СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Доноведение"»

Азовский район село Высочино

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Высочинская основная общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

на заседании Методического совета

МБОУ Высочинской ООШ

от «___» _____________2016г

_____________ /В.И. Дейненко /

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по ВР

МБОУ Высочинской ООШ

_____________/В.И. Дейненко/

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ Высочинской ООШ

Приказ от «___» ___________2016 г. № ________

___________/А.Б. Косопалов/






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Доноведение»



Возраст обучающихся: 10 – 11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор – разработчик: Черник Анастасия Сергеевна





с. Высочино

2016 - 2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

Программа курса «Доноведение» разработана на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наукЕ.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко), в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования и реализует духовно-нравственное направление внеурочной деятельности.

  1. Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.2. Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
    3. Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.4. Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс — Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
    5. Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение».


2.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В процессе изучения курса «Доноведение» обучающиеся должны:
иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  •  о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  •  об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  •  об истории родного края;
    знать:

  •  объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  •  особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  •  водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  •  полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве; 

  •  правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  •  государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  •  народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  •  родственные связи в семье;

  •  правила поведения в общественных местах и на улице;
    уметь:

  •  различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  •  узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края; 

  •  приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  •  приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  •  описывать наиболее важные события истории родного края; 

  •  рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  •  показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  •  приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
    могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире: 
— анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
— объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимся своей учебной деятельности:
— ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно);— составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;— вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;— оценивать собственные знания и умения;— доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
— находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
— проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
— ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
— слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
— осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;

Оценка достижения планируемых результатов освоенияпо курсу «Доноведение»

Система отслеживания и оценивания результатов обучения проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки:

-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

-постоянные - проводятся в помещении, где работают обучающиеся;

-тематические - по итогом изучения разделов, тем;

-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.

Портфолио – это сборник работ и результатов обучающихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

В портфолио обучающегося включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

Рабочая программа по курсу «Доноведение» рассчитана на 34 часа в год, но так как праздничные дни выпадают на рабочие, то программа будет рассчитана на 32 часа.

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

4 КЛАСС (34ч)


Я и окружающий мир (3 часа)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области.

Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. 

Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. 
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Человек и природа (8 часов)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае.

Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. 

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. 

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве.

Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области. 

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. 

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. 

Яркие страницы истории земли Донской (20 часов)

Казаки – люди вольные. Казачьи символы.

Степные рыцари: Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края.

Емельян Пугачёв.

Вместе с Суворовым.

Платов Матвей Иванович.

Бакланов Яков Петрович.

Дон в годы гражданской войны.

Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг).

Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг).

День освобождения родного города (села).

Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. 

Жизнь на Дону (3 часа)

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.

Экскурсии.
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края.

В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края.

В зоопарк, ботанический сад города, края.

Исследовательские, проектные и практические работы.

Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».

Исследовательская деятельность по проблемам:  «Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».

Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др. Изготовление альбома «Красная книга Ростовской области».

Формы проведения учебных занятий: беседа с игровыми элементами; сказка; сюжетно-ролевая игра;  игра-путешествие; игра-имитация;  викторины, соревнования, конкурсы, состязания; учебная игра, ролевая игра;  КВН; заочная экскурсия; тематические задания по подгруппам.

Виды учебной деятельности:

Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности обучающихся:

парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный обучающийся помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;

групповая работа в малых группах (по 3-5 обучающихся в каждой);

командные игры, когда класс делится на две команды.

-при изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (селу) и в музеи. На них обучающиеся познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории.

В процессе обучения обучающиеся, под руководством учителя, учатся выполнять проектные и исследовательские работы, которые, могут стать экспонатами классных, школьных выставок. Такой метод познания способствует целостности восприятия мира; активизирует развитие познавательных способностей обучающихся, способствует формированию содержательных обобщений и понятий.

4. Календарно-тематическое планирование 4 класс


п\п

Дата


Тема учебного занятия

Кол-во
часов

Содержание деятельности

Теоретическая часть/форма организации деятельности

Практическая часть/ форма организации деятельности


Я и окружающий мир

1.

7.09

Донской край – мой край!

1

Дать представление о Ростовской области как о малой Родине; познакомить с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами.

Исследовательская работа «Край, в котором я живу»

2

14.09

Что ты знаешь о роде своём?

1

Показать ученикам, что их личная история и история их семьи являются частью истории страны; 
— научить составлять летопись своей семьи; соблюдать семейные традиции.

Защита проекта «Моя семья»

3

21.09

Что ты знаешь о роде своём?

1


Защита проекта «Моя семья»

Яркие страницы истории земли Донской

4

28.09

На казачьем Кругу

1

Познакомить с историей казачьих символов, управлением в казачьей станице.

Экскурсия в краеведческий музей (презентация)

5

5.10

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

Способствовать пониманию идей казачьей вольности; познакомить с историей казачьих походов.
Способствовать пониманию значения службы Отчизне, Родине, краю.

6

12.10

Ермак Могучий.

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.

Составление теста

7

19.10

Степан Разин.

1

Познакомить с причинами казачьих восстаний («С Дона выдачи нет!»; «Границы России лежали на передней луке казачьего седла»).

Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания»

8

26.10

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Показать судьбоносное значение реформ Петра I для казачества. Значение для России взятие г. Азова.

Экскурсия в краеведческий музей (презентация). Составление летописи города Азова.

9

16.11

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

Экскурсия в краеведческий музей (презентация). Составление летописи города Азова.

10

23.11

Таганрог – первый порт России

1

Показать значение строительство морского порта для России. Познакомить с историей города

Экскурсия по г.Таганрогу.(презентация). Составление летописи города Таганрога.

11

30.11

Крепость Димитрия Ростовского

1

Показать значение строительство крепости для всей России. Познакомить с историей города Ростова-на-Дону

Экскурсия по г.Ростову-на-Дону (презентация). Составление летописи города Ростова-на-Дону.

12

7.12

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

Рассказать о двойственном образе Е.Пугачева и «пугачевщины»;
место Пугачева в истории казачества.

Доклады-сообщения учащихся.

13

14.12

Вместе с Суворовым

1

Формировать чувство гордости за великих людей, оставивших яркий след своих дел в нашем крае

Написание очерка

14

21.12

Платов Матвей Иванович

1

Развивать познавательный интерес, гордость за наших земляков, для которых «Честь дороже жизни».

Экскурсия в музей станицы Старочеркасская (презентация). Составление летописи города Старочеркасска

15

28.12

Новочеркасск — столица казачьего Дона

1

Показать значение строительства новой столицы казачества. Познакомить с историей города Новочеркасска

Экскурсия по г. Новочеркасску (презентация). Составление летописи города Новочеркасска.

16

18.01

Бакланов Яков Петрович

1

Формировать чувство гордости за великих людей – наших земляков.


17

25.01

За землю и за волю

1

Познакомить с термином гражданская война и движением «красное казачество» и «белое казачество»; познакомить с героями Гражданской войны.

Экскурсия в исторический музей (презентация).
Составление летописи Вёшенской.

18

1.02

Дон в годы строительства новой жизни

1

Показать на примерах жизнь Дона при строительстве социализма.

Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами.

19

8.02

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

Воспитывать гражданские качества: героизм, умение отказаться от своего блага ради спасения родной земли;
показать примеры подвигов.

Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей.

20

15.02

День освобождения родного села.

1

Познакомить с историей освобождения родного города (села) от фашистов

Участие в празднике. Чествование участников войны.

21


22.02

Мирное время на Донской земле.

1

Сформировать представления у уч-ся о промышленности нашего края и её отраслями; познакомить с известными людьми.

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

22

1.03

Мирное время на Донской земле.

1

Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус»

23

15.03

Волгодонск – город молодости

1

Показать значение строительства Цимлянского водохранилища и города Волгодонска. Познакомить с историей города Волгодонска.

Экскурсия по г.Волгодонску (презентация). Составление летописи города Волгодонска.

Человек и природа

24

22.03

Дом, в котором мы живём

1

Закрепить понятия: экология, экологические проблемы, экосистемы, законы экологии. 
Развивать умения проводить сравнительные наблюдения в экосистемах, применять законы экологии для создания простейших проектов.

Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил.

25

5.04

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

Уточнить и расширить знания о значении воздуха и воды для живых существ;
-раскрыть и систематизировать основные причины и последствия загрязнения воды и воздуха, а также составлять планы рационального использования природных ресурсов и меры по охране их чистоты.

Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края».
Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», 
«Береги воду».


26

12.04

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

27

19.04

Экологические проблемы почв родного края

1

Продолжить формировать у учащихся представлений о разновидности почв нашего края. Обосновать необходимость и раскрыть способы охраны почв. Познакомить с проблемой переработки мусора и отходов в родном крае.

Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора».

28

26.04

Охрана полезных ископаемых родного края.


1

Продолжить формировать у учащихся представлений о подземных богатствах нашего края;
— познакомить способами добычи полезными ископаемыми, профессиями, связанными с разработкой месторождений, охраной подземных богатств.

Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых.
Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края»

29

3.05

Экологическое равновесие в природе

1

Сформировать у учащихся представление об экологическом равновесии. Ввести понятие: экологические катастрофы. Совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы, опираясь на собственные наблюдения.

Экскурсия в зоопарк (презентация).

30


10.05

Охранять природу – значит охранять Родину

1

Познакомить уч-ся с Красной книгой РО, с растениями и животными, которые в неё внесены;
Познакомить уч-ся с многообразием форм охраны природы: заповедники и заказники Ростовской области.
Учить бережно относиться к представителям живого мира нашего края.

Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие.

31

17.05

Охранять природу – значит охранять Родину

1


Проект «Красная книга» Ростовской области.
Праздничное мероприятие.

Жизнь на Дону

32


24.05

Троица.

Ивана Купала.

Спасы.

1

Дать общее представление о летних обрядах на Дону.
Познакомить с играми, забавами, потехами, научить в них играть.

Изготовление Семика и Семичихи из соломы.

Купальская площадка: игры, забавы, потехи

Праздник-застолье