СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 8 класса к учебнику О.С.Габриеляна (2 ч)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа  по  химии.  8 класс. К  учебнику  О.С.Габриеляна  (2 часа)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 8 класса к учебнику О.С.Габриеляна (2 ч)»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИСЛОКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ






«Рекомендовано» « Утверждаю»

Руководитель МС Директор школы:

______ Н.А.Пуховская ----- Н.А Пуховская

Протокол №1 от 31.08.2017г Приказ №35 от 31.08.17г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

ДЛЯ УЧЕНИКОВ 8 КЛАССА


















Составила:

учитель химии

Катцына Любовь Федоровна









2017-2018 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии М.: Дрофа, 2005, а также программы курса химии для учащихся 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений автор О.С. Габриелян – М.: Дрофа, 2005 и рассчитана на 67 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 5 контрольных и 7 практических работ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах; простых веществах и важнейших соединениях элементов ( оксидах, основаниях, кислотах, солях); о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.


Изменения в рабочей программе: рабочая программа сокращена на 1 час по сравнению с авторской за счет Темы №5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов на ее освоение будет отведено15 ч, вместо 16ч, за счет темы «Реакции ионного обмена» на нее отведено 1 урок, вместо 2.

Сокращение рабочей программы необходимо из-за выпадения учебных часов в государственные праздничные дни 06.11, 23.02, 8.03.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника Габриеляна О.С. Химия 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 267с.;


Контроль знаний, умений и навыков (текущий, рубежный, итоговый).

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам «Атомы химических элементов», «Соединения химических элементов», «Изменения, происходящие с веществами», «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов», самостоятельные работы по темам «Введение» и «Простые вещества».

  2. Итоговая контрольная работа.

Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ


В результате изучений данного предмета в 8 классе учащиеся должны

знать/понимать

важнейшие химические понятия, основные законы химии, основные теории химии, важнейшие вещества и материалы.

уметь

называть, определять, характеризовать вещества, объяснять явления и свойства, выполнять химический эксперимент

использовать

приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Тема «Введение» - 7 часов


Учащиеся должны знать

Определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.различать понятия «вещество» и «тело», «простое вещество» и «химический элемент». Определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава. Знаки первых 20 химических элементов. Понимать и записывать химические формулы веществ. Правила техники безопасности при работе в химической лаборатории.


Уметь отличать химические реакции от физических явлений. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами и материалами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека. Определять положение химического элемента в Периодической системе.называть химические элементы. Определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам. Вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.


Тема 1. Атомы химических элементов - 10 часов


Учащиеся должны знать

Определение понятия «химический элемент», формулировку Периодического закона, определение понятий: «химическая связь», «ион», «ионная связь», определение металлической связи.


Уметь объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента. Объяснять физический смысл номера группы и периода, составлять схемы строения атомов первых 20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. Характеризовать химические элементы ( от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Определять типы химических связей в соединениях.


Тема 2. Простые вещества - 6 часов


Учащиеся должны знать

Общие физические свойства металлов.определение понятий «моль», «молярная масса». определение молярного объёма газов.


Уметь Характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов и неметаллов. Характеризовать физические свойства неметаллов. Вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества ( и обратные задачи), объём газа по количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа ( и обратные задачи).


Тема 3. Соединения химических элементов – 14 часов


Учащиеся должны знать

определения степени окисления, электроотрицательности, оксидов, оснований, кислот и солей, кристаллических решёток, смесей, массовой или объёмной доли растворённого вещества.


Уметь определять степень окисления элементов в бинарных соединениях, составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения. Определять принадлежность веществ к классам оксидов, оснований, кислот и солей, называть их, составлять формулы. Знать качественные реакции на углекислый газ, распознавания щелочей и кислот. Характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки. Вычислять массовую долю вещества в растворе, готовить растворы заданной концентрации.


Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 12 часов


Учащиеся должны знать

Способы разделения смесей. Определение понятия «химическая реакция», признаки и

условия течения химических реакций по поглощению и выделению энергии.

Определение понятия «химическая реакция».


Уметь обращаться с химической посудой и лабораторным оборудование при

проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли. Составлять

уравнения химической реакции на основе закона сохранения массы веществ.

Вычислять по химическим уравнениям массу, объём или количество одного из

продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего

определённую долю примесей. Отличать реакции разложения, соединения, замещения

и обмена друг от друга, составлять уравнения реакций данных типов. Составлять

уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя

ряд активности металлов. Определять возможность протекания реакций обмена в

растворах до конца


Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 15 часов.


Учащиеся должны знать

определение понятия «растворы», условия растворения веществ в воде. Определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация», «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации. Основные положения теории электролитической диссоциации. Определение кислот, щелочей и солей с точки зрения ТЭД. Классификацию и химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей.определение понятий «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление».


Уметь пользоваться таблицей растворимости. Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей. Составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот, оснований, оксидов и солей в молекулярном и ионном виде. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. Определять окислители и восстановители, отличать окислитель – восстановительные реакции от других типов реакций, расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса.




УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема

Количество часов

В том числе




лабораторных и практических работ


контрольных работ


Введение

7


1 практическая работа


1.

Атомы химических элементов


10


1

2.

Простые вещества


6



3.

Соединения химических элементов

14

2 лабораторных

2 практических работы

1

4.

Изменения, происходящие с веществами

12


5 лабораторных

2 практических работы

1

5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

15

6 лабораторных

2 практических работы


1


Подготовка к итоговой контрольной работе

2




Итоговая контрольная работа


1


1


Итого

67


13 лабораторных

7 практических работ

5








СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА


Введение (7 часов)

Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».



ТЕМА 1

Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.


ТЕМА 2

Простые вещества (6 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».

Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », « постоянная Авогадро ».

Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.


ТЕМА 3

Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.

Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.

Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.

Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.

Практическая работа № 2 «Анализ почвы и воды».

Практическая работа № 3 « Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»

ТЕМА 4

Изменения, происходящие с веществами(12 часов)

Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.

Реакции соединения. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.

Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.

Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды с щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).

Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.

Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.

Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.

Практическая работа № 4 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание».

Практическая работа № 5 «Признаки химических реакций».



ТЕМА 5

Растворение. Растворы.

Свойства растворов электролитов (18)

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.

Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).

Практическая работа № 6 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца».

Практическая работа № 7 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п/п

Тема урока

Дата

п/п

Домашнее задание

Демонстрации и лабораторные работы

Оборудование, реактивы




1(1)






2(2)







3(3)





4(4)



5(5)






6(6)




7(7)

Введение (7 часов)


Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.





Практическая работа №1 «Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами».


Превращения веществ. Роль химии в жизни общества.



Краткие сведения из истории возникновения и развития химии.


Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, её структура.




Химические формулы. Относительная атомная и относительная молекулярные массы.


Упражнения в применении знаний.



01.09.2017






04.09







08.09





11.09



15.09






18.09




22.09



§1, с. 5 – 10, № 3,8.





§2, с. 12 – 18. № 1.











§3, с. 19 – 24, №3.



§4, с. 26 – 32, №5, табл 1. выучить элементы.




§5, с. 33 – 37, №1,2.



С. 37, №8.



Д1. Коллекция изделий тел из алюминия и стекла.











Д2. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором.

Д3. «Помутнение» известковой воды.



Алюминиевая проволока, ложка, гранулы, кастрюля.

Стеклянные стакан, трубка, пробирка, колба, оконное стекло и т.д.


Лабораторный штатив, спиртовка, спички, пробирки, химические стаканы, колбы.


Раствор соляной кислоты, мрамор, известковая вода, пробирки, стеклянная трубка.


Портреты М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева.


Портрет Д.И. Менделеева.



1(8)




2(9)





3(10)





4(11)






5(12)





6(13)




7(14)




8(15)




9(16)




10(17)

Тема 1. Атомы химических элементов (10 часов)

Атомы. Состав атомных ядер: протоны, нейтроны.



Изменение числа протонов в ядре атома – образование новых химических элементов. Изотопы.



Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Завершённый электронный уровень.



ПСХЭ Д.И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.


Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента.Ионная связь.




Взаимодействие атомов элементов неметаллов между собой.Ковалентная неполярная химическая связь.


Бинарные соединения неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярной связи.


Взаимодействие атомов металлов между собой. Металлическая связь.



Обобщение и систематизация знаний об элементах металлах и неметаллах, о видах химической связи.


Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов».



25.09





29.09




02.10





06.10






09.10





13.10




16.10




20.10




23.10




27.10




§6, с. 38 – 42, №1.




§7, с. 43 – 45, №1.





§8, с. 46 – 52, №2.





§9, с. 53 – 55. №1.






§9, с. 56 – 58, №2.





§10, с. 59 – 62, №2.



§11, с. 63 – 65, №4.



§12, с. 66 – 68, №1



§6 – 12.



Д4. Модели атомов химических элементов.



Модели атомов химических элементов.



1(18)





2(19)




3(20)



4(21)




5(22)


6(23)


Тема 2. Простые вещества (6 часов)


Положение металлов в ПСХЭ. Простые вещества – металлы. Общие физические свойства металлов.


Простые вещества – неметаллы. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова.


Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса.


Молярный объём газообразных веществ.



Урок – упражнение.


Самостоятельная работа по теме «Простые вещества»



10.11





13.11




17.11



20.11




24.11


27.11





§13, с. 69 – 72, №1.




§14, с. 73 – 78, №3,5.



§15, с. 78 – 81, №2.


§16, с. 82 – 84, №1.



§16, №2.



Демонстрация коллекций металлов.




Д5. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора, белого и серого олова.


Д6. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль.


Д7. Модель молярного объёма газообразных веществ.



Коллекции «Алюминий», «Металлы и сплавы».




Водород, кислород (в газометре), сера, фосфор, уголь, белое олово.


Таблица «Вещества количеством 1 моль».


Рисунок «Модель молярного объёма газообразных веществ»




1(24)



2(25)





3(26)


4(27)






5(28)







6(29)




7(30)



8(31)




9(32)





10(33)








11(34)



12(35)




13(36)






14(37)

Тема 3. Соединения химических элементов (14 часов)

Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения.


Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, сульфиды, хлориды и пр. Составление их формул.



Вода.


Основания, их состав и названия.






Кислоты, их состав и названия.







Соли. Их состав и названия. Представители солей.



Урок упражнений по пройденному материалу.


Амфотерные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решёток.


Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твёрдых и газообразных смесей.



Практическая работа №2 «Анализ почвы и воды».







Массовая и объёмная для компонентов в смеси (в т.ч. и доля примесей).


Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов».


Контрольная работа №2 по теме «Соединения химических элементов».


Практическая работа №3 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»




01.12



04.12





08.12


11.12






15.12







18.12




22.12



25.12




29.12





15.01.2018








19.01




22.01



26.01






29.02





§17, с. 86 – 88, №1.


§17, с. 89 – 90, №2.



§18, с. 91 – 97, №1.


§19, с. 98 – 101, №2,5.





§20, с. 102 – 106, №1,5, выучить формулы кислот.





§21, с. 107 – 113, №2,3.



§13 – 21.



§22, с. 114 – 120, №1,6.



§23, с. 121 – 124, №4.












§24, с. 124 – 128, №1,2.







Д8. Образцы оксидов неМе (Р2О5, СО2, SiО2, Н2О) и водородных соединений (НСl, NН3).





Д9. Образцы щелочей (твёрдых и растворов) и нерастворимых оснований.

Изменение окраски индикаторов в щелочной среде.

Лр №1. Знакомство с основаниями (щелочами и нерастворимыми).

Д10, Лр№1. Образцы кислот (минеральных и органических). Изменение окраски индикаторов в кислой среде.



Д11, Лр №1. Образцы солей кислородсодержащих и бескислородных кислот.





Д12. Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа.


Д13. Разделение смесей.

Д14. Взрыв смеси водорода с воздухом (видео)

Лр №2. Разделение смеси с помощью делительной воронки.









Образцы оксидов неМе (Р2О5, СО2, SiО2, Н2О) и водородных соединений (НСl, NН3).




Гидроксид натрия (твёрдый и раствор), гидроксид калия (твёрдый и раствор), гидроксиды кальция, меди, железа (II) и (III), алюминия, лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Соляная, серная, азотная, уксусная, лимонная, аскорбиновая, ацетилсалициловая, муравьиная кислоты, лакмус, фенолфталеин, метилоранж.

Соли NаСl, СаСО3, Са3(РО4)2 и другие.



Модели кристаллических решёток хлорида натрия, алмаза, углекислого газа.


Делительная воронка, воронка, фильтр, магнит, спиртовка, смесь серы и железных опилок, смесь песка и сахара.

Пробирки, почва, фильтр, стеклянная трубка, предметное стекло, держатель, спиртовка, универсальная индикаторная бумага, спички.












Мерный цилиндр, чайная ложка, коническая колба, вода.





1(38)









2(39)

















3(40)




4(41)



5(42)


6(43)




7(44)







8(45)




9(46)

10(47)


11(48)




12(49)

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 часов)


Физические явления.









Химические явления. Понятие об экзо – и эндотермических реакциях.
















Практическая работа №4 «Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, их описание».


Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения.


Химические уравнения.


Реакции разложения и соединения.




Реакции замещения и обмена.







Практическая работа №5 «Признаки химических реакций».



Расчёты по химическим уравнениям.



Обобщение и систематизация знаний по теме «Изменения, происходящие с веществами».


Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»





02.02









05.02

















09.02




12.02



16.02


19.02




26.02







02.03




05.03

12.03


16.03




19.03





§25, с. 129 – 134, №3,4.








§26, с. 135 – 138, № 1-3.




















§27, с. 139 – 141, №1.


§27.


§29 – 30, с. 155, №1.




§31 – 32, с. 168, №4.









§28, с. 146 – 150, №3.




Д15. Примеры физических явлений (плавление парафина, возгонка йода (видео), растворение перманганата калия, диффузия душистых веществ с горячей лампочки накаливания.

Лр №3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.

Д16. Примеры химических явлений: горение магния, фосфора (видео), взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом, получение гидроксида меди (II), растворение полученного гидроксида в кислотах, взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании, разложение перманганата калия, взаимодействие разбавленных кислот с металлами, разложение пероксида водорода, электролиз воды (видео).












Лр №4. Окисление меди в пламени спиртовки.



Лр №5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.

Лр №6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.

Лр №7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.




Парафиновая свеча, спички, перманганат калия, коническая колба, мерная ложка, стеклянная палочка, вода, духи, фильтровальная бумага, спирт, лампочка, секундомер.



Магниевая лента, спички, ножницы для сжигания, растворы соляной и серной кислот, мрамор или мел, сульфат меди (II), раствор гидроксида натрия, оксид меди (II), перманганат калия, пробирки, спиртовка, спички, газоотводная трубка с пробкой, лучинка, цинк, магний, железо, пероксид водорода, оксид марганца (IV).


Свечи, спички, пробирки, держатели, предметные стёкла.







Медная пластинка или проволока, спиртовка, спички, держатель.


Известковая вода, стеклянная трубка, пробирка, карбонат натрия, раствор соляной кислоты, раствор хлорида меди (II), железные гранулы.


Оксид меди (II), раствор серной кислоты, спиртовка, спички, мрамор, раствор соляной кислоты, хлорид железа (III), растворы роданида калия, карбоната натрия, хлорида кальция.





1(50)




2(51)






3(52)



4(53)





5(54)



6(55)






7(56)



8(57)




9(58)







10(59)



11(60)




12(61)





13(62)




14(63)




15(64)





16(65)


66.


67.

Тема №5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 часов)


Растворение как физико – химический процесс. Растворимость.



Электролитическая диссоциация.






Основные положения теории электролитической диссоциации.


Ионные уравнения реакций.




Практическая работа №6 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»


Кислоты, их классификация и свойства.





Основания, их свойства и классификация.



Соли, их состав и классификация.




Оксиды, их классификация и свойства.







Генетическая связь между классами неорганических веществ.


Практическая работа №7 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей».



Окислительно – восстановительные реакции.




Реакции ионного обмена и окислительно – восстановительные реакции.


Обобщение темы «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».


Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов».



Подготовка к итог. К.р.


Итоговая контрольная работа.


Анализ итоговой контрольной работы





23.03




02.04






06.04



09.04





13.04



16.04





20.04




23.04




27.04







28.04



04.05




07.05





11.05




14.05





18.05




21.05


25.05


28.05





§34, с. 186 – 192, №1,3,4.



§35, с. 193 – 195, №1.






§36, с. 198 – 199, №4.


§37, с. 203 – 208, №1.







§38, с. 209 – 214, №2.




§39, с. 214 – 217.




§41, с. 222 – 225, №2.



§40, с. 218 – 221, №1.






§42, с. 226 – 228, №1.






§43, с. 229 – 235, №1.




§43.




упражнения




Растворение безводного сульфата меди (II) и концентрированной серной кислоты.


Д17. Испытание веществ и их растворов на проводимость (видео).

Д18. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации (видео).


Д19. Движение окрашенных ионов в электрическом поле (видео).


Реакции, идущие с выпадением осадка, выделением газа и образованием малодиссоциированного вещества (воды).




Лр №8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной и серной).


Лр №9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия и калия).

Лр №10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II).

Лр №11. Реакции, характерные для растворов солей (например для хлорида меди (II).


Лр №12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).

Лр №13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).








Д20. Взаимодействие цинка с серой (видео), соляной кислотой, хлоридом меди (II).

Д21. Горение магния.




Безводный сульфат меди, вода, 2 стакана, концентрированная серная кислота, термометр.










Растворы хлорида меди (II), гидроксида натрия, карбоната натрия, соляной кислоты, фенолфталеин.




Растворы серной и соляной кислот, гидроксида натрия, карбоната натрия,пробирки, гранулы цинка, оксид меди (II).

Растворы гидроксида натрия и калия, сульфата меди (II), соляной кислоты, спиртовка, держатель.

Растворы хлорида меди, гидроксида калия, нитрата серебра, гранулы цинка.


Оксид кальция, вода, раствор соляной кислоты, углекислый газ, лакмус, фенолфталеин, известковая вода.




Растворы соляной и серной кислот, гидроксида натрия, хлорида меди, оксид кальция.


Растворы соляной кислоты, хлорида меди (II), цинк, магниевая лента.





















Учебно-методические средства обучения



  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.


  1. Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. настольная книга учителя. Химия. 8 класс.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003г.


  1. Гольдфабр Я.Л. и др. Химия. Задачник. 8-11 кл.:Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 1999г-272с.


  1. КИМ . Химия. 8 класс/Сост. Е.Н.Стрельникова.-М.:ВАКО, 2014.-112с.


  1. Троегубова Н.П. Поурочные разработки по химии 8 класс. М: ВАКО, 2016.-400 с.


  1. Химия в таблицах и схемах (сост.Касатикова Е.Л.) Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013.-96стр.


  1. Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)




Материально-техническое обеспечение


I. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева.

  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.

  3. Окраска индикаторов в различных средах.

  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

  5. Портреты ученых – химиков.





















Контрольная работа № 1 «Строение атомов химических элементов»


1 вариант.

1. Расположите химические элементы

А) в порядке возрастания неметаллических свойств P, Cl, Mg.

Б) в порядке возрастания неметаллических свойств К, Al, Ga.

2. Дайте характеристику химических элементов B, C, Si

по плану:

  1. химический символ и название элемента.

  2. порядковый номер.

  3. номер периода, группы, главная или побочная подгруппа.

  4. заряд ядра атома.

  5. число протонов и нейтронов в ядре.

  6. общее число электронов.

  7. число энергетических уровней.

  8. число электронов на внешнем энергетическом уровне.

  9. схема строения атома.

  10. свойства химического элемента (металлические или неметаллические).


  1. Укажите тип химической связив соединениях: O2, Na, HBr, NaF. Запишите схему образования одного вида связи (по выбору).


Контрольная работа № 1 «Строение атомов химических элементов»


2 вариант.

1. Расположите химические элементы

А) в порядке возрастания неметаллических свойств C, Be, N.

Б) в порядке возрастания неметаллических свойств Ba, Mg, Sr.

2. Дайте характеристику химических элементов O, S, Cl

по плану:

  1. химический символ и название элемента.

  2. порядковый номер.

  3. номер периода, группы, главная или побочная подгруппа.

  4. заряд ядра атома.

  5. число протонов и нейтронов в ядре.

  6. общее число электронов.

  7. число энергетических уровней.

  8. число электронов на внешнем энергетическом уровне.

  9. схема строения атома.

  10. свойства химического элемента (металлические или неметаллические).


3. Укажите тип химической связив соединениях: H2O, F2, K, KCl. Запишите схему образования одного вида связи (по выбору).







Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».

Вариант №1


  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: NO2, NO, N2O, H3N.

(4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых O2 , H3N, Mg, KCl.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H3PO4, CaCO3, P2O5, Fe(OH)3.

(8 баллов)

  1. В 60г раствора содержится 18г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе.

(30%), (4 балла)

  1. Какой объём кислорода может быть получен из 5м3 воздуха, если объёмная доля кислорода в воздухе равна 21%7

(1,05%), (4 балла)


Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы - «5», 70% - «4», 50% - «5»



Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».

Вариант №2


  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: CO2, SiH4, H3P, P2O5.

(4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых SO3, N2, Ca, FeCl3.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества SO3, HCl, Cu(OH)2, FeCl3.

(8 баллов)

  1. В 200г воды растворили 50г соли. Определите массовую долю соли в данном растворе.

(20%),(4 балла)

  1. Какой объём азота может быть получен из 12м3 воздуха, если объёмная доля азота в воздухе равна 78%7

(9,36%), (4 балла)


Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»



Контрольная работа №2«Соединения химических элементов».

Вариант №3

  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: AlI3, P2O5, H2O, Mn2O3 .

(4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых СO2 , H2, Аg, KCl.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества KNO3, CO, H2S. Zn(OH)2.

(8 баллов)

  1. Для приготовления раствора соли взяли 4г нитрата калия и 21г воды. Определите массовую долю соли в данном растворе.

(16%), (4 балла)

  1. Какая масса соли и воды потребуется для приготовления 340г раствора с массовой долей 12%?

(40,8г и 299,2г), (4 балла)


Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»



Контрольная работа №2 «Соединения химических элементов».

Вариант №4


  1. Рассчитайте степени окисления в следующих соединениях: SF6, NO2, CF4, I3N.

( 4 балла)

  1. Определите вид химической связи в соединениях, формулы которых I2, HCl , MgCl2, Zn.

(4 балла)

  1. Определите класс вещества по формуле и назовите вещества H2SO3, FeO, Mg(OH)2, ZnSO4.

(8 баллов)

  1. Вычислите массовую долю сахарозы в растворе, содержащем воду массой 250г и сахарозу массой 50г.

(16,7%), (4 балла)

5. 400г 20% раствора соли выпарили. Рассчитайте массу сухой соли и массу испарённой воды.

(80г и 320г), (4 балла)

Максимум 24 балла, 95% от выполненной работы – «5», 70% - «4», 50% - «3»



Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Вариант №1


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) плавление металла, б) ржавление железа, в) образование зелёного налёта на бронзовых изделиях, г) движение автомобиля, д) полёт самолёта.

(5 баллов)

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) Li + N2 → Li3N (1 балл)


Б) Al2O3 + Na→ Na2O + Al (1 балл)


В) SO2 + O2 → SO3 (1 балл)


Г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O (1 балл)


3. Решить задачу.

Какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 36г углерода (угля)?

( Ответ 67,2л) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8г кальция?

( Ответ 11,2г) (7 баллов)


Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Вариант №2


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) плавление парафина, б)созревание плодов, в) сгорание бензина в автомобильном двигателе, г) движение велосипеда по шоссе, д) растворение сахара в чае.

(5 баллов)

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) Al + CuCl2→ Cu + AlCl3 (1 балл)


Б) HgO → Hg + O2 (1 балл)


В) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (1 балл)


Г) Al + O2 → Al2O3 (1 балл)


3. Решить задачу.

Сколько граммов лития необходимо сжечь в кислороде для получения 15 г оксида лития по

уравнению 4Li + O2 =2Li2O ) ( Ответ 7г) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Какая масса фосфора может вступить в реакцию с 5,6л кислорода по уравнению 4Р + 5О2 =2Р2О5 ( Ответ 6,2л) (7 баллов)



Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Вариант №3


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) изготовление фигур из стекла, б) закат Солнца, в) созревание яблок, г) выпекание

печенья, д) распространение плодов одуванчика.

(5 баллов)

2. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) HNO3 + Al(OH)3 → Al(NO3)3 + H2O (1 балл)


Б) H2SiO3 → H2О + SiO2 (1 балл)


В) Zn + HCl → ZnCl2 + H2 (1 балл)


Г) Al + Cl2 → AlCl3 (1 балл)


3. Решить задачу.

Сколько граммов оксида серы образуется, если окисляется кислородом

воздуха 8г серы? (24г) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Сколько граммов кислорода вступит в реакцию, чтобы образовалось 224г оксида кальция?

(64г) (7 баллов)



Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами»

Вариант №4


  1. Разделите явления на физические и химические:

а) выпекание торта, б) постройка гнезда ласточкой, в) получение кислорода, г) изготовление салата из помидоров и огурцов, д) горение бытового газа.

(5 баллов)

  1. Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите тип реакций:


А) Li + N2 → Li3N (1 балл)


Б) Al2O3 + Na→ Na2O + Al (1 балл)


В) SO2 + O2 → SO3 (1 балл)


Г) HCl + Cu(OH)2 → CuCl2 + H2O (1 балл)


3. Решить задачу.

Какой объём кислорода (н.у.) потребуется для полного сжигания 36г углерода (угля)?

( Ответ 67,2л) (6 баллов)


  1. Решить задачу.

Какая масса оксида кальция образуется при сжигании в кислороде 8г кальция?

( Ответ 11,2г) (7 баллов)



Контрольная работа № 4 «Свойства растворов электролитов»

1 вариант.


  1. Даны уравнения:

  1. FeO + 2H+ = H2O + Fe2+

  2. 2H+ + Cu(OH)2 = Cu2+ + 2H2O

  3. SiO32- + 2H+ = H2SiO3

  4. 2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O

  5. Zn0 + 2H+ = Zn2+ + H20

А) Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Б) Запишите молекулярные уравнения, соответствующие каждому из приведенных ионных уравнений. Для уравнения под номером 4 запишите два молекулярных уравнения.

  1. Даны переходы:

Ca → CaO → Ca(OH)2 → Ca(NO3)2 → CaCO3

А) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Б) Запишите молекулярные уравнения переходов.

В) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР, а последний – в свете ТЭД.


  1. Напишите молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения качественных реакций для сульфата железа (III).


Контрольная работа № 4 «Свойства растворов электролитов»

2 вариант.


  1. Даны уравнения:

  1. H2SiO3 + 2ОН- = 2H2O + SiO32-

  2. H+ + ОН- = H2O

  3. Cu2+ + 2OH- = Cu(OH)2

  4. SO2 + 2OH- = SO32- + H2O

  5. NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O

А) Свойства какого класса электролитов описаны этими ионными уравнениями?

Б) Запишите молекулярные уравнения, соответствующие каждому из приведенных ионных уравнений. Для уравнения под номером 3 запишите два молекулярных уравнения.

  1. Даны переходы:

S → SO2 → H2SO3 → Na2SO3 → SO2

А) Генетический ряд какого элемента описан цепочкой превращений?

Б) Запишите молекулярные уравнения переходов.

В) Рассмотрите 1-й переход в свете ОВР, а последний – в свете ТЭД.


  1. Напишите молекулярные и сокращенные ионно-молекулярные уравнения качественных реакций для хлорида бария.



Итоговая контрольная работа №5 за 8 класс

Вариант №1


1.Напишите электронную и графическую формулу элемента № 17 и формулы его водородного соединения, высшего оксида и соединения с кальцием. Укажите тип связи в этих соединениях.


2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

SiPSCl

- у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?


3. Даны вещества:

MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3FeO SiO2 CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.


4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgClMgCL2MgMgOMgSO4 Mg(OH)2


5. Какова масса и количество вещества оксида магния, который образуется при взаимодействии 2,4 г магния с кислородом?


Итоговая контрольная работа №5 за 8 класс

Вариант №2


1.Напишите электронную и графическую формулу элемента № 11 и формулы его высшего оксида и соединения с хлором. Укажите тип связи в этих соединениях.


2. Как изменяются неметаллические свойства элементов в ряду:

CNOF

- у какого элемента радиус атома наименьший?

- какой элемент имеет наименьшую электроотрицательность?


3. Даны вещества:

MgCl2 Fe(OH)3 Ca(OH)2 SO3 BaCO3 H2SO4 Al(OH)3 Zn(OH)2 HNO3FeO SiO2 CaO

Выпишите формулы: а) амфотерных гидроксидов, б) основных оксидов, в) кислот. г) солей.


4. Осуществите превращения и определите тип каждой реакции:

AgClFeCL2FeFeOFeSO4 Fe(OH)2


5. Какова масса и количество вещества диоксида углерода, который образуется при взаимодействии 24 г угля с кислородом?