№ уро ка | Дата | Тема / Содержание | Кол- во ча сов | Федеральный компонент государственного образовательного стандарта | НРК | Вид деятельности | Тип урока | Практическая часть | Ц О Р |
1 | 02.9 | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. | 1 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Историзм творчества классиков русской литературы. | | Беседа. Тестирование | Изучение нового материала | Тест | |
2 | 7 | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни. Исторические песни. Частушка как малый песенный жанр, её тематика и поэтика. | 1 | Особенности художественной формы фольклорных произведений. Тематика и поэтика народных песен и частушек. | | Рассказ учителя. Беседа. | Изучение нового материала. Практикум | Записать 3-5 частушек. | |
3 | 10 | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком» | 1 | Особенности содержания и художественной формы народных преданий | | Беседа. Выразитель- ное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
4 | 14 | Житейская литература как особенный жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского». Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. | 1 | Особенности содержания и формы воинской повести и жития. Сюжет. Тема. Образ Александра Невского. | | Рассказ учителя. Беседа Практикум | Изучение нового материала. Практикум | Пересказ сказки с использованием её жанровых особенностей | |
5 | 17 | «Шемякин суд» как сатирическое произведение 17 века. Действительные и вымышленные события. Новые герои, сатирический пафос произведения. | 1 | Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | | Рассказ учителя. беседа. Практикум. | Урок внеклассно- го чтения. | Подготовить пересказ | |
6 | 21 | Д.И. Фонвизин «Недоросль» (сцены) слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | 1 | Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | | Рассказ учителя. Беседа. Ролевое чтение | Изучение нового материала. Практикум | Подготовить ролевое чтение трёх эпизодов комедии | |
7 | 24 | Анализ эпизода комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» | 1 | Особенности анализа эпизодов драматического произведения. Основные правила классицизма при создании произведения. | | Беседа, выборочное чтение, чтение по ролям. | Изучение нового материала. Практикум | Мини - сочинение | |
8 | 28 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни, их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и исторических пороков. | 1 | Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и исторических пороков. | Н Р К | Рассказ. Беседа. Выразитель- ное чтение. | Изучение нового материала. Практикум | Мини - сочинение | |
9 | 30 | И.А. Крылов – поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова – журналиста, музыканта, писателя, философа. | 1 | Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и исторических пороков. | | Беседа. Выразитель- ное чтение. | Урок внеклассно- го чтения. | Задания учебника | |
10 | 5.10 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. | 1 | Биография К.Ф. Рылеева Образ Ермака Тимофеевича. Сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. | | Рассказ учителя. Практикум. Выразитель- ное чтение | Изучение нового материала. Практикум | Мини – сочинение | |
11 | 7 | А,С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | 1 | Биография А.С.Пушкина. История создания стихотворений. Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы | | Рассказ учителя. Беседа. Выразитель- ное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
12 | 12 | А.С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве А. С. Пушкина | 1 | Историческая тема, в творчестве А.С. Пушкина | | Рассказ учителя. Беседа. | Семинар | | |
13 | 14 | А.С. Пушкин «История Пугачева» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | 1 | История пугачевского восстания в художествен ном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | | Викторина Рассказ учителя. Беседа. | Изучение нового материала. Практикум | | |
14 | 19 | А.С. Пушкин «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | 1 | История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | | Рассказ учителя. Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
15 | 21 | Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | 1 | Жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | | Изучение нового материала. Практикум | Беседа, обучение устному рассказу | Мини - сочинение | |
16 | 26 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. | 1 | Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина. | | Изучение нового материала. Практикум | Беседа. Викторина составление характеристики | Составление характеристики | |
17 | 28 | Пугачёв и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | 1 | Пугачев и народное восстание Народное восстание в авторской оценке | | Изучение нового материала. Практикум | Беседа Практикум | | |
18 | | Гуманизм и историзм А.С. Пушкина в романе «Капитанская дочка» Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману Пушкина «Капитанская дочка». | 1 | Фольклорные мотивы, Понятие о романе и реалистическом произведении. | | Беседа | Урок развития речи | План сочинения + домашнее сочинение | |
19 | | А.С. Пушкин повесть «Пиковая дама» как вершина пушкинской прозы. Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | 1 | Проблема человека и судьбы. Система образов персонажей в повести. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | | Рассказ учителя. Беседа. | Изучение нового материала. Практикум | | |
20 | | Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина. | 1 | Проверить усвоение знаний по теме | | | Тест | Тест | |
21 | | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | 1 | Биография поэта Воплощение истории- ческой темы в творчестве М.Ю. Лермонтова | | Рассказ учителя. Сообщения уч-ся, выразительное чтение | Изучение нового материала. Практикум | Семинар | |
22 | | М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой. Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | 1 | История создания поэмы. Образ Мцыри | | Беседа. Сообщения уч-ся, выразитель- ное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
23 | | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри», Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | 1 | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | | Рассказ учителя. Сообщения уч-ся, выразительное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
24 | | Обучение сочинению по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода поэмы «Мцыри» (по выбору учащегося)»: «Мцыри как романтический герой»; «Природа и человек в поэме «Мцыри». | 1 | Обучение сочинению по поэме «Мцыри»: «Анализ эпизода к поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)»; «Мцыри как романтический герой»; «Природа и человек в поэме «Мцыри». | | Беседа, сообщения учащихся | Урок развития речи | План сочинения + домашнее сочинение | |
25 | | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя | 1 | Исторические произведения в творчестве Гоголя. Биография Н.В. Гоголя | | Сообщения уч-ся | Семинар | | |
26 | | Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | 1 | История создания комедии и ее первой постановки. «Ревизор» в оценке современников. | | Рассказ учителя. Беседа. Сообщения уч-ся. | Изучение нового материала. Практикум | | |
27 | | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | 1 | Пороки чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Комедии, сатира и юмор. | | Беседа. Сообщения уч-ся. Выборочное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
28 | | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | 1 | Мастерство Гоголя-драматурга в создании образа Хлестакова. Авторские средства раскрытия характера. Хлестаковщина как нравственное явление | | Беседа. Сообщения уч-ся. Викторина | Изучение нового материала. Практикум | | |
29 | | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки, развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» | 1 | Усвоение материала по теме «Роль эпизода в драматическом произведении» | | Беседа. Составление плана | Урок развития речи | План сочинения + домашнее сочинение | |
30 | | Н.В. Гоголь «Шинель». Образ «маленького человечка» в литературе. Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | 1 | Образ «маленького человечка» Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества. | | Рассказ учителя. Беседа. Сообщения уч-ся. | Изучение нового материала. Практикум | | |
31 | | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | 1 | Роль фантастики в повествовании. Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга | | Беседа. Сообщения уч-ся. Викторина | Изучение нового материала. Практикум | Викторина | |
32 | 23.01 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. | 1 | Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык | | Рассказ учителя. Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
33 | 27 | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Анализ эпизода из романа «История одного города». Подготовка к домашнему сочинению | | Беседа | Урок развития речи | План сочинения + домашнее сочинение | |
34 | 30 | Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н,В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 1 | Усвоение материала по теме « Творчество М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина | | Тест | Урок контроля | Тест | |
35 | 3.02 | Н.С. ЛесковНравственные проблемы рассказа «Старый гений».. Защита обездоленных. | 1 | Биография поэта Нравственные проблемы рассказа Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | | Рассказ учителя. Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
36 | 6 | Л.Н.Толстой как поборник суровой правды жизни. Социально-нравственные проблемы рассказа «После бала» | 1 | Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделённости двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа | | Рассказ учителя. Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
37 | 10 | Особенности композиции рассказа. Автор и рассказчик в произведении | 1 | Мастерство Л.Н.Толстого в рассказе «После бала». Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа | | Беседа Выборочное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
38 | 13 | Нравственные проблемы повести Л.Н. Толстого «Отрочество» | 1 | Сюжет, проблемы, герои повести | | | | Урок внеклассного чтения. | |
39 | 17 | Поэзия родной природы в творчестве Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Майкова | 1 | Тематика, художественно – изобразительные средства | Н Р К | Выразительное чтение, анализ | | Урок внеклассного чтения. | |
40 | 20 | А.П.Чехов. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье | 1 | Слово о писателе. Поэтика рассказа «О любви». Психологизм художественной литературы (развитие представлений) | | Беседа Выборочное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
41 | 24 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Кавказ» Мастерство И.А. Бунина – прозаика. | 1 | И.А.Бунин. «Кавказ»: проблемы счастья. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя | | Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
42 | 27 | А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени». Основная сюжетная линия рассказа и его подтекст | 1 | Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и семейном счастье. Понятие о сюжете и фабуле | | Рассказ учителя Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
43 | 3.03 | Урок – диспут «Что значит быть счастливым?» Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Лескова, Толстого, Чехова, Бунина, Куприна | 1 | отстаивание своей точки зрения по теме счастья. | | Беседа | Урок развития речи | | |
44 | 6 | А.А. Блок. Слово о поэте, Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее истории. | 1 | Историческая тема в творчестве Блока («Россия».) Образ России и се истории. Сюжет, проблемы, герои | НРК Я без Урала не могу | Рассказ учит. Беседа Обучение выразитель- ному чтению | Изучение нового материала. Практикум | | |
45 | 10 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме. | 1 | Понятие о драматической поэме. Сюжет, проблемы, герои | | Рассказ учит. Беседа Обучение выразитель- ному чтению | Изучение нового материала. Практикум | | |
4647 | 13 | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С. Пушкина и С.А. Есенина. | | Рассказ учителя, беседа | Урок развития речи | Сочинение | |
48 | 17 | И,С. Шмелев, Слово о писателе, «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству. | 1 | Биография поэта; Тема рассказа. Стиль писателя | | Рассказ учителя, беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
49 | 20 | Журнал «Сатирикон». Тэффи. «Жизнь и воротник». М.М. Зощенко. «История болезни». | 1 | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности. | | Рассказ учителя, беседа | | Урок внеклассного чтения. | |
50 | 3.04 | М.А. Осоргин. Слово о писателе. Сочинение реальности и фантастики в рассказе «Пенсне». | 1 | Биография поэта Тема рассказа Стиль писателя | | Рассказ учителя, беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
51 | 7 | Контрольная работа по творчеству Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, И.Л. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина | 1 | Усвоение материала по творчеству Л.Н. Толстого, А,П. Чехова, И.Л. Бунина, М. Горького, А.А. Блока, С.А. Есенина | | Тест. Мини - сочинение | Урок контроля | Тест. Мини - сочинение | |
52 | 10 | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | 1 | Биография В . Т . Твардовского. Мастерство поэта Восприятие поэмы современниками. | НРК | Рассказ учителя. Выразительное чтение Беседа | Изучение нового материала. Практикум | | |
53 | 14 | Василий Теркин - защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | 1 | Образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. 1 | | Обучение устному рассказу. Выразительное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
54 | 17 | Композиция и язык в поэме «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. | 1 | Композиция и язык в поэме «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. | | Беседа Выборочное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
55 | 21 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа | 1 | Сюжет, проблемы, герои Мастерство писателя | | Беседа Выборочное чтение | Урок внеклассного чтеня | | |
56 | 24 | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского «Катюша», «Враги сожгли родную хату.,.», Б. Окуджавы «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют ...», А, Фатьянова «Соловьи», Л. Ошанина «Дороги». | 1 | Боевые подвиги и военные будни в творчестве поэтов 20 века Язык произведений | Н Р К | Беседа. Практикум Выборочное чтение Выразительное чтение | Урок развития речи | | |
57 | 28 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое повествователе | 1 | Сюжет, проблемы, герои Мастерство писателя | | Беседа Выборочное чтение Рассказ учителя | Изучение нового материала. Практикум | | |
58 | 5 | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» | 1 | | Н Р К | | Урок развития речи | Сочинение | |
5960 | 8 | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспомина- ния, грусти, надежды. | 1 | Тема Родины в поэзии 20 века. | Н Р К | Выразительное чтение | Урок внеклассного чтеня | | |
61 | 12 | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | 1 | Сюжет, проблемы, герои Конфликт как основа сюжета драматического произведения. | Н Р К | Рассказ учителя Беседа. Выразительное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
62 | 15 | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалился родством своим и знатью,..», «Увы, мой стих не блещет новизной...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | 1 | Сонет как форма лирической поэзии. Воспевание поэтом любви и дружбы. | Н Р К | Рассказ учителя Беседа. Выразительное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
63 64 | 19 | Ж -Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежествен- ных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии | 1 | Сюжет, проблемы, герои Мастерство писателя Черты классицизма в комедии Мольера. | | Беседа Викторина Выборочное чтение | Изучение нового материала. Практикум | | |
6566 | 22 | Дж. Свифт. Слово о писателе. «Путешествие Гулливера как сатира на государственное устройство общества. | 1 | Сюжет, проблемы, герои Мастерство писателя. | | Беседа Викторина | Урок внеклассного чтеня | | |
67 | 26 | В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман | 1 | Сюжет, проблемы, герои Мастерство писателя. | | Беседа Викторина | Урок внеклассного чтеня | | |
68 | 29 | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето | 1 | Усвоение материала за курс 8 класса | | Тест | Урок - зачёт | Тест | |
69 | | По страницам книг ( Литература Южного Урала) Судьба связала его с Уралом. | 1 | Познакомить с творчеством К.Скворцова | Н Р К | Сообщения учащихся | Урок внеклассного чтения | | |
70 | | По страницам книг ( Литература Южного Урала) Судьба связала его с Уралом. | 1 | Познакомить с творчеством М. Гроссмана | Н Р К | Сообщения учащихся | Урок внеклассного чтения | | |