Пояснительная записка
Статус документа
Программа по учебному курсу «Крымскотатарская литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897)
Программа предназначена для общеобразовательных организаций с крымскотатарским и русским языком обучения. Учитель в зависимости от количества часов на изучение учебного предмета может определять, сколько часов нужно выделить на изучение того или иного раздела или темы. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.
Программа является ориентиром для составления рабочих программ, может использоваться при тематическом планировании учебного предмета учителем. Программа определяет (инвариантную) обязательную и вариативную составляющие части учебного курса. При этом авторы учебных программ и учебников могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определение последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся. Тем самым примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, и предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного предмета .Рабочие программы, составленные на основе примерной программы, могут использоваться в учебных заведениях разного профиля и разной специализации.
Структура документа.
Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотацией к ним. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются произведения, представляющие высокую художественную ценность, совершенные в художественном и языковом отношении, содержание которых доступно учащимся, оказывают позитивное влияние на личность обучающегося, соответствуют возрастным и психологическим особенностям, а также культурно-историческим традициям в крымскотатарской литературе. Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указывается раздел, направление изучения творчества писателя, важнейшие стороны анализа конкретного произведения (раскрытие идейно-художественного содержания произведения, авторский замысел, характеристика персонажей); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.
В реализации программы важную роль играет использование принципа вариативности. Содержание программы представляет собой расширенный список авторов и произведений, обозначен характер их изучения, так что учитель может при составлении рабочей программы по крымскотатарской литературе самостоятельно выбрать рекомендованные составителями произведения, а также включить для дополнительного чтения любое другое, не вошедшее в содержание рабочей программы по своему усмотрению. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Формируя читателя, обучающиеся определяют круг чтения, расширяют знания о героях, которых запоминают на всю жизнь. Обучающиеся с помощью учителя решают