РАССМОТРЕНА на заседании методического объединения протокол №1 от 31 августа 2016 г. Руководитель МО ____ В.И. Грибцова | УТВЕРЖДЕНА приказ №96 от 31 августа 2016 г. Директор __________ Е.А. Ильин |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 с. Доброе
Добровского муниципального района Липецкой области
Рабочая программа
учебного курса
обществознания
8 класс
Составитель: учитель
Садыкова Г.П
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы. Изучение курса обществознания по данной рабочей программе ведётся в 8 общеобразовательном классе данной школы на ступени основного общего образования и направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления, обеспечивающего объективное восприятие социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определение собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;
освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний об обществе, государстве основных социальных ролях, позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, сферах человеческой деятельности, способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных типичных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; содействие развитию компетентности в различных сферах жизни: экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношениях, отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427, от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 № 39, от 31.01.2012 №69);
Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74);
Приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год»;
Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 16.04.2014 №ЮТ-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014–2015 учебный год»;
Приказ Управления образования и науки Липецкой области от 23.04.2014 №385 «О базисных учебных планах для общеобразовательных учреждений Липецкой области на 2014/2015 учебный год»;
Приказ МБОУ СОШ №1 с. Доброе от 31.08.2016 № 96 «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов МБОУ СОШ №1 с.Доброе, реализующих общеобразовательные программы общего образования (основного общего и среднего общего образования).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Личность и общество
Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
Социальный конфликт, пути его разрешения. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.
Война и мир. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Биологическое и социальное в человеке. Врождённая предрасположенность и развитие человеческих качеств. Мышление и речь.
Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста.
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учение, общение, познание). Мотивы деятельности.
Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Социализация индивида. Личность. Факторы её формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Проблема смысла жизни. Жизненные ценности и ориентиры. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, её значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда учёного. Ответственность учёного. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Религия и церковь, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести.
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.
Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
Социальный конфликт, пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
Социальные ценности и нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. . Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.
Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Экономика
Экономика и её роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Товары и услуги. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. Фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
Рынок и рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Потребительский кредит. Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Экономическое развитие России в современных условиях.
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ обучающихся 8 классов
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) ученик должен знать
основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми, функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей, характерные черты и признаки основных сфер жизни общества (экономической, социальной и пр.), основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;
уметь
характеризовать (описывать): общество как форму жизнедеятельности людей; основные сферы общественной жизни; социальную структуру общества; социальные роли; этнические группы; межнациональные отношения; социальные конфликты; основные вызовы и угрозы ХХI века; семью как малую группу; брак; неполную семью; отношения между поколениями; понятие «образ жизни»; межличностные отношения; межличностные конфликты и пути их разрешения; отклоняющееся поведение; понятия «власть», «политический режим», «демократия»; формы участия граждан в политической жизни; особенности сферы духовной культуры; понятия «мораль», «мировоззрение», «свобода совести»; роль религии и церкви в современном обществе; виды органов государства; порядок взаимоотношения государственных органов и граждан; экономику как сферу общественной жизни, ограниченность ресурсов, разделение труда, факторы, влияющие на производительность труда, рыночный механизм, рекламу, предпринимательство и его организационно-правовые формы, основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, экономические меры социальной поддержки, налоги, уплачиваемые гражданами;
объяснять: взаимосвязь общества и природы; сфер общественной жизни; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте; сущность социальной ответственности; пути разрешения социальных конфликтов; причины и опасность международного терроризма; социальную значимость здорового образа жизни; опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества; роль политики в жизни общества; принцип разделения властей; особенности развития демократии в современном мире; опасность политического экстремизма; возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации; значение науки в жизни современного общества; роль права в жизни общества и государства; взаимосвязь права и государства; способы реализации и защиты прав и свобод гражданина; особенности реализации прав несовершеннолетних в сфере гражданских, семейных, трудовых, административных и уголовных отношений; роль обмена и торговли, происхождение денег, роль конкуренции, функции фирмы в рыночной экономике, роль государства в рыночной экономике, неравенство доходов;
сравнивать (различать): понятия «солидарность», «лояльность», «толерантность»; «социальные ценности» и «социальные нормы»; формальные и неформальные группы; органы государственной власти и местного самоуправления; выборы и референдум; политические партии и движения; большие и малые социальные группы; отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами на примерах конкретных ситуаций; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; полномочия высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; сферу компетенции судов, правоохранительных органов; спрос и потребности, формы собственности, формы торговли, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, малое предпринимательство и индивидуальную трудовую деятельность, формы заработной платы, формы сбережения граждан; основные налоги, уплачиваемые гражданами;
вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость, производительность труда, доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, затраты, выручку, прибыль, индивидуальный подоходный налог, семейный бюджет; делать расчёты с использованием обменных курсов валют.
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в процессе выполнения типичных для подростка социальных ролей;
для общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
для нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
для реализации и защиты прав человека и гражданина;
для первичного анализа и использования социальной (в том числе экономической и правовой) информации;
в процессе реализации и защиты прав человека и гражданина.
Программа рассчитана на 35 часов, в том числе 4 часа контрольных работ.
Информация об используемом учебнике: Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – М.: Просвещение, 2012.
Календарно-тематическиЙ план
№ | Тема урока | Обязательный минимум содержания | Количество часов | Домашнее задание | Дата | Примечания |
план | факт |
1 | Введение. Быть личностью | Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Смысл жизни. Становление личности. Социализация. Мировоззрение. Индивидуализация. Интеграция. | 1 | П. 1. | 07.09 | 07.09 | |
| Личность и общество |
2 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | Общество как форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные нормы. | 1 | П.2. | 14.09 | 14.09 | |
3 | Общество, природа и человек | Взаимодействие общества и природы. | 1 | Записи в тетради | 21.09 | 21.09 | |
4 | Что делает человека человеком | Биологическое и социальное в человеке. Врождённая предрасположенность и развитие человеческих качеств. Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, общение, познание). Мышление и речь. | 1 | Записи в тетради | 28.09 | | |
5 | Развитие общества | Социальные изменения и его формы. Война и мир. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Причины и опасность международного терроризма. | 1 | П.3. | 05.10 | | |
6 | Как стать личностью | Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Социальные ценности. | 1 | Записи в тетради | 12.10 | | |
7 | Личность и общество (повторение и контроль) | 1 | Работа на уроке с тестовыми заданиями | 19.10 | | |
Сфера духовной культуры |
8 | Духовная сфера | Сфера духовной культуры и её особенности. | 1 | П. 4. | 26.10 | | |
9 | Мораль | Мораль. Добро и зло. Социальные ценности и нормы. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. | 1 | П. 5. | 09.11 | | |
10 | Долг и совесть | Жизненные ценности и ориентиры. Проблема смысла жизни. Свобода и ответственность. | 1 | п. 6 | 16.11 | | |
11 | Моральный выбор и ответственность | 1 | П. 7 | 23.11 | | |
12 | Образование | Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. | 1 | П. 8. | 30.11 | | |
13 | Наука в современном обществе | Познание мира. Наука в жизни современного общества. Социальная ответственность. | 1 | П. 9. | 07.12 | | |
14 | Религия как одна из форм культуры | Религия и церковь, их роль в жизни современного общества. Связь религии и морали. Свобода совести. | 1 | П. 10. | 14.12 | | |
15 | Духовная сфера (практикум) | 1 | Записи в тетради. | 21.12 | | |
16 | Духовная сфера (контрольная работа) | 1 | тестирование | 28.12 | | |
Социальная сфера |
17 | Социальная структура общества | Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения. | 1 | П. 23 | | | |
18 | Социальные статусы и роли | Социальная роль. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Социальный статус. Отношения между поколениями. Половозрастные роли в современном обществе. Особенности подросткового возраста. Самопознание. | 1 | П. 24 | | | |
19 | Нации и межнациональные отношения | Этнические группы. Межнациональные отношения. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе. | 1 | П. 25 | | | |
20 | Отклоняющееся поведение | Отклоняющееся поведение. Наркомания, алкоголизм, их опасность для человека и общества. | 1 | П. 26 | | | |
21 | Социальная сфера (контрольная работа) | 1 | | | | |
Экономика |
22 | Экономика и её роль в жизни общества | Экономика и её роль в жизни общества. Товары и услуги, ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость. | 1 | П. 11 | | | |
23 | Главные вопросы экономики | Экономические системы и собственность. | 1 | П. 12 | | | |
24 | Собственность | 1 | П. 13 | | | |
25 | Рыночная экономика | Рынок и рыночный механизм. | 1 | П. 14. | | | |
26 | Производство – основа экономики | Разделение труда и специализация. | 1 | П. 15 | | | |
27 | Предпринимательская деятельность | Предпринимательство. Цели фирмы, её основные организационно-правовые формы. Производство, производительность труда и факторы, влияющие на производительность труда. Основные формы организации производства. Малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность. | 1 | П.16. | | | |
28 | Роль государства в экономике | Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами. | 1 | П. 17. | | | |
29 | Распределение доходов | Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. | 1 | П. 18. | | | |
30 | Потребление | Экономические основы прав потребителя. Потребительский кредит. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Социальное страхование. | 1 | П. 19. | | | |
31 | Инфляция и семейная экономика | Семейный бюджет, реальные и номинальные доходы семьи. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Личное подсобное хозяйство. | 1 | П. 20. | | | |
32 | Безработица, её причины и последствия | Безработица как социальное явление. Профсоюз. | 1 | П. 21 | | | |
33 | Мировое хозяйство и международная торговля | Международная торговля. Обменные курсы валют. | 1 | П. 22 | | | |
34 | Экономическая сфера (контрольная работа) | 1 | | | | |
35 | Резерв | 1 | | | | |
9