СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена к учебнику Т.Ф. Курдюмовой "Литература. 10 класс".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Копёнкинская средняя общеобразовательная школа





«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»

На заседании МО Заместитель директора по УВР Директор

Протокол №__ от _______ /В.Н. Демченко/ _____/С.И. Демченко/

«__» _________2015 г. «___»__________ 2015 г. Приказ №______ от

Руководитель МО «____» _______ 2015 г.

______/ ___________/



Рабочая программа по литературе для 10 класса

на 2015-2016 учебный год

Составила

Учитель русского языка и литературы

I квалификационной категории

Омельченко Светлана Александровна



I.Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Литература» составлена на основе:

-приказа Министерства образования Российской Федерации №1312 от 09.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (в ред. приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 №241, от 30.08.2010 №889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74)»;

-приказа Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области №760 от 27.07.2012 «Об утверждении регионального учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования»;

-об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года №253;

-постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 года «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993).


Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю: федеральный компонент), количество учебных недель – 35. Рабочая программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

  • учебник для учащихся под редакцией Т.Ф. Курдюмовой .- М.: Дрофа, 2011. Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 г. №2885.

Программа предполагает изучение литературы в старших классах на базовом уровне, специфика которого состоит в сохранении фундаментальной основы курса, систематизации представлений учащихся об историческом развитии литературы, осознании диалога классической и современной литературы. Это позволяет реализовать цели изучения литературы в старших классах, определённые Примерной учебной программой по литературе:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Авторы УМК видят цель изучения литературы в школе в следующем: способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Данная цель может быть достигнута при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Именно поэтому объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы и некоторые тексты зарубежной.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

- пояснительную записку;

- общую характеристику учебного предмета, курса;

- описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

-описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса;

- содержание учебного предмета;

- тематическое планирование;

- планируемые результаты изучения учебного предмета;

- формы и методы контроля;

- описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.


II.Общая характеристика учебного предмета, курса

Как часть образовательной области «Филологии» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Изучение литературы в 10 классе строится на историко-литературной основе («Русская литература XIX века»). Авторы программы избегают жёсткой регламентации в выборе произведений для чтения и изучения, обсуждения, поэтому выбор, какие произведения читать и изучать, а какие читать и обсуждать сделан на основе читательских пристрастий учащихся, индивидуальных особенностей каждого класса. Количество часов, отводимых на изучение той или иной темы, тоже определяется не требованиями УМК, а уровнем сформированности общеучебных умений и навыков детей в каждом конкретном учебном коллективе, а также интересом, проявленным при изучении произведения.

Чтение и изучение произведений зарубежной литературы программой рекомендовано осуществлять в разные периоды учебного года, хотя целесообразным это делать в конце года, потому что большинство тем в этом разделе изучаются обзорно, и при необходимости корректировки рабочей программы по причине актированных дней данный материал выводится на самостоятельное изучение в период летнего самостоятельного чтения.


III.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 часа в неделю: федеральный компонент), количество учебных недель – 35.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, то есть включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

- развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

- приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Учебно-тематический план


№ п/п


Содержание


Количество

часов

В том числе на:

Выполнение практической части программы

уроки

РР

Сочинение

(аудиторные, домашние)

Контрольная работа

( сочинение)

1.

Русская литература конца XVIII- начала XIX века

Входная контрольная работа

24


1

21

3


3 (аудиторные)

2.

Русская литература второй половины XIX века

20

17

3


3 (аудиторные)

3.

Из русской поэзии второй половины XIX века

15

14

1


1(аудиторное)

4.

Из русской прозы второй половины XIX века

Итоговая контрольная работа

42


2

38

4

1 (домашнее)

1 (аудиторное)

1(аудиторное)


5.

Резерв

1






Итого:

105

90

11

2

из них:

1(аудиторное)

1(домашнее)

8

(аудиторные)

V.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Личностными результатами обучения учеников 10-11 классов, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 10-11 классах проявляются в :

- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

-умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты учеников 10-11 классов состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение; определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог, самостоятельно анализировать прочитанный текст по плану анализа художественного текста;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

VI.Основное содержание учебного предмета, курса

Русская литература конца XVIII- начала XIX века

Русская литература и русская история в XVIII-XIX веках. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г.Р. Державина («Бог», «Ключ», «Снегирь», «Соловей») и В.А. Жуковского («Певец во стане русских воинов», «Море», «Эолова арфа», «Песня»). Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения русской классики первой половины XIX века. Жанровое богатство и своеобразие поисков: роман в стихах «Евгений Онегин», роман из пяти повестей «Герой нашего времени», поэма в прозе «Мертвые души».

Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Их развитие и взаимодействие.

А.С. Пушкин

Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Утверждение высокого предназначения поэта. Мотив смерти и бессмертия. Поэт – пророк. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н.Я. Плюсковой», «Поэт» и др. Вера в торжество светлых начал и философские раздумья о смысле жизни: бессмертие души и вечность бытия. Теория. Философская лирика. «Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия» и др. Одухотворенность лирики любви. Дружба, выросшая на основе общих идейных интересах – самых сильных и глубоких в жизни поэта. «Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»; «На холмах Грузии…», «Талисман», «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы» и др. Идейная близость Пушкина к декабристам: свобода народа и России. Вольнолюбивые мотивы. Активное слияние личной и гражданской тем «Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…» и др. А.С. Пушкин – певец русской природы. Романтический характер южной экзотической природы. Реалистические зарисовки неповторимых пейзажей северной и средней полосы России «Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня» и др. А.С. Пушкин – историк и драматург. Трагедия «Борис Годунов». Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии. Поэма «Медный всадник». Конфликт Евгения и Медного всадника. Роль композиции в раскрытии трагического конфликта поэмы. Критика о поэме «Медный всадник»: А.С. Пушкин образом Петра I обосновывает трагическое право государства распоряжаться частной жизнью человека (В.Г. Белинский, Б.М. Энгельгардт, Г.А. Гуковский, Л.П. Гроссман) – поэт полностью находится на стороне бедного Евгения (гуманистическая концепция) (В.Я. Брюсов, А.В. Македонов, М.П. Еремин и др.) – в «Медном всаднике» присутствует «трагическая неразрешимость конфликта», согласно которой А.С. Пушкин представляет самой истории сделать выбор между «правдами» Всадника и Евгения.

Теория. Петербургская повесть. Народность литературы

М.Ю. Лермонтов

Поэт – гений. Причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов XIX века. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова «Дума», «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта» и др. Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире, пафос вольности и протест против гнета, любовь к Родине - ее народу и ее природе, тема любви. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон. «Гляжу на будущность с боязнью…», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу…», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок», «Дума» и др. Поэма «Демон». Романтические поэмы и их необыкновенная популярность. Философское содержание поэмы «Демон». Сосуществование в поэме двух контрастных миров: холодного и жестокого потустороннего мира и мира земной радости и красоты природы. Демон как типичный герой романтической поэмы. Трагедия Демона и Тамары. Поэма в живописи и в музыке. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Необычность композиции романа. Сюжет и фабула социально-психологического и философского произведения. Автор и его герои.

Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Максим Максимыч. «Двойники Печорина». Женские образы романа

Повесть «Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли. Нравственные проблемы романа: вопрос о смысле жизни, о социальной активности человека, об ответственности за свою судьбу и судьбу близких людей. Реалистическое и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе русской литературы.

Критика. В.Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова», «Герой Нашего времени» (в отрывках). Д.С. Мережковский «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». Сопоставление позиций критиков.

Теория. Реалистические и романтические начала в романе. Фабула и сюжет.

Н.В. Гоголь

Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Пьесы Гоголя. «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». Роль повести в судьбах русской литературы. Сборники произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Петербургские повести», «Шинель». Поэма «Мертвые души». замысел и композиция поэмы. Сюжет и л«Мертвые души». История создания. Идейный ирические отступления. Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос лирических отступлений. Особая роль Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи. «Живая Русь» в поэме. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла.

Критика. В.В. Набоков «гоголь» (в отрывках). Теория. Образ автора на страницах поэмы

Русская литература второй половины XIX века

Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Журнальная полемика

А.Н. Островский

Жизнь и творчество драматурга. Пьесы драматурга на русской сцене. Пьеса «Бесприданница». Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении. Драма «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». Обличение самодурства и невежества. Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах. Обличение самодурства и невежества.

Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу». Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении.

И.А. Гончаров

Краткая личная и творческая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. «Обломовщина» («Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое … ядовитое!»). Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская.

Критика. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?». Д.И. Писарев «Обломов». А.В. Дружинин «… «Обломов», роман Гончарова».

Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений.

И.С. Тургенев

Личная и творческая судьба писателя. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника». Роман «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора. Роль и место Тургенева в развитии русского и европейского романа.

Критика. М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева».

Теория. Философские позиции героев романа и автора. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций.

Из русской поэзии второй половины XIX века

Ф.И. Тютчев

Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «В небе тают облака…», «О чем ты воешь, ветер ночной?..», «Листья», «Смотри, как на речном просторе…». Любовь как «поединок роковой». Строгое изящество формы. Ритмическое богатство стиха «О, как убийственно мы любим…», «Два голоса», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Последняя любовь», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Русской женщине», «К Б.» («Я встретил вас – и все былое…». Стихи Тютчева внутренне тревожны. Человек – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Тютчев – поэт, способный «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое» (Д.К. Мотольская) «Нам не дано предугадать…», «Эти бедные селенья…».

А.А. Фет

Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира (А. Фет), «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий. «Печальная береза», «Чудесная картина», «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье», «Что за ночь», «Ласточки пропали», «Ты отстрадала», «Это утро радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы», «Я тебе ничего не скажу».

А.К. Толстой

Историческая тема: баллада «Василий Шибанов» (1840), роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия: трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1869).

Сатирические и юмористические произведения. Пейзажная лирика. Любовная лирика

Теория. «Чистое искусство» «Край ты мой, родимый край…», «То было раннею весною…», «Колокольчики мои…», «Острою секирой ранена береза…», «Ласточки кружась…», «Звонче жаворонка пенье…», «Дождя отшумевшего капли…» (пейзажная лирика).

«Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку…», «С ружьем за плечами, один, при луне…», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!..», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Усни, печальный друг…» (любовная лирика).

Н.А. Некрасов

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова. «Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», Стихотворения из цикла «О погоде», «Умру я скоро. Жалкое наследство», «Элегия», «Пророк», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…») и др.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Теория. Народность литературы. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Проблемы счастья и смысла жизни в поэме. Нравственная проблематика в поэме. Идейная позиция автора.

Н.Г. Чернышевский

Н.Г. Чернышевский – критик («Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856)). Эстетическая теория. История создания романа «Что делать?» Роман «Что делать?» - политический и социально -утопический роман. «Старый» и «новый» мир в романе. Новые люди – Вера Павловна Розальская. Сны Веры Павловны. Лопухов и Кирсанов.

Н.С. Лесков

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести. Манера сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество. Роль Лескова в развитии русской литературы

Теория. Сказ в творчестве Лескова.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Очерк жизни и творчества. Жизненная позиция писателя.

Роман «История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа

«Сказки». Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовке героев. Литературная полемика вокруг его творчества

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

Ф.М. Достоевский

Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений.

Роман «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Мрачный облик Петербурга в романе. Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции). «Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе. Женские образы в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX века.

Теория. Полифонизм романов Достоевского.

Л.Н. Толстой

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя.

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

Роман «Война и мир». «Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

«Мысль народная» в эпопее. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба. Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как Отечественная война. Богатый и сложный духовный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома романа «Война и мир». «Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Внутренние противоречия среди крестьянства. Значение образа Платона Каратаева. Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории. Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского. Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба. Лев Толстой – классик и самобытный философ. Интерес к творчеству Льва Толстого в современном мире. Л. Толстой и культура ХХ века

Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.

А.П. Чехов

Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» в изображении писателя. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека. Рассказы «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре». Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст и его роль. Ремарки. Пьеса «Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Раневская и Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.







VII. Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Дата

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Тексты

Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

Вид контроля

Факт

План

Русская литература конца XVIII- начала XIX века ( 37 часов)

1



Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII - начало XIX века)

Комбинированный

Русская литература и русская история в XVIII-XIX веках. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Творчество Г.Р. Державина («Бог», «Ключ», «Снегирь», «Соловей») и В.А. Жуковского («Певец во стане русских воинов», «Море», «Эолова арфа», «Песня»). Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения русской классики первой половины XIX века. Жанровое богатство и своеобразие поисков: роман в стихах «Евгений Онегин», роман из пяти повестей «Герой нашего времени», поэма в прозе «Мертвые души».

Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Теория. Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Их развитие и взаимодействие.

Учебник

Стр. 8-21

Знать: общую характеристику и своеобразие русской литературы I и II половины XIX века с точки зрения истории и литературы; понимать значение русской литературы XIX века в развитии русского и мирового литературного процесса; понятия романтизм, романтическое двоемирие, байронический герой, реализм, критический реализм, «натуральная школа».

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Тест

2



Своеобразие пушкинской эпохи. Этапы творчества. Основные темы, мотивы лирики А.С. Пушкина (1799-1837)

Комбинированным

Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

Учебник

Стр. 23-34

Знать: особенности пушкинской эпохи, под влиянием которых происходило становление поэта.

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Литературная викторина по творчеству А.С. Пушкина

3



Пушкин о назначении поэта и поэзии

Комбинированный

Утверждение высокого предназначения поэта. Мотив смерти и бессмертия. Поэт - пророк

«Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», «Поэт и толпа», «Эхо», «Чернь», «К Н.Я. Плюсковой», «Поэт» и др.

Знать: особенности пушкинского замысла для анализа стихотворений; понимать, что поэт – гений, которого гонит и не понимает общество.

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ стихотворений

4




Философские мотивы в лирике Пушкина


Тема любви и дружбы

Комбинированный


Вера в торжество светлых начал и философские раздумья о смысле жизни: бессмертие души и вечность бытия

Теория. Философская лирика

Одухотворенность лирики любви. Дружба, выросшая на основе общих идейных интересах – самых сильных и глубоких в жизни поэта

«Вновь я посетил…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Пирующие студенты», «Элегия» и др.


«Воспоминания в Царском Селе», «Пущину», «Друзьям», «Дельвигу»; «На холмах Грузии…», «Талисман», «Сожженное письмо», «Я вас любил…», «Я помню чудное мгновенье…», «Ее глаза», «Язык любви болтливой», «Желание славы» и др.

Знать: проблемы, которые поднимает поэт в философской лирике; своеобразное отношение поэта к темам дружбы и любви


Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.



Анализ стихотворений


5



Входная контрольная работа

Урок контроля



Проверка и контроль остаточных знаний по литературе

Тест

6



Политическая лирика

Комбинированный

Идейная близость Пушкина к декабристам: свобода народа и России.

Вольнолюбивые мотивы. Активное слияние личной и гражданской тем

«Вольность», «Лицинию», «К Чаадаеву», «Деревня», «В Сибирь», «Арион», «Анчар», «Во глубине сибирских руд…» и др.

Знать: особенности политической темы в творчестве поэта

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ стихотворений

7



Пейзажная лирика

Комбинированный

А.С. Пушкин – певец русской природы. Романтический характер южной экзотической природы. Реалистические зарисовки неповторимых пейзажей северной и средней полосы России

«Осень», «Зимний вечер», «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Туча», «К морю», «Вновь я посетил…», «Деревня» и др.

Знать: особенности пейзажной лирики поэта

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ стихотворений

8



Реалистическая трагедия «Борис Годунов»

Урок изучения нового материала

А.С. Пушкин – историк и драматург. Царь Борис. Его противники и приспешники. Проблема народа и власти в трагедии. Композиция первой реалистической трагедии в русской литературе. Язык и особенности стиха трагедии

Трагедия «Борис Годунов»

Знать: историко-литературные особенности трагедии

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ трагедии

9



Поэма «Медный всадник»

Урок изучения нового материала

Конфликт Евгения и Медного всадника. Роль композиции в раскрытии трагического конфликта поэмы. Критика о поэме «Медный всадник»: А.С. Пушкин образом Петра I обосновывает трагическое право государства распоряжаться частной жизнью человека (В.Г. Белинский, Б.М. Энгельгардт, Г.А. Гуковский, Л.П. Гроссман) – поэт полностью находится на стороне бедного Евгения (гуманистическая концепция) (В.Я. Брюсов, А.В. Македонов, М.П. Еремин и др.) – в «Медном всаднике» присутствует «трагическая неразрешимость конфликта», согласно которой А.С. Пушкин представляет самой истории сделать выбор между «правдами» Всадника и Евгения.

Теория. Петербургская повесть. Народность литературы

Поэма «Медный всадник»

Знать: историко-литературные особенности поэмы

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ поэмы

10



Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина

Урок развития речи

Работа над сочинением


Знать: особенности замысла, языка, композиции, жанра произведений А.С. Пушкина

Уметь: использовать полученные знания для написания сочинения

Сочинение

11



Художественный мир М.Ю. Лермонтова (1814-1841)

Комбинированный

Личность поэта. Жизненный и творческий путь (основные этапы). Лирика. Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова

Учебник

Стр.62-83

Знать: особенности эпохи, под влиянием которых происходило становление поэта.

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

12



Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова

Комбинированный

Поэт – гений. Причины трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов XIX века. Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

«Дума», «Поэт», «Пророк», «Смерть поэта» и др.

Знать: особенности лирики Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ стихотворений

13



Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова

Комбинированный

Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление трагического бытия человека в окружающем мире, пафос вольности и протест против гнета, любовь к Родине- ее народу и ее природе, тема любви. Лермонтов и Пушкин. Лермонтов и Байрон.

«Гляжу на будущность с боязнью…», «Как часто пестрою толпою окружен», «И скучно, и грустно», «Нет не тебя так пылко я люблю», «Выхожу один я на дорогу…», «Тучи», «На севере диком стоит одиноко…», «Утес», «Листок», «Дума» и др.

Знать: особенности лирики М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ стихотворений

14



Поэма «Демон»

Урок усвоения новых знаний

Романтические поэмы и их необыкновенная популярность. Философское содержание поэмы «Демон». Сосуществование в поэме двух контрастных миров: холодного и жестокого потустороннего мира и мира земной радости и красоты природы. Демон как типичный герой романтической поэмы. Трагедия Демона и Тамары. Поэма в живописи и в музыке.

Поэма «Демон»

Знать: особенности и замысел поэмы М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ произведения

15



«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе

Урок усвоения новых знаний

Необычность композиции романа. Сюжет и фабула социально-психологического и философского произведения. Автор и его герои.

Роман «Герой нашего времени»

Знать: особенности и замысел романа М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Индивидуаль-ные

сообщения учащихся

16



Печорин в отношениях с другими персонажами романа. Работа над повестями «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»

Урок усвоения новых знаний

Печорин: одаренность натуры, противоречивость характера. Трагедия Печорина. Максим Максимыч. «Двойники Печорина». Женские образы романа

Роман «Герой нашего времени»

Знать: особенности романа М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Анализ героев романа

17



Зачем я жил? Для какой цели родился?

Урок усвоения новых знаний

Повесть «Фаталист». Роль повести в композиции романа, в раскрытии авторской позиции и образа главного героя. Тема рока, судьбы и человеческой воли. Нравственные проблемы романа: вопрос о смысле жизни, о социальной активности человека, об ответственности за свою судьбу и судьбу близких людей. Реалистическое и романтическое начала в романе. Психологизм в первом психологическом романе русской литературы.

Повесть «Фаталист»

Знать: особенности романа М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей.

Главные выводы романа

18



Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова

Урок обобщения изученного

Критика. В.Г. Белинский «Стихотворения М. Лермонтова», «Герой Нашего времени» (в отрывках). Д.С. Мережковский «Лермонтов. Поэт сверхчеловечества». Сопоставление позиций критиков.

Теория. Реалистические и романтические начала в романе. Фабула и сюжет.

Произведения М.Ю. Лермонтова

Знать: особенности романа М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей

Индивидуальные

сообщения учащихся

19



Контрольное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова

Урок развития речи

Работа над сочинение


Знать: особенности замысла, языка, композиции, жанра произведений М.Ю. Лермонтова

Уметь: использовать полученные знания для написания сочинения

Сочинение

20



Н.В. Гоголь (1809-1852). Очерк жизни и творчества

Комбинированный

Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Очерк жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Пьесы Гоголя. «Петербургские повести» и тема «маленького человека». «Шинель». Роль повести в судьбах русской литературы

Учебник

Стр.85-98

Сборники произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Петербургские повести», «Шинель»

Знать: основные этапы личной и творческой биографии Н.В. Гоголя

Уметь: применять полученные знания в процессе анализа произведений и сборников рассказов

Анализ произведений

21



Мировоззрение, авторское сознание и способы его выражения в идейном замысле поэмы «Мертвые души»

Урок усвоения новых знаний

замысел и композиция поэмы. Сюжет и л«Мертвые души». История создания. Идейный ирические отступления

Поэма «Мертвые души»

Знать: особенности поэмы Н.В. Гоголя

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей

Анализ первой главы

22



Россия «Мертвых душ». Изображение поместного дворянства в поэме

Комбинированный

Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки. Портрет, интерьер, пейзаж, диалог. Пафос лирических отступлений

Поэма «Мертвые души»

Знать: особенности поэмы Н.В. Гоголя

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей

Анализ поэмы

23



Чичиков и чичиковщина

Комбинированный

Особая роль Чичикова в поэме: Чичиков как новый герой эпохи

Поэма «Мертвые души»

Знать: особенности поэмы Н.В. Гоголя

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей

Индивидуальные

сообщения учащихся

24



Авторские идеалы в осмыслении и оценке действительности. Народ и Родина в поэме «Мертвые души»

Комбинированный

«Живая Русь» в поэме. Образ автора. Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла

Критика. В.В. Набоков «гоголь» (в отрывках).

Теория. Образ автора на страницах поэмы

Поэма «Мертвые души»

Знать: особенности поэмы Н.В. Гоголя

Уметь: использовать полученные знания для анализа литературных произведений, критических статей

Анализ критической статьи

25



Контрольное сочинение по творчеству Н.В. Гоголя

Урок развития речи

Работа над сочинение


Знать: особенности замысла, языка, композиции, жанра произведений Н.В. Гоголя

Уметь: использовать полученные знания для написания сочинения

Сочинение

Русская литература второй половины XIX века (26 часов)

26



Русская литература второй половины XIX века

Комбинированный

Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Журнальная полемика

Учебник

Стр. 102-110

Знать: особенности развития русской литературы XIX века

Уметь: применять полученные знания на практике

Устный опрос

27



А.Н. Островский (1823-1886) – создатель русского национального театра

Комбинированный

Жизнь и творчество драматурга. Пьесы драматурга на русской сцене. Пьеса «Бесприданница»

Современные постановки пьес Островского. Судьба его пьес в кино и на телевидении.

Учебник

Стр.111-120

Знать: личную и творческую биографию драматурга, писателя

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Викторина по творчеству А.Н. Островского

28



Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие

Комбинированный

Драма «Гроза». Неравный и острый конфликт героини с «темным царством».

Драма «Гроза»

Знать: особенности идейно-художественного своеобразия пьесы Островского

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ драмы «Гроза»

29



Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Действие I-IV

Комбинированный

Обличение самодурства и невежества.

Драма «Гроза»

Знать: литературные особенности пьесы

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ драмы «Гроза»

30



Катерина в борьбе за свои человеческие права. Д. II-V

Комбинированный

Борьба Катерины за право быть свободной в своих чувствах.

Драма «Гроза»

Знать: литературные особенности пьесы

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ драмы «Гроза»

31



«Обличие» «хозяев» жизни в драме А.Н. Островского «Гроза»

Комбинированный

Обличение самодурства и невежества.

Критика. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», А.А. Григорьев «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу»

Теория. Реалистическая драма. Речевая характеристика в драматическом произведении

Драма «Гроза»

Знать: литературные особенности пьесы

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ драмы «Гроза»

32



Контрольное сочинение по творчеству А.Н. Островского

Урок развития речи

Сочинение


Знать: особенности творчества А.Н. Островского

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Работа над сочинением

33



И. А. Гончаров (1812-1891). Личная и творческая биография писателя

Комбинированный

Краткая личная и творческая биография писателя. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Учебник

Стр.138-147

Знать: особенности творчества И.А. Гончарова

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Викторина по творчеству И.А. Гончарова

34



Роман «Обломов». Образ главного героя. Понятие «обломовщина»

Комбинированный

«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика. Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба. «Обломовщина» («Одно слово, - думал Илья Ильич, - а какое … ядовитое!»)

Роман «Обломов»

Знать: особенности творчества И.А. Гончарова

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ глав романа «Обломов»

35



Роль второстепенных персонажей в романе

Комбинированный

Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская.

Роман «Обломов»

Знать: особенности творчества И.А. Гончарова

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ глав романа «Обломов»

36



Художественное мастерство Гончарова в романе

Комбинированный

Критика.Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?». Д.И. Писарев «Обломов». А.В. Дружинин «… «Обломов», роман Гончарова».

Теория. Нарицательные образы – герои художественных произведений

Роман «Обломов»

Знать: особенности творчества И.А. Гончарова

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ романа «Обломов»

37



Контрольное сочинение по творчеству И.А. Гончарова

Урок развития речи

Сочинение


Знать: особенности творчества И.А. Гончарова

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Работа над сочинением

38



И.С. Тургенев (1818-1883). Личная и творческая биография писателя

Комбинированный

Личная и творческая судьба писателя. Очерк жизни и творчества. «Записки охотника»

Учебник

Стр. 162-172

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Викторина по творчеству И.С. Тургенева

39



Творческая история. Анализ романа «Отцы и дети». Эпоха и роман «Отцы и дети»

Урок изучения нового материала

Роман «Отцы и дети». Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими и причины его одиночества. Оппоненты героя, их нравственная и социальная позиция. Автор и герои романа. Полемика сторонников и противников позиции автора. Роль и место Тургенева в развитии русского и европейского романа.

Критика. М.А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д.И. Писарев «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева».

Теория. Философские позиции героев романа и автора. Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа.

Роман

«Отцы и дети»

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ романа «Отцы и дети»

40



Смысл названия романа. Своеобразие романа


Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций.

Роман

«Отцы и дети»

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ романа «Отцы и дети»

41



Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми

Комбинированный


Роман

«Отцы и дети»

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ глав романа

42



Базаров и Одинцова

Комбинированный


Роман

«Отцы и дети»

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ глав романа

43



Базаров и его родители

Комбинированный


Роман

«Отцы и дети»

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ глав романа

44



Нигилизм и его последствия

Комбинированный


Роман

«Отцы и дети»

Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Анализ глав романа

45



Контрольное сочинение по творчеству

И.С. Тургенева

Урок

развития речи

Работа над сочинением


Знать: особенности творчества И.С. Тургенева

Уметь: применять полученные знания на практике, в процессе анализа литературных произведений

Сочинение

Из русской поэзии второй половины XIX века (15 часов)

46



Этапы биографии и творчества Ф. И. Тютчева (1803-1873). Основные темы и идеи лирики. Лирика природы

Комбинированный

Тютчев – поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании.

«Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «В небе тают облака…», «О чем ты воешь, ветр ночной?..», «Листья», «Смотри, как на речном просторе…»

Знать: основные этапы личной и творческой биографии Тютчева

Уметь: выделять основные темы и мотивы лирики Тютчева, путем чтения и анализа стихотворений уметь размышлять об особенностях художественного мира поэта

Викторина по творчеству Тютчева

47



Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Комбинированный

Любовь как «поединок роковой». Строгое изящество формы. Ритмическое богатство стиха

«О, как убийственно мы любим…», «Два голоса», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Последняя любовь», «Люблю глаза твои, мой друг…», «Русской женщине», «К Б.» («Я встретил вас – и все былое…»

Знать: основные этапы личной и творческой биографии Тютчева

Уметь: выделять основные темы и мотивы лирики Тютчева, путем чтения и анализа стихотворений уметь размышлять об особенностях художественного мира поэта

Анализ стихотворений

48



Философская лирика Тютчева

Комбинированный

Стихи Тютчева внутренне тревожны. Человек – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Тютчев – поэт, способный «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое» (Д.К. Мотольская)

«Нам не дано предугадать…»,

«Эти бедные селенья…»

Знать: основные этапы личной и творческой биографии Тютчева

Уметь: выделять основные темы и мотивы лирики Тютчева, путем чтения и анализа стихотворений уметь размышлять об особенностях художественного мира поэта

Анализ стихотворений

49



Этапы биографии и творчества А.А. Фета (1820-18920

Комбинированный

Сочетание удивительной конкретности и точности в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека.

Учебник

Стр.209-225

Знать: основные этапы личной и творческой биографии поэта

Уметь: использовать полученные знания при анализе стихотворений

Анализ стихотворений

50-51



Основные мотивы творчества А.А. Фета

Комбинированный

«Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира (А. Фет), «умение ловить неуловимое» (А. Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

«Печальная береза», «Чудесная картина», «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье», «Что за ночь», «Ласточки пропали», «Ты отстрадала», «Это утро радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы», «Я тебе ничего не скажу».

Знать: основные этапы личной и творческой биографии поэта

Уметь: использовать полученные знания при анализе стихотворений

Анализ стихотворений

52



Этапы биографии и творчества А.К. Толстого (1817-1875)

Комбинированный

Историческая тема:

баллада «Василий Шибанов» (1840), роман «Князь Серебряный» (1863), драматическая трилогия: трагедии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868), «Царь Борис» (1869).

Сатирические и юмористические произведения. Пейзажная лирика. Любовная лирика

Теория. «Чистое искусство»

«Край ты мой, родимый край…», «То было раннею весною…», «Колокольчики мои…», «Острою секирой ранена береза…», «Ласточки кружась…», «Звонче жаворонка пенье…», «Дождя отшумевшего капли…» (пейзажная лирика).

«Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку…», «С ружьем за плечами, один, при луне…», «Слушая повесть твою, полюбил я тебя, моя радость!..», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Усни, печальный друг…» (любовная лирика).

Знать: основные этапы личной и творческой биографии поэта

Уметь: использовать полученные знания при анализе стихотворений

Анализ стихотворений

53



Личная и творческая биография Н.А. Некрасова (1821-1877)

Комбинированный

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали»

Учебник

Стр.239-255

Знать: основные этапы личной и творческой биографии поэта

Уметь: использовать полученные знания при анализе стихотворений

Викторина по творчеству Некрасова

54



Основные темы и идеи лирики Некрасова

Комбинированный

Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Образы города и деревни. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Полемика вокруг поэзии Некрасова.

«Я не люблю иронии твоей…», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», Стихотворения из цикла «О погоде», «Умру я скоро. Жалкое наследство», «Элегия», «Пророк», «Зине» («Ты еще на жизнь имеешь право…») и др.

Знать: основные этапы личной и творческой биографии поэта

Уметь: использовать полученные знания при анализе стихотворений

Анализ стихотворений

55



Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Горькая доля народа пореформенной России

Урок изучения нового материала

Смысл названия. Путешествие как прием организации повествования. Сюжет поэмы и авторские отступления. Мастерство изображения жизни России. Теория. Народность литературы

Поэма

«Кому на Руси жить хорошо» (главы по выбору).

Знать: основные этапы личной и творческой биографии поэта

Уметь: использовать полученные знания при анализе поэмы

Анализ поэмы

56



Душа народа русского

Комбинированный

Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. «Люди холопского звания» и «народные заступники».

Поэма

«Кому на Руси жить хорошо»

Знать: художественные особенности творчества Некрасова

Уметь: использовать полученные знания при анализе поэмы

Анализ поэмы

57



Народ в споре о счастье

Комбинированный

Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

Поэма

«Кому на Руси жить хорошо»

Знать: художественные особенности творчества Некрасова

Уметь: использовать полученные знания при анализе поэмы

Анализ поэмы

58



Идейный смысл рассказов о грешниках

Комбинированный

Нравственная проблематика в поэме.

Поэма

«Кому на Руси жить хорошо»

Знать: художественные особенности творчества Некрасова

Уметь: использовать полученные знания при анализе поэмы

Анализ поэмы

59



Народ и Гриша Добросклонов

Комбинированный

Идейная позиция автора


Поэма

«Кому на Руси жить хорошо»

Знать: художественные особенности творчества Некрасова

Уметь: использовать полученные знания при анализе поэмы

Анализ поэмы

60



Контрольное сочинение по творчеству И.Ф. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова

Урок развития речи

Сочинение


Знать: особенности творчества и художественной манеры И.Ф. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого, Н.А. Некрасова

Уметь: использовать полученные знания для написания сочинения

Работа над сочинением

Из русской прозы второй половины XIX века (44 часа)

61



Очерк жизни и творчества Н.Г. Чернышевского (1828-1889)

Урок изучения нового материала

Н.Г. Чернышевский – критик («Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856)). Эстетическая теория. История создания романа «Что делать?»

Учебник

Стр.271-277

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Работа с учебником

62



Роман «Что делать?». Проблематика, жанр, композиция. «Старый мир» в изображении Чернышевского

Урок изучения нового материала

Роман «Что делать?» - политический и социально -утопический роман.

«Старый» и «новый» мир в романе

Роман

«Что делать?»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ глав романа

63



«Новые люди» в романе Н.Г. Чернышевского. «Особенный человек», его жизненные принципы

Урок изучения нового материала

Новые люди – Вера Павловна Розальская. Сны Веры Павловны. Лопухов и Кирсанов

Роман

«Что делать?»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ глав романа

64



Н.С. Лесков (1831-1895). Очерк жизни и творчества

Комбинированный

Краткая справка о жизни и творчестве писателя

Учебник

Стр. 279-287

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Викторина по творчеству Лескова

65-66



Повесть «Очарованный странник»

Урок изучения нового материала

Лесков как мастер описания русского быта. Национальный характер в его изображении. Напряженность сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. Иван Флягин – один из героев-правдоискателей. Былинные мотивы в повести

Повесть

«Очарованный странник»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ повести

67



Нравственный идеал писателя (лесковская концепция «праведничества»)

Комбинированный

Манера сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество. Роль Лескова в развитии русской литературы

Теория. Сказ в творчестве Лескова

Повесть

«Очарованный странник»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ повести

68



М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889). «Я – писатель, в этом мое призвание» (Очерк жизни и творчества)

Урок изучения нового материала

Очерк жизни и творчества.

Жизненная позиция писателя.

Учебник

Стр.300-314

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания на практике

Викторина по творчестве Салтыкова-Щедрина

69



М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Урок изучения нового материала

«История одного города». Сатирическое изображение смены градоначальников. Градоначальники и народ. Перекличка событий и героев произведения с фактами российской истории. Безграничное терпение и бесправие народа

«История одного города»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ произведения

70



«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок изучения нового материала

Злободневность, политическая острота сказок. Прием гротеска в сатирическом произведении. Роль гротеска в создании сюжетов и обрисовке героев. Литературная полемика вокруг его творчества

Теория. Понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск)

«Сказки»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ

«Сказок»

М.Е. Салтыкова-Щедрина

71-72



Контрольное сочинение по творчеству Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Урок

развития речи

Сочинение


Знать: особенности творчества и художественной манеры Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, М.Е. Салтыкова-Щедрина

Уметь: использовать полученные знания для написания сочинения

Работа над сочинением

73



Встреча с Ф.М. Достоевским (1821-1881), мыслителем, художником и человеком (очерк жизни и творчества)

Урок изучения нового материала

Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Острое чувство нравственной ответственности в произведениях писателя, философская глубина творчества. Поиски «человека в человеке» в его произведениях. Особенности творческой манеры Достоевского: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность произведений.

Учебник

Стр.327-338

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания на практике

Викторина по творчеству Достоевского

74



История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении Ф.М. Достоевского

Урок изучения нового материала

Роман «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Мрачный облик Петербурга в романе.


Роман «Преступление и наказание».

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ глав романа

75



Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению

Комбинированный

Социальные и философские истоки бунта героя романа. Смысл его теории и причина поражения Раскольникова (право на «кровь по совести» и разоблачение этой ложной позиции).

Роман «Преступление и наказание».

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ глав романа

76



«Двойники» Родиона Раскольникова, их роль в романе

Комбинированный

«Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов), их роль в романе.

Роман «Преступление и наказание».

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ глав романа

77



Наказание за преступление. Возрождение души Раскольникова

Комбинированный

Женские образы в романе. Мировое значение творчества Достоевского. Споры вокруг наследия Достоевского в современном мире. Достоевский и культура XX века.

Теория. Полифонизм романов Достоевского

Роман «Преступление и наказание».

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ глав романа

78



Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Ф.М. Достоевского

Урок

развития речи

Составление плана сочинение. Запись главных тезисов

Роман «Преступление и наказание».

Знать: особенности творчества и художественной манеры Ф.М. Достоевского

Уметь: использовать полученные знания для написания сочинения

Работа над сочинением

79



Л.Н. Толстой (1828-1910). Очерк жизни и творчества

Комбинированный

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя.

Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма солдат в «Севастопольских рассказах». Автобиографическая трилогия (повторение).

Учебник

Стр.358-369

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания на практике

Викторина по творчеству

Л.Н. Толстого

80



«Я старался писать историю народа» (Л.Н. Толстой). История создания романа-эпопеи «Война и мир». Особенности жанра и композиции. Смысл названия

Урок изучения нового материала

«Бородино» Лермонтова как зерно замысла романа-эпопеи. Художественные особенности романа-эпопеи: своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

81-82



«Вечер Анны Павловны был пущен…» («Высший свет» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Анализ сцен из 1 тома, 1 части)

Урок изучения нового материала

«Мысль народная» в эпопее. Идея нравственной ответственности человека не только за судьбы близких, но и за судьбы мира.


Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

83-84



В доме Ростовых. В имении Болконских (Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые Горы»)

Урок изучения нового материала

Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

85-86



Изображение войны 1805-1807 гг. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения

Урок изучения нового материала

Картины войны в романе. Осуждение войны. Война 1812 года как Отечественная война.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

87-88



«Надо жить, надо любить, надо верить» (Л.Н. Толстой) (Усвоение содержания 2 тома романа «Война и мир)

Урок изучения нового материала

Богатый и сложный духовный мир героев романа. Герои романа-эпопеи в поисках смысла жизни.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

89-90



Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» (Л.Н. Толстой).


Урок изучения нового материала

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Обзор содержания 3 тома романа «Война и мир»

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

91



«Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною… силой» (Л.Н. Толстой). Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый

Урок изучения нового материала

«Дубина народной войны» - партизанское движение и его герои в романе. «Роевая» жизнь крестьянства в романе. Внутренние противоречия среди крестьянства. Значение образа Платона Каратаева.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

92



«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (Л.Н. Толстой). Образы Кутузова и Наполеона

Урок изучения нового материала

Исторические личности на страницах романа. Кутузов и Наполеон как личности и как полководцы. Смысл резкого противопоставления этих героев. Взгляд Л. Толстого на роль личности в истории.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

93



Путь исканий главных героев Л.Н. Толстого. Андрей Болконский и Пьер Безухов

Урок изучения нового материала

Различие путей нравственных поисков героев романа – Пьера Безухова и Андрея Болконского.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

94



Женские образы в романе «Война и мир»

Урок изучения нового материала

Женские образы романа – Наташа Ростова и Марья Болконская. Их роль и их судьба.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ романа

«Война и мир»

95



Подготовка к сочинению по творчеству Л.Н. Толстого

Урок

развития речи

Лев Толстой – классик и самобытный философ. Интерес к Льву Толстому в современном мире. Л. Толстой и культура ХХ века

Теория. Роман-эпопея. История на страницах художественного произведения. Внутренний монолог как прием психологической характеристики героя.

Роман

«Война и мир»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при составлении тезисного плана сочинения


Анализ романа

«Война и мир»

96



Сочинение по творчеству Л.Н. Толстого

Урок

развития речи

Работа над сочинением


Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при составлении тезисного плана сочинения


Сочинение

97



Антон Павлович Чехов (1860-1904)

Урок изучения нового материала

Общая характеристика жизни и творчества А.П. Чехова.


Учебник

Стр.397-410

Знать: основные этапы жизни и творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания на практике

Викторина

по творчеству А.П. Чехова

98



Анализ рассказов «Ионыч», «О любви», «Человек в футляре»

Комбинированный

Рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля. «Мелочи жизни» в изображении писателя. «Биография настроений» как одно из важнейших достоинств рассказов. Мастерство писателя: внимание к детали, «импрессионизм», философская глубина, особое внимание к миру всего живого. Своеобразие чеховского психологизма. Способы создания комического эффекта. Новаторство в изображении мира природы и его связи с духовным миром человека.

Рассказы

«Ионыч», «О любви», «Человек в футляре»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ

рассказов Чехова

99



«Пусть на сцене все будет… как в жизни» (А.П. Чехов). Чехов-драматург

Комбинированный

Чехов-драматург. Пьесы Чехова, их новаторство и художественное своеобразие. Ослабленность внешнего действия и внутренние психологические конфликты. Подтекст и его роль. Ремарки.

Учебник

Стр. 407-410

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения


100-101



Жанровое своеобразие «Вишневого сада». Основной конфликт. Герои

Комбинированный

«Вишневый сад» как одно из наиболее характерных для Чехова-драматурга произведений. Символический смысл названия. Сюжет и подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Герои пьесы и их судьбы. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и реальностью их осуществления – основа конфликта пьесы. Раневская и Гаев. Лопахин. Внесценические персонажи. Образ сада. Сценическая судьба пьес Чехова на сценах России и мира.

Теория. Лирическая комедия. Своеобразие стиля Чехова.

Пьеса

«Вишневый сад»

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения

Анализ пьесы «Вищневый сад»

102



Урок-зачет по творчеству А.П. Чехова

Урок контроля

Викторина. Устный зачет

Учебник

Стр. 431-432

Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения


103-104



Итоговая контрольная работа по теме «Русская литература XIX века»

Урок контроля

Тест


Знать: художественные особенности творчества писателя

Уметь: использовать полученные знания при анализе произведения


105



Резервный час






VIII.Описание материально-технического обеспечения


  • учебник для учащихся под редакцией Т.Ф. Курдюмовой.- М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература:

  • Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2006

  • «Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература. Ч.1. ХIХ век/ гл. ред. Аксенова. – «Аванта +», 2003.

  • «Новейшая хрестоматия по литературе. 10 класс». – «Эксмо», 2011.

  • Электронный диск «Классика отечественного кино»: «Война и мир», «Бесприданница», «Иудушка Головлёв» и др.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!