СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Рабочая программа создана на  основе: примерной программы основного общего образования по литературе;
  • Программы курса «Литература» 5-9 классы Авторы - составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2014.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 5 класс»


Пояснительная записка

Данная рабочая программа раскрывает содержание обучения литературе в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.

Рабочая программа по литературе составлена на основе:

  • Фундаментального ядра содержания основного общего образования;

  • Государственного стандарта основного общего образования;

  • Примерной программы основного общего образования по литературе;

  • Программы курса «Литература» 5-9 классы Авторы - составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2014.

  • программы развития учебных действий;

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;

В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г.С.Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплекс под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева.

Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы меж предметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».


Задачи программы:


  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

  • развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

  • повысить индивидуальную активность;

  • повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

  • расширить кругозор школьников.


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 100 часов (3 часа в неделю). Программный материал будет пройден за счет уплотнения следующих тем:

Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».



Учебно-тематический план


Содержание

Количество часов

Введение

1

Из мифологии

3

Устное народное творчество

4

Древнерусская литература

2

Басни народов мира

7

Из русской литературы 19 века

6

Поэзия 19 века о родной природе

36

Из русской литературы 20 века

33

Родная природа в произведениях писателей XX века



2

Из зарубежной литературы

6



Основное содержание учебного курса 5 класс


1.Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).


2.Из мифологии

Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологиче­ский сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изо­бразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.

3. Устное народное творчество.


Загадки. Пословицы и поговорки. Сказка «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего насвете не бывает». «Падчерица» (внеклассное чтение).


4. Древнерусская литература


Из «Повети временных лет». «Расселение славян». «Кий, Щек и Хорив». «Хазары». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.


5.Басни народов мира

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хи­трость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
Русская басня. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня

«Ворон и Лиса».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». Русская басня в 20 веке.


6. Из русской литературы XIX века


А.С. ПУШКИН

Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.



7.Поэзия XIX века о родной природе

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды», А.А. Фет. «Чудная картина...»

Родная природа глазами русских поэтов и художников XIX века. «Перед ликом священной природы».


М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).


Н.В. ГОГОЛЬ

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.


И.С. ТУРГЕНЕВ

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».


Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).


Л.Н. ТОЛСТОЙ

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).


А.П. ЧЕХОВ

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».


8. Из литературы XX века


И.А. БУНИН

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».



Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.


С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.


В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера Васютки.

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.


9.Писатели 20 века о родной природе



Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон »;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;

Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).



10. Из зарубежной литературы



Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о дан­ных понятиях).

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.



М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.


ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.


А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.


Итоговый урок.

Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).


Планируемые результаты изучения учебного предмета


Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
2. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.
6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
8. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
9. Формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.
10. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
11. Значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членам своей семьи.
12. Развитие этического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
13. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
14. Использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих умения:
1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
2.Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
6. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
7. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
9. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
10. Понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
11. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
12. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
13. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
14. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.
15. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального.
Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих: 
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX –XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства: эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов содействуют основные виды деятельности учителя и учащихся, нашедшие отражение в рабочей программе.
В 5 классе.
Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, виртуальные и заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение и чтение по ролям, составление тезисных и цитатных планов, конструирование диалогов на основе материала учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, создание иллюстраций, составление рабочих материалов для сочинения, вопросов к статье учебника, работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению, прослушивание музыкальных произведений, устное словесное рисование, создание сценариев фильма и подписей под кадрами из мультфильма, конкурсы на лучшего знатока произведений, викторины по творчеству писателя, инсценирование и др.




Тематическое планирование


№п.п

Тема,раздел

Количество часов

Сроки прохождения

1

Введение

Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни чело­века и общества (родина, край, искусство, нравственная память).


1

1.09

2

Из мифологии

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса»,»Олимп»

1

2.09

3

». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»).

1

5.09

4

Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.


1

8.09

5

Устное народное творчество

Малые жанры фольклора. Загадки.


1

9.09

6

Пословицы и поговорки.


1

12.09

7

Сказка «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки.

1

15.09

8

Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает». «Падчерица» (внеклассное чтение).

1

16.09

9

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет» «Расселение славян»


1

19.09

10

«Кий, Щек, Хорив»,

Дань «хазарам»

1

22.09

11

Басни народов мира

Жанр басни в мировой литературе

Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»


1

23.09

12

Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград

1

26.09





13

Русские баснописцы XVIII века.

В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

1

29.09

14

М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».


1

30.09

15

«…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова).

1

3.10

16

«В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова).

1

6.10

17

Русская басня XX века.

1

7.10

18

Из литературы 19 века

Детство и детские впечатления А. С. Пушкина

1

10.10

19

А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

1

13.10

20

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.

1

14.10

21

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна».

1

17.10

22

«Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

20.10

23

Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

1

21.10

24-25

Поэзия 19 века о родной природе

Родная природа глазами русских поэтов и художников XIX века. «Перед ликом священной природы».



2

24.10.

27.10

26

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта

1

28.10

27

Стихотворение «Бородино».История создания стихотворения

1

31.10

28

Бородин­ская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова

1

10.11


29

Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино

1

11.11

30-31

Подготовка к классному сочинению.

Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

2

14.11

17.11

32

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

18.11

33

Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести.


1

21.11

34

Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».


1

24.11

35

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя.

1

25.11

36

Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму».

1

28.11

37

Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму».Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.

1

1.12

38

.

Герасим и Муму. Два решения.

1

2.12

39-40

Подготовка к написанию сочинения.

Р. Р. Классное сочинение. Анализ эпизода.

2

5.12

8.12

41-43

Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева.


3

9.12

12.12

15.12

44

Н.А. НЕКРАСОВ

Детские впечатления поэта.

1

16.12

45

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

1

19.12

46

Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам

1

22.12

47

«Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»).


1

23.12

48

Анализ письменных работ

1

26.12

49

Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник».

1

12.01

50

Творческая история рассказа «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин).


1

13.01

51

Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу

1

16.01

52-53

Подготовка к написанию сочинения Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

2

19.01

54

Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова.


1

20.01

55

Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам.

1

23.01

56

Жанровое своеобразие рассказа «Злоумышленник»

1

26.01

57

Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли»

1

27.01

58-59

Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни

2

30.01

2.02

60

Из литературы 20 века

Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина.


1

3.02

61

Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации, художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении

1

6.02

62

Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.


1

9.02

63

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

1

10.02

64

Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе.


1

13.02

65

Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта)

1

16.02

66

Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. («Петька на даче)


1

17.02

67

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе.


1

20.02

68

Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.


1

27.02

69

Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)



1

2.03

70

Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей;

1

3.03

71

Стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.


1

6.03

72

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

1

9.03

73

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде

1

10.03

74

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

13.03

75

А.П.Платонов Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита».


1

16.03

76

Рассказ «Никита».Тема,сюжет,композиция,идея произведения

1

17.03

77

Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.

1

20.03

78

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

1

3.04

79

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе.


1

6.04

80

Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдох­новение).

1

7.04

81

Приемы создания художественного образа «Каменный цветок»


1

10.04

82

Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

1

13.04

83

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника

1

14.04

84

Художественное своеобразие рассказа «Три охотника»

1

17.04

85

Система образов в рассказе «Три охотника»

1

20.04

86

В. П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе.

1

21.04

87

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

24.04

88

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

1

27.04

89-90

Подготовка к написанию сочинения.

Р. Р. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

2

28.04

4.05

91

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».


1

5.05

92

Юмористическое и лирическое в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.


1

11.05

93-94

Писатели 20 века о родной природе

Поэзия и проза XX века о родной природе.


2

12.05

15.05

95-96


Из зарубежной литературы



Путешествия и приключения в литературе.

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

2

18.05

19.05

97

Х. К. Андерсен.

Краткие сведения о писателе, его детстве

1

22.05

98

Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».

1

25.05

99

Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера

1

26.05

100

Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

1

29.05







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!