СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа расчитана на два года  изучения. Изучение исторического материала непосредственно переплетается с географическими особенностями Курского края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Становская средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено Принято на педсовете Утверждаю:
на заседании МО учителей Протокол №1 от 31.08.2016г. Директор школы
гуманитарного цикла _______ (Н.Н. Арцыбашева)

Протокол №1 Приказ № ____
От «__» августа 2016 г. от 31 августа 2016 г.
Руководитель МО
_______ (Л.Н. Васильева)








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ИСТОРИИ КУРСКОГО КРАЯ

7-8 КЛАССЫ


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


2016-2017 учебный год





Разработала:
Баркова Елена Николаевна
учитель географии,

первая квалификационная категория






с. Становое, 2016 год




Пояснительная записка


Актуальность изучения исто­рии родного края в государствен­ных муниципальных образова­тельных учреждениях обуслов­лена насущной социально-педа­гогической потребностью обнов­ления содержаний образования, развития воспитательных функ­ций школы в современных со­циокультурных условиях.

Примерная программа по истории родного края призвана расширить и углубить представления обучающихся о судьбе Курского края, преемственность в развитии и сохранить сам принцип историзма – непрерывное, последовательное и полное изучение явлений общественной жизни во времени. Она охватывает все аспекты образа жизни земляков, уходя от односторонней, преимущественно политической точки зрения на историю, дает непрерывное и целостное знание о далеком прошлом и настоящем Курского края, охватывает материальную и духовную, гражданскую и политическую стороны жизни курян.

Учебное время на изучение разделов программы является примерным с учетом продолжения изучения в следующем классе. В основу содержания учебного предмета положено изучение истории родного края, приобретение краеведческих знаний, обеспечивающих гражданское воспитание, без которого нельзя стать разумным патриотом. Изучение краеведения формирует не только определенную систему предметных знаний, но и комплекс общеучебных умений, необходимых:

-для изучения истории родного края;

-для сравнения событий, процессов и явлений;- ориентироваться в ресурсах Интернета, статистических материалах, справочниках;

- для соблюдения норм поведения в обществе, оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм.

Школьное краеведение - одно из важных средств связи обуче­ния и воспитания с жизнью. Оно содействует осуществлению об­щего образования, нравственно­му, эстетическому и физическо­му воспитанию обучающихся, все­стороннему росту и развитию их способностей. Краеведение по­могает приблизить школьное обу­чение к проблемному пониманию материала, к самостоятельной исследовательской работе. Вме­сте с тем историческое краеве­дение воспитывает у школьников любовь к родному краю, гордость за его прошлое и настоящее - ка­чества, на основе которых фор­мируется гражданственность, гордость за свою малую Родину.

Наряду с образовательно-вос­питательными задачами школьное краеведение решает и зада­чи общественно полезного харак­тера. Оно способствует развитию у обучающихся навыков исследова­тельской работы, при изучении и использовании местного истори­ческого материала и установле­нии взаимосвязи между истори­ей страны и края.


Школьники получают знания

по краеведению на уроках в ходе изложения учителем учебного материала или работы с учебны­ми пособиями, а также путем по­исково-исследовательской рабо­ты.

Освещая вопросы организа­ции и проведения школьного кра­еведения на уроках истории Кур­ского края, необходимо исходить из того, что воспитательная рабо­та в историческом краеведении только тогда будет эффективной, когда будет носить поисковый, исследовательский характер. Но для того, чтобы такую работу орга­низовать, учитель должен четко знать:

  1. Что искать, т.е. ясно пред­ставлять;

  2. Как искать, т.е. знать, ка­ковы основные научные методы поиска и исследования;

  3. Как фиксировать и первич­но описывать полученную инфор­мацию.

А также уметь прогнозировать ожидаемый результат, сопостав­лять его с собственными истори­ческими знаниями. Обучающие­ся должны научиться представ­лять результаты индивидуальной и групповой познавательной де­ятельности в формах конспекта, реферата.

На начальном этапе обучающие­ся получают краеведческие зна­ния в готовом виде, а в дальней­шем для их приобретения они используют материал, который добыли сами. Практика свиде­тельствует о том, что использо­вание местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегруз­ки обучающихся, а наоборот, значи­тельно облегчает усвоение сис­тематического краеведческого курса "История Курского края", делает знания обучающихся более прочными и более глубокими.



Цели и задачи изучения истории Курского края.

Цель: расширить краеведческие знания обучающихся

По истории Курского края предполагается реализовать ак­туальные в настоящие время ком­петентный, личностно ориентиро­ванный, деятельный подходы, которые определяют задачи обу­чения:

  1. Приобретение знаний об ис­торическом пути Курского края с древности до наших дней в един­стве общего, особенного и еди­ничного, конкретных фактов и целостной картины историческо­го процесса; знаний о важней­ших событиях, процессах истории родного края и отечественной ис­тории в их взаимосвязи и хроно­логической последовательности,

  2. Овладение элементарными методами исторического позна­ния, умениями работать с различ­ными источниками исторической информации.

  3. Овладение способами деятельностей: учебно-познава­тельной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.

Освоение:

1. Информационной компе­тенции: умение извлекать учеб­ную информацию на основе со­поставительного анализа рисун­ка, исторических карт, схем, уме­ние работать с историческими справочниками в поиске необхо­димых знаний;

  1. Познавательной компетен­ции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одно­му или нескольким предложен­ным основаниям, творческое ре­шение учебных и практических задач;

  2. Коммуникативной компе­тенции: владение монологичес­кой и диалогической речью, уме­ние вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способ­ность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответ­ствии с целью учебного задания;

  3. Рефлексивной компетен­ций: владение умениями совме­стной деятельности, объективное оценивание своего вклада в ре­шение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных свя­зей, а также с возрастными осо­бенностями развития обучающихся. Формирование целостных пред­ставлений об истории Курского края должно осуществляться в ходе творческой деятельности обучающихся на основе личностно­го осмысления исторических фак­тов и явлений. Особенное внима­ние уделяется познавательной активности обучающихся, их мотиви­рованности к самостоятельной учебной работе. Это предполага­ет широкое использование роле­вых игр. Решение проблемных учебно-познавательных задач, моделирование исторических ситуаций. Программа учебного курса по истории Курского края ориентирована на воспитание школьника гражданина и патрио­та России, развитие его духовно-нравственного мира и националь­ного самосознания. В процессе обучения должно быть сформи­ровано у обучающихся уважение к историческому наследию Курско­го края, гражданские и патриоти­ческие качества.

Уровень изучения учебного материала базисный.

Место предмета в базисном учебном плане

Предмет история Курского края рассчитан на 70 учебных часов для изучения курса в 7-8 м классах основной школы из расчета 1 учебный часа в неделю за два года.


Для реализации данной программы используется учебно – методический комплект:

Аниканова И.В., Баскевич И.З., Белянский Ю.В. и др. под редакцией Королёва Б.Н., История и современность Курского края: региональное учебное пособие - ГУИПП «Курск», 2008г.

Атлас Курской области, под редакцией Р.В.Кабановой - М: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000 г.







Содержание курса


Учебный курс рассчитан на два года обучения (7-8 класс) и состоит из нескольких разделов:


Первый раздел "История Курского края

с древнейших времён до конца 16 века" (8ч)

Наш край в период первобыт­нообщинного строя. Ранние сла­вяне и Курский край, Киевская Русь и наш край. Возникновение города Курска. Феодосии Печерский один из подвижников хрис­тианской православной религии, основоположник Киево-Печерской лавры. Курские мотивы в "Слове о полку Игореве". Кур­ский край в период феодальной раздробленности. Древние горо­да Курского края. Курск как по­рубежный город России. Курский край в 16 в. Занятия и быт курян. Курские слободы. Народные традиции Курского края.


Второй раздел программы "Курский край в 17-18 вв." (6ч)

Он предусматривает изучение основных событий и явлений в развитии Курского края с опорой на уже имеющиеся знания обучаю­щихся по истории Отечества.

Курский край в конце 16 - на­чале 17 вв. Социально-экономи­ческое развитие нашего края в 17 в. Положение народных масс края и их борьба против крепост­ного гнета и с внешними врага­ми. Культура и быт курян в 17 в. Социально-экономическое разви­тие Курского края в эпоху Пет­ра I. "Птенцы гнезда Петрова" и Курский край. Экономическое развитие во 2-й половине 18 в, История Коренной ярмарки. Уп­равление Курским краем в 18 в.. Борьба трудящихся против кре­постничества в 18 в. Культура края в 18 в. Г. Шелихов "Колумб Российский". Возникновение "ли­тературного гнезда" и драмати­ческого театра в Курской земле. Известные люди Курского края.

Третий раздел "Курский край в 19 в." (6ч)

Экономическое развитие Кур­ского края на рубеже 18-19 вв. Курск как административный центр губернии. Курские губерна­торы. Социальный состав населе­ния Курского края. Куряне - уча­стники Отечественной войны 1812 г. Куряне - участники осво­бодительного движения первой четверти 19 в. Отмена крепостно­го права в Курской губернии. Эко­номическое развитие Курского края во второй половине 19 в.. Культура Курского края в 1 9 в.


Четвертый раздел "Наш край в 20в.» (15ч)

В данном разделе рассматри­вается вопрос социально-эконо­мического, политического и куль­турного развития края и заверша­ет совершенствование знаний обучающихся по истории родного края.

Политические партии, рево­люционное движение в Курске и Курском крае. Установление Со­ветской власти. Наш край в годы гражданской войны и интервен­ции. Восстановление народного хозяйства после Гражданской войны.

Индустриализация и коллекти­визация в Курском крае. Начало Великой Отечественной войны. Установление оккупацион­ного режима. Борьба курян про­тив фашистской оккупации. Партизанское движение в Кур­ском крае. Освобождение города Кур­ска от немецких захватчиков. Кур­ская битва. Куряне-герои Кур­ской битвы. Вклад курян в побе­ду. Развитие экономии края в 1045-1965 гг. куряне - выдающи­еся и известные политические де­ятели: Н.С. Хрущев, Кулаков Ф.М., Фурцева Е.А., Хрущев Н.С. - уроженец Хомутовского района. Социально-экономическое разви­тие Курской области во второй по­ловине 20 в: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Развитие народного образования в 20 в, Курские писатели 20 в. Художни­ки-куряне 20 в. Выдающиеся му­зыканты Курского край. Совре­менное развитие курского теат­рального искусства. Возрожде­ние храмовой культуры. Курские народные промыслы.


Пятый раздел «Географический обзор» (5ч)

Особенности географического положения Курской области. Происхождение распространенных полезных ископаемых, места их добычи. Экологические проблемы. Агроклиматические и почвенные ресурсы края. Социально-экономическое разви­тие Курской области в конце 20 века и в настоящее время: промышленность, сельское хозяйство, социальная сфера. Формы собственности, особенности развития. Национальный и религиозный состав населения. Сельское и городское население. Основные демографические показатели.


Шестой раздел «Народное образование в Курской области» (4ч)

Особенности образования в Киевской Руси, становление светского образования. Развитие народного образования со второй половины девятого века до середины девятнадцатого века. Проблемы образования Курской губернии. Народное образование в советский и постсоветский периоды. Нынешнее состояние образования в области.


Седьмой раздел «Историко-культурные памятники и культовые

учреждения области» (7ч)

Монастыри – историко-культурные памятники и культовые учреждения области. Крестный ход в Курской губернии. Коренная пустынь – духовный символ России. История создания, архитектура, владельцы усадьбы Марьино. Усадьба в годы советской власти. Современное состояние Марьино. Село Белый Колодезь и творчество В.Г. Шварца. Дворцово- парковый комплекс Хомутовка, династия Левшиных. Дворцово-парковый комплекс Моква – усадьба Нелидовых. Имение А.А.Фета в селе Воробьевке.


Восьмой раздел «Курский край на литературной карте России» (4ч)

Фольклор Курского края. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве». Первые профессиональные писатели: Сильвестр Медведев и Карион Истомин. Сочинение «Деяния Петра Великого» Ивана Голикова. «Российский купец, именитый рыльский гражданин» - Григорий Шелихов. Жизнь и творчество курских писателей: В.Т. Нарежного, В.Ф. Раевского, Ф.Ф. Вадковского, М.Н. Паскевича, Н.А. Полевого, Е.Авдеевой и др. Особенности развития литературы в родном крае в 17-19 веках: Братья Марковы, А.А. Фет, А. Гайдар, Н.Асеев, Ю.Герман, В.В. Овечкин, К.Д. Воробьев, Е.И. Носов, и др.. Отражение жизни народа в литературе. Курская писательская организация.

Девятый раздел «Музыкальная жизнь Курского края» (4ч)

Старинные песни и хороводы. Первые композиторы нашего края: С.А. Дегтярёв, А.Д. Жилин, М.П. Гердличка, А.М. Абаза. Музыкальные деятели 20 века: Н.А. Рославец, Н.Обухов, Ф.Н. Надененко, М.Н. Блантер, Г.В. Свиридов и др. Курские исполнители :М.Г. Эрденко , певица Н.В. Плевицкая, И.П. Бурлак, Г.М. Нэлепп, В.В. Ивановский и др. Творчество Л.И. Ингоря, Ф.В. Гольцева, Е.Д. Легостаева.

Театральное искусство. М.С. Щепкин.


Одиннадцатый раздел «Топонимика Курской области» (6ч)

Основные понятия: топонимы, топонимика, гидронимы. Объяснение названия рек, населенных пунктов, ландшафтных топонимов. Деятельность человека в географических названиях. Именные и фамильные топонимы.


Двенадцатый раздел «Историческая символика края» (5)

Историческая символика края. История символики края в дореволюционный период. История символики городов области: Курск, Дмитриев, Обоянь, Льгов, Суджа, Тим, Фатеж, Щигры, Рыльск. Современная символика области.






Требования к уровню подготовки обучающихся:


Обучающиеся должны знать, понимать:

-основные факты, ключевые процессы и явления, характери­зующие краеведческую направ­ленность;

-важнейшие достижения куль­туры и системы ценностей, сфор­мированные в краеведении;

-памятники истории, природы Курской области и Тимского района;

-даты основных событий;

-термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников;

-результаты и итоги событий истории родного края, истории Отечества; важнейшие достиже­ния культуры Курского края и Рос­сии;

-изученные виды историче­ских источников.

Уметь:

-проводить поиск краеведче­ской информации в источниках различного типа и уметь анали­зировать её;

-участвовать в групповой ис­следовательской работе и пред­ставлять результаты в различных

формах: конспектах, сочинениях, проектах, публичной презента­ции;

-объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, происходящим в Курской облас­ти и Тимском районе.

-сравнивать исторические яв­ления, события, объяснять важ­нейшие исторические понятия;

-самостоятельно давать оцен­ку историческим явлениям, выс­казывать собственное мнение, читать историческую карту;

-группировать (классифицировать) исторические события и яв­ления по указанному признаку;

-сопоставлять однотипные процессы истории родного края и отечественной истории;

Сравнивать оценки историчес­ких событий, данные в учебном пособии, дополнительной литера­туре, документах.

- умело использовать знания об историческом пути и традици­ях народов России и родного края в общении с людьми дру­гой культуры, национальной ре­лигиозной принадлежности.


Оценка знаний обучающихся

по истории Курского края

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

 «Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

 «Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Оценка тестовых работ

При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

нет ошибок — оценка «5»;

одна ошибка - оценка «4»;

две ошибки — оценка «3»;

три ошибки — оценка «2».

для теста из 30 вопросов:

25—30 правильных ответов — оценка «5»;

19—24 правильных ответов — оценка «4»;

13—18 правильных ответов — оценка «3»;

меньше 12 правильных ответов — оценка «2».


Оценка реферата


Реферат оценивается по следующим критериям:

соблюдение требований к его оформлению;

необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

способность обучающегося понять суть задаваемых учителем вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Триместровые оценки учитель определяет на основе учета всех разовых оценок, но не выводит их как среднее арифметическое. Главную роль играют оценки, поставленные за ответы при устном индивидуальном опросе и при письменной проверке. Другие оценки имеют в основном корректирующее значение.

На основе триместровых оценок выводится годовая. При этом следует учитывать, насколько к концу года обучающиеся овладели основным содержанием предмета, как они ориентируются по карте и умеют её читать, в какой мере свободно они пользуются своими знаниями и умениями.


Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного  образа  и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.



Тематическое планирование

7 класс

Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час.

п/п

Дата

Тема урока

Примечание (домашнее задание)

по плану

по факту

"История Курского края с древнейших времён до конца 16 века"(8ч)


1.



Обретение Родины

П.1. С. 7-12

2



Начало гражданского общества

П.2. с.12-18

3.



Каменный век

П.3 .с. 18-29

4.



Феодосий Печерский родоначальник российской духовности. «Куреск на Тускоре»: Становление города.

П.4-5. С. 30-47

5.



Древние города. Борьба против кочевников.

П.1-2. С.47-53

6.



Нашествие монголо-татар. Курский край и Литва

П. 3-4. С.54-57

7.



Курский край в XVI веке

П.5-6. С.58-65

8.



Курский край в конце XVI- начале XVII вв.

П.7. С.66-75

"Курский край в 17-18 вв."(6ч)

9.



Курский край в XVII веке. Годы Петровских реформ.

П.1-2. С.76-83.

10



Протесты, бунты, восстания

П.3. с. 84-90

11



XVIII век: кризис крепостного строя

П.4. с.91-101

12



Российский Колумб из Курска. Духовный подвиг курского купца.


П.5-6.

С. 102-106

13



Курские клады и кладоискатели

П.7. с.107-110

14



Всех умнее, но и всех несчастнее.

П.8. с.116-125.

"Курский край в 19 в."(6ч)

15



Социально-экономическое развитие

П.1.С.126-135

16



Пореформенный скачок

П.2 с. 136-152

17



Провинциальная администрация Курской губернии. Курские купцы.


П.3-4. С.152-162

18



Из истории Курской археологии. Первые шаги 1828-1917гг.

П.5. с.163-178.

19



Экономика и политика в начале столетия. Советы на Курской земле.


П. 1-2. С. 178-182

20



«Курский герой труда». Династия Марковых в Курской губернии.

П.3.-4. С.189-193.

"Наш край в 20в.» (15ч)


21



Годы социальных потрясений. И встал брат на брата.

П. 1-2 с. 201-204

22



Махно в Курской губернии

П.3. с. 211-217.

23



Продналог в Курской губернии. Индустриализация народного хозяйства.

П.1-2. С. 218-224.

24



Коллективизация сельского хозяйства. Факторы развития культуры.

П.3-4 с.225-231.

25



Куряне в боевом строю. Оборонительные бои.

П.1-2. С.232-240.

26



Оккупационный режим. Борьба в тылу врага.

П.3. с. 241-248

27



Освобождение. Курская битва. Краткие итоги.

П.4-5. С.249-260.

28



Индустрия послевоенная. Проблемы и заботы села.

П.1-2. С.261-268.

29



Состояние и развитие культуры. Как это было.

П.3. С.269-272.

30



Наш Никита Сергеевич.

П-4. С.272-277.

31



Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг.

П.1 с.278-282

32.



Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг.

П.2 с.273-2826

33



Социально-экономическое положение Курской области в 1966-2004гг.

П.3 с.287-295.

34



Обобщение и повторение изученного материала. Итоговый тест.


35



Итоговое повторение.



















Тематическое планирование

8 класс

Количество часов Всего 35 часов; в неделю 1 час.

п/п

Дата

Тема урока

Примечание (домашнее задание)

по плану

по факту

Географический обзор (5)

1.



Географическое положение.

П.1-2, С.296-299, задание в контурной карте.

2



Агроклиматические и почвенные ресурсы.

П.3, с.299-302

3.



Хозяйство области. Промышленность.

П.4, с.302-307

4.



Сельское хозяйство.

П.5-6 .с. 307-319

5.



Хозяйство в условиях перехода к рынку. Население.

П.7-8. С. 319-325

Народное образование в Курской области (4)

6.



Народное образование в Курской области со второй половины IX до середины XIXвв.

П.1-2. С.326-331

7.



Народное образование в губернии середины XIX – начала XX вв.

П. 3. С. 332-335

8.



Народное образование в советский и постсоветский периоды

П.4. С335-342

9.



Нынешнее состояние образования в области

П.5. С335-351

Историко-культурные памятники и культовые учреждения области (7)

10



Монастыри. Крестный ход в Курской губернии.

П.1. С.352-358.

11



Коренная пустынь – духовный символ России.

П.2. с. 359-364

12



Марьино

П.3. с.365-382

13



Белый Колодезь

П.4.С. 382-388

14



Хомутовка

П.5. с.389-400

15



Моква

П.6. с.401-421.

16



Воробьевка

П.7. с. 422-439

Курский край на литературной карте России (4)

17



Кладезь народной мудрости. Курские мотивы в «Слове о полку Игореве»

П.1-2 с. 422-445

18



Из курского гнезда

П.3. С.446-451

19



В зеркале русской классической литературы

П.4. с. 451-456.

20



Фетовская вселенная красоты

П. 5. С. 456-468

Музыкальная жизнь Курского края (4)

21



Старинные песни и хороводы. Первые наши композиторы.

П.1-2. С.469-479.

22



Наш Курск – соавтор. Исполняют куряне.

П. 3-4 с. 479-485

23



Сочинено нашими современниками. Сею доброе, вечное.

П.5-6. с.486-491.

24



Театральная сцена.

П. 7. С. 491-498.

Топонимика Курской области (6)

25



Основные понятия.

П.1 с.499-501.

26



Название рек.

П.2. С.501-505.

27



Названия населенных пунктов

П.3. с. 506-512

28



Ландшафтные топонимы

П.4. С. 512-515.

29



Деятельность человека в географических названиях.

П.5. С.516-520.

30



Именные и фамильные топонимы

П.6. С.521-523.

Историческая символика края (5)

31



История символики края в дореволюционный период

П.1 с.524-528

32



История символики городов области. Современная символика области.

П.2-3 с.528-533.

33



Основные черты русского национального характера.

С.534-545

34



Обобщение и повторение изученного материала. Итоговый тест.


35



Итоговое повторение.
















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


1 . Аниканова И.В., Баскевич И.З., Белянский Ю.В. и др. под редакцией Королёва Б.Н., История и современность Курского края: региональное учебное пособие - ГУИПП «Курск», 2014г.

2. Атлас Курской области, под редакцией Р.В.Кабановой - М: Федеральная служба геодезии и картографии России, 2000 г.

3.Попков В.А. География Курской области. Москва-Курск 2010г.

4.Учебные материалы по географии Курской области.

5.Рабочая тетрадь по географии Курской области.

6. Состав. Т.П. Моисеенко. Курский край. Книга для чтения. КИНПО (ПКиПП)СОО, 2013.

7. А. Макарский. По Курской земле. Курск-2013.

8. В.А. Попков. История Курского края. Курск, 211.