Муниципальное образовательное учреждение
«Основная школа № 41»
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей от Руководитель | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Белякова М.В. 2016 года | УТВЕРЖДЕНО Приказ № от Директор МОУ ОШ № 41 В.А. Савина | УТВЕРЖДЕНО Решением педагогического Совета От 2016 года Протокол № Председатель____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По Химии
(указать учебный предмет)
Уровень образования (класс) основное звено 9 «А»
(начальное общее, основное общее образование с указанием классов)
Количество часов __68
Учитель Титова Анна Андреевна
Программа разработана на основе авторской программы: Габриелян О.С. Программа
курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Дрофа, 2014г.
_____________________________________________________________________________
(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)
Ярославль, 2016
Пояснительная записка
Нормативное обеспечение преподавания биологии
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016). Требования федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г№1089).
Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fgosreestr.ru/.
Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 31.03.2014 № 253.
Письмо департамента государственной политики в сфере общего образования «О федеральном перечне учебников» от 29.04.2014 № 08-548 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.budgetnik.ru/edoc?docId=499095044&modId=99.
Рабочая программа составлена в соответствии программами для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством О.С. Габриеляна: Химия. 8-11 классы / авт.-сост. О.С. Габриелян, М.: Дрофа, 2013г.; ориентирована на использование учебника О.С. Габриеляна: Химия – 9 кл. – М.: Дрофа, 2013. – 267 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования 2004 года. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, материально-технических возможностей школы. В рабочей программе определен перечень демонстраций, лабораторных опытов, практических занятий. Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов, и биологии 9 класса, где даётся знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Цели изучения предмета «Химия» в основной школе
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, формировании научной картины мира, создании основы химических знаний, необходимых для повседневной жизни, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры.
Успешность изучения химии связана с овладением химическим языком, соблюдением правил безопасной работы при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами школьного курса.
Программа включает в себя основы неорганической и органической химии. Главной идеей программы является создание базового комплекса опорных знаний по химии, выраженных в форме, соответствующей возрасту обучающихся.
В содержании данного курса представлены основополагающие химические теоретические знания, включающие изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, прогнозирование свойств веществ, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ и материалов.
Теоретическую основу изучения неорганической химии составляет атомно-молекулярное учение, Периодический закон Д.И. Менделеева с краткими сведениями о строении атома, видах химической связи, закономерностях протекания химических реакций.
В изучении курса значительная роль отводится химическому эксперименту: проведению практических и лабораторных работ, описанию результатов ученического эксперимента, соблюдению норм и правил безопасной работы в химической лаборатории.
Реализация данной программы в процессе обучения позволит обучающимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль и значение химии среди других наук о природе.
Изучение предмета «Химия» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами: «Биология», «География», «История», «Литература», «Математика», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Русский язык», «Физика», «Экология».»
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1. формирование представления о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях);
2. о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решёток);
3. закономерностях протекания реакций и их классификации.
Основные задачи учебного курса:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Методические особенности изучения предмета:
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения:
работать с веществами;
выполнять простые химические опыты;
учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве
Организация обучения
Методы обучения:
По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Результаты обучения
Формы проверки и оценки результатов обучения: (формы промежуточного, итогового контроля, том числе презентации, защита творческих, проектных, исследовательских работ)
Способы проверки и оценки результатов обучения: устные зачёты, проверочные работы, тестовый контроль, практические и лабораторные работы.
Средства проверки и оценки результатов обучения:
Ключ к тестам, зачётные вопросы, разноуровневые задания, практические работы.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.). Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С. Габриеляна: Химия. 8-11 классы / авт.-сост. О.С. Габриелян, М.: Дрофа, 2013г.; ориентирована на использование учебника О.С. Габриеляна: Химия – 9 кл. – М.: Дрофа, 2013. – 267 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 17 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 24 часа;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов – 14 часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2. Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
3. Практические работы из практикумов №1 и №2 перенесены в соответствующие темы курса.
4. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование. В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. При составлении рабочей программы учителя могут вносить свои дополнения и изменения в предлагаемые материалы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ Я К УРОВНЮ В
В результате изучения химии ученик должен
знать/понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание программы 9 класс (2 часа в неделю; всего 68ч).
Повторение основных вопросов курса 8 класса (5 часов)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Генетические ряды металла и неметалла. Переходные элементы. Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления.
Демонстрация: ПСХЭ Д.И. Менделеева. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. Получение гидроксида цинка, доказательство его ам- фотерности. Хлорид цинка, гидроксид натрия, соляная кислота.
Лабораторная работа № 1: Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Контрольная работа №1 по теме «Повторение основных вопросов курса 8 класса.
Тема 1. Металлы (17 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Сплавы, их свойства и значение. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Способы получения металлов: пиро -, гидро- и электрометаллургия. Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы - простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений. Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрация: ПСХЭ Д.И. Менделеева. Образцы различных металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами. Коллекции руд. Восстановление металлов углём, водородом. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторная работа: Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. Ознакомление с образцами природных соединений железа. Инструкционные карты. Задачи разного уровня сложности.
Контрольная работа № 2 по теме 1. Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: физич. и химич. свойства металлов и их важнейших соединений.
Практическая работа: Получение и свойства соединений металлов. Получение и свойства соединений металлов. Решение эксперименталь-ных задач на распознавание и получению веществ
Тема 2. Неметаллы (24 часа)
Общая характеристика неметаллов. Положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Кислород. Положение в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства кислорода, его получение и применение. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли. Качественная реакция на сульфат-ион. Применение в народном хозяйстве. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак и его свойства. Строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Силикатная промышленность. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрация: Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. Модели атомных кристаллических решёток на примере модификации углерода (алмаза и графита) и на примере молекулярных озона и кислорода. Состав воздуха. Получение водорода и его определение. Образцы галогенов – простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Таблица «Круговорот азота в природе». Получение, собирание и распознавание аммиака. Д. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. Образцы природных соединений фосфора. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. Образцы природных соединений углерода. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Горение угля. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Лабораторная работа: Качественная реакция на хлорид-ион. Качественная реакция на сульфат-ион. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде. Взаимодействие аммиака с хлороводородом. Качественная реакция на NH4+. Получение солей аммония. Химическая возгонка хлорида аммония. Качественное обнаружение N03 - и N02-, в том числе и в сельскохозяйственной продукции. Получение белого фосфора из красного. 2.Воспламенение белого фосфора. Свойства
Н3Р04 как электролита. Качественная реакция на РО43-. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений. Получение углекислого газа и его распознавание. Качественная реакция на карбонат-ион. Ознакомление с природными силикатами
Практическая работа: Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа № 3 по теме 2. Неметаллы
Тема 3. Органические соединения (14 часов)
Предмет органической химии. Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Строение атома углерода. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.Предельные углеводороды. Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Непредельные углеводороды. Этилен. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Предельные одноатомные спирты. Глицерин. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин. Альдегиды. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Предельные карбоновые кислоты. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Сложные эфиры. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрация: Коллекция «Нефть и продукты её переработки». Уравнения горения. Наборы шаростержневых моделей, образцы органических веществ (уксусная кислота, аскорбиновая кислота, сахар, ацетон. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Таблица «Строение молекулы этилена», модели молекулы этилена. С2Н5ОН, H2SO4 (кони), песок, бромная вода, раствор перманганата калия, спиртовка, прибор для получения газов, спички. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Коллекции пластмасс, волокон, каучуков, биополимеров. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Образцы твёрдых и жидких жиров. Растворимость жиров. Доказательство непредельности у жидких жиров.
Лабораторная работа: Изготовление моделей молекул метана и этана. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия. Свойства глицерина. Взаимодействие крахмала с йодом. Реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди(II). Реакция крахмала с йодом. Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты. Цветные реакции белков. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков.
Контрольная работа № 4 по теме 3 «Органические вещества».
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов)
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.Оксиды, кислоты, основания и соли в свете теории электролитической диссоциации. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления. Окислительно- восстановительные реакции.
Демонстрация: Кристаллические решётки алмаза и графита.
Тематическое планирование по химии 9 класса по четвертям,
(2 часа в неделю, всего 68 часа) УМК О.С. Габриелян
Темы | По программе | № кон раб | Пр. раб. | Проведено часов |
I четв. | II четв. | III четв. | IV четв. | Год |
Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 5 | 1 | | 5 | | | | 5 |
Тема 1. Металлы | 17 | 2 | 3 | 12 | 5 | | | 17 |
Тема 2. Неметаллы | 24 | 3 | 3 | | 10 | 14 | | 24 |
Тема 3. Органические соединения | 14 | 4 | | | | 4 | 10 | 14 |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | | | | | | 8 | 8 |
Итого | 68 | 4 | 6 | 17 | 15 | 18 | 18 | 68 |
Тематическое планирование по химии, 9 класс,
(2 часа в неделю, всего 68 часов, из них 2 часа - резервное время)
УМК О.С.Габриеляна.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них |
Практические работы | Лабораторные работы | Контрольные работы |
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 5 | | 1 | № 1 |
2. | Тема 1. Металлы | 17 | №1. Получение и свойства соединений металлов. № 2. Получение и свойства соединений металлов. № 3. Решение эксперименталь-ных задач на распознавание и получению веществ. | 4 | № 2 |
3. | Тема 2. Неметаллы | 24 | № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | 10 | № 3 |
4. | Тема 3. Органические соединения | 14 | | 6 | № 4 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | | 21 | |
6. | Итого | 68 | 6 | 21 | 4 |
Поурочное планирование по химии, 9 класс (2 часа в неделю, всего 68 часов) УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный | Требования к уровню подготовки выпускников |
Повторение основных вопросов курса 8 класса (5 часов) |
1 | Вводный инструктаж по ТБ. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | Д. ПСХЭ Д.И. Менделеева | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь: называть: химические элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. |
2 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. Л. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ. Уметь: называть: соединения изученных классов; характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; определять: принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. |
3 | Характеристика хим. элемента по кислотно-основным свойствам образуемых соединений. Переходные элементы. | Кислотные и основные свойства оксидов и гидроксидов. Зависимость их хим. свойств от ст.окисления атомов элементов. Амфотерность. Амфотерные гидроксиды (на примере гидроксидов цинка и алюминия): взаимодействие с растворами кислот и щелочей. | Д. Получение гидроксида цинка, доказательство его ам- фотерности. Д. Хлорид цинка, гидроксид натрия, соляная кислота. | Знать понятие «амфотерность». Уметь: объяснять сущность реакций ионного обмена; характеризовать свойства основных классов неорг. в-в; определять возможность протекания реакций ионного обмена; составлять уравнения реакций. Характеризовать свойства оксидов и гидроксидов цинка и алюминия |
4 | Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. | Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. | | Знать определения оксидов и оснований, кислот, солей с позиции теории электролитической диссоциации. Уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде; составлять электронный баланс для ОВР. |
5 | Контрольная работа №1 по теме «Повторение основных вопросов курса 8 класса» | Классификация химических элементов. Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д.И.Менделеева Свойства оксидов, оснований, кислот и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. | | Знать определения оксидов и оснований с позиции теории электролитической диссоциации. Уметь записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде, уметь составлять электронный баланс для ОВР. |
Тема 1. Металлы (17 часов) |
1 (6) | История в металлах, металлы в истории. Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов и физические свойства. | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. | Д. ПСХЭ Д.И. Менделеева Д. Образцы различных металлов. | Знать, что такое металлы особенности строения атомов, их свойства. Уметь: положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов; |
2 (7) | Физические свойства металлов. Металлы в природе. Способы получения металлов. Сплавы. | Общие физические свойства металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Сплавы, их классификация, свойства и значение. | Д. ПСХЭ Д.И. Менделеева Д. Образцы различных сплавов металлов. | Знать: понятие «коррозия», виды и причины коррозии, способы защиты изделий от коррозии; классификацию сплавов на черные и цветные. Уметь: объяснять процессы, происходящие при коррозии; объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии; описывать свойства и области применения различных сплавов; описывать свойства и области применения металлических сплавов. |
3 (8) | Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы их получения. | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Общие способы получения металлов. | Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Д. Коллекции руд. Восстановление металлов углём, водородом. | Знать/понимать: химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление; основные способы получения металлов в промышленности; Уметь: характеризовать: химические свойства металлов; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями); составлять: уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. |
4 (9) | Общие понятия о коррозии металлов. | Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | | Знать: понятие «коррозия», виды и причины коррозии, способы защиты изделий от коррозии; классификацию сплавов на черные и цветные. Уметь: объяснять процессы, происходящие при коррозии; объяснять и применять доступные способы защиты металлов от коррозии; описывать свойства и области применения различных сплавов; описывать свойства и области применения металлических сплавов. |
5-6 (10-11) | Щелочные металы. Соединения щелочных металлов. | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | Уметь: называть: соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов; характеризовать: щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов; NaCI – консервант пищевых продуктов. |
7-8 (12-13) | Щелочноземельные. Соединения щелочноземельных металлов. Соединения кальция. | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка). Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк). | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Д. Ознакомление с образцами природных соединений кальция | Уметь: называть: соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли); объяснять: закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов; характеризовать: щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с соединениями кальция (гашеная и негашеная известь). |
9-10 (14-15) | Алюминий и его соединения. | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. № 1 Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | Уметь: называть: соединения алюминия по их химическим формулам; характеризовать: алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия. |
11-12 (16-17) | Железо и его соединения. | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. № 2 Ознакомление с образцами природных соединений железа. | Уметь: называть: соединения железа по их химическим формулам; характеризовать: особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). |
13 (18) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». Решение задач на определение выхода продукта реакции. | Повторение и закрепление основных понятий по теме «Металлы». Физ. и хим. свойства металлов и их соединений. Решение практических задач и упражнений. | Инструкционные карты. Задачи разного уровня сложности. | Знать строение атомов металлических элементов; химические свойства; применение щелочных металлов, алюминия, железа, кальция и их важнейших соединений; понятие «доля», формулы для расчета массовой и объемной доли. Уметь давать характеристику металлов по положению в периодической системе, составлять уравнения реакций с их участием; вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объём или практическую массу по заданной доле выхода продукта. |
14 (19) | Контрольная работа № 2 по теме 1. | Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: физич. и химич. свойства металлов и их важнейших соединений. | | Знать строение атомов металлов, физические и химич. свойства. Применение металлов и их соединений. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, объяснять ОВР металлов и их соединений; давать характеристику металлов по положению в периодической системе, составлять уравнения реакций с их участием; вычислять массовую и объемную доли выхода продукта реакции, практический объём или практическую массу по заданной доле выхода продукта. |
15 (20) | Анализ контрольной работы. Практическая работа №1. Получение и свойства соединений металлов. | Решение расчетных задач. Вычисление кол-ва в-ва , массы, объёма по коп-ву в-ва, массе, объёму реагентов. Генетическая связь. Генетические ряды металлов. Объяснять и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном виде. Правила техники безопасности. Объяснять результаты и записывать уравнения | П. Р. №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. Набор реактивов и оборудования | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; безопасного обращения с веществами. |
16 (21) | Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов. | Правила техники безопасности. Объяснять результаты и записывать уравнения. | П.Р. №2 Набор реактивов и оборудования | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
17 (22) | Практическая работа № 3. Решение эксперименталь-ных задач на распознавание и получению веществ. | Правила техники безопасности. Объяснять результаты и записывать уравнения | П.Р. № 3 Набор реактивов и оборудования | Уметь: характеризовать: химические свойства металлов и их соединений; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
Тема 2. Неметаллы (24 часа) |
1 (23) | Общая характеристика неметаллов. Химические элементы в клетках живых организмов. | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. Периодическая система Д.И. Менделеева. Образцы витаминных препаратов. | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. Модели атомных кристаллических решёток на примере модификации углерода (алмаза и графита) и на примере молекулярных озона и кислорода. Состав воздуха. | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-неметаллов. Уметь: называть: химические элементы-неметаллы по их символам; объяснять: закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать: неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ; определять: тип химической связи в соединениях неметаллов. |
2 (24) | Водород, его физические и химические свойства. | Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода. | Д. Получение водорода и его определение | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода; распознавать опытным путём: водород среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с водородом. |
3 (25) | Общая характеристика галогенов. | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | Д. Образцы галогенов – простых веществ. Д. Взаимодействие галогенов с натрием, алюминием. Д. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. | Знать/понимать: химическую символику: знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь: объяснять: закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы; характеризовать: особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов; определять: степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с хлором. |
4 (26) | Соединения галогенов. Получение галогенов. | Галогеноводороды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. Качественные реакции, природные соединения галогенов. Получение галогенов электролизом расплавов и растворов солей. Биологическое значение, применение | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. № 3 Качественная реакция на хлорид-ион. | Знать/понимать: химическую символику: формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот. Уметь: называть: соединения галогенов по их химических формулам; характеризовать: химические свойства соляной кислоты; составлять: химические формулы галогеноводородов и галогенидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов; распознавать опытным путём: соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли. |
5 (27) | Кислород, его физические и химические свойства. | Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. Фотосинтез, дыхание. | Д. Горение серы и железа в кислороде. Д. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; характеризовать: физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами; определять: тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода; распознавать опытным путём: кислород среди других газов; - использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). |
6 (28) | Сера, её физические и химические свойства. | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. | Уметь: объяснять: строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы; характеризовать: физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). |
7 (29) | Соединения серы. | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. Свойства важнейших соединений серы: сероводорода, оксидов серы. Строение атома серы. Аллотропия серы. Свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, применение серы. Сернистый газ, сернистая кислота. | Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь: называть: оксиды серы по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов); определять: принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах; составлять: уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). |
8 (30) | Серная кислота и её соли. | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Д. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. № 4 Качественная реакция на сульфат-ион. | Знать/понимать: химическую символику: формулу серной кислоты. Уметь: называть: серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей; определять: принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах; составлять: химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём: серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). |
9 (31) | Практическая работа № 4. | Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». | П.Р. №4 Набор реактивов и оборудования | Уметь: характеризовать: химические свойства соединений серы; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
10 (32) | Азот, его физические и химические свойства. | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Д. Таблица «Круговорот азота в природе» | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь: объяснять: строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. |
11 (33) | Аммиак и его свойства. | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. Строение молекулы аммиака. Донорно-акцепторный механизм образования связи. Ион аммония. | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Д. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | Знать/понимать: химическую символику: формулу аммиака. Уметь: называть: аммиак по его химической формуле; характеризовать: физические и химические свойства аммиака; определять: тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом); распознавать опытным путём: аммиак среди других газов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). |
12 (34) | Соли аммония. | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. | Л. № 5. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде. Л. № 6.Взаимодействие аммиака с хлоро- водородом. Качественная реакция на NH4+. Получение солей аммония. Химическая возгонка хлорида аммония. | Знать/понимать: химические понятия: катион аммония. Уметь: называть: соли аммония по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства солей аммония; определять: принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония; составлять: химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. |
13 (35) | Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и её свойства. | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV); формулу азотной кислоты. Уметь: называть: оксиды азота по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типичного кислотного оксида); физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты; определять: принадлежность оксидов азота к соответствующему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах; принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью); распознавать опытным путём: азотную кислоту среди растворов веществ других классов; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди); безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой. |
14 (36) | Соли азотной кислоты. Азотные удобрения. | Нитраты, нитриты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды азота. Свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты и ее солей. Азотные удобрения. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов. Л. № 7. Качественное обнаружение N03 - и N02-, в том числе и в сельскохозяйственной продукции. | Знать: основные химические свойства HNO3 (взаимодействие с металлами и неметаллами), солей азотной и азотистой кислот и области их определения. Уметь: называть: соли азотной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании); составлять: химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов; приводить примеры азотных удобрений использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). |
15 (37) | Фосфор, его физические и химические свойства. | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Л. № 8. 1.Получение белого фосфора из красного. 2.Воспламенение белого фосфора. | Уметь: объяснять: строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы; характеризовать: химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. |
16 (38) | Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. Основные соединения: оксид фосфора (V). Фосфорные удобрения. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. Л. № 9. 1. Свойства Н3Р04 как электролита. 2. Качественная реакция на РО43- 3. Знакомство с образцами природных соединений фосфора и коллекцией фосфорных удобрений. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь: называть: оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов; определять: принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах; составлять: химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. |
17 (39) | Углерод, его физические и химические свойства. | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. Строение атома и степень окисления углерода. Аллотропия углерода. Древесный активированный уголь. Адсорбция. Свойства углерода. Карбиды. Ацетилен и метан. Круговорот углерода в природе. | Д. Образцы природных соединений углерода. Д. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Д. Восстановление меди из ее оксида углем. Д. Модели кристаллических решёток алмаза и графита. Д. Горение угля | Уметь: объяснять: строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; характеризовать: химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях; определять: тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. |
18 (40) | Оксиды углерода. Угольная кислота и её соли. | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. № 10. Качественная реакция на карбонат-ион. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV); формулу угольной кислоты. Уметь: называть: оксиды углерода по их химическим формулам; соли угольной кислоты по их химическим формулам; характеризовать: физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида); химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов; определять: принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах; принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV); химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот; распознавать опытным путём: углекислый газ среди других газов; карбонат-ион среди других ионов. использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с оксидом углерода (II). |
19 (41) | Кремний и его соединения. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. | Знать/понимать: химическую символику: формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь: называть: оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам; характеризовать: химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; определять: принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах; составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. |
20 (42) | Силикатная промышленность | Силикатная промышленность. Понятие о силикатной промышленности. | Д. Знакомство с коллекцией изделий из стекла, фарфора, керамики, цемента. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. Л. Ознакомление с природными силикатами. | Знать свойства и области применения стекла, цемента и керамики. Уметь объяснять значимость соединений кремния; характеризовать: народнохозяйственное значение силикатов; определять: валентность и степень окисления атома кремния в силикатах; составлять: химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. |
21 (43) | Практическая работа №5 «Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | Правила ТБ при работе в хим. лаборатории. Основные понятия темы «Подгруппа азота и углерода». Генетические ряды неметаллов. | П.Р. №5 Набор реактивов и оборудования | Уметь: характеризовать: химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами |
22 (44) | Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | Получение, собирание и распознавание газов. Правила ТБ при работе в хим. лаборатории. Получение, собирание, распознавание газов. Способы собирания газов, качественные реакции на газы. | П.Р. №6 Набор реактивов и оборудования | Уметь: характеризовать: способы получение, собирания и распознавания важнейших газов; составлять: уравнения химических реакций получения газов; обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами. |
23 (45) | Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме «Неметаллы». Количество вещества. Молярный объем. Вычисление кол-ва вещества, массы, объёма по кол-ву вещества, массе, объёму реагентов | | Знать: электронное строение атомов серы, азота, фосфора, углерода. Химические свойства и применение серы, оксида серы (IV), серной кислоты, азота, аммиака, азотной кислоты, фосфора, оксида фосфора (V), фосфорной кислоты, углерода, оксида углерода (IV), угольной кислоты, кремния, оксида кремния(1У), кремниевой кислоты. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакций. |
24 (46) | Контрольная работа № 3 по теме 2. | Контроль знаний, умений и навыков. | | Знать электронное строение атомов неметаллов, их свойства и свойства их соединений. Уметь применять эти знания на практике. |
Тема 3. Органические соединения (14 часов) |
1 (47) | Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. | Природный газ, его состав и практическое использование. Нефть, продукты её переработки и их практическое использование. Способы защиты окружающей среды от загрязнения нефтью и продуктами её переработки. | Д. Коллекция «Нефть и продукты её переработки». Д. Уравнения горения | |
2-3 (48- 49) | Предмет органической химии. | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. Изомерия, гомология. | Д. Наборы шаростержневых моделей, образцы органических веществ (уксусная кислота, аскорбиновая кислота, сахар, ацетон. | Знать/понимать: химические понятия: вещество, классификация веществ; особенности органических соединений, классификацию и химическое строение; основные положения теории химического строения A.M. Бутлерова. Уметь: характеризовать: строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ; определять: валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. |
4-5 (50- 51) | Предельные углеводороды (метан, этан). Свойства и применение предельных углеродов. | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. Строение алканов. Номенклатура. Углеводороды, особенности химич. и физич. свойств. Применение метана. | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. № 11. Изготовление моделей молекул метана и этана. Отношение к бромной воде и раствору перманганата калия | Знать/понимать: химическую символику: формулы метана и этана. Уметь: называть: метан и этан по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование); определять: принадлежность метана и этана к предельным углеводородам; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с метаном (природным газом). |
6 (52) | Непредельные углеводороды (этилен). | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. Алкены. Строение, номенклатура, физические и химические свойства алкенов. полимеры. Полиэтилен его значение. | Д. Таблица «Строение молекулы этилена», модели молекулы этилена. С2Н5ОН, H2SO4 (кони), песок, бромная вода, раствор перманганата калия, спиртовка, прибор для получения газов, спички. Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | Знать/понимать: химическую символику: формулу этилена. Уметь: называть: этилен по его химической формуле; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом); определять: принадлежность этилена к непредельным углеводородам; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). |
7 (53) | Представления о полимерах на примере полиэтилена. | Реакция полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Основные понятия химии высших молекулярных соединений. Представление о пластмассах, волокнах. Полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации, средняя молекулярная масса полимера. Важнейшие полимеры. | Д. Коллекции пластмасс, волокон, каучуков, биополимеров. | Знать: первоначальные сведения о полимерах. |
8 (54) | Спирты. | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. Общая формула и гомологический ряд предельных одноатомных спиртов, номенклатура. Этанол и метанол, их физиологич. свойства, значение Этиленгликоль глицерин, их значение. Окисление спиртов в альдегиды | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. № 12. Свойства глицерина. | Знать/понимать: химическую символику: формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь: называть: спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение); определять: принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о метаноле и этаноле. |
9 (55) | Альдегиды. Карбоновые кислоты. | Карбоксильная группа. Изомерия, строение, свойства, применение карбоновых кислот. Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. Реакция этерификации. | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | Знать/понимать: химическую символику: формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь: называть: уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам; характеризовать: связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); определять: принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений; составлять: уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами); использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с уксусной кислотой. |
10 (56) | Углеводы | Физические и химические свойства. Глюкоза, её свойства и значение. Биологическая роль. Крахмал. Целлюлоза. Углеводы: моносахариды (пентозы, гексозы), дисахариды, полисахариды. | Л. № 13. Взаимодействие крахмала с йодом. Л. № 14. Реакция «серебряного зеркала», взаимодействие с гидроксидом меди (II). Реакция крахмала с йодом. | Знать представителей углеводов и их значение в природе и жизни человека: состав, классификацию, свойства и значение углеводов на примере глюкозы. Уметь записывать уравнения реакций с участием глюкозы; характеризовать основные химические свойства; состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы. |
11 (57) | Понятие о сложных эфирах и жирах. | Простые и сложные эфиры. Строение, свойства, применение Предельные и непредельные жирные кислоты. Жиры как сложные эфиры. Растительные и животные жиры, применение. Понятие о мылах и синтетических моющих средствах. Сложные эфиры. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. | Д. Образцы твёрдых и жидких жиров. Растворимость жиров. Доказательство непредельности у жидких жиров. Л. № 15 Получение сложных эфиров: синтез этилового эфира уксусной кислоты | Знать представителей жиров и их значение в природе и жизни человека; состав, свойства, получение и применение сложных эфиров Уметь называть изученные вещества. характеризовать основные химические свойства |
12 (58) | Аминокислоты. Белки. | Биологически важные органические вещества: аминокислоты и белки. Состав, строение, биологическая роль белков. Аминокислоты: строение, свойства, амфотерность, получение. Пептидная связь. Полипептиды. Структура белка, свойства и биологические функции. Качественные реакции на белки. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. | Д. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Л. № 16. Цветные реакции белков. Растворение и осаждение белков. Денатурация белков. | Знать основные функции белков в живом организме, их значения и условия разрушения или денатурации; состав, особые свойства аминокислот и их биологическую роль. Уметь записывать уравнения реакции поликонденсации, обнаруживать белки по цветным реакциям; характеризовать основные химические свойства. |
13 (59) | Обобщение об органических веществах | Решение упр. по теме «Первонач. представления об орг. соединениях». Повтор ключевых понятий. | | Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать химические свойства изученных орг. соединений. |
14 (60) | Контрольная работа № 4 по теме 3 | Контроль знаний по теме «Органические вещества» | | Знать основные классы органических веществ. Уметь определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать химические свойства изученных орг. соединений. |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8 часов) |
1 (61) | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева | | Знать/понимать: химические понятия: химический элемент, атом; основные законы химии: Периодический закон. Уметь: называть: химические элементы по их символам; объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. |
2 (62) | Строение веществ. | Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Химическая связь и кристал. решётки. Взаимосвязь строение и свойств веществ. | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | Знать/понимать: химические понятия: атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь: характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ; определять: тип химической связи в соединениях. |
3-4 (63 - 64) | Классификация химических реакций. | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). | | Знать/понимать: химическую символику: уравнения химических реакций; химические понятия: химическая реакция, классификация реакций. Уметь: определять: типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена; составлять: уравнения химических реакций. |
5-6 (65-66) | Классификация веществ. | Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстановительных реакциях. | | Знать/понимать: химическую символику: формулы химических веществ; химические понятия: вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель. Уметь: называть: соединения изученных классов; объяснять: сущность реакций ионного обмена; характеризовать: химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений; определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений; составлять: формулы неорганических соединений изученных классов. |
7 (67) | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность. | | Уметь: использовать приобретённые знания в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияний химического загрязнений окружающей среды на организм человека. |
8 (68) | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. | Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Роль химии в жизни человека. | | |
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2009.
2.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.
3.Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа.
4.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс.
5.Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: Дрофа.
6.Габриелян О.С, Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». — М.: Дрофа.
7.Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов:
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25-З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19-24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13-18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
34