СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу «Экология растений Тамбовской области» 6 класс (Экология растений) в 6 классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

          Рабочая программа по курсу «Экология Тамбовской области»                          

                                          (Экология растений) в 6 классе

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу «Экология растений Тамбовской области» 6 класс (Экология растений) в 6 классе»



Рабочая программа по курсу «Экология Тамбовской области»

(Экология растений) в 6 классе





Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Руководитель МО

__________

Протокол №1 от «25.08» 2016г.

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению

Руководитель МС

__________ .

Протокол №1 от «30» августа 2013 г.

Утверждаю

Директор школы

__________Шиповская С.В.

Приказ № 000 от «0.091»2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу

по курсу «Экология Тамбовской области»

(Экология растений 6 класса)



на 2016 - 2017 учебный год

учителя географии , биологии и экологии

Мешалкина Вера Ивановна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 6 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования по биологии, на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология растений» авторов Соколова А. С., Соколовой Л. А. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение экологии в объеме 17 часов (0,5 часа в неделю).

Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Задачи:

·  освоение знаний о взаимодействие растений с факторами окружающей среды,

о средообразующей роли растений;

·  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов

и явлений живой природы; работать сосправочникам; проводить наблюдения за растениями;

·  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

в процессе проведения наблюдений за растениями, работы с различными источниками

информации;

·  воспитание позитивного ценностного отношения к растениям;

·  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода

за растениями.

Новый учебный предмет «Экология растений» изучается в 6 классе после прохождения «Биология. Бактерии. Грибы. Растения» и, по существу, служит продолжением данной дисциплины.

На уроках экологии развивается познавательный интерес к окружающей среде, главной составляющей которой является мир растений, при этом углубляются и дополняются знания, полученные при изучении ботаники. Учащиеся знакомятся с многообразием взаимоотношений у живых организмов в природе. Курс способствует формированию умений и навыков в проведении исследовательской работы, развитию творческой деятельности учащихся, нацеливает на правильное поведение в природе, ориентирует на бережное отношение к окружающей среде.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание учащихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Предлагаемая программа предусматривает использование в процессе изучения курса «Экология растений» материалов, касающихся исключительно биологии представителей местной флоры и знакомство с разнообразием растительности родного края. Данная особенность программы в значительной степени облегчает задачу учителя и способствует активизации краеведческих исследований.

Формами организации занятий являются комбинированный урок, урок изучения но­вого материала, экскурсия, семинар.

Результаты изучения курса «Экология растений» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и соответствуют стандарту.

Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Данная программа реализуется в учебниках «Экология растений. 6 класс» авторов А. С. Соколова и Л. А. Соколовой / Под ред. канд. биол. наук Г. А. Лады. – Тамбов: Юлис», 2006.

Учебно - темаический план

п/п

Тема

Всего часов


Введение

1

1.

Абиотические факторы в жизни растений

5

2.

Растительные сообщества

4

3.

Сообщества живых организмов

2

4.

Охрана окружающей среды

5


Итого:

17

с



Cодержание программы

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Введение в экологию. Определение понятий «экология», «экология растений». Предмет исследования. Объекты исследования (популяции, сообщества). Из истории экологии. Основные методы экологических исследований. Учение об окружающей среде. Факторы среды. Связи с другими предметами (природоведение, ботаника, география). Роль экологии в жизни современного общества. Значение знаний экологии растений в хозяйственной деятельности человека. Экология растений как учебная дисциплина.

Требования ГОС

знать/понимать:

- определения основных понятий и терминов в курсе «Экология растений»;

- место и роль растений в природе;

- меры по охране растений.

уметь: - объяснять роль экологии в жизни современного общества, роль знаний экологии

растений в практической и хозяйственной деятельности человека;

- ориентироваться в учебнике с помощью оглавле­ния, работать с текстом

и вопросами;

- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте

учебника, в словарях и справочниках значения экологических терминов.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- прогнозирования последствий воздействия антропогенных факторов

на биологическое разнообразие растений;

- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения

и умножения растительного мира;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТЕМА 1. Абиотические факторы в жизни растений (5 ч)

Солнечная радиация, её составляющие (видимый свет, инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) и их биологическое действие. Значение света в жизни зелёных растений. Фотосинтезирующие пигменты (хлорофиллы и каротиноиды). Основы фотосинтеза. Разнообразие степени освещённости в природе. Классификация растений по отношению их к свету. Экологическая валентность (степень приспособленности). Адаптация растений к условиям освещённости. Бесхлорофильные растения. Растения гетеротрофы (паразиты и сапрофиты).

Почва и ее состав. Роль почвы в жизни растений. Процесс образования почвы. Основные типы почв. Классификация растений по отношению их к почве (псаммофиты, кальцефиты, галофиты; оксилофиты). Адаптация растений к произрастанию на разных почвах. Кто и как обрабатывает почву в условия дикой природы? Эрозия и деградация почв: причины и пути решения проблемы.

Физические свойства воды (растворитель, капиллярность, испаряемость, замерзание). Биологическое значение воды (транспортное вещество, источник водорода, охладитель, создание тургора). Классификация растений по отношению их к воде (гидатофиты.гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, суккуленты и склерофиты). Адаптация растений к произрастанию на почвах с разной обеспеченностью водой. Растения верховых болот и проблема «физиологической сухости». Искусственное осушение и орошение - «плюсы» и «минусы».

Температурные границы жизни растений. Классификация растений по отношению их к условиям дефицита тепла (нехолодостойкие, неморозостойкие, морозоустойчивые). Классификация растений по отношению их к высоким температурам (нежаростойкие, жаровыносливые, жароустойчивые). Рельеф и экспозиция в распределении температур на почве. Адаптация растений к разным температурным условиям.

Атмосфера. Газовый состав. Круговорот основных газов. Прозрачность атмосферы и фотосинтез. Дыхание растений. Движение воздуха в жизни растений (иссушение, деформация побегов, полегание растений, ветровал, ветровая эрозия, перемещение снежного покрова, опыление, распространение плодов и семян). Растения индикаторы загрязнения воздуха.

Требования ГОС

знать/понимать:

- основные абиотические факторы среды и степень их воздействия

на растения в условиях Окско-Донской равнины.

уметь: - наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы; - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения; - классифицировать растения по экологическим группам на основании их

внешней морфологии; - сравнивать экологические группы растений и делать выводы на основе этого

сравнения;

- объяснять связи между особенностями внешней морфологии растений

и условиями, в которых они произрастают.использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выращивания комнатных и сельскохозяйственных растений и ухода за ними.

ТЕМА 2. Растительные сообщества (4 ч)

Что такое растительное сообщество (фитоценоз)? Разнообразие растительных сообществ: бор (хвойный лес), дубрава (широколиственный лес), осиновые кусты, луг, луговая степь, солонец, верховое болото, низинное болото). Совокупность факторов, обуславливающая формирование растительных сообществ. Видовое разнообразие растений данных сообществ. Господствующие и сопутствующие виды сообществ. Сезонные изменения в сообществах. Внутривидовые и межвидовые взаимоотношения растений в сообществах. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений.

Экскурсия «Фитоцинозы ближайших окрестностей школы».

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

Требования ГОС знать/понимать:

- растения своего региона;

- взаимосвязи и взаимоотношения растений в сообществах.

уметь: - характеризовать основные растительные сообщества, встречающиеся

в окрестностях школы, уметь анализировать сезонные явления в данных

фитоценозах;

- объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; актуальность проблемы

сохранения биологического разнообразия сообществ в природе;

- наблюдать за растениями своего края; распознавать и описывать наиболее

распространенные виды растений своей местности;

- оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

- формулировать выводы на основе собранного материала;

- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте

учебника отличительные признаки растений основных экологических групп.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения

и умножения растительного мира;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТЕМА 3. Сообщества живых организмов (2 ч)

Биоценоз. Составляющие биоценоза. Границы биоценоза. Биоценотические связи растений друг с другом, с грибами, животными. Пищевые связи. Роль сапротрофов. Симбиоз и паразитизм. Опыление растений животными. Распространение семян животными.

Требования ГОС

знать/понимать:

- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого

развития биоценоза.

уметь: - объяснять взаимосвязи и взаимоотношения организмов в биоценозах;

- обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности

человека.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения

и умножения растительного мира.

ТЕМА 4. Охрана окружающей среды (5 ч)

Природа Окско-Донской равнины до активного освоения её человеком. Общее представление о растительном мире региона (Тамбовской области), как части Среднерусской лесостепи. Леса (основные массивы, крупные отъемы на плакоре, байрачно-балочные леса). Степи и их классификация. Современное состояние степных биоценозов. Формы воздействия человека на мир диких растений. Населенные пункты и сельскохозяйственные земли, как места обитания растений. Видовой состав растений культурного ландшафта. Сорняки. Охрана растительного мира области (формы и методы). Красная книга Тамбовской области. Роль школьников в деле охраны природы.

Итоговый семинар.

Требования ГОС

знать/понимать:

- виды растений из региональной Красной книги, произрастающие

в области, в районе, окрестностях конкретного населенного пункта;

- основные формы и методы охраны редких растений области и применять

эти знания на практике;

уметь: - замечать факты негативного воздействия человека на окружающую среду,

конкретные растительные сообщества, отдельные виды растений и стараться

по возможности предпринимать шаги по их ликвидации;

- приводить примеры редких и охраняемых растений;

- проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить

в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе

с использованием информационных технологий).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - прогнозирования последствий воздействия антропогенных факторов

на биологическое разнообразие растений;

- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения

и умножения растительного мира;

- соблюдения правил поведения в окружающей среде.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать:

·  растения своего региона.

уметь:

·  наблюдать влияние факторов среды на растительные организмы;

·  объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ в природе;

·  наблюдать за растениями своего края, сезонными изменениями растений;

·  распознавать и описывать наиболее распространенные виды растений своей местности, культурные растения, опасные для человека растения;

·  приводить примеры редких и охраняемых растений;

·  сравнивать экологические группы растений и делать выводы на основе этого сравнения;

·  проводить самостоятельный поиск экологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки растений основных экологических групп; в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о растениях (в том числе с использованием информационных технологий);

·  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения;

·  оформлять результаты экскурсий с помощью графиков, таблиц, диаграмм;

·  формулировать выводы на основе собранного материала;

Получить полный текст

Подписаться на рассылку!

·  прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие растений.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  соблюдения правил поведения в окружающей среде;

·  обоснования мер охраны видов и природных сообществ.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Нормативные документы

1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. № 000 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».

2. Программа курса регионального компонента базисного учебного плана

«Экология растений» / Соколов А. С., Соколова Л. А. – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

3. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006г.

Учебно-методическая литература

1. Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений. 6 класс / Под ред. канд. биол. наук

Г. А. Лады. – Тамбов: Юлис», 2006.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.  Государственные памятники природы Тамбовской области. Каталог / Под ред. заслуженного лесовода РСФОР С. В. Журихина. – Тамбов, 1989.

2.  Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся нач. кл. – М.: Просвещение, 2003.

3.  Природа и ландшафты притамбовья / Под ред. заслуженного деятеля науки РСФСР профессора Ф. Н. Милькова. – Воронеж: издательство воронежского университета, 1986.

4.  Школьная энциклопедия. Экология. – Смоленск: Русич, 2003.

Электронные ресурсы на компакт-дисках

1. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2001.

Календарно - тематическое планирование учебного материала



Предмет Экология растений Класс 6 Учитель Мешалкина Вера Ивановна

Учебная программа (гос., модиф., авт., ф. и. автора) Соколов А. С., Соколова Л. А.

Программа курса регионального компонента базисного учебного плана «Экология растений». – Тамбов: ТОИПКРО, 2005.

Пособие для учащихся (автор, издательство, год издания) Соколов А. С., Соколова Л. А. Экология растений. 6 класс / Под ред. канд. биол. наук Г. А. Лады. – Тамбов: Юлис», 2006.

Количество часов в неделю: 0,5 Общее количество часов за год: 17

ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

Дата

Домашнее

задание


ВВЕДЕНИЕ (1 ч)



1

Что изучает экология растений?

28.01

§1






ТЕМА 1. Абиотические факторы

в жизни растений (5 ч)







2 (1)

Абиотический фактор – солнечная радиация

4.02

§2

3 (2)

Почва в жизни растений

11.02

§3

4 (3)

Вода в жизни растений

18.02

§4

5 (4)

Температура в жизни растений

25.02

§5

6 (5)

Воздух (атмосфера) в жизни растений

4.03

§6






ТЕМА 2. Растительные сообщества (4 ч)







7 (1)

Растительные сообщества

11.03

§7

8 (2)

Экскурсия «Фитоценозы ближайших окрестностей школы»

18.03

составить отчет

9 (3)

Растительные сообщества дубравы, хвойного леса, луговой степи

1.04

§8

10 (4)

Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых, или сфагновых болот

8.04

§9






ТЕМА 3. Сообщества живых организмов (2 ч)







11 (1)

Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений

15.04

§10

12 (2)

«Насекомоядные» растения. Роль грибов и бактерий в фитоценозе

22.04

§11






ТЕМА 4. Охрана окружающей среды (5 ч)







13 (1)

Растительность Тамбовской области и ее изменение в результате хозяйственной деятельности человека

29.04

§12

14 (2)

Охрана растительного мира Тамбовской области

6.05

§13

15 (3)

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения лесов

13.05

§14

16 (4)

Растения из Красной книги Тамбовской области. Растения степи

20.05

§15

17 (5)

Итоговый семинар

27.05

-








Посмотрите по Вашей теме:



Экология
или наука о симбиозе природы, человека и техники

Экология как наука - или этапы появления фундаментального раздела биологии

Экология, культура, здоровье - о важности экологического благосостояния в жизни человека

Экология и нравственность - связь человека и экологического кризиса

Экологический кризис как феномен культуры - о направлении теоретической биологии, рамкой которого является жизнь как биологический и культурный феномен в широком смысле

Экологический кризис - или проблема, затрагиваемая все сферы жизнедеятельности



Наши зеленые друзья
растения вокруг нас

Как живет растение - что представляет собой растение и каковы особенности его строения

Как правильно выбрать почву для комнатных растений - успех выращивания комнатных растений зависит от почвы

Много ли растениям воды нужно? - зачем растениям столько воды

Болезни комнатных растений и способы борьбы с ними - их тоже можно лечить

Удобрение растений - их нужно подкармливать

Вредители и способы борьбы с ними - их необходимо защищать от врагов