков, Л. Толстой, А. Чехов, С. Есенин и др.; У. Шекспир, Дж. Свифт, В. Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  - 8 часов.

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств. Исследовательский проект.

Примерный художественный материал:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М. Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А. Бородин, М. Чюрленис, С. Рихтер, В. Наумов, С. Юдин, А. Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У. Шекспир, А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, С. Есенин, И. Бунин, И. Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г. Козинцева, «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М. Захарова, «Небеса обетованные» Э. Рязанова, «Странствия Одиссея» А. Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д. Роббинса и Р. Уайза, «Страсти Христовы» М. Гибсона, «Призрак оперы» Д. Шума­хера и др. (по выбору учителя).

  • Художественно-творческая деятельность учащихся:

Исследовательский проект «Пушкин - наше все» - во­площение образа поэта и образов его литературных произве­дений средствами разных видов искусства. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.








Формы и средства контроля

Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности. В практике педагогического контроля возможно выделение следующих его видов: стартового, текущего, рубежного, итогового. К формам контроля можно отнести устный, письменный, программированный. Стартовый контроль определяет исходный уровень обученности, подготовленность к усвоению дальнейшего материала. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть, полугодие, год после прохождения, например, больших тем, крупных разделов программы. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. В качестве методов диагностики результатов обучения могут служить: конкурсы, выставки, олимпиады, викторины, фестивали и др.

Рабочая программа предусматривает на изучение искусства по 1 часу в неделю, из них контрольных работ:

8 класс-промежуточная, итоговая;

9 класс-входной, промежуточный и итоговый контроль.


Формы контроля и организации учебного процесса

Основной формой учебного процесса является урок.

- самостоятельная работа

- творческая работа

- конкурсы

- викторины



Защита проектной работы по теме: «Портрет человека в музыке, в поэзии, в живописи».

При подготовке и выполнении проекта необходимо:

  • Аргументировать актуальность данной темы;

  • Запланировать и выбрать соответствующие графические средства для выполнения работы

  • Провести поэтапный контроль и коррекцию результата.

  • Представить результат работы, спланировать сообщение о проведении работы.

Защита рефератов по теме: «Искусство как универсальный способ общения»

Требования к оформлению работы::

  • Аргументировать актуальность данной темы;

  • Оформить титульный лист по соответствующему образцу;

  • В реферате обязательно должен быть внешний вид храма. (рисунок, фотография, репродукция.)

  • Реферат может сопровождаться презентацией.

  • Представить результат работы, подготовить краткое выступление по теме своего реферата.

Выставка рисунков по теме «Застывшая музыка»

Требования к оформлению работ для выставки.

  • Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета.

  • Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города.

  • Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал


Итоговый контроль

Раскрыть свое понимание глубокого смысла истории-сказки «Снегурочка» , выбрав определенный вид деятельности: исследовательский, художественно-практический (музыкальный, литературный, театральный, хореографический, режиссерский, оформительский, технического обеспечения проекта и др.) Реализация проекта потребует следующих содержательных линий:

  • Истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

  • Варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) – братье Гримм, В. Даля, А. Афанасьева и др.

  • Пьеса для театра А. Н. Островского «Снегурочка»;

  • Музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

  • Опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

  • Образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные иллюстрации – И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусства – Палех, Федоскино и др; живопись – Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

  • Кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Защита исследовательского проекта

При подготовке и выполнении проекта необходимо:

  • Аргументировать актуальность данной темы;

  • Запланировать и выбрать соответствующие графические средства для выполнения работы

  • Провести поэтапный контроль и коррекцию результата.

  • Представить результат работы, спланировать сообщение о проведении работы.


Защита проектной работы по теме: «Синтез искусств»

При подготовке и выполнении проекта необходимо:

  • Аргументировать актуальность данной темы;

  • Запланировать и выбрать соответствующие графические средства для выполнения работы

  • Провести поэтапный контроль и коррекцию результата.

  • Представить результат работы, спланировать сообщение о проведении работы.


Защита рефератов по теме: «Знаменитые художники-ученые»

Требования к оформлению работы:

  • Аргументировать актуальность данной темы;

  • Оформить титульный лист по соответствующему образцу;

  • В реферате обязательно должен быть внешний вид храма. (рисунок, фотография, репродукция.)

  • Реферат может сопровождаться презентацией.

  • Представить результат работы, подготовить краткое выступление по теме своего реферата.


Выставка рисунков по теме «музыка души»

Требования к оформлению работ для выставки.

  • Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 в паспарту белого цвета.

  • Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения, города.

  • Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.

Итоговый контроль

Выполнение исследовательского пректа «Пушкин – наше всё». Защита мини-проекта, в котром могут быть представленны различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фото- композиции, хореография, выставка творческих художественных работ.

Защита исследовательского проекта

При подготовке и выполнении проекта необходимо:

  • Аргументировать актуальность данной темы;

  • Запланировать и выбрать соответствующие графические средства для выполнения работы

  • Провести поэтапный контроль и коррекцию результата.

  • Представить результат работы, спланировать сообщение о проведении работы.


Учебно-методический комплект


  1. Программа «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  2. Учебник «Искусство 8-9 класс» М., Просвещение, 2009 г., (электронная версия)

  3. Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 – 7 классы», М., Просвещение, 2005г.

  4. «Хрестоматия музыкального материала»

  5. Программы общеобразовательных учреждений Литература: 5—11 классы (Базовый уровень) / Под ред В Я. Коровиной — М., 2005;

  6. Сергеева Г П. Музыка 5—9 классы / Г П. Сергеева, Е. Д. Критская. — М., 2006,

  7. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б. М. Неменского. — М., 2005.

Список научно-методической литературы.

  1. «Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно – правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана – Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

  24. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 – 2009г.

  25. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  26. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  27. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  28. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  29. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  30. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  31. Песенные сборники.

  32. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  33. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  34. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

Электронные ресурсы:

  • http://hohloma.nnov.ru/

  • http://www.unn.runnet.ru/rus/volgovyt/nizhobl/nizhnov/hohl.htm

  • http://www.khokhloma.ru/

  • http://festival.1september.ru

  • http://www.it-n.ru

  • История искусства: классические труды. / Электронная Библиотека ДМ.18 www.direktmedia.ru

  • www.np.prosv.ru - Наглядные пособия.

Сайты музеев:

  • www.getty.edu/art/exhibitions/devices

  • www.hermitage.ru

  • www.rusmuseum.ru

  • www.artsedge.kennedy-center.org

  • http://som.ru/Resources/Moreva/st

  • http://art.edu-studio.narod.ru



Примерные контрольные и проверочные работы


Тест №1 по теме Искусство в жизни современного человека

1.Часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира.

      1. Искусство

      2. Стиль

      3. Язык

2.Это обобщенное представление о действительности, выраженное языком искусства отношение к жизни, к окружающему миру:

  1. Искусство

  2. Художественный образ

  3. Стиль

3.Муза танца:

  1. Терпсихора

  2. Эрато

  3. Клио

4.Жанр, посвященный изображению природы:

  1. пейзаж

  2. натюрморт

  3. портрет

5.Изображение определенного человека или группы людей:

  1. пейзаж

  2. натюрморт

  3. портрет

6.Жанр, характерной особенностью которого являются изображение предметов обихода, пищи, цветов и др.:

  1. Натюрморт

  2. Пейзаж

  3. портрет

7.Общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий:

  1. символы

  2. язык

  3. знаки

8.Основатель Третьяковской галереи:

      1. Суриков

      2. Третьяков

      3. Репин




8 класс

Проверочная работа


1. Аудитория забросала цветами и наградила его оглушительной овацией. Но он сидел лицом к оркестру и не видел реакцию зала. Один из певцов, проявив трогательную сердечность, осторожно взял его за плечи и повернул к публике, чтобы он мог увидеть ее восторг.

А)И. Бах Б)Л. Бетховен В)В.А. Моцарт Г)П. Чайковский.


2. «Лесной рог» – таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком этого инструмента был охотничий рог, в который трубили. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать»

А) Лира Б)Домра В)Валторна Г)Саксофон


3. Жанр музыки, не связанный с литературой:

А)Романс Б)Этюд В)Опера Г)Балет


4. Какого номера нет в опере:

а)Арии б) Дуэта в)Ансамбля г)Па-де-де


5. Родина ее неизвестна. Предполагают, что она возникла в Древней Греции, но вторую Родину обрела в Испании. Именно этот инструмент исполнял серенады дамам сердца.

А)Лира Б)Гусли В)Гитара Г)Балалайка


6. Музыка, предназначенная для слушания в небольшом помещении, для небольшого круга слушателей:

а) камерная б) танцевальная в) инструментальная


7. Королева оркестра. Самые лучшие мастера жили в Италии.

А)Гитара Б)Скрипка В)Саксофон Г)Виолончель


8. Основная тема творчества Н. А. Римского-Корсакова:

А) сказка Б) борьба В) сатира Г) Родина.


  1. Запишите названия рок-оперы:

«Нотр дам де Пари», «Белая акация», «Юнона и Авось»

10. Какой из этих предметов является инструментом симфонического оркестра

А)Ножи Б)Вилки В)Тарелки Г)Стаканы



11. Либретто -это:

А) название инструмента, Б) оркестровое вступление,
В) литературная основа оперы, балета, мюзикла, Г) жанр музыки.

12. Придумай общее название к группе слов:

А) Опера, балет, мюзикл (жанр)

Б) Оркестр, дирижер, концертный зал (симфония)

В) Песня, романс, ария (вокал)


13.Кто из русских композиторов написал музыку на слова стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье…»? Кому посвящено это стихотворение и кому композитор посвятил свою музыку?

(Глинка, А.Керн, дочери)


14. Название, какого музыкального инструмента совпадает с названием геометрической фигуры?

А)Круг Б)Квадрат В)Треугольник Г)Четырехугольник


15.Выбери любимые инструменты композиторов, соедини стрелкой

1 И.С. Бах 2 скрипка

2 А. Вивальди 3 фортепиано

3 Ф. Шопен 1 орган


16. Не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения, потому что:

А- должен быть сюжет;

Б – мелодичность стиха;

В – благозвучность слов;

Г – должны легко петься.


17. Какое стихотворение А.С.Пушкина стало известным романсом:

А - «Вот север, тучи нагоняя…»;

Б – «Гонимы вешними лучами…»;

В – «Я помню чудное мгновенье…».



18.Жанр балета сочетает в себе такие виды искусства, как:

а) Музыка, изобразительное искусство, мозаика.

б) Кино, литература, музыка.

в) Хореография, музыка, изобразительное искусство, литература.


19. Массовая сцена в балете:

а) хор; б) кордебалет; в) Балетная вариация.

20. Романс – это…


а) пьеса с музыкальным сопровождением

б) пьеса для голоса с инструментальным сопровождением

в) песня


21. Сопоставить номера из левой колонки с правой:

1. Мелодия -

1 одноголосно выраженная музыкальная мысль

2. Вокализ -

2 инструментальное сопровождение мелодии

3. Гармония -

3 с греческого – созвучие, стройность, соразмерность

4. Ритм -

4 пение без слов

5. Аккомпанемент -

5 соотношения длительностей звуков (нот) в их последовательности

(1-1, 2-4, 3-3, 4-5, 5-2)

22.

Выписать слова, относящиеся к опере.

Либретто, симфонический оркестр, солист, ария, дирижёр, вариации, тенор, декорации, контральто,

кордебалет, хор, изобразительное искусство, бас, классический танец, па-де-де, дуэт, «Щелкунчик». «Снегурочка», спектакль, баритон, сопрано, речитатив, пантомима, увертюра, Италия, Эпоха Возрождения, характерный танец.

Выписать слова, относящиеся к балету.

Либретто, симфонический оркестр, солист, ария, дирижёр, вариации, тенор, декорации, контральто,

кордебалет, хор, изобразительное искусство, бас, классический танец, па-де-де, дуэт, «Щелкунчик». «Снегурочка», спектакль, баритон, сопрано, речитатив, пантомима, увертюра, Италия, Эпоха Возрождения, характерный танец.


23. Балетные туфельки ….. (пуанты)





9 класс

1. Проведи соответствие:

1) Миф – это… действие жреца,

служителя церкви

2) Обряд – это… символическое

действие

3) Ритуал – это… устные предания


2. В какую эпоху все виды художественного творчества объединились в искусство?

А) Барокко Б) Классицизм В) Возрождение


3. Что такое искусство?

А) часть духовной культуры человечества

Б) народное творчество В) исторический стиль


4 Кто является автором фортепианного цикла «Времена года»?

А) П.И.Чайковский

Б) В.А.Моцарт В)А.Вивальди


5. Что такое художественный образ?

А) художественное отношение художника

Б) обобщенное представление о действительности В) фантазия художника


6. Как А.С.Пушкин называл искусство?

А) «волшебный самородок» Б) «магический кристалл» В) «фантастический камень»


7.Какова главная задача художника-портретиста?

А) точное копирование внешних черт человека

Б) живописное пересоздание образа человека


8. Какое произведение сочинил С.С.Прокофьев?

А) Кантата «Александр Невский»

Б) Опера «Снегурочка» В) Симфония № 40


9.Кто из русских художников создал иллюстрации к трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери»?


А) Репин Б) Рокотов В) Врубель


10. Какого совершенства добивается искусство в человеке?

А) спортивного Б) Эмоционального В) Умственного



11. Какие символы-образы являются центральными в любой культуре?

А) семья, солнце, дорога

Б) дорога, луна, солнце

В) солнце, дерево, дорога



тестирование 9 класс



1.Напиши фамилии композиторов.

а) Михаил Иванович …(Глинка)

б) Людвиг ван …(Бетховен)

в) Вольфганг Амадей…(Моцарт)

г) Петр Ильич…(Чайковский)

2. Перечисли основные средства выразительности. (Линия, штрих, ритм, гамма…..)


3.Какие всемирно известные театры оперы и балета ты знаешь?


4. 4х частное произведение для симфонического оркестра:

а) концерт; б) соната; в) симфония

5. Продемонстрируй свои музыкальные знания:

а) окраска звука в музыке; (тембр)

б) звуки записываются специальными знаками; (ноты)

в) скорость движения в музыке; (темп)

г) высокий женский голос; (сопрано)

д) ансамбль из двух исполнителей (дуэт)

6. К каким группам симфонического оркестра относятся инструменты:

а) флейта…(духовой) б) альт…(струнный) в) фортепиано…

г) труба…(духовой)


7.Какие музыкальные жанры ты знаешь? (оратория, кантата, вокальный цикл)

8. Авторы гимна России? (С.Михалков, А.Александров)


9.Перечисли произведения М.И.Глинки. (Руслан и Людмила, Камаринская, симфонии…)






Художественное мышление в авангарде науки


1. Является ли главной целью для искусства предсказание будущего?

А) да Б) нет

2. Кто из великих художников разработал модель летательного аппарата?

А) Оноре де Бальзак

Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн

3. Кто из великих писателей в своих произведениях предсказал полеты на Луну?

А) Оноре де Бальзак

Б) Леонардо да Винчи В) Жюль Верн

4. Как называется произведение А.Толстого, в котором он предсказал появление лазера?

А) «20 тысяч лье под водой»

Б) «Гиперболоид инженера Гарина»

В) «Человеческая комедия»

5. Как называется электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук исполнителя в электромагнитном поле вблизи металлической антенны?

А) терменвокс Б) тервомокс В) темернокс



























Воздействующая сила искусства

Тема: Искусство и власть


  1. Какие произведения искусства наиболее ярко укрепляли власть?

  • соборы и храмы

  • колонны

  • парадные портреты

  • конные статуи

  • триумфальные арки

  • дворцы

  1. Какая арка установлена

    1. в Москве на Кутузовском проспекте была снесена в1814 г. затем реставрирована в1936 г., а в 1960 г. воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.


2



    1. в Париже по указу Наполеона в честь его армии; на стенах арки выгравированы имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

3




    1. в Риме, построенная в 315 году и посвященная победе Константина над Максенцием в битве у Мильвийского моста 28 октября 312 года. 



1


2







2 3







3




1



  1. В какие времена Москва становится центром православной культуры?


А)в XV веке после падения Византии

Б) в IX веке после крещения Руси

В)в XV веке после татаро - монгольского ига


  1. Почему Москву называли «Третьим Римом»?


А) русские священнослужители определяли Рим как крестителя Руси

Б) московские цари считали себя наследниками римских традиций

В) московские цари считали основание Московских храмов в римских традициях


5. Какой архитектор стал перестраивать Московский Кремль?

А)итальянский архитектор Фиорованти

Б) русский архитектор итальянского происхождения Растре́лли



6.Назовите общие (типичные) черты, символизирующие власть на этих картинах


Д

Ж.-Л. Давид «Наполеон на перевале

Сен-Бернард»



. Левицкий. Екатерина II