СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по литературе 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 8 класс»

Календарно – тематическое планирование ЛИТЕРАТУРА 8 класс

уро ка

Дата

Тема / Содержание

Кол-

во ча

сов

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

НРК

Вид деятельности

Тип урока

Практическая часть

Ц

О

Р

1

02.9

Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.

1

Выявление уровня литературного развития учащихся. Историзм творчества классиков русской литературы.


Беседа. Тестирование

Изучение нового материала

Тест


2

7

Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни.

Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр, её тематика и поэтика.

1

Особенности художественной формы фольклорных произведений. Тематика и поэтика народных песен и частушек.


Рассказ учителя. Беседа.

Изучение нового материала. Практикум

Записать 3-5 частушек.


3

10

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком»

1

Особенности содержания и художественной формы народных преданий


Беседа.

Выразитель-

ное чтение

Изучение нового материала. Практикум



4

14

Житейская литература как особенный жанр древнерусской литературы.

«Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского.

1

Особенности содержания и формы воинской повести и жития. Сюжет. Тема. Образ Александра Невского.


Рассказ учителя. Беседа

Практикум

Изучение нового материала. Практикум

Пересказ сказки с использова­нием её жанровых особенностей


5

17

«Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Новые герои, сатирический пафос произведения.

1

Особенности поэтики бытовой сатирической повести.


Рассказ учителя.

беседа.

Практикум.

Урок внеклассно-

го чтения.

Подготовить пересказ


6

21

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены)

слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.

1

Понятие о классицизме.

Речевые характеристики главных героев как средство создания комического.


Рассказ учителя.

Беседа.

Ролевое

чтение

Изучение нового материала. Практикум

Подготовить ролевое чтение трёх эпизодов комедии


7

24

Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1

Особенности анализа эпизодов драматического произведения. Основные правила классицизма при создании произведения.


Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям.

Изучение нового материала. Практикум

Мини - сочинение


8

28

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни, их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и исторических пороков.

1

Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и исторических пороков.

Н Р К

Рассказ.

Беседа.

Выразитель-

ное чтение.

Изучение нового материала. Практикум

Мини - сочинение


9

30

И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа.

1

Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и исторических пороков.


Беседа. Выразитель-

ное чтение.

Урок внеклассно-

го чтения.

Задания учебника


10

5.10

К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра.

1

Биография К.Ф. Рылеева Образ Ермака Тимофеевича. Сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра.


Рассказ учителя. Практикум. Выразитель-

ное чтение


Изучение нового материала. Практикум

Мини –

сочинение



11

7

А,С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы.

1

Биография А.С.Пушкина.

История создания стихотворений. Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы



Рассказ учителя. Беседа.

Выразитель-

ное чтение


Изучение нового материала. Практикум



12

12

А.С. Пушкин и история.
Историческая тема в
творчестве А. С. Пушкина

1

Историческая тема, в творчестве

А.С. Пушкина


Рассказ учителя.

Беседа.

Семинар



13

14

А.С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к
Пугачеву народа, дворян и
автора.

1

История пугачевского восстания в художествен ном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора.



Викторина

Рассказ учителя. Беседа.

Изучение нового материала. Практикум



14

19

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.

1

История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.


Рассказ учителя.

Беседа

Изучение нового материала. Практикум



15

21

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.

1

Жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич.


Изучение нового материала. Практикум

Беседа,
обучение устному

рассказу

Мини - сочинение



16

26

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

1

Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.


Изучение нового материала. Практикум

Беседа.

Викторина

составление характеристики

Составление характеристики


17

28

Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке.


1

Пугачев и народное

восстание

Народное восстание в авторской оценке



Изучение нового материала. Практикум

Беседа

Практикум



18



Гуманизм и историзм

А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка» Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Капитанская дочка».

1

Фольклорные мотивы, Понятие о романе и реалистическом произведении.


Беседа

Урок развития речи

План сочинения

+

домашнее

сочинение



19


А.С. Пушкин повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.

1

Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога.


Рассказ учителя. Беседа.

Изучение нового материала. Практикум



20


Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина.

1

Проверить усвоение знаний по теме



Тест

Тест


21


М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.

Воплощение

исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова

1

Биография поэта Воплощение истории- ческой темы в

творчестве М.Ю. Лермонтова



Рассказ учителя. Сообщения уч-ся,

выразительное чтение

Изучение нового материала. Практикум

Семинар


22


М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы.

1

История создания поэмы. Образ Мцыри



Беседа.

Сообщения уч-ся,

выразитель- ное чтение


Изучение нового материала. Практикум



23


Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри», Развитие представлений о жанре романтической поэмы.


1

Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы.


Рассказ учителя. Сообщения уч-ся,

выразительное чтение

Изучение нового материала. Практикум



24


Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода поэмы «Мцыри» (по выбору учащегося)»: «Мцыри как

романтический герой»; «Природа и человек в поэме «Мцыри».

1

Обучение сочинению по
поэме «Мцыри»: «Анализ
эпизода к поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)»; «Мцыри как романтический герой»; «Природа и человек в поэме «Мцыри».


Беседа, сообщения учащихся

Урок развития речи

План сочинения +

домашнее

сочинение



25


Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя


1

Исторические произведения в творчестве Гоголя.

Биография Н.В. Гоголя



Сообщения уч-ся

Семинар



26


Н.В. Гоголь. «Ревизор» как
социальная комедия «со
злостью и солью». История
создания комедии и ее первой
постановки. «Ревизор» в
оценке современников.

1

История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников.



Рассказ учителя.

Беседа.

Сообщения уч-ся.


Изучение нового материала. Практикум



27


Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе.

1

Пороки чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Комедии, сатира и юмор.



Беседа.

Сообщения уч-ся.

Выборочное чтение


Изучение нового материала. Практикум



28


Хлестаков. Понятие о

«миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление


Беседа.

Сообщения уч-ся.

Викторина

Изучение нового материала. Практикум



29


Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия,

кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении»

1

Усвоение материала по

теме «Роль эпизода в

драматическом произведении»



Беседа.

Составление плана

Урок развития речи

План сочинения +

домашнее

сочинение



30


Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человечка» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества

1

Образ «маленького человечка»

Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества.


Рассказ учителя.

Беседа.

Сообщения уч-ся.

Изучение нового материала. Практикум



31



Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании.


1

Роль фантастики в повествовании. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга


Беседа.

Сообщения уч-ся.

Викторина

Изучение нового материала. Практикум

Викторина


32

23.01

М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки.

1

Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» Образы

градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык


Рассказ учителя.

Беседа

Изучение нового материала. Практикум



33

27

Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к

домашнему сочинению.

1

Анализ эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению


Беседа

Урок развития речи

План сочинения +

домашнее

сочинение


34

30

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н,В. Гоголя,

М.Е. Салтыкова-Щедрина.


1

Усвоение материала по теме « Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина



Тест

Урок контроля

Тест


35

3.02

Н.С. ЛесковНравственные проблемы рассказа «Старый гений».. Защита обездоленных.

1

Биография поэта

Нравственные проблемы

рассказа Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе.

Художественная деталь

как средство создания

художественного образа.


Рассказ учителя.

Беседа

Изучение нового материала. Практикум



36

6

Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала»

1

Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные

герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа


Рассказ учителя.

Беседа

Изучение нового материала. Практикум



37


10

Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении

1

Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа


Беседа

Выборочное чтение

Изучение нового материала. Практикум



38

13

Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество»

1

Сюжет, проблемы, герои повести




Урок внеклассного чтения.


39

17

Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова

1

Тематика, художественно – изобразительные средства

Н Р К

Выразительное чтение, анализ


Урок внеклассного чтения.


40

20

А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье

1

Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений)


Беседа

Выборочное чтение

Изучение нового материала. Практикум



41

24

И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ»

Мастерство И.А. Бунина – прозаика.

1

И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя


Беседа

Изучение нового материала. Практикум



42

27

А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле


Рассказ учителя

Беседа

Изучение нового материала. Практикум



43

3.03

Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна

1

отстаивание своей точки зрения по теме счастья.


Беседа

Урок развития речи



44

6

А.А. Блок. Слово о поэте, Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории.



1

Историческая тема в творчестве Блока («Россия».) Образ России и се истории. Сюжет, проблемы, герои

НРК

Я без

Урала не

могу


Рассказ учит.

Беседа Обучение выразитель-

ному

чтению

Изучение нового материала. Практикум



45

10

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме.

1

Понятие о

драматической поэме.

Сюжет, проблемы, герои



Рассказ учит.

Беседа Обучение выразитель-

ному

чтению

Изучение нового материала. Практикум



4647

13

Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению.


1

Образ Пугачева в фольклоре,

произведениях А.С. Пушкина и

С.А. Есенина.



Рассказ учителя, беседа

Урок развития речи

Сочинение


48

17

И,С. Шмелев, Слово о писателе, «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.

1

Биография поэта; Тема рассказа. Стиль писателя



Рассказ учителя, беседа

Изучение нового материала. Практикум



49

20

Журнал «Сатирикон».
Тэффи. «Жизнь и воротник».

М.М. Зощенко.
«История болезни».

1

Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности.


Рассказ учителя, беседа


Урок внеклассного чтения.


50

3.04

М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочинение реальности и фантастики в рассказе «Пенсне».

1

Биография поэта Тема рассказа Стиль писателя


Рассказ учителя, беседа

Изучение нового материала. Практикум



51

7

Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого,

А.П. Чехова, И.Л. Бунина,

М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина

1

Усвоение материала по творчеству Л.Н. Толстого, А,П. Чехова, И.Л. Бунина,

М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина


Тест.

Мини - сочинение

Урок контроля

Тест.

Мини - сочинение


52

10

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками.

1

Биография В . Т . Твардовского. Мастерство поэта Восприятие поэмы современниками.

НРК

Рассказ учителя. Выразительное чтение

Беседа

Изучение нового материала. Практикум



53

14

Василий Теркин - защитник

родной страны. Новаторский

характер образа Василия

Теркина. Правда о войне в поэме

Твардовского.

1

Образа Василия Теркина.

Правда о войне в поэме

Твардовского.

1


Обучение устному рассказу. Выразительное чтение

Изучение нового материала. Практикум



54

17

Композиция и язык в поэме

«Василий Теркин». Юмор.

Фольклорные мотивы. Авторские

отступления. Мастерство

А. Т. Твардовского в поэме.

1

Композиция и язык в

поэме «Василий Теркин».

Юмор. Фольклорные

мотивы.


Беседа

Выборочное чтение

Изучение нового материала. Практикум



55


21

А.П. Платонов. Слово о

писателе. Картины войны и

мирной жизни в рассказе

«Возвращение». Нравственная

проблематика и гуманизм рассказа

1

Сюжет, проблемы, герои

Мастерство писателя


Беседа

Выборочное чтение

Урок внеклассного чтеня



56

24

Урок-концерт. Стихи и песни о

Великой Отечественной войне.

Боевые подвиги и военные будни в творчестве

М. Исаковского

«Катюша», «Враги сожгли

родную хату.,.», Б. Окуджавы

«Песенка о пехоте», «Здесь

птицы не поют ...»,

А, Фатьянова «Соловьи»,

Л. Ошанина «Дороги».

1

Боевые подвиги и

военные будни в

творчестве поэтов 20 века

Язык произведений

Н Р К

Беседа. Практикум

Выборочное

чтение

Выразительное

чтение

Урок развития речи



57

28

В.П. Астафьев. Слово о

писателе. Проблемы рассказа

«Фотография, на которой меня

нет». Отражение военного

времени в рассказе. Развитие представлений о герое повествователе

1

Сюжет, проблемы, герои

Мастерство писателя


Беседа

Выборочное чтение

Рассказ учителя

Изучение нового материала. Практикум



58

5

Классное сочинение «Великая

Отечественная война в

литературе XX века»

1


Н Р К


Урок развития речи

Сочинение


5960

8

Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспомина- ния, грусти, надежды.

1

Тема Родины в поэзии

20 века.

Н Р К

Выразительное чтение

Урок внеклассного чтеня



61

12

У. Шекспир. Слово о писателе.

«Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта».

1

Сюжет, проблемы, герои

Конфликт как основа

сюжета драматического

произведения.

Н Р К

Рассказ учителя Беседа.

Выразительное

чтение

Изучение нового материала. Практикум



62

15

Сонеты У. Шекспира. «Кто

хвалился родством своим и

знатью,..», «Увы, мой стих не

блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии.

1

Сонет как форма

лирической поэзии.

Воспевание поэтом

любви и дружбы.

Н Р К

Рассказ учителя Беседа.

Выразительное

чтение

Изучение нового материала. Практикум



63

64

19

Ж -Б. Мольер. «Мещанин во

дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежествен- ных буржуа.

Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство

писателя. Общечеловеческий

смысл комедии

1

Сюжет, проблемы, герои

Мастерство писателя

Черты классицизма в

комедии Мольера.


Беседа

Викторина

Выборочное чтение

Изучение нового материала. Практикум



6566

22

Дж. Свифт. Слово о писателе.

«Путешествие Гулливера как

сатира на государственное

устройство общества.

1

Сюжет, проблемы, герои

Мастерство писателя.


Беседа

Викторина

Урок внеклассного чтеня




67

26

В. Скотт. Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический

роман

1

Сюжет, проблемы, герои

Мастерство писателя.


Беседа

Викторина

Урок внеклассного чтеня



68

29

Литература и история в

произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето

1

Усвоение материала за

курс 8 класса


Тест

Урок - зачёт

Тест


69


По страницам книг

( Литература Южного Урала)

Судьба связала его с Уралом.

1

Познакомить с

творчеством

К.Скворцова

Н Р К

Сообщения учащихся

Урок внеклассного чтения



70


По страницам книг

( Литература Южного Урала)

Судьба связала его с Уралом.

1

Познакомить с

творчеством

М. Гроссмана

Н Р К

Сообщения учащихся

Урок внеклассного чтения





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!