СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа к УМК Беленькго составлена для учащихся 10 филологического класса (профильное обучение).
Раздел I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 10-ого (филологического) класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
3. Примерная программа по литературе (Москва: «Просвещение», 2014. Стандарты второго поколения);
4. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253).
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с современными требованиями и программами формирования УУД.
Актуальность ее составления связана с вхождением в обучение стандартов второго поколения и программ УУД.
Новизна программы определяется введением требований ФГОС.
Практическая значимость конкретизирована в данной программе (стандарты второго поколения).
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 10-ом (филологическом) классе ГБОУ школы № 1499 с учетом:
- требований федерального государственного образовательного стандарта по литературе (базовый и профильный уровни);
- программы по литературе для общеобразовательных учреждений [под ред.Г.И. Беленького]
- требований к уровню подготовки учащихся класса;
- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом ГБОУ школы № 1499;
- познавательных интересов учащихся 10-ого класса.
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось:
соответствие учебника возрастным и психологическим особенностям учащихся;
соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
завершённость учебной линии;
обеспеченность образовательного учреждения учебниками.
Структура документа
За основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И. Беленького, Э.А. Красновского, Ю.И. Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК.
Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2010 г.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, из которых 3 учебные часа + 1 час – элективный курс) в 10 классе.
Программа адресована учащимся 10-ых классов общеобразовательных учреждений, изучающих литературу на профильном (филологическом) уровне.
Программа для углубленного изучения литературы (профильный филологический уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику.
В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох.
При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.
Рабочая программа в профильном (филологическом) классе предполагает повышенное внимание к художественному миру писателя и произведения, к бытованию произведения в историческом времени. Оно требует сопоставления литературных явлений, их различных трактовок в критике и литературоведении, что стимулирует самостоятельную мысль учащихся. Возрастает роль самостоятельной работы школьников.
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Средством достижения целей и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, поэтому особое место при изучении литературы в 10 классе отводится теории литературы. Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.
Система теоретико-литературного понятия – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, гуманистическая направленность, личностно-значимый потенциал и включённость в сферу читательских интересов учащихся, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Профильный уровень предполагает последовательную индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом возможностей и интересов каждого конкретного ученика.
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) юноши и девушки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
Профильный курс литературы должен обеспечить готовность учащихся к получению высшего филологического образования, поэтому форма проводимых учебных занятий должна соответствовать основным видам деятельности обучающихся в высших учебных заведениях: лекции, семинары, практикумы.
Учебник
«Русская литература XIX века». 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). В трех частях. Под ред. Г.Н. Ионина, Г.И. Беленького. М.: Мнемозина (ОАО «Московские учебники»), 2010 г.
Раздел II.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в старшей школе на профильном (филологическом) уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы.
На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;
осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;
освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;
овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;
воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;
использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.
Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности учащихся, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Исходя из этого программа включает в себя художественные произведения русской литературы, поднимающие вечные темы и проблемы: добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя, тема любви, патриотизма и др.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Планируется строить уроки так, чтобы весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) способствовал выработке у учащихся интереса к литературе как предмету. Только в этом случае школьники приходят к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении.
Раздел III.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на профильном (филологическом) уровне среднего (полного) общего образования в объеме 272 часа (136 часов в 10 классе, 136 часов в 11 классе).
Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Раздел IV.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, предметных и метапредметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания изведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Раздел V.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Введение. Общая характеристика русской классической литературы XIX века:
золотой век русской поэзии (первая треть столетия);
эпоха великих романов (нравственно-философская проблематика, психологизм, художественное своеобразие);
роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.
Русская литература первой половины XIX века
А. С. ПУШКИН. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Осень» (отрывок), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «(Из Пиндемонти)».
Философское осмысление жизни, свободы, творчества и природы. Религиозные мотивы и образы.
«Медный Всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к личности Петра I и к Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.
«Борис Годунов». Новый тип исторической пьесы. («Пьеса без героя»). Особенности композиции. Образ Бориса Годунова. Роль народа в трагедии.
Значение творчества Пушкина в русской литературе и духовной жизни русского общества.
Для самостоятельного чтения
Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Как часто, пестрою толпою окружен...», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».
Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).
Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.
Для самостоятельного чтения
«Демон».
Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры.
Литературные направления первой половины XIX века — романтизм и реализм (общая характеристика).
Русская литература второй половины XIX века
Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.
Проза
И.А. ГОНЧАРОВ. Жизнь и творчество.
Для чтения и изучения
«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в романе истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Трагический колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нравственное содержание.
Для самостоятельного чтения
«Обыкновенная история».
А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).
Для чтения и изучения
«Гроза». Катерина и Кабаниха — два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным царством». Символика заглавия пьесы.
Для самостоятельного чтения
«Лес», «Снегурочка», «Бесприданница».
И.С. ТУРГЕНЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твердая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.
Для самостоятельного чтения
«Дворянское гнездо».
Из поэзии середины XIX века
Н.А. НЕКРАСОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народнопоэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).
Для чтения и бесед
«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О, Муза! Я у двери гроба!..».
Лирика Некрасова — воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некрасов о высоком назначении поэзии.
Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным, поэтических жанров с прозаическими; широкое использование фольклора.
Ф.И. ТЮТЧЕВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Silentium!», «Цицерон», «О, как убийственно мы любим... «Не то, что мните вы, природа...», «Предопределение», «Она с дела на полу...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»).
Для чтения и бесед
«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять... «Природа — сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, слезы людские...», «Осенний вечер» (по выбору).
Тютчев — поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.
А.А. ФЕТ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Шепот, робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи... «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Это утро, радость эта... «Ласточки пропали...» (по выбору).
Для чтения и бесед
«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом... «В лунном сиянии» (по выбору).
Традиционные поэтические темы — природа, любовь, творчество — и «новое их освещение волшебным языком искусств! (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состоят человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.
А.К. ТОЛСТОЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Средь шумного бала, случайно...», «Коль любить, так без рассудку...», «Вновь растворилась дверь на влажное крыльцо... «Ты не спрашивай, не распытывай...».
Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Толстого. Стихия любви в лирике поэта. «Сон Попова». Козьма Прутков.
Проза
Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность социально-психологического конфликта в романе. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.
Для самостоятельного чтения
«Идиот».
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и бесед
«История одного города» (обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.
Н.С. ЛЕСКОВ. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лесков). Язык рассказа.
Для самостоятельного чтения
«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».
Л.Н. ТОЛСТОЙ. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).
Для чтения и изучения
«Война и мир» — роман-эпопея. Народ и личность — одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (вопрос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев — простых солдат — как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писателя. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.
Мировое значение творчества JI. Н. Толстого.
Для самостоятельного чтения
«Севастопольские рассказы».
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.
Дж. Г. Байрон. «Корсар»;
Ч. Диккенс. «Большие надежды»;
О. Уайльд. Сказки;
В. Гюго. «Собор Парижской богоматери».
Повторение изученного
Раздел VI.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы на профильном (филологическом) уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв., этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса;
сведения об отдельных периодах его развития;
черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия.
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;
выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи;
выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Раздел VII.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(136 часов, 4 часа в неделю)
№ | № | Тема урока Основное содержание | Примечание |
|
| 1 четверть (36 часов) |
|
|
| Вводные занятия (2 часа) |
|
1 | 1 | О курсе литературы в 10 классе (характеристика курса; что такое изучение произведения на историко-литературной основе). Знакомство с учебниками по курсу. История русской литературы (общая характеристика: основные этапы её развития; литературные направления и течения; значение художественной литературы в духовной жизни общества). |
|
2 | 2 | Русская культура первой половины XIX века. Журналы и литературные общества 1800 – 1840-ых гг. |
|
|
| «Золотой век» русской поэзии (2 часа) |
|
3 | 1 | «Золотой век» русской поэзии (первая треть XIX века). Поэты пушкинской поры (Баратынский, Вяземский, Рылеев, Языков). |
|
4 | 2 | Р.Р. Чтение, анализ программных стихотворений поэтов пушкинской поры. | Электив |
|
| Художественный мир А.С. Пушкина (12 часов) |
|
5 | 1 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина (основные этапы) (с обобщением известных учащимся биографических сведений о поэте и ранее изученных произведений). |
|
6 | 2 | Общая характеристика лирики А.С. Пушкина. Две элегии: «Погасло дневное светило…» и «Безумных лет угасшее веселье…». Чтение, анализ. | Т.Л. Вольный ямб |
7 | 3 | Эволюция идеала свободы в лирике А.С. Пушкина. Чтение, разбор стихотворений «Свободы сеятель пустынный…», «Из Пиндемонти» |
|
8 | 4 | Философское осмысление вопросов о жизни и смерти, о смысле бытия. Чтение, разбор стихотворений «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил…». | Т.Л. Лирический монолог Электив |
9 | 5 | Религиозные мотивы и образы в лирике А.С. Пушкина. Чтение, анализ стихотворений из цикла «Подражание Корану». | Т.Л. Цикл |
10 | 6 | Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: историческая справка, замысел и жанр произведения. Чтение, анализ отдельных сцен. Образы Пимена, Бориса и Самозванца в трагедии. | Т.Л. Историческая пьеса |
11 | 7 | Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Власть и народ – основная проблема в пьесе. |
|
12 | 8 | Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник»: творческая история, сюжет и композиция произведения. | Электив |
13 | 9 | Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Герои поэмы: Пётр I и Евгений. Отношение автора к героям. |
|
14 | 10 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: трагические итоги пути главных героев произведения. Споры о героях романа. |
|
15 | 11 | Образ автора в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». |
|
16 | 12 | Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (пушкинская эпоха в романе). | Электив |
|
| Художественный мир М.Ю. Лермонтова (9 часов) |
|
17 | 1 | М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха (обобщение известных учащимся биографических сведений о поэте и ранее изученных произведений). |
|
18 | 2 | «А он, мятежный, просит бури…» (Общая характеристика лирики М.Ю. Лермонтова: вольность и протест, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.) |
|
19 | 3 | М.Ю. Лермонтов. «Валерик» – рассказ-исповедь. Сочетание батальной и любовной тем в стихотворении. |
|
20 | 4 | Поэма «Демон» М.Ю. Лермонтова как философское и романтическое произведение. Образы Демона и Тамары в поэме. | Электив |
21 | 5 | Загадка образа Демона в поэме М.Ю. Лермонтова (многообразие трактовок этого образа в русской критике). Разбор главки XVI второй части поэмы. |
|
22 | 6 | Черты биографии М.Ю. Лермонтова, повлиявшие на особенности образа Печорина (роман «Герой нашего времени»). Дружба и любовь в жизни Печорина. |
|
23 | 7 | М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»: загадка повести «Фаталист». Литературная критика об образе Печорина. |
|
24-25 | 8-9 | Р.Р. Контрольное сочинение № 1 по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова (из коллекции тем ЕГЭ). | Контроль № 1 Электив |
|
| Художественный мир Н.В. Гоголя (6 часов) |
|
26 | 1 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя (обобщение известных учащимся биографических сведений о писателе и ранее изученных произведений). |
|
27 | 2 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект»: контраст в изображении героев повести. Сопоставление фрагментов повести, посвящённых Пискарёву и Пирогову. |
|
28 | 3 | Н.В. Гоголь. «Невский проспект»: тема столкновения мечты и действительности (романтизм и реализм в повести). | Электив |
29 | 4 | Н.В. Гоголь. «Портрет»: тема назначения искусства и трагической судьбы художника. |
|
30 | 5 | Чиновничество в «Мёртвых душах» и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. |
|
31 | 6 | Р.Р. Творческая работа в формате ЕГЭ по произведениям Н.В.Гоголя (анализ эпизода). |
|
32 | 1 | Русская культура середины XIX века (обзор, 1 час): основные исторические события, литературная жизнь эпохи, расцвет реализма, общественная и журнальная полемика, взаимодействие литературы и других видов искусства. Расцвет русского реалистического романа. | Т.Л. русский реалистический роман Электив |
|
| Художественный мир А.Н. Островского (9 часов) |
|
33 | 1 | «Колумб Замоскворечья» (Слово об А.Н. Островском. Страницы жизни и творчества.) |
|
34 | 2 | Вн. чт. А.Н. Островский. Комедия «Свои люди – сочтёмся!». Купеческий мир Замоскворечья. | Т.Л. Жанры драматургии: комедия |
35 | 3 | А.Н. Островский. «Гроза»: история создания драмы. Отзывы Н.А. Добролюбова, А.А. Фета, Л.Н. Толстого, М. Щепкина о «Грозе». Знакомство с героями и бытовым фоном пьесы (анализ 1 действия). | Т.Л. Антитеза, контраст |
36 | 4 | А.Н. Островский. «Гроза»: изображение «тёмного царства». «Домостроевские порядки» в городе Калинове (анализ сцен 2 действия). Обличение самодурства, грубой силы и невежества. | Т.Л. Понятие: «тёмное царство» Электив |
|
| 2 четверть (28 часов) |
|
37 | 5 | А.Н. Островский. «Гроза»: жертвы «тёмного царства» (анализ сцен 3 действия пьесы). |
|
38 | 6 | А.Н. Островский. «Гроза». Основной конфликт пьесы. Трагедия Катерины (анализ сцен 4 действия пьесы). | Т.Л. Инвектива |
39 | 7 | А.Н. Островский. «Гроза»: драма или трагедия? Символика заглавия пьесы (Обобщение наблюдений учащихся над текстом пьесы). Образ Катерины в оценке русской критики. Тест. | Т.Л. Жанры драматургии: трагедия, драма |
40 | 8 | Р.Р. Творческая работа в формате ЕГЭ по «Грозе» А.Н. Островского (анализ фрагмента). | Электив |
41 | 9 | Вн. чт. А.Н. Островский. «Бесприданница». Образ Ларисы Огудаловой (трагедия «горячего сердца») и ее трагическая судьба. | Т.Л. Психологизм характера, внешний и внутренний конфликт |
|
| Художественный мир И.А. Гончарова (11 часов) |
|
42 | 1 | Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Особенности поэтики писателя. |
|
43 | 2 | И.А. Гончаров. «Обломов»: история создания романа, сюжет и композиция, своеобразие стиля («поэзия подробностей»). Глава I романа как своеобразная экспозиция. | Т.Л. Композиция, экспозиция |
44 | 3 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов»: Обломов и его гости. Идейно-композиционная роль глав II – IV первой части романа (противопоставление обломовского быта миру внешней суеты. Символы обломовского быта). | Т.Л. Символ
Электив |
45 | 4 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Путешествие в прошлое. Разбор главы IX части первой романа («Сон Обломова» как «увертюра всего романа»). |
|
46 | 5 | И.А. Гончаров. «Обломов». Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции. Разбор глав I и II второй части романа. |
|
47 | 6 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». История отношений Обломова и Ольги Ильинской в романе. Разбор главы XI второй части и главы XI третьей части романа. Сопоставление двух писем Обломова (гл. VIII первой части и глава Х второй части). |
|
48 | 7 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и Агафья Пшеницына. Разбор фрагментов глав IX, X, XI четвертой части романа. | Электив |
49 | 8 | И.А. Гончаров. Роман «Обломов». Обломов и «обломовщина». Социальные и национальные корни «обломовщины». Обломов – «коренной народный наш тип». Тест. | Урок-диспут |
50 | 9 | Споры о романе И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике ХIХ века. Обсуждение фрагментов статей Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и И.Ф. Анненского «Гончаров и его Обломов». |
|
51-52 | 10 -11 | Р.Р. Контрольное сочинение № 2 по заданным темам или анализ эпизода (по произведениям И.А. Гончарова и А.Н. Островского). | Контроль № 2 Электив |
|
| Художественный мир И.С. Тургенева (13 часов) |
|
53 | 1 | Личность писателя. Основные факты жизни и творчества И.С. Тургенева (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений). |
|
54 | 2 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». История создания романа. Споры вокруг романа и авторская позиция И.С. Тургенева. |
|
55 | 3 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров: кто он? Знакомство с главным героем романа (ум, твёрдая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя). Чтение, анализ I – X глав. | Т.Л. Герой-идеолог |
56 | 4 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Конфликт Базарова и братьев Кирсановых. Разбор фрагментов из глав III – VII, X, XXIV. | Электив |
57 | 5 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Нигилизм и нравственный максимализм Базарова: благотворное начало или опасное для личности и общества направление? Обобщение высказываний Базарова об искусстве, любви, роли дворянства и природе (главы III, VI, IX, X, XVI) и оценка их автором. |
|
58 | 6 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и Одинцова (В чём смысл испытания героя любовью?). Разбор фрагментов глав XVII – XIX. |
|
59 | 7 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Базаров и родители. Разбор фрагментов из глав XX – XXI. |
|
60 | 8 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Смерть Базарова (Переменился ли герой перед смертью?). Разбор фрагментов из главы XXVII. | Электив |
61 | 9 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Проблемы поколений, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. За кем будущее из героев? Смысл названия книги. | Т.Л. Эпилог
|
62-63 | 10-11 | Контрольное сочинение № 3 по заданным темам или анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (из коллекции тем ЕГЭ). | Контроль № 3 |
64 | 12 | И.С. Тургенев. «Отцы и дети». Что осталось при изучении за кадром? Индивидуальные сообщения учащихся по темам: 1. Художественные приёмы в изображении Базарова. 2. Изображение дворянских усадеб в романе. 3. Пародии на Базарова в романе (образы Кукшиной и Ситникова). 4. Женские образы в романе. 5. Афоризмы в романе. | Электив |
|
| 3 четверть (42 часа?) |
|
65 | 13 | И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»: темы, идеи, жанровые особенности. | Т.Л. Стих-ние в прозе |
|
| Художественный мир Н.А. Некрасова (11 часов) |
|
66 | 1 | «Поэт печали и мести». Личность и основные факты жизни и творчества Н.А. Некрасова (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений поэта). Разбор фрагментов из стихотворения «Рыцарь на час». |
|
67 | 2 | Н.А. Некрасов. Лирика как воплощение страданий, дум и чаяний народа (общая характеристика). Чтение и разбор стихотворений «Вчерашний день часу в шестом…», «В дороге», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди…» | Т.Л. Гражданская поэзия |
68 | 3 | Н.А. Некрасов о высоком назначении поэта и поэзии. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудовлетворённости собой, готовности к самопожертвованию. Разбор стихотворений «Поэт и гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…» и др. | Электив |
69 | 4 | Городские мотивы в лирике Н.А. Некрасова. Разбор стихотворений из цикла «На улице», «Еду ли ночью по улице темной…», «О погоде» (часть первая). |
|
70 | 5 | Тема любви в творчестве Н.А. Некрасова. Важнейшие мотивы «Панаевского цикла». |
|
71 | 6 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, сюжеты, фольклорные образы и стиль. Чтение, разбор «Пролога». Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с разговорным. | Т.Л. Поэма, пролог, стилизация |
72 | 7 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образы крестьян в поэме. Чтение и разбор фрагментов из главы II «Сельская ярмонка» и главы III «Пьяная ночь». | Электив |
73 | 8 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной (анализ главы «Крестьянка») |
|
74 | 9 | Н.А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо». Образы «народных заступников» в поэме (анализ глав «Савелий, богатырь святорусский», «Пир на весь мир»). | Т.Л. Понятие: народный заступник |
75 | 10 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Сатирическое изображение представителей правящего класса: князя Утятина, попа, помещика Оболта-Оболдуева. |
|
76 | 11 | Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Тема судьбы России в поэме. Тест. | Электив |
|
| Художественный мир Ф.И. Тютчева (4 часа) |
|
77 | 1 | Личность поэта. «Мыслящая поэзия» Тютчева, ее философская глубина и образная насыщенность. Чтение, разбор стихотворений «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «Silentium» и «Слезы людские, о слезы людские…» | Т.Л. Чистое искусство |
78 | 2 | Природа в лирике Ф.И. Тютчева. Чтение, разбор стихотворений «Осенний вечер», «Не то, что мните вы природа…», «Природа-сфинкс. И тем она верней…» Пластическая точность образов, их символический смысл в поэзии Ф.И.Тютчева. |
|
79 | 3 | Любовная лирика Ф.И. Тютчева. Чтение, разбор стихотворений «О как убийственно мы любим…», «Предопределение», «Я встретил вас и всё былое…» |
|
80 | 4 | Философская лирика Ф.И. Тютчева. Чтение, разбор стихотворений «Цицерон», «День и ночь», «Волна и дума». | Электив |
|
| Художественный мир А.А. Фета (3 часа) |
|
81 | 1 | Личность и поэтический мир А.А. Фета. Чтение, разбор стихотворений «Ещё весны душистой нега…», «В лунном сиянии», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта…». |
|
82 | 2 | Мир природы в лирике А.А. Фета. Чтение, разбор стихотворений «Какая грусть! Конец аллеи…», «Вечер», «Еще майская ночь…». |
|
83 | 3 | Любовная лирика А.А. Фета. Разбор стихотворений «Прости! Во мгле воспоминанья…», «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» |
|
|
| Художественный мир А.К. Толстого (3 часа) |
|
84 | 1 | Личность и поэтический мир А.К. Толстого (мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии). Стихия любви в лирике А.К.Толстого. «Коль любить, так без рассудку…», «Средь шумного бала случайно…». | Электив |
85 – 86 | 2 – 3 | Контрольное сочинение № 4. Анализ лирического произведения (по творчеству Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого). | Контроль № 4 |
87 | 1 | Н.Г. Чернышевский. Личность писателя и обзор содержания романа «Что делать?» (1 час). Чтение фрагментов романа: из второй главы (главки VI, XII, XXIII и XXIV), из главки XXIX главы третьей. |
|
|
| Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина (3 часа) |
|
88 | 1 | Личность и творческая индивидуальность писателя. Жанр сказки в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина. | Электив |
89 | 2 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»: замысел, проблематика, композиция, жанр. Гротеск в «Истории одного города». Разбор фрагментов из «Описи градоначальника» и главы «Органчик». | Т.Л. Гротеск, сарказм |
90 | 3 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Черты антиутопии в «Истории одного города». Разбор фрагментов из главы «Подтверждение покаяния. Заключение». | Т.Л. Антиутопия |
|
| Художественный мир Н.С. Лескова (3 часа) |
|
91 | 1 | Личность и основные факты жизни и творчества Н.С. Лескова. Идейно-художественное своеобразие новеллы Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». | Т.Л. Сказ |
92 | 2 | Н.С. Лесков. «Однодум»: тема праведничества в рассказе. Чтение, анализ фрагментов произведения. | Электив |
93 | 3 | Вн. чт. Н.С. Лесков. «Очарованный странник». Образ Флягина (проблема русского национального характера). Вариант урока: Язык рассказа Н.С.Лескова «Однодум». |
|
94 | 1 | Русская культура последних десятилетий XIX века (обзор, 1 час): основные исторические события, литературная жизнь эпохи. |
|
|
| Художественный мир Ф.М. Достоевского (16 часов) |
|
95-96 | 1-2 | Драматическая судьба писателя, его творческая эволюция. Этапы творчества писателя. Типы героев. Романы Ф.М. Достоевского. |
Электив |
97 | 3 | Вн. чт. Ф.М. Достоевский. Роман «Бедные люди»: продолжение пушкинских традиций в раскрытии темы «маленького человека», темы «равнодушного Петербурга». | Внеклассное чтение |
98 | 4 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»: замысел романа, система образов, особенность развития действия, время действия, своеобразие жанра романа. Бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. |
|
99 | 5 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Знакомство с главным героем романа. | Т.Л. Полифонизм, психологизм. |
100 | 6 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Теория Раскольникова. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Разбор фрагментов главы V третьей части романа. | Электив |
101 | 7 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников в мире бедных людей (картины жизни «униженных и оскорблённых»). Семейство Мармеладовых. Разбор фрагментов глав I – IV первой части романа. |
|
102 | 8 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Преступление Раскольникова. Разбор фрагментов главы VII первой части романа. |
|
103 | 9 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Трагедия отчуждения Раскольникова. Разбор фрагментов из главы I, IV, VI и VII второй части романа. |
|
104 | 10 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Лужин (можно ли назвать Лужина двойником Раскольникова?) Разбор фрагментов главы V второй части, главы II четвертой части, глав I и III пятой части романа. | Электив |
105 | 11 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Соня Мармеладова Разбор фрагментов главы IV четвертой части, главы I пятой части, главы III шестой части романа. |
|
106 | 12 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Раскольников и Свидригайлов. Разбор фрагментов главы I четвертой части, глав III, V, VI шестой части романа. |
|
|
| 4 четверть (30 часов?) |
|
107 | 13 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». «Наказание» Раскольникова. Причины крушения теории Раскольникова. |
|
108 | 14 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Идейно-художес- твенное значение эпилога в романе. Смысл названия романа. | Электив |
109 | 15 | Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание». Кто же такой Раскольников: преступник, фанатик идеи, гуманист (обобщение наблюдений учащихся над текстом романа)? | Урок-диспут |
110 | 16 | Подготовка к контрольному домашнему сочинению № 5 по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (из коллекции тем ЕГЭ). | Контроль № 5 |
|
| Художественный мир Л.Н. Толстого (20 часов) |
|
111 | 1 | Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь (основные этапы) (с обобщением ранее прочитанных и изученных произведений). |
|
112 | 2 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Авторский замысел и история создания романа. Особенности сюжета и композиции произведения. | Т.Л. Роман-эпопея Электив |
113 | 3 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Изображение «света пустого» (В салоне А.П. Шерер). Т. I, часть 1, главы I – V. |
|
114 | 4 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Эпизоды «Именины у Ростовых» и «Князь Андрей в Лысых горах» (В чём заключается внутренняя связь трёх эпизодов – этих двух и «В салоне Шерер» – первой части первого тома романа?) Разбор фрагментов эпизодов (Т. I, часть 1, главы XIV – XVII, XXII – XXV). |
|
115 | 5 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Настоящая жизнь людей в понимании Л.Н. Толстого. Разбор фрагментов глав III – VII и IX – XII части второй и глав XII – XVII части третьей третьего тома романа. |
|
116 | 6 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей на войне. Путь к славе и к своему «Тулону». Разбор фрагментов глав XV – XXI части второй и глав XVI и XIX части третьей первого тома романа. | Электив |
117 | 7 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Пьер Безухов в поисках смысла жизни. Разбор фрагментов глав IV—VI части первой, глав I – IV части второй, главы VII части третьей второго тома романа. |
|
118 | 8 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Князь Андрей после Аустерлица («Чтобы не для одного меня шла моя жизнь…»). Разбор фрагментов главы IX части 1-ой и глав I – III части третьей второго тома романа. |
|
119 | 9 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». История любви Наташи и Анатоля Курагина. Разбор фрагментов из глав IX—XI, XIII—XV, XVII—XVIII части пятой второго тома романа. |
|
120 | 10 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Эпизод «Бородинское сражение». Разбор фрагментов из глав XIX—XXI, XXIV—XXV, XXX—XXXI части второй третьего тома романа. | Электив |
121 | 11 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образы капитана Тушина, Тихона Щербатого и Платона Каратаева. Истинный и ложный патриотизм в романе. |
|
122 | 12 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Партизанская война. Разбор фрагментов из глав I – IX части третьей четвертого тома романа. |
|
123 | 13 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Кутузов и Наполеон: смысл сопоставления. Разбор фрагментов из глав XXXIII – XXXV, XXXVIII и XXXIX части второй третьего тома романа. |
|
124 | 14 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образ князя Андрея в романе (обобщение наблюдений учащихся над изображением образа в романе). Разбор фрагментов из глав XXXI—XXXII части третьей третьего тома романа и главы XVI части первой четвертого тома романа. | Электив |
125 | 15 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образ Пьера Безухова в романе (обобщение наблюдений учащихся над изображением образа в романе). Разбор фрагментов глав X—XIII части первой, главы XII части второй, главы XVII части четвертой четвертого тома романа, главы XIV части первой эпилога романа. |
|
126 | 16 | Л.Н. Толстой. «Война и мир». Образ Наташи Ростовой в романе (обобщение наблюдений учащихся над изображением образа в романе). Разбор фрагментов из глав X, XIV – XVI части первой эпилога романа. |
|
127 | 17 | Художественное мастерство Л.Н. Толстого. Подготовка к контрольному сочинению по роману «Война и мир». |
|
128-129 | 18-19 | Р.Р. Контрольное сочинение № 6 по роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» (анализ эпизода или по заданным темам). | Контроль № 6 Электив |
130 | 20 | Вн. чт. Л.Н Толстой. Роман «Анна Каренина» (обзор). |
|
|
| Из зарубежной литературы XIX века (5 часов) |
|
131 | 1 | Джордж Ноэл Гордон Байрон. Поэма «Корсар». |
|
132 | 2 | Эрнст Теодор Амадей Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер». | Электив |
133 | 3 | Эдгар Алан По. «Убийство на улице Морг». |
|
134 | 4 | Оноре де Бальзак. «Отец Горио». |
|
135 | 5 | Оскар Уайльд. «Счастливый принц». |
|
|
| Заключительный урок (1 час) |
|
136 | 1 | Значение русской классики XIX для нашего времени. Рекомендации для летнего чтения. | Электив |
Учебно-тематический план
Четверть | Тема | Кол-во часов | Сочинение |
I
II
III
IV | Введение | 2 |
|
«Золотой век» русской поэзии. Поэты пушкинской поры | 2 |
| |
А.С. Пушкин | 12 | 1 (классное) | |
М.Ю. Лермонтов | 9 | ||
Н.В. Гоголь | 6 |
| |
Русская литература второй половины ХIХ века (обзор) | 1 |
| |
А.Н. Островский | 9 | 1 (классное) | |
И.А. Гончаров | 11 | ||
И.С. Тургенев | 13 | 1 (классное) | |
Н. А. Некрасов | 11 |
| |
Ф.И. Тютчев | 4 |
1 (классное) | |
А.А. Фет | 3 | ||
А.К. Толстой | 3 | ||
Н. Г. Чернышевский (обзор) | 1 |
| |
М. Е. Салтыков-Щедрин | 3 |
| |
Н.С. Лесков | 3 |
| |
Русская культура последних десятилетий ХIХ века (обзор) | 1 |
| |
Ф.М. Достоевский | 16 | 1 (домашнее) | |
Л.Н.Толстой
| 20 | 1 (классное) | |
Зарубежная литература | 5 |
| |
Итоговый урок | 1 |
|
Раздел VIII.
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебных занятий остается классно-урочная система. Возможна модификация традиционного урока: очная и заочная экскурсия в дом-музей писателя или по литературным местам и др.
Иные формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия, литературная викторина, пресс-конференция, творческий конкурс.
В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Методы и приёмы обучения
- обобщающая беседа по изученному материалу;
- индивидуальный устный опрос;
- фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов;
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды деятельности учащихся на уроке
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Технологии, методики
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);
проектно-исследовательская технология.
Формы и средства контроля
подготовка и защита рефератов, проектов по литературе,
тест;
проверочная работа с выборочным ответом;
комплексный анализ текста;
публичное выступление по общественно-важным проблемам;
зачётная система по некоторым темам курса;
классное и домашнее сочинение по изученному произведению;
устное высказывание на заданную тему;
ответ на проблемный вопрос.
Дидактическое обеспечение
УМК под ред. Г.Н. Ионина и Г.И. Беленького в трех частях
Пособия для учителя:
1. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе XIX века: 10 класс/ Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2009
2. ПавловаО.А. Готовимся к сдаче ЕГЭ по литературе. Комплексный анализ художественного текста: (дидактические материалы)/ О.А.Павлова, - Белгород: ООО «Логия», 2009
3. Шапошникова, В.В. «Открой мне глубокую тайну твою…». Методическое пособие по литературному анализу для старших классов/ В.В.Шапошникова, - М.: Московский Лицей, 2010
Пособия для учащихся:
1.Альбеткова, Р.И. Учимся читать лирическое произведение/ Р.И.Альбеткова, - М.: Дрофа, 2007.
2. Мещерякова, М.И. Литература в таблицах и схемах (теория, история, словарь)/ М.И.Мещерякова, - М.: Айрис-пресс, 2006
3. Чернец, Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов/ Л.В.Чернец, - Москва «Просвещение», 2007
Тестовые задания на печатной основе
Тестовые задания в электронном виде
Справочная литература
Коллекция презентаций к урокам
Интернет-ресурсы
http://ege.edu.ru Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://moshkow.tomsk.ru/win/ - библиотека Максима Мошкова
http://profile-edu.ru/ - профильное обучение в старшей школе
http://edu.tsu.ru/ -Образовательный портал ТГУ
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
Иван Сергеевич Тургенев http://www.turgenev.org.ru/
Искусство метафоры http://metaphor.narod.ru/
Мир слова русского http://www.rusword.com.ua/rus/index.php
Платоновская энциклопедия http://students.washington.edu/krylovd/APindex.html
Словарь литературоведческих терминов http://slovar.by.ru/dict.htm
Стихи.ру http://www.stihi.ru/
Вавилон (Современная русская литература) http://www.vavilon.ru/
Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/
Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/
Словесность http://www.litera.ru/slova/
Классика.Ru http://www.klassika.ru/
Роль портрета в худож. произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm
Раздел IХ.
ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
1. Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
2. Оценка сочинений и творческих работ
Оценка | Содержание и речь | Грамотность |
«5» | Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная и 1 грамматические ошибки. |
«4» | Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |