СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Литературное краеведение"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа является дополнительной к курсу "Литература. 9 класс". Её реализация даёт представление не только о литературном процессе на Вятской земле с древности до наших дней, но и позволяет понять формирование таких корифеев русской литературы, как М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцен и ряда других.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Литературное краеведение"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 34» г. Кирова


Утверждаю

Директор школы

Приказ № __ от


Согласовано

Зам. Директора по УВР


Принято на методическом объединении

Протокол № ___ от

Руководитель МО




Е.Б. Клабукова



Е.Н. Чемерыс




О.А. Стародумова



Рабочая программа

по литературному краеведению,

9 класс

на 2015/2016 учебный год




Составитель программы:

учитель русского языка и литературы

Тутынина Марина Владимировна







Киров 2015

Пояснительная записка

Данный курс литературного краеведения рассчитан на 34 часа.

Программа курса «Литературное краеведение» включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах. Вследствие этого программа расширяет и углубляет знания учащихся по литературе, знакомит с новыми фактами из жизни и творчества русских писателей и поэтов, способствуя интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников. Реализация программы формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения; способствует воспитанию у учащихся высокой гражданской позиции; речевой культуры школьников.

Цели и задачи

Цель – изучение творчества писателей и поэтов Кировской области, а также творчества тех авторов, которые тесно связаны с Вятским краем.

Главная задача – познание Вятской земли, воспитание любви к родному краю.

Задачи:

  1. Активизировать познавательную деятельность учащихся;

  2. Формировать информационную культуру;

  3. Формировать навыки коммуникативного общения;

  4. Формировать навыки исследовательской и аналитической деятельности;

  5. Расширить кругозор учащихся;

  6. Закрепить умение работать с дополнительными источниками информации, включая печатные и электронные средства, Интернет.

Курс также включает в занятия самостоятельные и практические работы учащихся: различные работы по развитию речи, поисковую работу, выступления с сообщениями, докладами, защиту рефератов, проектов.

Принципы отбора материала для данной программы определяются основной её целью (изучение творчества писателей и поэтов, тесно связанных с Вятской землёй) и её важнейшими задачами:

  1. Воспитание любви к родному краю;

  2. Приобщение к истории литературного краеведения Вятской земли;

  3. Формирование у учащихся понимания важности изучения литературных произведений, связанных с Вятской землёй, гордости за тот вклад, что внесли поэты и писатели Вятского края и поэты и писатели, писавшие о нем, во всю нашу национальную литературу и культуру.

Программа формирует у учащихся умения и навыки, сформулированные в общегосударственной программе по литературе:

  • Правильное и выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов;

  • Умение определять тему, главную мысль (идею), основные проблемы художественного произведения, его род, жанр, сюжет (фабулу), композицию и архитектонику, характеризовать героя, выделять эпизоды – то есть уметь анализировать произведение;

  • Находить в произведении различные тропы;

  • Составлять простой и сложный план, тезисы и конспекты, писать доклады, рефераты, рецензии, давать устные отзывы;

  • Аргументировано оценивать ответ одноклассника, давать самооценку;

  • Вырабатывать навык саморедактирования и взаиморедактирования письменных работ;

  • Определять авторскую позицию, уметь формулировать свою;

  • Формировать навыки активного слушания, основные навыки ведения беседы, дискуссии.

Формы контроля: рефераты, кроссворды, викторины, презентации, сочинения-отзывы, отчёты по экскурсиям, сочинения-рецензии, чтение наизусть, защита творческих проектов.







Тематическое планирование

№ п.п.

Тема

Количество

часов

Введение. Место вятской литературы в истории русской культуры.

3

Древнерусская литература. Вятские летописи.

1

Вятские страницы в русской литературе 18 века

1

Вятские страницы в русской литературе 19 века

11

Из русской литературы 20 века

8

Вятская литература рубежа 20/21 веков

10


Итого:

34









Календарно-тематическое планирование

П.п.

Тема занятия

Форма занятия

Содержание

Дата проведения

план

факт

Введение. Место вятской литературы в истории русской культуры.

Введение. О целях и задачах курса. Место вятской литературы в истории русской культуры.

Лекция

Введение. Цели и задачи работы на уроках литературного краеведения.



Памятники истории и культуры Вятской земли

Заочная экскурсия


Создание «литературной карты» земли Вятской



Памятники истории и культуры Вятской земли

Создание «литературной карты» земли Вятской



Древнерусская литература. Вятские летописи.

Древнерусская литература. Вятские летописи.

Заочная экскурсия

Развитие письменности на Вятской земле с приходом христианства. Миссионерская деятельность Трифона Вятского. Вятские летописи.



Вятские страницы в русской литературе 18 века

Российский Гомер. Оды Е. И. Кострова

Беседа

Знакомство с судьбой Е. И. Кострова. Чтение и анализ од. Перевод «Илиады»



Вятские страницы в русской литературе 19 века

А. С. Пушкин и Вятский край

Занятие-размышление

Работа с очерком Е.Д. Петряева «Нити к Пушкину»



О. А. Ишимова, вятская детская писательница

Практикум

Знакомство с судьбой, творчеством О.А. Ишимовой



Братья Яковлевы: лицеист и вятский журналист. П.Л. Яковлев – создатель первой вятской рукописной газеты

Беседа, презентация, практикум

Знакомство с деятельностью П.Л. Яковлева в Вятке. Журнал «Хлыновский наблюдатель». Яковлев и Пушкин.



Братья Яковлевы: лицеист и вятский журналист. П.Л. Яковлев – создатель первой вятской рукописной газеты

Беседа, презентация, практикум

Знакомство с деятельностью П.Л. Яковлева в Вятке. Журнал «Хлыновский наблюдатель». Яковлев и Пушкин.



Эпоха Пушкина и Вятский край

Занятие в Художественном музее

Литературно-историческая экскурсия



Ссыльные писатели Вятки

Защита проектов

Защита проектов, посвящённых судьбам А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, Я. Райниса, сосланным в Вятку.



Ссыльные писатели Вятки

Защита проектов

Защита проектов, посвящённых судьбам А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, Я. Райниса, сосланным в Вятку.



Ссыльные писатели Вятки

Защита проектов

Защита проектов, посвящённых судьбам А.И. Герцена, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Короленко, Я. Райниса, сосланным в Вятку.



М. Е. Салтыков-Щедрин

Беседа

Вятская ссылка Салтыкова-Щедрина. «Губернские очерки»: история создания, тематика, проблематика. Художественные приёмы, использованные автором.



Урок-экскурсия в дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина

экскурсия

Вятская ссылка М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Урок-экскурсия в дом-музей М.Е. Салтыкова-Щедрина

экскурсия

Вятская ссылка М.Е. Салтыкова-Щедрина.



Из русской литературы 20 века

Рыцарь мечты (творчество А.Грина)

Лекция

Трагическая судьба А. Гриневского (Грина). Грин и Вятка. Романтические произведения А. Грина.



Занятие-экскурсия в музей А. Грина

Экскурсия

Судьба А. Грина. Грин и русская культура.



Занятие-экскурсия в музей А. Грина

Экскурсия

Судьба А. Грина. Грин и русская культура.



Поэт-фронтовик О.М. Любовиков.

Урок-концерт

Судьба О. Любовикова. Стихи о войне. Общественная деятельность поэта.



Н. Заболоцкий. Поэт и переводчик «Слова о полку Игореве».

практикум

Стихи о природе. Перевод «Слова о полку Игореве» со старославянского на современный русский язык.



Трагическая судьба вятского поэта Игоря Франчески.

беседа

Биография поэта. Трагизм звучания стихов И. Франчески.



В. Никифоров-Волгин – русский православный писатель. Вятские страницы биографии.

Беседа

Тематика творчества. Детский православный писатель. Трагическая гибель в Кирове (Вятке) в 1941 г.



П. Маракулин – певец родной природы.

практикум

Стихи и проза П. Маракулина. Биография и творчество.



Вятская литература рубежа 20/21 веков

Защитник детства. Писатель Альберт Лиханов.

Беседа

Биография. Тематика творчества. Этапы творчества. Произведения ранние и последних лет. Общественная деятельность Альберта Лиханова. Российский детский фонд.



Защитник детства. Писатель Альберт Лиханов. Повести «Русские мальчики» и «Непрощённая»

Беседа

Биография. Тематика творчества. Этапы творчества. Произведения ранние и последних лет. Общественная деятельность Альберта Лиханова. Российский детский фонд.



Защитник детства. Писатель Альберт Лиханов. Повести «Никто» и «Сломанная кукла»

Беседа

Биография. Тематика творчества. Этапы творчества. Произведения ранние и последних лет. Общественная деятельность Альберта Лиханова. Российский детский фонд.



Владимир Крупин. Вятский писатель.

Лекция, презентация

Тематика творчества. Особенности прозы. Крупин и театр. Общественная деятельность.



Анатолий Гребнев. Певец вятской деревни.

Лекция, презентация

Стихи А.Г. Гребнева о сельской жизни и жителях вятского села. «Вятский Есенин».



Владимир Морозов – «вятский Пришвин»

Лекция, презентация

Обзор биографии и творчества. Книги «Рассказы о русском лесе», «Костява» и другие.



Тема локальных войн в творчестве вятских писателей.

Лекция, беседа

Бакин «Война матерей» и произведения других авторов.



Поэт на Вятке больше чем поэт.

Читательская конференци

Защита проектов по творчеству современных кировских писателей.



Поэт на Вятке больше чем поэт.

Читательская конференци

Защита проектов по творчеству современных кировских писателей.



Поэт на Вятке больше чем поэт. Подведение итогов работы за год. Литературный праздник.

Читательская конференци

Защита проектов по творчеству современных кировских писателей.





Источники информации

  • Краеведение как направление патриотического воспитания в школе: [сборник материалов]. – Киров, 2011

  • https://ru.wikipedia

  • http://www.herzenlib.ru/





.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!