СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Экология Алтайского края", 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Экология Алтайского края" в 9 классе ведется за счет школьного компонента.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Экология Алтайского края", 9 класс»

Комитет администрации Первомайского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Логовская средняя общеобразовательная школа”




Протокол педсовета №7

«22» августа 2016 года

УТВЕРЖДАЮ:

директор МБОУ «Логовская сош»

______________________ /С.В.Толокольников/

Приказ №81

от 1 сентября 2016 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по социальной экологии Алтайского края

9 класс

(основное общее образование, школьный компонент)


2016 - 2017 учебный год



Программа разработана на основе авторской программы непрерывного экологического образования А.Т.Зверева (2002) и примерной учебной программы “Экология Алтайского края” (АКИПКРО, 2005).













Учитель: Зырянова Н.А.











с. Логовское

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ведущая цель современного экологического об­разования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового со­общества, основанной на экологическом мировоззрении, которое должно прийти на смену господствующему в настоящее время потребительскому мировоззрению.


Изучение социальной экологии Алтайского края в 9 классе общеобразовательной школы направлено на достижение следующих целей:

- расширение миропонимания на основе современной экологической картины мира (понимания многообразия ценностей природы (материальной, эмоциональной, эстетической и др.) и невосполнимости жизни; понимания экологических взаимодействий, обеспечивающих целостность живых систем; понимания причин экологических проблем как несоответствия природных и социальных законов; понимание проявления экологического кризиса как кризиса культуры; понимания экологической культуры как элемента общей культуры человека; понимания концепции устойчивого развития человечества как эволюции
природы и общества; понимания необходимости оптимизации взаимоотношений общества и при­роды как социальной проблемы);

- воспитание экологической ответственности за состояние окружающей среды, своего здоровья и здоровья других людей;

- обеспечение условий, способ­ствующих формированию экологического мировоззрения на основе изучения исто­рии возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - природа».


Задачи обучения:

- формирование представления о закономерностях взаимоотношений общества и природы и их разнооб­разии на региональном и локальном уровнях;

- формирование представлений о живой природе Алтайского края и влиянии на неё человека;

- развитие экологического мышления и формирования экологической культуры;

- формирование активной гражданской позиции;

- развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

В процессе изучения вопросов регионального компонента содержания обра­зования по предметам: «Окружающий мир», биология, экология, география, и др. формируется образ живой природы Алтайского края, к которой нужно бережно от­носиться. Это позволит обеспечить новый, более высокий уровень экологической и социальной образованности и воспитанности учащихся.


Обучение учащихся основывается на основных принципах:

- опоры на знания из повседневной жизни, на знания, полученные при изучении географии, истории, обществоведения;

- расширения учебного материала в соответствии с уровнем подготовки учащихся и их познавательными возрастными возможностями;

- деятельностного подхода;

- доступности восприятия учебного материала;

- формирования представления о социальной экологии как о науке, являющейся частью общечеловеческой культуры.

Изучение курса социальной экологии Алтайского края в 9 классе в МОУ «Логовская сош» осуществляется в тесной взаимосвязи с курсами биологии, географии России, географии Алтайского края (школьный компонент). Четыре этих курса образуют комплекс, позволяющий полностью реализовать идею контекстного обучения.


Учебно-методический комплект:

1. Экология. 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Зверев А.Т. Отв. ред. Королев Ю.Б. – М.: Издательство Оникс, 2007.

2. Рассыпнов В.А. Природа Алтая: Экологический очерк. – 2-е изд. доп. – Барнаул: ид-во БГПУ, 2002.

3. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Экология. Тесты. 9 кл.:Учебно-метод. Пособие. – М.: Дрофа, 1998.

4. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл. – М.: Дрофа, 1998.

5. Практикум по естествознанию и основам экологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. заведений / Р.А.Петросова, В.П.Голов, М.А.Никонова, П.М.Скворцов. – М.: Издательство «Академия», 2000.


Дополнительные источники:

1. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Экология / Авт.- сост. А.Е.Чижевский. Худож. В.В.Николаев, А.В.Кардашук, Е.В.Гальдяева. Под общ. ред. О.Г.Хинн – М: Издательство АСТ-ЛТД, Олимп, 1997.

2. Экология России. Хрестоматия. / сост. В.Н.Кузнецов. – М.: АО “МДС”, 1996.

3. Второв П.П., Дроздов Н.Н. Рассказы о биосфере: Книга для внеклассного чтения, 8-10 классы, 2-е изд. М.: Просвещение, 1981.

4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учитилей. – М.: Устойчивый мир, 2000.

5. СD. 1С: Школа: Экология. Учебное электронное издание. - М.: Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.

6. СD. 1С: Школа: Экология. 10-11 классы. Учебное пособие. – М.Дрофа, 2004.

7. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.

8. Бигон М., Харпер Дж., Тунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества: В 2-х т. Т. 2: Пер. с англ. – М.: Мир, 1989.

9. Энциклопедия для детей. Т. 19. Экология. / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта, 2001.



Количество часов по учебному плану: 35

Оценочных практических работ: 6


Действующим учебным планом школы на изучение социальной экологии Алтайского края в 9 классе отводится 1 час в неделю (школьный компонент) для усиления практической направленности и связи с природой.


Форма обучения – очная (классно-урочная). экскурсии.

Формы итогового контроля: оценочные практические работы, тесты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема/тип урока

Практическая

работа

Дата проведения

§ учебника

Демонстрации

Содержание

Контроль

I четверть

ВВЕДЕНИЕ (2 часа).

Знать: историю возникновения социальной экологии как научной дисциплины, приоритетные проблемы социальной экологии, соотношение между социальной экологией и экологией человека, понятие «новая модель цивилизации». Уметь объяснять связь между возросшими личными потребностями человека и ухудшением состояния природы.

1/1

Введение в социальную экологию / урок новых знаний.

-

1 нед.

65

Дерево экологических наук. Их связи с естественными науками и обществознанием.

История возникновения социальной экологии как научной дисциплины. Приоритетные проблемы социальной экологии. Соотношение между социальной экологией и экологией человека. Понятие «новая модель цивилизации». Необходимость единства экономики, экологии и гуманизма. Связь между возросшими личными потребностями человека и ухудшением состояния природы.

Фронтальный опрос по материалам введения. Тест.

2/2

Практическая работа №1 / урок- практикум

Благоустройство школьной территории.

2 нед.

-

-

Осенние работы в школьном дендрарии, пришкольном участке, цветниках.

Оценка качества выполнения задания.

Часть 1. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА (17 часов)

Иметь представление о культурном комплексе, рекреационном влиянии природы на человека, о законах дизайна, о влиянии религии, политики, идеологии, социума на развитие личности. Знать: понятия «окружающая среда», «биологический ритм», «культурный ландшафт», «искусственная среда», «социальная среда», «социально-психологическая среда», «потребности человека», «дизайн», классификацию потребностей, вредные воздействия алкоголя, табака, наркотиков на организм человека. Уметь: называть составные части окружающей среды, описывать окружающую природную среду, искусственную среду, культурный ландшафт, социальную среду; перечислять факторы воздействия социальной среды на человека; перечислять потребности человека; объединяющие факторы сближения людей.

3/1

Окружающая человека среда / урок новых знаний.

Экскурсия в краевой дендрарий

3 нед.

66

-

Человек и дикое животное: сходства и различия. Понятие о культурном комплексе. Четыре части окружающей человека среды: природная среда, культурные ландшафты; искусственная среда, социальная среда.

Фронтальный опрос по материалам § 66. Обсуждение экскурсии.

4/2

Воздействие природной среды на человека / комбинированный урок.

-

4 нед.

67

-

Зависимость человека от окружающей природной среды. Понятие о биологических ритмах. Отражение наблюдений за сезонным влиянием природной среды на человека в религиозных предписаниях. Рекреационное влияние природы на человека.

Фронтальный опрос по материалам §67.

5/3

Значение культурных ландшафтов для человека / комбинированный урок.

-

5 нед.

68

Презентация «Культурные ландшафты»

Культурный ландшафт. Примеры исторических культурных ландшафтов. Примеры культурных ландшафтов края. Значение культурных ландшафтов для человека.

Фронтальный опрос по материалам §68

6/4

Воздействие искусственной среды на человека / комбинированный урок.

-

6 нед.

69

-

Примеры искусственных сред. Воздействие искусственной среды на человека. Дизайн. Основные законы дизайна.

Фронтальный опрос по материалам §69

7/5

Воздействие социальной среды на человека. Практическая работа №2 / комбинированный урок.

Анализ влияния факторов социальной среды на жителей села.

7 нед.

70

-

Социально-экономическая среда и её влияние на человека. Социально-психологическая среда и её влияние на человека. Факторы, воздействующие на человека со стороны социальной среды.

Фронтальный опрос по материалам §70. Оценка полноты и качества выполнения анализа.

8/6

Классификация и иерархия потребностей человека / комбинированный урок.

-

8 нед.

71

-

Биологические потребности. Психологические потребности. Этнические потребности. Социальные потребности. Трудовые потребности. Экономические потребности. Иерархия потребностей по А.Маслоу.

Фронтальный опрос по материалам §71

9/7

Биоэтика и поведение человека / комбинированный урок.

-

9 нед.

72

-

Биоэтика. Инстинктивные запреты в жизни животных. Что потерял человек в ходе своей истории развития?

Фронтальный опрос по материалам §72

II четверть

10/8

Скрытые возможности организма человека / комбинированный урок.

-

10 нед.

73

-

Биополе. Скрытые возможности организма человека. Примеры проявления скрытых возможностей организма человека (память, быстрота реакции, скорость счета, чтения, сила и т.д.).

Фронтальный опрос по материалам §73

11/9

Воздействие факторов окружающей среды на здоровье человека / комбинированный урок.

-

11 нед.

74

-

Природные и антропогенные факторы воздействия на человека. Психологическая война.

Фронтальный опрос по материалам §74

12/10

Классификация вредных веществ.

Практическая работа №3 / комбинированный урок.

Анализ применения вредных веществ в быту.

12 нед.

75

-

Классификация вредных веществ. Воздействия различных вредных веществ на организм человека. Химическая война.

Фронтальный опрос по материалам §75. Оценка полноты и качества выполнения анализа.

13/11

Здоровый образ жизни / комбинированный урок.

Подготовка сообщений об организации здорового образа жизни

13 нед.

76

-

Необходимые составляющие здорового образа жизни. Отдых и его организация.

Фронтальный опрос по материалам §76.

14/12

Вред курения табака/ комбинированный урок.

Подготовка сообщения по теме урока

14 нед.

77

-

История табакокурения. Никотин. Влияние никотина на организм человека.

Фронтальный опрос по материалам §77

15/13

Вред алкоголизма / комбинированный урок.

Подготовка сообщения по теме урока

15 нед.

78

-

Алкоголизм. Различия влияния алкоголя на взрослых и детей, мужчин и женщин, людей разной национальности. Распространение алкоголизма. Алкогольные психозы.

Фронтальный опрос по материалам §78

16/14

Вред употребления наркотиков / комбинированный урок.

Подготовка сообщения по теме урока

16 нед.

79

-

-

Фронтальный опрос по материалам §79

III четверть

17/15

Нравственные принципы – основа взаимоотношений людей. Развитие личности / комбинированный урок.

-

17 нед.

80-81

-

Нравственная основа взаимоотношения людей. Нравственные принципы религий мира. Предпосылки развития личности. Влияние коллектива на развитие личности. Влияние религии, политики, идеологии, социума на развитие личности. Объединяющие факторы сближения людей.

Фронтальный опрос по материалам §80-81

18/16

Практическая работа № 4

Составление проектов оздоровления окружающей среды.

18 нед.

66-81

-

Составление проектов оздоровления окружающей среды (в крае, районе, селе, школе, дома).

Оценка умений работать над проектом.

19/17

Обобщающий урок по теме «Экология человека». Защита проектов оздоровления окружающей среды / урок применения знаний.

-

19 нед.

66-81

-

См. содержание 3/1-18/16.

Фронтальный опрос по материалам §66-81. Оценка умений защищать проект.

Часть 2. Исторический анализ взаимоотношений общества и природы (4 часа)

Знать: историю развития взаимоотношений общества и природы, законы взаимоотношения общества и природы; понятия «экологический кризис», «экологическая революция». Уметь: называть причины возникновения и последствия глобальных экологических кризисов.

20/1

История взаимоотношений общества и природы / урок новых знаний.

-

20 нед.

82

-

История взаимоотношений общества и природы.

Фронтальный опрос по материалам §82

21/2

Экологические кризисы и экологические революции в истории человечества / комбинированный урок.

-

21 нед.

83

-

Понятия «экологический кризис», «экологическая революция». Шесть глобальных экологических кризисов и пять экологических революций. Причины их возникновения. Последствия.

Фронтальный опрос по материалам §83

22/3

Общие законы взаимоотношений общества и природы.

Практическая работа №5 / комбинированный урок.

Подбор примеров практического использования законов взаимоотношения общества и природы в Алтайском крае.

22 нед.

84

-

16 законов взаимоотношения общества и природы.

Фронтальный опрос по материалам §84. Оценка качества выполнения практической работы.

23/4

Обобщающий урок по теме « Исторический анализ взаимоотношений общества природы»

-

23 нед.

82-84

-

См. содержание 20/1-22/3

Фронтальный опрос по материалам §82-84. Итоговый тест

Часть 3. Основные проблемы социальной экологии (11 часов).

Знать: последствия испытаний ядерных устройств на Семипалатинском полигоне на природу Алтая; понятия «экологическая катастрофа», «антропогенная экологическая катастрофа», «стихийное бедствие»; факторы, вызывающие урбанизацию и рост городов; основные проблемы экологии городов; основные проблемы экологии села; понятия «техносфера», «антропогенная геохимическая миграция», «интенсивное природопользование», «экстенсивное природопользование», «ноосфера», «модель устойчивого развития мирового сообщества»; статьи Конституции РФ о правах и обязанностях граждан России по отношению к экологическому состоянию окружающей среды; законодательство Алтайского края по экологии. Иметь представления: об изменении климата за последние пять тысяч лет; росте численности населения на планете; темпе урбанизации в России и Алтайском крае; о влиянии техносферы на биосферу; о загрязнении природной среды Алтая космическим мусором после запуска искусственных спутников с космодрома Байконур, о природоохранных мероприятиях, проводимых в Алтайском крае; о двух сторонах общественного экологического движения (мировоззренческой и природоохранной); о формах экологического движения; о движении зелёных. Уметь: давать общую характеристику влияния современной хозяйственной деятельности на биосферу (уничтожение почвенного покрова и ухудшение плодородия почв, загрязнение поверхностных и поземных вод, радиоактивное загрязнение, загрязнение атмосферы, истощение природных ресурсов); приводить примеры мероприятий для оздоровления городской и сельской жизни.

24/1

Влияние современной хозяйственной деятельности на биосферу / урок новых знаний.

-

24 нед.

85 + 9.4 (В.А.Рассыпнов Природа Алтая)

-

Общая характеристика влияния современной хозяйственной деятельности на биосферу (уничтожение почвенного покрова и ухудшение плодородия почв, загрязнение поверхностных и поземных вод, радиоактивное загрязнение, загрязнение атмосферы, истощение природных ресурсов). Последствия испытаний атомного оружия на Семипалатинском полигоне. Влияние запусков искусственных спутников Земли с космодрома Байконур на экологию Алтая.

Фронтальный опрос по материалам §85

25/2

Экологические катастрофы / комбинированный урок.

-

25 нед.

86-87

Презентация «Экологические катастрофы»

Экологическая катастрофа. Глобальные и региональные природные экологические катастрофы. Глобальные и региональные антропогенные экологические катастрофы.

Фронтальный опрос по материалам §86-87

26/3

Стихийные бедствия / комбинированный урок.

-

26 нед.

88

Презентация «Стихийные бедствия и их последствия для населения»

Стихийные бедствия и их последствия для населения (ураганы, наводнения, засуха, лесные степные пожары). Меры защиты от стихийных бедствий. Роль МЧС в защите населения от стихийных бедствий и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Фронтальный опрос по материалам §88

IV четверть

27/4

Изменения климата / комбинированный урок.

-

27 нед.

89

-

Изменения климата за последние пять тысяч лет. Климатические циклы.

Фронтальный опрос по материалам §89

28/5

Рост численности населения / комбинированный урок.

-

28 нед.

90

-

Рост численности населения. Динамика изменений численности населения в Алтайском крае. Причины замедления роста численности населения. Демографическая политика.

Фронтальный опрос по материалам §90

29/6

Урбанизация и рост городов. Экология города / комбинированный урок.

-

29 нед.

91-92

Презентация «Экология города»

Факторы, вызывающие урбанизацию и рост городов. Темп урбанизации в России и Алтайском крае. Городской и пригородный ландшафт. Экология города. Основные проблемы экологии городов. Мероприятия для оздоровления городской жизни.

Фронтальный опрос по материалам §91-92

30/7

Экология сельского поселения. Практическая работа №6 / комбинированный урок.

Разработка системы экологического контроля и экологического мониторинга для своего села.

30 нед.

-

-

Основные проблемы экологии села. Мероприятия для оздоровления сельской жизни.

Оценка качества выполнения практической работы.

31/8

Техносфера и рациональное природопользование / комбинированный урок.

-

31 нед.

93

-

Техносфера и её влияние на биосферу. Антропогенная геохимическая миграция. Влияние техногенных катастроф на биосферу. Интенсивное природопользование. Экстенсивное природопользование. Какой должна быть техносфера в будущем?

Фронтальный опрос по материалам §93

32/9

Ноосфера и устойчивое развитие мирового сообщества / комбинированный урок.

-

32 нед.

94

-

Ноосфера. Модель устойчивого развития мирового сообщества.

Фронтальный опрос по материалам §94

33/10

Право человека на благоприятную экологическую среду. Общественное экологическое движение в России и Алтайском крае / урок новых знаний.

-

33 нед.

95

-

Экология и право. Конституция РФ о правах и обязанностях граждан России по отношению к экологическому состоянию окружающей среды. Законодательство Алтайского края по экологии. Природоохранные мероприятия. Две стороны общественного экологического движения (мировоззренческая и природоохранная). Формы экологического движения. Движение зелёных.

Фронтальный опрос по материалам §95

34/11

Итоговое обобщение

-

34 нед.

85-95

-

См. содержание 24/1-33/10

Фронтальный опрос по материалам §85-95.

35

Резерв











ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса социальной экологии учащиеся должны знать:

- основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время, основные экологические последствия этого воздействия в Алтайском крае;

- современное экологическое состояние экосистем;

- закономерности и перспективы развития экосистем;

- основные экологические проблемы разных отраслей народного хозяйства;

- основные природоохранные мероприятия;

- принципы рационального природопользования;

- условия устойчивого развития человечества и социума Алтайского края.

Учащиеся должны уметь:

- анализировать экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению;

- оценивать общее экологическое состояние экосистем;

Учащиеся должны приобрести навыки:

- ухода за культурными растениями;

- ухода за искусственным ландшафтом своего жилища;

- работы в коллективе.