Рабочая программа
курса « Основы православной культуры»
Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторы: А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики», автор: А. Я. Данилюк.
Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632). ФГОС НОО
( Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г №373, в редакции приказов Минобрнауки России от 26ноября 2010 г №1241, от 22 сентября 2011 г.№2357).
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования по основам религиозных культур и светской этики (ФГОС п.19.5).
Пояснительная записка
Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.
В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России», которая представлена учебным предметом ОРКСЭ – основы религиозных культур и светской этики. Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.
Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Курс «Основы православной культуры» является одним из 6 модулей.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.
Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.
Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».( Патриарх Московский и всея Руси Алексий II)
В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.
ЦЕЛЬ: систематическое изучение младшим школьником православной христианской традиции, приобщение его к православной культуре ; формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на приобщении к православной культуре в ее мировоззренческом и нравственном измерениях.
ЗАДАЧИ:
Познакомить учащихся с основами православной культуры ;
Развить представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
Приобщить к христианским нравственным нормам, хранимым Русской православной церковью
Поддержать семью в воспитании детей на основе исторических и культурных ценностей и традиций русского и других народов России, для которых православие- традиционная религия.
Принципы обучения:
диалогическое взаимодействие;
приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
актуальность;
опоры на самостоятельность мышления учащихся;
вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
Ожидаемый результат
Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.
Место курса в учебном плане
В учебном плане 4-х классов гимназии на 2014-2015 учебный год ОРКСЭ представлен 1 часом в неделю.
Модуль «Основы православной культуры» выбран по заявлению родителей (законные представители) учащихся.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, в неделю – 1 час.
Учащиеся будут обучаться по учебнику Кураева Андрея Вячеславовича, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. М: Просвещение, 2012. Учебник знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания
-технология рефлексивного чтения;
-технология обсуждения проблем;
-технология взаимного обмена заданиями.
-беседа-распознавание;
-диалог-сравнение;
-исследовательский проект.
-интерпретация;
-загадки-притчи;
-проблемная пресс-конференция;
-разговор с замещённым собеседником.
-игра-испытание;
-ролевая игра;
-продуктивный труд.
Формы обучения
Классно-урочные занятия.
Групповая форма обучения.
Внеклассные занятия – классные семейные праздники.
В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.
Экскурсии.
Содержание учебного материала
1. Учебник «Основы православной культуры», автор А.В.Кураев
Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.
Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы создавался эффект реальности событий.
Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.
Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.
Изучение материала сопровождается использованием дополнительной литературы с образцами житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосий Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине – патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
На уроках организованы слушание фрагментов церковной музыки и пения, показ образцов церковной архитектуры и живописи.
Содержание учебника построено с учетом:
возрастных особенностей обучающихся;
новизны и особенностей содержания курса;
культурологической направленности курса;
направленности предмета на объединение, а не разобщение школьников;
имеющегося учебного, социального и личностного опыта школьников;
возможностей нового предмета для развития не только духовно-нравственной сферы, но и универсальных учебных действий, критического мышления, коммуникативных навыков и умений, творческого потенциала учащихся и т. д.;
Планируемые результаты
Требования к личностным результатам освоения курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
овладение способностью понимать цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее достижения;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; находить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы православной традиции многонационального народа России;
знакомство с основными нормами православной морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений об основах православных традиций, их роли в культуре, истории и современности России;
знакомство с символическим языком православной художественной культуры, искусством иконы, фрески, церковного пения.
Требования к уровню подготовки
Ученик должен знать/понимать:
Основные понятия: православная культура, христианство, Библия, Евангелие, православные праздники, храм, икона, алтарь, крещение Руси; исповедь; заповеди; святой; добродетель; таинство причастия; литургия; монах; монашество; семья.
Историю возникновения культуры;
Особенности и традиции религии;
Описание основных священных книг, праздников, святынь.
Уметь:
Описывать различные явления религиозной культуры, традиции;
Излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры;
Соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
Строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение;
Готовить сообщения по выбранным темам.
Критериями оценки учебно-воспитательных результатов изучения основ православной культуры школьником являются критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит).
Примеры контрольных заданий
Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.
Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.
1)Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.
2)Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.
3)Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).
4)Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.
5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.
Темы итоговых работ учащихся
По завершению изучения курса учащиеся представляют творческие работы. Используется безотметочная система. По итогам завершения курса учащиеся получают зачеты.
Итоговые работы могут быть представлены в виде проектов индивидуальных или групповых. Зачетное занятие может быть проведено в форме экскурсии в православный храм, музей. На защиту проектов приглашаются родители.
Примерный перечень тем итоговых работ учащихся
1.Основы православной культуры – Библия и Евангелие.
2.Учение Христа.
3.Жертва и воскресение.
4.Забота о чистоте своей души и о пользе ближнего.
5.Как я понимаю золотое правило этики?
6.Суть православного поведения.
7.Как соотносятся понятия «душа», «совесть», «покаяние».
8.Православные традиции русской семьи.
Тематическое планирование
№ П/П | Тема | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. Вводный урок. | 1 |
2 | Культура и религия. Вводный урок. | 1 |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 |
4 | Православная молитва. | 1 |
5 | Библия и Евангелие. | 1 |
6 | Проповедь Христа. | 1 |
7 | Христос и Его крест. | 1 |
8 | Пасха. | 1 |
9 | Православное учение о человеке. | 1 |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 |
11 | Заповеди. | 1 |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 |
13 | Золотое правило этики. | 1 |
14 | Храм. | 1 |
15 | Икона. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. Подведение итогов. | 1 |
17 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
18 | Подвиг. | 1 |
19 | Заповеди блаженств. | 1 |
20 | Зачем творить добро? | 1 |
21 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
22 | Совесть и раскаяние.. | 1 |
23 | Православие о Божием суде. | 1 |
24 | Таинство причастия. | 1 |
25 | Монастырь. | 1 |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 |
27 | Христианская семья. | 1 |
28 | Защита Отечества. | 1 |
29 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
30 | Подготовка творческих проектов. | 1 |
31-34 | Итоговая презентация творческих проектов учащихся. | 4 |
| Итого | 34 |
Список литературы (основной и дополнительной)
Учебник «Основы православной культуры». 4-5 классы. / А.В. Кураев. Москва: Просвещение, 2012
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.: Просвещение, 2012
Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева. «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.» 4-5.
Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.
М.: Издательский дом «Покров», 2004.
Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.
Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.
Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании» // Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11_ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861 гг. М._Л.,
1948. С. 425–488.
Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2_х тт. Т. 1. М., 1953
С. 327–332.
Энциклопедическая и справочная литература.
Интернет - источники:
http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/chudo_v_zhizni_khristianina/85-1-0-461
http://metodika.68edu.ru/metodtambov.html
http://wiki.iteach.ru/index.php/
http://pravoslav.at.tut.by/tain/prich.html
http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/24
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/