СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности) 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Доноведение" поможет педагогам организовать внеурочную деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности) 3 класс»

г. Азов, Ростовская область

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Азова

«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 13

Приказ № 83-о от «30» августа 2016г.

_________ / Черкесова Г.И. /

ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности)

Уровень общего образования (класс):

начальное общее образование , 3 – А класс

Количество часов:

1 час в неделю, 34 часа в год

Учитель:

СЕЧЕНЫХ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА

Программа разработана на основе:

Программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г. Ткаченко.















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

ШМО учителей №1

МБОУ СОШ № 13 г. Азова

от 26 августа 2016 г.

руководитель ШМО

Калугина О.С. /________/



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по МР

Глущенко Л.В. /________/


8 сентября 2016 года



ПРИНЯТО

Решение педагогического совета

МБОУ СОШ № 13 г. Азова

протокол № 1 от 29.08.2016 г.











Пояснительная записка

Курс направлен на реализацию целей обучения доноведению в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Задачи курса:

Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


Рабочая программа по доноведениюдля 3 а класса на 2016/17 учебный год составлена на основе авторской программы курса «Доноведение» ( авторы:канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)

с целью :

  • Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2016- 2017 учебный год,

  • Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС по доноведению.


Рабочая программа составлена на основе следующей нормативной базы:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);

  • Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);

  • Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2014. – 576 с. –(Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования « (от 12.05.2011 № 03-296 );

  • Авторская программа курса «Доноведение». : канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)

  • Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2016 – 2017 учебный год (приказ № 271 от 18.04.2016 г.):

  • Устав МБОУ СОШ № 13 г. Азова;

  • Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова;

  • Образовательная программа МБОУ СОШ № 13;

  • Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2016-2017уч.год (приказ № 83-о от 30.08.2016г.)


Программа ориентирована на использование авторской программы «Доноведение» под редакцией канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревскойи обеспечивается учебными пособиями:

Е.Ю. Сухаревская. Доноведение. Рабочая тетрадь к курсу. 3 класс. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2016 г.

Е.Ю. Сухаревская , Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013 г.


Учебные пособия входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях на 2016-2017 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г. № 576).


Задачи курсаокружающий мир 3 класса

При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.

  2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

  3. История Донского края – часть истории Отечества.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

Экскурсии

«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;

«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;

в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.

Исследовательские, проектные и практические работы

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».

Исследовательская деятельность по проблемам:

- «Город (станица)… Ростовской области»,

- «Мир природного сообщества родного края», -

- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.

Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.

Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по окружающему миру, включающей разнообразную проектную деятельность.

Наряду в основной формой ( занятием ) рекомендуется проводить экскурсии в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны. В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.

Итоговым контролем является текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, тематические выставки по изучаемым темам того или иного раздела программы.

В школьном учебном плане на 2016 - 2017 учебный год на преподавание вариативного курса «Доноведение» в 3 а классе предусматривается 1 час в неделю, продолжительностьучебного года составляет 34 недели, с учетом годовогокалендарногоплана-графика и расписания занятий на 2016-2017учебный год – 33 часа в год.

Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания внеурочных занятий и обеспечивает рациональное распределение внеучебного материала:


I четверть – 8 ч.

IIчетверть – 8 ч.

IIIчетверть – 11 ч.

IVчетверть – 6 ч.

Итого - 33 часа


Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 3 класса.


Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты


В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;


могут научиться:

регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

познавательным универсальным учебным действиям,включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

могут научиться:

личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;








Содержание учебного предмета, курса


п/п


Наименование разделов учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Планируемые результаты Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Система оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень

1

Я и окружающий мир (5 ч)


Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;


Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


2

Природа Донского края (11 ч)


Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие).

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с

родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;































Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


3

Человек и природа (4ч)


Профессия — метеоролог.
Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3—4 профессиях).

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;


Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


4

Жизнь на Дону (10 ч)


Тайны донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис — древний город.
Донской край — казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье.
Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону.

регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца.

познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;


Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы.


5.

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3 ч)


Сретенье, пасха, вербное воскресенье.







Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение»

3 класс


П/П

Дата проведения

Тема

Кол-во

часов

Вид и форма контроля

(темы контрольных, практических, лабораторных, тестовых работ, экскурсий)

план

факт

1 четверть (8ч)

Я и окружающий мир (3ч)

1

05.09.16


Край, в котором я живу

1

Проблемный диалог

2

12.0916


О городах и станицах родного края

1

Беседа. Фронтальная

3

19.09.16


С днём рождения, родной город (село)

1

Проблемный диалог

Природа Донского края (5ч)

4-5

26.09.16

03.10.16


У природы нет плохой погоды

2

Групповая работа

6

10.10.16


Живая вода.

1

Беседа. Фронтальная

7

17.10.16


Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края

1

Беседа. Фронтальная

8

24.10.16


Растения и животные водоёмов.

1

Групповая работа

2четверть

Жизнь на Дону (8ч)

9

07.11.16


Тайны Донской земли

1

Беседа. Фронтальная

10

14.11.16


Танаис – древний город

1

Проблемный диалог

11

21.11.16


Дикое поле

1

Работа с учебником

12

28.11.16


Донской край – казачий край

1

Групповая, парная работа

13

05.12.16


Первые казачьи городки

1

Работа с учебником

14

12.12.16


Казачья семья

1

Опрос, фронтальная

15

19.12.16


Жилище казака

1

Групповая, парная работа

16

26.12.16


История вещей. Одежда.

1

Работа с учебником

3 четверть (11ч)

Жизнь на Дону (2ч)

17

09.01.17


История вещей. Посуда.

1

Опрос, фронтальная

18

16.01.17


Славен Дон!

1

Работа с учебником

Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3ч)

19

23.01.17


Сретение. Сороки.

1

Опрос, фронтальная

20

30.01.17


Встреча птиц.

1

Выполнение тренировочных заданий

21

06.02.17


Пасха, Вербное воскресенье

1

Беседа. Фронтальная

Природа Донского края (6ч)

22

13.02.17


Природная поверхность нашего края

1

Работа с учебником

23

20.02.17


Из недр Донской земли

1

Групповая, парная работа

24

27.02.17


Почвы родного края

1

Работа с учебником

25

06.03.17


Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи.

1

Опрос, фронтальная

26

13.03.17


Природные экосистемы луга

1

Беседа. Фронтальная

27

20.03.17


Природные экосистемы леса

1

Проблемный диалог

4 четверть (6ч)

Человек и природа (4ч)

28

03.04.17


Донская земля – житница России

1

Групповая, парная работа

29

10.04.17


Сельское хозяйство на Дону: земледелие.

1

Работа с учебником

30

17.04.17


Казачьи посиделки

1

Опрос, фронтальная

31

24.04.17


Сельское хозяйство на Дону: животноводство

1

Беседа. Фронтальная

Я и окружающий мир (2ч)

32

15.05.17


Славься наш край!

1

Групповая, парная работа

33

22.05.1


Славься наш край!

1

Беседа. Фронтальная