СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 11 класс(профильный уровень) по УМК Н.Е. Кузнецовой

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработана на основе: примерной программы основного среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.

 

Учебник: Химия  11 класс: учебник для учащихся образовательных организаций /  Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара, И.М.Титова – 4-е изд. - М. Вентана-Граф, 2015г

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 11 класс(профильный уровень) по УМК Н.Е. Кузнецовой»

+Департамент образования Администрации мо г. Салехард


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»




«Рассмотрено»

протокол № 1 от 27.08.2016 г.

заседания НМС

«Согласовано»

29.08.2016 г.

«Утверждено»

приказ № 561-о от 29 августа 2016 г

Председатель НМС

Зам.директора по УВР

Директор школы

Чернецкая Н.Г.

Рахматулина З.И.

_____________

Ямполец Н.И.

_______________


_______________

Рабочая программа по химии

учитель Зыкова Марина Ивановна

Ступень: III

Класс: 11(профиль)

Срок реализации: 1год

Разработана на основе: примерной программы основного среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования 2004 г.


Учебник: Химия 11 класс: учебник для учащихся образовательных организаций / Н.Е.Кузнецова, Н.Н.Гара, И.М.Титова – 4-е изд. - М. Вентана-Граф, 2015г



Салехард

2016

Пояснительная записка



1. Нормативные документы. Документы, обеспечивающие реализацию программы.


Закон РФ «Об образовании»

Приказ Минобразования России от 5.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Письмо Минобразования России от 20.02.2004г.№03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Примерная программа основного общего образования по химии .Министерство образования Российской Федерации. Дрофа. Москва 2008г.

Программы образовательных учреждений химии.

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011-2012уч.г.»

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.282110-02)

Приказ Департамента образования ЯНАО №1012 от 17.06.2011г. «О реализации окружного (национально-регионального компонента) государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа»

Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3»












2. Цели изучения курса:


Изучение химии в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

1. освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

2. овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции;

3. выполнять лабораторные эксперименты;

4. проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;

5. осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность;

6. ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

7. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в

процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации;

8. сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

9. воспитание убежденности в том, что химия - мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений;

10. применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни;

11. предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

12. проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.


Задачи предмета:

  1. Освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях.

  2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.

  3. Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных.

  4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.

  5. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования в-в и материалов в быту, с/х и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среды.







3. Особенности в содержании и структуре предмета

Ведущая роль в раскрытии содержания курса химии 11 класса принадлежит электронной теории, периодическому закону и системе химических элементов как наиболее общим научным основам химии.

В данном курсе систематизируются, обобщаются и углубляются знания о ранее изученных теориях и законах химической науки, химических процессах и производствах. В этом учащимся помогают различные наглядные схемы и таблицы, которые позволяют выделить самое главное, самое существенное. Содержание этих разделов химии раскрывается во взаимосвязи органических и неорганических веществ.


4. Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой


На основании того, что рабочая программа была составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (профильный уровень) и отражает ее основное содержание.


5. Используемые технологии, методы и формы работы, обоснование целесообразности их использования.

Наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии стала уровненная дифференциация учащихся, основанная на личностно ориентированном характере образования. Она направлена на реализацию принципа развивающего обучения с учетом зоны ближайшего развития учащихся и основополагающих идей гуманизации, гуманитаризации, демократизации.

Диалоговая технология. Основная цель формирования коммуникативной компетентности учащихся, основанной на общении и сотрудничестве, а главный его результат – развитие у них толерантности, ответственности за выполняемое дело, способности к коллективному решению социальных и личностно значимых проблем.

Элементы модульной технологии. В основе лежит принцип организации деятельности каждого школьника на уроке. Используя дифференцированные задания, можно добиться усвоения материала всеми учащихся с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует их индивидуальным возможностям.

Методы обучения химии:

  1. По источнику получения знаний:

  • Словесные (лекция, беседа, рассказ и т.п.);

  • Практические (упражнения, практические работы и лабораторные опыты);

  • Наглядные (иллюстрирование, демонстрация).

  1. По уровню активности познавательной деятельности:

  • Объяснительно-иллюстративный;

  • Программированный;

  • Эврический;

  • Проблемный;

  • Модельный;

  • Исследовательский.

  1. По функциям:

  • Методы устного изложения знаний учителем и активации познавательной деятельности уч-ся (объяснение учителя, рассказ, лекция, иллюстрирование);

  • Методы закрепления изучаемого материала (беседа, работа с учебником, тест);

  • Методы самостоятельной работы уч-ся по осмыслению и усвоению нового материала;

  • Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков;

  • Методы проверки и оценки знаний, умений навыков уч-ся (химический диктант, практическая работа, контрольная работа).


6. Обоснование выбора учебно- метогдического комплекта для реализации рабочей учебной программы.

Выбор учебно-методического комплекта по химии для основной школы под редакцией Н.Е.Кузнецовой определён наличием соответствующей материально-технической базы в ОУ, предложенный материал соответствует требованиям федерального компонента Государственного стандарта общего образования, рациональной логикой раскрытия содержания курса химии 11 класса.


7. Межпредметные связи.

Курс неорганической химии 11 класса опирается в большей степени на знания курса алгебры, физики, биологии, частично истории и географии. Перечисленные науки дают для химии следующие понятия:

Алгебра:

Расчетные задачи (вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле; вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Составление формул соединений по валентности; вычисления по химическим уравнениям массы и количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества; определение массовой доли растворенного вещества). Изучение данных тем предполагает наличие математических знаний у учащихся.

Физика:

Вещества и их свойства. Закон Авогадро. Закон сохранения массы веществ. Физические свойства веществ, агрегатное состояние изучаются в темах «Кислород и сера»; «Азот и фосфор»; «Углерод и кремний». Тепловой эффект химических реакций (эндо- и экзотермические реакции). Физические явления. Молекулы и атомы. Атомно-молекулярное учение. Строение атома. Кристаллические решетки.

История:

Вклад ученых разных стран в становление химии как науки.


8. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.


Учебный предмет химия включён в учебный план школы на основе Базисного учебного плана 2004 года и реализуется за 102 учебных часа, по 3 часа в неделю.


9. Содержание учебного предмета, курса. (БУП 2004)


МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 час)

Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.

Демонстрации

Анализ и синтез химических веществ.


ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ХИМИИ (50 час)

Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов. Электронная классификация химических элементов (s-, p-, d- элементы). Электронные конфигурации атомов переходных элементов. Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Периодические свойства элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.

Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о

строении твердых, жидких и газообразных веществ. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомарная, молекулярная, ионная, металлическая). Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия. Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.

Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и мо-лялъная концентрации. Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии. Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализализаторы и катализ (гомогенный, гетерогенный, ферментативный).

Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации.

Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений. Значение гидролиза в биологических обменных процессах. Применение гидролиза в промышленности (омылении жиров, получение гидролизного спирта).

Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Направление окислительно-восстановительных реакций. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и ее виды (химическая и электрохимическая). Способы защиты от коррозии. Химические источники тока. Гальванические и топливные элементы, аккумуляторы. Электролиз растворов и расплавов. Электролитическое получение щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия. Практическое применение электролиза.

Демонстрации

Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.

Модели молекул изомеров и гомологов.

Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (II), перманганата калия, хлорида железа (III)).

Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца (IV) и фермента (каталазы).

Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей.

Эффект Тиндаля.

Лабораторные опыты

Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Практические занятия

Приготовление раствора заданной молярной концентрации.

Идентификация неорганических соединений.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ (55 час)

Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.

Водород. Положение водорода в Периодической системе. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Жесткость воды и способы ее устранения. Тяжелая вода. Галогены. Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Галогеноводороды. Получение галогеноводородов. Понятие о цепных реакциях. Галогеноводородные кислоты и их соли - галогениды. Качественная реакция на галогенид-ионы. Кислородсодержащие соединения хлора. Применение галогенов и их важнейших соединений.

Кислород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Аллотропия. Озон, его свойства, получение и применение. Оксиды и пероксиды. Пероксид водорода, его окислительные свойства и применение. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее получение и применение, нахождение в природе. Сероводород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Сульфиды. Оксид серы (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид серы (VI), его физические и химические свойства, получение и применение. Сернистая кислота и сульфиты. Серная кислота, свойства разбавленной и концентрированной серной кислот. Серная кислота как окислитель, сульфаты. Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы. Азот, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Нитриды. Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Аммиачная вода. Образование иона аммония. Соли аммония, их свойства, получение и применение. Качественная реакция на ион аммония. Оксид азота (II), его физические и химические

свойства, получение и применение. Оксид азота (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (III) и азотистая кислота, оксид азота (V) и азотная кислота. Свойства азотной кислоты, ее получение и применение. Нитраты, их физические и

химические свойства, применение. Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства, получение и применение белого и красного фосфора. Фосфин. Оксиды фосфора (III и V). Фосфорные кислоты. Ортофосфаты. Углерод. Аллотропия углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен). Активированный уголь. Адсорбция. Свойства, получение и применение угля. Карбиды кальция, алюминия и железа. Угарный и углекислый газы, их физические и химические свойства, получение и применение. Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты). Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний, аллотропия, физические и химические свойства кремния, получение и применение,

нахождение в природе. Силаны. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. Силикатная промышленность. Благородные газы. Соединения благородных газов. Применение. Щелочные металлы. Общая_характеристика подгруппы. Физические и химические свойства

лития, натрия и калия. Их получение и применение, нахождение в природе. Оксиды и пероксиды натрия и калия. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных металлов. Распознавание катионов натрия и калия. Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства магния и кальция, их получение и применение, нахождение в природе. Соли кальция и магния, их значение в природе и жизни человека. Алюминий, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Алюмосиликаты. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия. Переходные элементы (серебро, медь, цинк, хром, ртуть, марганец, железо), особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента. Важнейшие соли переходных элементов. Окислительные свойства солей хрома и марганца в высшей степени окисления. Комплексные соединения переходных элементов.

Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные). Производство чугуна и стали.

Демонстрации

Взаимодействие металлов с неметаллами и водой.

Опыты по коррозии и защите металлов от коррозии.

Взаимодействие оксида кальция с водой.

Устранение жесткости воды.

Качественная реакция на ионы кальция и бария.

Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия.

Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте.

Образцы металлов, их оксидов и некоторых солей.

Получение и свойства гидроксида хрома (III).

Окислительные свойства дихроматов.

Горение железа в кислороде и хлоре.

Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам.

Получение гидроксидов железа (II) и (III), их свойства.

Синтез хлороводорода и растворение его в воде.

Взаимное вытеснение галогенов из их соединений.

Получение аллотропных видоизменений кислорода и серы.

Взаимодействие серы с водородом и кислородом.

Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу).

Растворение аммиака в воде.

Получение азотной кислоты из нитратов и ознакомление с ее свойствами: взаимодействие с медью.

Термическое разложение солей аммония.

Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия.

Получение кремниевой кислоты.

Ознакомление с образцами стекла, керамических материалов.

Лабораторные опыты

Ознакомление с образцами металлов и сплавов.

Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната в карбонат.

Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

Гидролиз солей алюминия.

Окисление соли хрома (III) пероксидом водорода.

Окислительные свойства перманганата калия и дихромата калия в разных средах.

Взаимодействие гидроксидов железа с кислотами.

Взаимодействие соли железа (II) с перманганатом калия.

Качественные реакции на соли железа (II) и (III).

Ознакомление с образцами чугуна и стали.

Решение экспериментальных задач на распознавание соединений металлов.

Изучение свойств соляной кислоты.

Ознакомление с серой и ее природными соединениями.

Распознавание хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов в растворе.

Взаимодействие солей аммония со щелочью.

Ознакомление с различными видами удобрений. Качественные реакции на соли аммония и нитраты.

Решение экспериментальных задач на распознавание веществ.

Ознакомление с различными видами топлива.

Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов.

Практические занятия

Получение и собирание газов (кислород, аммиак, оксид углерода (IV) и др.), опыты с ними.

Определение содержания карбонатов в известняке.

Устранение временной жесткости воды.

Исследование восстановительных свойств металлов.

Опыты, характеризующие свойства соединений металлов.

Экспериментальные задачи на получение и распознавание веществ.

Экспериментальное установление связей между классами неорганических соединений.

Расчетные задачи

Вычисление массовой доли химического элемента в соединении.

Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.

Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.

Расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной) теплоты.

Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора определенной концентрации.

Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Расчет энтальпии реакции.

Расчет изменения энтропии в химическом процессе.

Расчет изменения энергии Гиббса реакции.

Расчет массы или объема растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы или объема раствора с заданной концентрацией (массовой, молярной, моляльной).






















3.Учебно-тематический план (БУП 2004)



Раздел (глава, модуль)

Примерное

кол-во часов

1

Введение. Повторение основных вопросов курса 10 класса.

4

2

Методы научного познания

4


Основы теоретической химии


3

Строение атома.

7

4

Строение веществ.

6

5

Вещества и их системы.

8

6

Основы химической термодинамики

5

7

Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций

7

8

Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов.

14


Неорганическая химия


9

Неметаллы и их характеристика.

22

10

Металлы и их важнейшие соединения.

14

11

Технологические основы получения веществ и материалов.

8

12

Экологические проблемы химии.

3

13

Общее количество часов:

102




Количество часов, распределено исходя из расчёта 3 часа в неделю в течение всего учебного года.









Требования к уровню подготовки учащихся (БУП 2004)


В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать

  • роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;

  • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

  • основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро;

  • основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию);

  • классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;

  • природные источники углеводородов и способы их переработки;

  • вещества и материалы, широко используемые в практике: минеральные и органические кислоты, щелочи, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;

уметь

  • называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;

  • определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;

  • характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);

  • объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость' свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи;

  • зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

  • выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

  • проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;

  • осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета);

  • использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

  • объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов; оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.





























календарно - тематическое планирование



№ уро

ка

№ уро

ков в четверть

Название раздела.

Количество часов


Тема урока

Содержание урока

Тип уроков, используемые методики, технологии, ТСО

Виды контроля

Дата

Корректиро-

вка программ







к/р

с/р

п/р



1

1

Введение. Повторение основных вопросов курса 10 класса.

4 часа

Теория строения органических соединений.

Классификация органических соединений.

Классификация и номенклатура органических соединений.

Изомерия. Гомология.


Урок применения знаний и умений.







2

2


Физические и химические свойства органических соединений.

Классификация химических реакций. Механизмы реакций замещения, присоединения, этерификации, гидролиза сложных эфиров.

Урок применения знаний и умений.







3

3


Расчетные задачи: нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания

Расчётные задачи: Установление простейшей формулы вещества по массовым долям химических элементов.


Урок применения знаний и умений.







4

4


Входная контрольная работа за курс 10 класса.


Урок контроля знаний.

№1





5

5

Методы научного познания.

4 часа

Научные методы исследования химических веществ и превращений.

П: Методология. Метод. Методы эмпирического и теоретического познания. Химический эксперимент. Химический анализ. Сравнение. Моделирование. Модели. Системный подход.

Расчетные задачи:

Вычисление массовой доли химического элемента в соединении.


Комбинированный урок







6

6


Практическая работа №1 «Анализ химической информации, полученной из различных источников».

Роль химического эксперимента в познании природы.

Урок-практикум.




№1



7

7


Практическая работа №2 «Решение экспериментальных задач на распознавание органических и неорганических веществ»

ТБ

Урок-практикум.




№2



8

8


Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.


Демонстрации

Анализ и синтез химических веществ.

Расчётные задачи:

Расчет объемных отношений газов при химических реакциях.

Комбинированный урок







9

9

Строение атома.

7 часов


Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон.

Моделирование. Нуклиды и изотопы.

Дуализм электрона.

Урок применения знаний и умений.







10

10


Распределение электронов по орбиталям в соответствии с принципом Паули и правилом Хунда. Электронная конфигурация атома.

Квантовые числа. Атомная орбиталь. Электронная конфигурация атома.

Урок формирования новых знаний






11

11


Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.

Электронная конфигурация атома.

Комбинированный урок



№1




12

12


Электронная классификация химических элементов (s-, p-, d- элементы).

Электронная конфигурация атома.

Комбинированный урок







13

13


Электронные конфигурации атомов переходных элементов.


Комбинированный урок







14

14


Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

Периодические свойства элементов (атомные радиусы, энергия ионизации) и образованных ими веществ.


Комбинированный урок







15

15


Контрольная работа №2 по темам: «Методы научного познания».

«Строение атома».


Урок контроля знаний.

№2





16

16

Строение веществ.

6 часов.

Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования.

П: Химическая связь. Валентные электроны. Возбужденное состояние атома. Валентность. Характеристики ковалентной связи.

Комбинированный урок







17

17


Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

П: Механизмы образования связи. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.

Комбинированный урок







18

18


Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о

строении твердых, жидких и газообразных веществ. Зависимость свойств веществ от типа кристаллических решеток.

Д: Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток.

Комбинированный урок



№2




19

19


Комплексные соединения.

П: Комплексообразователь. Внутренняя и внешняя сфера. Комплексный ион. Лиганды. Координационное число.

Урок формирования новых знаний






20

20


Комплексные соединения.

П: Диссоциация комплексного соединения.

Д: Получение комплексных соединений меди.

Л.О. Получение комплексных соединений алюминия и железа.

Урок формирования новых знаний


№3




21

21


Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.

Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.

Д: Модели молекул изомеров и гомологов.

Получение аллотропных модификаций серы и фосфора.

Комбинированный урок







22

22

Вещества и их системы.

8 часов

Чистые вещества и смеси.

П: Вещество. Смесь. Фаза.

Р

Вычисление массы веществ или объема газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.


Комбинированный урок







23

23


Дисперсные и коллоидные системы.

П: Дисперсная и система. Коллоидная система.

Д: Получение коллоидных растворов. Образцы пищевых, косметических, биологических и медицинских золей и гелей. Эффект Тиндаля.

Урок формирования новых знаний







24

24


Истинные растворы. Растворение.

Растворение как физико-химический процесс. Д:Тепловые явления при растворении концентрированной серной кислоты и нитрата аммония.

Комбинированный урок







25

25


Практическая работа № 3. Приготовление растворов заданной концентрации.

Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и молялъная концентрации.

Урок-практикум.




№3



26

26


Расчетные задачи: расчеты с использованием понятия «массовая доля растворенного вещества»


Комбинированный урок



№4




27

1


Расчетные задачи: расчеты с использованием понятия «молярная концентрация раствора»


Комбинированный урок







28

2


Обобщение знаний по темам: «Строение веществ. Вещества и их системы».


Урок обобщения и систематизации знаний







29

3


Контрольная работа № 3 по темам: «Строение веществ. Вещества и их системы».


Урок контроля знаний

№3





30

4

Основы химической термодинамики

5 часов

Тепловые эффекты реакций. Энтальпия. Термохимические уравнения.

П: Внутренняя энергия. Первый закон термодинамики. Энтальпия образования веществ. Тепловой эффект. Термохимическое уравнение.

Комбинированный урок









31

5


Закон Гесса.

П: Закон Гесса. Следствие из закона Гесса.

Расчетные задачи:

задачи и использованием закона Гесса.

Урок формирования новых знаний






32

6


Энтропия.

П: Термодинамическая вероятность. Макросостояние. Микросостояние. Энтропия. Второй закон термодинамики. Стандартная молярная энтропия.

Расчетные задачи: расчет изменения энтропии в химическом процессе.

Урок формирования новых знаний






33

7


Энергия Гиббса. Прогнозирование направлений реакции.

П: Энергия Гиббса. Энтальпийный фактор. Энтропийный фактор.

Расчетные задачи: расчет изменения энергии Гиббаса реакции.

Урок формирования новых знаний






34

8


Расчетные задачи: расчет теплового эффекта по данным о количестве одного из участвующих в реакции веществ и выделившейся (поглощенной теплоты).


Комбинированный урок



№5




35

9

Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций

7 часов

Скорость химических реакций и факторы, влияющие на неё.

П: Химическая кинетика. Скорость химической реакции. Активированный комплекс. Энергия активации. Факторы, влияющие на скорость реакции.

Комбинированный урок







36

10


Закон действующих масс.

П: Закон действующих масс. Кинетическое уравнение. Константа скорости реакции.

Комбинированный урок







37

11


Катализ и катализаторы.

П: Катализ. Катализаторы. Ингибиторы. Промоторы. Каталитические яды. Ферменты.

Д: Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора (оксида марганца(IV) и фермента (каталазы).

Комбинированный урок







38

12


Практическая работа № 4. Влияние условий на скорость реакции.

Д: Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры.

Урок-практикум.




№4



39

13


Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье.

П: Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье. Равновесные концентрации. Константа химического равновесия. Смещение химического равновесия.

Урок формирования новых знаний






40

14


Обобщение знаний по темам «Основы химической термодинамики», «Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций»


Урок обобщения и систематизации знаний



№6




41

15


Контрольная работа № 4 по темам «Основы химической термодинамики», «Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций»


Урок контроля знаний


№4





42

16

Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов

14 часов

Теория электролитической диссоциации.

П: Электролиты. Электролитической диссоциации. Анионы и катионы. Кислоты и основания как электролиты.

Комбинированный урок







43

17


Сильные и слабые электролиты.

П: Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации.

Комбинированный урок







44

18


Реакции ионного обмена. Кислотно-оснóвные взаимодействия.

П: РИО. Ионные уравнения. Протолиты. Протолитические реакции. Кислотно-оснóвные взаимодействия. Реакция нейтрализации.

Комбинированный урок



№7




45

19


Ионное произведение воды.

П: Ионное произведение воды. Водородный показатель (рH). Кислотно-основные индикаторы.

Расчетные задачи:

Вычисления по уравнениям, когда одно или несколько веществ взяты в избытке.


Урок формирования новых знаний







46

20


Гидролиз неорганических и органических веществ.

П: Гидролиз. Гидролиз солей. Типы гидролизирующихся солей. Механизм гидролиза.

Урок формирования новых знаний






47

21


Гидролиз неорганических и органических веществ.

Л.О. Определение характера среды раствора с помощью универсального индикатора.

Урок формирования новых знаний


№8




48

22


Окислительно-восстановительные реакции (ОВР).

П: Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. Степень окисления. Типы ОВР.

Комбинированный урок







49

23


Методы составления уравнений ОВР.

П:факторы, влияющие на ОВР.

Комбинированный урок



№9




50

1


Химические источники тока.

П: Гальванический элемент. Электрод. Двойной электрический ток. Анод. Катод. Нормальный водородный электрод. Ряд стандартных электродных потенциалов.

Урок формирования новых знаний






51

2


Коррозия металлов и способы защиты от неё.

П: Коррозия (химическая, электрохимическая). Способы защиты от коррозии.

Д: Опыты по коррозии и защите металлов от коррозии.

Урок формирования новых знаний






52

3


Электролиз.

П: Электролиз. Катод. Анод.

Урок формирования новых знаний






53

4


Решение задач по теме «Электролиз»




№10




54

5


Обобщение знаний по теме «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов»

Л.О. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.

Урок обобщения и систематизации знаний







55

6


Контрольная работа № 5 по темам «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов»


Урок контроля знаний


№5





56

7

Неметаллы и их характеристика 22 часов

Водород и его соединения. Вода.

П: Водород. Соединения водорода. Гидриды.

Д: Взаимодействие металлов с неметаллами с водой.

Комбинированный урок







57

8


Пероксид водорода, его окислительные свойства и применение.

П:Пероксид водорода.

Урок формирования новых знаний







58

9


Галогены.

П: Галогены.

Общая характеристика подгруппы галогенов. Особенности химии фтора. Применение галогенов и их важнейших соединений.

Д: Взаимное вытеснение галогенов из их соединений.

Комбинированный урок







59

10


Галогеноводородные кислоты и их соли - галогениды.

П: Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.

Понятие о цепных реакциях. Качественная реакция на галогенид-ионы. Кислородсодержащие соединения хлора.

Л.О. Изучение свойств соляной кислоты.

Д: Синтез хлороводорода и растворение его в воде.

Комбинированный урок



№11




60

11


Элементы VIА-группы. Кислород и озон.

П:Халькогены. Халькогеноводороды. Оксиды и гидроксиды халькогенов.

Кислород. Оксиды, Пероксиды.Озон.

Кислород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Аллотропия. Озон, его свойства, получение и применение.

Комбинированный урок







61

12


Сера. Сероводород. Сульфиды.

Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства серы, ее получение и применение, нахождение в природе. Сероводород, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Сульфиды.

Л.О. Ознакомление с серой и ее природными соединениями.

Д: Получение аллотропных видоизменений кислорода и серы.

Взаимодействие серы с водородом и кислородом.

Комбинированный урок







62

13


Кислородные соединения серы.

Оксид серы (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид серы (VI), его физические и химические свойства, получение и применение. Сернистая кислота и сульфиты.

Комбинированный урок







63

14


Серная кислота, свойства разбавленной и концентрированной серной кислот.

Серная кислота как окислитель, сульфаты.

Качественные реакции на сульфид-, сульфит- и сульфат-ионы.

Д: Действие концентрированной серной кислоты на металлы (цинк, медь) и органические вещества (целлюлозу, сахарозу).

Комбинированный урок



№12




64

15


Элементы VА-группы. Азот.

Азот, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Нитриды..

Комбинированный урок







65

16


Практическая работа № 5. Получение аммиака и опыты с ним.

Аммиак, его физические и химические свойства, получение и применение. Аммиачная вода.

Урок-практикум.




№5



66

17


Аммиак. Соли аммония.

Образование иона аммония. Соли аммония, их свойства, получение и применение. Качественная реакция на ион аммония.

Л.О. Взаимодействие солей аммония со щелочью. Качественные реакции на соли аммония и нитраты. Термическое разложение солей аммония.

Комбинированный урок







67

18


Кислородные соединения азота.

Оксид азота (II), его физические и химические

свойства, получение и применение. Оксид азота (IV), его физические и химические свойства, получение и применение. Оксид азота (III) и азотистая кислота, оксид азота (V) и азотная кислота.

Комбинированный урок







68

19


Азотная кислота. Нитраты.

Свойства азотной кислоты, ее получение и применение. Нитраты, их физические и

химические свойства, применение.

Комбинированный урок



№13




69

20


Фосфор. Фосфин

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства, получение и применение белого и красного фосфора.

Комбинированный урок







70

21


Кислородные соединения фосфора.

Оксиды фосфора (III и V). Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.

Комбинированный урок







71

22


Элементы IVА-группы. Углерод.

Углерод. Аллотропия углерода (алмаз, графит, карбин, фуллерен). Активированный уголь. Адсорбция. Свойства, получение и применение угля.

Комбинированный урок







72

23


Соединения углерода.

П: Карбиды кальция, алюминия и железа.

Расчетные задачи:

Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси.

Комбинированный урок







73

24


Практическая работа № 6. Получение углекислого газа и опыты с ним.

Угарный и углекислый газы, их физические и химические свойства, получение и применение.

Д: Получение оксида углерода (IV), взаимодействие его с водой и твердым гидроксидом натрия.

Урок-практикум.




№6



74

25


Практическая работа № 7. Распознавание карбонатов и решение экспериментальных задач.

Угольная кислота и ее соли (карбонаты и гидрокарбонаты). Качественная реакция на карбонат-ион.

Л.О. Распознавание хлорид-, сульфат- и карбонат-ионов в растворе. Ознакомление со свойствами карбонатов и гидрокарбонатов.

Урок-практикум.




№7



75

26


Кремний. Силаны.

Кремний, аллотропия, физические и химические свойства кремния, получение и применение,

нахождение в природе. Силаны.

Д: Получение кремниевой кислоты.

Комбинированный урок







76

27


Соединения кремния.

Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты. Силикатная промышленность.

Комбинированный урок







77

28


Благородные газы. Соединения благородных газов. Применение.

Расчетные задачи:

Определение выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Комбинированный урок



№14




78

1

Металлы и их важнейшие соединения

14 часов

Элементы IА-группы и их соединения.

Общая_характеристика подгруппы. Физические и химические свойства

лития, натрия и калия. Их получение и применение, нахождение в природе. Оксиды и пероксиды натрия и калия. Едкие щелочи, их свойства, получение и применение. Соли щелочных металлов. Распознавание катионов натрия и калия.

Комбинированный урок







79

2


Элементы IIА-группы и их соединения.

Щелочно-земельные металлы. Общая характеристика подгруппы. Физические и химические свойства магния и кальция, их получение и применение, нахождение в природе. Соли кальция и магния, их значение в природе и жизни человека.

Л.О. Превращение карбоната кальция в гидрокарбонат и гидрокарбоната в карбонат.

Д: Взаимодействие оксида кальция с водой.

Качественная реакция на ионы кальция и бария.

Комбинированный урок







80

3


Практическая работа № 8. Жёсткость воды и способы её устранения.

П: Жёсткость воды. Иониты.

Урок-практикум.




№8



81

4


Элементы IIIА-группы. Алюминий.

Алюминий, его физические и химические свойства, получение и применение, нахождение в природе. Алюмосиликаты. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Соли алюминия.

Д: Доказательство механической прочности оксидной пленки алюминия.

Отношение алюминия к концентрированной азотной кислоте.

Комбинированный урок







82

5


Практическая работа № 9. Исследование свойств соединений алюминия и цинка.

П: Соединения алюминия (оксид, гидроксид, соли).

Л.О. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств.

Гидролиз солей алюминия.

Урок-практикум.




№9



83

6


Железо. Соединения железа.

П: Соединения железа (оксид, гидроксид, соли).

Д: Горение железа в кислороде и хлоре.

Опыты, выясняющие отношение железа к концентрированным кислотам.

Комбинированный урок







84

7


Железо. Соединения железа.

П: Турнбулева синь. Берлинская лазурь. Ферриты.


Комбинированный урок







85

8


Характеристика d-элементов и их соединений.

П: Соединения хрома,серебра(оксид, гидроксид, соли).

Окислительные свойства солей хрома в высшей степени окисления.

Особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента.

Л.О. Окисление соли хрома (III) пероксидом водорода. Окислительные свойства дихромата калия в разных средах.

Д: Получение и свойства гидроксида хрома (III).


Урок формирования новых знаний







86

9


Характеристика d-элементов и их соединений.

П: Соединения марганца, (оксид, гидроксид, соли).

Окислительные свойства солей марганца в высшей степени окисления.

Особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента.

Л.О. Окислительные свойства перманганата калия в разных средах.


Урок формирования умений.



№15




87

10


Характеристика d-элементов и их соединений.

П:Соединения цинка, ртути(оксид, гидроксид, соли).

Особенности строения атомов, физические и химические свойства, получение и применение. Оксиды и гидроксиды этих металлов, зависимость их свойств от степени окисления элемента.


Урок формирования умений.







88

11


Практическая работа № 10. Соединения железа и меди.

П: Соединения железа, меди(оксид, гидроксид, соли).

Л.О. Взаимодействие гидроксидов железа с кислотами.

Взаимодействие соли железа (II) с перманганатом калия


Урок-практикум.




№10



89

12


Практическая работа № 10. Соединения железа и меди.

П: Соединения железа, меди(оксид, гидроксид, соли).

Л.О. Качественные реакции на соли железа (II) и (III).


Урок-практикум.




№10



90

13


Обобщение знаний по темам «Неметаллы и их характеристика», «Металлы и их важнейшие соединения».


Урок обобщения и систематизации знаний







91

14


Контрольная работа № 6 по темам «Неметаллы и их характеристика», «Металлы и их важнейшие соединения».


Урок контроля знаний


№6





92

15

Технологические основы получения веществ и материалов

8 часа

Химическая технология. Металлургия.

П: Химическая технология. Научные основы организации современного производства.

Металлургия.

Комбинированный урок







93

16


Получение металлов. Металлургия.

П: металлические руды. Металлургические процессы.

Комбинированный урок







94

17


Сплавы (черные и цветные).

П: Сплавы металлов и их применение.

Л.О. Ознакомление с образцами металлов и сплавов.

Урок формирования новых знаний







95

18


Производство чугуна и стали.

П: Железная руда. Доменная печь. Сталь.

Л.О. Ознакомление с образцами чугуна и стали.


Урок формирования новых знаний







96

19


Синтез аммиака

П: Условия синтеза. Схема синтеза.

Д: Растворение аммиака в воде.

Комбинированный урок







97

20


Генетическая взаимосвязь между основными классами неорганических соединений.

Классификация и общая характеристика неорганических и органических соединений. Химические реакции с участием неорганических и органических веществ

Урок обобщения и систематизации знаний







98

21


Итоговая контрольная работа за курс 11 класса


Урок контроля знаний


№7





99

22


Анализ итоговой контрольной работы за курс 11 класса


Урок формирования умений.







100

23

Экологические проблемы химии 3 часа

Экологические проблемы, связанные с производством веществ и материалов.

П: Источники и виды химических загрязнений.

Урок-семинар







101

24


Химико-экологические проблемы и охрана атмосферы, стратосферы, гидросферы и литосферы.

П: Проблемы сохранения окружающей среды. Утилизация отходов. Малоотходные и безотходные технологии.


Урок-семинар







102

25


Заключительный урок. Химическое образование как общечеловеческая ценность


Комбинированный урок











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс