СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ЛЕГО - мир" для 4 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рабочей программе прописаны ожидаемые предметные и метапредметные ( личностные, регулятивные, коммуникативные , познавательные)  результаты изучения курса "ЛЕГО-мир" в 4 классе. Раскрыто основное содержание занятий по данному курсу. Программа содержит календарно-тематическое планирование занятий с описанием теоретической и практической составляющей каждого занятия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "ЛЕГО - мир" для 4 класса»


Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «ЛЕГО-мир» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Срок реализации программы 1 год

1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

Называть и объяснять свои чувства и ощущения, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

Самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

Формировать умение анализировать свои действия и управлять ими.

Формировать установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Учиться сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение на основе работы с моделями.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Определять, различать и называть детали конструктора.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять модели по предметной картинке или по памяти.

Конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

Уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

Знать:

  • правила безопасной работы;

  • основные компоненты конструкторов ЛЕГО;

  • конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов (однодетальные и многодетальные);

  • виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе;

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания;

  • создавать модели при помощи специальных элементов по разработанной схеме, по собственному замыслу;

  • технологическую последовательность изготовления несложных конструкций

Уметь:

  • работать с литературой, с журналами, с каталогами, в интернете (изучать и обрабатывать информацию);

  • самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования роботов (планирование предстоящих действий, самоконтроль, применять полученные знания);

  • самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей.

  • осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

  • уметь критически мыслить;

  • реализовывать творческий замысел;

  • кроме того, одним из ожидаемых результатов занятий по данному курсу является участие школьников в различных в лего- конкурсах и олимпиадах по робототехнике.

Ожидаемые результаты изучения курса «Лего-мир».

В области воспитания:

  • адаптация ребёнка к жизни в социуме, его самореализация;

  • развитие коммуникативных качеств;

  • приобретение уверенности в себе;

  • формирование самостоятельности, ответственности, взаимовыручки и взаимопомощи.

В области конструирования, моделирования и программирования:

  • знание основных принципов механической передачи движения;

  • умение работать по предложенным инструкциям;

  • умения творчески подходить к решению задачи;

  • умения довести решение задачи до работающей модели;

  • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

  • умение работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.


Содержание курса «ЛЕГО - мир».

34ч.

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

Забавные механизмы Звери

1. Танцующие птицы 1.Голодный аллигатор

2. Умная вертушка 2. Рычащий лев

3. Обезьянка-барабанщица 3. Порхающая птица

Футбол Приключения

1.Нападающий 1.Спасение самолета

2. Вратарь 2. Спасение от великана

3. Ликующие болельщики 3. Непотопляемый парусник

Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере и с конструктором.

Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий (сборка и программирование своих моделей).

Обучение с LEGO® Education всегда состоит из 4 этапов:

  • Установление взаимосвязей,

  • Конструирование,

  • Рефлексия,

  • Развитие.

Установление взаимосвязей. При установлении взаимосвязей учащиеся как бы «накладывают» новые знания на те, которыми они уже обладают, расширяя, таким образом, свои познания. К каждому из заданий комплекта прилагается анимированная презентация с участием фигурок героев – Маши и Макса. Использование этих анимаций, позволяет проиллюстрировать занятие, заинтересовать учеников, побудить их к обсуждению темы занятия.

Конструирование. Учебный материал лучше всего усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе».Работа с продуктами LEGO Education базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В каждом задании комплекта для этапа«Конструирование» приведены подробные пошаговые инструкции.

Рефлексия. Обдумывая и осмысливая проделанную работу, учащиеся углубляют понимание предмета. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В разделе «Рефлексия» учащиеся исследуют, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции: они заменяют детали, проводят расчеты, измерения, оценки возможностей модели, создают отчеты, проводят презентации, придумывают сюжеты, пишут сценарии и разыгрывают спектакли, задействуя в них свои модели. На этом этапе учитель получает прекрасные возможности для оценки достижений учеников.

Развитие. Процесс обучения всегда более приятен и эффективен, если есть стимулы. Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу. В раздел «Развитие» для каждого занятия включены идеи по созданию и программированию моделей с более сложным поведением.

Программное обеспечение конструктора ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO EducationWeDoSoftware) предназначено для создания программ путём перетаскивания Блоков из Палитры на Рабочее поле и их встраивания в цепочку программы. Для управления моторами, датчиками наклона и расстояния, предусмотрены соответствующие Блоки. Кроме них имеются и Блоки для управления клавиатурой и дисплеем компьютера, микрофоном и громкоговорителем. Программное обеспечение автоматически обнаруживает каждый мотор или датчик, подключенный к портам LEGO®-коммутатора. Раздел «Первые шаги» программного обеспечения WeDo знакомит с принципами создания и программирования LEGO-моделей 2009580 ПервоРобот LEGO WeDo. Комплект содержит 12 заданий. Все задания снабжены анимацией и пошаговыми сборочными инструкциями.

Богатый интерактивный обучающий материал действительно полезен детям, таким образом, курс может заинтересовать большой круг любителей Лего, в первую очередь, младших школьников ценителей TECHICS. Он ориентирован на учащихся 1-4 классов.

В программе «Робототехника» включены содержательные линии:

- аудирование - умение слушать и слышать, т.е. адекватно воспринимать инструкции;

- чтение – осознанное самостоятельное чтение языка программирования;

- говорение – умение участвовать в диалоге, отвечать на заданные вопросы, создавать монолог, высказывать свои впечатления;

- пропедевтика – круг понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представлениями о робототехнике и программирование;

- творческая деятельность - конструирование, моделирование, проектирование.



Календарно-тематическое планирование курса «ЛЕГО-мир» 4 класс


занятия

Дата


Тема

Кол-во часов

Содержание деятельности

Воспитательная работа

Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности

1

06.09

Вводный урок. Техника безопасности при работе с компьютером

1

Инструктаж по технике безопасности.

Применение роботов в современном мире: от детских

игрушек, до серьезных научных исследовательских

разработок.

Демонстрация передовых технологических разработок,

представляемых в Токио на Международной выставке

роботов.

История робототехники от глубокой древности до наших дней.

Правила поведение и техника безопасности в кабинете и при работе с конструктором. Правило работы с конструктором. Основные детали конструктора Lego We D: 9580 конструктор ПервоРобот, USB LEGO – коммуникатор, мотор, датчик наклона, датчик расстояния. 4 этапа обучения – установление взаимосвязи, конструирование, рефлексия и развитие.

Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию.

2

13.09

Колесо. Ось. Поступательное движение конструкции за счет вращения колёс.

1

Выработка навыка поворота изображений и подсоединения мотора к LEGO-коммутатору. Разработка простейшей модели с использованием мотора – модель «Обезьяна на турнике». Знакомство с понятиями технологической карты модели и технического паспорта модели.

Повторение понятия маркировка, обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма

Приобщение к общечеловеческим правилам, понятиям и требованиям

3

20.09

Футбол. Модель «Ликующие болельщики»

1

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Нападающий». Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Вратарь». Рефлексия (измерения, расчеты, оценка возможностей модели).

Организация футбольного турнира – соревнования в сборке моделей «Нападающий» и «Болельщики», конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Ликующие болельщики». Подведение итогов.


Воспитание бережного отношения к природе.

4

27.09

Приключения. Модель «Спасение самолёта»

1

Понятие «робот», «робототехника». Применение роботов в различных сферах жизни человека, значение робототехники. Просмотр видеофильма о роботизированных системах.


Учащиеся построят и запрограммируют модель самолёта, скорость вращения пропеллера которого зависит от того, поднят или опущен нос самолёта. Придумывание истории про Макса и Машу, конструирование моделей истории и её проигрывание.

Воспитание нравственно-эстетических ценностей. Развитие творческих способностей

5

04.10

Приключения. Модель «Непотопляемый парусник»

1

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Непотопляемый парусник». Развитие модели: создание отчета, презентации, придумывание сюжета для представления модели, создание и программирование модели с более сложным поведением.


Сконструировать и запрограммировать модель парусника, которая способна покачиваться вперёд и назад, как будто он плывёт по волнам, что будет сопровождаться соответствующими звуками.

Формирование навыков общения, правил работы в паре и группе

6

11.10

Приключения Модель «Спасение от великана»

1

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Спасение от великана», придумывание сюжета для представления модели

Конструирование и программирование модели механического великана, который встает, когда его разбудят. Управление великаном «волшебной» палочкой.

Формирование у учащихся положительной "Я-концепции".

Воспитание любви и уважения к родному языку

7

18.10

Звери. Рычащий лев.

1


Построить модель механического льва и запрограммировать его, чтобы он издавал звуки (рычал), поднимался и опускался на передних лапах, как будто он садится и ложится. Создание львиной семьи (мама – львица и львёнка).

Развитие творческих способностей. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию.


8

25.10

Звери. Рычащий лев.

1


Формирование гуманистического отношения к окружающему миру. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию.

9

08.11

Звери. Веселая лягушка

1

Конструирование и программирование собственной модели с использованием механизма перекрестная ременная передача.

Построение конструкции по схеме

Формирование активной жизненной позиции, навыков ЗОЖ. Развитие творческих способностей

10

15.11

Творческий проект «Парад игрушек»

1


Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему.

11

22.11

Творческий проект «Парад игрушек»

1


Создание и программирование моделей. Создание моделей с использованием ресурсных наборов. Развитие (создание и программирование) модели с более сложным поведением.

Воспитание любви и уважения к родному языку. Умение слушать других, давать оценку выполненному заданию.

Воспитание бережного отношения к родной природе, формирование умения применять в практической деятельности полученные знания

12

29.11

Модель «Машина с толкателем»

1


13

06.12

Модель « Тягач с прицепом».

1


14

13.12

Творческий проект «Тележка»

1

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования.

Формирование у учащихся положительной "Я-концепции. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию

15

20.12


Творческий проект «Тележка»

1

Воспитание гражданского самосознания.

16

27.12

Блоки и шкивы. Применение блоков для изменения силы..

1

Знакомство со способами снижения и увеличения

Скорости.

Сравнение поведения шкивов в данном

занятии и в занятиях

Построение модели, показанной на

картинке.

Формирование самосознания, потребности к саморазвитию

17

10.01

Ременная передача. Модель «Крутящий столик»

1

Применение знаний о механизме ременная передача, перекрестная ременная передача.

Конструирование и программирование собственной модели с использованием механизма перекрестная ременная передача.


18

17.01

Ременная передача. Модель «Крутящий столик»

1

Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему.

Формирование самосознания, потребности к саморазвитию Развитие творческих способностей.

19

24.01

Творческий проект «Живые картинки»

1

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования.

Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей.

20

31.01

Творческий проект «Живые картинки»

1


21

07.02

История развития транспорта. Первые велосипеды. Сбор моделей по представлению

1


Формирование у учащихся положительной "Я-концепции. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию.

22

14.02

Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению.

1


Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему.

Воспитание любви и уважения к родному языку Развитие творческих способностей.

23

21.02

Автомобильный транспорт. Сбор моделей по представлению.

1


Собрать из конструктора Lego Wedo конструкцию, которая внешним видом будет похожа на машину.

Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей.

24

28.02

Творческий проект «Автомобиль будущего»

1

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования.

Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию

25

07.03

Творческий проект «Автомобиль будущего»

1

26

14.03

Подъемный кран

1

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Кран», сравнение управляющих алгоритмов.


27

21.03

Колесо обозрения

1

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта модели «Колесо обозрения»



Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию.

28

04.04

Колесо обозрения

1


Воспитание любви и уважения к родному языку. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию. Развитие творческих способностей.

29

11.04

Дом на колесах

1

Обсуждение элементов модели, конструирование, разработка и запись управляющего алгоритма, заполнение технического паспорта моделей «Дом». Знакомство с понятием маркировка. Разработка и программирование моделей с использованием двух и более моторов. Придумывание сюжета, создание презентации для представления комбинированной модели «Дом».


Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему.

30

18.04

Дом на колесах

1

Разработка собственных моделей в группах. Выработка и утверждение темы, в рамках которой будет реализоваться проект. Конструирование модели, её программирование. Презентация моделей. Выставка. Соревнования.

31

25.04

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

1

Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.



32

02.05

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

1

33

16.05

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

1

Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора LEGO, составление технологической карты и технического паспорта модели, демонстрация и защита модели. Сравнение моделей. Подведение итогов.


Конструирование и программирование собственной модели на свободную тему.

Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию

34

23.05

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего

1

Конкурс конструкторских идей. Создание и программирование собственных механизмов и моделей с помощью набора Лего


Воспитание любви к школе, к математике и другим предметам. Развитие творческих способностей. Формирование самосознания, потребности к саморазвитию

Итого

34ч.