СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по химии для 9 класса к учебнику О.С.Габриеляна (2 ч)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИСЛОКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ЭВЕНКИЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
«Рекомендовано» « Утверждаю»
Руководитель МС Директор школы:
______ Н.А.Пуховская ----- Н.А Пуховская
Протокол №1 от 31.08.2017г Приказ №35 от 31.08.17г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
ДЛЯ УЧЕНИКОВ 9 КЛАССА
Составила:
учитель химии
Катцына Любовь Федоровна
2017-2018
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Авторской программе соответствует учебник: Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений- /О.С.Габоиелян.- 18-е издание, стереотип.– М.: Дрофа, 2011.-270с.
Программа рассчитана на 67 часов, в том числе на 5 контрольные работы и 6 практических работ. Сокращение 1 часа за счет резервного времени. Сокращение рабочей программы необходимо из-за выпадения учебных часов в государственные праздничные дни 06.11, 23.02, 8.03.
Контроль знаний, умений и навыков (текущий, рубежный, итоговый).
Формы контроля:
Текущий контроль (контрольные работы) по темам « Повторение за курс 8 класса»,«Металлы», «Неметаллы», «Органические соединения».
Итоговая контрольная работа : «Обобщение знаний по химии за курс основной школы».
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока.
Содержание программы и требования к уровню подготовки учащихся
Повторение за курс 8 класса.(5 часа)
Контрольная работа по повторению.
Тема 1. Металлы.(18 часов).
Положение металлов в ПСХЭ.Щелочные и щёлочно-земельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
-химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
-важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
Уметь: определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, природу химической связи, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов
Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов.
Практическая работа№3.Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию веществ.
Контрольная работа № 1 Металлы.
Тема 2. Неметаллы. (25 часа)
Водород. Галогены и их соединения. Кислород. Сера. Оксиды серы. Серная кислота и её соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и её соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и её соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты.
Ученик должен знать и понимать:
- химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
Уметь: называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
Практическая работа № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода».
Практическая работа № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода».
Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов
Контрольная работа № 2 «Неметаллы»
Тема 3. Органические вещества.(12 часов).
Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородосодержащих органических веществ. Биологически важные вещества: жиры. Углеводы, белки.
Ученик должен знать и понимать химические понятия:
гомология, изомерия; важнейшие вещества и материалы: уксусная кислота, метан, этилен, бензол, этанол, жиры, белки,
Уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
-определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
Контрольная работа №3 Органические соединения.
Обобщение знаний за курс основной школы.(7 часа). Вычисление массы веществ или объёмов газов по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ. Вычисления по уравнениям, когда одно из веществ взято в виде раствора с определённой массовой долей растворённого вещества. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе. Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.
Ученики должны знать указанные выше понятия.
Уметь объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве, экологически грамотно вести себя в окружающей среде, оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы, безопасно обращаться с горючими веществами, лабораторным оборудованием.
Контрольная работа №4 Итоговая.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В процессе обучения ученики 9 класса должны
знать и понимать:
- химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель;
важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, электрохимический ряд напряжений металлов, общие способы получения металлов, понятие о коррозии металлов и способах защиты от коррозии.
-химические понятия: химическая связь, электроотрицательность, окислитель и восстановитель; важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения.
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Уметь:
- объяснять зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов.
- определять заряд иона; характеризовать общие химические свойства металлов; объяснять зависимость свойств веществ от их состава, строения, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- называть вещества, определять степень окисления, характеризовать общие химические свойства неметаллов, выполнять химический эксперимент по распознаванию неорганических веществ.
- определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; выполнять химический эксперимент по распознаванию органических веществ.
Учебно-тематический план .
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса. | 5 |
| По повторению |
2. | Тема 1. Металлы | 18 | Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов Практическая работа№2. Получение и свойства соединений металлов. Практическая работа№3.Решение экспериментальных задач по получению и распознаванию веществ.
| № 1 |
3. | Тема 2. Неметаллы | 25 | № 4. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппа кислорода». № 5. Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». № 6. Получение, собирание и распознавание газов. | № 2 |
4. | Тема 3. Органические соединения | 12 |
| №3 |
5. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 7 |
| №4 |
6. | Итого
| 67 | 6 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по химии, 9 класс
(2 часа в неделю, всего 67 часов ),
УМК О.С.Габриеляна
№№ п/п | Тема урока | Изучаемые вопросы | Эксперимент: Д. – демонстрационный Л. – лабораторный | Требования к уровню подготовки выпускников |
час | Тип урока | домашнее задание | Дата | |||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||
Повторение основных вопросов курса 8 класса (5 часов) |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||
1 | 1.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
| Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | 1 | комбинированный | П.1,3 | 01.09. 2017 |
| ||||||||||||||
2 | 2.Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Генетические ряды металлов и неметаллов | Состав атома. Строение электронных оболочек атома первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Характер простого вещества; сравнение свойств простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; аналогично для соседей по подгруппе. Состав и характер высшего оксида, гидроксида, летучего водородного соединения (для неметаллов). Генетические ряды металла и неметалла. | Д. Получение и изучение характерных свойств основного и кислотного оксидов, оснований и кислот на примерах MgO и SO2, Mg(OH)2 и H2SO4. | Знать/понимать:
вещество, классификация веществ. Уметь:
соединения изученных классов;
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
принадлежность веществ к определённому классу соединений;
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
| 1 | комбинированный | П.1. стр8 | 04.09. |
| ||||||||||||||
3 | 3.Химические свойства оксидов, кислот, основании. Ионные уравнения реакций | Химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД |
| Уметь - характеризовать химические свойства кислот, солей и оснований в свете ТЭД и описывать ионными уравнениями
Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.
| 1 | комбинированный | П. 2 | 08.09 |
| ||||||||||||||
4
| 4. Переходные элементы .
| Химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов |
| Уметь - характеризовать химические свойства | 1 | комбинированный |
| 11.09. |
| ||||||||||||||
5
| 5.Контрольная работа по повторению. |
|
|
| 1 |
| Повт. п.1-3 | 15.09. |
| ||||||||||||||
Тема2. Металлы (18 часов) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
6
| 1.Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, строение их атомов | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов металлов. Металлическая кристаллическая решётка и металлическая химическая связь. | Л. Образцы различных металлов. | Уметь:
положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенности строения их атомов;
| 1 | комбинированный | П. 4,5 | 18.09. |
| ||||||||||||||
7
| 2.Физические и химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. | Общие физические свойства металлов. Значение металлов в развитии человеческой цивилизации. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. | Д. Взаимодействие металлов с неметаллами. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | Уметь:
химические свойства металлов; общие физические свойства металлов; связь между физическими свойствами и строением металлов (металлическая связь, металлическая кристаллическая решётка
уравнения реакций, характеризующие химические свойства металлов в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях и их положения в электрохимическом ряду напряжений (взаимодействие с неметаллами, кислотами и солями). | 1 | комбинированный | П .6,8 | 22.09. |
| ||||||||||||||
8 | 3.Металлы в природе. Способы их получения
| Нахождение металлов в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургии |
| Знать/понимать:
окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
уравнения реакций восстановления металлов из их оксидов водородом, оксидом углерода (II), алюминием. | 1 | комбинированный | П .9 | 25.09. |
| ||||||||||||||
9 | 4.Общие понятия о коррозии. Сплавы | Сплавы, их классификация, свойства и значение. | Д. Образцы сплавов. |
| 1 | комбинированный | П .7,10 | 29.09. |
| ||||||||||||||
10-11 | 5-6.Щелочные металлы и их соединения. | Строение атомов щелочных металлов. Щелочные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов – оксиды, гидроксиды и соли, их свойства и применение в народном хозяйстве. | Д. Образцы щелочных металлов. Взаимодействие натрия, лития с водой; натрия с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений натрия. | Уметь:
соединения щелочных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
закономерности изменения свойств щелочных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочных металлов;
щелочные металлы (литий, натрий, калий) по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочных металлов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочных металлов, их оксидов и гидроксидов;
NaCI – консервант пищевых продуктов. | 2 | комбинированный | П .11,стр 52-54 | 02.10.-06.10. |
|
| |||||||||||||
12-13 | 7-8.Щелочноземельные металлы и их соединения . Соединения кальция.. | Строение атомов щелочноземельных металлов. Щелочноземельные металлы – простые вещества, их физические и химические свойства. Получение и применение оксида кальция (негашёной извести). Получение и применение гидроксида кальция (гашеной извести). Разновидности гидроксида кальция (известковая вода, известковое молоко, пушонка).Соединения кальция как строительные и поделочные материалы (мел,мрамор, известняк). | Д. Образцы щелочноземельных металлов. Взаимодействие кальция с водой; магния с кислородом. Л. Ознакомление с образцами природных соединений кальция. | Уметь:
соединения щелочноземельных металлов (оксиды, гидроксиды, соли);
закономерности изменения свойств щелочноземельных металлов в пределах главной подгруппы; сходства и различия в строении атомов щелочноземельных металлов;
щелочноземельные металлы по их положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; связь между составом, строением и свойствами щелочноземельных металлов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства щелочноземельных металлов, их оксидов и гидроксидов. | 2 | комбинированный |
| 09.10-13.10. |
| ||||||||||||||
14-15 | 9-10Алюминий и его соединения. | Строение атома алюминия. Физические и химические свойства алюминия - простого вещества. Области применения алюминия. Природные соединения алюминия. Соединения алюминия - оксид и гидроксид, их амфотерный характер. | Д. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. Л. Ознакомление с образцами природных соединений алюминия. | Уметь:
соединения алюминия по их химическим формулам;
алюминий по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.
| 2 | комбинированный |
| 16.10-20.10. |
| ||||||||||||||
16-17 | 11-12.Железо и его соединения. | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические и химические свойства железа – простого вещества. Области применения железа. Оксиды и гидроксиды железа. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. | Д. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Л. Ознакомление с образцами природных соединений железа. | Уметь:
соединения железа по их химическим формулам;
особенности строения атома железа по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства железа, оксидов железа (II) и (III); области применения железа;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства железа – простого вещества, оксидов железа (II) и (III). | 2 | комбинированный |
| 23.10-27.10 |
| ||||||||||||||
18 | 13.Обобщение и систематизация знаний по теме «Металлы». | Решение задач и упражнений. |
|
| 1 |
|
| 10.11. |
| ||||||||||||||
19 | 14.Контрольная работа № 1 по теме «Металлы» |
|
|
| 1 |
|
| 13.11 |
| ||||||||||||||
20
21
22 |
15.Практическая работа 1. Осуществление цепочки химических превращений металлов . 16.Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.
17.Практическая работа 3.Решение экспериментальных задач на распознавание и получению веществ.
|
|
| Уметь:
химические свойства металлов и их соединений;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | 1
1
1 |
|
| 17.11. 20.11. 24.11. |
| ||||||||||||||
23 | 18. Решение расчетных задач. |
|
|
|
|
|
| 27.11. |
| ||||||||||||||
Тема 3. Неметаллы (25 часов) |
|
|
|
|
|
| Повт .п 5-14 | ||||||||||||||||
24 | 1.Общая характеристика неметаллов. | Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. Электроотрицательность, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Состав воздуха. | Д. Коллекция образцов неметаллов в различных агрегатных состояниях. | Знать/понимать:
знаки химических элементов-неметаллов. Уметь:
химические элементы-неметаллы по их символам;
закономерности изменения свойств неметаллов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
неметаллы малых периодов на основе их положения в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева; особенности строения атомов неметаллов; связь между составом, строением (кристаллические решётки) и свойствами неметаллов – простых веществ;
тип химической связи в соединениях неметаллов. | 1 | комбинированный | П .15-16 | 01.12. |
| ||||||||||||||
25 | 2.Водород, его физические и химические свойства. | Двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Физические и химические свойства водорода, его получение, применение. Распознавание водорода. |
| Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
двойственное положение водорода в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;
водород среди других газов;
безопасного обращения с водородом. | 1 | комбинированный | П.17 | 04.12. |
| ||||||||||||||
26 | 3.Общая характеристика галогенов. | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Строение молекул галогенов. Физические и химические свойства галогенов. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. | Д. Образцы галогенов – простых веществ. | Знать/понимать:
знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь:
закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;
особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей галогенов;
степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
безопасного обращения с хлором. | 1 | комбинированный | П .18 | 08.12. |
| ||||||||||||||
27 | 4.Соединения галогенов. | Галогеноводороды и их свойства. Галогениды и их свойства. Применение соединений галогенов в народном хозяйстве. Качественная реакция на хлорид-ион. | Д. Получение хлороводорода и его растворение в воде. Образцы природных соединений хлора. Л. Качественная реакция на хлорид-ион. | Знать/понимать:
формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот. Уметь:
соединения галогенов по их химических формулам;
химические свойства соляной кислоты;
химические формулы галогеноводородов и галогенидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;
соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;
| 1 | комбинированный | П. 19,20 | 11.12 |
|
| |||||||||||||
28 | 5.Кислород, его физические и химические свойства. | Кислород в природе. Физические и химические свойства кислорода. Горение и медленное окисление. Получение и применение кислорода. Распознавание кислорода. | Д. Горение серы и железа в кислороде. Получение кислорода разложением перманганата калия и пероксида водорода, собирание и распознавание кислорода. | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома кислорода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева;
физические свойства кислорода; химические свойства кислорода: взаимодействие с простыми веществами (металлами и неметаллами), сложными веществами;
тип химической связи в молекуле кислорода и в оксидах; степень окисления атома кислорода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства кислорода;
кислород среди других газов;
безопасного обращения с кислородом (условия горения и способы его прекращения). | 1 | комбинированный | П.21 | 15.12 |
| ||||||||||||||
29-30 | 6-7.Сера, её физические и химические свойства. Оксиды серы. | Строение атома серы и степени окисления серы. Аллотропия серы. Химические свойства серы. Сера в природе. Биологическое значение серы, её применение (демеркуризация). Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сернистая кислота и её соли. | Д. Взаимодействие серы с металлами и кислородом. Образцы природных соединений серы. Д. Получение оксида серы (IV), его взаимодействие с водой и со щёлочью. | Знать/понимать:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь:
строение атома серы по её положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (кислорода и серы) в пределах главной подгруппы;
физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с металлами, кислородом, водородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).
оксиды серы по их химическим формулам;
физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);
принадлежность оксидов серы к кислотным оксидам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций взаимодействия оксидов с водой, с основными оксидами, щелочами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | 2 | комбинированный | П. 22 | 18.12-22.12 |
| ||||||||||||||
31 | 8.Серная кислота и её соли. | Свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций. Сравнение свойств концентрированной и разбавленной серной кислоты. Применение серной кислоты. Соли серной кислоты и их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов. Разбавление концентрированной серной кислоты. Свойства разбавленной серной кислоты. Л. Качественная реакция на сульфат-ион. | Знать/понимать:
формулу серной кислоты. Уметь:
серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;
физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;
принадлежность серной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной кислоте и в сульфатах;
химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);
серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов;
безопасного обращения с концентрированной серной кислотой (растворение). | 1 | комбинированный | П.23,стр. 134-135 | 25.12 |
| ||||||||||||||
32 | 9.Азот, его физические и химические свойства. | Строение атома и молекулы азота. Физические и химические свойства азота в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях. Получение и применение азота. Азот в природе и его биологическое значение. |
| Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома азота по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в молекуле азота и в его соединениях; степень окисления атома азота в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.
|
| комбинированный | Стр.136-141 | 29.12. |
| ||||||||||||||
33 | 10.Аммиак и его свойства. | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собирание и распознавание аммиака. | Д. Получение, собирание и распознавание аммиака. Растворение аммиака в воде и взаимодействие аммиака с хлороводородом. | Знать/понимать:
формулу аммиака. Уметь:
аммиак по его химической формуле;
физические и химические свойства аммиака;
тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в аммиаке;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кислотами и кислородом);
аммиак среди других газов;
критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | 1 | комбинированный | П. 24 | 15.01.2018 |
| ||||||||||||||
34 | 11.Решение задач |
|
|
|
|
| П. 25 | 19.01. | |||||||||||||||
35 | 12.Соли аммония. | Состав, получение, физические и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хозяйстве. | Л. Распознавание солей аммония. | Знать/понимать:
катион аммония. Уметь:
соли аммония по их химическим формулам;
химические свойства солей аммония;
принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония;
химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. |
| комбинированный |
| 22.01 |
| ||||||||||||||
36 | 13.Азотная кислота и её свойства. Соли азотной кислоты. | Состав и химические свойства азотной кислоты как электролита. Особенности окислительных свойств концентрированной азотной кислоты. Применение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Проблема повышенного содержания нитратов в сельскохозяйственной продукции. | Д. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. | Знать/понимать:
формулу азотной кислоты. Уметь:
физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты;
принадлежность азотной кислоты к соответствующему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);
азотную кислоту среди растворов веществ других классов;
безопасного обращения с концентрированной азотной кислотой.
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
химические свойства солей азотной кислоты (разложение при нагревании);
химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;
критической оценки информации о нитратах (проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции). |
| комбинированный | П. 26 | 26.01 |
| ||||||||||||||
37 | 14.Фосфор, его физические и химические свойства. | Строение атома фосфора. Аллотропия фосфора. Химические свойства фосфора. Применение и биологическое значение фосфора. | Д. Образцы природных соединений фосфора. Получение белого фосфора из красного. | Уметь:
строение атома фосфора по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;
химические свойства фосфора (взаимодействие с металлами, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. | 1 | комбинированный | П. 27 | 29.01. |
| ||||||||||||||
38 | 15.Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и её соли. | Оксид фосфора (V) - типичный кислотный оксид. Ортофосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофосфаты и дигидрофосфаты. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства фосфатов. | Знать/понимать:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной кислоты. Уметь:
оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;
химические свойства оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов;
принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфорной кислоты и её солей к соответствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;
химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного кислотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. | 1 | комбинированный | П .28,стр159-160 | 02.02. |
| ||||||||||||||
39 | 16.Углерод, его физические и химические свойства. | Строение атома углерода. Аллотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. | Д. Образцы природных соединений углерода. | Уметь:
строение атома углерода по его положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;
химические свойства углерода (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, водородом, кислородом) в свете представлений об окислительно-восстановительных реакциях;
тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | 1 | комбинированный | П. 28,стр 160-163 | 05.02. |
| ||||||||||||||
40 | 17. Оксиды углерода. | Оксид углерода (II) или угарный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: получение, свойства, применение. | Л. Получение углекислого газа и его распознавание. | Знать/понимать:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь:
оксиды углерода по их химическим формулам;
физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как типичного кислотного оксида);
принадлежность оксидов углерода к определённому классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида углерода (IV);
углекислый газ среди других газов;
безопасного обращения с оксидом углерода (II). | 1 | комбинированный | П.29 | 09.02. |
|
| |||||||||||||
41 | 18.Угольная кислота и её соли. | Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход карбонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание карбонат-иона среди других ионов. | Д. Образцы важнейших для народного хозяйства карбонатов. Л. Качественная реакция на карбонат-ион. | Знать/понимать:
формулу угольной кислоты. Уметь:
соли угольной кислоты по их химическим формулам;
химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов;
принадлежность угольной кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в угольной кислоте;
химические формулы карбонатов и гидрокарбонатов; уравнения химических реакций превращения карбонатов в гидрокарбонаты и наоборот;
карбонат-ион среди других ионов. | 1 | комбинированный | П 30,стр172-175 | 12.02. |
| ||||||||||||||
42-43 | 19-20.Кремний и его соединения. Силикатная промышленность | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие силикатной промышленности. | Д. Образцы природных соединений кремния. Образцы стекла, керамики, цемента. Л. Ознакомление с природными силикатами. Л. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. | Знать/понимать:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. Уметь:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;
химические свойства оксида кремния (IV), кремниевой кислоты в свете теории электролитической диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов;
принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в силикатах;
химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремниевой кислоты. | 2 | комбинированный | П. 30 | 16.02-19.02 |
| ||||||||||||||
44 | 21.Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме: «Подгруппа кислорода». |
|
| Уметь:
химические свойства соединений серы; -- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | 1 |
| П. 31 | 26.02. |
| ||||||||||||||
45 | 22.Практическая работа № 5 Экспериментальные задачи по теме: «Подгруппы азота и углерода». |
|
| Уметь:
химические свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами подгрупп азота и углерода;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | 1 |
| П. 31,стр182-185 | 02.03. |
| ||||||||||||||
46 | 23.Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. |
|
| Уметь:
способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;
уравнения химических реакций получения газов;
с химической посудой и лабораторным оборудованием;
безопасного обращения с веществами. | 1 |
| Повт. п 15-31 | 05.03. |
| ||||||||||||||
47 | 24.Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. |
|
|
|
|
| 12.03. |
| ||||||||||||||
48 | 25.Контрольная работа № 2 по те-ме «Неметаллы» |
|
|
|
|
|
| 16.03. |
| ||||||||||||||
Тема 3. Органические соединения (12 часов) |
|
|
|
|
|
| П. 31 | ||||||||||||||||
49 | 1.Предмет органической химии. | Вещества органические и неорганические. Особенности органических веществ. Причины многообразия органических соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органической химии. | Д. Модели молекул органических соединений. | Знать/понимать:
вещество, классификация веществ. Уметь:
строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;
валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. | 1 | комбинированный |
| 19.03. |
| ||||||||||||||
50 | 2.Предельные углеводороды (алканы) | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. | Д. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. Л. Изготовление моделей молекул метана и этана. | Знать/понимать:
формулы метана и этана. Уметь:
метан и этан по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами метана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горение и дегидрирование);
принадлежность метана и этана к предельным углеводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);
безопасного обращения с метаном (природным газом). | 1 | комбинированный |
| 23.03 |
|
| |||||||||||||
51 | 3.Непредельные углеводороды (алкены). | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). Реакция полимеризации. | Д. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. | Знать/понимать:
формулу этилена. Уметь:
этилен по его химической формуле;
связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом);
принадлежность этилена к непредельным углеводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | 1 | комбинированный |
| 02.04. |
| ||||||||||||||
52 | 4.Спирты. | Спирты – представители кислородсодержащих органических соединений. Физические и химические свойства спиртов. Физиологическое действие на организм метанола и этанола. | Д. Образцы этанола и глицерин. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л. Свойства глицерина. | Знать/понимать:
формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химическим формулам;
связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение);
принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);
критической оценки информации о метаноле и этаноле. | 1 | комбинированный |
| 06.04. |
| ||||||||||||||
53 | 5.Альдегиды Карбоновые кислоты. | Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная кислота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая кислота – представитель жирных карбоновых кислоты. | Д. Взаимодействие уксусной кислоты с металлами, оксидами металлов, основаниями и солями. | Знать/понимать:
формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь:
уксусную и стеариновую кислоту по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами кислот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
безопасного обращения с уксусной кислотой. | 1 | комбинированный |
| 09.04. |
| ||||||||||||||
54 | 6.Сложные эфиры. Жиры | Жиры в природе и их применение. |
| Уметь:
нахождение в природе и применение жиров; | 1 | комбинированный |
| 13.04. |
| ||||||||||||||
55 | 7.Аминокислоты. Белки | Белки, их строение и биологическая роль. |
|
| 1 | комбинированный |
| 16.04. |
| ||||||||||||||
56 | 8.Углеводы | Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль. Калорийность белков, жиров и углеводов. | Д. Качественная реакция на крахмал. Горение белков. Цветные реакции белков. Л. Взаимодействие крахмала с йодом. | Уметь: характеризовать состав, физические свойства и применение глюкозы, крахмала и целлюлозы; физические свойства белков и их роль в организме. | 1 | комбинированный |
| 20.04. |
| ||||||||||||||
57 | 9.Полимеры |
|
|
| 1 | комбинированный |
| 23.04. |
| ||||||||||||||
58 | 10.Обобщающий урок . |
|
|
| 1 |
|
| 27.04. |
| ||||||||||||||
59 | 11.Решение задач |
|
|
| 1 |
|
| 28.04. |
| ||||||||||||||
60 | 12.Контрольная работа №3 по теме «Органические соединения» |
|
|
| 1 |
|
| 04.05. |
| ||||||||||||||
Обобщение знаний по химии за курс основной школы (7 часов) |
|
|
|
|
|
| П.36-37 | ||||||||||||||||
61 | 1.Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение Периодического закона. Физический смысл номера элемента, номера периода и номера группы. Закономерности изменения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева |
| Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | 1 | комбинированный |
| 07.05. |
|
| |||||||||||||
62 | 2.Строение веществ. | Типы химических связей, типы кристаллических решёток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Д. Кристаллические решётки алмаза и графита. | Знать/понимать:
атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь:
связь между составом, строением и свойствами веществ;
тип химической связи в соединениях. | 1 | комбинированный |
| 11.05. |
| ||||||||||||||
63 | 3.Классификация химических реакций. | Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). |
| Знать/понимать:
уравнения химических реакций;
химическая реакция, классификация реакций. Уметь:
типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;
уравнения химических реакций. | 1 | комбинированный |
| 14.05. |
| ||||||||||||||
64-65 | 4-5.Классификация веществ. | Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (основания и кислоты), соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представний об окислительно-восстановительных реакциях. |
| Знать/понимать:
формулы химических веществ;
вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель. Уметь:
соединения изученных классов;
сущность реакций ионного обмена;
химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;
состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений;
формулы неорганических соединений изученных классов. | 2 | комбинированный |
| 18.05-21.05 |
| ||||||||||||||
66 | 6.Итоговая контрольная работа |
|
|
| 1 |
|
| 25.05. | |||||||||||||||
67 | 7.Анализ итоговой контрольной работы.
|
|
|
| 1 |
|
| 28.05. |
|
Учебно-методической литературы.
1.Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений- /О.С.Габоиелян.- 18-е издание, стереотип.– М.: Дрофа, 2011.-270с.
2.Габриелян О. С. Настольная книга учителя. Химия . 9 класс: методическое пособие. М.: Дрофа, 2002.
3.Гольдфабр Я.Л. и др. Химия. Задачник. 8-11 кл.:Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений.- М.:Дрофа, 1999г-272с.
4.Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 9 класс. М: ВАКО, 2016.-432 с.
5.КИМ . Химия. 9 класс/Сост. Е.Н.Стрельникова.-М.:ВАКО, 2014.-112с
6.Химия в таблицах и схемах (сост.Касатикова Е.Л.) Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2013.-96стр.
7.Химические Интернет-ресурсы (химоза, занимательная химия ,ЕГЭ сеть творческих учителей, открытый класс , сайт М.А.Ахметова)
Материально-техническое обеспечение
I. Справочные таблицы (постоянная экспозиция кабинета химии).
П.С.Х.Э. Д.И.Менделеева.
Растворимость кислот, оснований, солей в воде.
Окраска индикаторов в различных средах.
Электрохимический ряд напряжения металлов.
Портреты ученых – химиков.
Контрольная работа по повторению «Общая характеристика химических элементов».
Вариант 1.
Дать характеристику элемента с Z=20 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента. Свойства соединений подтвердить уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.
Осуществить цепочку превращений:
Si → SiO2 → Na2SiO2 → H2SiO3 → Li2SiO3.
Охарактеризовать все соединения. Рассмотреть одну реакцию как ОВР. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций.
Дать современную формулировку Периодическому закону. Как изменяется характер высших оксидов и гидроксидов в пределах периода?
Контрольная работа по повторению «Общая характеристика химических элементов».
Вариант 2.
Дать характеристику элемента с Z=6 по его положению в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Составить генетический ряд этого элемента. Свойства соединений подтвердить уравнениями реакций в молекулярной и ионной форме.
Осуществить цепочку превращений:
Zn → ZnO → Zn(NO 3)2 → Zn(OH)2 → Na2{Zn(OH)4} или Na2ZnO2
Охарактеризовать все соединения. Рассмотреть одну реакцию как ОВР. Составить молекулярные и ионные уравнения реакций.
Дать формулировку Периодического закона, предложенную Д.И.Менделеевым. Как изменяются окислительные свойства элемента в пределах главной подгруппы?
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».
Вариант 1.
Составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства металлического бария. Реакции рассмотреть в свете теории ОВР и ТЭД. Дать названия и характеристику полученных соединений.
Составить уравнения реакций для переходов:
Fe → FeSO4 → Fe(OH)2 → FeO → Fe
↓
Fe(NO3)3
При взаимодействии 5,4 г алюминия с соляной кислотой было получено 6,384 л водорода (н.у.). Сколько это составляет процентов от теоретически возможного ?
Привести химические формулы следующих соединений: кристаллической соды, жженой магнезии, красного железняка.
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».
Вариант 2.
Составить уравнения реакций, характеризующих химические свойства лития. Реакции рассмотреть в свете теории ОВР и ТЭД. Дать названия и характеристику полученных соединений.
Составить уравнения реакций для переходов:
Be → BeO → Be(NO3)2 → Be(OH)2 → K2 BeO2 → BeSO4
Определить объем водорода, который может быть получен при взаимодействии с водой 5 г Са, если выход водорода составляет 90% от теоретически возможного?
Привести химические формулы следующих соединений: магнитного железняка, железного колчедана, каменной соли.
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».
Вариант 1.
Составить уравнения реакций для переходов.
S → H2S → SO2 → SO3 → H2SO4 → H2
↓
Na2SO3
Рассмотреть одну реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
Дать характеристику реакции по различным признакам. Рассмотреть условия смещения химического равновесия вправо .
N2 + 3H2 ↔ 2NH3 + Q
Уровнять окислительно-восстановительную реакцию методом электронного баланса.
MnO2 + 4HCl = MnCl2 + Cl2 + H2O
Привести химические формулы следующих соединений: аммиачной селитры, свинцового блеска, флюорита.
В 735 мг 20%-го раствора серной кислоты растворили 30 мл аммиака. Рассчитать массу образовавшейся соли.
Контрольная работа № 2 по теме «Неметаллы».
Вариант 2.
Составить уравнения реакций для переходов.
ZnCl2 → HCl → KCl → Cl2 → I2 → HI
↓
AgCl
Рассмотреть одну реакцию в свете теории электролитической диссоциации.
Дать характеристику реакции по различным признакам. Рассмотреть условия смещения химического равновесия вправо .
2SO3↔ 2SO2 +O2 - Q
Уровнять окислительно-восстановительную реакцию методом электронного баланса.
HNO3(р) + Mg = Mg(NO3)2 + N2O + H2O
Привести химические формулы следующих соединений: «веселящий газ», жидкое стекло, калийная селитра.
В 400 г 25%-го раствора едкого кали растворили 45 л углекислого газа. Рассчитать массу образовавшейся соли.
Контрольная работа № 3 по теме «Органические соединения».
Вариант 1.
Даны вещества : С4Н8, С2Н5ОН, НСОН, NH2-CH2-COOH, C12H22O11, C2H5COOH. Назвать все вещества и указать, к какому классу веществ они принадлежат. Составить полные структурные формулы любых трех соединений.
Составить уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений: Этан → этилен → этиловый спирт →ацетальдегид.
Предложите химический способ, с помощью которого можно различить метан и этилен. Составить уравнения соответствующих реакций.
Контрольная работа № 3 по теме «Органические соединения».
Вариант 2.
Даны вещества : СН2ОН-СН2ОН, С10Н22, СН3СОН, С3Н6, С5Н11СООН, СН3СООСН3, С6Н12О6. Назвать все вещества и указать, к какому классу веществ они принадлежат. Составить полные структурные формулы любых трех соединений.
Составить уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений: Этиловый спирт → ацетальдегид → уксусная кислота → этиловый эфир уксусной кислоты.
Предложите химический способ, с помощью которого можно различить этанол и глицерин. Составить уравнения соответствующих реакций.
Итоговая контрольная работа.
Вариант 1.
1.Составить уравнения всех возможных химических реакций между веществами: кальцием, оксидом углерода (IV), гидроксидом натрия, кислородом, соляной кислотой, карбонатом кальция, этаном.
а) Отметить принадлежность каждого соединения к определенному классу веществ.
б) Указать условия протекания реакций.
в) Составить полные и сокращенные ионные уравнения для двух химических реакций. ОВР уравнять методом электронного баланса.
2.Осуществить следующие превращения:
Al → AlCl3→ Al(OH)3 → Al2O3 → Al(NO3)3
↓ ↓
K{Al(OH)4} KAlO2
3.Составить структурные формулы двух гомологов и двух изомеров бутена.
4.Вычислить по термохимическому уравнению реакции
S + O2 = SO2 + 297 кДж
массу серы, вступившей в реакцию, если известно, что выделилось 59,4 кДж теплоты.
В какую сторону сместиться равновесие данной химической реакции, если:
а) понизить температуру;
б) увеличить давление;
в) понизить концентрацию кислорода?
Итоговая контрольная работа.
Вариант 2.
1.Составить уравнения всех возможных химических реакций между веществами: железом, оксидом серы (IV), гидроксидом кальция, уксусной кислотой, оксидом алюминия, этиловым спиртом.
а) Отметить принадлежность каждого соединения к определенному классу веществ.
б) Указать условия протекания реакций.
в) Составить полные и сокращенные ионные уравнения для двух химических реакций. ОВР уравнять методом электронного баланса.
2.Осуществить следующие превращения:
NO
↑
NH3 → NH4OH→ (NH4)2SO4 → NH3
↓ ↓
N2 NH4Cl
3.Составить структурные формулы двух гомологов и двух изомеров гексана.
4.Из 60 т пирита FeS получили 80 т серной кислоты. Рассчитать выход продукта в процентах от теоретически возможного.
В какую сторону сместиться равновесие реакции горения пирита, если:
а) повысить температуру;
б) уменьшить давление;
в) увеличить концентрацию кислорода?
2