Комитет администрации Первомайского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
“Логовская средняя общеобразовательная школа”
Протокол педсовета №7 «22» августа 2016 года | УТВЕРЖДАЮ: директор МБОУ «Логовская сош» ______________________ /С.В.Толокольников/ Приказ №81 от 1 сентября 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социальной экологии Алтайского края
9 класс
(основное общее образование, школьный компонент)
2016 - 2017 учебный год
Программа разработана на основе авторской программы непрерывного экологического образования А.Т.Зверева (2002) и примерной учебной программы “Экология Алтайского края” (АКИПКРО, 2005).
Учитель: Зырянова Н.А.
с. Логовское
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ведущая цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового сообщества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.
Изучение социальной экологии Алтайского края в 9 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:
- расширение миропонимания на основе современной экологической картины мира (понимания многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни; понимания экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем; понимания причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов; понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры; понимания экологической культуры как элемента общей культуры человека; понимания концепции устойчивого развития человечества как эволюции
природы и общества; понимания необходимости оптимизации взаимоотношений общества и природы как социальной проблемы);
- воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;
- обеспечение условий, способствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».
Задачи обучения:
- формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнообразии на региональном и локальном уровнях;
- формирование представлений о живой природе Алтайского края и влиянии на неё человека;
- развитие экологического мышления и формирования экологической культуры;
- формирование активной гражданской позиции;
- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.
В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания образования по предметам: «Окружающий мир», биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно относиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.
Обучение учащихся основывается на основных принципах:
- опоры на знания из повседневной жизни, на знания, полученные при изучении географии, истории, обществоведения;
- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;
- деятельностного подхода;
- доступности восприятия учебного материала;
- формирования представления о социальной экологии как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.
Изучение курса социальной экологии Алтайского края в 9 классе в МОУ «Логовская сош» осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами биологии, географии России, географии Алтайского края (школьный компонент). Четыре этих курса образуют комплекс, позволяющий полностью реализовать идею контекстного обучения.
Учебно-методический комплект:
1. Экология. 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс, 2007.
2. Рассыпнов В.А. Природа Алтая: Экологический очерк. – 2-е изд. доп. – Барнаул: ид-во БГПУ, 2002.
3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Тесты. 9 кл.:Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1998.
4. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.
5. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Р.А.Петросова, В.П.Голов, М.А.Никонова, П.М.Скворцов. – М.: Издательство «Академия», 2000.
Дополнительные источники:
1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.
2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.
3. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере: Книга для внеклассного чтения, 8-10 классы, 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.
4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.
5. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
6. СD. 1С: Школа: Экология. 10-11 классы. Учебное пособие. – М.Дрофа, 2004.
7. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.
8. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.
9. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.
Количество часов по учебному плану: 35
Оценочных практических работ: 6
Действующим учебным планом школы на изучение социальной экологии Алтайского края в 9 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) для усиления практической направленности и связи с природой.
Форма обучения – очная (классно-урочная). экскурсии.
Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема/тип урока | Практическая работа | Дата проведения | § учебника | Демонстрации | Содержание | Контроль |
I четверть |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа). Знать: историю возникновения социальной экологии как научной дисциплины, приоритетные проблемы социальной экологии, соотношение между социальной экологией и экологией человека, понятие «новая модель цивилизации». Уметь объяснять связь между возросшими личными потребностями человека и ухудшением состояния природы. |
1/1 | Введение в социальную экологию / урок новых знаний. | - | 1 нед. | 65 | Дерево экологических наук. Их связи с естественными науками и обществознанием. | История возникновения социальной экологии как научной дисциплины. Приоритетные проблемы социальной экологии. Соотношение между социальной экологией и экологией человека. Понятие «новая модель цивилизации». Необходимость единства экономики, экологии и гуманизма. Связь между возросшими личными потребностями человека и ухудшением состояния природы. | Фронтальный опрос по материалам введения. Тест. |
2/2 | Практическая работа №1 / урок- практикум | Благоустройство школьной территории. | 2 нед. | - | - | Осенние работы в школьном дендрарии, пришкольном участке, цветниках. | Оценка качества выполнения задания. |
Часть 1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (17 часов) Иметь представление о культурном комплексе, рекреационном влиянии природы на человека, о законах дизайна, о влиянии религии, политики, идеологии, социума на развитие личности. Знать: понятия «окружающая среда», «биологический ритм», «культурный ландшафт», «искусственная среда», «социальная среда», «социально-психологическая среда», «потребности человека», «дизайн», классификацию потребностей, вредные воздействия алкоголя, табака, наркотиков на организм человека. Уметь: называть составные части окружающей среды, описывать окружающую природную среду, искусственную среду, культурный ландшафт, социальную среду; перечислять факторы воздействия социальной среды на человека; перечислять потребности человека; объединяющие факторы сближения людей. |
3/1 | Окружающая человека среда / урок новых знаний. | Экскурсия в краевой дендрарий | 3 нед. | 66 | - | Человек и дикое животное: сходства и различия. Понятие о культурном комплексе. Четыре части окружающей человека среды: природная среда, культурные ландшафты; искусственная среда, социальная среда. | Фронтальный опрос по материалам § 66. Обсуждение экскурсии. |
4/2 | Воздействие природной среды на человека / комбинированный урок. | - | 4 нед. | 67 | - | Зависимость человека от окружающей природной среды. Понятие о биологических ритмах. Отражение наблюдений за сезонным влиянием природной среды на человека в религиозных предписаниях. Рекреационное влияние природы на человека. | Фронтальный опрос по материалам §67. |
5/3 | Значение культурных ландшафтов для человека / комбинированный урок. | - | 5 нед. | 68 | Презентация «Культурные ландшафты» | Культурный ландшафт. Примеры исторических культурных ландшафтов. Примеры культурных ландшафтов края. Значение культурных ландшафтов для человека. | Фронтальный опрос по материалам §68 |
6/4 | Воздействие искусственной среды на человека / комбинированный урок. | - | 6 нед. | 69 | - | Примеры искусственных сред. Воздействие искусственной среды на человека. Дизайн. Основные законы дизайна. | Фронтальный опрос по материалам §69 |
7/5 | Воздействие социальной среды на человека. Практическая работа №2 / комбинированный урок. | Анализ влияния факторов социальной среды на жителей села. | 7 нед. | 70 | - | Социально-экономическая среда и её влияние на человека. Социально-психологическая среда и её влияние на человека. Факторы, воздействующие на человека со стороны социальной среды. | Фронтальный опрос по материалам §70. Оценка полноты и качества выполнения анализа. |
8/6 | Классификация и иерархия потребностей человека / комбинированный урок. | - | 8 нед. | 71 | - | Биологические потребности. Психологические потребности. Этнические потребности. Социальные потребности. Трудовые потребности. Экономические потребности. Иерархия потребностей по А.Маслоу. | Фронтальный опрос по материалам §71 |
9/7 | Биоэтика и поведение человека / комбинированный урок. | - | 9 нед. | 72 | - | Биоэтика. Инстинктивные запреты в жизни животных. Что потерял человек в ходе своей истории развития? | Фронтальный опрос по материалам §72 |
II четверть |
10/8 | Скрытые возможности организма человека / комбинированный урок. | - | 10 нед. | 73 | - | Биополе. Скрытые возможности организма человека. Примеры проявления скрытых возможностей организма человека (память, быстрота реакции, скорость счета, чтения, сила и т.д.). | Фронтальный опрос по материалам §73 |
11/9 | Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека / комбинированный урок. | - | 11 нед. | 74 | - | Природные и антропогенные факторы воздействия на человека. Психологическая война. | Фронтальный опрос по материалам §74 |
12/10 | Классификация вредных веществ. Практическая работа №3 / комбинированный урок. | Анализ применения вредных веществ в быту. | 12 нед. | 75 | - | Классификация вредных веществ. Воздействия различных вредных веществ на организм человека. Химическая война. | Фронтальный опрос по материалам §75. Оценка полноты и качества выполнения анализа. |
13/11 | Здоровый образ жизни / комбинированный урок. | Подготовка сообщений об организации здорового образа жизни | 13 нед. | 76 | - | Необходимые составляющие здорового образа жизни. Отдых и его организация. | Фронтальный опрос по материалам §76. |
14/12 | Вред курения табака/ комбинированный урок. | Подготовка сообщения по теме урока | 14 нед. | 77 | - | История табакокурения. Никотин. Влияние никотина на организм человека. | Фронтальный опрос по материалам §77 |
15/13 | Вред алкоголизма / комбинированный урок. | Подготовка сообщения по теме урока | 15 нед. | 78 | - | Алкоголизм. Различия влияния алкоголя на взрослых и детей, мужчин и женщин, людей разной национальности. Распространение алкоголизма. Алкогольные психозы. | Фронтальный опрос по материалам §78 |
16/14 | Вред употребления наркотиков / комбинированный урок. | Подготовка сообщения по теме урока | 16 нед. | 79 | - | - | Фронтальный опрос по материалам §79 |
III четверть |
17/15 | Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей. Развитие личности / комбинированный урок. | - | 17 нед. | 80-81 | - | Нравственная основа взаимоотношения людей. Нравственные принципы религий мира. Предпосылки развития личности. Влияние коллектива на развитие личности. Влияние религии, политики, идеологии, социума на развитие личности. Объединяющие факторы сближения людей. | Фронтальный опрос по материалам §80-81 |
18/16 | Практическая работа № 4 | Составление проектов оздоровления окружающей среды. | 18 нед. | 66-81 | - | Составление проектов оздоровления окружающей среды (в крае, районе, селе, школе, дома). | Оценка умений работать над проектом. |
19/17 | Обобщающий урок по теме «Экология человека». Защита проектов оздоровления окружающей среды / урок применения знаний. | - | 19 нед. | 66-81 | - | См. содержание 3/1-18/16. | Фронтальный опрос по материалам §66-81. Оценка умений защищать проект. |
Часть 2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы (4 часа) Знать: историю развития взаимоотношений общества и природы, законы взаимоотношения общества и природы; понятия «экологический кризис», «экологическая революция». Уметь: называть причины возникновения и последствия глобальных экологических кризисов. |
20/1 | История взаимоотношений общества и природы / урок новых знаний. | - | 20 нед. | 82 | - | История взаимоотношений общества и природы. | Фронтальный опрос по материалам §82 |
21/2 | Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества / комбинированный урок. | - | 21 нед. | 83 | - | Понятия «экологический кризис», «экологическая революция». Шесть глобальных экологических кризисов и пять экологических революций. Причины их возникновения. Последствия. | Фронтальный опрос по материалам §83 |
22/3 | Общие законы взаимоотношений общества и природы. Практическая работа №5 / комбинированный урок. | Подбор примеров практического использования законов взаимоотношения общества и природы в Алтайском крае. | 22 нед. | 84 | - | 16 законов взаимоотношения общества и природы. | Фронтальный опрос по материалам §84. Оценка качества выполнения практической работы. |
23/4 | Обобщающий урок по теме « Исторический анализ взаимоотношений общества природы» | - | 23 нед. | 82-84 | - | См. содержание 20/1-22/3 | Фронтальный опрос по материалам §82-84. Итоговый тест |
Часть 3. Основные проблемы социальной экологии (11 часов). Знать: последствия испытаний ядерных устройств на Семипалатинском полигоне на природу Алтая; понятия «экологическая катастрофа», «антропогенная экологическая катастрофа», «стихийное бедствие»; факторы, вызывающие урбанизацию и рост городов; основные проблемы экологии городов; основные проблемы экологии села; понятия «техносфера», «антропогенная геохимическая миграция», «интенсивное природопользование», «экстенсивное природопользование», «ноосфера», «модель устойчивого развития мирового сообщества»; статьи Конституции РФ о правах и обязанностях граждан России по отношению к экологическому состоянию окружающей среды; законодательство Алтайского края по экологии. Иметь представления: об изменении климата за последние пять тысяч лет; росте численности населения на планете; темпе урбанизации в России и Алтайском крае; о влиянии техносферы на биосферу; о загрязнении природной среды Алтая космическим мусором после запуска искусственных спутников с космодрома Байконур, о природоохранных мероприятиях, проводимых в Алтайском крае; о двух сторонах общественного экологического движения (мировоззренческой и природоохранной); о формах экологического движения; о движении зелёных. Уметь: давать общую характеристику влияния современной хозяйственной деятельности на биосферу (уничтожение почвенного покрова и ухудшение плодородия почв, загрязнение поверхностных и поземных вод, радиоактивное загрязнение, загрязнение атмосферы, истощение природных ресурсов); приводить примеры мероприятий для оздоровления городской и сельской жизни. |
24/1 | Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу / урок новых знаний. | - | 24 нед. | 85 + 9.4 (В.А.Рассыпнов Природа Алтая) | - | Общая характеристика влияния современной хозяйственной деятельности на биосферу (уничтожение почвенного покрова и ухудшение плодородия почв, загрязнение поверхностных и поземных вод, радиоактивное загрязнение, загрязнение атмосферы, истощение природных ресурсов). Последствия испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне. Влияние запусков искусственных спутников Земли с космодрома Байконур на экологию Алтая. | Фронтальный опрос по материалам §85 |
25/2 | Экологические катастрофы / комбинированный урок. | - | 25 нед. | 86-87 | Презентация «Экологические катастрофы» | Экологическая катастрофа. Глобальные и региональные природные экологические катастрофы. Глобальные и региональные антропогенные экологические катастрофы. | Фронтальный опрос по материалам §86-87 |
26/3 | Стихийные бедствия / комбинированный урок. | - | 26 нед. | 88 | Презентация «Стихийные бедствия и их последствия для населения» | Стихийные бедствия и их последствия для населения (ураганы, наводнения, засуха, лесные степные пожары). Меры защиты от стихийных бедствий. Роль МЧС в защите населения от стихийных бедствий и ликвидации последствий стихийных бедствий. | Фронтальный опрос по материалам §88 |
IV четверть |
27/4 | Изменения климата / комбинированный урок. | - | 27 нед. | 89 | - | Изменения климата за последние пять тысяч лет. Климатические циклы. | Фронтальный опрос по материалам §89 |
28/5 | Рост численности населения / комбинированный урок. | - | 28 нед. | 90 | - | Рост численности населения. Динамика изменений численности населения в Алтайском крае. Причины замедления роста численности населения. Демографическая политика. | Фронтальный опрос по материалам §90 |
29/6 | Урбанизация и рост городов. Экология города / комбинированный урок. | - | 29 нед. | 91-92 | Презентация «Экология города» | Факторы, вызывающие урбанизацию и рост городов. Темп урбанизации в России и Алтайском крае. Городской и пригородный ландшафт. Экология города. Основные проблемы экологии городов. Мероприятия для оздоровления городской жизни. | Фронтальный опрос по материалам §91-92 |
30/7 | Экология сельского поселения. Практическая работа №6 / комбинированный урок. | Разработка системы экологического контроля и экологического мониторинга для своего села. | 30 нед. | - | - | Основные проблемы экологии села. Мероприятия для оздоровления сельской жизни. | Оценка качества выполнения практической работы. |
31/8 | Техносфера и рациональное природопользование / комбинированный урок. | - | 31 нед. | 93 | - | Техносфера и её влияние на биосферу. Антропогенная геохимическая миграция. Влияние техногенных катастроф на биосферу. Интенсивное природопользование. Экстенсивное природопользование. Какой должна быть техносфера в будущем? | Фронтальный опрос по материалам §93 |
32/9 | Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества / комбинированный урок. | - | 32 нед. | 94 | - | Ноосфера. Модель устойчивого развития мирового сообщества. | Фронтальный опрос по материалам §94 |
33/10 | Право человека на благоприятную экологическую среду. Общественное экологическое движение в России и Алтайском крае / урок новых знаний. | - | 33 нед. | 95 | - | Экология и право. Конституция РФ о правах и обязанностях граждан России по отношению к экологическому состоянию окружающей среды. Законодательство Алтайского края по экологии. Природоохранные мероприятия. Две стороны общественного экологического движения (мировоззренческая и природоохранная). Формы экологического движения. Движение зелёных. | Фронтальный опрос по материалам §95 |
34/11 | Итоговое обобщение | - | 34 нед. | 85-95 | - | См. содержание 24/1-33/10 | Фронтальный опрос по материалам §85-95. |
35 | Резерв | | | | | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса социальной экологии учащиеся должны знать:
- основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время, основные экологические последствия этого воздействия в Алтайском крае;
- современное экологическое состояние экосистем;
- закономерности и перспективы развития экосистем;
- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;
- основные природоохранные мероприятия;
- принципы рационального природопользования;
- условия устойчивого развития человечества и социума Алтайского края.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;
- оценивать общее экологическое состояние экосистем;
Учащиеся должны приобрести навыки:
- ухода за культурными растениями;
- ухода за искусственным ландшафтом своего жилища;
- работы в коллективе.