Рабочая программа по курсу «Экология Тамбовской области»
(Экология растений) в 6 классе
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Руководитель МО __________ Протокол №1 от «25.08» 2016г. | Рассмотрено и рекомендовано к утверждению Руководитель МС __________ . Протокол №1 от «30» августа 2013 г. | Утверждаю Директор школы __________Шиповская С.В. Приказ № 000 от «0.091»2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу
по курсу «Экология Тамбовской области»
(Экология растений 6 класса)
на 2016 - 2017 учебный год
учителя географии , биологии и экологии
Мешалкина Вера Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология растений» авторов Соколова А. С., Соколовой Л. А. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).
Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
· освоение знаний о взаимодействие растений с факторами окружающей среды,
о средообразующей роли растений;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов
и явлений живой природы; работать сосправочникам; проводить наблюдения за растениями;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
в процессе проведения наблюдений за растениями, работы с различными источниками
информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к растениям;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода
за растениями.
Новый учебный предмет «Экология растений» изучается в 6 классе после прохождения «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» и, по существу, служит продолжением данной дисциплины.
На уроках экологии развивается познавательный интерес к окружающей среде, главной составляющей которой является мир растений, при этом углубляются и дополняются знания, полученные при изучении ботаники. Учащиеся знакомятся с многообразием взаимоотношений у живых организмов в природе. Курс способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.
Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.
Предлагаемая программа предусматривает использование в процессе изучения курса «Экология растений» материалов, касающихся исключительно биологии представителей местной флоры и знакомство с разнообразием растительности родного края. Данная особенность программы в значительной степени облегчает задачу учителя и способствует активизации краеведческих исследований.
Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения нового материала, экскурсия, семинар.
Результаты изучения курса «Экология растений» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализуется в учебниках «Экология растений. 6 класс» авторов А. С. Соколова и Л. А. Соколовой / Под ред. канд. биол. наук Г. А. Лады. – Тамбов: Юлис», 2006.
Учебно - темаический план
№ п/п | Тема | Всего часов |
| Введение | 1 |
1. | Абиотические факторы в жизни растений | 5 |
2. | Растительные сообщества | 4 |
3. | Сообщества живых организмов | 2 |
4. | Охрана окружающей среды | 5 |
| Итого: | 17 |
с
Cодержание программы
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Введение в экологию. Определение понятий «экология», «экология растений». Предмет исследования. Объекты исследования (популяции, сообщества). Из истории экологии. Основные методы экологических исследований. Учение об окружающей среде. Факторы среды. Связи с другими предметами (природоведение, ботаника, география). Роль экологии в жизни современного общества. Значение знаний экологии растений в хозяйственной деятельности человека. Экология растений как учебная дисциплина.
Требования ГОС
знать/понимать:
- определения основных понятий и терминов в курсе «Экология растений»;
- место и роль растений в природе;
- меры по охране растений.
уметь: - объяснять роль экологии в жизни современного общества, роль знаний экологии
растений в практической и хозяйственной деятельности человека;
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом
и вопросами;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте
учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- прогнозирования последствий воздействия антропогенных факторов
на биологическое разнообразие растений;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения
и умножения растительного мира;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТЕМА 1. Абиотические факторы в жизни растений (5 ч)
Солнечная радиация, её составляющие (видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) и их биологическое действие. Значение света в жизни зелёных растений. Фотосинтезирующие пигменты (хлорофиллы и каротиноиды). Основы фотосинтеза. Разнообразие степени освещённости в природе. Классификация растений по отношению их к свету. Экологическая валентность (степень приспособленности). Адаптация растений к условиям освещённости. Бесхлорофильные растения. Растения гетеротрофы (паразиты и сапрофиты).
Почва и ее состав. Роль почвы в жизни растений. Процесс образования почвы. Основные типы почв. Классификация растений по отношению их к почве (псаммофиты, кальцефиты, галофиты; оксилофиты). Адаптация растений к произрастанию на разных почвах. Кто и как обрабатывает почву в условия дикой природы? Эрозия и деградация почв: причины и пути решения проблемы.
Физические свойства воды (растворитель, капиллярность, испаряемость, замерзание). Биологическое значение воды (транспортное вещество, источник водорода, охладитель, создание тургора). Классификация растений по отношению их к воде (гидатофиты.гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты и склерофиты). Адаптация растений к произрастанию на почвах с разной обеспеченностью водой. Растения верховых болот и проблема «физиологической сухости». Искусственное осушение и орошение - «плюсы» и «минусы».
Температурные границы жизни растений. Классификация растений по отношению их к условиям дефицита тепла (нехолодостойкие, неморозостойкие, морозоустойчивые). Классификация растений по отношению их к высоким температурам (нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые). Рельеф и экспозиция в распределении температур на почве. Адаптация растений к разным температурным условиям.
Атмосфера. Газовый состав. Круговорот основных газов. Прозрачность атмосферы и фотосинтез. Дыхание растений. Движение воздуха в жизни растений (иссушение, деформация побегов, полегание растений, ветровал, ветровая эрозия, перемещение снежного покрова, опыление, распространение плодов и семян). Растения индикаторы загрязнения воздуха.
Требования ГОС
знать/понимать:
- основные абиотические факторы среды и степень их воздействия
на растения в условиях Окско-Донской равнины.
уметь: - наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы; - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения; - классифицировать растения по экологическим группам на основании их
внешней морфологии; - сравнивать экологические группы растений и делать выводы на основе этого
сравнения;
- объяснять связи между особенностями внешней морфологии растений
и условиями, в которых они произрастают.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выращивания комнатных и сельскохозяйственных растений и ухода за ними.
ТЕМА 2. Растительные сообщества (4 ч)
Что такое растительное сообщество (фитоценоз)? Разнообразие растительных сообществ: бор (хвойный лес), дубрава (широколиственный лес), осиновые кусты, луг, луговая степь, солонец, верховое болото, низинное болото). Совокупность факторов, обуславливающая формирование растительных сообществ. Видовое разнообразие растений данных сообществ. Господствующие и сопутствующие виды сообществ. Сезонные изменения в сообществах. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения растений в сообществах. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений.
Экскурсия «Фитоцинозы ближайших окрестностей школы».
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
Требования ГОС знать/понимать:
- растения своего региона;
- взаимосвязи и взаимоотношения растений в сообществах.
уметь: - характеризовать основные растительные сообщества, встречающиеся
в окрестностях школы, уметь анализировать сезонные явления в данных
фитоценозах;
- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; актуальность проблемы
сохранения биологического разнообразия сообществ в природе;
- наблюдать за растениями своего края; распознавать и описывать наиболее
распространенные виды растений своей местности;
- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
- формулировать выводы на основе собранного материала;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки растений основных экологических групп.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения
и умножения растительного мира;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТЕМА 3. Сообщества живых организмов (2 ч)
Биоценоз. Составляющие биоценоза. Границы биоценоза. Биоценотические связи растений друг с другом, с грибами, животными. Пищевые связи. Роль сапротрофов. Симбиоз и паразитизм. Опыление растений животными. Распространение семян животными.
Требования ГОС
знать/понимать:
- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого
развития биоценоза.
уметь: - объяснять взаимосвязи и взаимоотношения организмов в биоценозах;
- обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности
человека.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения
и умножения растительного мира.
ТЕМА 4. Охрана окружающей среды (5 ч)
Природа Окско-Донской равнины до активного освоения её человеком. Общее представление о растительном мире региона (Тамбовской области), как части Среднерусской лесостепи. Леса (основные массивы, крупные отъемы на плакоре, байрачно-балочные леса). Степи и их классификация. Современное состояние степных биоценозов. Формы воздействия человека на мир диких растений. Населенные пункты и сельскохозяйственные земли, как места обитания растений. Видовой состав растений культурного ландшафта. Сорняки. Охрана растительного мира области (формы и методы). Красная книга Тамбовской области. Роль школьников в деле охраны природы.
Итоговый семинар.
Требования ГОС
знать/понимать:
- виды растений из региональной Красной книги, произрастающие
в области, в районе, окрестностях конкретного населенного пункта;
- основные формы и методы охраны редких растений области и применять
эти знания на практике;
уметь: - замечать факты негативного воздействия человека на окружающую среду,
конкретные растительные сообщества, отдельные виды растений и стараться
по возможности предпринимать шаги по их ликвидации;
- приводить примеры редких и охраняемых растений;
- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить
в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе
с использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - прогнозирования последствий воздействия антропогенных факторов
на биологическое разнообразие растений;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения
и умножения растительного мира;
- соблюдения правил поведения в окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать:
· растения своего региона.
уметь:
· наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы;
· объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в природе;
· наблюдать за растениями своего края, сезонными изменениями растений;
· распознавать и описывать наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;
· приводить примеры редких и охраняемых растений;
· сравнивать экологические группы растений и делать выводы на основе этого сравнения;
· проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки растений основных экологических групп; в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе с использованием информационных технологий);
· анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;
· оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
· формулировать выводы на основе собранного материала;
Получить полный текст
Подписаться на рассылку!
· прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие растений.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· соблюдения правил поведения в окружающей среде;
· обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 000 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана
«Экология растений» / Соколов А. С., Соколова Л. А. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006г.
Учебно-методическая литература
1. Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений. 6 класс / Под ред. канд. биол. наук
Г. А. Лады. – Тамбов: Юлис», 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Государственные памятники природы Тамбовской области. Каталог / Под ред. заслуженного лесовода РСФОР С. В. Журихина. – Тамбов, 1989.
2. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2003.
3. Природа и ландшафты притамбовья / Под ред. заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Ф. Н. Милькова. – Воронеж: издательство воронежского университета, 1986.
4. Школьная энциклопедия. Экология. – Смоленск: Русич, 2003.
Электронные ресурсы на компакт-дисках
1. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.
Календарно - тематическое планирование учебного материала
Предмет Экология растений Класс 6 Учитель Мешалкина Вера Ивановна
Учебная программа (гос., модиф., авт., ф. и. автора) Соколов А. С., Соколова Л. А.
Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология растений». – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.
Пособие для учащихся (автор, издательство, год издания) Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений. 6 класс / Под ред. канд. биол. наук Г. А. Лады. – Тамбов: Юлис», 2006.
Количество часов в неделю: 0,5 Общее количество часов за год: 17
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Дата | Домашнее задание |
| ВВЕДЕНИЕ (1 ч) | | |
1 | Что изучает экология растений? | 28.01 | §1 |
| | | |
| ТЕМА 1. Абиотические факторы в жизни растений (5 ч) | | |
| | | |
2 (1) | Абиотический фактор – солнечная радиация | 4.02 | §2 |
3 (2) | Почва в жизни растений | 11.02 | §3 |
4 (3) | Вода в жизни растений | 18.02 | §4 |
5 (4) | Температура в жизни растений | 25.02 | §5 |
6 (5) | Воздух (атмосфера) в жизни растений | 4.03 | §6 |
| | | |
| ТЕМА 2. Растительные сообщества (4 ч) | | |
| | | |
7 (1) | Растительные сообщества | 11.03 | §7 |
8 (2) | Экскурсия «Фитоценозы ближайших окрестностей школы» | 18.03 | составить отчет |
9 (3) | Растительные сообщества дубравы, хвойного леса, луговой степи | 1.04 | §8 |
10 (4) | Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых, или сфагновых болот | 8.04 | §9 |
| | | |
| ТЕМА 3. Сообщества живых организмов (2 ч) | | |
| | | |
11 (1) | Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений | 15.04 | §10 |
12 (2) | «Насекомоядные» растения. Роль грибов и бактерий в фитоценозе | 22.04 | §11 |
| | | |
| ТЕМА 4. Охрана окружающей среды (5 ч) | | |
| | | |
13 (1) | Растительность Тамбовской области и ее изменение в результате хозяйственной деятельности человека | 29.04 | §12 |
14 (2) | Охрана растительного мира Тамбовской области | 6.05 | §13 |
15 (3) | Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения лесов | 13.05 | §14 |
16 (4) | Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения степи | 20.05 | §15 |
17 (5) | Итоговый семинар | 27.05 | - |
Посмотрите по Вашей теме:
 | Экология или наука о симбиозе природы, человека и техники |
Экология как наука - или этапы появления фундаментального раздела биологии Экология, культура, здоровье - о важности экологического благосостояния в жизни человека Экология и нравственность - связь человека и экологического кризиса Экологический кризис как феномен культуры - о направлении теоретической биологии, рамкой которого является жизнь как биологический и культурный феномен в широком смысле Экологический кризис - или проблема, затрагиваемая все сферы жизнедеятельности |
 | Наши зеленые друзья растения вокруг нас |
Как живет растение - что представляет собой растение и каковы особенности его строения Как правильно выбрать почву для комнатных растений - успех выращивания комнатных растений зависит от почвы Много ли растениям воды нужно? - зачем растениям столько воды Болезни комнатных растений и способы борьбы с ними - их тоже можно лечить Удобрение растений - их нужно подкармливать Вредители и способы борьбы с ними - их необходимо защищать от врагов |