СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 10 класс. УМК Габриелян О.С

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России №1089 от 31.01.2012 г.).
  • Примерной программы среднего общего образования  по химии и авторской программы О.С.Габриеляна. (Москва, Дрофа, 2014г).
  •  Программы к завершенной предметной линии учебников по химии под редакцией О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2014. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс. УМК Габриелян О.С»

Пояснительная записка


Рабочая программа по химии для обучающихся 10 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федерального компонента государственных образовательных стандартов среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России №1089 от 31.01.2012 г.).

  • Примерной программы среднего общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна. (Москва, Дрофа, 2014г).

  • Программы к завершенной предметной линии учебников по химии под редакцией О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень». «Дрофа», 2014.


Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующей цели:

- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

Изучение химии на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Общая характеристика учебного предмета.


Особенности содержания обучения химии в средней школе обусловлены

спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:

вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;

химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства

веществ, о способах управления химическими процессами;

применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые

наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, которые их обозначают, номенклатура органических веществ, т. е. их названия (в том числе тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.




Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный план МАОУ «Полуяновская СОШ» предусматривает обязательное изучение химии в 10 классе в объеме 34 часа в год. Таким образом, курс рассчитан на реализацию в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год.



Учебно-тематический план

Раздел (тема) курса

Кол-во часов

Контрольные работы

Практические работы

1.

Введение.

1




2.

Теория химического строения А.М. Бутлерова.

7

К.р. № 1




3.

Углеводороды и их природные источники.

8

К.р. № 2




4.

Кислородсодержащие соединения.

10

К.р. №3


5.

Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе

3


П.р. № 1

6

Органическая химия

3


П.р. № 2


7

Химия и жизнь.

2




Итого

34

3

2



Содержание учебного материала

Введение (1 ч)

Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими.

Природные, искусственные и синтетические органические соединения.


Тема 1.Теория строения органических соединений (7ч)

Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории химического строения органических соединений.

Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели

молекул в органической химии.

Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.


Тема 2. Углеводороды и их природные источники (8 ч)

Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства

алка-нов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование.

Применение алканов на основе свойств.

А л к е н ы. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.

Алкадиены и каучук. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными

связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.

А л к и н ы. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида.

Поливинилхлорид и его применение.

Бензол. Получение бензола из гексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.

Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущества природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.

Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.

Демонстрации. Определение элементного состава органических соединений. Горение

этилена, ацетилена. Отношение этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.

Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов. 2.Обнаружение

непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 3. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки».


Тема 3. Кислородсодержащие соединения (10 ч)

Углеводы. Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.

Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная

группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.

Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина на основе свойств.

Фенол. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолоформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.

Альдегиды и кетоны. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.

Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические

свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция

этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные

эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.

Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и

полисахариды (крахмал и целлюлоза).

Глюкоза — вещество с двойственной функцией — альдегидоспирт. Химические свойства

глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение

(молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.

Значение углеводов в живой природе и в жизни человека. Понятие о реакциях

поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза -полисахарид Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового эфира. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.

Т е м а 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (3 ч)

Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина — анилина — из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.

Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Хи-

мические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.

Белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Биохимические функции белков.

Генетическая связь между классами органических соединений.

Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Доказательство

наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков.

Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Лабораторные опыты. -. Свойства белков.

Практическая работа № 1. Решение экспериментальных задач по курсу органической химии

Т е м а 5. Органическая химия (3 ч)

Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений.

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений.

Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ.

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна.


Т ем а 6. Химия и жизнь (2 ч)

химия и здоровье. лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.

химия и пища. калорийность жиров, белков и углеводов.

химия в повседневной жизни. моющие и чистящие средства. правила безопасной работы со средствами бытовой химии.

химические вещества как строительные и поделочные материалы. вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре.

общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).

химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.

бытовая химическая грамотность.


Требования к уровню подготовки выпускников


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;

- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

уметь:

- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;

- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;

- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;

- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;

- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников;

- понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.



Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература:

  1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

  2. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. – М: «Дрофа», 2009. – 191, [1] с. : ил.

  3. Химия. 10 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 10 класс. Базовый уровень» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др.. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 253, [3] с.

Технические средства обучения:

2. Мультимедийный проектор

3. Экран проекционный

4. Компьютер

Электронные пособия:

Органическая химия 10-11 классы. Образовательная коллекция 1С:

Органическая химия. Мультимедиа комплекс для средней школы

Лаборатория систем мультимедиа

Учебное электронное издание химия 8-11 класс. Виртуальная лаборатория.



Календарно-тематический план

№/п

Тема урока

Элементы минимального содержания образования

Средства обучения. Информационное обеспечение. Эксперимент

Д.- демонстрац.

Л.- лабораторн.

Требования к уровню подготовки выпускников

Контроль за ЗУН

Дата

план/факт

Введение (1 час)


1

Предмет органической химии. Вводный инструктаж по ТБ.

Научные методы познания веществ и химических явлений. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения

Д. Коллекция органических веществ и изделий из них


Знать/понимать

-химические понятия: вещества молекулярного и немолекулярного строения

§ 1 с. 9 упр.1-6

Тема 1. Строение органических соединений (2 часа)


2


Теория строения органических соединений.

Вводный контроль. (тест)

Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Роль эксперимента и теории в химии. Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие об углеродном скелете. Типы химических связей в молекулах органических соединений.


Знать/понимать

-химические понятия: валентность

теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

§ 2

с. 9-11, с.14 упр.1-3

3

Теория строения органических соединений.

Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Радикалы. Функциональные группы.

Д. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Знать/понимать

-химические понятия: валентность, изомерия, изомеры, гомология, гомологи;

теорию строения органических соединений А.М. Бутлерова

§ 2

с.11-14, с.14 упр.6,7

Тема 2. Углеводороды и их природные источники (10 часов)


4

Классификация и номенклатура органических соединений. Алканы

Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения

с.56-57,

§11

с.67-72,

с.81 упр.1-3


5

Алканы

Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств

Д. Горение метана и отношение его к раствору перманганата калия и бромной воде

Л. Изготовление моделей молекул алканов

Знать/понимать

-химические понятия: углеродный скелет;

-важнейшие вещества: метан, его применение;

Уметь

-называть: алканы по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять: принадлежность органических веществ к классу алканов

-характеризовать: строение и химические свойства метана и этана

-объяснять: зависимость свойств метана и этана от их состава и строения

с.73-75, 78-81, с.81 упр.5

6

Алкены

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Л. Изготовление моделей молекул алкенов

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, полиэтилен, их применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

§12

С.82-85, 87, записи


7

Алкены

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств

Д. Получение этилена, горение, отношение к бромной воде и раствору перманганата калия

Л. Изготовление моделей молекул алкенов

Знать/понимать

-химические понятия: строение алкенов (наличие двойной связи);

-важнейшие вещества:

этилен, полиэтилен, их применение;

Уметь

-называть: алкены по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять: принадлежность веществ к классу алкенов

-характеризовать: строение и химические свойства этилена;

-объяснять: зависимость свойств этилена от его состава и строения

с.87-98,с.98 упр.3, записи

8

Алкадиены. Каучуки

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина

Д. Разложение каучука при нагревании, испытание продукта разложения на непредельность

Л. Ознакомление с образцами каучуков

Знать/понимать

-важнейшие вещества и материалы: каучуки, их применение

§14 с.108-110, 112-116


9

Алкины. Ацетилен

Общая формула алкинов. Ацетилен: строение молекулы, получение пиролизом метана и карбидным способом, физические свойства. Химические свойства: горение, взаимодействие с бромной водой, хлороводородом, гидратация. Применение ацетилена на основе свойств

Д. Получение и свойства ацетилена

Л. Изготовление модели молекулы ацетилена

Знать/понимать

строение молекулы ацетилена (наличие тройной связи);

-важнейшие вещества: ацетилен, его применение;

Уметь

-называть: ацетилен по международной номенклатуре;

-характеризовать: строение и химические свойства ацетилена;

-объяснять: зависимость свойств ацетилена от строения

§13 с.108 упр.4а

10

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Природный газ. Бензин: понятие об октановом числе

Д. (Л.) Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»

Л. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах

Знать/понимать

способы безопасного обращения с горючими и токсичными веществами

Уметь

-объяснять явления, происходящие при переработке нефти;

оценивать влияние химического загрязнения нефтью и нефтепродуктами на состояние окружающей среды

-выполнять химический эксперимент по распознаванию непредельных углеводородов

§10, записи

11

Арены. Бензол

Общее представление об аренах. Строение молекулы бензола. Химические свойства: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе его свойств

Д. Отношение бензола к раствору перманганата калия и бромной воде

Знать/понимать

строение молекулы бензола;

Уметь

-характеризовать: химические свойства бензола

-объяснять зависимость свойств бензола от его состава и строения


§16, записи, с.136 упр.1,2

12

Систематизация и обобщение знаний по теме № 2.




§11-16

13

Контрольная работа № 1 по теме № 2 «Углеводороды и их природные источники»





Тема № 3. Кислородсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (11часов)


14

Углеводы

Единство химической организации живых организмов. Кислородсодержащие соединения: углеводы. Углеводы, их классификация. Понятие о реакциях поликонденсации (превращение глюкозы в полисахарид) и гидролиза (превращение полисахарида в глюкозу). Значение углеводов в живой природе и жизни человека.

Д. Ознакомление с образцами углеводов



Л. Свойства крахмала

Знать/понимать

важнейшие углеводы: глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка

Уметь

-объяснять химические

явления, происходящие с углеводами в природе

-выполнять химический эксперимент по распознаванию крахмала

§22 с.200 упр.1-4

15

Глюкоза

Глюкоза – вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств

Л. Свойства глюкозы


Уметь

-характеризовать: химические свойства глюкозы

-объяснять зависимость свойств глюкозы от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию глюкозы

§23, с.205 упр.1-3

16

Спирты

Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты: состав, строение, номенклатура, изомерия. Представление о водородной связи. Физические свойства метанола и этанола, их физиологическое действие на организм. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Глицерин как представитель многоатомных спиртов.


Знать/понимать

-химическое понятие: функциональная группа спиртов

-вещества: этанол, глицерин

Уметь

-называть спирты по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу спиртов

§17 с.138-143, с.153 упр.1-3,5

17

Химические свойства спиртов

Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид, внутримолекулярная дегидратация. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение этанола и глицерина на основе их свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение



Д. Окисление этанола в альдегид





Л. Свойства глицерина

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства спиртов

-объяснять зависимость свойств спиртов от их состава и строения;

-выполнять химический эксперимент по распознаванию многотомных спиртов

§17 с.143-153, с.154 упр.8,9

18

Фенол

Кислородсодержащие соединения: фенол. Состав и строение молекулы фенола. Получение фенола коксованием каменного угля. Физические и химические свойства: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой, реакция поликонденсации. Применение фенола на основе свойств

Д. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки»

Д. Качественные реакции на фенол

Использовать приобретенные знания и умения для

-безопасного обращения с фенолом;

-для оценки влияния фенола на организм чел. и др.живые организмы

§18 с.164 упр.1-3

19

Альдегиды

Кислородсодержащие соединения: альдегиды. Формальдегид, ацетальдегид: состав, строение молекул, получение окислением соответствующих спиртов, физические свойства;

химические свойства (окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт). Применение альдегидов на основе их свойств

Д. Реакция «серебряного зеркала»



Д. Окисление альдегидов с помощью гидроксида меди (П)

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа альдегидов

Уметь

-называть альдегиды по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к классу альдегидов

-характеризовать строение и химические свойства формальдегида и ацетальдегида

-объяснятьзависимость свойств альдегидов от состава и стр-ния

-выполнять химический эксперимент по распознаванию альдегидов

§19 с.174 упр.1-3

20

Карбоновые кислоты

Кислородсодержащие соединения: одноосновные карбоновые кислоты. Одноосновные карбоновые кислоты - Уксусная кислота: состав и строение молекулы, получение окислением ацетальдегида, химические свойства (общие с неорганическими кислотами, реакция этерификации). Применение уксусной кислоты на основе свойств. Пальмитиновая и стеариновая кислоты – представители высших жирных кислот.

Л. Свойства уксусной кислоты

Знать/понимать

-химические понятия: функциональная группа карбоновых кислот, состав мыла

Уметь

-называть уксусную кислоту по международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу карбоновых кислот

-характеризовать строение и химические свойства уксусной кислоты

-объяснять зависимость свойств уксусной кислоты от состава и строения

-выполнять химический эксперимент по распознаванию карбоновых кислот

§20 с.189 упр.7,11

21

Сложные эфиры

Кислородсодержащие соединения: сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации; нахождение в природе; значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Д. Коллекция эфирных масел

Уметь

-называть сложные эфиры по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу сложных эфиров

§21, записи, доклады, с.190-192, с.195 упр.1,2

22

Жиры

Кислородсодержащие соединения: жиры. Нахождение в природе. Состав жиров; химические свойства: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

Л. Свойства жиров

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу жиров

-характеризовать строение и химические свойства жиров

§21 записи, доклады, с.192-194, с.195 упр.7

23

Систематизация и обобщение знаний по теме № 3.




§ 17-23

24

Контрольная работа № 2 по теме №3 «Кислородсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе»



















Тема № 4. Азотсодержащие органические соединения и их нахождение в живой природе (5часов)


25

Амины. Анилин

Азотсодержащие соединения: амины. Понятие об аминах как органических основаниях. Анилин – ароматический амин: состав и строение; получение реакцией Зинина, применение анилина

Д. Реакция анилина с бромной водой

Уметь

-определять принадлежность веществ к классу аминов

§25 с.220 упр.1,2,4, записи

26

Аминокислоты

Азотсодержащие соединения: аминокислоты. Состав, строение, номенклатура, физические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения: взаимодействие со щелочами, кислотами, друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.


Уметь

-называть аминокислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре

-определять принадлежность веществ к классу аминокислот

- характеризовать строение и химические свойства аминокислот

§26, с.225 упр.1,2, записи

27

Белки

Азотсодержащие соединения: белки. Получение белков реакцией поликонденсации аминокислот. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз и цветные реакции. Химия и пища. Калорийность белков и углеводов.

Д. Горение птичьего пера и шерстяной нити



Л. Свойства белков

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства белков

-выполнять химический эксперимент по распознаванию белков

§27 доклады, записи, с.234 упр.1,3-5

28

Генетическая связь между классами органических соединений

Составление уравнений химических реакций к схемам превращений, отражающих генетическую связь между классами органических веществ.

Д. Превращения: этанол – этилен – этиленгликоль – этиленгликолят меди (П); этанол – этаналь – этановая кислота

Уметь

-характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений

записи, с.234 упр.10

29

Практическая работа № 1 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на отдельные классы органических соединений.


Уметь

-выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ

Знать качественные реакции на отдельные классы органических соединений.


Тема № 5. Химия и жизнь (2 часа)


30

Ферменты

Ферменты – биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

Д. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса, картофеля



Д. Коллекция СМС, содержащих энзимы
















§30 записи, доклады

31

Химия и здоровье.



Витамины. Гормоны. Лекарства

Химия и здоровье. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Понятие о витаминах. Витамины С и А. Авитаминозы. Понятие о гормонах. Инсулин и адреналин. Профилактика сахарного диабета. ЛЕКАРСТВА, ФЕРМЕНТЫ, ВИТАМИНЫ, ГОРМОНЫ, МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ. ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ. Наркотические вещества. Наркомания, профилактика и борьба с ней.

Д. Коллекция витаминных препаратов



Д. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечки

Использовать приобретенные знания и умения для безопасного обращения с токсичными веществами

§29,31,

32 записи, доклады

Тема 6. Искусственные и синтетические органические соединения (2 часа)


32

Искусственные полимеры

Практическая работа № 2

Распознавание пластмасс и волокон.

Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Понятие об искусственных полимерах – пластмассах и волокнах. Ацетатный шелк и вискоза, их свойства и применение.

Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Качественный и количественный анализ веществ. ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КАК СТРОИТЕЛЬНЫЕ И ПОДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛИГРАФИИ, ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЕ, АРХИТЕКТУРЕ.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон

Знать/понимать

- важнейшие материалы -искусственные волокна и пластмассы

записи, доклады

33

Синтетические органические соединения - полимеры

Понятие о синтетических полимерах – пластмассах, волокнах, каучуках; их классификация, получение и применение. ХИМИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ. МОЮЩИЕ И ЧИСТЯЩИЕ СРЕДСТВА. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ С О СРЕДСТВАМИ БЫТОВОЙ ХИМИИ. БЫТОВАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ.

Л. Ознакомление с коллекцией пластмасс, волокон и каучуков

Знать/понимать

- важнейшие материалы -синтетические волокна, пластмассы и каучуки

записи, доклады

34

Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии





ИТОГО: 34 часа




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!