г. Азов, Ростовская область
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
города Азова
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 13
Приказ № 83-о от «30» августа 2016г.
_________ / Черкесова Г.И. /
ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Доноведение» (социальное направление внеурочной деятельности)
Уровень общего образования (класс):
начальное общее образование , 3 – А класс
Количество часов:
1 час в неделю, 34 часа в год
Учитель:
СЕЧЕНЫХ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Программа разработана на основе:
Программы для общеобразовательных учреждений . 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А. Каклюгина, Л.В. Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г. Ткаченко.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей №1 МБОУ СОШ № 13 г. Азова от 26 августа 2016 г. руководитель ШМО Калугина О.С. /________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по МР Глущенко Л.В. /________/ 8 сентября 2016 года |
ПРИНЯТО
Решение педагогического совета
МБОУ СОШ № 13 г. Азова
протокол № 1 от 29.08.2016 г.
Пояснительная записка
Курс направлен на реализацию целей обучения доноведению в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать задачи, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Задачи курса:
Цель изучения курса является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Рабочая программа по доноведениюдля 3 а класса на 2016/17 учебный год составлена на основе авторской программы курса «Доноведение» ( авторы:канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)
с целью :
Адаптировать авторскую программу к ШУП на 2016- 2017 учебный год,
Обеспечить технологию качественной реализации данной программы и достижения целей, поставленной в ней и ФГОС по доноведению.
Рабочая программа составлена на основе следующей нормативной базы:
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2016-2017 учебный год»;
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. – АСТ-Астрель Москва 2014. – 576 с. –(Новый стандарт начального образования), рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
Письмо Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования « (от 12.05.2011 № 03-296 );
Авторская программа курса «Доноведение». : канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А. Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко)
Приказ об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2016 – 2017 учебный год (приказ № 271 от 18.04.2016 г.):
Устав МБОУ СОШ № 13 г. Азова;
Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова;
Образовательная программа МБОУ СОШ № 13;
Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2016-2017уч.год (приказ № 83-о от 30.08.2016г.)
Программа ориентирована на использование авторской программы «Доноведение» под редакцией канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревскойи обеспечивается учебными пособиями:
Е.Ю. Сухаревская. Доноведение. Рабочая тетрадь к курсу. 3 класс. Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2016 г.
Е.Ю. Сухаревская , Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2013 г.
Учебные пособия входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в образовательных организациях на 2016-2017 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015г. № 576).
Задачи курсаокружающий мир 3 класса
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
История Донского края – часть истории Отечества.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразностипредполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их непроходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Экскурсии
«Родной город (село)», «Города Ростовской области», «Танаис – древний город»;
«Сезонные изменения в природе родного края», «Разнообразие водоёмов родного края», «Влияние деятельности человека на природу»;
в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с бытом казаков.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; «Почвы родного края».
Исследовательская деятельность по проблемам:
- «Город (станица)… Ростовской области»,
- «Мир природного сообщества родного края», -
- «Водоём родного края», «Кто работает на родной земле» и др.
Проекты: «Город раньше и теперь» (коллаж), «Жизнь и быт казаков» (изготовление поделок), и др.
Данная программа предусматривает взаимосвязь с внеклассной работой по окружающему миру, включающей разнообразную проектную деятельность.
Наряду в основной формой ( занятием ) рекомендуется проводить экскурсии в краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны. В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Итоговым контролем является текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, тематические выставки по изучаемым темам того или иного раздела программы.
В школьном учебном плане на 2016 - 2017 учебный год на преподавание вариативного курса «Доноведение» в 3 а классе предусматривается 1 час в неделю, продолжительностьучебного года составляет 34 недели, с учетом годовогокалендарногоплана-графика и расписания занятий на 2016-2017учебный год – 33 часа в год.
Календарно - тематическое планирование составлено с учетом плана - графика работы школы и расписания внеурочных занятий и обеспечивает рациональное распределение внеучебного материала:
I четверть – 8 ч.
IIчетверть – 8 ч.
IIIчетверть – 11 ч.
IVчетверть – 6 ч.
Итого - 33 часа
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 3 класса.
Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны: иметь представления: о связях между живой и неживой природой родного края; о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области; об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле; об истории родного края; знать: объекты неживой и живой природы Ростовской области; особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности; водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве; полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области; государственную символику Ростовской области, своего района; важнейшие события в истории родного края; народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх); родственные связи в семье; правила поведения в общественных местах и на улице; уметь: различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида); различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида); узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида); приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3); описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села); показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение; приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области; | могут научиться: регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности: - ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца. познавательным универсальным учебным действиям,включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем: находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | могут научиться: личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: - анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; |
Содержание учебного предмета, курса
№ п/п | Наименование разделов учебной программы | Характеристика основных содержательных линий | Планируемые результаты Требования ФГОС Планируемые результаты по предмету | Система оценки планируемых результатов |
Базовый уровень | Повышенный (функциональный) уровень |
1 | Я и окружающий мир (5 ч) | Край, в котором я живу. Ростовская область как административная единица. Герб, флаг, гимн Ростовской области. Ростовская область на карте. Города Ростовской области. История села (города): Достопримечательности. Знакомство с известными людьми | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
2 | Природа Донского края (11 ч) | Природные условия, процессы и явления, характерные для Ростовской области (гололёд, туманы, ливневые дожди, грозы). Существенные признаки сезонных изменений в крае. Климат, погода. Вода. Её распространение и значение для живых организмов Донского края. Водоёмы Донского края. Реки: Дон, Сал, Северский Донец, Егорлык, Калитва, Западный Маныч, Таганрогский залив, Цимлянское водохранилище, Озеро Маныч – Гудило. Природная экосистема водоёма. Рельеф родного края: холмистая равнина, овраги, терриконы, курганы. Полезные ископаемые – известняк, песок, глина. Их месторождение в родном крае. Бережное использование природных богатств. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Природные экосистемы Донского края (лес, луг, поле). Дикорастущие и культурные растения Донского края (различие). | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
3 | Человек и природа (4ч) | Профессия — метеоролог. Сельскохозяйственная деятельность человека в крае: земледелие, животноводство. Профессии, связанные с сельским хозяйством (общее представление о 3—4 профессиях). | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
4 | Жизнь на Дону (10 ч) | Тайны донской земли. Первые поселения на Дону. Танаис — древний город. Донской край — казачий край. Первые казачьи городки. Особенности быта казаков (жилище, посуда, одежда, ремесла), их традиции и праздники. Казачья семья. Воспитание в казачьей семье. Обычаи, весенние обряды и праздники на Дону. | регулятивные— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); — составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; — вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; — оценивать собственные знания и умения; — доводить дело до конца. познавательные— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; — проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; — ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; коммуникативные— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; — осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | личностные— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края; — объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; | Текущий контроль проводится в форме устного опроса, пересказа (подробного, выборочного, краткого), например, выполнение заданий в рабочей тетради, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы. |
5. | Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3 ч) | Сретенье, пасха, вербное воскресенье. | | | |
Календарно - тематическое планирование курса «Доноведение»
3 класс
№ П/П | Дата проведения | Тема | Кол-во часов | Вид и форма контроля (темы контрольных, практических, лабораторных, тестовых работ, экскурсий) |
план | факт |
1 четверть (8ч) |
Я и окружающий мир (3ч) |
1 | 05.09.16 | | Край, в котором я живу | 1 | Проблемный диалог |
2 | 12.0916 | | О городах и станицах родного края | 1 | Беседа. Фронтальная |
3 | 19.09.16 | | С днём рождения, родной город (село) | 1 | Проблемный диалог |
Природа Донского края (5ч) |
4-5 | 26.09.16 03.10.16 | | У природы нет плохой погоды | 2 | Групповая работа |
6 | 10.10.16 | | Живая вода. | 1 | Беседа. Фронтальная |
7 | 17.10.16 | | Разнообразие водоемов родного края. Главная река нашего края | 1 | Беседа. Фронтальная |
8 | 24.10.16 | | Растения и животные водоёмов. | 1 | Групповая работа |
2четверть |
Жизнь на Дону (8ч) |
9 | 07.11.16 | | Тайны Донской земли | 1 | Беседа. Фронтальная |
10 | 14.11.16 | | Танаис – древний город | 1 | Проблемный диалог |
11 | 21.11.16 | | Дикое поле | 1 | Работа с учебником |
12 | 28.11.16 | | Донской край – казачий край | 1 | Групповая, парная работа |
13 | 05.12.16 | | Первые казачьи городки | 1 | Работа с учебником |
14 | 12.12.16 | | Казачья семья | 1 | Опрос, фронтальная |
15 | 19.12.16 | | Жилище казака | 1 | Групповая, парная работа |
16 | 26.12.16 | | История вещей. Одежда. | 1 | Работа с учебником |
3 четверть (11ч) |
Жизнь на Дону (2ч) |
17 | 09.01.17 | | История вещей. Посуда. | 1 | Опрос, фронтальная |
18 | 16.01.17 | | Славен Дон! | 1 | Работа с учебником |
Обычаи. Весенние обряды и праздники на Дону (3ч) |
19 | 23.01.17 | | Сретение. Сороки. | 1 | Опрос, фронтальная |
20 | 30.01.17 | | Встреча птиц. | 1 | Выполнение тренировочных заданий |
21 | 06.02.17 | | Пасха, Вербное воскресенье | 1 | Беседа. Фронтальная |
Природа Донского края (6ч) |
22 | 13.02.17 | | Природная поверхность нашего края | 1 | Работа с учебником |
23 | 20.02.17 | | Из недр Донской земли | 1 | Групповая, парная работа |
24 | 27.02.17 | | Почвы родного края | 1 | Работа с учебником |
25 | 06.03.17 | | Цвети, мой край родной! Природная экосистема степи. | 1 | Опрос, фронтальная |
26 | 13.03.17 | | Природные экосистемы луга | 1 | Беседа. Фронтальная |
27 | 20.03.17 | | Природные экосистемы леса | 1 | Проблемный диалог |
4 четверть (6ч) |
Человек и природа (4ч) |
28 | 03.04.17 | | Донская земля – житница России | 1 | Групповая, парная работа |
29 | 10.04.17 | | Сельское хозяйство на Дону: земледелие. | 1 | Работа с учебником |
30 | 17.04.17 | | Казачьи посиделки | 1 | Опрос, фронтальная |
31 | 24.04.17 | | Сельское хозяйство на Дону: животноводство | 1 | Беседа. Фронтальная |
Я и окружающий мир (2ч) |
32 | 15.05.17 | | Славься наш край! | 1 | Групповая, парная работа |
33 | 22.05.1 | | Славься наш край! | 1 | Беседа. Фронтальная |
| | | | | |