СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа расчитана на 3 часа, то есть 105 часов в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Рабочая программа по литературе предназначена для обучения учащихся 10 класса общеобразовательных школ и разработана на основе:

  1. Федерального государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом МОИН РФ от 17.12.2010 года № 1897.

  2. Программы по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. -М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2011. – 200 с. К УМК В.И. Сахаров, С.А. Зинин. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. – М.: «Русское слово», 2016 г..

  3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОИН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях реализующих образовательные программы общего образования на 2015-2016 уч. год от 08.06.2015 пр. №579.

  4. Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7».

  5. Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа № 7»

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ В 10 КЛАССЕ:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры чита­тельского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышле­ния, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художествен­ного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умении анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизациии использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

  • сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

  • осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

  • освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

  • овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке худо­жественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

  • воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи;

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоз­зрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.


Предметные результаты освоения курса литературы учащимися 10 класса:

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен: знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;
    уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система обра­зов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с пробле­матикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведе­ний; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произве­дение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы лите­ратурного произношения;

  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литератур­ные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни:

  • для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм
    русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстети­ческой значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.

Получит возможность научиться:

- выделять значимые функциональные связи и отношения между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнивать, сопоставлять, классифицировать;

  • самостоятельно выполнять различные творческие работы.

Количество учебных часов в соответствии с учебным планом


I четверть

24 часов

II четверть

24 часов

III четверть

30 часов

IV четверть

27 часов

Всего

105 часов


Контроль уровня обученности


№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

6

Входной контроль по теме: «Повторение в 5-9 классах»

Вводный

Тест

10

Контрольнаяработа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

Текущий

Контрольная работа

44

Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века

Текущий


Тест

105

Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века

Итоговый


Тест



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Из литературы первой половины XIX века

А.С. ПУШКИН

Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Воль­ность», «Деревня», «Погасло дневное светило...»., «Разговор книгопродавца с поэтом», «...Вновь я посетил...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Свободы сеятель пустын­ный...», «Подражание Корану» (IX.«И путник усталый на Бо­га роптал...»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и др. по выбо­ру, поэма «Медный всадник».

Образно-тематическое богатство и художественное совер­шенство пушкинской лирики. Обращение к вечным вопросам че­ловеческого бытия в стихотворениях А.С. Пушкина (сущность по­этического творчества, свобода художника, тайны природы и др.). Эстетическое и морально-этическое значение пушкинской поэзии.

Историческая и «частная» темы в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». Конфликт между интересами личности и государства в пушкинской «петербургской повести». Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

Опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.

Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.Б. Ломоносова и А.С. Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.

Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Как часто, пестрою толпою окру жен...», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Я не унижусь пред тобою...», «Сон» («В полднев­ный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» и др. по выбору. Поэма «Демон».

Глубина философской проблематики и драматизм звуча­ния лирики М.Ю. Лермонтова, Мотивы одиночества, неразде­ленной любви, невостребованности высокого поэтического да­ра в лермонтовской поэзии. Глубина и проникновенность духовной и патриотической лирики поэта.

Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонто­ва «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмо­циональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.

Опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.

Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского роман­тизма в лермонтовской поэзии.

Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермон­това; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ. Повести: «Невский проспект», «Нос».

Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.Б. Гоголя. Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе. Ирония и гротеск как приемы авторского осмысления абсурдности существования человека в пошлом мире. Соединение трагического и комического в судь­бе гоголевских героев.

Опорные понятия: ирония, гротеск, фантасмагория.

Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.

Межпредметные связи: иллюстрации художников к повес­тям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.).

Литература второй половины XIX века

Введение

Социально-политическая ситуация в России второй полови­ны XIX века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналисти­ке 1850—1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тур­генева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Не­красовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского и А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины XIX века в развитие отечественной и мировой культуры.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. Пьесы: «Свои люди сочтемся!», «Гроза».

Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои лю­ди — сочтемся!». Конфликт между «старшими» и «младшими», властными и подневольными как основа социально-психологи­ческой проблематики комедии. Большое, Подхалюзин и Тишка — три стадии накопления «первоначального капитала». Речь ге­роев и ее характерологическая функция.

Изображение «затерянного мира» города Калинова в дра­ме «Гроза». Катерина и Кабаниха как два нравственных полю­са народной жизни. Трагедия совести и ее разрешение в пьесе. Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе». Многозначность названия пьесы, символика деталей и специ­фика жанра. «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А. Григорьев).

Опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.

Внутрипредметные связи: традиции отечественной драма­тургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).

Межпредметные связи: А.Н.Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.

Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы».

И.А. ГОНЧАРОВ. Роман «Обломов».

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противо­речивость натуры героя, ее соотнесенность с другими характе­рами (Андрей Штольц, Ольга Ильинская и др.). Любовная ис­тория как этап внутреннего самоопределения героя. Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины». Идей­но-композиционное значение главы «Сон Обломова». Роль де­тали в раскрытии психологии персонажей романа. Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Пи­сарев, А.В. Дружинин).

Опорные понятия: образная типизация, символика детали.

Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов»; Онегин и Печорин как литературные предшественники Обломова.

Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обло­мов»; к/ф «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (реж, Н. Михалков).

Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная исто­рия ».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Цикл «Записки охотника» (2—3 рассказа по выбору), ро­ман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памя­ти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.

Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского челове­ка как центральная тема цикла.

Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции как главный «нерв» тургеневского повествования. Нигилизм База­рова, его социальные и нравственно-философские истоки. Ба­заров и Аркадий. Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых. Любовная линия в романе и ее место в общей проблематике произведения. Философские итоги рома­на, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).

Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского на­ционального самосознания в тематике и образах стихотворений.

Опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего ми­ра героев.

Внутрипредметные связи: И.О. Тургенев и группа «Современ­ника»; литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».

Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в ро­мане; песенная тематика рассказа «Певцы».

Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворян­ское гнездо».

Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ. Роман «Что делать?» (обзор).

«Что делать?» Н.Г. Чернышевского как полемический от­клик на роман И.О. Тургенева «Отцы и дети». «Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России. Глава «Четвер­тый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произ­ведения. Образное и сюжетное своеобразие «идеологическо­го» романа Н.Г. Чернышевского.

Опорные понятия: ложная интрига; литературная утопия.

Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели де­мократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous» и его трансформация в романе «Что делать?».

Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».

Н.А. НЕКРАСОВ

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу 6 ше­стом...», «Блажен незлобивый поэт...», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия (А.Н.Еракову)», «О Муза! я у двери гроба...», «Мы с тобой бестолковые люди...» и др. по выбору; поэма «Кому на Руси жить хорошо».

«Муза мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасо­ва-лирика. Судьбы простых людей и общенациональная идея в лирике Н.А. Некрасова разных лет. Лирический эпос как фор­ма объективного изображения народной жизни в творчестве поэта. Гражданские мотивы в некрасовской лирике.

Отражение в поэме «Кому на Руси жить хорошо» коренных сдвигов в русской жизни. Мотив правдоискательства и сказоч­но-мифологические приемы построения сюжета поэмы. Пред­ставители помещичьей Руси в поэме (образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина и др.). Стихия народной жизни и ее яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин, дед Савелий и др.). Тема женской доли и образ Матрены Корчагиной в поэме. Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы и т.п.). Проблема счастья и ее решение в поэме Н.А. Некрасова. Образ Гриши Добросклонова и его идей­но-композиционное звучание.

Опорные понятия: народность художественного творче­ства; демократизация поэтического языка.

Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.

Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Н.А. Некрасова.

Для самостоятельного чтения: поэмы «Саша», «Дедушка».

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять...», «Я встре­тил вас...», «Природа — сфинкс, и тем она верней...», «Певу­честь есть в морских волнах...», «Еще земли печален вид...», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать...» и др. по выбору.

«Мыслящая поэзия» Ф.И. Тютчева, ее философская глуби­на и образная насыщенность. Развитие традиций русской ро­мантической лирики в творчестве поэта. Природа, человек, Вселенная как главные объекты художественного постижения в тютчевской лирике. Тема трагического противостояния че­ловеческого «я» и стихийных сил природы. Тема величия России, ее судьбоносной роли в мировой истории. Драматизм зву­чания любовной лирики поэта.

Опорные понятия: интеллектуальная лирика; лирический фрагмент.

Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской ли­рике; пушкинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.

Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.).

А.А. ФЕТ

Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье...», «Еще май­ская ночь...», «Заря прощаете я с землею...», «Я пришел к те­бе с приветом...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта...», «Одним толчком согнать ладью живую...» и др. по выбору.

Эмоциональная глубина и образно-стилистическое бо­гатство лирики А.А. Фета. «Культ мгновенья» в творчестве поэта, стремление художника к передаче сиюминутного на­строения внутри и вовне человека. Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы. Кра­сота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А. Фета. Музыкально-мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта. Служение гармонии и красоте окружающего мира как творческая задача Фе­та-художника.

Опорные понятия: мелодика стиха; лирический образ-пере­живание.

Внутрипредметные связи: традиции русской романтической поэзии в лирике А.А. Фета; А. Фет и поэты радикально-демо­кратического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева).

Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А. Фета.

Н.С. ЛЕСКОВ. Повесть «Очарованный странник».

Стремление Н. Лескова к созданию «монографий» народных типов. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести. «Очарованность» героя, его богатырство, духовная восприимчивость и стремление к подвигам. Соединение святости и гре­ховности, наивности и душевной глубины в русском националь­ном характере. Сказовый характер повествования, стилистиче­ская и языковая яркость «Очарованного странника».

Опорные понятия: литературный сказ; жанр путеше­ствия.

Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Фляги­на; тема богатырства в повести Н. Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.

Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный худож­ник», «Запечатленныйангел», «Леди Макбет Мценского уезда».

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премуд­рый пискарь».

«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Сатирическое осмысление про­блем государственной власти, помещичьих нравов, народного сознания в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Развенчание обы­вательской психологии, рабского начала в человеке («Премуд­рыйпискарь»). Приемы сатирического воссоздания действи­тельности в щедринских сказках (фольклорная стилизация, гипербола, гротеск, эзопов язык и т.п.). Соотношение авторского идеала и действительности в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Опорные понятия: сатирическая литературная сказка; гро­теск; авторская ирония.

Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина; традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.

Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыко­ва-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Ка-расев, М. Башилов и др.).

Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одно­го города», сказки «Орел-меценат», «Вяленаявобла», «Либерал».

А.К. ТОЛСТОЙ

Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Прозрачных облаков спокойное движенье...», «Государь ты наш, батюшка...», «История государства Рос­сийского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.

Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К. Толстого. Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в ней идеальных устремлений художника. Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта. Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого: многообразие лирических мотивов, обращение к историческому песенному фольклору и политической сатире.

Опорные понятия: лирика позднего романтизма; историче­ская песня.

Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчуж-никовы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого; романсы П.И. Чайковского на стихи А.К. Толстого.

Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный».

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Роман «Война и мир».

Жанрово-тематическое своеобразие толстовского рома­на-эпопеи: масштабность изображения исторических собы­тий, многогеройность, переплетение различных сюжетных линий и т.п. Художественно-философское осмысление сущ­ности войны в романе. Патриотизм скромных тружеников войны и псевдопатриотизм «военных трутней». Критическое изображение высшего света в романе, противопоставление мертвенности светских отношений «диалектике души » люби­мых героев автора. Этапы духовного самосовершенствова­ния Андрея Болконского и Пьера Безухова, сложность и противоречивость жизненного пути героев.

«Мысль семейная» и ее развитие в романе: семьи Болкон­ских и Ростовых и семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины и т.п.). Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской.

«Мысль народная» как идейно-художественная основа тол­стовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона в свете авторской концепции личности в истории. Фено­мен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в рома­не. Тихон Щербатый и Платон Каратаев как два типа народ­но-патриотического сознания. Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы.

Опорные понятия: роман-эпопея; «диалектика души»; исто­рико-философская концепция.

Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.О. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмы­сление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бона­партизма» в произведениях русских классиков.

Межпредметные связи: исторические источники романа «Война и мир»; живописные портреты Л.Толстого (И.Н. Крам­ской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров), иллюстрации к ро­ману «Война и мир» (М. Башилов, Л. Пастернак, П. Боклевский, В. Серов, Д. Шмаринов).

Для самостоятельного чтения: цикл «Севастопольские рас­сказы», повесть «Казаки», роман «Анна Каренина».

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Роман «Преступление и наказание».

Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М. Достоевского. Образ Петербурга и средства его воссоз­дания в романе. Мир «униженных и оскорбленных» и бунт личности против жестоких законов социума. Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе. Теория Раскольникова и идейные «двойники» героя (Лужин, Свидригайлов и др.). Принцип полифонии в решении философской проблема­тики романа. Раскольников и «вечная Сонечка». Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия. Нравственно-фило­софский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова. Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе.

Опорные понятия: идеологический роман и герой-идея; по­лифония (многоголосие); герои-«двойники».

Внутрипредметные связи: творческая полемика Л.Н. Толсто­го и Ф.М. Достоевского; сквозные мотивы и образы русской классики в романе Ф.М. Достоевского (евангельские мотивы, образ Петербурга, тема «маленького человека», проблема ин­дивидуализма и др.).

Межпредметные связи: особенности языка и стиля прозы Достоевского; роман «Преступление и наказание» в театре и ки­но (постановки Ю. Завадского, Ю. Любимова, К. Гинкаса, Л. Ку­лиджанова, А. Сокурова и др.).

Для самостоятельного чтения: романы «Идиот», «Братья Карамазовы».

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Крыжовник», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Студент», «Ионыч» и др. по выбору. Пьеса «Вишневый сад».

Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П. Чехова. Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах и пробле­ма «самостояния» человека в мире жестокости и пошлости. Лаконизм, выразительность художественной детали, глубина психологического анализа как отличительные черты чехов­ской прозы.

Новаторство Чехова-драматурга. Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишневый сад». Лириче­ское и драматическое начала в пьесе. Фигуры героев-«недо­теп » и символический образ сада в комедии. Роль второстепен­ных и внесценических персонажей в чеховской пьесе. Функция ремарок, звука и цвета в «Вишневом саде». Сложность и не­однозначность авторской позиции в произведении.

Опорные понятия: «бессюжетное» действие; лирическая ко­медия; символическая деталь.

Внутрипредметные связи: А.П. Чехов и Л.Н. Толстой; тема «маленького человека» в русской классике и произведениях Чехова.

Межпредметные связи: сценические интерпретации комедии «Вишневый сад» (постановки К.С. Станиславского, Ю.И. Пименова, В.Я. Левенталя, А. Эфроса, А. Трушкина и др.).

Для самостоятельного чтения: пьесы «Дядя Ваня», «Три се­стры».










































ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по литературе в 10 классе


п/п

Дата

Тема урока

Кол-во часов

план

факт

1




Из литературы первой половины XIX ВЕКА

1

2



А.С.Пушкин. Образно-тематическое богатство и художественное совершенство пушкинской лирики .

1

3



Философская лирика А.С. Пушкина.

1

4



Историческая и «частная» тема в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

1

5



Образ стихии и его роль в авторской концепции истории.

1

6



Входной контроль по теме: «Повторение в 5-9 классах»

1

7



Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю.Лермонтова

1

8



Мотивы одиночества, неразделённой любви М.Ю. Лермонтова.

1

9



Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю.Лермонтова «Демон».

1

10



Р.Р. Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

11



Реальное и фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя.

1

12



Тема одиночества и затерянности «маленького человека» в большом городе

1

13



Соединение трагического и комического в судьбе гоголевских героев

1

14



Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению по творчеству Н.В.Гоголя

1

15



Социально-политическая ситуация в России второй половины XIX века.

1

16.



Развитие реалистических традиций в прозе И.С.Тургенева, И.А.Гончарова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.

1

17



А.Н.Островский. Быт и нравы замоскворецкого купечества в пьесе «Свои люди – сочтёмся».

1

18



Изображение «затерянного мира» города Калинова в драме «Гроза».

1

19



Катерина и Кабаниха как два нравственных полюса народной жизни.

1

20



Роль второстепенных и внесценических персонажей в «Грозе».

1

21



«Гроза» в русской критике (Н.А.Добролюбов, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев).

1

22



Вн. чт. А.Н.Островский. Пьесы: «Бесприданница»,

1

23



Вн. чт. А.Н.Островский.Пьесы:«Овцы и волки»

1

24



И.А.Гончаров. Особенности романа «Обломов»

1

25



Быт и бытие Ильи Ильича Обломова.

1

26



Внутренняя противоречивость натуры героя, её соотнесённость с другими характерами (Андрей Штольц)

1

27



Характер Ольги Ильинской.

1

28



Любовная история как этап внутреннего самоопределения героя.

1

29



Образ Захара и его роль в характеристике «обломовщины».

1

30



Идейно-композиционное значение главы «Сон Обломова».

1

31



Отражение в судьбе Обломова глубинных сдвигов русской жизни.

1

32,33



Р.Р.Подготовка и написание сочинения по творчеству И.А. Гончарова

2

34



И.С.Тургенев. Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника»

1

35



Внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.

1

36



Отражение в романе «Отцы и дети» проблематики эпохи. Противостояние двух поколений русской интеллигенции.

1

37



Нигилизм Базарова, его нравственно-философские истоки.

1

38



Базаров и Аркадий

1

39



Черты «увядающей аристократии» в образах братьев Кирсановых

1

40



Любовная линия в романе и её место в общей проблематике произведения

1

41



Философские истоки романа, смысл его названия.

1

42



Стихотворения в прозе и их место в творчестве писателя.

1

43




Р.р. Домашнее сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»

1

44



Контрольное тестирование по творчеству писателей и поэтов первой и второй половины XIX века

1

45



Н.Г.Чернышевский. Роман «Что делать?»

как полемический отклик на роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

1

46



«Новые люди» и теория «разумного эгоизма» как важнейшие составляющие авторской концепции переустройства России.

1

47



Глава «Четвёртый сон Веры Павловны» в контексте общего звучания произведения.

1

48



Н.А.Некрасов. Особенности творчества.

1

49



Судьба простых людей и общенациональная идея в лирике Некрасова разных лет

1

50



Гражданские мотивы в некрасовской лирике

1

51



Мотив правдоискательства и сказочно-мифологические приёмы построения сюжета поэмы.

1

52




Представители помещичьей Руси в поэме ( образы Оболта-Оболдуева, князя Утятина)

1

53



Стихия народной жизни и её яркие представители (Яким Нагой, ЕрмилГирин дед Савелий)

1

54



Тема женской доли и образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме.

1

55



Роль вставных сюжетов в некрасовском повествовании (легенды, притчи, рассказы)

1

56



Проблема счастья и её решение в поэме Н.А.Некрасова. Образ Гриши Добросклонова

1

57



«Мыслящая поэзия» Тютчева, её философская глубина и образная насыщенность.

1

58



Тема трагического противостояния человеческого «я» и стихийных сил природы.

1

59



Тема величия России , её судьбоносной роли в мировой истории

1

60



Драматизм звучания любовной лирики поэта

1

61



Эмоциональная глубина и образно-стилистическое богатство лирики А.А.Фета.

1

62



Яркость и осязаемость пейзажа, гармоничность слияния человека и природы

1

63



Красота и поэтичность любовного чувства в интимной лирике А.А.Фета

1

64



Музыкально- мелодический принцип организации стиха и роль звукописи в лирике поэта.

1

65



Н.С.Лесков. Образ Ивана Флягина и национальный колорит повести «Очарованный странник».

1

66



Сказовый характер повествования, стилистическая и языковая яркость «Очарованного странника»

1

67



«Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика.

1

68




Приёмы сатирического воссоздания действительности в щедринских сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина

1

69



Исповедальность и лирическая проникновенность поэзии А.К.Толстого

1

70



Романтический колорит интимной лирики поэта, отражение в неё идеальных устремлений художника

1

71



Радость слияния человека с природой как основной мотив «пейзажной» лирики поэта

1

72



Жанрово-тематическое богатство творчества А.К.Толстого.

1

73



Л.Н.Толстой.Роман «Война и мир» Жанрово-тематическое своеобразие толстовского романа-эпопеи.

1

74




Художественно-философское осмысление сущности войны в романе.

1

75



Критическое изображение высшего света в романе.

1

76



Этапы духовного самосовершенствования Андрея Болконского .

1

77



Этапы духовного самосовершенствования Пьера Безухова.

1

78



«Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Болконских

1

79



«Мысль семейная» и её развитие в романе: семья Ростовых

1

80




«Мысль семейная» и её развитие в романе: семьи-имитации (Берги, Друбецкие, Курагины)

1

81



Черты нравственного идеала автора в образах Наташи Ростовой и Марьи Болконской

1

82



«Мысль народная» как идейно-художественная основа толстовского эпоса. Противопоставление образов Кутузова и Наполеона.

1

83



Феномен «общей жизни» и образ «дубины народной войны» в романе. Тихон Щербатый и Платон Каратаев

1

84



Значение романа-эпопеи Толстого для развития русской реалистической литературы

1

85, 86



Р.Р. Подготовка и написание сочинения по творчеству Л.Н.Толстого

2

87



Эпоха кризиса в «зеркале» идеологического романа Ф.М.Достоевского

1

88



Образ Петербурга и средства его воссоздания в романе

1

89



Мир «униженных и оскорблённых» и бунт личности против жестоких законов социума

1

90



Образ Раскольникова и тема «гордого человека» в романе.

1

91



Теория Раскольникова и идейные «двойники героя (Лужин, Свидригайлов).

1

92




Раскольников и «вечная» Сонечки

1

93



Сны героя как средство его внутреннего самораскрытия

1

94



Нравственно-философский смысл преступления и наказания Родиона Раскольникова.

1

95



Роль эпилога в раскрытии авторской позиции в романе

1

96, 97



Р.Р.Подготовка и написание сочинения по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

2

98



Разведение понятий «быт» и «бытие» в прозе А.П.Чехова.Пьеса«Вишневый сад».

1

99



Образы «футлярных» людей в чеховских рассказах.

1

100



Новаторство Чехова-драматурга.

1

101



Соотношение внешнего и внутреннего сюжетов в комедии «Вишнёвый сад».

1

102



Фигуры героев-«недотёп» и символический образ сада в комедии

1

103



Роль второстепенных и внесценических персонажей в чеховской пьесе.

1

104



Вн.чт. Пьесы «Дядя Ваня», «Три сестры»

1

105



Итоговое контрольное тестирование по произведениям второй половины XIX века

1




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  1. Программа по литературе для 10-11 классов / авт.-сост. В, И. Чалмаев, С. А. Зинин//Литература. Программа. 5-11 классы. -М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

  2. Сахаров, В. И. Литература. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / В. И. Сахаров, С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2016.

Литература XIX века. 10 класс : хрестоматия для общеобразовательных учреждений : в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. И. Сахаров. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2016.









































ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Литература для учителя:

      1. Глушкова, Н.В. Внутришкольный контроль состояния преподавания литературы. 5-11 классы: методическое пособие / Н.В. Глушкова, З.М. Мартыненкова. – М.: Изд-во «Глобус», 2012. – 176 с.

      2. Иванова, Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс / Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 253 с.

      3. Каганович, С.Л. Обучение анализу поэтического текста: Методическое пособие для учителей-словесников. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2007. – 112 с.

      4. Каплан, И.Е. Анализ лирики в старших классах: 10-11 классы / И.Е. Каплан. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 253 с.

      5. Королева, Н.С. Открытые уроки литературы. 5-9 классы / Н.С. Королева, Г.Н. Мошенская. – М.: ВАКО, 2013. – 2010. – 256 с.

      6. Липина, Е.Ю. Литература. 9 класс / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2012. – 70 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

      7. Липина, Е.Ю. Литература. 5-8 классы / Е.Ю. Липина. – М.: Дрофа, 2013. – 137 с. – (ЕГЭ: шаг за шагом).

Литература для учащихся:

  1. Белоусова, Е.И. Всероссийские олимпиады для школьников. Литература 9-11 класс. 2005 / Е.И. Белоусова, Л.В. Тодоров. – М.: Дрофа, 2012. – 224 с.

  2. Беляева, Н.В. Олимпиады по литературе: искусство побеждать / Н.В. Беляева. – М.: Вербум-М, 2013. – 248 с.

  3. Князева, Е.А. Введение в литературоведение / Е.А. Князева. – Пермь, 2012.

  4. Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 2 / Л.В. Тодоров. – М: Просвещение, 2013. – 224 с.

  5. Тодоров, Л.В. Всероссийские олимпиады – 3 / Л.В. Тодоров, А.В. Фёдоров. – М.: Просвещение, 2014. – 223 с.

  6. Тодоров, Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении / Л.В. Тодоров. – М.: Просвещение, 2010. – 96 с.

Интернет-ресурсы

www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru Универсальная энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ruЭнциклопеция «Рубрикон».

www.slovari.ru Электронные словари.

www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

www.myfhology.ru Мифологическая энциклопедия.

http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200600414

http://www.prosv.ru/ebooks/Todorov_Literat_Olimpiadi/5.html



























19



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!