СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу биологии, изучаемому на базовом уровне. 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программе В.В. Пасечника, Р.Д. Маша и др., соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

В соответствии с учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в году (2 часа в неделю). Тип программы – базовая программа по биологии.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Базовый учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» – учебник для общеобразовательных учреждений.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу биологии, изучаемому на базовом уровне. 8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".


УТВЕРЖДЕНО

Приказ № ________ от «___» _________ 20___г.

Директор ____________ Л.В. Шиленкова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу биологии,

изучаемому на базовом уровне.

8 класс.

Срок реализации 2016 – 2017 учебный год.



Учитель биологии

первой квалификационной категории

Лыкова Наталья Сергеевна






2016 год

Пояснительная записка


Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программе В.В. Пасечника, Р.Д. Маша и др., соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.

В соответствии с учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в году (2 часа в неделю). Тип программы – базовая программа по биологии.

Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.

Базовый учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» – учебник для общеобразовательных учреждений.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи:

  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием своего собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;

  • формирование способности н готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Предусмотрены различные формы и методы преподавания учебного материала, уделяется большое внимание работе с учебником, есть практические работы. Используются демонстрации видеофрагментов, навыки исследовательской деятельности. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

В авторскую программу внесены следующие изменения:

  • На введение выделен 1 час, материал про развитие наук о человеке дается в виде фрагмента лекции.

  • За счет этого на тему «Клеточное строение. Ткани» выделен дополнительный час для закрепления материала о строении клетки.

  • На изучение темы «Пищеварительная система» выделено 5 часов. За счет этого 1 час выделен на тему «Выделительная система», т.к. один час не дает возможности рассказать профилактику заболеваний данной системы.

  • На изучение темы «Дыхательная система» выделено 4 часа, еще один час резервного времени для проведения контрольной работы.

Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной работе. При выполнении лабораторных работ предполагается изучение микропрепаратов, лабораторных муляжей.

Проводится 14 лабораторных работ: 9 - контролирующего характера, 5 - обучающего характера.

В рабочей программе используются следующие сокращения:

УИНМ – урок изучения нового материала;

УЗИМ – урок закрепления изученного материала;

УКПЗУ – урок комплексного применения знаний и умений;

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний;

КУ – комбинированный урок;

КЗУ – контроль знаний и умений.

Л. р. - лабораторная работа;

Пр. р. - практическая работа;

С. р. - самостоятельная работа с учебником.












































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Название темы

Количество часов

Введение

1 час

Глава I «Происхождение человека»

3 часа

Тема 1 «Происхождение человека»

3 часа

Глава II «Строение и функции организма»

64 часа

Тема 2 «Общий обзор организма»

1 час

Тема 3 «Клеточное строение организма»

4 часа

Тема 4 «Регуляция работы органов и систем органов»

1 час

Тема 5 «Опорно-двигательная система»

7 часов

Тема 6 «Внутренняя среда организма»

3 часа

Тема 7 «Кровеносная и лимфатическая системы организма»

6 часов

Тема 8 «Дыхательная система»

5 часов

Тема 9 «Пищеварительная система»

5 часов

Тема 10 «Обмен веществ и энергии»

4 часа

Тема 11 «Выделительная система»

2 часа

Тема 12 «Покровные органы. Терморегуляция»

3 часа

Тема 13 «Нервная система»

6 часов

Тема 14 «Железы внутренней секреции»

2 часа

Тема 15 «Анализаторы»

5 часов

Тема 16 «Высшая нервная деятельность»

5 часов

Тема 17 «Индивидуальное развитие организма»

5 часов

ИТОГО:

68 часов


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по биологии в 8 «А» классе (68 часов в год, 2 часа в неделю)


Количество контрольных работ за год:

Количество лабораторных работ за год:

Количество практических работ за год:

4

14

9 – контролирующего характера

5 – обучающего характера

1



Тема урока

Тип урока

Наименование самостоятельных практических, лабораторных, контрольных работ и их функции

Формы контроля знаний

Необходимое оборудование

Дата

по плану

по факту

Введение (1 час)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина – науки о человека.

Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни

1.

Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека и их становление.

УИНМ


Устный опрос

(фронтальный)

Таблицы, учебная презентация «Становление наук о человеке»

01.09. – 05.09.


Глава I «Происхождение человека»

Тема 1 «Происхождение человека» (3 часа)

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.


2.

Систематическое положение человека. Место человека в живой природе.

КУ

Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы – формирование умений работать с текстом, выделять главное

Результаты самостоятельной работы с учебником

Таблицы «Внутренние органы человека», «Черты сходства человека и приматов»

01.09. – 05.09.


3.

Историческое прошлое людей

КУ


Устный опрос


08.09. – 12.09.


4.

Расы человека

КУ

Письменный опрос по теме «Происхождение человека»

Результаты письменного опроса

Таблица «Человеческие расы»

08.09. – 12.09.


Глава II «Строение и функции организма»

Тема 2 «Общий обзор организма» (1 час)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека.


5.

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

УИНМ


Устный опрос

(фронтальный)

Таблицы «Расположение внутренних органов», «Ткань-орган-ситема органов»

15.09. – 19.09.


Тема 3 «Клеточное строение организма» (4 часа)

Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

Процессы жизнедеятельности организма человека.


6.

Понятие о внешней и внутренней среде организма. Строение клетки.

УИНМ

Тест «Строение клетки» - закрепить знания о строении клетки

Результаты тестирования

Таблица «Животная клетка»

15.09. – 19.09.


7.

Жизнедеятельность клетки

КУ


Устный опрос

(фронтальный)

Таблица «Животная клетка»

22.09. – 26.09.


8.

Понятие о тканях. Эпителиальные и соединительные ткани

УИНМ


Устный опрос

(фронтальный)

Таблица «Ткани», микропрепараты

22.09. – 26.09.


9.

Ткани. Мышечная и нервная ткань.

КУ

Тест «Ткани»

Результаты тестирования

Таблица «Ткани», микропрепараты

29.09. – 03.10.


Тема 4 «Регуляция работы органов и систем органов»

Клетки организма человека. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Понятие о нейро-гуморальной регуляции.


10.

Рефлекторная и гуморальная регуляция

КУ


Устный опрос

Таблица «Схема рефлекторной дуги»

29.09. – 03.10.


Тема 5 «Опорно-двигательная система» (7 часов)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

Строение и функции скелетных мышц Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы.

Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.


11.

Значение ОДС. Состав, строение и соединение костей

УИНМ

Л. р. № 1 (обучающая) «Микроскопическое строение костей» - изучить микроскопическое строение кости

Устный опрос (фронтальный)

Таблицы «Скелет», «Кость и её строение», «Соединение костей», микропрепараты

06.10. – 10.10.


12.

Скелет человека. Осевой скелет. Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей.

КУ


Устный опрос (фронтальный); работа по карточкам

Таблицы «Скелет», «Соединение костей»

06.10. – 10.10.


13.

Строение мышц

КУ

Л. р. № 2 (обучающая)

«Группы мышц» - определить месторасположение различных мышечных групп, выяснить выполняемые ими движения

Устный опрос (фронтальный)

Таблицы «Скелетные мышцы», «Мышцы (вид сзади)», «Мышцы (вид спереди)»

13.10. – 17.10.


14.

Работа скелетных мышц и их регуляция

КУ

Л. р. № 3 «Работа мышц» - наблюдение признаков утомления. Выяснить, за какое время наступает предельное утомление

Отчет о лабораторной работе № 3


13.10. – 17.10.


15.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

КУ

Л. р. № 4 «Осанка и плоскостопие» - выявление нарушений осанки и плоскостопия

Отчет о лабораторной работе № 4


20.10. – 24.10.


16.

Первая медицинская помощь при травмах ОДС

УЗИМ


Устный опрос (фронтальный и групповой)

Таблицы «Вывихи и переломы костей»

20.10. – 24.10.


17.

Обобщение по теме «Опорно-двигательная система»

КЗУ

Тематическое тестирование «Опорно-двигательная система»

Результаты тестирования

Карточки с заданиями теста

27.10. – 31.10.


Тема 6 «Внутренняя среда организма» (3 часа)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа тканевая жидкость.

Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет.

Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.


18.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды. Взаимосвязь компонентов внутренней среды.

УИНМ

Л. р. № 5«Изучение микроскопического строения крови» - изучить строение эритроцитов, найти взаимосвязь строения и функций

Отчет о лабораторной работе № 5

Таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», микропрепараты

27.10. – 31.10.


19.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет

КУ


Устный опрос

Таблица «Кровь человека», «Состав крови»

10.11. – 14.11.


20.

Иммунология на службе здоровья

УОСЗ

Тест «Состав крови»

Результаты тестирования


10.11. – 14.11.


Тема 7 «Кровеносная и лимфатическая системы организма» (6 часов)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения.

Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение.

Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.


21.

Транспортные системы организма

УИНМ


Устный опрос

(фронтальный)


17.11. – 21.11.


22.

Круги кровообращения

КУ

Тест «Кровообращение» - закрепление знаний о движении крови по кругам кровообращения

Результаты тестирования

Таблица «Схема кровообращения»

17.11. – 21.11.


23.

Строение и работа сердца

КУ

Л. р. № 6 «Строение сердца» - закрепить знания о строение сердца

Отчет о лабораторной работе № 6

Таблицы «Сердце», «Фазы работы сердца», муляж сердца человека

24.11. – 28.11.


24.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

КУ

Л. р. № 7 (обучающая)

«Функция венозных клапанов. Изменение кровообращения».

Л. р. № 8 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Отчет о лабораторной работе № 8

Текст и рисунки учебника.

24.11. – 28.11.


25.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

УКПЗУ

Л. р. № 9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (Функциональная проба) – выяснить степень тренированности своего сердца

Отчет о лабораторной работе № 9


01.12. – 05.12.


26.

Первая помощь при кровотечениях

УКПЗУ


Устный опрос

(фронтальный); работа в группах

Таблицы «Виды кровотечений»

01.12. – 05.12.


Тема 8 «Дыхательная система» (5 часов)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха.

Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания.

Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма.

Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.


27.

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания; дыхательные пути

УИНМ


Устный опрос

(фронтально)

Таблицы «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при глотании и дыхании»

08.12. – 12.12.


28.

Строение и функции легких. Легочное и тканевое дыхание

КУ


Устный опрос

Таблица «Система органов дыхания»

08.12. – 12.12.


29.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды

КУ


Устный опрос

Таблицы «Гортань и органы полости рта при глотании и дыхании»

15.12. – 19.12.


30.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации

УЗИМ

Л. р. № 10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» - измерить экскурсию грудной клетки и выяснить степень своей тренированности.

Л. р. № 11 «Определение частоты дыхания до и после нагрузок» - определить состояние дыхательной системы и степень тренированности

Отчеты о лабораторной работе № 10,

№ 11

Таблицы «Жизненная емкость легких»

15.12. – 19.12.


31.

Обобщение по темам «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы»

КЗУ

Мониторинг по текстам ГОРУНО

Результаты тестирования


22.12. – 26.12.


Тема 9 «Пищеварительная система» (5 часов)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни.

Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение.

Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.


32.

Питание и пищеварение

УИНМ


Устный опрос (фронтально)

Таблица «Пищеварительная система», «Органы пищеварения»

22.12. – 26.12.


33.

Пищеварение в полости рта. Глотание.

КУ


Устный опрос (фронтально)

Таблицы «Зубы», «Гортань и органы полости рта при глотании и дыхании»

12.01. – 16.01.


34.

Пищеварение в желудке

КУ

Л. р. № 12 (обучающая) «Изучение действия слюны на крахмал» - показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал

Устный опрос;

работа в группах

Таблица «Схема строения органов пищеварения»

12.01. – 16.01.


35.

Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ

КУ


Устный опрос.

Таблица «Схема строения органов пищеварения»

19.01. – 23.01.


36.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний

УЗИМ

Тест «Пищеварительная система» - контроль усвоения знаний о строении и функциях органов пищеварения

Результаты тестирования

Таблица «Болезни пищеварительной системы»

19.01. – 23.01.


Тема 10 «Обмен веществ и энергии» (4 часа)

Обмен веществ и энергии – необходимое условие жизнедеятельности. Понятие о пластическом и энергетическом обмене.

Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека.

Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания.

Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.


37.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ

КУ


Устный опрос.


26.01. – 30.01.


38.

Витамины и их роль в организме

КУ


Устный опрос.

Таблица «Витамины»

26.01. – 30.01.


39.

Энергозатраты человека и пищевой рацион

УКПЗУ

Пр. р. № 1 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат»

Результаты практической работы

Таблицы «Калорийность продуктов питания»

02.02. – 06.02.


40.

Обобщающий урок по теме «Пищеварение и обмен веществ»

КЗУ

Тестовые задания «Пищеварение и обмен веществ»

Результаты тестирования


02.02. – 06.02.


Тема 11 «Выделительная система» (2 часа)

Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек.

Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.


41.

Мочевыделительная система: строение и функции

УИНМ


Устный опрос.

Таблица «Органы выделения»

09.02. – 13.02.


42.

Регуляция мочеобразования и мочевыведения. Предупреждение почечных заболеваний

КУ

Тест «Мочевыделительная система» - закрепление знаний о строение выделительной системы

Результаты тестирования.

Таблица «Выделительная система»

09.02. – 13.02.


Тема 12 «Покровные органы. Терморегуляция» (3 часа)

Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи.

Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.


43.

Кожа – наружный покровный орган

УИНМ


Устный опрос.

Таблица «Кожа»

16.02. – 20.02.


44.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи

КУ


Устный опрос.


16.02. – 20.02.


45.

Терморегуляция организма. Закаливание

УКПЗУ

Тест «Кожа. Терморегуляция»

Результаты тестирования


23.02. – 27.02.


Тема 13 «Нервная система» (6 часов)

Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение.


46.

Значение и строение нервной системы

УИНМ


Устный опрос

Таблица «Схема строения нервной системы»

23.02. – 27.02.


47.

Строение и функции спинного мозга

КУ


Устный опрос

Таблицы «Спинной мозг (фрагмент)», «Спинной мозг и коленный рефлекс»

02.03. – 06.03.


48.

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка

КУ

Л. р. № 13 (обучающая) «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

Устный опрос

Таблицы «Головной мозг»

02.03. – 06.03.


49.

Строение и функции переднего мозга

УЗИМ

Устный опрос

Таблицы «Головной мозг»

09.03. – 13.03.


50.

Соматические и автономные отделы нервной системы

КУ


Устный опрос

Таблицы «Соматическая нервная система», «Автономная нервная система»

09.03. – 13.03.


51.

Обобщающий урок по теме «Нервная система человека»

КЗУ

Тематическое тестирование «Нервная система»

Результаты тестирования


16.03. – 20.03.


Тема 14 «Железы внутренней секреции» (2 часа)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение.


52.

Роль эндокринной регуляции

УИНМ


Устный опрос.

Таблицы «Железы внутренней секреции»

16.03. – 20.03.


53.

Функции желез внутренней секреции

КУ


Устный опрос.

Таблицы «Железы внутренней секреции»

30.03. – 03.04.


Тема 15 «Анализаторы» (5 часов)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элемент строения анализаторов.

Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль.

Нарушения работы анализаторов и их профилактика.


54.

Анализаторы: строение и значение

УИНМ


Устный опрос.


30.03. – 03.04.


55.

Зрительный анализатор

КУ

Л. р. № 14 (обучающая)

«Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением»

Устный опрос.

Таблицы «Зрительный анализатор»

06.04. – 10.04.


56.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней

УЗИМ

Тест по теме «Зрительный анализатор» - закрепление знаний о строении зрительного анализатора

Результаты тестирования

Таблицы «Зрительный анализатор»; карточки с заданиями теста

06.04. – 10.04.


57.

Слуховой анализатор

КУ

Тест по теме «Слуховой анализатор» - закрепление знаний и строении слухового анализатора

Результаты тестирования

Таблицы «Слуховой анализатор»; карточки с заданиями теста

13.04. – 17.04.


58.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса

КУ


Устный опрос.

Таблицы «Обонятельный и слуховой анализаторы»

13.04. – 17.04.


Тема 16 «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» (5 часов)

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитие психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки и их влияние на здоровье.


59.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

УИНМ


Устный опрос.


20.04. – 24.04.


60.

Врожденные и приобретенные программы поведения

КУ


Устный опрос.


20.04. – 24.04


61.

Сон и сновидения

КУ


Устный опрос, работа по карточкам


27.04. – 30.04.


62.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы

КУ


Устный опрос


27.04. – 30.04.


63.

Воля, эмоции, внимание

КУ


Устный опрос


04.05. – 08.05.


Тема 17 «Индивидуальное развитие организма» (5 часов)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.


64.

Жизненный цикл. Размножение

УИНМ


Устный опрос.


04.05. – 08.05.


65.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды

КУ


Устный опрос

Таблицы «Положение плода (человеческого эмбриона) в матке»

11.05. – 15.05.


66.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем

КУ


Устный опрос


11.05. – 15.05.


67.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности

КУ

Тест «Индивидуальное развитие организма»

Результаты тестирования


18.05. – 22.05.


68.

Обобщение и повторение

УОСЗ




18.05. – 22.05.


Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

  • Понимать значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья.

Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

  • Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

  • Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

  • Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

  • Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

  • Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

  • Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. п. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

  • Обмен веществ и превращение энергии - необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

  • Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

  • Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

  • Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический, Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

  • Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

  • Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

  • Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки.

Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.



















Список литературы

  1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013.

  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2005

  3. Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе. Программы – М.: Вентана-Граф, 2005

  4. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983

  5. Никишов А.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс – М.: Дрофа, 2003

  6. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1997

  7. Фросин В.Н., СМивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2006

  8. Тарасов В.В. Темы школьного курса. Иммунитет. История открытий – М.: Дрофа, 2005

  9. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002



































РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ГМО № ___ Зам. директора по УВР

от "___" ____________2016 г. _______/_____________./

_______/________________/ «___» ___________2016 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!