"Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области".
Приказ № ________ от «___» _________ 20___г.
Директор ____________ Л.В. Шиленкова
Рабочая программа по биологии 10 для класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина., соответствует Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта полного общего образования по биологии.
В соответствии с учебным планом школы на 2016 – 2017 учебный год рабочая программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). Тип программы – базовая программа по биологии.
Базовый учебник А.А. Каменский, Е.А. Крискунов, В.В. Пасечник «Общая биология. 10 – 11 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013.
Форма организации учебных занятий: классно-урочная система.
В результате изучения предмета учащиеся старших классов приобретают знания об особенностях жизни как формах существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами; о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии – клеточной, хромосомной, эволюционной, теории наследственности; об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Учащиеся научатся пользоваться общебиологическими закономерностями для объяснения вопросов происхождения и развития жизни на Земле; давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; решать генетические задачи; работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять планы, конспекты, писать рефераты; владеть языком предмета.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Проводятся 3 лабораторные работы, из них 1 – контролирующего характера, 2 – обучающего характера; 3 практические работы.
КЗУ – контроль знаний и умений.
Л. р. - лабораторная работа;
Пр. р. - практическая работа.
№ | Тема урока | Тип урока | Наименование самостоятельных практических, лабораторных, контрольных работ и их функции | Формы контроля знаний | Необходимое оборудование | Дата |
Введение. (4 часа) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Давать определение термину биология, гипотеза, теория, приводить примеры дифференциации и интеграции биологических наук, объяснять роль и значение биологических знаний в современном обществе, приводить примеры, перечислять методы научного исследования. Называть уровни организации и свойства живых существ, знать определение жизни, называть основные царства органического мира и их отличительные особенности. |
1 | Краткая история развития биологии | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст учебника | 1 неделя сентября |
2. | Методы исследования в биологии | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст учебника | 2 неделя сентября |
3. | Сущность жизни и свойства живого | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Презентация «Введение» | 2 неделя сентября |
4. | Уровни организации живой материи | КУ | | Устный опрос, работа по карточкам | | 3 неделя сентября |
Тема 1 «Основы цитологии » (32 часа) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Обучающиеся должны знать: что изучает наука цитология; какое строение имеют клетки; как происходит обмен веществ и энергии в клетке, синтез белков; что такое генетический код; что представляют собой вирусы. Обучающиеся должны уметь: характеризовать основные положения клеточной теории, давать определения понятиям мономер, полимер, биополимер, углеводы, липиды, белки, глобула, денатурация, гормоны, ферменты, катализ, макроэргическая связь, знать и уметь описать состав, строение, свойства и функции основных органических соединений., уметь объяснить механизм запасания и освобождения энергии в клетке, приводить примеры веществ-катализаторов, называть особенности и условия ферментативного катализа; описывать строение вирусных частиц, уметь доказать, что вирусы являются живыми организмами и внутриклеточными паразитами, приводить примеры вирусных заболеваний человека, характеризовать строение клетки, органоиды клетки, сравнивать клетки прокариоты и эукариоты, процессы ассимиляции и диссимиляции, фотосинтез и хемосинтез, автотрофный и гетеротрофный типы питания, объяснять процессы синтеза белка в клетке и митоза. |
5. | Методы цитологии. Клеточная теория. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Презентация «История изучения клетки» | 3 неделя сентября |
6. | Особенности химического состава клетки | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 4 неделя сентября |
7. | Вода и её роль в жизнедеятельности клетки | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 4 неделя сентября |
8. | Минеральные вещества и их роль в клетке | КУ | Письменный опрос по теме «Неорганические вещества клетки» | Результаты письменного опроса | | 1 неделя октября |
9. | Углеводы, их строение и значение | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 1 неделя октября |
10. | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 2 неделя октября |
11. | Строение белков | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Белки» | 2 неделя октября |
12. | Функции белков | КУ | Тест «Белки» - закрепление и знаний о белках | Результаты тестирования | Карточки с заданиями по вариантам | 3 неделя октября |
13. | Строение и функции ДНК | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Нуклеиновые кислоты». Макет «Молекула ДНК» | 3 неделя октября |
14. | Строение, типы и функции РНК | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Нуклеиновые кислоты» | 4 неделя октября |
15. | АТФ и другие органические вещества клетки | КУ | Тест «Нуклеиновые кислоты» | Результаты тестирования | Таблица «АТФ» | 4 неделя октября |
16. | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро | КУ | Л. р. № 1 (обучающая) «Строение клетки» | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Строение клетки» Текст и рисунки учебника. | 2 неделя ноября |
17. | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Строение клетки» Текст и рисунки учебника. | 2 неделя ноября |
18. | Строение клетки | УЗИМ | Л. р. № 2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Отчет о лабораторной работе № 2. | | 3 неделя ноября |
19. | Строение клетки. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Строение клетки» Текст и рисунки учебника. | 3 неделя ноября |
20. | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органойды движения | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Строение клетки» Текст и рисунки учебника. | 4 неделя ноября |
21. | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток | УОСЗ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 4 неделя ноября |
22. | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток | УЗИМ | Л. р. № 3(обучающая) «Сходства и различия в строении клеток растений и животных» | Устный опрос (фронтальный) | | 1 неделя декабря |
23. | Вирусы и бактериофаги – неклеточные формы жизни | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст и рисунки учебника | 1 неделя декабря |
24 | Обощающий урок по теме: «Строение клетки» | КЗУ | Тестирование «Строение клетки» - контроль усвоения знаний о клетке | Результаты тестирования | Карточки с заданиями по вариантам | 2 неделя декабря |
25. | Обмен веществ и энергии в клетке | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | | 2 неделя декабря |
26. | Энергетический обмен в клетке | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | | 3 неделя декабря |
27. | Питание клетки | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст и рисунки учебника. | 3 неделя декабря |
28. | Автотрофное питание. Фотосинтез | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Текст и рисунки учебника. | 4 неделя декабря |
29. | Автотрофное питание. Хемосинтез | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Текст и рисунки учебника. | 4 неделя декабря |
30. | Генетический код. Синтез белков в клетке | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Биосинтез белка» | 3 неделя января |
31. | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Биосинтез белка». Текст и рисунки учебника | 3 неделя января |
32. | Обобщающий урок по теме: «Обмен веществ и энергии в клетке» | КЗУ | Тестирование «Обмен веществ и энергии в клетке» - контроль усвоения знаний о клетке | Результаты тестирования | Карточки с заданиями по вариантам | 4 неделя января |
Тема 2 «Размножение и индивидуальное развитие организмов» (11 часов) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Обучающиеся должны знать: как размножаются различные виды живых организмов; какими способами делится клетка; как формируются гаметы и происходит оплодотворение; как развивается зародыш. Обучающиеся должны уметь: давать определение терминам размножение, гаметы, гермафродиты, гаметогенез, мейоз, коньюгация, кроссинговер, оплодотворение, онтогенез; характеризовать процессы развития гамет, оплодотворения, индивидуального развития организмов, сравнивать бесполое и половое размножение, эмбриональный и постэмбриональный периоды развития. |
33. | Жизненный цикл в клетке | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст и рисунки учебника | 4 неделя января |
34. | Митоз. Амитоз. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Непрямое деление клетки-митоз» | 5 неделя января |
35. | Мейоз. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Мейоз» | 5 неделя января |
36. | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблицы «Вегетативное размножение растений», «Грибы», «Мхи», «Папоротники» «Гидра» | 1 неделя февраля |
37. | Половое размножение. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблицы «Строение половых клеток», Гаметогенез. | 1 неделя февраля |
38. | Развитие половых клеток. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Гаметогенез» | 2 неделя февраля |
39. | Оплодотворение. Партеногенез. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | | 2 неделя февраля |
40. | Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст и рисунки учебника. | 3 неделя февраля |
41. | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Таблица «Эмбриональное развитие ланцетника» | 3 неделя февраля |
42. | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст и рисунки учебника. | 4 неделя февраля |
43. | Обощающий урок по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | КЗУ | Тестирование «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - контроль усвоения знаний по данной теме | Результаты тестирования | Карточки с заданиями по вариантам | 4 неделя февраля |
Тема 3 «Основы генетики» (15 часов) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Обучающиеся должны знать: основные закономерности наследственности изменчивости – законы Г. Менделя, уметь решать задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание; как гены взаимодействуют между собой; как возникают нарушения в генотипе и что они влекут за собой. Обучающиеся должны уметь: объяснять механизм наследования пола и причину соотношения полов 1:1; приводить примеры ненаследственной изменчивости, примеры широкой и узкой нормы реакции, отличать ненаследственную и наследственную изменчивость, называть виды наследственной изменчивости, характеризовать виды мутаций и причины, их вызывающие, называть практическое значение генетики |
44. | История развития генетики. Гибридологический метод. | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | | 1 неделя марта |
45. | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Моногибридное скрещивание» | 1неделя марта |
46. | Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 2 неделя марта |
47. | Решение задач. | УКПЗУ | Пр. р. № 1 – решение задач на 1 и 2 законы Г. Менделя, на неполное доминирование | Результаты практической работы № 1 | | 2 неделя марта |
48. | Дигибридное скрещивание. | УКПЗУ | Пр. р. № 2 – решение задач на 3 закон Г. Менделя | Результаты практической работы № 2 | Таблица «Дигибридное скрещивание» | 3 неделя марта |
49. | Хромосомная теория наследования. | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | | 3 неделя марта |
50. | Взаимодействие неаллельных генов. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | | 5 неделя марта |
51. | Цитоплазматическая наследственность. | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | | 1 неделя апреля |
52. | Генетическое определение пола | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | Текст и рисунки учебника. | 2 неделя апреля |
53. | Решение задач. | УКПЗУ | Пр. р. № 3 – решение задач на наследование признаков, сцепленных с полом | Результаты практической работы № 3 | | 2 неделя апреля |
54. | Изменчивость. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблица «Модификационная изменчивость» | 3 неделя апреля |
55. | Мутационная изменчивость. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | Таблицы «Мутации у растений», «Мутации у животных», «Полиплоидия» | 3 неделя апреля |
56. | Виды мутаций. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 4 неделя апреля |
57. | Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. | КУ | | Устный опрос (фронтальный, индивидуальный) | | 4 неделя апреля |
58. | Обощающий урок по теме: «Основы генетики». | КЗУ | Контрольная работа «Основы генетики» - контроль усвоения знаний по данной теме | Результаты контрольной работы | Карточки с заданиями по вариантам | 5 неделя апреля |
Тема 4 «Генетика человека» (3 часа) Требования к уровню обученности и компетентности учащихся при изучении данной темы: Обучающиеся должны знать: как изучают генетику человека; какие заболевания называют генетическими. Обучающиеся должны уметь: характеризовать методы, изучающие генетику человека, объяснять причины наследственности и изменчивости, находить информацию, анализировать и оценивать влияние различных вредных факторов на наследственность человека. |
59. | Методы исследования в генетике человека. | УИНМ | | Устный опрос (фронтальный) | | 1 неделя мая |
60. | Генетика и здоровье. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | | 2 неделя мая |
61. | Проблемы генетической безопасности. | КУ | | Устный опрос (фронтальный) | | 2 неделя мая |
Тема 5 «Повторение» (7 часов) |
62. | Повторение темы «Основы цитологии» | УОСЗ | Тестирование | Результаты тестирования | | 3 неделя мая |
| Повторение темы «Основы цитологии» | УОСЗ | | Устный опрос | | 3 неделя мая |
63. | Повторение темы «Основы цитологии» | УОСЗ | Тестирование | Результаты тестирования | | |
64. | Повторение темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | УОСЗ | | Устный опрос | | |
65. | Повторение темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов» | | | Устный опрос | | |
66. | Повторение темы «Основы генетики» | УОСЗ | Решение генетических задач | Повторение темы «Основы генетики» | | |
67. | Повторение темы «Основы генетики» | УОСЗ | Решение генетических задач | Повторение темы «Основы генетики» | | |
68. | Обобщение и повторение за курс 10 класса | УОСЗ | | Устный опрос | | |
Протокол заседания МС № ___ Зам. директора по УВР
от "___" ____________2016 г. _______/____________./
_______/________________/ «___» ___________2016 г.