СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 10 класс по учебнику Лебедева Ю.В.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 10 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Александровская средняя общеобразовательная школа»







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по литературе













Класс: 10

Учитель: Борголова А.А., учитель русского языка и литературы









Учебный год

2017-2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. Литература (базовый уровень). 5-11 классы / под ред.В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2014 год.

В соответствии с учебным планом школы на изучение предмета «Литература» выделено 102 часа (3 часа в неделю).








Планируемые предметные результаты

В результате изучения литературы ученик должен:

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути изученных писателей;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.





























Содержание курса

Введение

Задачи курса и общая характеристика монографических и обзорных тем литературы 1 половины 19 века как части истории русской литературы


Литература 1 половины 19 века

Россия в 1 половине 19 века. Зарождение реализма в русской литературе в 1 половине 19 века. Пушкин, Лермонтов, Гоголь – вершины русской литературы

Поэты пушкинской поры


А.С. Пушкин

А.С. Пушкин Личность поэта. Жизненный творческий путь, лирика, основные мотивы лирики

Философская лирика. Вера в торжество светлых начал жизни. Размышление о смысле жизни.

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина

Тема поэта и поэзии. Утверждение высокого предназначения поэта. Совершенство пушкинского стиха

Обучение развернутому монологическому ответу на вопрос. Вольнолюбивая поэзия. Лирика дружбы и любовная лирика. Слияние личной и гражданской тем

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Проблема власти и судьба отдельного человека

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Проблема народа и власти»

Жизнь и творчество поэта. Трагическая судьба.

Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики. Особенности лирического героя в стихотворении Лермонтова.

Тема одиночества в тревожном художественном мире поэта. Работа со стихом поэта.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».

Очерк жизни и творчества. Создание плана монографической темы «Н.В. Гоголь»

«Петербургские повести». Роль «Нефантастической фантастики» повестей и сатиры на их страницах

«Невский проспект» как картина жизни столицы. Пирогов и Пискарев. Особенности мастерства Гоголя

Создание обзора на тему «Литература середины 19 века как «Эпоха Гоголя»


Литература 2 половины 19 века

Роль литературы в культурной жизни страны. Критический реализм.


А.Н. Островский

Жизнь и творчество А.Н. Островского. Театр Островского. Пьеса «Гроза»

Характеристика быта и нравов российской провинции – «темного царства»

Хозяева жизни и их жертвы. Трагическая судьба героини

Создание плана «Характер и история жизни …» или отзыва (рецензии) на пьесу «Гроза» (впечатление от просмотра спектакля)


И.А. Гончаров

Биография писателя: писатель и цензор

Роман Гончарова «Обломов». Нарицательные образы в искусстве

Анализ образа главного героя: сущность характера, мироощущения и судьба

Изучение главы «Сон Обломова» как этап работы над романом

Эссе «Мои размышления об Обломове и «обломовщине»»

Критики об Обломове. «Обломовщина» в житейской практике читателя


И.С. Тургенев

Творческий путь писателя. Связь Тургенева с литературой Европы

Роман «Отцы и дети». Проблема отношения поколений как основа сюжета

Базаров как разрушитель традиций.

Полемика вокруг основных высказываний Базарова. Критика той поры. Д. И. Писарев, М.А. Антонович, Н.И. Страхов о Базарове

Сочинение по роману «Отцы и дети»


Ф.И. Тютчев

Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы

Тема Родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой»


А.А. Фет

Слово о поэте. Сочетание передачи восприятия картины родной природы в душевных переживаниях человека. «Умение ловить неуловимое»

Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов , звучаний и мелодий


А.К. Толстой

Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А.К. Толстого Ведущие темы лирики поэта

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения

Сочинение «Влияние фольклора на лирику 19 века» (на примере лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого)


А.Н. Некрасов

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики и драматизм изображения жизни народа

Образ музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова. Город и деревня в лирике Некрасова

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия.

Сюжет поэмы. Путешествие как прием организации повествования. Многообразие народных типов в поэме

«Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Савелий – «богатырь святорусский». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл её бабьей притчи.

Сочинение «Проблемы счастья и смысла жизни в поэме»


К. Хетагуров

Слово о Хетагурове. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Близость к творчеству Некрасова



Н.Г. Чернышевский

Необычная судьба писателя. Роль романа «Что делать?» в общественной жизни эпохи

История создания, анализ сюжета и композиции как важных моментов для уяснения авторов.

Характеристика «новых людей» и «особенного» человека Рахметова. Рассмотрение проблемы утопия.


Творчество Н.С. Лескова

Н.С. Лесков как мастер описания русского быта. Русский национальный характер в его изображении. Сказ как жанр.

Тема правоведничества в творчестве Н.С. Лескова. Национальный характер и его изображение в сказе «Очарованный странник»

Иван Флягин герой сказа. Трагизм судьбы героя

Сказы Н.С.Лескова, их связь с фольклором


М.Е. Салтыков-Щедрин

Очерк жизни и творчества писателя, Его жизненная позиция

«История одного города». Сюжет. Композиция. Сатирическое изображение смены градоначальников

«Сказки для детей изрядного возраста». Злободневность, политическая острота сказок. Особенности языка.

Анализ сказки «Дикий помещик»

Смысл финала истории


Творчество Ф.М. Достоевского

Очерк жизни творчества Ф.М. Достоевского. Основные мотивы произведений, чувства нравственной ответственности, философская глубина творчества

Поиски «человека в человеке» в произведениях Ф.М. Достоевского. особенности творческой манеры, психологизм, полиморфизм, авантюрность сюжета, политическая направленность произведения

Роман «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа.

Смысл теории Раскольникова (право на «кровь по совести») и разоблачение этой ложной позиции

Роль эпизодов из части 4, главы 5 и «Сон об убийстве лошади» (глава 5, часть 1)

Тема «маленького человека» в романе

Женские образы в романе

Победа человека над теорией Раскольникова. Раскольников и Порфирий Петрович

Обучение характеристике пейзажа, интерьера, детали. Мрачный образ Петербурга в романе

Признание и наказание. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире

Контрольное сочинение по роману «Преступление и наказание»

Философско-психологические проблемы романа Ф.М. Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы»


Л.Н. Толстой

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности

Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы»

Роман «Война и мир». Художественные особенности романа, своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».

Богатый и сложный мир героев романа. Поиски смысла жизни.

Пустота и без духовность светского общества. Эпизод «Вечер в салоне Шерер»

Обучение сравнительной характеристике. Семья Ростовых и семья Болконских в романе.

Изображение войны 1805-1807 годов в романе. Отношение Толстого к войне

Различие путей нравственных поисков Андрея Болконского и Пьера Безухова

Женские образы в романе: Наташа Ростова и Марья Болконская

Изображение Отечественной войны 1812 года. Философия войны в романе.

Кутузов и Наполеон. Смысл противопоставления полководцев

«Дубина народной войны». Партизанское движение и его герои.

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий. Великая жизнь бессмертного произведения


Творчество А.П. Чехова

Этапы биографии и творчества. Чехов- прозаик, Чехов-драматург

Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Трагизм оскудения личности

Обучение лингвистическому анализу по рассказу «Студент»

Тема любви в Чеховской прозе «Дама с собачкой»

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символизм образа сада

Системы образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Представители прошлого, настоящего и будущего.

Новаторство Чехова - драматурга

Сочинение-рассуждение по творчеству А.П. Чехова


Зарубежная литература 19 века

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Г. Ибсен. Дж. Б. Шоу


















Календарно-тематическое планирование по литературе



Тема урока

Примерная дата проведения

Примечание

Введение (1 час)

1

Задачи курса и общая характеристика монографических и обзорных тем литературы 1 половины 19 века как части истории русской литературы



Литература 1 половины 19 века (2 часа)

2

Россия в 1 половине 19 века. Зарождение реализма в русской литературе в 1 половине 19 века. Пушкин, Лермонтов, Гоголь – вершины русской литературы



3

Поэты пушкинской поры



А.С. Пушкин (10 часов)

4

А.С. Пушкин Личность поэта. Жизненный творческий путь, лирика, основные мотивы лирики



5

Философская лирика. Вера в торжество светлых начал жизни. Размышление о смысле жизни.



6

Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина



7

Тема поэта и поэзии. Утверждение высокого предназначения поэта. Совершенство пушкинского стиха



8-9

Обучение развернутому монологическому ответу на вопрос. Вольнолюбивая поэзия. Лирика дружбы и любовная лирика. Слияние личной и гражданской тем



10

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник». Проблема власти и судьба отдельного человека



11

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Проблема народа и власти»



12

Обучение сочинению по художественному тексту



13

Развитие вечных тем в поэзии 19 века



М.Ю. Лермонтов (6 часов)

14

Жизнь и творчество поэта. Трагическая судьба.



15

Романтизм в творчестве Лермонтова. Основные мотивы лирики. Особенности лирического героя в стихотворении Лермонтова.



16

Тема одиночества в тревожном художественном мире поэта. Работа со стихом поэта.



17

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу».



18

Создание плана итогового обзора «Лирика и проза М.Ю. Лермонтова»



19

Защита проектов. «Мой Лермонтов»



Н.В. Гоголь (4 часа)

20

Очерк жизни и творчества. Создание плана монографической темы «Н.В. Гоголь»



21

«Петербургские повести». Роль «Нефантастической фантастики» повестей и сатиры на их страницах



22

«Невский проспект» как картина жизни столицы. Пирогов и Пискарев. Особенности мастерства Гоголя



23

Создание обзора на тему «Литература середины 19 века как «Эпоха Гоголя»



Литература 2 половины 19 века (1 час)

24

Роль литературы в культурной жизни страны. Критический реализм.



А.Н. Островский (4 часа)

25

Жизнь и творчество А.Н. Островского. Театр Островского. Пьеса «Гроза»



26

Характеристика быта и нравов российской провинции – «темного царства»



27

Хозяева жизни и их жертвы. Трагическая судьба героини



28

Создание плана «Характер и история жизни …» или отзыва (рецензии) на пьесу «Гроза» (впечатление от просмотра спектакля)



И.А. Гончаров (6 часов)

29

Биография писателя: писатель и цензор



30

Роман Гончарова «Обломов». Нарицательные образы в искусстве



31

Анализ образа главного героя: сущность характера, мироощущения и судьба



32

Изучение главы «Сон Обломова» как этап работы над романом



33

Эссе «Мои размышления об Обломове и «обломовщине»»



34

Критики об Обломове. «Обломовщина» в житейской практике читателя



И.С. Тургенев (6 часов)

35

Творческий путь писателя. Связь Тургенева с литературой Европы





36

Роман «Отцы и дети». Проблема отношения поколений как основа сюжета



37

Базаров как разрушитель традиций.



38

Полемика вокруг основных высказываний Базарова. Критика той поры. Д. И. Писарев, М.А. Антонович, Н.И. Страхов о Базарове



39-40

Сочинение по роману «Отцы и дети»



Ф.И. Тютчев (2 часа)

41

Очерк жизни и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец родной природы



42

Тема Родины. Любовная лирика: любовь как «поединок роковой»



А.А. Фет (2 часа)

43

Слово о поэте. Сочетание передачи восприятия картины родной природы в душевных переживаниях человека. «Умение ловить неуловимое»



44

Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов , звучаний и мелодий



А.К. Толстой (3 часа)

45

Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира А.К. Толстого Ведущие темы лирики поэта



46

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние романтической и фольклорной традиции на его произведения



47

Сочинение «Влияние фольклора на лирику 19 века» (на примере лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого)



А.Н. Некрасов (6 часов)

48

Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики и драматизм изображения жизни народа



49

Образ музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова. Город и деревня в лирике Некрасова



50

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» История создания, сюжет, жанровое своеобразие, фольклорная основа, смысл названия.



51

Сюжет поэмы. Путешествие как прием организации повествования. Многообразие народных типов в поэме



52

«Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов. Савелий – «богатырь святорусский». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл её бабьей притчи.



53

Сочинение «Проблемы счастья и смысла жизни в поэме»



К. Хетагуров (1 час)

54

Слово о Хетагурове. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Близость к творчеству Некрасова



Н.Г. Чернышевский (3 часа)

55

Необычная судьба писателя. Роль романа «Что делать?» в общественной жизни эпохи



56

История создания, анализ сюжета и композиции как важных моментов для уяснения авторов.



57

Характеристика «новых людей» и «особенного» человека Рахметова. Рассмотрение проблемы утопия.



Творчество Н.С. Лескова (4 часа)

58

Н.С. Лесков как мастер описания русского быта. Русский национальный характер в его изображении. Сказ как жанр.



59

Тема правоведничества в творчестве Н.С. Лескова. Национальный характер и его изображение в сказе «Очарованный странник»



60

Иван Флягин герой сказа. Трагизм судьбы героя



61

Сказы Н.С.Лескова, их связь с фольклором



М.Е. Салтыков-Щедрин (5 часов)

62

Очерк жизни и творчества писателя, Его жизненная позиция



63

«История одного города». Сюжет. Композиция. Сатирическое изображение смены градоначальников



64

«Сказки для детей изрядного возраста». Злободневность, политическая острота сказок. Особенности языка.



65

Анализ сказки «Дикий помещик»



66

Смысл финала истории



Творчество Ф.М. Достоевского (13 часов)

67

Очерк жизни творчества Ф.М. Достоевского. Основные мотивы произведений, чувства нравственной ответственности, философская глубина творчества



68

Поиски «человека в человеке» в произведениях Ф.М. Достоевского. особенности творческой манеры, психологизм, полиморфизм, авантюрность сюжета, политическая направленность произведения



69

Роман «Преступление и наказание». Детективный сюжет и глубина постановки нравственных проблем. Социальные и философские истоки бунта героя романа.



70

Смысл теории Раскольникова (право на «кровь по совести») и разоблачение этой ложной позиции



71-
72

Роль эпизодов из части 4, главы 5 и «Сон об убийстве лошади» (глава 5, часть 1)



73

Тема «маленького человека» в романе



74

Женские образы в романе





75

Победа человека над теорией Раскольникова. Раскольников и Порфирий Петрович



76

Обучение характеристике пейзажа, интерьера, детали. Мрачный образ Петербурга в романе



77

Признание и наказание. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире



78

Контрольное сочинение по роману «Преступление и наказание»



79


Философско-психологические проблемы романа Ф.М. Достоевского «Идиот», «Братья Карамазовы»



Л.Н. Толстой (13 часов)

80

Жизненный и творческий путь писателя. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности



81

Военный опыт писателя. Участие в обороне Севастополя. «Севастопольские рассказы»




82

Роман «Война и мир». Художественные особенности романа, своеобразие композиции, особенности психологизма, «диалектика души».



83

Богатый и сложный мир героев романа. Поиски смысла жизни.



84

Пустота и бездуховность светского общества. Эпизод «Вечер в салоне Шерер»



85

Обучение сравнительной характеристике. Семья Ростовых и семья Болконских в романе.



86

Изображение войны 1805-1807 годов в романе. Отношение Толстого к войне



87

Различие путей нравственных поисков Андрея Болконского и Пьера Безухова



88

Женские образы в романе: Наташа Ростова и Марья Болконская



89

Изображение Отечественной войны 1812 года. Философия войны в романе.



90

Кутузов и Наполеон. Смысл противопоставления полководцев




91

«Дубина народной войны». Партизанское движение и его герои.



92

«Мысль народная» в романе «Война и мир». Простой народ как ведущая сила исторических событий. Великая жизнь бессмертного произведения



Творчество А.П. Чехова (8 часов)


93

Этапы биографии и творчества. Чехов- прозаик, Чехов-драматург



94

Тема гибели души в рассказе «Ионыч». Трагизм оскудения личности



95

Обучение лингвистическому анализу по рассказу «Студент»



96

Тема любви в Чеховской прозе «Дама с собачкой»



97

Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символизм образа сада



98

Системы образов. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Представители прошлого, настоящего и будущего.



99

Новаторство Чехова - драматурга



100

Сочинение-рассуждение по творчеству А.П. Чехова



Зарубежная литература 19 века (2 часа)

101

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы второй половины 19 века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.



102

Ги де Мопассан. Г. Ибсен. Дж. Б. Шоу






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!