СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности", 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам финансовой грамотности. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы финансовой грамотности", 5 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5 г. БЛАГОВЕЩЕНСКА




Рассмотрено

на заседании кафедры

Руководитель кафедры

_____ / _______________/


Протокол №___________

«___» ____________ 2016г.



Согласовано

Заместитель директора по ВР

_____ /Жемчужникова А.А./


«___» ____________ 2016г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №5

_____ Т.Н. Кузнецова/

Приказ №____________

«___» ____________ 2016г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

(5 класс)

уровень реализации программы: основное общее образование

срок реализации программы: 2016-2017 учебный год



Составитель: Гайнетдинова Лилия Раисовна






Благовещенск, 2016



Содержание

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………………………………………………………………………..……3

1.1. Личностные результаты

1.2. Метапредметные результаты

1.3. Предметные результаты

2. Содержание учебного курса………………………………………………………………………………………………………………………....5

3. Тематическое планирование……………………………….……………………………………………………………………………………….12








1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Личностные результаты:

Личностные результаты освоения программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

3) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;

4) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

5) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

6) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

7) бюджетная грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы.

1.2. Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных экономических источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных экономических институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



1.3. Предметные результаты:

Должны обеспечить:

1) сформированность системы знаний о бюджете и финансах в жизни общества;

2) понимание сущности финансовых институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества;

3)сформированность у обучающихся стандартов новой финансовой потребительской культуры, предусматривающей активное освоение гражданами современных способов сбережения и инвестирования личных средств на основе легитимных институтов и инструментов;

4)сформированность экономического мышления: умения принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов, оценивать и принимать ответственность за их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

5)развитие у обучающихся социального неприятия любых финансовых предложений и услуг, которые находятся вне сферы правового регулирования и выводят граждан из-под защиты Закона;

6)владение навыками поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет; умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в реальной жизни;

7)умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, покупателя, продавца, заёмщика, вкладчика, застрахованного, налогоплательщика);

8) умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире;

9)умение оценивать и аргументировать собственную точку зрения по социально-экономическим проблемам, по различным аспектам социально-экономической политики государства.

Изучение курса «Основы финансовой грамотности» может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

1. Экономический анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Школьный экономический анализ может проводиться:

- для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;

- для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.

2. Учебная дискуссия:

- обмен взглядами по конкретной проблеме;

- упорядочивание и закрепление материала;

- определение уровня подготовки обучающихся и индивидуальных особенностей характера, мышления, темперамента;

3. Деловые игры:

- освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.

4. Использование проблемных методов обучения: проблемное изложение, частично-поисковый метод:

- развитие творческого и теоретического мышления у обучающихся;

- активация их познавательной активности;

5. Встречи со специалистами финансовых организаций и институтов;

6. Экскурсионная деятельность:

- музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-

экспозиционный фонд Банка России;

- предприятия и объекты инфраструктуры города;

- учебные музеи образовательных организаций среднего и высшего

профессионального образования

Формы аттестации /контроля (кроссворд, деловая игра, практическая работа, творческая работа, проект, ролевая игра).

Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел

Содержание курса внеурочной деятельности

Формы организации внеурочной деятельности

Виды деятельности учащихся

Введение

Инструктаж по технике безопасности.

Общее обсуждение

Стартовая диагностика


Раздел 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

1.1. Деньги и их функции.

Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция.

Общее обсуждение; практическая работа – анализ источников (исторических текстов)

Знать: Виды денег: наличные, безналичные. Этапы развития денег; изменение ценности денег в связи с инфляцией.

Личностные характеристики и установки: Понимание того, что деньги – средство обмена, а не благо. Понимание сути современных денег; понимание роли инфляции в семейных доходах.

Уметь: Считать наличные деньги (купюры и монеты); произвести безналичный платеж, внеся денежные купюры в платежный терминал; правильно сосчитать сдачу. Различать товарные и символические деньги.

Компетенции: Различать виды денег. Оценивать стоимость денег в связи с ситуационными обстоятельствами.

1.2. Доходы семьи.

Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы.

Общее обсуждение; групповая практическая работа с представлением результатов и защитой выводов.

Знать: Виды источников денежных поступлений в семье, заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия.

Личностные характеристики и установки: Понимание происхождения доходов, понимание того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда. Понимание того, что могут существовать различные источники доходов; понимание роли трудового заработка в современной российской действительности.

Уметь: Считать общую сумму доходов. Соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи.

Компетенции: Различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами.

1.3. Расходы семьи

Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция.

Общее обсуждение; игровая деятельность

Знать: Виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей.

Личностные характеристики и установки: Понимание безграничности потребностей и ограниченности ресурсов (денег). Понимание причин роста семейных расходов вследствие инфляции; понимание полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.

Уметь: Понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.

Рассчитывать расходы.

Компетенции: Аргументировано обосновать целесообразность приобретения желаемого блага в условиях ограниченности семейного бюджета. Готовность участвовать в обсуждении очередности и размеров семейных расходов, анализировать структуру личных затрат.

1.4. Семейный бюджет.

Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги.

Кроссворд 1. «Доходы и расходы семьи» (15 мин.)

Знать: Структура семейного бюджета. Источники сбережения семейного бюджета.

Личностные характеристики и установки: Понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды. Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции: Решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения сбережений. Составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей.

1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум.

Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум.

Анализ информации (мини-проект «Цены в наших магазинах»)

Знать: Варианты уровня жизни, прожиточный минимум.

Личностные характеристики и установки: Понимание различия между уровнями жизни. Понимание прожиточного минимума.

Уметь: Оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.

Компетенции: Планирование финансов в соответствии с прожиточным уровнем.

1.6. Планирование семейного бюджета. Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.

Базовые понятия: Финансовое планирование, норма сбережения.

Игровая деятельность; общее обсуждение

Знать: Знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла; представления о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.

Личностные характеристики и установки:

Понимание необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;

понимание возможных рисков при сбережении и инвестировании.

Уметь:

Отличать инвестиции от сбережений; сравнивать доходность инвестиционных продуктов.

Компетенции: Откладывать деньги на определенные цели; выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.

1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи

Базовые понятия: Энергоэффективные

и ресурсосберегающие технологии



Знать: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

Личностные характеристики и установки: Понимание значимости энергоэфективности и ресурсосберегающих технологий в бюджете семьи.

Уметь: Отличать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии от неэффективных технологии.

Компетенции: Оценивать энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи.

Раздел 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВАЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ.

2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.

Базовые понятия: Особая жизненная ситуация.

Общее обсуждение

Знать: Формирование представления способов смягчения сложных жизненных ситуаций с помощью сбережений и страхования.

Личностные характеристики и установки: Осознание возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния.

Уметь: Находить актуальную информацию в сети интернет.

Компетенции: Искать пути выхода из сложных жизненных ситуаций.

2.2. Вклады. Страхование вкладов.

Базовые понятия: Страхование.

Общее обсуждение; самостоятельная практическая работа

Знать: Виды страхования.

Личностные характеристики и установки: Понимание основных задач и принципов страхования.

Уметь: Соотнести вид страхования с целью страхования.

Компетенции: Оценивать необходимость страхования.

2.3. Инвестиции. Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.

Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д.


Знать: Виды инвестиций и их применение в семейном бюджете.

Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Уметь: Соотнести вид инвестиции с целью инвестирования.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи.

2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит. Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история. Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит.

Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит.


Знать: Виды кредитов.

Личностные характеристики и установки: Понимание вариантов использования кредитов на разных стадиях жизненного цикла семьи.

Уметь: Соотнести вид кредита с целью кредита.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи.

2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет».

Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги.

Ролевая игра

Знать: Семейный бюджет.

Личностные характеристики и установки: Понимание целесообразности построения семейного бюджета как способа разумного управления доходами и расходами семьи.

Уметь: Составлять на бумаге или с помощью компьютера простейший бюджет семьи, рассчитывать дефицит семейного бюджета.

Компетенции: Искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений; оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи.

Раздел 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА

3.1. Понятие о налогах и их типах.

Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков.

Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага.

Общее обсуждение; групповая практическая работа

Знать: Знание основных налогов в РФ: подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги.

Личностные характеристики и установки: Понимание сути налога и его роли в жизни общества; понимание необходимости уплаты налогов и возможности государственного воздействия за неуплату налогов.

Уметь: Различать прямые и косвенные налоги; считать сумму налога (например подоходного); проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.

Компетенции: Устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.

3.2. Социальные услуги государства.

Базовые понятия: Социальное пособие.

Кроссворд 2. «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься» и «Семья и государство: как они взаимодействуют» (10 мин.)

Знать: Знание условий получения различных видов социальных пособий в РФ.

Личностные характеристики и установки: Понимание, что социальные
пособия – это помощь государства граждан в определенных сложных жизненных ситуациях.

Уметь: Находить нужную информацию на социальных порталах.

Компетенции: Определять способы использования социальных пособий для решения финансовых проблем семьи.

3.3. Проект «Государство — это мы!»


Проект


Знать: Взаимоотношения государства и личности в сфере финансов.

Личностные характеристики и установки: Понимать свое место в финансовой структуре государства.

Уметь: Находить нужную информацию на социальных порталах.

Компетенции: Анализировать информацию в системе государство и личность.

Раздел 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС

4.1. Банковские услуги.

Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга.

Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения

Общее обсуждение;

игровая деятельность; экскурсии

Знать: Появление банков и виды банков; появление и назначение инвестиционных фондов.

Личностные характеристики и установки: Понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.

Уметь: Отличать инвестирование от сбережения и кредитования; сравнивать различные финансовые предложения.

Компетенции: Соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность; знать свои права и обязанности как потребителя.

4.2. Собственный бизнес.

Базовые понятия: Бизнес.

Кроссворд 3. «Финансовый бизнес: чем он может помочь семье» (10 мин.)

Игровая деятельность; общее обсуждение

Знать: Признаки деятельности в сфере бизнеса; общие правила создания собственного бизнеса.

Личностные характеристики и установки: Понимание рискованности занятия бизнесом.

Уметь: Планировать (4–5 шагов) свою самостоятельную деятельность.

Компетенции: Брать на себя ответственность.

4.3. Валюта в современном мире.

Базовые понятия: Валюта, валютный курс.


Групповое обсуждение; общее обсуждение; индивидуальная практическая работа; защита проектов

Знать: Знание мировых валют, где именно можно обменивать валюту; территории использования тех или иных валют (основных).

Личностные характеристики и установки: Понимание причин существования различных валют.

Уметь: Различать российские деньги и иностранную валюту; перевести одну валюту в другую.

Компетенции: Анализировать информацию о валютах разных стран.


Итоговая работа по курсу «Основы финансовой грамотности».


Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика



3. Тематическое планирование

Тема

Количество часов изучения

Введение.

1

Раздел 1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ

13

Раздел 2. РИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ

9

Раздел 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОСУДАРСТВА

6

Раздел 4. ФИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС

4

Итоговая работа по курсу

2

итого

35


13