Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Принято на педсовете Утверждаю:
на заседании МО учителей Протокол №1 от 31.08.2016г. Директор школы
гуманитарного цикла _______ (Н.Н. Арцыбашева)
Протокол №1 Приказ № ____
От «__» августа 2016 г. от 31 августа 2016 г.
Руководитель МО
_______ (Л.Н. Васильева)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ КУРСКОГО КРАЯ
7-8 КЛАССЫ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
2016-2017 учебный год
Разработала:
Баркова Елена Николаевна
учитель географии,
первая квалификационная категория
с. Становое, 2016 год
Пояснительная записка
Актуальность изучения истории родного края в государственных муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержаний образования, развития воспитательных функций школы в современных социокультурных условиях.
Примерная программа по истории родного края призвана расширить и углубить представления обучающихся о судьбе Курского края, преемственность в развитии и сохранить сам принцип историзма – непрерывное, последовательное и полное изучение явлений общественной жизни во времени. Она охватывает все аспекты образа жизни земляков, уходя от односторонней, преимущественно политической точки зрения на историю, дает непрерывное и целостное знание о далеком прошлом и настоящем Курского края, охватывает материальную и духовную, гражданскую и политическую стороны жизни курян.
Учебное время на изучение разделов программы является примерным с учетом продолжения изучения в следующем классе. В основу содержания учебного предмета положено изучение истории родного края, приобретение краеведческих знаний, обеспечивающих гражданское воспитание, без которого нельзя стать разумным патриотом. Изучение краеведения формирует не только определенную систему предметных знаний, но и комплекс общеучебных умений, необходимых:
-для изучения истории родного края;
-для сравнения событий, процессов и явлений;- ориентироваться в ресурсах Интернета, статистических материалах, справочниках;
- для соблюдения норм поведения в обществе, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм.
Школьное краеведение - одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей. Краеведение помогает приблизить школьное обучение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вместе с тем историческое краеведение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - качества, на основе которых формируется гражданственность, гордость за свою малую Родину.
Наряду с образовательно-воспитательными задачами школьное краеведение решает и задачи общественно полезного характера. Оно способствует развитию у обучающихся навыков исследовательской работы, при изучении и использовании местного исторического материала и установлении взаимосвязи между историей страны и края.
Школьники получают знания
по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебными пособиями, а также путем поисково-исследовательской работы.
Освещая вопросы организации и проведения школьного краеведения на уроках истории Курского края, необходимо исходить из того, что воспитательная работа в историческом краеведении только тогда будет эффективной, когда будет носить поисковый, исследовательский характер. Но для того, чтобы такую работу организовать, учитель должен четко знать:
Что искать, т.е. ясно представлять;
Как искать, т.е. знать, каковы основные научные методы поиска и исследования;
Как фиксировать и первично описывать полученную информацию.
А также уметь прогнозировать ожидаемый результат, сопоставлять его с собственными историческими знаниями. Обучающиеся должны научиться представлять результаты индивидуальной и групповой познавательной деятельности в формах конспекта, реферата.
На начальном этапе обучающиеся получают краеведческие знания в готовом виде, а в дальнейшем для их приобретения они используют материал, который добыли сами. Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки обучающихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение систематического краеведческого курса "История Курского края", делает знания обучающихся более прочными и более глубокими.
Цели и задачи изучения истории Курского края.
Цель: расширить краеведческие знания обучающихся
По истории Курского края предполагается реализовать актуальные в настоящие время компетентный, личностно ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
Приобретение знаний об историческом пути Курского края с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах истории родного края и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности,
Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Освоение:
1. Информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками в поиске необходимых знаний;
Познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, творческое решение учебных и практических задач;
Коммуникативной компетенции: владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с целью учебного задания;
Рефлексивной компетенций: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся. Формирование целостных представлений об истории Курского края должно осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностного осмысления исторических фактов и явлений. Особенное внимание уделяется познавательной активности обучающихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает широкое использование ролевых игр. Решение проблемных учебно-познавательных задач, моделирование исторических ситуаций. Программа учебного курса по истории Курского края ориентирована на воспитание школьника гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания. В процессе обучения должно быть сформировано у обучающихся уважение к историческому наследию Курского края, гражданские и патриотические качества.
Уровень изучения учебного материала базисный.
Место предмета в базисном учебном плане
Предмет история Курского края рассчитан на 70 учебных часов для изучения курса в 7-8 м классах основной школы из расчета 1 учебный часа в неделю за два года.
Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:
Аниканова И.В., Баскевич И.З., Белянский Ю.В. и др. под редакцией Королёва Б.Н., История и современность Курского края: региональное учебное пособие - ГУИПП «Курск», 2008г.
Атлас Курской области, под редакцией Р.В.Кабановой - М: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000 г.
Содержание курса
Учебный курс рассчитан на два года обучения (7-8 класс) и состоит из нескольких разделов:
Первый раздел "История Курского края
с древнейших времён до конца 16 века" (8ч)
Наш край в период первобытнообщинного строя. Ранние славяне и Курский край, Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосии Печерский один из подвижников христианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курские мотивы в "Слове о полку Игореве". Курский край в период феодальной раздробленности. Древние города Курского края. Курск как порубежный город России. Курский край в 16 в. Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края.
Второй раздел программы "Курский край в 17-18 вв." (6ч)
Он предусматривает изучение основных событий и явлений в развитии Курского края с опорой на уже имеющиеся знания обучающихся по истории Отечества.
Курский край в конце 16 - начале 17 вв. Социально-экономическое развитие нашего края в 17 в. Положение народных масс края и их борьба против крепостного гнета и с внешними врагами. Культура и быт курян в 17 в. Социально-экономическое развитие Курского края в эпоху Петра I. "Птенцы гнезда Петрова" и Курский край. Экономическое развитие во 2-й половине 18 в, История Коренной ярмарки. Управление Курским краем в 18 в.. Борьба трудящихся против крепостничества в 18 в. Культура края в 18 в. Г. Шелихов "Колумб Российский". Возникновение "литературного гнезда" и драматического театра в Курской земле. Известные люди Курского края.
Третий раздел "Курский край в 19 в." (6ч)
Экономическое развитие Курского края на рубеже 18-19 вв. Курск как административный центр губернии. Курские губернаторы. Социальный состав населения Курского края. Куряне - участники Отечественной войны 1812 г. Куряне - участники освободительного движения первой четверти 19 в. Отмена крепостного права в Курской губернии. Экономическое развитие Курского края во второй половине 19 в.. Культура Курского края в 1 9 в.
Четвертый раздел "Наш край в 20в.» (15ч)
В данном разделе рассматривается вопрос социально-экономического, политического и культурного развития края и завершает совершенствование знаний обучающихся по истории родного края.
Политические партии, революционное движение в Курске и Курском крае. Установление Советской власти. Наш край в годы гражданской войны и интервенции. Восстановление народного хозяйства после Гражданской войны.
Индустриализация и коллективизация в Курском крае. Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупационного режима. Борьба курян против фашистской оккупации. Партизанское движение в Курском крае. Освобождение города Курска от немецких захватчиков. Курская битва. Куряне-герои Курской битвы. Вклад курян в победу. Развитие экономии края в 1045-1965 гг. куряне - выдающиеся и известные политические деятели: Н.С. Хрущев, Кулаков Ф.М., Фурцева Е.А., Хрущев Н.С. - уроженец Хомутовского района. Социально-экономическое развитие Курской области во второй половине 20 в: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Развитие народного образования в 20 в, Курские писатели 20 в. Художники-куряне 20 в. Выдающиеся музыканты Курского край. Современное развитие курского театрального искусства. Возрождение храмовой культуры. Курские народные промыслы.
Пятый раздел «Географический обзор» (5ч)
Особенности географического положения Курской области. Происхождение распространенных полезных ископаемых, места их добычи. Экологические проблемы. Агроклиматические и почвенные ресурсы края. Социально-экономическое развитие Курской области в конце 20 века и в настоящее время: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Формы собственности, особенности развития. Национальный и религиозный состав населения. Сельское и городское население. Основные демографические показатели.
Шестой раздел «Народное образование в Курской области» (4ч)
Особенности образования в Киевской Руси, становление светского образования. Развитие народного образования со второй половины девятого века до середины девятнадцатого века. Проблемы образования Курской губернии. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.
Седьмой раздел «Историко-культурные памятники и культовые
учреждения области» (7ч)
Монастыри – историко-культурные памятники и культовые учреждения области. Крестный ход в Курской губернии. Коренная пустынь – духовный символ России. История создания, архитектура, владельцы усадьбы Марьино. Усадьба в годы советской власти. Современное состояние Марьино. Село Белый Колодезь и творчество В.Г. Шварца. Дворцово- парковый комплекс Хомутовка, династия Левшиных. Дворцово-парковый комплекс Моква – усадьба Нелидовых. Имение А.А.Фета в селе Воробьевке.
Восьмой раздел «Курский край на литературной карте России» (4ч)
Фольклор Курского края. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Первые профессиональные писатели: Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Сочинение «Деяния Петра Великого» Ивана Голикова. «Российский купец, именитый рыльский гражданин» - Григорий Шелихов. Жизнь и творчество курских писателей: В.Т. Нарежного, В.Ф. Раевского, Ф.Ф. Вадковского, М.Н. Паскевича, Н.А. Полевого, Е.Авдеевой и др. Особенности развития литературы в родном крае в 17-19 веках: Братья Марковы, А.А. Фет, А. Гайдар, Н.Асеев, Ю.Герман, В.В. Овечкин, К.Д. Воробьев, Е.И. Носов, и др.. Отражение жизни народа в литературе. Курская писательская организация.
Девятый раздел «Музыкальная жизнь Курского края» (4ч)
Старинные песни и хороводы. Первые композиторы нашего края: С.А. Дегтярёв, А.Д. Жилин, М.П. Гердличка, А.М. Абаза. Музыкальные деятели 20 века: Н.А. Рославец, Н.Обухов, Ф.Н. Надененко, М.Н. Блантер, Г.В. Свиридов и др. Курские исполнители :М.Г. Эрденко , певица Н.В. Плевицкая, И.П. Бурлак, Г.М. Нэлепп, В.В. Ивановский и др. Творчество Л.И. Ингоря, Ф.В. Гольцева, Е.Д. Легостаева.
Театральное искусство. М.С. Щепкин.
Одиннадцатый раздел «Топонимика Курской области» (6ч)
Основные понятия: топонимы, топонимика, гидронимы. Объяснение названия рек, населенных пунктов, ландшафтных топонимов. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.
Двенадцатый раздел «Историческая символика края» (5)
Историческая символика края. История символики края в дореволюционный период. История символики городов области: Курск, Дмитриев, Обоянь, Льгов, Суджа, Тим, Фатеж, Щигры, Рыльск. Современная символика области.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать, понимать:
-основные факты, ключевые процессы и явления, характеризующие краеведческую направленность;
-важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформированные в краеведении;
-памятники истории, природы Курской области и Тимского района;
-даты основных событий;
-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;
-результаты и итоги событий истории родного края, истории Отечества; важнейшие достижения культуры Курского края и России;
-изученные виды исторических источников.
Уметь:
-проводить поиск краеведческой информации в источниках различного типа и уметь анализировать её;
-участвовать в групповой исследовательской работе и представлять результаты в различных
формах: конспектах, сочинениях, проектах, публичной презентации;
-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, происходящим в Курской области и Тимском районе.
-сравнивать исторические явления, события, объяснять важнейшие исторические понятия;
-самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное мнение, читать историческую карту;
-группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку;
-сопоставлять однотипные процессы истории родного края и отечественной истории;
Сравнивать оценки исторических событий, данные в учебном пособии, дополнительной литературе, документах.
- умело использовать знания об историческом пути и традициях народов России и родного края в общении с людьми другой культуры, национальной религиозной принадлежности.
Оценка знаний обучающихся
по истории Курского края
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Оценка тестовых работ
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
нет ошибок — оценка «5»;
одна ошибка - оценка «4»;
две ошибки — оценка «3»;
три ошибки — оценка «2».
для теста из 30 вопросов:
25—30 правильных ответов — оценка «5»;
19—24 правильных ответов — оценка «4»;
13—18 правильных ответов — оценка «3»;
меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Оценка реферата
Реферат оценивается по следующим критериям:
соблюдение требований к его оформлению;
необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Триместровые оценки учитель определяет на основе учета всех разовых оценок, но не выводит их как среднее арифметическое. Главную роль играют оценки, поставленные за ответы при устном индивидуальном опросе и при письменной проверке. Другие оценки имеют в основном корректирующее значение.
На основе триместровых оценок выводится годовая. При этом следует учитывать, насколько к концу года обучающиеся овладели основным содержанием предмета, как они ориентируются по карте и умеют её читать, в какой мере свободно они пользуются своими знаниями и умениями.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Тематическое планирование
7 класс
Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час.
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание (домашнее задание) |
по плану | по факту |
"История Курского края с древнейших времён до конца 16 века"(8ч) |
1. | | | Обретение Родины | П.1. С. 7-12 |
2 | | | Начало гражданского общества | П.2. с.12-18 |
3. | | | Каменный век | П.3 .с. 18-29 |
4. | | | Феодосий Печерский родоначальник российской духовности. «Куреск на Тускоре»: Становление города. | П.4-5. С. 30-47 |
5. | | | Древние города. Борьба против кочевников. | П.1-2. С.47-53 |
6. | | | Нашествие монголо-татар. Курский край и Литва | П. 3-4. С.54-57 |
7. | | | Курский край в XVI веке | П.5-6. С.58-65 |
8. | | | Курский край в конце XVI- начале XVII вв. | П.7. С.66-75 |
"Курский край в 17-18 вв."(6ч) |
9. | | | Курский край в XVII веке. Годы Петровских реформ. | П.1-2. С.76-83. |
10 | | | Протесты, бунты, восстания | П.3. с. 84-90 |
11 | | | XVIII век: кризис крепостного строя | П.4. с.91-101 |
12 | | | Российский Колумб из Курска. Духовный подвиг курского купца. | П.5-6. С. 102-106 |
13 | | | Курские клады и кладоискатели | П.7. с.107-110 |
14 | | | Всех умнее, но и всех несчастнее. | П.8. с.116-125. |
"Курский край в 19 в."(6ч) |
15 | | | Социально-экономическое развитие | П.1.С.126-135 |
16 | | | Пореформенный скачок | П.2 с. 136-152 |
17 | | | Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы. | П.3-4. С.152-162 |
18 | | | Из истории Курской археологии. Первые шаги 1828-1917гг. | П.5. с.163-178. |
19 | | | Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле. | П. 1-2. С. 178-182 |
20 | | | «Курский герой труда». Династия Марковых в Курской губернии. | П.3.-4. С.189-193. |
"Наш край в 20в.» (15ч) |
21 | | | Годы социальных потрясений. И встал брат на брата. | П. 1-2 с. 201-204 |
22 | | | Махно в Курской губернии | П.3. с. 211-217. |
23 | | | Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства. | П.1-2. С. 218-224. |
24 | | | Коллективизация сельского хозяйства. Факторы развития культуры. | П.3-4 с.225-231. |
25 | | | Куряне в боевом строю. Оборонительные бои. | П.1-2. С.232-240. |
26 | | | Оккупационный режим. Борьба в тылу врага. | П.3. с. 241-248 |
27 | | | Освобождение. Курская битва. Краткие итоги. | П.4-5. С.249-260. |
28 | | | Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села. | П.1-2. С.261-268. |
29 | | | Состояние и развитие культуры. Как это было. | П.3. С.269-272. |
30 | | | Наш Никита Сергеевич. | П-4. С.272-277. |
31 | | | Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг. | П.1 с.278-282 |
32. | | | Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг. | П.2 с.273-2826 |
33 | | | Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг. | П.3 с.287-295. |
34 | | | Обобщение и повторение изученного материала. Итоговый тест. | |
35 | | | Итоговое повторение. | |
Тематическое планирование
8 класс
Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час.
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание (домашнее задание) |
по плану | по факту |
Географический обзор (5) |
1. | | | Географическое положение. | П.1-2, С.296-299, задание в контурной карте. |
2 | | | Агроклиматические и почвенные ресурсы. | П.3, с.299-302 |
3. | | | Хозяйство области. Промышленность. | П.4, с.302-307 |
4. | | | Сельское хозяйство. | П.5-6 .с. 307-319 |
5. | | | Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население. | П.7-8. С. 319-325 |
Народное образование в Курской области (4) |
6. | | | Народное образование в Курской области со второй половины IX до середины XIXвв. | П.1-2. С.326-331 |
7. | | | Народное образование в губернии середины XIX – начала XX вв. | П. 3. С. 332-335 |
8. | | | Народное образование в советский и постсоветский периоды | П.4. С335-342 |
9. | | | Нынешнее состояние образования в области | П.5. С335-351 |
Историко-культурные памятники и культовые учреждения области (7) |
10 | | | Монастыри. Крестный ход в Курской губернии. | П.1. С.352-358. |
11 | | | Коренная пустынь – духовный символ России. | П.2. с. 359-364 |
12 | | | Марьино | П.3. с.365-382 |
13 | | | Белый Колодезь | П.4.С. 382-388 |
14 | | | Хомутовка | П.5. с.389-400 |
15 | | | Моква | П.6. с.401-421. |
16 | | | Воробьевка | П.7. с. 422-439 |
Курский край на литературной карте России (4) |
17 | | | Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве» | П.1-2 с. 422-445 |
18 | | | Из курского гнезда | П.3. С.446-451 |
19 | | | В зеркале русской классической литературы | П.4. с. 451-456. |
20 | | | Фетовская вселенная красоты | П. 5. С. 456-468 |
Музыкальная жизнь Курского края (4) |
21 | | | Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы. | П.1-2. С.469-479. |
22 | | | Наш Курск – соавтор. Исполняют куряне. | П. 3-4 с. 479-485 |
23 | | | Сочинено нашими современниками. Сею доброе, вечное. | П.5-6. с.486-491. |
24 | | | Театральная сцена. | П. 7. С. 491-498. |
Топонимика Курской области (6) |
25 | | | Основные понятия. | П.1 с.499-501. |
26 | | | Название рек. | П.2. С.501-505. |
27 | | | Названия населенных пунктов | П.3. с. 506-512 |
28 | | | Ландшафтные топонимы | П.4. С. 512-515. |
29 | | | Деятельность человека в географических названиях. | П.5. С.516-520. |
30 | | | Именные и фамильные топонимы | П.6. С.521-523. |
Историческая символика края (5) |
31 | | | История символики края в дореволюционный период | П.1 с.524-528 |
32 | | | История символики городов области. Современная символика области. | П.2-3 с.528-533. |
33 | | | Основные черты русского национального характера. | С.534-545 |
34 | | | Обобщение и повторение изученного материала. Итоговый тест. | |
35 | | | Итоговое повторение. | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1 . Аниканова И.В., Баскевич И.З., Белянский Ю.В. и др. под редакцией Королёва Б.Н., История и современность Курского края: региональное учебное пособие - ГУИПП «Курск», 2014г.
2. Атлас Курской области, под редакцией Р.В.Кабановой - М: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000 г.
3.Попков В.А. География Курской области. Москва-Курск 2010г.
4.Учебные материалы по географии Курской области.
5.Рабочая тетрадь по географии Курской области.
6. Состав. Т.П. Моисеенко. Курский край. Книга для чтения. КИНПО (ПКиПП)СОО, 2013.
7. А. Макарский. По Курской земле. Курск-2013.
8. В.А. Попков. История Курского края. Курск, 211.