Содержание учебного предмета.
Всеобщая история. - 10 КЛАСС (28 ч)
Введение. (1 ч)
Особенности изучения всеобщей истории в старших классах. Основные концепции исторического развития человечества: цивилизационный и стадиальный подходы к изучению истории. Структура курса всеобщей истории: основные этапы мировой истории.
Тема 1. Древнейшая и Древняя история человечества. (5 ч)
Начальные этапы становления человеческого общества. От человека умелого к человеку разумному. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Эволюция древнего человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Археологические источники эволюции древнего человека: австралопитек, питекантроп. Человек разумный: неандерталец и кроманьонец. Становление родового общества. Родоплеменные отношения. Формирование духовной культуры первобытных людей. Магические обряды и первобытные верования. Зарождение первобытного искусства. Расселение человечества. Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Хозяйственно-культурные типы. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от использования каменных орудий к металлическим. Достижения людей эпохи неолита.
Цивилизации Древнего Востока. Предпосылки формирования древнейших цивилизаций. Города-государства шумеров. Достижения древних шумеров. Вавилонское царство. Материальная культура, повседневная жизнь, социальная структура общества древнейших цивилизаций Междуречья. Восточная деспотия Древнего Египта. Формирование индо-буддийской и
китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные группы и сословия в древних обществах. Религиозно-философские учения: буддизм, конфуцианство. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Культурное наследие древних цивилизаций.
Античное Средиземноморье. Полисная политико-правовая организация и социальная структура Древней Греции. Демократическое и олигархическое устройство полисов. Особенности политического устройства спартанского государства. Афинская демократия при Перикле. Образование империи Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства. Эллинизм как синтез древнегреческих и восточных цивилизационных элементов. Достижения древнегреческой культуры. Древний Рим. Возникновение Римской республики. Государственное устройство Римской республики. Патриции и плебеи. Римская армия. Римская империя в I—III вв. Принципат Августа. Политический, экономический и социальный кризис Римской империи. Римское культурное наследие. Влияние древнегреческих образцов на культуру Рима. Особенности
древнеримской культуры. Античный мир — колыбель европейской цивилизации. Наследие Древней Греции и Древнего Рима в современном мире.
Античная цивилизация и варварский мир. Древнегреческая колонизация. Античные города Северного Причерноморья: политическое устройство, хозяйство. Кочевые общества: скифы, сарматы, хунну. Кочевой образ жизни. Поздняя Римская империя и варвары. Жизнь и быт германских племен. «Военная демократия». Реформы Диоклетиана. Доминат. Реформы Константина. Раздел Римской империи на Восточную и Западную. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи. Взаимодействие древних цивилизаций и мира варваров. Романизация населения Северной Италии, Галлии и Испании.
Первые века христианства. Возникновение христианства. Монотеистическая религия. Нравственные и социальные идеалы христианства. Создание христианской церкви. Деятельность апостолов. Организация христианской церкви в первые века ее существования. Преследования христиан императорской властью. Распространение христианства в Римской империи и за ее пределами. Миланский эдикт императора Константина. Превращение христианства в господствующую религию Римской империи. Борьба церкви с ересями. Вселенские соборы.
Тема 2. Средние века. (7 ч)
Европа в раннее Средневековье (V—X вв.). Зарождение средневековой цивилизации. Периодизация европейской средневековой истории. Влияние античной цивилизации на средневековое общество. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи. Завоевания франков в Галлии и рождение Франкского королевства. Усиление королевской власти при Хлодвиге. Принятие франками христианства. «Ленивые короли» и усиление власти майордомов. Основание династии Каролингов. Создание Папского государства. Империя Карла Великого. Принятие императорского титула Карлом Великим и его значение. Управление империей. Верденский раздел и распад империи Карла Великого. Западная Европа в период формирования сеньориального порядка и политической раздробленности. Основные черты сеньориального порядка. Сословное деление средневекового общества.
Средневековая Европа в XI—XV вв. Внутренняя колонизация. Успехи в земледелии, ремесленном производстве и торговле средневековой Европы в XI — XIV вв. Средневе ко вые города. Коммунальное движение XI—XIII вв. Цеха и гильдии. От раздробленности к централизованным монархиям. Объединение Франции. Столетняя война (1337—1453). Формирование централизованного государства и со словно-представительной монархии во Франции. Генеральные штаты.
Последствия нормандского завоевания Англии. Королевская власть в Англии при Генрихе II План тагенете. Великая хартия вольностей. Парламент — сословно-представительный орган Англии. Войны Алой и Белой розы и завершение формирования централизованного государства. Реконкиста и формирование централизованной сословно-представительной монархии в Испании. Священная Римская империя. Борьба германских императоров с папством. Католическая церковь, власть и общество. «Авиньонское пленение пап». Ослабление власти пап над светскими монархами.
Искусство и литература Западной Европы в V — XIII вв. Роль христианства в развитии культуры раннего Средневековья. Основные цели средневекового искусства и литературы. «Каролингское возрождение». Романский стиль в архитектуре и скульптуре. Готическая архитектура. Средневековая литература. Средневековое образование и наука. Возникновение университетов. Алхимия. Пьер Абеляр и Роджер Бэкон.
Византийская империя и восточно-христианский мир. Византия в VI в.: территория, население, хозяйство. «Страна городов» и «мастерская Вселенной». Константинополь — «Второй Рим». Античная и христианская традиции в жизни византийцев. Крестово-купольный тип церкви. Образование в Византийской империи. Государственная власть в Византийской империи. Крестьянская община. Возникновение двух христианских миров — православного и католического. Византийская империя: между Европой и Азией. Реформы Юстиниана. IV Крестовый поход и взятие Константинополя крестоносцами. Распад и восстановление Византийской империи в XIII в. Византия и славяне. Византийское наследие в истории и культуре Европы.
Арабские завоевания и создание Арабского халифата. Арабы в древности. Возникновение ислама. Догматика ислама. Коран. Образование исламского теократического государства. Арабские завоевания в Иране, Средней Азии, Северной Африке, Индии, на Пиренейском полуострове. Раскол мусульманской общины: шииты и сунниты. Арабский халифат во второй половине VII—X в. Распад Арабского халифата. Культура мусульманских стран Ближнего и Среднего Востока.
Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X—XV вв. Мусульманские государства в X—XIII вв. Причины Крестовых походов. Хронология событий Крестовых походов. Упадок крестоносного движения. Историческое значение Крестовых походов. Возникновение Османской державы. Завоевания турок-османов в XIV—XVI вв. Флорентийская уния между Православной и Католической церквами. Падение Константинополя в 1453 г. и образование Османской империи. Политика османских султанов в отношении христианского населения империи.
Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века. Общие черты цивилизаций Востока. Индия в эпоху Средневековья. Кастовое деление индийцев. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Ислам и индуизм. Средневековый Китай. Идеология конфуцианства государственной власти. Власть и общество в средневековом Китае. Влияние китайской культуры на соседние народы. Создание Монгольского государства. Завоевательные походы Чингисхана и образование Монгольской державы. Причины распада Монгольской державы. Средняя Азия в эпоху Средневековья. Держава Тимура.
Тема 3. Новое время: эпоха модернизации в странах Запада. (6 ч)
Европа в начале Нового времени. Хронологические рамки и содержание Нового времени. Экономика Европы в начале Нового времени. Утверждение капиталистических отношений. Предпосылки и начало эпохи Великих географических открытий. Важнейшие экспедиции. Христофор Колумб и открытие Америки. Васко да Гама. Начало колонизации Индии. Первое кругосветное путешествие Магеллана. Конкиста испанцев Южной и Центральной Америки. Гео графические открытия XVI— XVII вв. Английские морские экспедиции к берегам Северной Америки. Открытие Австралии. Складывание колониальных империй. Итоги и значение Великих географических открытий для Европы. «Революция цен», перемещение торговых путей, формирование мирового рынка. Последствия колониальных захватов для народов Америки, Азии и Африки. Реформация и Контрреформация в Европе. Социально-политические и идейные истоки Реформации. Идеи Мартина Лютера. Реформация в Швейцарии. Кальвинизм. Контрреформация и конфликт между протестантами и католиками. Орден иезуитов. Революция в Нидерландах и образование Республики Соединенных провинций (Голландии). Тридцатилетняя война (1618—1648). Изменения в жизни западноевропейского общества. Протестантская этика как основа буржуазного общества.
Государство и общество стран Западной Европы в XVI—XVII вв. Предпосылки развития капитализма. Огораживания в Англии. Социальные последствия кризиса традиционного общества в Западной Европе. Абсолютизм. Предпосылки утверждения абсолютизма. Неограниченная власть короля, бюрократический аппарат, постоянные налоги, регулярная армия. Французский абсолютизм Людовика XIV. Меркантилизм. Абсолютная монархия в Англии XVI—XVII вв. Генрих VIII и становление абсолютизма. Елизавета I. Английская революция XVII в. Пуританизм, пресвитерианство и индепендентство. Гражданская война короля и парламента. Диктатура Оливера Кромвеля. Славная революция и Билль о правах. Историческое значение Английской революции.
Эпоха Просвещения. Революция в естествознании. Научные открытия Нового времени. Научная картина мира. Общественные идеи века Просвещения. Дж. Локк, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Вольтер, Ж. Ж. Руссо. Экономическая теория Адама Смита. «Просвещенный абсолютизм».
Революции XVIII столетия. Англия и ее североамериканские колонии в XVIII в. Политическое, экономическое и правовое развитие Англии в XVIII в. Переселенческие колонии Англии на Атлантическом побережье Северной Америки. Причины конфликта между североамериканскими колониями и метрополией. «Бостонское чаепитие». Война за независимость североамериканских колоний и Американская революция. Джордж Вашингтон. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки. Конституция США 1787 г. и Билль о правах. Политические и социально-экономические предпосылки Французской революции XVIII в. Начало и основные этапы революции. Свержение королевской власти во Франции и провозглашение республики. Декларация прав человека и гражданина. Якобинская диктатура. М. Робеспьер, Ж. Дантон, Ж. П. Марат. Революционный террор и термидорианский переворот.
Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны. Подавление термидорианцами выступлений сторонников якобинцев и монархистов. Политика Директории. Приход к власти Наполеона Бонапарта. Нашествие Наполеона I на Россию. Победа России в Отечественной войне 1812 г. Крах наполеоновской империи. Венский конгресс и Священный союз.
Тенденции развития европейской культуры XIV— XVIII вв. Культура Возрождения. Философия гуманизма. Идейные основы: античные идеалы, индивидуализм, новый взгляд на место человека в мире. Гуманизм и религиозная этика. Возрождение в Италии. Данте Алигьери, Франческо Петрарка. Творчество архитекторов, скульпторов и художников Возрождения. Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. Искусство барокко. Особенности
нового стиля. Архитектура, живопись, литература, музыка барокко. Творчество крупнейших представителей барокко: Бернини, Рубенс, Рембрандт, Шекспир, Бах. Основные черты классицизма. Классицизм XVIII в. Эстетические идеалы европейского абсолютизма. Рококо.
Тема 4. Рождение современной Западной цивилизации. (7 ч)
Промышленный переворот и становление индустриального Запада. Изменения в сельском хозяйстве Англии. Предпосылки промышленного переворота в Англии. Промышленный переворот. Технические изобретения. Новые источники энергии. Новый этап промышленного переворота в XIX в. Превращение науки в непосредственную производительную силу. Достижения в области коммуникаций, транспорта, энергетики. Ускорение темпов роста промышленного производства. Индустриализация. Индустриальное общество. Социальные последствия промышленного переворота. Буржуазия, наемные рабочие, средний класс. Урбанизация.
Революции и реформы в XIX в. Июльская революция во Франции 1830 г. Революция середины XIX в. во Франции. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III. Революционное движение в странах Европы. Исторические особенности революций 1848—1849 гг. в Германии, Австрийской империи, Италии. Реформы в Великобритании. Чартистское движение. Борьба против рабства в США. Авраам Линкольн. Гражданская война Севера и Юга (1861—1865) и ее итоги. Расовая сегрегация и дискриминация. Причины быстрого развития капитализма в США.
Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XVI—XIX вв. Создание колониальных империй. «Старые» колониальные империи — Испания и Португалия. «Борьба за моря» в XVI в. Колониальная экспансия Нидерландов, Англии и Франции в XVII—XVIII вв. Колонизация Индии английской Ост-Индской компанией. Колонизация Австралии. Новые колониальные империи — Нидерланды, Франция и Англия. Проникновение европейцев в Китай и Японию. «Опиумные войны». «Открытие» Японии и «реформы Мэйдзи». Национально-освободительное движение в Америке. Образование независимых государств в Латинской Америке.
Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. Либерализм. Основные либеральные идеи. Плюрализм. Государство и общество в либеральной традиции. Консерватизм XIX в. Идеи консерватизма. Ф. Шатобри ан, Ж. де Местр. Идеология социализма. Учения социальных утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Крити ка утопистами капиталистического общества. Анархизм П. Ж. Прудона. Идеи К. Маркса и Ф. Энгельса в «Манифесте коммунистической партии». Международное товарищество рабочих (I Интернационал). Идеи национализма на Западе.
Страны Запада во второй половине XIX в. Возникновение национальных государств в Европе. Объединение Италии. Франко-прусская война и создание единой Германской империи. Независимость народов Балканского полуострова от Османской империи. Балканы — «пороховая бочка» Европы. Новые лидеры мировой экономики. Причины экономического подъема Германии, США и Японии. Новые явления в экономике стран Запада. Концентрация производства и процесс монополизации в промышленности. Образование финансовой олигархии. Империализм. Колониальные захваты и создание колониальных империй в XIX в. Колониальный раздел мира. Общественные отношения и политические партии во второй половине XIX в. Социальные реформы в Германии. «Новый либерализм» на рубеже XIX—XX вв. Либерально- реформистские идеи Э. Бернштейна.
Европейская культура XIX в. Литература первой половины XIX в. Художественная культура первой половины XIX в. Ампир в архитектуре. Академизм в европейской живописи. Основные принципы романтического искусства. Реализм — основное направление в художественной литературе и изобразительном искусстве XIX в. Театральное искусство и музыка. Литература второй половины XIX в. Научно-фантастическая литература. Детективный литературный жанр. Национальные литературы и мировой литературный процесс. Художественная культура второй половины XIX в. Основные черты импрессионизма и символизма.
Итоговое повторение. (2 ч)
Всеобщая история . (11 кл.) – 28 ч.
Введение (1 ч)
Особенности изучения новейшей истории в старших классах. Основные итоги всеобщей истории в XIX в. Структура курса новейшей истории: основные этапы мировой истории XX — начала XXI в.
Тема 1. Индустриальная цивилизация в начале XX в. (3 ч)
Мир в начале XX в. Изменения в государственном и общественном строе стран Запада на рубеже XIX—XX вв. Понятие «Запад». Характерные черты западного мира: индустриальная рыночная экономика, гражданское общество, рационализм и индивидуализм. Становление правового государства в странах Запада в начале XX в. Социально-политические изменения в западном мире. Новые тенденции в экономическом развитии. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Циклический характер экономического развития. Новый этап промышленной революции. Идейные течения и политические партии. Процесс модернизации за пределами Европы.
Международные отношения в начале XX в. Нарастание противоречий между европейскими державами. Тройственный союз (1882). Франко-русский союз (1893). Колониальные противоречия между великими державами. Складывание европейских военно-политических союзов. Образование англо-франко-русского военно-политического союза (Антанты). Рост напряженности на Балканах. Балканские войны 1912—1913 гг.
Первая мировая война. Цели и стратегические планы участников. Начало всемирного конфликта. Боевые действия в начале войны. Наступление войск центральных держав на Восточном фронте. Подводная война германского военно-морского флота. Верденская битва и ее итоги. Брусиловский прорыв на Восточном фронте. Позиционная война на Западном фронте в 1917 г. Внутреннее положение в воюющих странах. Сепаратный Брестский мир правительства большевиков с Германией, поражение России и выход из мировой войны (март 1918 г.). Окончание Первой мировой войны.
Тема 2. Мир в период между двумя мировыми войнами. (5 ч)
Послевоенное урегулирование и революционное движение. Начало процесса мирного урегулирования. «14 пунктов» американского президента В. Вильсона. Заключение мирных договоров. Версальский мирный договор. Образование Лиги Наций и Веймарской республики в Германии. Вашингтонская конференция 1921—1922 гг. Революционный процесс в послевоенной Европе. Создание Коминтерна. Возникновение национальных государств в Европе. Советско-польская война 1919—1921 гг.
Страны Запада в 1920-е гг.: от процветания к кризису. Предпосылки «эпохи процветания» 1920-х гг. Генуэзская конференция 1922 г. и советско-германский договор в Рапалло. Стабилизация во Франции и в Великобритании в 1920-е гг. Веймарская республика в Германии. «План Дауэса». Международные отношения в Европе в 1920-е гг. Локарнская конференция 1925 г. Пакт Бриана—Келлога.
Модернизация в странах Востока. Восток после окончания Первой мировой войны. Революционные события в Турции. Младотурецкая революция 1908 г. Реформы Кемаль-паши. Национально-освободительное движение в Индии. Идея сатьяграхи — ненасильственного сопротивления Махатмы Ганди. Синьхайская революция в Китае 1911—1913 гг. Японская агрессия в Китае.
Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. Предпосылки и особенности мирового экономического кризиса 1929—1933 гг. Принципы экономического либерализма. Проявление экономического кризиса в разных странах мира. Преодоление кризиса в США. «Новый курс» президента США Ф. Д. Рузвельта. Кризис в Великобритании и во Франции. Реформы Народного фронта во Франции.
Тоталитарные режимы и рост международной напряженности в Европе в 1930-е гг. Причины возникновения тоталитарных режимов в Европе. Политическая идеология тоталитарного типа. Итальянский фашизм и гитлеровский режим в Германии. Антидемократические режимы в других странах Европы. Международные отношения в 1930-е гг. Нарастание фашистской агрессии. Оформление военного блока Германии, Италии и Японии - «Антикоминтерновский пакт». Поражение республиканцев в гражданской войне в Испании и установление диктатуры генерала Ф. Франко.
Тема 3. Вторая мировая война. (4 ч)
Начало Второй мировой войны. На пути к новой мировой войне: провал идеи коллективной безопасности. Советско-германский пакт о ненападении и секретный протокол о разделе сфер влияния в Восточной Европе. Агрессия против Польши и начало Второй мировой войны. «Странная война» на Западе и военная трагедия Франции. «Битва за Англию» и отношение США к войне в Европе. Военные действия на Балканах. Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах мировой войны. Оккупационный режим в странах Западной Европы. Нападение Германии на СССР и начало Великой Отечественной войны. Контрнаступление Красной Армии под Москвой. Тихоокеанский театр военных действий. Нападение Японии на военно-морскую базу США Пёрл-Харбор. Контрнаступление советских войск под Сталинградом и Курская битва. Североафриканская кампания 1940—1943 гг. и крушение итальянского фашизма.
Объединенные нации на пути к победе над Германией и Японией. Образование Антигитлеровской коалиции. Межсоюзнические отношения и Тегеранская конференция. Движение Сопротивления в Западной Европе. Открытие второго фронта и военные действия в Западной Европе в 1944 г. Начало освобождения стран Восточной и Центральной Европы от нацистских агрессоров. Тихоокеанский театр военных действий в 1944 г.
Завершающий этап Второй мировой войны. Крымская (Ялтинская) конференция союзных держав. Берлинская операция советских войск. Разгром и капитуляция гитлеровской Германии. Потсдамская (Берлинская) конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Поражение и капитуляция Японии. Итоги Второй мировой войны. Нюрнбергский и Токийский международные суды над военными преступниками.
Тема 4. Мир во второй половине XX — начале XXI в. (8 ч)
Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в. Новый облик стран Запада после Второй мировой войны. Идеи демократического социализма. Кейнсианство. Создание «государства благосостояния». Политика «новых рубежей» президента Дж. Кеннеди. «Государство благосостояния» и причины его кризиса в конце 1960-х гг. Экономический кризис 1974—1975 гг. и его последствия. «Неоконсервативная волна». Новый этап НТР. Социально-экономические последствия современного этапа НТР.
Общественно-политическое развитие Запада в 1945 — середине 1980-е гг. США после Второй мировой войны. Маккартизм. США в 1960—1970-е гг. Борьба с расовой сегрегацией и дискриминацией цветного населения США. «Уотергейт». Политическая жизнь Западной Европы. Политика лейбористского правительства К. Эттли. Пятая республика Ш. де Голля. Образование Федеративной Республики Германии (ФРГ). Социальные движения протеста в странах Запада. Политика неоконсервативных правительств. Причины и проявления массовых общественных движений в США и Западной Европе в 1945 — середине 1980-х гг. Протестные формы общественных движений. Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны. Установление просоветских режимов в странах Восточной Европы. Югославская модель социализма. Германия: разделенная нация. События 1956 г. в Польше и Венгрии. Попытки демократизации социалистического строя. «Пражская весна» и «доктрина Брежнева».
Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. Предпосылки распада и последующего крушения колониальной системы после Второй мировой войны. Ликвидация колониальной зависимости. Движение неприсоединения. Прозападная модернизация в Южной Азии. Япония и «новые индустриальные страны». Влияние ислама на развитие стран Азии и Африки. Исламская революция в Иране 1979 г. Идеи социализма в странах «третьего мира». Эпоха социальных и экономических экспериментов Мао Цзэдуна и новая политика Дэн Сяопина. Особенности развития Латинской Америки. Латинская Америка во второй половине XX в.
Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 — начале 1970-х гг. Создание ООН и попытка формирования нового миропорядка. Положение США и СССР после Второй мировой войны и начало «холодной войны». Раскол мира на враждующие военно-политические блоки. Ядерное соперничество сверхдержав. Берлинский и Карибский кризисы. Цели и методы соперничества сверхдержав в региональных конфликтах. Участие сверхдержав в региональных конфликтах. Вьетнамская война 1964—1973 гг.
Международные отношения в 1970—1980-е гг. Окончание «холодной войны». Предпосылки разрядки международной напряженности. Разрядка международной напряженности. Договорный процесс периода разрядки. Новый виток «холодной войны». Международные отношения во второй половине 1980-х гг. Революции конца 1980-х гг. в Восточной Европе. Окончание «холодной войны».
Мир на рубеже XX—XXI вв. НТР эпохи постиндустриальной цивилизации: достижения и проблемы. Тенденции экономического и социально-политического развития стран Запада. Интеграционные и дезинтеграционные процессы в современном мире. Европейский союз. Территориальные и этноконфессиональные конфликты в современном мире. Война на Балканах — первый вооруженный конфликт в Европе после Второй мировой войны. Система международных отношений на рубеже XX—XXI вв.: становление новой структуры миропорядка. Место России на современной международной арене.
Тема 5. Духовная жизнь общества. (4 ч)
Развитие научной мысли. Формирование современной естественно-научной картины мира. Теория относительности А. Эйнштейна. Развитие теоретической и экспериментальной физики микромира. Космология. Достижения в генетике и психологии. Начало изучения Мирового океана. Глобальный характер научного познания в современном обществе.
Научно-технический прогресс. Новые направления научно-технического прогресса (НТП). Развитие транспорта и атомной энергетики. Ракетостроение и космонавтика. Информационные и компьютерные технологии. Достижения современной медицины.
Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людей. Две волны феминизма. Влияние научно-технического прогресса на современное образование. Человек в обществе потребления. Изменения структуры населения развитых стран. Спортивные достижения XX — начала XXI в. Всемирные Олимпийские игры.
Основные тенденции развития мировой художественной культуры. Авангардизм — изменение эстетических основ художественного творчества. Реалистическое искусство XX — начала XXI в. Плюралистическая художественная культура. Роль элитарной и массовой культуры в информационном обществе.
Итоговое повторение. (3 ч)
Результаты обучения и освоения содержания курса всеобщей истории 10-11 классы.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Требования к результатам обучения всеобщей истории в старшей школе предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретенных в процессе освоения курса «Всеобщая история».
Личностные результаты:
• сформированность гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной;
• сформированность гражданской позиции учащегося как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
• сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
Метапредметные результаты:
• сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования;
• сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты;
• проверка гипотез и интерпретация данных различных источников;
• владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук;
• способность продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
• овладение целостными представлениями об историческом развитии человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
• сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
• владение комплексом знаний об истории человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
• сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
• владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
• сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике;
• владение приемами работы с историческими источниками, умениями самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике;
• сформированность умений оценивать различные исторические версии.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Достижение личностных результатов оценивается на качественном уровне (без отметки). Сформированность метапредметных и предметных умений оценивается в баллах по результатам текущего, тематического и итогового контроля.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация, которые позволяют:
- определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана);
- установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;
- осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов. 1.Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты, тестирование и т.п. в рамках урока, терминологический диктант, тестовая работа, работа с карточками.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Формы и средства контроля
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в форме проверочных работ, тестирования, фронтальных опросов, подготовки презентаций, рефератов, устных ответов
Изучение разделов завершается повторительно-обобщающими уроками (в форме тестирования, работы с документами).
2.Промежуточный контроль знаний обучающихся
Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании полугодия на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
Критерии оценки устного ответа:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
- активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
- активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
- неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
- полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
- глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
- привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
- выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
- полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Итоговая (четвертная) оценка учащихся будет складываться из:
серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий; активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах); написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Отметка «2» - выставляется в том случае, если учащийся совершенно не владеет понятийным аппаратом, не может раскрыть суть события или проблемы.
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории 10 кл.
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.) |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Тема 1. Древнейшая и древняя история человечества. | 5 | 5 | |
3. | Тема 2. Средние века. | 7 | 7 | |
4. | Тема 3. Новое время: эпоха модернизации в странах Запада. | 6 | 6 | |
5. | Тема 4. Рождение современной западной цивилизации. | 7 | 7 | |
6. | Итоговое повторение и обобщение. | 2 | 1 | 1 |
| | 28 | 27 | 1 |
Календарно-тематическое планирование по Всеобщей истории 11 кл.
№п/п | Название раздела | Общее количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия (или тестирование, зачёт и т.д.) |
1. | Введение. | 1 | 1 | |
2. | Тема 1. Индустриальная цивилизация в начале XX в. | 3 | 3 | |
3. | Тема 2. Мир в период между двумя мировыми войнами. | 5 | 5 | |
4. | Тема 3. Вторая мировая война. | 4 | 4 | |
5. | Тема 4. Мир во второй половине XX — начале XXI в. | 8 | 8 | |
6. | Тема 5. Духовная жизнь общества. | 4 | 4 | |
| Итоговое повторение и обобщение. | 3 | 2 | 1 |
| | 28 | 27 | 1 |
Таблица календарно-тематического планирования по Всеобщей истории на 10 класс.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | примечания |
план | факт |
| Введение. (1 ч) | | | |
1.1 | Содержание и особенности курса «История. Всеобщая история» | | | |
| Тема 1. Древнейшая и древняя история человечества. (5 ч) | | | |
2.1 | Начальные этапы становления человеческого общества. | | | |
3.2 | Цивилизации Древнего Востока. | | | |
4.3 | Античное Средиземноморье. | | | |
5.4 | Античная цивилизация и варварский мир. | | | |
6.5 | Первые века христианства. | | | |
| Тема 2. Средние века. (7 ч) | | | |
7.1 | Европа в раннее Средневековье (V—X вв.). | | | |
8.2 | Средневековая Европа в XI— XV вв. | | | |
9.3 | Искусство и литература Западной Европы в V—XIII вв. | | | |
10.4 | Византийская империя и восточнохристианский мир. | | | |
11.5 | Арабские завоевания и создание Арабского халифата. | | | |
12.6 | Страны Ближнего, Среднего Востока и Балкан в X— XV вв. | | | |
13.7 | Страны Южной, Восточной и Центральной Азии в Средние века. | | | |
| Тема 3. Новое время: эпоха модернизации в странах Запада. (6 ч) | | | |
14.1 | Европа в начале Нового времени. | | | |
15.2 | Государство и общество стран Западной Европы в XVI—XVII вв. | | | |
16.3 | Эпоха Просвещения. | | | |
17.4 | Революции XVIII столетия. | | | |
18.5 | Франция на пути от республики к империи. Наполеоновские войны | | | |
19.6 | Тенденции развития европейской культуры XIV— XVIII вв. | | | |
| Тема 4. Рождение современной западной цивилизации. (7 ч) | | | |
20.1 | Промышленный переворот и становление индустриального Запада | | | |
21.2 | Революции и реформы в XIX в. | | | |
22.3 | Революции и реформы в XIX в. | | | |
23.4 | Колониальная экспансия европейцев в Азии, Африке и Америке в XV—XIX вв. | | | |
24.5 | Идейные течения и политические партии стран Запада в XIX в. | | | |
25.6 | Страны Запада во второй половине XIX в. | | | |
26.7 | Европейская культура XIX в. | | | |
| Итоговое повторение и обобщение. (2 ч) | | | |
27.1 | Итоговая контрольная работа за курс всеобщей истории. | | | |
28.2 | Итоговое повторение. | | | |
Таблица календарно-тематического планирования по Всеобщей истории на 11 класс.
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения | примечания |
план | факт |
| Введение. (1 ч) | | | |
1.1 | Содержание и особенности курса новейшей истории XX — начала XXI в. | | | |
| Тема 1. Индустриальная цивилизация в начале XX в. (3 ч) | | | |
2.1 | Мир в начале XX в. | | | |
3.2 | Международные отношения в начале XX в. | | | |
4.3 | Первая мировая война. | | | |
| Тема 2. Мир в период между двумя мировыми войнами. (5 ч) | | | |
5.1 | Послевоенное урегулирование и революционное движение. | | | |
6.2 | Страны Запада в 1920-е гг.: от процветания к кризису. | | | |
7.3 | Модернизация в странах Востока. | | | |
8.4 | Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. | | | |
9.5 | Тоталитарные режимы и рост международной напряженности в Европе в 1930-е гг. | | | |
| Тема 3. Вторая мировая война. (4 ч) | | | |
10.1 | Начало Второй мировой войны. | | | |
11.2 | Начало Великой Отечественной войны. Военные действия на других театрах мировой войны. | | | |
12.3 | Объединенные нации на пути к победе над Германией и Японией. | | | |
13.4 | Завершающий этап Второй мировой войны. | | | |
| Тема 4. Мир во второй половине XX — начале XXI в. (8 ч) | | | |
14.1 | Социально-экономическое развитие стран Запада во второй половине XX в. | | | |
15.2 | Общественно-политическое развитие Запада в 1945 — середине 1980-х гг. | | | |
16.3 | Социалистические страны и особенности их развития после Второй мировой войны | | | |
17.4 | Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX в. | | | |
18.5 | Послевоенное устройство мира. Международные отношения в 1945 — начале 1970-х гг. | | | |
19.6 | Международные отношения в 1970—1980-е гг. Окончание «холодной войны» | | | |
20.7 | Мир на рубеже XX—XXI вв. | | | |
21.8 | Мир на рубеже XX—XXI вв. | | | |
| Тема 5. Духовная жизнь общества. (4 ч) | | | |
22.1 | Развитие научной мысли. | | | |
23.2 | Научно-технический прогресс. | | | |
24.3 | Социокультурное развитие: изменения в повседневной жизни людей. | | | |
25.4 | Основные тенденции развития мировой художественной культуры. | | | |
| Итоговое повторение и обобщение. (3 ч) | | | |
26.1 | Итоговая контрольная работа за курс всеобщей истории. | | | |
27.2 | Итоговое повторение. | | | |
28.3 | Итоговое повторение. | | | |
27