Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-мир» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Срок реализации программы 1 год
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
Называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.
Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Определять, различать и называть детали конструктора.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.
Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Знать:
правила безопасной работы;
основные компоненты конструкторов ЛЕГО;
конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов (однодетальные и многодетальные);
виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;
создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;
технологическую последовательность изготовления несложных конструкций
Уметь:
работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);
самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);
самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.
осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
уметь критически мыслить;
реализовывать творческий замысел;
кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего- конкурсах и олимпиадах по робототехнике.
Ожидаемые результаты изучения курса «Лего-мир».
В области воспитания:
адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;
развитие коммуникативных качеств;
приобретение уверенности в себе;
формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.
В области конструирования, моделирования и программирования:
знание основных принципов механической передачи движения;
умение работать по предложенным инструкциям;
умения творчески подходить к решению задачи;
умения довести решение задачи до работающей модели;
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
Содержание курса «ЛЕГО - мир».
34ч.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Забавные механизмы Звери
1. Танцующие птицы 1.Голодный аллигатор
2. Умная вертушка 2. Рычащий лев
3. Обезьянка-барабанщица 3. Порхающая птица
Футбол Приключения
1.Нападающий 1.Спасение самолета
2. Вратарь 2. Спасение от великана
3. Ликующие болельщики 3. Непотопляемый парусник
Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.
Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).
Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:
Установление взаимосвязей,
Конструирование,
Рефлексия,
Развитие.
Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа«Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.
Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.
Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.
Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDoSoftware) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.
Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.
В программе «Робототехника» включены содержательные линии:
- аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;
- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;
- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;
- пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;
- творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.
Календарно-тематическое планирование курса «ЛЕГО-мир» 4 класс
№ занятия | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание деятельности | Воспитательная работа |
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности | Практическая часть занятия /форма организации деятельности |
1 | 06.09 | Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером | 1 | Инструктаж по технике безопасности. Применение роботов в современном мире: от детских игрушек, до серьезных научных исследовательских разработок. Демонстрация передовых технологических разработок, представляемых в Токио на Международной выставке роботов. История робототехники от глубокой древности до наших дней. | Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором. Правило работы с конструктором. Основные детали конструктора Lego We D: 9580 конструктор ПервоРобот, USB LEGO – коммуникатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния. 4 этапа обучения – установление взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие. | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию. |
2 | 13.09 | Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс. | 1 | Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели. | Повторение понятия маркировка, обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма | Приобщение к общечеловеческим правилам, понятиям и требованиям |
3 | 20.09 | Футбол. Модель «Ликующие болельщики» | 1 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Нападающий». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Вратарь». Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели). Организация футбольного турнира – соревнования в сборке моделей «Нападающий» и «Болельщики», конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Ликующие болельщики». Подведение итогов. | | Воспитание бережного отношения к природе. |
4 | 27.09 | Приключения. Модель «Спасение самолёта» | 1 | Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильма о роботизированных системах. | Учащиеся построят и запрограммируют модель самолёта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолёта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и её проигрывание. | Воспитание нравственно-эстетических ценностей. Развитие творческих способностей |
5 | 04.10 | Приключения. Модель «Непотопляемый парусник» | 1 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Непотопляемый парусник». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением. | Сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто он плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками. | Формирование навыков общения, правил работы в паре и группе |
6 | 11.10 | Приключения Модель «Спасение от великана» | 1 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Спасение от великана», придумывание сюжета для представления модели | Конструирование и программирование модели механического великана, который встает, когда его разбудят. Управление великаном «волшебной» палочкой. | Формирование у учащихся положительной "Я-концепции". Воспитание любви и уважения к родному языку |
7 | 18.10 | Звери. Рычащий лев. | 1 | | Построить модель механического льва и запрограммировать его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится. Создание львиной семьи (мама – львица и львёнка). | Развитие творческих способностей. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию. |
8 | 25.10 | Звери. Рычащий лев. | 1 | | Формирование гуманистического отношения к окружающему миру. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию. |
9 | 08.11 | Звери. Веселая лягушка | 1 | Конструирование и программирование собственной модели с использованием механизма перекрестная ременная передача. | Построение конструкции по схеме | Формирование активной жизненной позиции, навыков ЗОЖ. Развитие творческих способностей |
10 | 15.11 | Творческий проект «Парад игрушек» | 1 | | Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему. |
11 | 22.11 | Творческий проект «Парад игрушек» | 1 | | Создание и программирование моделей. Создание моделей с использованием ресурсных наборов. Развитие (создание и программирование) модели с более сложным поведением. | Воспитание любви и уважения к родному языку. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию. Воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания |
12 | 29.11 | Модель «Машина с толкателем» | 1 | |
13 | 06.12 | Модель « Тягач с прицепом». | 1 | |
14 | 13.12 | Творческий проект «Тележка» | 1 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования. | Формирование у учащихся положительной "Я-концепции. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию |
15 | 20.12 | Творческий проект «Тележка» | 1 | Воспитание гражданского самосознания. |
16 | 27.12 | Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы.. | 1 | Знакомство со способами снижения и увеличения Скорости. Сравнение поведения шкивов в данном занятии и в занятиях | Построение модели, показанной на картинке. | Формирование самосознания, потребности к саморазвитию |
17 | 10.01 | Ременная передача. Модель «Крутящий столик» | 1 | Применение знаний о механизме ременная передача, перекрестная ременная передача. | Конструирование и программирование собственной модели с использованием механизма перекрестная ременная передача. | |
18 | 17.01 | Ременная передача. Модель «Крутящий столик» | 1 | Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему. | Формирование самосознания, потребности к саморазвитию Развитие творческих способностей. |
19 | 24.01 | Творческий проект «Живые картинки» | 1 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования. | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей. |
20 | 31.01 | Творческий проект «Живые картинки» | 1 | |
21 | 07.02 | История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению | 1 | | Формирование у учащихся положительной "Я-концепции. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию. |
22 | 14.02 | Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. | 1 | | Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему. | Воспитание любви и уважения к родному языку Развитие творческих способностей. |
23 | 21.02 | Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению. | 1 | | Собрать из конструктора Lego Wedo конструкцию, которая внешним видом будет похожа на машину. | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей. |
24 | 28.02 | Творческий проект «Автомобиль будущего» | 1 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования. | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию |
25 | 07.03 | Творческий проект «Автомобиль будущего» | 1 |
26 | 14.03 | Подъемный кран | 1 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Кран», сравнение управляющих алгоритмов. |
27 | 21.03 | Колесо обозрения | 1 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения» | | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию. |
28 | 04.04 | Колесо обозрения | 1 | | Воспитание любви и уважения к родному языку. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию. Развитие творческих способностей. |
29 | 11.04 | Дом на колесах | 1 | Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Дом». Знакомство с понятием маркировка. Разработка и программирование моделей с использованием двух и более моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления комбинированной модели «Дом». | Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему. |
30 | 18.04 | Дом на колесах | 1 | Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования. |
31 | 25.04 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | 1 | Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. | |
32 | 02.05 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | 1 |
33 | 16.05 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | 1 | Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов. | Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему. | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию |
34 | 23.05 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | 1 | Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего | | Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию |
Итого | 34ч. | | | | | |