| | Повторение. 4 ч |
1 | | Предложение. Оформление границ предложения. | Составление предложений о школе по сюжетной картинке и по опорным словам. Озаглавливание текста. Дополнение предложений подходящими по смыслу словами | Сравнение и письмо букв Ии, Й й, п. Списывание предложений целыми словами. | | Диктант односложных слов. |
2 | | Выделение предложений из речи и текста. Порядок слов в предложении. | Выделение предложений из текста о данном предмете. Изменение заголовка текста в соответствии с изменением содержания. Называние детёнышей лесных зверей. Определение порядка предложений в тексте. | Сравнение и письмо букв Зз, Ее и слов с ними. Списывание предложений с печатного текста целыми словами. | | Предметный диктант (двусложные слова). |
3 | | Составление предложений по вопросам и картинкам. | Уточнение словаря по теме «Овощи». Составление предложений с опорой на слова вопроса | Сравнение и письмо букв Шш, Щщ и слов с ними. Запись составленных по вопросам предложений с соблюдением количества и порядка слов. | | Диктант слов из одного двух слогов (названий овощей). |
4 | | Последовательный порядок предложений в тексте. | Восстановление порядка предложений по серии сюжетных картинок «Жадный медвежонок» | Сравнение и письмо букв Лл, Мм. Запись слогов и слов с ними с использованием разных вариантов соединений. Списывание с печатного текста целыми словами. | | Контрольное списывание текста из 2-3 предложений. |
| Звуки и буквы – 41 ч |
5 | | Смыслоразличительная функция фонемы. | Ответы на вопросы. Составление предложений с парами слов, различающихся одной буквой. | Сравнение и запись букв Ии, Цц и слов с ними. Списывание пар слов и подчёркивание букв, которыми они отличаются. | | Диктант слов, отличающихся одной буквой. |
6 | | Составление рассказа «За грибами» по серии картинок и вопросам. | Составление предложений с опорой на вопросы. | Сравнение и письмо букв Б, Д и слов с ними. Списывание с печатного и письменного шрифта целыми словами. | | Списывание родственных слов. |
7 | | Алфавит. Расположение слов в алфавитном порядке. | Уточнение словаря по темам «Учебные вещи», «Одежда», «Дикие животные». | Сравнение и письмо букв Пп, Тт и слов с ними. Списывание с печатного шрифта целыми словами. | | Словарный диктант. |
8 | | Коллективное составление рассказа по серии картинок и вопросам «Витина неделя». | Составление предложений по серии сюжетных картинок и вопросам. Озаглавливание текста. Использование текстовых синонимов доя предупреждения повторов: он, мальчик. Правила вежливого разговора по телефону. | Письмо букв Нн и слов с ними. | | Контрольное списывание текста. |
9 | | Гласные и согласные звуки и буквы. Различение гласных и согласных звуков по артикуляции. Гласные буквы. | Ответы на вопросы в учебной беседе. Уточнение значений слов, отличающихся одной гласной буквой. Составление предложений с этими словами. | Письмо букв Аа, Яя и слов с ними. | | Диктант пар слов, отличающихся гласной буквой (сон – сын) |
10 | | Коллективное составление рассказа по данному началу и по сюжетной картинке «Помощники» | Упражнение «Доскажи словечко» (подбор рифм). Составление предложений по сюжетной картинке. Знакомство с правилами ведения беседы. | | | Контрольное списывание с печатного текста. |
11 | | Гласные буквы И, Э в начале слова. | Дополнение предложений текста данными словами, подбирая их по смыслу. Подбор слов-понятий к данному определению. Образование уменьшительно-ласкательной формы имён детей. Ответы на вопросы по тексту. Упражнение «Учимся объяснять слова». Практические упражнения в согласовании притяжательный местоимений с существительными в роде и числе. | Письмо букв Ии и слов с ними. Списывание предложений со вставкой слов. Письмо буквы Ээ и слов с нею. | неделя | Диктант слов из двух-трёх слогов. Письмо по памяти |
12 | | Гласные буквы Е, Я в начале слова. | | Письмо букв Ее, Яя и слов с ними. Выборочное списывание с печатного текста. | яблоко | Диктант слов, начинающихся на буквы е, я. |
13 | | Гласная буква е, ё, ю в начале слова. | Восстановление порядка предложений по серии сюжетных картинок. | Письмо буквы Ёё и слов с нею. | | Диктант слов, начинающихся с букв е или ё. |
14 | | Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова. | Составление пар предложений, связанных по смыслу. Практическое различение личных местоимений 3 лица по числам и родам. Знакомство с правилами игры. | Письмо обратных слогов с буквами е, ё, ю, я, и, э. | | . Диктант слов, начинающихся с букв и, е, ё, ю, я, э. |
15 | Контрольный диктант «Предложение. Большая буква в начале, точка в конце предложения. Гласные и согласные звуки и буквы» . |
16 | | Ударение. Роль ударения в слове. Упражнения в постановке ударения. | Уточнение словаря по темам «Домашние животные», «Учебные вещи», «Ягоды». Подбор кличек животным. | Сравнение и письмо букв Х, Ж и слов с ними. Списывание с исправлением ошибок в постановке ударения в словах. | | Диктант двусложных слов с заданием поставить ударение |
17 | | Ударные и безударные гласные, их различение. Смыслоразличительная функция ударения. | Уточнение словаря по темам «Одежда», «Инструменты», «Профессии». Употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме. | Сравнение и письмо букв П, Т и слов с ними. Выборочное выписывание слов по заданию. | одежда | Зрительно-предупредительный диктант предложений из 3-х слов. |
18 | | Изложение по вопросам рассказа «Яшка-разбойник» | Составление высказываний о правилах обращения с книгами. Уточнение словаря по теме «Птицы». Письменные ответы на вопросы. | Письмо прописных букв Л, А, Я и слов с ними. | | Списывание словарных слов со вставкой гласных букв. |
19 | | Слог как часть слова. Роль гласных в слоге. Соотнесение количества слогов и гласных букв. | Уточнение словаря по теме «Деревья», «Насекомые». Дополнение слогов до слова. Составление предложений с данными словами и по предметным картинкам. | Сравнение и письмо букв Мм, Л. И слов с ними. Запись слов по слогам. | | Списывание словарных слов со вставкой гласных букв. |
20 | | Упражнения в делении слов на слоги. | Уточнение словаря по теме «Птицы».. Чтение диалога по ролям. Ответы на вопросы по серии сюжетных картинок. Обсуждение данных в тексте сведений, чем можно кормить птиц | Письмо букв Кк и слов с ними. Выборочное списывание. | | Словарный диктант (названия птиц) |
21 | | Упражнения в делении слов на слоги и для переноса. | Определение по смыслу, кому принадлежит реплика в диалоге. Работа с загадками об инструментах. | Сравнение и письмо букв Кк и Жж и слов с ними. Списывание слов с делением на слоги для переноса. | | Списывание слов с делением их на слоги для переноса. |
22 | Контрольный диктант «Гласные. Деление слов на слоги. Ударение» |
23 | | Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных | Сравнение слов, отличающихся одной буквой. Дополнение предложений словами по смыслу. | Письмо слогов су – сю и слов с ними. Списывание со вставкой слов в предложения. | посуда | Заполнение таблицы «Какие гласные обозначают твёрдость и мягкость согласных?» |
24 | | Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, я, ю. | Уточнение словаря по темам «Посуда», «Головные уборы» Работа с загадками. Чтение диалога по ролям. Узнавание по смыслу, кому принадлежат реплики. | Письмо слогов ре, ри и слов с ними. Запись слов по следам анализа. Списывание с печатного текста предложений. | тарелка | Письмо по памяти. |
25 | | Изложение «Шляпа» по вопросам, составление концовки по сюжетной картинке.(устно) | Письменные ответы на вопросы. Устные ответы на вопросы по тексту о ягодах рябины. | Письмо слогов ра – ря и слов с ними. | | Словарный диктант |
26 | | Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на конце слова. | Ответы на вопросы. Чтение вопросов с вопросительной интонацией. Сравнение значений слов, отличающихся одной буквой (брат – брать). Составление и дополнение предложений с использованием таких пар слов. Употребление в речи слов, обозначающих названия овощей. | Письмо сочетаний ль, мь и слов с ними. Письмо слов по следам анализа, списывание со вставкой слов. | картофель | Выборочный диктант слов с ь на конце и без него. |
27 | | Обозначение мягкости согласных буквами и, ю, е, ё, я, ь. | Практическое составление предложений с однородными членами. Расположение предложений в тексте по данному плану. Уточнение временных представлений (месяцы). | Письмо слогом мё, ме, мю и сочетания мь и слов с ними. Списывание со вставкой пропущенных букв, выборочное списывание. | ранец портфель | Словарный диктант (слов с мягким знаком – показателем мягкости). |
28 | | Последовательное расположение предложений в тексте «Кладовка» | Восстановление порядка предложений в тексте. Ответы на вопросы по текстам о кладовке мышей, о лакомствах крольчат. | Письмо слогов аль, ень и слов с ними. Списывание предложений с печатного текста словосочетаниями. | мебель | списывание с печатного текста. |
29 | | Шипящие согласные. Правописание сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Отработка чёткой артикуляции шипящих звуков. Работа с пословицами. Чтение предложений, выражающих просьбы или приказ, с нужной интонацией. Составление предложений по предметным картинкам. | Письмо букв Жж, Шш, Чч, Щщ. Списывание с печатного текста. | | Диктант слов, содержащих шипящие согласные. |
30 | | Восстановление порядка частей и дополнение концовки в рассказе «Встреча». | Составление предложений по сюжетной картинке. Восстановление последовательности в тексте. Составление предложения, заканчивающего рассказ. | Письмо слов с сочетаниями жи-ши. Списывание с печатного текста словосочетаниями со вставкой букв. | картина | Письмо по памяти. |
31 | | Правописание гласных после шипящих и мягкого знака на конце слова и в середине для обозначения мягкости согласных. | Определение границ предложения. Устные ответы на вопросы по тексту о родине. Составление предложений с данными словами. | Письмо слогов Ро, ро, Ра, ра и слов с ними. Списывание с печатного текста со вставкой букв, оформлением предложений. | родина | Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4-х слов. |
32 | Контрольный диктант «Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю, я. Мягкий знак на конце и в середине слова. Гласные после шипящих». Работа над ошибками. |
33 | | Различение парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении. | Составление предложений по предметным картинкам. Различение по смыслу слов, отличающихся одной буквой. | Письмо букв Бб, Пп и слогов с ними. Списывание с печатного текста. | | Диктант слогов. |
34 | | Написание слов с парными звонкими и глухими согласными перед гласными и в начале слова. | Дополнение предложений словами по смыслу. Составление рассказа «Мой класс» по вопросам. | Письмо букв Гг, Кк и слогов с ними. Комментированное письмо предложений. Списывание с печатного текста словосочетаниями со вставкой слов. | класс | Слуховой предупредительный диктант из 4 слов. |
35 | | Сравнение произношения и написания парных звонких и глухих согласных на конце слова и перед гласными. | Составление предложений с данными словами. Построение высказывания-вывода под руководством учителя. | Письмо букв Зз, Сс и слогов с ними. | дневник | Словарный диктант |
36 | | Подбор слов для проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова путём изменения формы слова. | Подбор слов, противоположных по значению. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответ на вопрос в тексте. Работа с загадками. | Письмо букв з, д и слогов с ними. Выборочное списывание. Письмо по следам анализа. | завод | Диктант слов с парными звонкими и глухими согласными на конце. |
37 | | Различение слов, требующих проверки написания и не требующих её. | Дополнение предложений однокоренными словами. Чтение диалога по ролям. Устные ответы на вопросы по содержанию диалога. | Письмо сочетаний гл, ск и слов с ними. Выборочное списывание. Списывание со вставкой пропущенных слов. | рассказ | Выборочный диктант (нужна или не нужна проверка согласной буквы на конце слова). |
38 | | Объяснение изученных орфограмм. | Восстановление порядка предложений в тексте. | Письмо сочетаний зд, шк и слов с ними. Списывание со вставкой букв. | праздник город | Зрительно-предупредительный диктант предложения из 4 слов. |
39 | | Составление рассказа по опорным словосочетаниям «Ёлка в школе» | Составление предложений с данными словосочетаниями. | Письмо названий зимних месяцев. Комментированное письмо составленных предложений. | | Письмо по памяти. |
40 | | Различение изученных орфограмм в текстах. Письменные ответы на вопросы на тему «Мой друг». | Составление рассказа «Прилетайте, птицы!» по опорным словам. Письменные ответы на вопросы на тему «Мой друг». Ответы на вопросы по отрывку из сказки «Волк и Лиса» | Письмо сочетаний рм, рн и слов с ними. Комментированное письмо составленных предложений. | | списывание с печатного текста словосочетаниями. |
41 | | Понятие о разделительном мягком знаке. | Составление слов с данными слогами. | Письмо слогов ля, лья, чи, чьи и слов с ними. | | Выборочный диктант слогов. |
42 | | Правописание слов с разделительным мягким знаком. | Изменение числа подлежащего и сказуемого в предложении по данному образцу. Объяснение правописания разделительного мягкого знака по памятке «Учись объяснять» | Письмо слогов тя, тья, ви, вьи и с лов с ними. Списывание с печатного текста с изменением формы слова. | сапоги | Выборочный диктант слов с разделительным мягким знаком. |
43 | | Различение слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. | Работа с загадками. Восстановление порядка предложений в тексте. Выбор заголовка из данных. | Письмо слогов сьи, си слов с ними. Списывание слов и предложений, запись слов с самодиктовкой. | погода | Выборочный диктант (слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим мягкость согласных). |
44 | | Коллективное изложение рассказа «Зелёное пальто» по вопросам. | Составление предложений по вопросам. Чтение предложений радостно и грустно. | Письмо слов Татьяна, деревья. Комментированное письмо составленных предложений. | валенки | Словарный диктант. |
45 | Контрольный диктант «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов, разделительного мягкого знака». |
| Слово – 14 ч |
46 | | Предмет и его название. Различение слов по вопросам кто? что? | Уточнение словаря по темам «Посуда», «Одежда», «Семья», «Профессии», «Животные», отнесение слов к определённому классу. | Письмо слов кто, что. Списывание слов с печатного текста со вставкой букв. | газета | Словарный диктант. |
47 | | Употребление форм единственного и множественного числа (один предмет – много предметов) | Дополнение предложений существительными единственного и множественного числа. | Письмо слогов Ше ше, Же же и слов с ними. Списывание с печатного текста со вставкой слов. Комментированное письмо. | язык | Выборочный диктант «Один – много» |
48 | | Практические упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия предметов и отвечающих на вопросы косвенных падежей. | Дополнение предложений по вопросам. Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетной картинке и вопросу: «Кто куда пойдёт?». Употребление предлога в. | Письмо слов кого, куда. Комментированное письмо составленных предложений. | комната | Слуховой предупредительный диктант предложения из 4-х слов. |
49 | | Составление ответов на вопросы по прочитанному тексту. | Составление ответов на вопросы по прочитанному тексту. | Письмо слогов мо, ма. Слов: моряк, юнга, матрос. | | списывание с печатного текста. |
50 | | Практические упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия предметов, в различных формах. | Сравнение предметов по указанным признакам. Дополнение предложений по вопросам. Составление предложений по вопросу и предметным картинкам: «Чей хвост?» | Письмо сочетаний дц, лнц и слов с ними (блюдце, солнце). | | Объяснительный диктант предложения из 4 слов. |
51 | | Имена собственные. Правила правописания имён собственных. | Дополнение предложений словами по смыслу. Выяснение знаний учащихся по сказке Л. Толстого «Три медведя». | Письмо слогов Ме, Му, Мо, Ма и слов с ними. Списывание со вставкой пропущенных букв. | медведь | Слуховой предупредительный диктант словосочетаний типа корова Зорька, мальчик Петя Иванов. |
52 | Контрольный диктант «Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, названиях городов, сёл, деревень, улиц |
53 | | Слова, обозначающие действия предметов. Изменение формы слова в зависимости от вопроса: что делает? что делал? что будет делать? | Составление предложений по вопросам. Изменение слов, обозначающих действия предметов, по данному образцу. | Письмо слов: что делает, что делал, что будет делать. Комментированное письмо. | вчера сегодня завтра | Выборочный диктант (выписывание слов, обозначающих действия предметов). |
54 | | Согласование в речи слов, обозначающих действия предметов, со словами, обозначающими один или много предметов. | Составление предложений по данному образцу. Упражнения в образовании однокоренных слов. Подбор приставочных глаголов в словосочетания по смыслу. | Письмо букв ф, х и слов с ними. Комментированное письмо. Списывание со вставкой слов. | Шёл рисовать | Карточка «Запиши по образцу» (изменение категории числа подлежащего и сказуемого). |
55 | | Слова, которые обозначают признаки (качества) предметов и правильное отнесение их к словам, обозначающим предметы | Слова, которые называют цвет и величину предметов. Практическое согласование прилагательного с существительным в роде по вопросам. Составление словосочетаний. | Письмо букв Жж, Кк и слов с ними. Списывание со вставкой слов. | чёрный жёлтый | Выборочный диктант (слова, обозначающие цвет или величину). |
56 | | Сравнение двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный). | Дополнение и составление предложений с противительным союзом а. Составление предложения по схеме. | Письмо слогов до, во и слов с ними. Списывание с вставкой слов. Комментированное письмо. | дорога | Объяснительный диктант предложения из 4-5 слов. |
57 | | Обобщение знаний о словах, которые обозначают предметы, действия и признаки. | Восстановление последовательности предложений в тексте. Составление предложений по сюжетным картинкам и схемам. Устные ответы на вопросы по тексту для контрольного списывания. | Письмо слогов жё, шё и слов: шёл, жёлтый. Списывание с печатного текста словосочетаниями. Комментированное письмо. | | Контрольное списывание. |
58 | | Предлог. Выделение предлогов над, на, о (об), к, от, под в предложениях. Раздельное написание предлогов со словами. | Составление предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по данному образцу. | Письмо букв в, у, к, о; существительных с предлогами с, в, к, о. Выборочное списывание. Комментированное письмо. | арбуз | Слуховой предупредительный диктант предложения из 4 слов. |
59 | Контрольный диктант «Слова, обозначающие названия предметов, признаков, действий. Большая буква в именах собственных» работа над ошибками. |
| Предложение – 7 ч |
60 | | Смысловая законченность предложения. Связь слов в предложении (изменение формы слов). | Составление предложений из слов с изменением формы некоторых из них. Дополнение предложений словами по предметным картинкам | . Письмо слогов по, под; существительных с предлогами по, под. Списывание с изменением формы слова | | Карточка «Найди предложения». |
61 | | Интонационная законченность предложения. Определение границ предложений в тексте. | Деление текста на части. Выбор заголовка к тексту. Выбор предложений на определённую тему. Уточнение знаний учащихся о сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». | Письмо букв Ии, Йй и слов с ними. Выборочное списывание. Списывание со вставкой букв. | | Карточка «Найди границы предложений». |
62 | | Составление предложений с употреблением формы винительного и родительного падежа. | Дополнение предложений по вопросам. Составление ответов на вопросы по предметным картинкам. Уточнение словаря по темам «Профессии», «Бытовая техника». | Письмо слов: мясорубка, хлеборезка, пылесос (отработка соединений букв в слове). Комментированное письмо. | костёр | Письмо по памяти |
63 | | Составление предложений с употреблением формы дательного падежа (кому? чему?) | Составление предложений по сюжетным картинкам и опорным словам. Составление предложений по данному вопросу и образцу. | Письмо букв Жж и слов с ними. Комментированное письмо. Списывание словосочетаниями с печатного текста. | | Карточка «Дополни предложения». |
64 | | Употребление формы творительного падежа (кем? чем?) в предложении. | Составление предложений по сюжетным картинкам, опорным словам и вопросам. Работа с загадками. Употребление в предложении предлога с. Уточнение словаря по теме «Профессии». | Письмо словосочетаний: тетя Валя, дядя Лёша (правильность соединений букв). Списывание с изменением формы слова. | | Словарный диктант. |
65 | | Употребление формы предложного падежа (о ком? о чём?) в предложении. | Изменение формы слов в предложении с опорой на вопросы. Дополнение предложений словами, подходящими по смыслу. | Письмо слов: кузнец, шахтёр (правильность соединений). Списывание с изменением формы слов. | | Карточка «Найди ошибки» (проверка окончаний слов для связи слов в предложении). |
66 | | Соблюдение последовательности и связи слов в предложении. Коллективное составление рассказа «Первая гроза» из данных слов. | Восстановление порядка слов в предложении, изменение формы слов. Установление последовательности предложений в тексте. Подбор заголовка к тексту. Ответы на вопросы по рассказу. Восстановление последовательности частей текста по серии сюжетных картинок. | Письмо сочетаний букв вз, шк и слов с ними. Списывание с изменением порядка слов и формы слов, порядка предложений. Комментированное письмо. | песок | Карточка «Разложи по порядку». |
| Повторение -2 ч |
67 | | Различение изученных правил правописания. Слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков (качеств) предметов | Продолжение текста по сюжетным картинкам и вопросам. Беседа об охране зелёных насаждений. Устные ответы по прочитанному тексту. Дополнение предложений словами по смыслу. | Письмо слов яблоко, яблоня (соединение букв в словах). Списывание со вставкой слов и букв. Комментированное письмо. | | Словарный диктант. Карточка «Что называет слово» (предмет, действие, признак). |
68 | Контрольный диктант за год. Работа над ошибками. . |