СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 5 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе, 5 класс, создана на основе УМК Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.А.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 5 класс»

муниципальное общеобразовательное учреждение

Ильинская средняя общеобразовательная школа



Утверждаю

Директор школы

_______

Приказ по школе №

от «___» ______2017 г.







Рабочая программа

по литературе

для 5 класса







составитель

Мещерская Галина Леонидовна,

учитель русского языка и литературы


















2017/2018 учебный год


.1. Место учебного предмета в учебном плане

БУП-2010 отводит на изучение литературы в 5 классе 105 час.(3 урока в неделю). Данная рабочая программа составлена на 102 часа в соответствии с циклограммой работы школы на 2016-2017 уч. г.


2. Результаты изучения учебного предмета


Личностными результатами являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• самоопределение и самопознание, ориентация в системе личностных смыслов на основе соотнесения своего «я» с художественным миром авторов и судьбами их героев.


Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.



Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы; 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка; 

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; 

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы,

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



5. Содержание тем учебного курса (5 класс- 102 часа)


Литература как искусство словесного образа — 1 час

Литература и жизнь. Литература как искусство словесного образа. Вы­мысел. Литература как учебный предмет.

Реальность и вымысел. Фольклор.

Малые жанры фольклора — 3 час

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жан­ры фольклора. Выражение народного миропонимания. Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц. Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.


Русские народные сказки — 4 часа. Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художествен­ный мир сказок. Виды сказок.

  • «Хрустальная гора...». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

  • «Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеоб­разие содержания. Отражение народного уклада жиз­ни и нравов. Поучительность бытовой сказки. Положительный герой и его противники.

  • «Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказатель­ность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.


Внеклассное чтение. «Пойди туда, не знаю куда...» — 1 час


Авторская сказка


Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки – 1час


А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богаты­рях» — 3 часа. Слово о писателе. Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Сюжет сказки. Образы героев. Поэтическое мастерство Пушкина. Понятие о стихотворной сказке. Фольклорные традиции в сказке Пушкина.


Е.Л. Шварц. Сказка «Два клена» — 3 часа. Слово о писателе. Специфика драматургического произве­дения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Фольклорная основа сю­жета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Э.-Т.-А. Гофман. Сказка «Щелкунчик» — 3 часа. Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.


Н.В. Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» — 5 часов. Слово о писателе. Фантастическая повесть. Сказочный характер фантастики. Волшебные и фольклорные основы повести. Реальное и фантастическое в произведении. Поэтизация картин народной жизни. Фольклорные традиции. Изображение конфликта тёмных и светлых сил. Изображение быта в по­вести. Художественные средства. Юмор. Живописность языка гоголевской прозы. Сочетание лиризма и юмора в повести. Яркость характеров. Характер повествования.


М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца» — 4 часа. Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная про­блематика. Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.


П.П.Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» — 2 часа. Предание, сказ, сказка. Реальное и чудесное. Образ главного героя. Аллегорический образ Медной горы Хозяйки. Роль рассказчика.


В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было» — 1 час. Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказа­тельность.


Внеклассное чтение. В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное серд­це» — 1 час


Басня


Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Аллегория и мораль в басне – 1 час


И.А. Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Ворона и Лиси­ца», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Волк и Ягнёнок» «Волк на псарне» 5 часов. Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о жи­вотных. Образы и сюжеты. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Аллегория и мораль, формы её воплощения. Поучительный характер басен. Своеобразие языка басен Крылова.


Внеклассное чтение. Эзоп. Басни «Крестьянин и его сы­новья». «Соловей и ястреб». «Ворон и Лисица». «Жук и муравей» Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». «Жёлудь и тыква». Готхольд Эфраим Лессинг. Басня «Свинья и Дуб» 1 час. Сюжеты античных басен и их обработка в литературе 17-18 вв. аллегория как форма иносказания и средство раскрытия определённых свойств человека. Нравственные проблемы и поучительный характер басен.


Этот необычный мир...


Легенда

Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Историческая легенда. Поэтическая легенда – 1 час


А.С. Пушкин. Стихотворение «Анчар» — 2 час. Слово о писателе. Добро и зло в че­ловеке и мире. Поэтический мир стихотворения.


М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы» — 2 часа. Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизнен­ного выбора. Поэтический мир стихотворения.


«Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призва­ние варяжских князей», «Из сказаний о князьях Олеге, Иго­ре, княгине Ольге», «Создание славянской азбуки») — 2 часа. Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предание. Проблема авторства. Авторы славянской азбуки. Фольклорные элементы. Образно-стилистические особенности жанра летописи.


А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» —2 часа. Интерес Пушкина к истории России. Легендарное и художественное. Летописная основа про­изведения. Традиции народной поэзии в создании образов. Смысл противопоставления образов Олега и кудесника. Особенности композиции произведения. Признаки жанра баллады. Художественные средства произведения, позволившие воссоздать атмосферу Древней Руси.Человек и судьба. Поэтический мир произве­дения.


Внеклассное чтение. «Легенда о Томасе Лермонте» —1 час


Лирическое стихотворение.

Первоначальное понятие о лирике. Мир чувств. Мир души и чувств. – 1 час

А.С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «И.И. Пущину» — 2 часа. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Жизненная основа душевных переживаний. Мотив дружбы, прочного союза друзей. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Листок», «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — 3 часа. Стремление человека к гармонии с миром. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Поэтический мир стихотворения.

Мир природы


А.А. Фет. Стихотворения «Я пришел к тебе с приветом...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Мотылек», «Мальчику» — 3 часа. Слово о писателе. Философская проблематика стихотворений Фета. Лирические переживания человеком ми­ра: впечатления, чувства, душевные состояния. Природные образы и средства их создания. Поэтичес­кий мир стихотворения.


Ф.И. Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров...», «Летний ве­чер» — 3 часа. Слово о писателе. Философская проблематика стихотворений Тютчева. Образы природы в лирическом произ­ведении. Природные образы и средства их создания. Человек и природа. Поэтический мир стихотво­рения.


Н.А. Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» —3 часа. Слово о писателе. Изображение жизни простого народа. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика. Особенности ритмической организации. Роль диалогов в стихотворении. Авторское отношение к героям. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.


И.А. Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у до­роги...» — 1 час. Слово о писателе. Особенности изображения природы. Образ оленя и средства его создания. Тема красоты природы. Символическое значение природных образов. Пушкинские традиции в пейзажной лирике поэта. Композиция. Поэти­ческий мир стихотворения.


С.А. Есенин. Стихотворение «Береза» — 1 час. Слово о писателе. Самобытность поэта. Особенности создания картин природы. Образ природы. Олицетворение как основной художественный приём. Напевность стиха. Поэтический мир стихо­творения.


Внеклассное чтение. Г. Гейне. «На севере диком...» (пер. М.Ю. Лермонтова). И.-В. Гёте. «Ночная песня стран­ника» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С. Заяицкого) — 1 час


Роман, повесть, рассказ

Эпические жанры литературы. Событие в эпическом произведении - 1 час


Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (главы I, II, V, X, XXVI, XXVII, XXVIII, XXX) –

4 часа. Слово о писателе. Жанровое своеобразие романа. Образ главного героя. Случай и судьба в жизни человека. Изображение мужества человека и его умения противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Воля и труд. Образ путешественника в литературе.


А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Пробле­ма испытания и преодоления. Нравственная проблематика.


А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» — 2 часа. Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа. Образ главного героя. Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы.


И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг» — 4 часа. Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.


Ю.П. Казаков. Рассказ «Оленьи рога» — 2 часа. Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировоспри­ятия в жизни человека.


Дж. Лондон. Повесть «Сказание о Кише» — 2 часа. Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.


В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро» — 3 часа. Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятель­ствах. Изображение становления характера главного героя. Самообладание маленького охотника. Мальчик в борьбе за спасение. Преодоление себя. Образ главного героя. Картины родной природы.


М.М. Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова» — 1 час. Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира де­тей. Комическое.


Внеклассное чтение. «Мы помним» (произведения о Ве­ликой Отечественной войне) — 1 час.



В данной рабочей программе на аудиторные часы отведено 87 часов, на проведение уроков развития речи -6 ч. и внеклассного чтения – 7 часов. В начале и в конце учебного года проводится диагностическая работа по проверке знаний учащихся (контрольная работа), а также читательская конференция учащихся .


Отметим отличия в рабочей учебной программе от авторской:


Авторский вариант распределения часов

Вариант учителя

Аудиторные занятия – 88 часов.

Аудиторные занятия – 87 часов

Аудиторные сочинения – 6 часов.

Уроки развития речи – 6 часов.

Внеклассное чтение – 6 часов.

Внеклассное чтение – 7 часов.

-

Стартовый и итоговый контроль – 2 час

-

Читательская конференция – 1 час (учтён во вн.чт.)

Резерв – 5 часов

Резерв – нет.

Всего 105 часов

Всего 102 часа



Изменения, внесенные учителем



Произведение

Кол-во часов в программе Г.В. Москвина

Кол-во часов в рабочей программе


Причина изменений

Стартовая диагностическая работа

0

1

Диагностика уровня литературного развития учащихся после начальной школы

Русские народные сказки

6

5

С устным народным творчеством обучающиеся знакомятся уже в начальной школе. Сказка не вызывает больших трудностей в изучении, поэтому количество часов сокращено (1 час на изучение литер-х сказок, предусмотренных Примерной программой ).

Х.К. Андерсен «Снежная королева» (обзор).

0

1

Добавлено в связи с выполнением ФГОС и примерной программы по литературе

А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» (обзор).

0

1

Добавлено в связи с выполнением ФГОС и примерной программы по литературе

И.А. Крылов. Басни.

«Волк на псарне»

8

7

С данным жанром литературы обучающиеся знакомятся уже в начальной школе. Кроме того, .басни «Слон и Моська» и «Лебедь, Рак и Щука» изучались в 4 классе, поэтому количество часов сокращено, но зато добавлена басня «Волк на псарне»

М.Ю.Лермонтов. «Листок», «Молитва»


3

2

Небольшие лирические произведения, поэтому количество часов сокращено)

А.А. Фет. Стихи.

А.А.Фет «Чудная картина»

4

3

Представленные авторской программой стих-я изучаются за 3 урока, т.к. они небольшие по объёму произведения, поэтому количество часов сокращено (добавлен 1 час на изучение стих-я «Чудная картина», предусмотренных стандартами второго поколения. Освободившийся 1 час на добавлен на изучение стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

2

3

Это большое по объёму и содержанию произведение, поэтому нужно организовать более сложный вид деятельности

Ф.И. Тютчев. Стихи.


4

3

Представленные авторской программой стих-я изучаются за 3 урока, т.к. они небольшие по объёму (1час используем на изучение стих-й А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт».)

А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт».

0

1


Для изучения добавлены стих-я А.К. Толстого «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» и Н.А. Заболоцкого «Гроза дёт» в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы по литературе

И.А. Бунин. «Гутой зелёный ельник у дороги…».

И.А. Бунина «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»)

1

2


Для изучения добавлено стих-е И.А. Бунина «Листопад» в связи с выполнением ФГОС

С.А. Есенин. «Берёза»

1

2



1 час добавлен на обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся).

Д.Дефо. «Робинзон Крузо».

3

4

Это большое по объёму произведение всегда вызывает интерес у детей, поэтому целесообразно увеличить кол-во часов на изучение.

А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты).

0

1

Добавлено для изучения в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы по литературе

М. Твен. Приключения Тома Сойера» (фрагменты)

0

1

Добавлено для изучения в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы по литературе

О Генри «Вождь краснокожих»

0

1

Добавлено для изучения в связи с выполнением ФГОС и Примерной программы по литературе

М.М.Зощенко Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое», «Золотые слова

2

1

Сокращено количество часов (на 1 ч) на изучение рассказов М.М.Зощенко, т.к. они тоже изучались в нач. школе. Этот лишний час использован на изучение новеллы Генри «Вождь краснокожих», т.к. он есть в примерной программе по литературе.

Итоговый контроль

-

1

Для осуществления итогового контроля необходимо отдельное время. Данный час нужно внести в часы, отводимые на обобщение.

Читательская конференция

-

1

Данный час можно внести в часы, отводимые на внеклассное чтение.


Тематическое планирование

Учебно-тематический план


.

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них


Развития речи

Внеклассное чтение

1

Стартовая диагностическая работа

1




2

Литература как искусство слова

1




3

Фольклор.

8



1

4

Авторская сказка

25


2

1

5

Басня

7



1

6

Легенда

10



1

7

Лирическое стихотворение

21


1

1

8

Роман, повесть, рассказ

26


3

1

9

Обобщение изученного (итоговый контроль)

2


1


Итого:

102

6

7



Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. четко определяет уроки внеклассного чтения. В рабочей программе количество уроков внеклассного чтения не увеличено, но в Примерной программе по литературе (ФГОС 2010) содержатся произведения, которые не изучаются по программе Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.(они выделены синим цветом), поэтому данные произведения введены в рабочую программу. Их тоже можно рассматривать как уроки внеклассного ятения.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Согласно рекомендациям Примерной программы основного общего образования по литературе и методическому письму о преподавании предмета количество аудиторных сочинений в 5 классе равно 3+1, домашних равно 1. Авторы программы Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. не указывают, какие художественные произведения выносятся на уроки развития речи, следовательно, учитель сам определяет их, исходя из своего понимания, интересов учеников класса. Поэтому на уроки развития речи спланированы следующие произведения:

Р/р №1 Классное обучающее сочинение «Написание аннотации» на изученное произведение

Р.р.№ 2. Подготовка к домашнему обучающему сочинению-рассуждению по сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». «Кто прав: Настя или Митраша?».

Р.р.№ 3. Классное обучающее сочинение-анализ лирического стихотворения (по выбору учащихся).

Р.р.№ 4. Классное обучающее сочинение-рассуждение. «Что помогло Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?».

Р.р.№ 5. Классное обучающее сочинение-рассуждение «Что в жизни главнее: везение или упорный труд?» (по рассказу А. Грина «Зелёная лампа»).

Р.р.№ 6. Классное обучающее сочинение-описание «Главный герой в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями: «На протяжении каждого учебного года должно быть выучено минимально 15 стихотворений, отрывков из прозаических произведений. Дополнение списка произведений для заучивания наизусть и определение жанра произведения учитель осуществляет самостоятельно согласно авторской программе.

Отрывок произведения (поэтический 5-11 классы) должен представлять законченный смысловой текст, равный не менее 30 строк; прозаический текст – 10-15 строк (5-8 классы), 15-20 строк (9-11 классы). Тексты для заучивания наизусть из драматического произведения определятся формой монолога.

В списке подчеркнуты произведения, входящие в кодификатор элементов содержания по литературе, предлагаемых в качестве контрольных материалов для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников. Следовательно, на данных произведениях необходимо акцентировать внимание ученика и учителя»

5 класс: 12поэт.+2пр.+1драм.

  1. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

  2. А.С. Пушкин «Анчар» (отрывок или всё: по возможности ученика).

  3. А.С. Пушкин «Няне».

  4. А.С. Пушкин «И.И. Пущину».

  5. А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (отрывок).

  6. Е.Л. Шварц «Два клёна».

  7. И.А. Крылов «Волк и Ягнёнок» (или «Демьянова уха», или «Волк на псарне», или «Свинья под дубом» по выбору ученика»).

  8. М.Ю. Лермонтов «Три пальмы».

  9. Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок).

  10. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Весенние воды» (по выбору ученика»).

  11. А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом…».

  12. И.А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…».

  13. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством» (отрывок).

  14. В.П. Астафьев «Васюткино озеро» (отрывок).

  15. С.А. Есенин «Берёза».

6. Тематическое планирование


Раздел

Кол-во

часов

Из них

Планируемые результаты

Вид контроля



р/р

Вн/чт

Предметные

метапредметные


Введение

Литература как искусство слова

1час

-

-

Ученик научится:

- Пользоваться учебником

- Познакомится со спецификой предмета литературы


Ученик научится:

П: искать и выделять необходимую информацию из учебника

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей

К: точно выражать свои мысли, вступать в диалог


Стартовая диагностическая работа

1

-

-



Диагностическая работа

Раздел I. Реальность и вымысел

Тема 1.

Фольклор

8 час

-

1

Ученик научится:

- различать пословицы и поговорки

- выявлять художественные приёмы, характерные для малых жанров фольклора

- создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок

-выявлять признаки сказки как жанра фольклора

- различать волшебные, бытовые и сказки о животных

- выразительно читать сказку

- пересказывать сказку

- формулировать идею сказки

- характеризовать героев сказок

- устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным.

- сопоставлять литературные произведения

Ученик научится:

- сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы

- устно отвечать на вопросы

- читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

- ставить цель урока

- уметь планировать работу в паре и в группе

- оценивать свою деятельность и её результаты на уроке

-

Текущий, тематический

(тест)

Тема 2.

Авторская сказка

26час

2

1

Ученик научится:

- выразительно читать сказки и пересказывать их, не пропуская композиционных элементов, используя характерные для сказок художественные приёмы

-формулировать идею сказки

- характеризовать героев сказок

-устно отвечать на вопросы

-находить в тексте незнакомые слова и определять их значение

- устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным.

- сопоставлять литературные произведения: сюжеты, персонажей сказок.

- отличать литературную сказку от авторской и русской народной

- выявлять признаки драматургического произведения

Ученик научится:

Коммуникативные:

формулировать собственное мнение и позицию

- уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

-– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения;



Текущий, тематический

Раздел


Кол-во

часов

р/р

Вн/чт

Планируемые результаты

Вид контроля





Предметные

метапредметные



Тема 3

Басня

7 час

-

1

Ученик научится:

- выразительно читать басню

- выявлять художественные особенности произведения

- формулировать мораль басни

- устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным.

- устно отвечать на вопросы


Ученик научится:

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию

- уметь оформлять свои мысли в письменной и устной форме

-– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

- рецензировать выразительное чтение одноклассников, исполнение актёров

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами чтения

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения;




Текущий

Раздел II. Этот необычный мир…


Кол-во

часов

р/р

Вн/чт

Предметные

метапредметные


Тема 1. Легенда


10 час


-


1


Ученик научится:

- читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

- выразительно читать стихотворение

- выявлять художественные особенности и идею произведения

- воспринимать древнерусский текст в современном переводе

- сопоставлять литературные произведения

- - устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным.



Ученик научится:

Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

высказывать и обосновывать свою точку зрения

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным.


извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами

чтения

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения;


Текущий

Тематический (тест)

Тема 2

Лирическое

стихотворе-

ние


21час


1


1

Ученик научится:

-выразительно читать стихотворения

- выявлять идею лирического произведения

- устно отвечать на вопросы

- читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника


Ученик научится:

Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

высказывать и обосновывать свою точку зрения

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным.


извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами

чтения

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения;


Текущий, тематический

(тесты)

Тема 3

Роман, повесть, рассказ


26


3



1

Ученик научится:

- читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника

- выразительно читать стихотворение

- выявлять художественные особенности и идею произведения

- воспринимать древнерусский текст в современном переводе

- сопоставлять литературные произведения

- устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным.

- письменно отвечать на вопросы

- характеризовать героя произведения

- составлять план произведения

- сопоставлять героев произведений


Ученик научится:

Коммуникативные:

- слушать и слышать друг друга

- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

высказывать и обосновывать свою точку зрения

- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Регулятивные:

- самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока

- самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, ознакомительным.

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами

чтения

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

- строить рассуждения;


Текущий, тематический

Обобщение изученного

2


1



Итоговая контрольная работа

ВСЕГО:

102

6

7
















































9. Планируемые результаты изучения литературы в 5 классе

(умения, выносимые на проверку)


Устное народное творчество

Ученик научится:

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;

различать фольклорные и литературные произведения

обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

выделять нравственную проблематику фольклорных текстов;

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;

выбирать фольклорные сказки для самостоятельного чтения

использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях

определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

выразительно читать сказки;

пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки,

отличать литературную сказку от фольклорной;

Русская литература XIXXX вв.

понимать тематику изученных произведений

определять идею изученных произведений

различать стихотворение и прозу как формы художественной речи

находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение)

различать образ автора и лирического героя в произведении

выделять элементы композиции и сюжета

выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

правильно определять родовую природу художественных произведений (в пределах изученного)

правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров)

 создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сочинения-рассуждения

создавать собственный текст аналитического характера в формате письменного ответа на вопрос

работать с текстом учебника для получения историко-литературной информации

воспроизводить историко-литературную информацию из учебника



Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»


Класс

Личностные результаты

Предметные результаты, включая результаты по формированию основ смыслового чтения и работы с текстом

Метапредметные результаты

Формирование универсальных учебных действий, включая результаты формирования ИКТ –компетентности

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

5 -6 кл

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы

- любовь к Родине, чувство гордости за свою страну

• уважение к другим народам России и мира

• уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

• уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

• умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

• потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности


Ученик научится:

поиск информации и понимание прочитанного

• ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл

• находить в тексте требуемую информацию

• решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

преобразование и интерпретация информации

— делать выводы из сформулированных посылок;

— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

оценка информации

• откликаться на содержание текста:

— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

— находить доводы в защиту своей точки зрения;

Ученик научится:

- создавать текст на русском языке с использованием клавиатурного письма

- выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступления перед аудиторией

- использовать различные приёмы поиска информации в Интернете


Ученик научится:

- планировать и выполнять исследование и учебный проект, используя оборудование, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме

- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме










10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!