СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С.Габриеляна (2 ч)

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по  химии для  9 класса к  учебнику  О.С.Габриеляна (2 ч)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С.Габриеляна (2 ч)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КИСЛОКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ





«Рекомендовано» « Утверждаю»

Руководитель МС Директор школы:

______ Н.А.Пуховская ----- Н.А Пуховская

Протокол №1 от 31.08.2017г Приказ №35 от 31.08.17г










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ХИМИИ

ДЛЯ УЧЕНИКОВ 9 КЛАССА















Составила:

учитель химии

Катцына Любовь Федоровна








2017-2018

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).


Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;


  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;


  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;


  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;


  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.


Авторской программе соответствует учебник: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений- /О.С.Габоиелян.- 18-е издание, стереотип.– М.: Дрофа, 2011.-270с.

Программа рассчитана на 67 часов, в том числе на 5 контрольные работы и 6 практических работ. Сокращение 1 часа за счет резервного времени. Сокращение рабочей программы необходимо из-за выпадения учебных часов в государственные праздничные дни 06.11, 23.02, 8.03.


Контроль знаний, умений и навыков (текущий, рубежный, итоговый).

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (контрольные работы) по темам « Повторение за курс 8 класса»,«Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения».

  2. Итоговая контрольная работа : «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».

  3. Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.


Содержание программы и требования к уровню подготовки учащихся

Повторение за курс 8 класса.(5 часа)

Контрольная работа по повторению.



Тема 1. Металлы.(18 часов).

Положение металлов в ПСХЭ.Щелочные и щёлочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

Ученик должен знать и понимать химические понятия:

-химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;

-важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.

Уметь: определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов

Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа№3.Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию веществ.

Контрольная работа № 1 Металлы.



Тема 2. Неметаллы. (25 часа)

Водород. Галогены и их соединения. Кислород. Сера. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.

Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и её соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.

Ученик должен знать и понимать:

- химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.

Уметь: называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

Практическая работа № 4. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группа кисло­рода».

Практическая работа № 5. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

Практическая работа № 6. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов

Контрольная работа № 2 «Неметаллы»



Тема 3. Органические вещества.(12 часов).

Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических веществ. Биологически важные вещества: жиры. Углеводы, белки.

Ученик должен знать и понимать химические понятия:

гомология, изомерия; важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, бензол, этанол, жиры, белки,

Уметь:

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.

Контрольная работа №3 Органические соединения.



Обобщение знаний за курс основной школы.(7 часа). Вычисление массы веществ или объёмов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Ученики должны знать указанные выше понятия.

Уметь объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве, экологически грамотно вести себя в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, безопасно обращаться с горючими веществами, лабораторным оборудованием.

Контрольная работа №4 Итоговая.


Требования к уровню подготовки учащихся.


В процессе обучения ученики 9 класса должны

знать и понимать:

- химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;

важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.

-химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.

- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

Уметь:

- объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.

- определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

- называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.

- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.


Учебно-тематический план .


п/п

Наименование темы

Всего часов

Из них

Практические работы

Контрольные работы

1.

Повторение основных вопросов курса 8 класса.

5


По повторению

2.

Тема 1.

Металлы

18

Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов

Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов.

Практическая работа№3.Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию веществ.



№ 1

3.

Тема 2.

Неметаллы

25

№ 4. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группа кисло­рода».

№ 5. Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».

№ 6. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.

№ 2

4.

Тема 3.

Органические соединения

12


№3

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

7


№4

6.

Итого


67

6

5



Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс

(2 часа в неделю, всего 67 часов ),

УМК О.С.Габриеляна


№№ п/п

Тема урока

Изучаемые вопросы

Эксперимент:

Д. – демонстрационный

Л. – лабораторный

Требования к уровню подготовки

выпускников



час

Тип

урока

домашнее

задание

Дата

план

факт

Повторение основных вопросов курса 8 класса (5 часов)






1

1.Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

1

комбинированный

П.1,3

01.09. 2017


2

2.Характеристика элемента по его положению в пе­риодической системе хи­миче­ских элементов Д.И.Менделеева.

Генетические ряды металлов и неметаллов

Состав атома. Строение элек­тронных оболочек атома первых 20 элементов периоди­ческой системы Д.И. Менде­леева. Характер простого ве­щества; сравнение свойств про­стого вещества со свойст­вами про­стых веществ, обра­зованных сосед­ними по пе­риоду элементами; ана­ло­гично для соседей по под­группе. Со­став и характер высшего ок­сида, гидроксида, летучего во­дородного соеди­нения (для неметаллов). Гене­тические ряды металла и не­металла.

Д. Получение и изучение ха­рактерных свойств основ­ного и кислотного оксидов, оснований и ки­слот на при­мерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;

  • определять:

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов пе­риодической системы Д.И.Менделеева.


1

комбинированный

П.1. стр8

04.09.


3

3.Химические свойства оксидов, кислот, основании.

Ионные уравнения реакций

Химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД


Уметь

- характеризовать химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными уравнениями


Уметь

- составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.


1

комбинированный

П. 2

08.09


4


4. Переходные элементы .


Химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов


Уметь

- характеризовать химические свойства

1

комбинированный


11.09.


5


5.Контрольная работа по повторению.




1


Повт. п.1-3

15.09.


Тема2. Металлы (18 часов)








6


1.Положение ме­таллов в перио­дической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов

Положение металлов в перио­дической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кри­сталлическая решётка и ме­таллическая химическая связь.

Л. Образцы различных ме­таллов.

Уметь:

  • характеризовать:

положение металлов в периодической системе хи­мических элементов Д.И.Менделеева и особенно­сти строения их атомов;


1

комбинированный

П. 4,5

18.09.


7


2.Физические и

химические свойства метал­лов. Электрохи­мический ряд напряжений ме­таллов.

Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой циви­лизации.

Химические свойства метал­лов как восстановителей. Электрохимический ряд на­пряжений металлов и его ис­пользование для характери­стики химических свойств конкретных металлов.

Д. Взаимодействие метал­лов с неметаллами.

Л. Взаимодействие метал­лов с растворами кислот и солей.

Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов;

общие физические свойства металлов;

связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кри­сталлическая решётка



  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окис­лительно-восстановительных реакциях и их поло­жения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и со­лями).

1

комбинированный

П .6,8

22.09.


8

3.Металлы в при­роде. Способы их получения





Нахождение металлов в при­роде. Способы получения ме­таллов: пиро-, гидро- и элек­трометаллургии


Знать/понимать:

  • химические понятия:

окислитель и восстановитель, окисление и восста­новление.

Уметь:

  • составлять:

уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюми­нием.

1

комбинированный

П .9

25.09.


9

4.Общие понятия о коррозии. Сплавы

Сплавы, их классификация, свойства и значение.

Д. Образцы сплавов.


1

комбинированный

П .7,10

29.09.


10-11

5-6.Щелочные ме­таллы и их со­единения.

Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физи­ческие и химические свойства. Важнейшие соединения ще­лочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свой­ства и применение в народном хозяйстве.

Д. Образцы щелочных ме­таллов. Взаимодействие натрия, лития с водой; на­трия с кислородом.

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний натрия.

Уметь:

  • называть:

соединения щелочных металлов (оксиды, гидро­ксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочных ме­таллов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;

  • характеризовать:

щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидро­ксидов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни:

NaCI – консервант пищевых продуктов.

2

комбинированный

П .11,стр 52-54

02.10.-06.10.



12-13

7-8.Щелочнозе­мельные ме­таллы и их со­единения . Соединения кальция..

Строение атомов щелочнозе­мельных металлов. Щелочно­земельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Получение и применение ок­сида кальция (негашёной из­вести). Получение и примене­ние гидроксида кальция (га­шеной извести). Разновидно­сти гидроксида кальция (из­вестковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк).

Д. Образцы щелочнозе­мельных металлов. Взаи­модействие кальция с во­дой; магния с кислородом. Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний кальция.

Уметь:

  • называть:

соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);

  • объяснять:

закономерности изменения свойств щелочнозе­мельных металлов в пределах главной подгруппы;

сходства и различия в строении атомов щелочнозе­мельных металлов;

  • характеризовать:

щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

связь между составом, строением и свойствами ще­лочноземельных металлов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов.

2

комбинированный


09.10-13.10.


14-15

9-10Алюминий и его соединения.

Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области примене­ния алюминия. Природные со­единения алюминия. Соедине­ния алюминия - оксид и гидро­ксид, их амфотерный харак­тер.

Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимо­действие с растворами ки­слот и щелочей.

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний алюминия.

Уметь:

  • называть:

соединения алюминия по их химическим форму­лам;

  • характеризовать:

алюминий по его положению в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.


2

комбинированный


16.10-20.10.


16-17

11-12.Железо и его со­единения.

Строение атома железа. Сте­пени окисления железа. Физи­ческие и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа.

Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа.

Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III).

Л. Ознакомление с образ­цами природных соедине­ний железа.

Уметь:

  • называть:

соединения железа по их химическим формулам;

  • характеризовать:

особенности строения атома железа по его положе­нию в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III);

области применения железа;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов же­леза (II) и (III).

2

комбинированный


23.10-27.10


18

13.Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы».

Решение задач и упражнений.



1



10.11.


19

14.Контрольная ра­бота № 1 по теме «Металлы»




1



13.11



20







21






22


15.Практическая работа 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов .


16.Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.


17.Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ.






Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1









1







1



17.11.








20.11.






24.11.


23

18. Решение расчетных задач.







27.11.


Тема 3. Неметаллы (25 часов)







Повт .п 5-14

24

1.Общая характе­ристика неме­таллов.

Положение неметаллов в пе­риодической системе химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева. Особенности строения атомов неметаллов. Электро­отрицательность, ряд электро­отрицательности. Кри­сталли­ческое строение неме­таллов – простых веществ. Ал­лотропия. Физические свой­ства неметал­лов. Состав воз­духа.

Д. Коллекция образцов не­металлов в различных аг­регатных состояниях.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-неметаллов.

Уметь:

  • называть:

химические элементы-неметаллы по их символам;

  • объяснять:

закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать:

неметаллы малых периодов на основе их положе­ния в периодической системе химических элемен­тов Д.И.Менделеева;

особенности строения атомов неметаллов;

связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях неметаллов.

1

комбинированный

П .15-16

01.12.


25

2.Водород, его физические и химические свойства.

Двойственное положение во­дорода в периодической сис­теме химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водо­рода, его получение, примене­ние. Распознавание водорода.


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

двойственное положение водорода в периодиче­ской системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

  • характеризовать:

физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представле­ний об окислительно-восстановительных реакциях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

  • распознавать опытным путём:

водород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с водородом.

1

комбинированный

П.17

04.12.


26

3.Общая характе­ристика галоге­нов.

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строе­ние молекул галогенов. Физи­ческие и химические свойства галогенов. Применение гало­генов и их соединений в на­родном хозяйстве.

Д. Образцы галогенов – простых веществ.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  • объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, раство­рами солей галогенов;

  • определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.

1

комбинированный

П .18

08.12.


27

4.Соединения га­логенов.

Галогеноводороды и их свой­ства. Галогениды и их свой­ства. Применение соединений галогенов в народном хозяй­стве. Качественная реакция на хлорид-ион.

Д. Получение хлороводо­рода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора.

Л. Качественная реакция на хлорид-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  • называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  • характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  • составлять:

химические формулы галогеноводородов и галоге­нидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  • распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

1

комбинированный

П. 19,20

11.12



28

5.Кислород, его физические и химические свойства.

Кислород в природе. Физиче­ские и химические свойства кислорода. Горение и медлен­ное окисление. Получение и применение кислорода. Распо­знавание кислорода.

Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение ки­слорода разложением пер­манганата калия и перок­сида водорода, собирание и распознавание кислорода.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома кислорода по его положению в пе­риодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;

  • характеризовать:

физические свойства кислорода;

химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;

  • определять:

тип химической связи в молекуле кислорода и в ок­сидах;

степень окисления атома кислорода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;

  • распознавать опытным путём:

кислород среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с кислородом (условия го­рения и способы его прекращения).

1

комбинированный

П.21

15.12


29-30

6-7.Сера, её физиче­ские и химиче­ские свойства. Оксиды серы.

Строение атома серы и сте­пени окисления серы. Алло­тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при­роде. Биологическое значение серы, её применение (демер­куризация). Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме­нение. Сернистая кислота и её соли.

Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных со­единений серы. Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  • объяснять:

строение атома серы по её положению в периоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

закономерности изменения свойств элементов (ки­слорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы (взаимодействие с ме­таллами, кислородом, водородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

  • называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов серы;

химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  • определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным окси­дам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций взаимодействия ок­сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

2

комбинированный

П. 22

18.12-22.12


31

8.Серная кислота и её соли.

Свойства серной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации и окисли­тельно-восстановительных ре­акций. Сравнение свойств концентрированной и разбав­ленной серной кислоты. При­менение серной кислоты. Соли серной кислоты и их примене­ние в народном хозяйстве. Ка­чественная реакция на суль­фат-ион.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбав­ленной серной кислоты.

Л. Качественная реакция на сульфат-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  • называть:

серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты;

химические свойства серной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  • определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соот­ветствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной ки­слоте и в сульфатах;

  • составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

серную кислоту среди растворов веществ других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной сер­ной кислотой (растворение).

1

комбинированный

П.23,стр.

134-135

25.12


32

9.Азот, его физи­ческие и хими­ческие свойства.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче­ские свойства азота в свете представлений об окисли­тельно-восстановительных ре­акциях. Получение и примене­ние азота. Азот в природе и его биологическое значение.


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель­ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома азота по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менде­леева;

  • характеризовать:

физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстанови­тельных реакциях;

  • определять:

тип химической связи в молекуле азота и в его со­единениях;

степень окисления атома азота в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.



комбинированный

Стр.136-141

29.12.


33

10.Аммиак и его свойства.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира­ние и распознавание аммиака.

Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие ам­миака с хлороводородом.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

  • называть:

аммиак по его химической формуле;

  • характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  • определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в ам­миаке;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло­тами и кислородом);

  • распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

1

комбинированный

П. 24

15.01.2018


34

11.Решение задач






П. 25

19.01.

35

12.Соли аммония.

Состав, получение, физиче­ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо­зяйстве.

Л. Распознавание солей аммония.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

катион аммония.

Уметь:

  • называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  • определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

тип химической связи в солях аммония;

  • составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.


комбинированный


22.01


36

13.Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электро­лита. Особенности окисли­тельных свойств концентриро­ванной азотной кислоты. При­менение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Про­блема повышенного содержа­ния нитратов в сельскохозяй­ственной продукции.

Д. Взаимодействие кон­центрированной азотной кислоты с медью.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  • характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете тео­рии электролитической диссоциации и окисли­тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  • определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствую­щему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  • распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азот­ной кислотой.

  • называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (раз­ложение при нагревании);

  • составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о нитратах (про­блема их содержания в сельскохозяйственной про­дукции).


комбинированный

П. 26

26.01


37

14.Фосфор, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Строение атома фосфора. Ал­лотропия фосфора. Химиче­ские свойства фосфора. При­менение и биологическое зна­чение фосфора.

Д. Образцы природных со­единений фосфора. Полу­чение белого фосфора из красного.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома фосфора по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  • характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с ме­таллами, кислородом) в свете представ­лений об окислительно-восстановительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора.

1

комбинированный

П. 27

29.01.


38

15.Оксид фос­фора (V). Ортофосфорная ки­слота и её соли.

Оксид фосфора (V) - типич­ный кислотный оксид. Орто­фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос­фаты и дигидрофосфаты.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки­слоты.

Уметь:

  • называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), орто­фосфорной кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  • определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор­ной кислоты и её солей к соответствующим клас­сам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  • составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного ки­слотного оксида;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

1

комбинированный

П .28,стр159-160

02.02.


39

16.Углерод, его фи­зические и хи­мические свой­ства.

Строение атома углерода. Ал­лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Д. Образцы природных со­единений углерода.

Уметь:

  • объяснять:

строение атома углерода по его положению в пе­риоди­ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  • характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с ме­таллами, оксидами металлов, водородом, кисло­родом) в свете представ­лений об окислительно-вос­становительных реак­циях;

  • определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

1

комбинированный

П. 28,стр 160-163

05.02.


40

17. Оксиды угле­рода.

Оксид углерода (II) или угар­ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по­лучение, свойства, примене­ние.

Л. Получение углекислого газа и его распознавание.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  • называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

  • характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как ти­пичного кислотного оксида);

  • определять:

принадлежность оксидов углерода к определён­ному классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химиче­ской связи в оксидах;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок­сида углерода (IV);

  • распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с оксидом углерода (II).

1

комбинированный

П.29

09.02.



41

18.Угольная ки­слота и её соли.

Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар­бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар­бонат-иона среди других ио­нов.

Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов.

Л. Качественная реакция на карбонат-ион.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу угольной кислоты.

Уметь:

  • называть:

соли угольной кислоты по их химическим форму­лам;

  • характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  • определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к оп­ределённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления углерода в уголь­ной кислоте;

  • составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбона­тов;

уравнения химических реакций превращения кар­бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  • распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.

1

комбинированный

П 30,стр172-175

12.02.



42-43

19-20.Кремний и его соединения. Силикатная промышленность

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие си­ликатной промышленности.

Д. Образцы природных со­единений кремния. Об­разцы стекла, керамики, цемента.

Л. Ознакомление с при­родными силикатами.

Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой ки­слоты.

Уметь:

  • называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  • характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), крем­ниевой кислоты в свете теории электролитиче­ской диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

  • определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым клас­сам неор­ганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили­катах;

  • составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремние­вой кислоты.

2

комбинированный

П. 30

16.02-19.02


44

21.Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода».



Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства соединений серы;

-- составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1


П. 31

26.02.


45

22.Практическая работа № 5 Эксперимен­тальные задачи по теме: «Под­группы азота и углерода».



Уметь:

  • характеризовать:

химические свойства веществ, образованных эле­ментами подгрупп азота и углерода;

  • составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами под­групп азота и углерода;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1


П. 31,стр182-185

02.03.


46

23.Практическая работа № 6. По­лучение, соби­рание и распо­знавание газов.



Уметь:

  • характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

  • составлять:

уравнения химических реакций получения газов;

  • обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова­нием;

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

1


Повт. п 15-31

05.03.


47

24.Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.






12.03.


48

25.Контрольная ра­бота № 2 по те-ме «Неметаллы»







16.03.


Тема 3. Органические соединения (12 часов)







П. 31

49

1.Предмет орга­нической химии.

Вещества органические и не­органические. Особенности органических веществ. При­чины многообразия органиче­ских соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органиче­ской химии.

Д. Модели молекул орга­нических соединений.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  • характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических веществ;

  • определять:

валентность и степень окисления углерода в орга­нических соединениях.

1

комбинированный


19.03.


50

2.Предельные уг­леводороды (алканы)

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  • называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ме­тана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горе­ние и дегидрирование);

  • определять:

принадлежность метана и этана к предельным уг­леводородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с метаном (природным га­зом).

1

комбинированный


23.03



51

3.Непредельные углеводороды (алкены).

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро­мом). Реакция полимеризации.

Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раство­ром перманганата калия.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулу этилена.

Уметь:

  • называть:

этилен по его химической формуле;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами этилена;

химические свойства этилена (горение, взаимодей­ствие с водой, бромом);

  • определять:

принадлежность этилена к непредельным углево­дородам;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

1

комбинированный


02.04.


52

4.Спирты.

Спирты – представители ки­слородсодержащих органиче­ских соединений. Физические и химические свойства спир­тов. Физиологическое дейст­вие на организм метанола и этанола.

Д. Образцы этанола и гли­церин. Качественная реак­ция на многоатомные спирты.

Л. Свойства глицерина.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  • называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  • определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о метаноле и эта­ноле.

1

комбинированный


06.04.


53

5.Альдегиды

Карбоновые ки­слоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки­слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки­слота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Д. Взаимодействие уксус­ной кислоты с металлами, оксидами металлов, осно­ваниями и солями.

Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  • называть:

уксусную и стеариновую кислоту по их химиче­ским формулам;

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ки­слот;

химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  • определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  • составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими ки­слотами);

  • использовать приобретённые знания в прак­тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с уксусной кислотой.

1

комбинированный


09.04.


54

6.Сложные эфиры.

Жиры

Жиры в природе и их приме­нение.


Уметь:

  • характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

1

комбинированный


13.04.


55

7.Аминокислоты.

Белки

Белки, их строение и биологическая роль.



1

комбинированный


16.04.


56

8.Углеводы

Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав­нении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов.

Д. Качественная реакция на крахмал. Горение бел­ков. Цветные реакции бел­ков.

Л. Взаимодействие крах­мала с йодом.

Уметь:

характеризовать

состав, физические свойства и применение глю­козы, крахмала и целлюлозы;

физические свойства белков и их роль в организме.

1

комбинированный


20.04.


57

9.Полимеры




1

комбинированный


23.04.


58

10.Обобщающий урок .




1



27.04.


59

11.Решение задач




1



28.04.


60

12.Контрольная работа №3 по теме «Органические соединения»




1



04.05.


Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов)







П.36-37

61

1.Периодический закон и перио­дическая сис­тема химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче­ская система химических эле­ментов Д.И.Менделеева – гра­фическое ото­бражение Перио­дического закона. Физический смысл номера эле­мента, но­мера периода и номера группы. Закономерности из­менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе­риодической системы химиче­ских элементов Д.И. Менде­леева


Знать/понимать:

  • химические понятия:

химический элемент, атом;

  • основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  • называть:

химические элементы по их символам;

  • объяснять:

физический смысл атомного (порядко­вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

1

комбинированный


07.05.



62

2.Строение ве­ществ.

Типы химических связей, типы кристаллических решё­ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Д. Кристаллические ре­шётки алмаза и графита.

Знать/понимать:

  • химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  • характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ве­ществ;

  • определять:

тип химической связи в соединениях.

1

комбинированный


11.05.


63

3.Классификация химических ре­акций.

Классификация химических реакций по различным при­знакам (число и состав реаги­рующих и образующихся ве­ществ; тепловой эффект; ис­пользование катализатора; на­правление; изменение степе­ней окисления атомов).


Знать/понимать:

  • химическую символику:

уравнения химических реакций;

  • химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  • определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять:

уравнения химических реакций.

1

комбинированный


14.05.


64-65

4-5.Классификация веществ.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос­нования и кислоты), соли: со­став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представний об окислительно-восстанови­тельных реакциях.


Знать/понимать:

  • химическую символику:

формулы химических веществ;

  • химические понятия:

вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

Уметь:

  • называть:

соединения изученных классов;

  • объяснять:

сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать:

химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  • определять:

состав веществ по их формулам;

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  • составлять:

формулы неорганических соединений изученных классов.

2

комбинированный


18.05-21.05


66

6.Итоговая контрольная работа




1



25.05.

67

7.Анализ итоговой контрольной работы.





1



28.05.
















Учебно-методической литературы.


1.Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений- /О.С.Габоиелян.- 18-е издание, стереотип.– М.: Дрофа, 2011.-270с.

2.Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия . 9 класс: методическое пособие.  М.: Дрофа, 2002.

3.Гольдфабр Я.Л. и др. Химия. Задачник. 8-11 кл.:Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 1999г-272с.

4.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 9 класс. М: ВАКО, 2016.-432 с.

5.КИМ . Химия. 9 класс/Сост. Е.Н.Стрельникова.-М.:ВАКО, 2014.-112с

6.Химия в таблицах и схемах (сост.Касатикова Е.Л.) Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013.-96стр.

7.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)


Материально-техническое обеспечение


I. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).

  1. П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева.

  2. Растворимость кислот, оснований, солей в воде.

  3. Окраска индикаторов в различных средах.

  4. Электрохимический ряд напряжения металлов.

  5. Портреты ученых – химиков.












Контрольная работа по повторению «Общая характеристика химических элементов».

Вариант 1.


  1. Дать характеристику элемента с Z=20 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента. Свойства соединений подтвердить уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.



  1. Осуществить цепочку превращений:

Si → SiO2 → Na2SiO2 → H2SiO3 → Li2SiO3.

Охарактеризовать все соединения. Рассмотреть одну реакцию как ОВР. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций.



  1. Дать современную формулировку Периодическому закону. Как изменяется характер высших оксидов и гидроксидов в пределах периода?



Контрольная работа по повторению «Общая характеристика химических элементов».

Вариант 2.


  1. Дать характеристику элемента с Z=6 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента. Свойства соединений подтвердить уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.



  1. Осуществить цепочку превращений:

Zn → ZnO → Zn(NO 3)2 → Zn(OH)2 → Na2{Zn(OH)4} или Na2ZnO2

Охарактеризовать все соединения. Рассмотреть одну реакцию как ОВР. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций.



  1. Дать формулировку Периодического закона, предложенную Д.И.Менделеевым. Как изменяются окислительные свойства элемента в пределах главной подгруппы?







Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».

Вариант 1.


  1. Составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлического бария. Реакции рассмотреть в свете теории ОВР и ТЭД. Дать названия и характеристику полученных соединений.



  1. Составить уравнения реакций для переходов:

Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 → FeO → Fe

Fe(NO3)3



  1. При взаимодействии 5,4 г алюминия с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного ?



  1. Привести химические формулы следующих соединений: кристаллической соды, жженой магнезии, красного железняка.



Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».

Вариант 2.


  1. Составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства лития. Реакции рассмотреть в свете теории ОВР и ТЭД. Дать названия и характеристику полученных соединений.



  1. Составить уравнения реакций для переходов:

Be → BeO → Be(NO3)2 → Be(OH)2 → K2 BeO2 → BeSO4

  1. Определить объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 5 г Са, если выход водорода составляет 90% от теоретически возможного?



  1. Привести химические формулы следующих соединений: магнитного железняка, железного колчедана, каменной соли.

Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».

Вариант 1.


  1. Составить уравнения реакций для переходов.

S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → H2

Na2SO3

Рассмотреть одну реакцию в свете теории электролитической диссоциации.


  1. Дать характеристику реакции по различным признакам. Рассмотреть условия смещения химического равновесия вправо .

N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q


  1. Уровнять окислительно-восстановительную реакцию методом электронного баланса.



MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + H2O



  1. Привести химические формулы следующих соединений: аммиачной селитры, свинцового блеска, флюорита.



  1. В 735 мг 20%-го раствора серной кислоты растворили 30 мл аммиака. Рассчитать массу образовавшейся соли.



Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».

Вариант 2.


  1. Составить уравнения реакций для переходов.

ZnCl2 → HCl → KCl → Cl2 → I2 → HI

AgCl

Рассмотреть одну реакцию в свете теории электролитической диссоциации.


  1. Дать характеристику реакции по различным признакам. Рассмотреть условия смещения химического равновесия вправо .

2SO3↔ 2SO2 +O2 - Q


  1. Уровнять окислительно-восстановительную реакцию методом электронного баланса.



HNO3(р) + Mg = Mg(NO3)2 + N2O + H2O



  1. Привести химические формулы следующих соединений: «веселящий газ», жидкое стекло, калийная селитра.



  1. В 400 г 25%-го раствора едкого кали растворили 45 л углекислого газа. Рассчитать массу образовавшейся соли.



Контрольная работа № 3 по теме «Органические соединения».

Вариант 1.

  1. Даны вещества : С4Н8, С2Н5ОН, НСОН, NH2-CH2-COOH, C12H22O11, C2H5COOH. Назвать все вещества и указать, к какому классу веществ они принадлежат. Составить полные структурные формулы любых трех соединений.

  2. Составить уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений: Этан → этилен → этиловый спирт →ацетальдегид.

  3. Предложите химический способ, с помощью которого можно различить метан и этилен. Составить уравнения соответствующих реакций.





Контрольная работа № 3 по теме «Органические соединения».

Вариант 2.

  1. Даны вещества : СН2ОН-СН2ОН, С10Н22, СН3СОН, С3Н6, С5Н11СООН, СН3СООСН3, С6Н12О6. Назвать все вещества и указать, к какому классу веществ они принадлежат. Составить полные структурные формулы любых трех соединений.

  2. Составить уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений: Этиловый спирт → ацетальдегид → уксусная кислота → этиловый эфир уксусной кислоты.

  3. Предложите химический способ, с помощью которого можно различить этанол и глицерин. Составить уравнения соответствующих реакций.



Итоговая контрольная работа.

Вариант 1.

1.Составить уравнения всех возможных химических реакций между веществами: кальцием, оксидом углерода (IV), гидроксидом натрия, кислородом, соляной кислотой, карбонатом кальция, этаном.

а) Отметить принадлежность каждого соединения к определенному классу веществ.

б) Указать условия протекания реакций.

в) Составить полные и сокращенные ионные уравнения для двух химических реакций. ОВР уравнять методом электронного баланса.


2.Осуществить следующие превращения:

Al → AlCl3→ Al(OH)3 → Al2O3 → Al(NO3)3

↓ ↓

K{Al(OH)4} KAlO2


3.Составить структурные формулы двух гомологов и двух изомеров бутена.


4.Вычислить по термохимическому уравнению реакции

S + O2 = SO2 + 297 кДж

массу серы, вступившей в реакцию, если известно, что выделилось 59,4 кДж теплоты.

В какую сторону сместиться равновесие данной химической реакции, если:

а) понизить температуру;

б) увеличить давление;

в) понизить концентрацию кислорода?



Итоговая контрольная работа.

Вариант 2.

1.Составить уравнения всех возможных химических реакций между веществами: железом, оксидом серы (IV), гидроксидом кальция, уксусной кислотой, оксидом алюминия, этиловым спиртом.

а) Отметить принадлежность каждого соединения к определенному классу веществ.

б) Указать условия протекания реакций.

в) Составить полные и сокращенные ионные уравнения для двух химических реакций. ОВР уравнять методом электронного баланса.


2.Осуществить следующие превращения:

NO

NH3 → NH4OH→ (NH4)2SO4 → NH3

↓ ↓

N2 NH4Cl


3.Составить структурные формулы двух гомологов и двух изомеров гексана.


4.Из 60 т пирита FeS получили 80 т серной кислоты. Рассчитать выход продукта в процентах от теоретически возможного.

В какую сторону сместиться равновесие реакции горения пирита, если:

а) повысить температуру;

б) уменьшить давление;

в) увеличить концентрацию кислорода?



2