СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы 2016г

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана на основе программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Краснодар: Перспективы образования 2013г. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016- 2017 учебном году. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по кубановедению 1-4 классы 2016г»

Краснодарский край муниципальное образование

Северский район станица Северская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от 29 августа 2016 года

Председатель педсовета




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по кубановедению


Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 - 4 класс)


Количество часов 135 часов Уровень базовый

Учитель


Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение», Краснодар, ОИПЦ «Перспективы образования»,2013г, автор: Ерёменко Е.Н. и др.























I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе программы для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края, доработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования/ Краснодар: Перспективы образования 2013г. Авторы-составители: Ерёменко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., методических рекомендаций для образовательных организаций Краснодарского края о преподавании учебного предмета «Кубановедение» в 2016- 2017 учебном году.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей. В Краснодарском крае региональный (национально-региональный «Кубань – многонациональный край») компонент содержательно реализуется посредством преподавания с 1 по 11 класс учебного предмета «Кубановедение», который является обязательным.

Приоритетом современного начального общего образования становится гуманистическая направленность образования. Развитие личностных качеств, позволяющих быть успешным в современном мире, опирается на приобретение детьми опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход к обучению. Такие методы, как проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный, обеспечивают решение одной из главных задач начального образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении учебных задач. Урок кубановедения имеет потенциальные возможности для реализации вышеизложенных тенденций современного начального образования.

II. Общая характеристика учебного предмета

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что имея ярко выраженный интергративный характер, она соединяет в той или иной мере знания о природе, истории и обществе и через исследовательскую деятельность даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии предмета определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Цель предмета «Кубановедения» в начальной школе – развитие и воспитание гуманной, социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.

Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся решает следующие задачи:

  • воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия своего края;

  • развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

  • формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;

  • развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.

Предмет позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Рекомендовано введение в календарно-тематическое планирование из уроков, отведенных на обобщение и повторение, в авторской программе 4 часа в конце учебного года (май) с 1 по 11 класс по разделу «Духовные истоки Кубани»

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Кубановедение» разработана для 1–4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс – 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Нравственный выбор, ответственное отношение человека к самому себе и родным людям, к историческому и культурному наследию своего народа.

Активная преобразующая деятельность учащегося, направленная на позитивные изменения в окружающем мире.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценности православной культуры и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России и Кубани от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к народу, малой родине, в осознанном желании служить им.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В ходе реализации программы «Кубановедение» на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися: воспитательных результатов; воспитательного эффекта.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням: первый уровень результатов направлен на приобретение обучающимися социальных знаний; второй уровень результатов предполагает получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, которые лежат в основе бережного отношения к базовым ценностям и культурному наследию. третий уровень результатов предусматривает:

- получение обучающимися начального опыта самостоятельного исследования своего края, изучение его особенностей в сопоставлении с другими регионами;

- формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения в обществе.

Личностные результаты освоения учебной дисциплины «Кубановедение» должны отражать:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России, за свою семью;

осознание своей этнической и национальной принадлежности;

формирование личностного, социально ориентированного взгляда на свой род в его историческом и культурном ракурсе;

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла изучения малой родины;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов, населяющих Краснодарский край;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения в обществе;

наличие мотивации к творческому труду. Работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения предмета «Кубановедения» являются:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи исследовательской деятельности, поиска средств её осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в ходе исследовательской деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

использование различных способов поиска сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными, познавательными, исследовательскими задачами;

активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения исследовательских задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

аргументация свое точки зрения и оценка событий;

формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре;

освоение доступных способов изучения природы и истории Кубани.

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» является формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

  • называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;

  • знать основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении;

  • знать традиции своей школы;

  • называть улицы, расположенные вблизи дома и школы;

  • называть основные учреждения культуры, быта, образования своей станицы;

  • называть основные достопримечательности родной станицы;

  • называть профессии жителей своей станицы;

  • называть основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение).

2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:

  • соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;

  • оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

VI Содержание учебного предмета

Таблица тематического распределения количества часов


п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Адаптированная рабочая программа


1 класс



Введение

1

1

Я и моя семья

8

8

Я и моя школа

7

7

Я и мои родные места

9

9

Я и природа вокруг меня

8

4

Духовные истоки Кубани

-

4


2 класс



Введение. Символика района (города), в котором я живу

1

1

Природа моей местности

13

13

Труд и быт моих земляков

13

13

Населённые пункты

7

3

Духовные истоки Кубани

-

4


3 класс



Введение. Изучаем родной край

1

1

Нет в мире краше Родины нашей

11

11

Без прошлого нет настоящего

10

10

Казачьему роду нет переводу

12

8

Духовные истоки Кубани

-

4


4 класс



Введение. Мой край на карте России

1

1

Береги землю родимую, как мать любимую

11

11

Земля отцов - моя земля

13

13

Жизнь дана на добрые дела

9

5

Духовные истоки Кубани

-

4


Всего:

135

135


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 часа)

Введение. Мой родной край (1 час)

Раздел 1. Я и моя семья (8 часов)

Будем знакомы! Кто я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Праздники, которые мы отмечаем вместе. Творческий проект «Будем жить одной семьёй».

Раздел 2. Я и моя школа (7 часов)

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Традиции нашей школы. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Творческий проект «Мы такие разные, но так похожи».

Раздел 3. Я и мои родные места (9 часов)

Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах, на улице, в транспорте. Труд жителей моего населённого пункта. Труд моих родных. Исследовательский проект «Какой я житель».

Раздел 4. Я и природа вокруг меня (4 часов)

Растения и животные вокруг меня. Что где растёт, кто где живёт. Забота о комнатных растениях и домашних животных. Красота природы моей местности. Писатели, художники о красоте родного края. Творческая мастерская «Милый сердцу уголок».

Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4часа)

Семья. Родители. Родительская любовь и благословение.

Традиции казачьей семьи

Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины.

Планируемые предметные результаты:

учащиеся должны знать/понимать

  • своё полное имя, имена и отчества своих родных, домашний адрес;

  • адрес школы, основные помещения школы, их предназначение и месторасположение;

  • традиции своей школы;

  • улицы, расположенные вблизи школы и дома, безопасный путь из дома в школу и обратно;

  • основные учреждения культуры, образования, бытового обслуживания своего населённого пункта;

  • основные достопримечательности родного населённого пункта;

  • профессии жителей своего города (села, станицы и др.);

• основных представителей растительного и животного мира своей
местности (ближайшее окружение);

учащиеся должны уметь

  • выполнять правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;

  • составлять рассказ-описание по картине, по увиденному;

  • находить географические объекты на карте-схеме;

  • реализовывать коллективный исследовательский или творческий проект.

2 класс (34 часа)

Введение. Символика района (города), в котором я живу (1 час)

Раздел 1. Природа моей местности (13 часов)

Времена года на Кубани. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 1: «Уж небо осенью дышало». Формы земной поверхности моей местности. Водоёмы моей местности и их обитатели. Правила поведения у водоёмов. Растительный мир моей местности. Лекарственные растения. Правила сбора и использование лекарственных растений. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Животный мир моей местности. Красная книга Краснодарского края. Правила защитников природы. Исследовательский проект «Растения и животные в природе и жизни людей».

Раздел 2. Населённые пункты (3 часа)

Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 2: «Зимушка-зима, зима снежная была». Мой родной город (станица, аул, хутор, село). Улицы моего населённого пункта. История образования города (района). Глава города (района). Населённые пункты Краснодарского края. Исследовательский проект «Где я могу проводить свободное время».

Раздел 3. Труд и быт моих земляков (13 часов)

Казачья станица. Религиозные традиции моих земляков. Особенности казачьего быта. Уклад кубанской семьи. Ремёсла на Кубани. Труженики родной земли. Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 3: «Ласточка с весною в сени к нам летит». Профессии и место работы членов моей семьи. Мои земляки в годы Великой Отечественной войны. Семья и семейные традиции. Творческий проект «Труд в моей семье». Годовой исследовательский проект сезонных изменений. Часть 4: «Здравствуй, лето!».

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)

Родная земля. Родина. Поклонные кресты.

Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков.

Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя"

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать

  • особенности времён года, характерные для своей местности;

  • особенности рельефа своей местности;

  • названия водоёмов, крупных населённых пунктов своей местности;

  • названия и отличительные признаки некоторых растений и животных своей местности, правила защитников природы;

  • значение Красной книги Краснодарского края;

  • особенности труда и быта земляков;

  • родственные связи в семье, уклад семьи;

  • герб, флаг, гимн Краснодарского края;

  • кубанские песни, пословицы и поговорки;

  • основные правила поведения в общественных местах, в школе, на дорогах, у водоёмов, в парке, в лесу;

• имена выдающихся людей своего района;
учащиеся должны уметь

  • показывать на физической карте Краснодарского края основные изучаемые объекты, свой населённый пункт;

  • рассказывать о достопримечательностях своего населённого пункта;

  • различать растения своей местности (травы, деревья, кустарники; лекарственные и ядовитые растения);

  • выполнять правила поведения во время исполнения гимна и поднятия флага, а также у водоёмов, в лесу, в горах.

Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • поиска и обработки дополнительной информации о растительном и животном мире Краснодарского края, промыслах и ремёслах, распространённых на Кубани, и т. д.;

  • планирования и реализации индивидуального проекта мира. Тема родного края в творчестве талантливых людей. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Раздел 2. Без прошлого нет настоящего (10 часов) Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Раздел 3. Казачьему роду нет переводу (12 часов) Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

Планируемые предметные результаты: учащиеся должны знать/понимать

  • связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;

  • природные явления, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;

  • формы земной поверхности края;

  • водоёмы края;

  • названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;

  • историю возникновения своего населённого пункта, его названия;

  • герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;

• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта, науки;
учащиеся должны уметь

  • устанавливать связь между разнообразием растительного и животного мира и природными условиями местности;

  • различать особо охраняемые растения и редких животных;

•ориентироваться по физической карте Краснодарского края.
Учащиеся могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей;

  • выполнения правил поведения во время стихийных бедствий;


3 класс (34 часа)

Введение. Изучаем родной край (1 час)

Раздел 1. «Нет в мире краше Родины нашей» (11 часов).

Рельеф Краснодарского края. Природные явления (дождь, ветер, смерч, наводнение). Водоёмы Краснодарского края. Почвы, их значение для жизни растений и животных. Разнообразие растительного и животного мира в прошлом и настоящем. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Кубань — здравница России. Красота окружающего мира. Нет в мире краше Родины нашей (проектная работа).

Раздел 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов).

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города. Историческая карта ,история на карте . Переселение казаков на Кубань. С верою в сердце: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица республики Адыгея. Без прошлого нет настоящего (проектная работа).

Раздел 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов).

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя ,имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Мама. Твои земляки - труженики. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Казачьему роду нет переводу (проектная работа).

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)

Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства.

К концу 3 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;

• природные явленияия, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры в Краснодарском крае

• формы земной поверхности Краснодарского края;

• разновидности водоёмов Краснодарского края

• водоёмы края

• названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;

• герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района

• фамилии и имена выдающихся деятелей культуры , спорта и т. д.

уметь

• узнавать в окружающей природе ядовитые растения, грибы и животных, опасных для человека

• различать особо охраняемые растения и редких животных Краснодарского края

• ориентироваться по физической карте Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения над особенностями труда и быта людей своей местности

• выполнения правил во время стихийных бедствий, сбора грибов в своей местности

• правильного поведения у водоёма в разное время года

• бережного отношения к растениям и животным

4 класс (34 часа)

Введение. Краснодарский край на карте России (1 час)

Раздел 1. « Береги землю родимую, как мать любимую» (11 часов)

Природные зоны края. Кавказский биосферный заповедник. Заказники. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. Береги землю родимую, как мать любимую (проектная работа).

Раздел 2. «Земля отцов - моя земля» (13 часов).

История Кубани в архитектуре. Жилища различных эпох. Вещественные исторические источники. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем.. Письменные источники. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. Города и районы Краснодарского края. Екатеринодар - Краснодар. Краснодар- административный центр Краснодарского края (губернатор). Земля отцов - моя земля (проектная работа).

Раздел 3. «Жизнь дана на добрые дела» (9 часов).

Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки - гордость страны. Радетели земли кубанской. Жизнь дана на добрые дела (проектная работа).

Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4часа)

Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи - хранители материальной и духовной культуры. Я как хранитель духовного наследия Кубани. 10 заповедей.

К концу 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• природные зоны Краснодарского края, различные виды карт Краснодарского края(физическая, административная, историческая)и их отличительные особенности

• природные богатства родного края и их использование человеком

• символику Краснодарского края

• органы местного самоуправления

• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

• достопримечательности родного края, своего района

• наиболее важные события исторической, общественной,
спортивной и культурной жизни Краснодарского края

• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

• важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края

• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

• определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

• определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

• правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

• исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

• соблюдения изученных правил и безопасного поведения

• исполнения народных песен

• выполнения исследовательских и творческих проектов.


К концу 4 класса учащиеся должны:

знать/понимать

• природные зоны Краснодарского края, различные виды карт Краснодарского края(физическая, административная, историческая)и их отличительные особенности

• природные богатства родного края и их использование человеком

• символику Краснодарского края

• органы местного самоуправления

• даты важнейших событий в истории края, города, станицы, хутора и т.д.

• особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края

• достопримечательности родного края, своего района

• наиболее важные события исторической, общественной,
спортивной и культурной жизни Краснодарского края

• особенности хозяйственной деятельности людей, живущих на территории края

• важнейшие зоологические проблемы Краснодарского края

• заповедник, находящийся на территории Краснодарского края

• фамилии и имена выдающихся исторических, научных, культурных деятелей Кубани

уметь

• определять месторасположение Краснодарского края на физической карте России

• узнавать наиболее распространённые лекарственные растения своей местности

• определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных)

• правильно называть выдающиеся памятники культуры и истории Краснодарского края

• исполнять гимн Краснодарского края

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

• правильного поведения во время исполнения гимнов России и Кубани

• соблюдения изученных правил и безопасного поведения

• исполнения народных песен

• выполнения исследовательских и творческих проектов.


VIII. Материально –техническое обеспечение изучаемого курса.


Количество учебного оборудования приведено исходя из его необходимого минимума. Для характери­стики количественных показателей используются следующие обозначения:

Д - демонстрационный материал (не менее одного на класс);

К - полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф - комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П - комплект для работы в группах (один на 5 — 6 учащихся).

№ п/п


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Прим.


1 . Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)


1. 1.


Кубановедение: программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Еременко Е.Н., Мирук М.В.– Краснодар: Перспективы образования, 2014.






1.2.


Кубановедение. Практикум: учебное пособие для 1-4 кл. общеобразоват. учреждений / Е.Н. Ерёменко, Н.М. Зыгина, Г.В. Шевченко. – Краснодар: Перспективы образования, 2014.



1.3.


Учебные пособия «Кубановедение» 1 - 4 класс


К


1.4.


Научно-популярные книги (в соответствии с основным содержанием)


П


1.5

Справочная литература (справочники, энциклопедии)


П


1.6

Методические пособия для учителя


Д


2. Печатные пособия


2.1.


Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых


Д


2.2.


Географические карты региона, Российской Федерации


Д


2.3.


Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)


Ф


3. Технические средства обучения


3.1.


Аудиторная доска с набором приспособлений для закрепления карт и таблиц


Д


3.2.


Экспозиционный экран


Д


3.3.


Мультимедийный проектор


Д


3.4.


Компьютер


Д/Ф


3.5.


Сканер


Д


3.6.


Принтер


Д







СОГЛАСОВАНО:

Протокол заседания МО учителей начальных классов МБОУ СОШ № 59

от 29 августа 2016 года № 1

___________ /



СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

____________/

29 августа 2016 года


12