"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".
Приказ № ________ от «___» _________ 20___г.
Директор ____________ Л.В. Шиленкова
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программе В.В. Пасечника, Р.Д. Маша и др., соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии.
В соответствии с учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в году (2 часа в неделю). Тип программы – базовая программа по биологии.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
Базовый учебник Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев «Биология. Человек» – учебник для общеобразовательных учреждений.
Предусмотрены различные формы и методы преподавания учебного материала, уделяется большое внимание работе с учебником, есть практические работы. Используются демонстрации видеофрагментов, навыки исследовательской деятельности. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Особое внимание уделяется познавательной деятельности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной работе. При выполнении лабораторных работ предполагается изучение микропрепаратов, лабораторных муляжей.
Проводится 14 лабораторных работ: 9 - контролирующего характера, 5 - обучающего характера.
КЗУ – контроль знаний и умений.
Л. р. - лабораторная работа;
Пр. р. - практическая работа;
С. р. - самостоятельная работа с учебником.
№ | Тема урока | Тип урока | Наименование самостоятельных практических, лабораторных, контрольных работ и их функции | Формы контроля знаний | Необходимое оборудование | Дата |
по плану | по факту |
Введение (1 час) Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина – науки о человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни |
1. | Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека и их становление. | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблицы, учебная презентация «Становление наук о человеке» | 01.09. – 05.09. | |
Глава I «Происхождение человека» Тема 1 «Происхождение человека» (3 часа) Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. | |
2. | Систематическое положение человека. Место человека в живой природе. | КУ | Самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы – формирование умений работать с текстом, выделять главное | Результаты самостоятельной работы с учебником | Таблицы «Внутренние органы человека», «Черты сходства человека и приматов» | 01.09. – 05.09. | |
3. | Историческое прошлое людей | КУ | | Устный опрос | | 08.09. – 12.09. | |
4. | Расы человека | КУ | Письменный опрос по теме «Происхождение человека» | Результаты письменного опроса | Таблица «Человеческие расы» | 08.09. – 12.09. | |
Глава II «Строение и функции организма» Тема 2 «Общий обзор организма» (1 час) Строение организма человека. Уровни организации организма человека. | |
5. | Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблицы «Расположение внутренних органов», «Ткань-орган-ситема органов» | 15.09. – 19.09. | |
Тема 3 «Клеточное строение организма» (4 часа) Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. | |
6. | Понятие о внешней и внутренней среде организма. Строение клетки. | УИНМ | Тест «Строение клетки» - закрепить знания о строении клетки | Результаты тестирования | Таблица «Животная клетка» | 15.09. – 19.09. | |
7. | Жизнедеятельность клетки | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Животная клетка» | 22.09. – 26.09. | |
8. | Понятие о тканях. Эпителиальные и соединительные ткани | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Ткани», микропрепараты | 22.09. – 26.09. | |
9. | Ткани. Мышечная и нервная ткань. | КУ | Тест «Ткани» | Результаты тестирования | Таблица «Ткани», микропрепараты | 29.09. – 03.10. | |
Тема 4 «Регуляция работы органов и систем органов» Клетки организма человека. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Понятие о нейро-гуморальной регуляции. | |
10. | Рефлекторная и гуморальная регуляция | КУ | | Устный опрос | Таблица «Схема рефлекторной дуги» | 29.09. – 03.10. | |
Тема 5 «Опорно-двигательная система» (7 часов) Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | |
11. | Значение ОДС. Состав, строение и соединение костей | УИНМ | Л. р. № 1 (обучающая) «Микроскопическое строение костей» - изучить микроскопическое строение кости | Устный опрос (фронтальный) | Таблицы «Скелет», «Кость и её строение», «Соединение костей», микропрепараты | 06.10. – 10.10. | |
12. | Скелет человека. Осевой скелет. Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. | КУ | | Устный опрос (фронтальный); работа по карточкам | Таблицы «Скелет», «Соединение костей» | 06.10. – 10.10. | |
13. | Строение мышц | КУ | Л. р. № 2 (обучающая) «Группы мышц» - определить месторасположение различных мышечных групп, выяснить выполняемые ими движения | Устный опрос (фронтальный) | Таблицы «Скелетные мышцы», «Мышцы (вид сзади)», «Мышцы (вид спереди)» | 13.10. – 17.10. | |
14. | Работа скелетных мышц и их регуляция | КУ | Л. р. № 3 «Работа мышц» - наблюдение признаков утомления. Выяснить, за какое время наступает предельное утомление | Отчет о лабораторной работе № 3 | | 13.10. – 17.10. | |
15. | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | КУ | Л. р. № 4 «Осанка и плоскостопие» - выявление нарушений осанки и плоскостопия | Отчет о лабораторной работе № 4 | | 20.10. – 24.10. | |
16. | Первая медицинская помощь при травмах ОДС | УЗИМ | | Устный опрос (фронтальный и групповой) | Таблицы «Вывихи и переломы костей» | 20.10. – 24.10. | |
17. | Обобщение по теме «Опорно-двигательная система» | КЗУ | Тематическое тестирование «Опорно-двигательная система» | Результаты тестирования | Карточки с заданиями теста | 27.10. – 31.10. | |
Тема 6 «Внутренняя среда организма» (3 часа) Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И.И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. | |
18. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды. Взаимосвязь компонентов внутренней среды. | УИНМ | Л. р. № 5«Изучение микроскопического строения крови» - изучить строение эритроцитов, найти взаимосвязь строения и функций | Отчет о лабораторной работе № 5 | Таблицы «Кровеносная и лимфатическая системы», микропрепараты | 27.10. – 31.10. | |
19. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет | КУ | | Устный опрос | Таблица «Кровь человека», «Состав крови» | 10.11. – 14.11. | |
20. | Иммунология на службе здоровья | УОСЗ | Тест «Состав крови» | Результаты тестирования | | 10.11. – 14.11. | |
Тема 7 «Кровеносная и лимфатическая системы организма» (6 часов) Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении. | |
21. | Транспортные системы организма | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | | 17.11. – 21.11. | |
22. | Круги кровообращения | КУ | Тест «Кровообращение» - закрепление знаний о движении крови по кругам кровообращения | Результаты тестирования | Таблица «Схема кровообращения» | 17.11. – 21.11. | |
23. | Строение и работа сердца | КУ | Л. р. № 6 «Строение сердца» - закрепить знания о строение сердца | Отчет о лабораторной работе № 6 | Таблицы «Сердце», «Фазы работы сердца», муляж сердца человека | 24.11. – 28.11. | |
24. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения | КУ | Л. р. № 7 (обучающая) «Функция венозных клапанов. Изменение кровообращения». Л. р. № 8 «Изменение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | Отчет о лабораторной работе № 8 | Текст и рисунки учебника. | 24.11. – 28.11. | |
25. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | УКПЗУ | Л. р. № 9 «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке» (Функциональная проба) – выяснить степень тренированности своего сердца | Отчет о лабораторной работе № 9 | | 01.12. – 05.12. | |
26. | Первая помощь при кровотечениях | УКПЗУ | | Устный опрос (фронтальный); работа в группах | Таблицы «Виды кровотечений» | 01.12. – 05.12. | |
Тема 8 «Дыхательная система» (5 часов) Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. | |
27. | Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания; дыхательные пути | УИНМ | | Устный опрос (фронтально) | Таблицы «Органы дыхания», «Гортань и органы полости рта при глотании и дыхании» | 08.12. – 12.12. | |
28. | Строение и функции легких. Легочное и тканевое дыхание | КУ | | Устный опрос | Таблица «Система органов дыхания» | 08.12. – 12.12. | |
29. | Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды | КУ | | Устный опрос | Таблицы «Гортань и органы полости рта при глотании и дыхании» | 15.12. – 19.12. | |
30. | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации | УЗИМ | Л. р. № 10 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» - измерить экскурсию грудной клетки и выяснить степень своей тренированности. Л. р. № 11 «Определение частоты дыхания до и после нагрузок» - определить состояние дыхательной системы и степень тренированности | Отчеты о лабораторной работе № 10, № 11 | Таблицы «Жизненная емкость легких» | 15.12. – 19.12. | |
31. | Обобщение по темам «Взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы» | КЗУ | Мониторинг по текстам ГОРУНО | Результаты тестирования | | 22.12. – 26.12. | |
Тема 9 «Пищеварительная система» (5 часов) Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. | |
32. | Питание и пищеварение | УИНМ | | Устный опрос (фронтально) | Таблица «Пищеварительная система», «Органы пищеварения» | 22.12. – 26.12. | |
33. | Пищеварение в полости рта. Глотание. | КУ | | Устный опрос (фронтально) | Таблицы «Зубы», «Гортань и органы полости рта при глотании и дыхании» | 12.01. – 16.01. | |
34. | Пищеварение в желудке | КУ | Л. р. № 12 (обучающая) «Изучение действия слюны на крахмал» - показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал | Устный опрос; работа в группах | Таблица «Схема строения органов пищеварения» | 12.01. – 16.01. | |
35. | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | КУ | | Устный опрос. | Таблица «Схема строения органов пищеварения» | 19.01. – 23.01. | |
36. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний | УЗИМ | Тест «Пищеварительная система» - контроль усвоения знаний о строении и функциях органов пищеварения | Результаты тестирования | Таблица «Болезни пищеварительной системы» | 19.01. – 23.01. | |
Тема 10 «Обмен веществ и энергии» (4 часа) Обмен веществ и энергии – необходимое условие жизнедеятельности. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ. | |
37. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ | КУ | | Устный опрос. | | 26.01. – 30.01. | |
38. | Витамины и их роль в организме | КУ | | Устный опрос. | Таблица «Витамины» | 26.01. – 30.01. | |
39. | Энергозатраты человека и пищевой рацион | УКПЗУ | Пр. р. № 1 «Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат» | Результаты практической работы | Таблицы «Калорийность продуктов питания» | 02.02. – 06.02. | |
40. | Обобщающий урок по теме «Пищеварение и обмен веществ» | КЗУ | Тестовые задания «Пищеварение и обмен веществ» | Результаты тестирования | | 02.02. – 06.02. | |
Тема 11 «Выделительная система» (2 часа) Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика. | |
41. | Мочевыделительная система: строение и функции | УИНМ | | Устный опрос. | Таблица «Органы выделения» | 09.02. – 13.02. | |
42. | Регуляция мочеобразования и мочевыведения. Предупреждение почечных заболеваний | КУ | Тест «Мочевыделительная система» - закрепление знаний о строение выделительной системы | Результаты тестирования. | Таблица «Выделительная система» | 09.02. – 13.02. | |
Тема 12 «Покровные органы. Терморегуляция» (3 часа) Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. | |
43. | Кожа – наружный покровный орган | УИНМ | | Устный опрос. | Таблица «Кожа» | 16.02. – 20.02. | |
44. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи | КУ | | Устный опрос. | | 16.02. – 20.02. | |
45. | Терморегуляция организма. Закаливание | УКПЗУ | Тест «Кожа. Терморегуляция» | Результаты тестирования | | 23.02. – 27.02. | |
Тема 13 «Нервная система» (6 часов) Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение. | |
46. | Значение и строение нервной системы | УИНМ | | Устный опрос | Таблица «Схема строения нервной системы» | 23.02. – 27.02. | |
47. | Строение и функции спинного мозга | КУ | | Устный опрос | Таблицы «Спинной мозг (фрагмент)», «Спинной мозг и коленный рефлекс» | 02.03. – 06.03. | |
48. | Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка | КУ | Л. р. № 13 (обучающая) «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» | Устный опрос | Таблицы «Головной мозг» | 02.03. – 06.03. | |
49. | Строение и функции переднего мозга | УЗИМ | | Устный опрос | Таблицы «Головной мозг» | 09.03. – 13.03. | |
50. | Соматические и автономные отделы нервной системы | КУ | | Устный опрос | Таблицы «Соматическая нервная система», «Автономная нервная система» | 09.03. – 13.03. | |
51. | Обобщающий урок по теме «Нервная система человека» | КЗУ | Тематическое тестирование «Нервная система» | Результаты тестирования | | 16.03. – 20.03. | |
Тема 14 «Железы внутренней секреции» (2 часа) Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Нарушения деятельности эндокринной системы и их предупреждение. | |
52. | Роль эндокринной регуляции | УИНМ | | Устный опрос. | Таблицы «Железы внутренней секреции» | 16.03. – 20.03. | |
53. | Функции желез внутренней секреции | КУ | | Устный опрос. | Таблицы «Железы внутренней секреции» | 30.03. – 03.04. | |
Тема 15 «Анализаторы» (5 часов) Понятие об анализаторах. Органы чувств как элемент строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика. | |
54. | Анализаторы: строение и значение | УИНМ | | Устный опрос. | | 30.03. – 03.04. | |
55. | Зрительный анализатор | КУ | Л. р. № 14 (обучающая) «Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением» | Устный опрос. | Таблицы «Зрительный анализатор» | 06.04. – 10.04. | |
56. | Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней | УЗИМ | Тест по теме «Зрительный анализатор» - закрепление знаний о строении зрительного анализатора | Результаты тестирования | Таблицы «Зрительный анализатор»; карточки с заданиями теста | 06.04. – 10.04. | |
57. | Слуховой анализатор | КУ | Тест по теме «Слуховой анализатор» - закрепление знаний и строении слухового анализатора | Результаты тестирования | Таблицы «Слуховой анализатор»; карточки с заданиями теста | 13.04. – 17.04. | |
58. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния, вкуса | КУ | | Устный опрос. | Таблицы «Обонятельный и слуховой анализаторы» | 13.04. – 17.04. | |
Тема 16 «Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика» (5 часов) Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, П.К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитие психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки и их влияние на здоровье. | |
59. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности | УИНМ | | Устный опрос. | | 20.04. – 24.04. | |
60. | Врожденные и приобретенные программы поведения | КУ | | Устный опрос. | | 20.04. – 24.04 | |
61. | Сон и сновидения | КУ | | Устный опрос, работа по карточкам | | 27.04. – 30.04. | |
62. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы | КУ | | Устный опрос | | 27.04. – 30.04. | |
63. | Воля, эмоции, внимание | КУ | | Устный опрос | | 04.05. – 08.05. | |
Тема 17 «Индивидуальное развитие организма» (5 часов) Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения. | |
64. | Жизненный цикл. Размножение | УИНМ | | Устный опрос. | | 04.05. – 08.05. | |
65. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды | КУ | | Устный опрос | Таблицы «Положение плода (человеческого эмбриона) в матке» | 11.05. – 15.05. | |
66. | Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем | КУ | | Устный опрос | | 11.05. – 15.05. | |
67. | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. Интересы, склонности, способности | КУ | Тест «Индивидуальное развитие организма» | Результаты тестирования | | 18.05. – 22.05. | |
68. | Обобщение и повторение | УОСЗ | | | | 18.05. – 22.05. | |
Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина - науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.
Протокол заседания ГМО № ___ Зам. директора по УВР
от "___" ____________2016 г. _______/_____________./
_______/________________/ «___» ___________2016 г.