ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ и разработана на основе:
Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17.12.2010 года № 1897.
Программы по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. -М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011. – 200 с. К УМК В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М.: «Русское слово», 2016 г..
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. №579.
Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».
Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»
ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
совершенствование умении анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизациии использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.
Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.
Предметные результаты освоения курса литературы учащимися 10 класса:
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Получит возможность научиться:
- выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнивать, сопоставлять, классифицировать;
самостоятельно выполнять различные творческие работы.
Количество учебных часов в соответствии с учебным планом
I четверть | 24 часов |
II четверть | 24 часов |
III четверть | 30 часов |
IV четверть | 27 часов |
Всего | 105 часов |
Контроль уровня обученности
№ урока | Тема урока | Вид контроля | Форма контроля |
6 | Входной контроль по теме: «Повторение в 5-9 классах» | Вводный | Тест |
10 | Контрольнаяработа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | Текущий | Контрольная работа |
44 | Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века | Текущий | Тест |
105 | Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века | Итоговый | Тест |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА
Из литературы первой половины XIX века
А.С. ПУШКИН
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбору, поэма «Медный всадник».
Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам человеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность поэтического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.
Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.
Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».
Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).
Н.В. ГОГОЛЬ. Повести: «Невский проспект», «Нос».
Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев.
Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).
Литература второй половины XIX века
Введение
Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьесы: «Свои люди — сочтемся!», «Гроза».
Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологической проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь героев и ее характерологическая функция.
Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специфика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).
Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».
И.А. ГОНЧАРОВ. Роман «Обломов».
Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характерами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль детали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин).
Опорные понятия: образная типизация, символика детали.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история ».
И.С. ТУРГЕНЕВ
Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм Базарова, его социальные и нравственно-философские истоки. Базаров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. Роман «Что делать?» (обзор).
«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический отклик на роман И.О. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвертый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологического» романа Н.Г. Чернышевского.
Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Н.А. НЕКРАСОВ
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 шестом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».
«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как форма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.
Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Представители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное звучание.
Опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.
Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».
Ф.И. ТЮТЧЕВ
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встретил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певучесть есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.
«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Развитие традиций русской романтической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм звучания любовной лирики поэта.
Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).
А.А. ФЕТ
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.
Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного настроения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фета-художника.
Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-переживание.
Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.
Н.С. ЛЕСКОВ. Повесть «Очарованный странник».
Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и греховности, наивности и душевной глубины в русском национальном характере. Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника».
Опорные понятия: литературный сказ; жанр путешествия.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление проблем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке («Премудрыйпискарь»). Приемы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гротеск; авторская ирония.
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».
А.К. ТОЛСТОЙ
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.
Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историческая песня.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Роман «Война и мир».
Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи: масштабность изображения исторических событий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » любимых героев автора. Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.
«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болконских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.
«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народно-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.
Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; историко-философская концепция.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских классиков.
Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к роману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).
Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рассказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «Преступление и наказание».
Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблематики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.
Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; полифония (многоголосие); герои-«двойники».
Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема индивидуализма и др.).
Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и кино (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Кулиджанова, А. Сокурова и др.).
Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».
А.П. ЧЕХОВ
Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».
Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и проблема «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чеховской прозы.
Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лирическое и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недотеп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и неоднозначность авторской позиции в произведении.
Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая комедия; символическая деталь.
Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.
Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).
Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по литературе в 10 классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов |
план | факт |
1 | | | Из литературы первой половины XIX ВЕКА | 1 |
2 | | | А.С.Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики . | 1 |
3 | | | Философская лирика А.С. Пушкина. | 1 |
4 | | | Историческая и «частная» тема в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». | 1 |
5 | | | Образ стихии и его роль в авторской концепции истории. | 1 |
6 | | | Входной контроль по теме: «Повторение в 5-9 классах» | 1 |
7 | | | Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова | 1 |
8 | | | Мотивы одиночества, неразделённой любви М.Ю. Лермонтова. | 1 |
9 | | | Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон». | 1 |
10 | | | Р.Р. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова | 1 |
11 | | | Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя. | 1 |
12 | | | Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе | 1 |
13 | | | Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев | 1 |
14 | | | Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя | 1 |
15 | | | Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века. | 1 |
16. | | | Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова. | 1 |
17 | | | А.Н.Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся». | 1 |
18 | | | Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза». | 1 |
19 | | | Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни. | 1 |
20 | | | Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». | 1 |
21 | | | «Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев). | 1 |
22 | | | Вн. чт. А.Н.Островский. Пьесы: «Бесприданница», | 1 |
23 | | | Вн. чт. А.Н.Островский.Пьесы:«Овцы и волки» | 1 |
24 | | | И.А.Гончаров. Особенности романа «Обломов» | 1 |
25 | | | Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. | 1 |
26 | | | Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц) | 1 |
27 | | | Характер Ольги Ильинской. | 1 |
28 | | | Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя. | 1 |
29 | | | Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». | 1 |
30 | | | Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова». | 1 |
31 | | | Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. | 1 |
32,33 | | | Р.Р.Подготовка и написание сочинения по творчеству И.А. Гончарова | 2 |
34 | | | И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника» | 1 |
35 | | | Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла. | 1 |
36 | | | Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции. | 1 |
37 | | | Нигилизм Базарова, его нравственно-философские истоки. | 1 |
38 | | | Базаров и Аркадий | 1 |
39 | | | Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых | 1 |
40 | | | Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения | 1 |
41 | | | Философские истоки романа, смысл его названия. | 1 |
42 | | | Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. | 1 |
43 | | | Р.р. Домашнее сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» | 1 |
44 | | | Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века | 1 |
45 | | | Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?» как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». | 1 |
46 | | | «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. | 1 |
47 | | | Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения. | 1 |
48 | | | Н.А.Некрасов. Особенности творчества. | 1 |
49 | | | Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет | 1 |
50 | | | Гражданские мотивы в некрасовской лирике | 1 |
51 | | | Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы. | 1 |
52 | | | Представители помещичьей Руси в поэме ( образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина) | 1 |
53 | | | Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин дед Савелий) | 1 |
54 | | | Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме. | 1 |
55 | | | Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы) | 1 |
56 | | | Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова | 1 |
57 | | | «Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность. | 1 |
58 | | | Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы. | 1 |
59 | | | Тема величия России , её судьбоносной роли в мировой истории | 1 |
60 | | | Драматизм звучания любовной лирики поэта | 1 |
61 | | | Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета. | 1 |
62 | | | Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы | 1 |
63 | | | Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета | 1 |
64 | | | Музыкально- мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. | 1 |
65 | | | Н.С.Лесков. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник». | 1 |
66 | | | Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника» | 1 |
67 | | | «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. | 1 |
68 | | | Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина | 1 |
69 | | | Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого | 1 |
70 | | | Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в неё идеальных устремлений художника | 1 |
71 | | | Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта | 1 |
72 | | | Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого. | 1 |
73 | | | Л.Н.Толстой.Роман «Война и мир» Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи. | 1 |
74 | | | Художественно-философское осмысление сущности войны в романе. | 1 |
75 | | | Критическое изображение высшего света в романе. | 1 |
76 | | | Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского . | 1 |
77 | | | Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова. | 1 |
78 | | | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Болконских | 1 |
79 | | | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Ростовых | 1 |
80 | | | «Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины) | 1 |
81 | | | Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской | 1 |
82 | | | «Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона. | 1 |
83 | | | Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев | 1 |
84 | | | Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы | 1 |
85, 86 | | | Р.Р. Подготовка и написание сочинения по творчеству Л.Н.Толстого | 2 |
87 | | | Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского | 1 |
88 | | | Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе | 1 |
89 | | | Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума | 1 |
90 | | | Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. | 1 |
91 | | | Теория Раскольникова и идейные «двойники героя (Лужин, Свидригайлов). | 1 |
92 | | | Раскольников и «вечная» Сонечки | 1 |
93 | | | Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия | 1 |
94 | | | Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. | 1 |
95 | | | Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе | 1 |
96, 97 | | | Р.Р.Подготовка и написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | 2 |
98 | | | Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова.Пьеса«Вишневый сад». | 1 |
99 | | | Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах. | 1 |
100 | | | Новаторство Чехова-драматурга. | 1 |
101 | | | Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад». | 1 |
102 | | | Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии | 1 |
103 | | | Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. | 1 |
104 | | | Вн.чт. Пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры» | 1 |
105 | | | Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века | 1 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. -М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Сахаров, В. И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. И. Сахаров, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.
Литература XIX века. 10 класс : хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2016.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
Литература для учителя:
Глушкова, Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие / Н.В. Глушкова, З.М. Мартыненкова. – М.: Изд-во «Глобус», 2012. – 176 с.
Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс / Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 253 с.
Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.
Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 253 с.
Королева, Н.С. Открытые уроки литературы. 5-9 классы / Н.С. Королева, Г.Н. Мошенская. – М.: ВАКО, 2013. – 2010. – 256 с.
Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2012. – 70 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2013. – 137 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).
Литература для учащихся:
Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2012. – 224 с.
Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. – М.: Вербум-М, 2013. – 248 с.
Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. – Пермь, 2012.
Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 2 / Л.В. Тодоров. – М: Просвещение, 2013. – 224 с.
Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фёдоров. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.
Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.
Интернет-ресурсы
www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».
www.rubricon.ruЭнциклопеция «Рубрикон».
www.slovari.ru Электронные словари.
www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.
http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414
http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html
19