Пояснительная записка
Данная рабочая программа раскрывает содержание обучения литературе в 5-9 классах общеобразовательных учреждений.
Рабочая программа по литературе составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания основного общего образования;
Государственного стандарта основного общего образования;
Примерной программы основного общего образования по литературе;
Программы курса «Литература» 5-9 классы Авторы - составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин (ФГОС Инновационная школа). Москва «Русское слово» 2014.
программы развития учебных действий;
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности;
В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г.С.Меркина – М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплекс под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева.
Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы меж предметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».
Задачи программы:
развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;
развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
повысить индивидуальную активность;
повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;
расширить кругозор школьников.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 5 классе – 100 часов (3 часа в неделю). Программный материал будет пройден за счет уплотнения следующих тем:
Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. |
Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише». |
А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги». |
Учебно-тематический план
Содержание | Количество часов |
Введение | 1 |
Из мифологии | 3 |
Устное народное творчество | 4 |
Древнерусская литература | 2 |
Басни народов мира | 7 |
Из русской литературы 19 века | 6 |
Поэзия 19 века о родной природе | 36 |
Из русской литературы 20 века | 33 |
Родная природа в произведениях писателей XX века | 2 |
Из зарубежной литературы | 6 |
Основное содержание учебного курса 5 класс
1.Введение
Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель – книга – читатель. Книга художественная и учебная.
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д.).
2.Из мифологии
Рассказ о мифе и мифологии. Миф – своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.
Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.
Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.
Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.
Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии (или вечер одного стихотворения) — чтение наизусть стихотворений из античной поэзии.
3. Устное народное творчество.
Загадки. Пословицы и поговорки. Сказка «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки. Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего насвете не бывает». «Падчерица» (внеклассное чтение).
4. Древнерусская литература
Из «Повети временных лет». «Расселение славян». «Кий, Щек и Хорив». «Хазары». Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.
5.Басни народов мира
Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
Русская басня. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня
«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.
СВ. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями мультипликации басен И.А. Крылова.
Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» – конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов». Русская басня в 20 веке.
6. Из русской литературы XIX века
А.С. ПУШКИН
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина: чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.
Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациям портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.
Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).
Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.
7.Поэзия XIX века о родной природе
М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива...» Е.А. Баратынский. «Весна, весна! как воздух чист!..» Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной... », «Весенние воды», А.А. Фет. «Чудная картина...»
Родная природа глазами русских поэтов и художников XIX века. «Перед ликом священной природы».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.
Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).
Связь с другими искусствами: портрет, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве.
Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина»).
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В. Гоголя».
Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. И.С. Тургенев о языке в стихотворении и прозе «Русский язык».
Теория литературы: рассказ; углубление представления о теме художественного произведения; стихотворение в прозе, эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.
Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме.
Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево – Карабиха»).
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу.
Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.
Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.
Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».
8. Из литературы XX века
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении. Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.
Теория литературы: тема, эпизод, финал.
Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово)
Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Теория литературы: антитеза.
Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.
Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.
С.А. ЕСЕНИН
Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима – аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » – по выбору. Единство человека и природы. Малая и большая родина.
Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений о понятиях).
Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново – Москва».
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.
Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.
Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.
Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.
Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.
Развитие речи: пересказ.
В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Становление характера Васютки.
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
Теория литературы: юмор (развитие представлений).
Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.
Возможные виды внеурочной деятельности: инсценирование.
9.Писатели 20 века о родной природе
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:
В.Ф. Боков. «Поклон »;
Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу »;
Р. Г. Гамзатов. «Песня соловья »;
В.И. Белов. «Весенняя ночь»;
В.Г. Ра с п у т и н. «Век живи — век люби» (отрывок).
10. Из зарубежной литературы
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие (первичные представления о данных понятиях).
Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
Теория литературы: философская сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики.
Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария мультфильма, инсценирование сказки и ее постановка.
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы. Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.
Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
Теория литературы: рассказ (развитие представлений).
Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.
А. ЛИНДГРЕН
Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги » (отрывок).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.
Итоговый урок.
Встреча в литературной гостиной («Путешествие в мир книги»), или «Литературный карнавал» или литературный час («Я хочу рассказать вам...»).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих:
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
2. Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду.
4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, ценностям народов России и народов мира.
6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
8. Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
9. Формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.
10. Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
11. Значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членам своей семьи.
12. Развитие этического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
13. Совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
14. Использование различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.) для решения познавательных и коммуникативных задач.
Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих умения:
1. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
2.Самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
5. Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
6. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
7. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
8. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
9. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога.
10. Понимание литературы как одной из основных национально- культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.
11. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры.
12. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение.
13. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции.
14. Овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.
15. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального.
Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX –XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства: эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Достижению личностных, предметных и метапредметных результатов содействуют основные виды деятельности учителя и учащихся, нашедшие отражение в рабочей программе.
В 5 классе.
Работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, беседа, лексическая работа, составление ассоциативных рядов, презентация книг, заполнение рефлексивных таблиц, создание слайдовых презентаций, виртуальные и заочные экскурсии по местам жизни и творчества писателей, художественный пересказ, выразительное чтение и чтение по ролям, составление тезисных и цитатных планов, конструирование диалогов на основе материала учебника, создание вопросов, позволяющих скорректировать первоначальное восприятие текста учащимися, создание иллюстраций, составление рабочих материалов для сочинения, вопросов к статье учебника, работа с портретами писателей, иллюстрациями, репродукциями произведений живописи, созвучных по теме и настроению изучаемому произведению, прослушивание музыкальных произведений, устное словесное рисование, создание сценариев фильма и подписей под кадрами из мультфильма, конкурсы на лучшего знатока произведений, викторины по творчеству писателя, инсценирование и др.
Тематическое планирование
№п.п | Тема,раздел | Количество часов | Сроки прохождения |
1 | Введение Книга – твой друг. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). | 1 | 1.09 |
2 | Из мифологии Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса»,»Олимп» | 1 | 2.09 |
3 | ». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). | 1 | 5.09 |
4 | Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | 1 | 8.09 |
5 | Устное народное творчество Малые жанры фольклора. Загадки. | 1 | 9.09 |
6 | Пословицы и поговорки. | 1 | 12.09 |
7 | Сказка «Царевна-лягушка». Особенности волшебной сказки. | 1 | 15.09 |
8 | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке «Чего на свете не бывает». «Падчерица» (внеклассное чтение).
| 1 | 16.09 |
9 | Древнерусская литература Из «Повести временных лет» «Расселение славян» | 1 | 19.09 |
10 | «Кий, Щек, Хорив», Дань «хазарам» | 1 | 22.09 |
11 | Басни народов мира Жанр басни в мировой литературе Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград» | 1 | 23.09 |
12 | Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград | 1 | 26.09 |
| | | |
13 | Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса». | 1 | 29.09 |
14 | М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...». | 1 | 30.09 |
15 | «…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова). | 1 | 3.10 |
16 | «В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова). | 1 | 6.10 |
17 | Русская басня XX века. | 1 | 7.10 |
18 | Из литературы 19 века Детство и детские впечатления А. С. Пушкина | 1 | 10.10 |
19 | А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне». | 1 | 13.10 |
20 | А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки. | 1 | 14.10 |
21 | Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна». | 1 | 17.10 |
22 | «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). | 1 | 20.10 |
23 | Поэтические картины зимы. Стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога». | 1 | 21.10 |
24-25 | Поэзия 19 века о родной природе Родная природа глазами русских поэтов и художников XIX века. «Перед ликом священной природы». | 2 | 24.10. 27.10 |
26 | М. Ю. Лермонтов. Детство поэта | 1 | 28.10 |
27 | Стихотворение «Бородино».История создания стихотворения | 1 | 31.10 |
28 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова | 1 | 10.11 |
29 | Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино | 1 | 11.11 |
30-31 | Подготовка к классному сочинению. Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова». | 2 | 14.11 17.11 |
32 | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Повесть «Ночь перед Рождеством». | 1 | 18.11 |
33 | Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести. | 1 | 21.11 |
34 | Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». | 1 | 24.11 |
35 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. | 1 | 25.11 |
36 | Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму». | 1 | 28.11 |
37 | Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму».Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе. | 1 | 1.12 |
38 | . Герасим и Муму. Два решения. | 1 | 2.12 |
39-40 | Подготовка к написанию сочинения. Р. Р. Классное сочинение. Анализ эпизода. | 2 | 5.12 8.12 |
41-43 | Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в цикле «Стихотворений в прозе» И. С. Тургенева. | 3 | 9.12 12.12 15.12 |
44 | Н.А. НЕКРАСОВ Детские впечатления поэта. | 1 | 16.12 |
45 | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения. | 1 | 19.12 |
46 | Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам | 1 | 22.12 |
47 | «Есть женщины в русских селениях». (Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка»). | 1 | 23.12 |
48 | Анализ письменных работ | 1 | 26.12 |
49 | Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». | 1 | 12.01 |
50 | Творческая история рассказа «Кавказский пленник». Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). | 1 | 13.01 |
51 | Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу | 1 | 16.01 |
52-53 | Подготовка к написанию сочинения Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?». | 2 | 19.01 |
54 | Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П. Чехова. | 1 | 20.01 |
55 | Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. | 1 | 23.01 |
56 | Жанровое своеобразие рассказа «Злоумышленник» | 1 | 26.01 |
57 | Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересоли» | 1 | 27.01 |
58-59 | Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни | 2 | 30.01 2.02 |
60 | Из литературы 20 века Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.А. Бунина. | 1 | 3.02 |
61 | Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации, художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении | 1 | 6.02 |
62 | Рассказ «В деревне: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов. | 1 | 9.02 |
63 | Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник» | 1 | 10.02 |
64 | Л.Н.Андреев. Краткие сведения о писателе. | 1 | 13.02 |
65 | Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта) | 1 | 16.02 |
66 | Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала. («Петька на даче) | 1 | 17.02 |
67 | А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе. | 1 | 20.02 |
68 | Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа. | 1 | 27.02 |
69 | Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово) | 1 | 2.03 |
70 | Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; | 1 | 3.03 |
71 | Стихотворение «Полный месяц над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. | 1 | 6.03 |
72 | Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. | 1 | 9.03 |
73 | Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде | 1 | 10.03 |
74 | Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...» | 1 | 13.03 |
75 | А.П.Платонов Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». | 1 | 16.03 |
76 | Рассказ «Никита».Тема,сюжет,композиция,идея произведения | 1 | 17.03 |
77 | Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. | 1 | 20.03 |
78 | Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле». | 1 | 3.04 |
79 | П.П. БАЖОВ Краткие сведения о писателе. | 1 | 6.04 |
80 | Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение). | 1 | 7.04 |
81 | Приемы создания художественного образа «Каменный цветок» | 1 | 10.04 |
82 | Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе. | 1 | 13.04 |
83 | Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника | 1 | 14.04 |
84 | Художественное своеобразие рассказа «Три охотника» | 1 | 17.04 |
85 | Система образов в рассказе «Три охотника» | 1 | 20.04 |
86 | В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. | 1 | 21.04 |
87 | В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 | 24.04 |
88 | Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро». | 1 | 27.04 |
89-90 | Подготовка к написанию сочинения. Р. Р. По рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Сочинение «Как Васютка выжил в тайге» | 2 | 28.04 4.05 |
91 | Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | 1 | 5.05 |
92 | Юмористическое и лирическое в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. | 1 | 11.05 |
93-94 | Писатели 20 века о родной природе Поэзия и проза XX века о родной природе. | 2 | 12.05 15.05 |
95-96 | Из зарубежной литературы Путешествия и приключения в литературе. Д. Дефо «Робинзон Крузо». | 2 | 18.05 19.05 |
97 | Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве | 1 | 22.05 |
98 | Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей». | 1 | 25.05 |
99 | Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера | 1 | 26.05 |
100 | Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение. | 1 | 29.05 |