МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА
Рассмотрено на заседании кафедры Руководитель кафедры _____ / _______________/ Протокол №___________ «___» ____________ 2016г. | Согласовано Заместитель директора по ВР _____ /Жемчужникова А.А./ «___» ____________ 2016г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ №5 _____ Т.Н. Кузнецова/ Приказ №____________ «___» ____________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
(5 класс)
уровень реализации программы: основное общее образование
срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Составитель: Гайнетдинова Лилия Раисовна
Благовещенск, 2016
Содержание
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………………………………………………………..……3
1.1. Личностные результаты
1.2. Метапредметные результаты
1.3. Предметные результаты
2. Содержание учебного курса………………………………………………………………………………………………………………………....5
3. Тематическое планирование……………………………….……………………………………………………………………………………….12
1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Личностные результаты:
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;
3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.
1.2. Метапредметные результаты:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты:
Должны обеспечить:
1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;
2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;
3)сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;
4)сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;
5)развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;
6)владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;
7)умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);
8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;
9)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.
Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться:
- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
2. Учебная дискуссия:
- обмен взглядами по конкретной проблеме;
- упорядочивание и закрепление материала;
- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента;
3. Деловые игры:
- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.
4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:
- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;
- активация их познавательной активности;
5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;
6. Экскурсионная деятельность:
- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-
экспозиционный фонд Банка России;
- предприятия и объекты инфраструктуры города;
- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего
профессионального образования
Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел | Содержание курса внеурочной деятельности | Формы организации внеурочной деятельности | Виды деятельности учащихся |
Введение | Инструктаж по технике безопасности. | Общее обсуждение Стартовая диагностика | |
Раздел 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ | 1.1. Деньги и их функции. Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция. | Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов) | Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией. Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах. Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу. Различать товарные и символические деньги. Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами. |
1.2. Доходы семьи. Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы. | Общее обсуждение; групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов. | Знать: Виды источников денежных поступлений в семье, заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия. Личностные характеристики и установки: Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. Понимание того, что могут существовать различные источники доходов; понимание роли трудового заработка в современной российской действительности. Уметь: Считать общую сумму доходов. Соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи. Компетенции: Различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами. |
1.3. Расходы семьи Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция. | Общее обсуждение; игровая деятельность | Знать: Виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей. Личностные характеристики и установки: Понимание безграничности потребностей и ограниченности ресурсов (денег). Понимание причин роста семейных расходов вследствие инфляции; понимание полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов. Уметь: Понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями. Рассчитывать расходы. Компетенции: Аргументировано обосновать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета. Готовность участвовать в обсуждении очередности и размеров семейных расходов, анализировать структуру личных затрат. |
1.4. Семейный бюджет. Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги. | Кроссворд 1. «Доходы и расходы семьи» (15 мин.) | Знать: Структура семейного бюджета. Источники сбережения семейного бюджета. Личностные характеристики и установки: Понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений. Составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей. |
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум. Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум. | Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах») | Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум. Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни. Понимание прожиточного минимума. Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем. Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем. |
1.6. Планирование семейного бюджета. Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей. Базовые понятия: Финансовое планирование, норма сбережения. | Игровая деятельность; общее обсуждение | Знать: Знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла; представления о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений. Личностные характеристики и установки: Понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат; понимание возможных рисков при сбережении и инвестировании. Уметь: Отличать инвестиции от сбережений; сравнивать доходность инвестиционных продуктов. Компетенции: Откладывать деньги на определенные цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи. |
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии | | Знать: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. Личностные характеристики и установки: Понимание значимости энергоэфективности и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи. Уметь: Отличать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии от неэффективных технологии. Компетенции: Оценивать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. |
Раздел 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВАЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ. | 2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Базовые понятия: Особая жизненная ситуация. | Общее обсуждение | Знать: Формирование представления способов смягчения сложных жизненных ситуаций с помощью сбережений и страхования. Личностные характеристики и установки: Осознание возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния. Уметь: Находить актуальную информацию в сети интернет. Компетенции: Искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций. |
2.2. Вклады. Страхование вкладов. Базовые понятия: Страхование. | Общее обсуждение; самостоятельная практическая работа | Знать: Виды страхования. Личностные характеристики и установки: Понимание основных задач и принципов страхования. Уметь: Соотнести вид страхования с целью страхования. Компетенции: Оценивать необходимость страхования. |
2.3. Инвестиции. Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений. Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д. | | Знать: Виды инвестиций и их применение в семейном бюджете. Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи. Уметь: Соотнести вид инвестиции с целью инвестирования. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. |
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история. Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит. Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. | | Знать: Виды кредитов. Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи. Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. |
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет». Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги. | Ролевая игра | Знать: Семейный бюджет. Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи. Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета. Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи. |
Раздел 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА | 3.1. Понятие о налогах и их типах. Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков. Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага. | Общее обсуждение; групповая практическая работа | Знать: Знание основных налогов в РФ: подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги. Личностные характеристики и установки: Понимание сути налога и его роли в жизни общества; понимание необходимости уплаты налогов и возможности государственного воздействия за неуплату налогов. Уметь: Различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога (например подоходного); проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи. Компетенции: Устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом. |
3.2. Социальные услуги государства. Базовые понятия: Социальное пособие. | Кроссворд 2. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» и «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 мин.) | Знать: Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ. Личностные характеристики и установки: Понимание, что социальные пособия – это помощь государства граждан в определенных сложных жизненных ситуациях. Уметь: Находить нужную информацию на социальных порталах. Компетенции: Определять способы использования социальных пособий для решения финансовых проблем семьи. |
3.3. Проект «Государство — это мы!» | Проект | Знать: Взаимоотношения государства и личности в сфере финансов. Личностные характеристики и установки: Понимать свое место в финансовой структуре государства. Уметь: Находить нужную информацию на социальных порталах. Компетенции: Анализировать информацию в системе государство и личность. |
Раздел 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС | 4.1. Банковские услуги. Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга. Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения | Общее обсуждение; игровая деятельность; экскурсии | Знать: Появление банков и виды банков; появление и назначение инвестиционных фондов. Личностные характеристики и установки: Понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск. Уметь: Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; сравнивать различные финансовые предложения. Компетенции: Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; знать свои права и обязанности как потребителя. |
4.2. Собственный бизнес. Базовые понятия: Бизнес. | Кроссворд 3. «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (10 мин.) Игровая деятельность; общее обсуждение | Знать: Признаки деятельности в сфере бизнеса; общие правила создания собственного бизнеса. Личностные характеристики и установки: Понимание рискованности занятия бизнесом. Уметь: Планировать (4–5 шагов) свою самостоятельную деятельность. Компетенции: Брать на себя ответственность. |
4.3. Валюта в современном мире. Базовые понятия: Валюта, валютный курс. | Групповое обсуждение; общее обсуждение; индивидуальная практическая работа; защита проектов | Знать: Знание мировых валют, где именно можно обменивать валюту; территории использования тех или иных валют (основных). Личностные характеристики и установки: Понимание причин существования различных валют. Уметь: Различать российские деньги и иностранную валюту; перевести одну валюту в другую. Компетенции: Анализировать информацию о валютах разных стран. |
| Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности». | Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика | |
3. Тематическое планирование
Тема | Количество часов изучения |
Введение. | 1 |
Раздел 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ | 13 |
Раздел 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ | 9 |
Раздел 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА | 6 |
Раздел 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС | 4 |
Итоговая работа по курсу | 2 |
итого | 35 |
13