СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.06.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей-имбецилов. Готовит их к самостоятельности в быту.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью
планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.
В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.
Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки про самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения детей-имбецилов в учебном плане 37 предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УРЕНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII ВИДА УРЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Согласовано» Руководитель МО _______/ Соловьева О.П. Протокол №1 от «31» августа 2015 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Коротина Т.В. «31» августа 2015 г.
| «Утверждаю» Директор МКОУ УСКОШ-И VIIIвида ________/Шагина Н.В. Приказ № 94 от «31» августа 2015 г. |
Рабочая программа по хозяйственно-бытовому труду
для 5 д класса
Автор-составитель:
Желнова Светлана Михайловна.
Урень, 2015
Хозяйственно-бытовой труд
5 кл.
Пояснительная записка
Программа адресована для детей со сложной структурой дефекта 5 д класса и рассчитана на 67 часа в год (2 часа в неделю).
Нормативные документы, на основе которых разработана данная рабочая программа:
-региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Нижегородской области;
-учебный план МКОУ Уренской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы - интернат VIII вида;
-программы обучения глубоко умственно отсталых детей Составитель НИИ дефектологии АПН СССР, Москва, 1984 год;
Работа по хозяйственно-бытовому труду как простой и доступный вид практической деятельности содействует общему развитию детей-имбецилов. Готовит их к самостоятельности в быту.
На занятиях по бытовому обслуживанию учащиеся ставятся перед необходимостью
планировать свою работу. Они начинают осознавать логическую последовательность определённых действий.
В задачу занятий по хозяйственному труду и самообслуживанию входит сообщение учащимся необходимых знаний и формирование практических умений и навыков по бытовому труду.
Учащиеся первых лет обучения приобретают первичные навыки про самообслуживанию, личной гигиене. В первые три года обучения детей-имбецилов в учебном плане 37 предусмотрены специальные уроки по привитию и закреплению санитарно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
На уроках детально отрабатываются все трудовые операции по санитарно-гигиеническим требованиям и самообслуживанию.
Основная воспитательная задача по данному разделу работы – прививать детям навыки самостоятельности, изживать тенденции к иждивенчеству в посильных для детей задачах по самообслуживанию. Большую работу учителю следует проводить с родителями учащихся.
Следует учитывать индивидуальные возможности детей и указанные в программе элементарные навыки, воспитываемые в них. Особенно важно в условиях интерната организовать шефство старших учеников над младшими в целях воспитания у младших необходимых навыков опрятности и самообслуживания, а у старших учеников – умения ухаживать за малышами.
Программа по хозяйственно-бытовому труду строится по следующим основным разделам: жильё, одежда, обувь, питание.
1.Навыки, связанные с гигиеной тела.
Повторить и закрепить пройденное о частях тела и предметах санитарии и гигиены.
Уметь самостоятельно, без помощи взрослых, выполнить в нужной последовательности все этапы утреннего и вечернего туалета.
2. Уход за одеждой и обувью.
Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. Чистка щеткой платья, пальто, головного убора.
Виды обуви. Повторение и закрепление пройденного материала в младших классах. Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви.
Продолжить обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка.
Навыки владения иглой и наперстком. Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. Сведения об иглах. Гигиенические правила вдевания нити. Завязывание узелка.
Понятие о простых швах. Шитье по проколам.
Практическая работа.
Вдевание нити в иглу, завязывание узелка, тренировочные упражнения по выполнению простых ручных швов на изделиях.
3. Уход за жилищем.
Закрепление всех навыков, полученных в младших классах по уборке классного помещения.
Наш дом. Название мебели и ее назначение. Гигиенические правила уборки класса. Уборка и заправка своей постели. Назначение каждого предмета постельного белья. Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. (Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка).
Практическая работа.
Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса.
Уход за комнатными цветами. Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок).
4. Приготовление пищи.
Знакомство с кухней и кухонной посудой. Соблюдение чистоты и порядка. Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. Техника безопасности при приготовлении пищи. Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. Кто и где готовит пищу (в школе, дома). Умение пользоваться столовыми приборами.
Практическая работа.
Сервировка стола в школьной столовой. Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов | |
теоретические | Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение) | |||
1 | Навыки, связанные с гигиеной тела. | 15 |
|
|
2 | Уход за жилищем. | 11 |
|
|
3 | Уход за одеждой и обувью. | 10 |
|
|
4 | Навыки владения иглой и наперстком. | 20 |
|
|
5 | Приготовление пищи. | 12 |
|
|
| Итого: | 67ч |
|
|
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Всего часов | дата | |
по плану | по факту | |||
| I четверть | 16 ч |
|
|
| Навыки, связанные с гигиеной тела. |
|
|
|
1 2 | Волосы и уход за ними | 2 | 05.09 08.09 |
|
3 4 | Лицо. Уход за лицом. | 2 | 12.09 15.09 |
|
5 | Руки. Уход за руками. | 1 | 19.09 |
|
6 | Ноги. Уход за ногами. | 1 | 22.09 |
|
7 | Тело. Уход. | 1 | 26.09 |
|
8 9 | Правила личной гигиены. | 2 | 29.09 03.10 |
|
10 | Режим дня и его соблюдение. | 1 | 06.10 |
|
11 | Гимнастика | 1 | 10.10 |
|
12 | Для чего нужны водные процедуры. | 1 | 13.10 |
|
13 | Закаливание. | 1 | 17.10 |
|
14 | Если ты заболел. | 1 | 20.10 |
|
15 | Осторожно - грипп. | 1 | 24.10 |
|
16 | Повторение. | 1 | 27.10 |
|
| II четверть | 15ч |
|
|
| Уход за жилищем. |
|
|
|
1 | Наш дом. | 1 | 10.11 |
|
2 | Название мебели и ее назначение. | 1 | 14.11 |
|
3 | Гигиенические правила уборки класса. | 1 | 17.11 |
|
4 | Уборка и заправка своей постели. | 1 | 21.11 |
|
5 | Назначение каждого предмета постельного белья. | 1 | 24.10 |
|
6 | Уборка и соблюдение порядка на письменном столе. | 1 | 28.10 |
|
7
| Размещение книг и других письменных принадлежностей по своим местам, вытирание пыли и соблюдение порядка. | 1 | 01.12 |
|
8 9 | Уход и полив комнатных растений | 2 | 05.12 08.12 |
|
10 | Предметы для подметания пола (веник, щетка, совок). | 1 | 12.12 |
|
11 | Генеральная уборка класса. | 1 | 15.12 |
|
12 | Повторение. | 1 | 19.12 |
|
| Уход за одеждой и обувью. |
|
|
|
13 14
| Развешивание одежды на вешалки, раскладывание на спинке стула и складывание перед сном. | 2 | 22.12 26.12
|
|
15 | Повторение. | 1 | 29.12 |
|
| III четверть | 19ч |
|
|
1 2 | Чистка щеткой платья, пальто, головного убора. | 2 | 12.01 16.01 |
|
3 | Виды обуви. | 1 | 19.01 |
|
4 | Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви. | 1 | 23.01 |
|
5 | Повторение. | 1 | 26.01 |
|
6
| Уход за обувью: удаление пыли и налипшей грязи с кожаной обуви; мытье резиновой обуви. | 1 | 30.01 |
|
7 8 | Обучение шнуровке ботинок и завязыванию и развязыванию шнурка. | 2 | 02.02 06.02 |
|
| Навыки владения иглой и наперстком. |
|
|
|
9 | Правила техники безопасности при работе с ручной иглой. | 1 | 09.02 |
|
10 | Сведения об иглах. | 1 | 13.02 |
|
11 | Гигиенические правила вдевания нити. |
| 16.02 |
|
12 | Завязывание узелка. | 1 | 20.02 |
|
13 | Практическая работа по завязыванию узелков. | 1 | 27.02 |
|
14 15 | Понятие о простых швах. | 2 | 01.03 05.03 |
|
1617 18 | Шитье по проколам. | 3 | 12.03 15.03 19.03 |
|
19 | Повторение. | 1 | 22.03 |
|
| IV четверть | 17ч |
|
|
1 | Наперсток. Правильное применение его в работе. | 1 | 05.04 |
|
2 | Практическая работа. Шитье в наперстке. | 1 | 09.04 |
|
3 | Практическая работа. Шитье в наперстке. | 1 | 12.04 |
|
4 | Генеральная уборка класса. | 1 | 16.04 |
|
| Приготовление пищи. |
|
|
|
5 | Знакомство с кухней и кухонной посудой. | 1 | 19.04 |
|
6 | Соблюдение чистоты и порядка. | 1 | 23.04 |
|
7 | Название кухонной посуды, нагревательных приборов и правила пользования ими. | 1 | 26.04 |
|
8 | Техника безопасности при приготовлении пищи. | 1 | 30.04 |
|
9 | Режим питания – завтрак, обед, полдник, ужин. | 1 | 03.05 |
|
10 | Кто и где готовит пищу (в школе, дома). | 1 | 07.05 |
|
11 | Умение пользоваться столовыми приборами. | 1 | 10.05 |
|
12 | Практическая работа. Сервировка стола в школьной столовой. | 1 | 14.05 |
|
13 | Экскурсия в хлебный и овощной магазины, покупка продуктов. | 1 | 17.05 |
|
14 | Продукты необходимые ля приготовления супа. | 1 | 21.05 |
|
15 | Виды супов | 1 | 24.05 |
|
16 | Каша. Виды каш. | 1 | 28.05 |
|
17 | Повторение. | 1 | 31.05 |
|