Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Фентисовская основная общеобразовательная школа» Золотухинского района Курской области
Согласовано на за- Утверждено на заседании Введено в действие приказом
седании ШМО (прото- педагогического совета по школе №68от «30»08 2014Г.
кол №1от «27»08 2014г.) школы (протокол №1от Директор школы_______
«29»08 2014г.) Кожевникова В.Т
Рабочая программа
по литературе
в 7 классе
на 2014-2015 учебный год
(базовый уровень основного общего образования)
Составил учитель
первой квалификационной категории
Нескородова Н.М.
Содержание
1. Содержание …………………………………………………………………………………1
2. Пояснительная записка …………………………………………………………..……… 1-2
3. Основное содержание программы ……………………………………………………… 2-5
4. Учебно-тематический план …………………………………………………………………6
5. Календарно-тематический план ………………………………………………………... 6-10
6. Учебно-методический комплекс ……………………………………………………….…11
7. Список литературы ………………………………………………………………………...11
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5 – 11 классы (базовый уровень) под ред. В.Я.Коровиной. М.:Просвещение 2007.
Данная программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю.
В курсе литературы в 7 классе ведущей проблемой является внимание к особенностям труда писателя, его позиции и изображению человека в художественной литературе. Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений.
Предполагается три круга чтения: для чтения и восприятия; для чтения, истолкования и оценки; для чтения и речевой деятельности. В 7 классе обучающиеся владеют техникой чтения, поэтому на уроках важно больше внимания уделять активному чтению вслух и толкованию художественных произведений.
Цель изучения учебного курса:
Задачи:
воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного восприятия текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей обучающихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи ;
освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий; формирование общего представления об историко – литературном процессе;
совершенствование умений анализа и интерпритации литературного произведения как художественного целого в его историко – литературной обусловленности с использованием теоретико – литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
Образовательная технология: традиционная.
Типы используемых уроков: урок изучения нового материала, комбинированный, повторительно - обобщающий, контрольно - обобщающий.
Формы уроков: традиционные и нетрадиционные.
Методы обучения: устный, печатно - словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемный, частично – поисковый, исследовательский.
Средства: рассказ, монолог, диалог, учебник, доп. литература, тесты, схемы, иллюстрации, инсценирование, электронные образовательные ресурсы и др.
Формы контроля: беседа, устный опрос, тест, решение творческих задач, работа по карточкам, самостоятельная работа, творческие задания.
Содержание тем учебного курса
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно – нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении.
Устное народное творчество
Предания. Поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».
Былины. Понятие о былине. Особенности былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору). Для внеклассного чтения
Пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Теория литературы. Предание (развитие представлений). Былина (развитие представлений). Пословицы, поговорки (развитие представлений).
Из древнерусской литературы
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности
«Повесть временных лет». Отрывок « О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности
Теория литературы. Поучение (начальные представления). Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы XVIII века
М.В.Ломоносов. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Мысли автора о Родине, русской науке и её творцах.
Г.Р.Державин. «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку…», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Из русской литературы XIX века
А.С.Пушкин. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Пётр I и Карл ХII.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы
«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Особенности композиции. Своеобразие языка
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
«Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре». Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры.
«Станционный смотритель» - произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Трагическое и гуманистическое в повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представлений).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта ХYIвека и их роль в понимании характеров и идеи повести. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и художественной формы поэмы «Когда волнуется желтеющая нива…». Проблема гармонии человека и природы
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей - запорожцев. Прославление боевого товарищества, осуждение предательства в повести Особенности изображения людей и природы в повести. Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести
Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).
И.С.Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Особенности жанра
Теория литературы. Стихотворения в прозе
Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа
Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трёхсложные размеры стиха (развитие понятия).
А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Правда и вымысел Конфликт «рыцарства» и самовластья.
М.Е.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…». «Дикий помещик» Для самостоятельного чтения.
Теория литературы. Гротеск (начальное представление).
Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир
И.А.Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. Нравственный смысл рассказа..
А.П.Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
А.П.Чехов «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова. (для чтения и обсуждения)
Теория литературы Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений)
«Край ты мой, родимый край!»
Стихотворения русских поэтов ХIХ о родной природе.
В. Жуковский. «Приход весны», А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…». И.А.Бунин. «Родина». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания
Из русской литературы XX века
М.Горький. «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков. Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Легенда о Данко» («Старуха Изергиль»).
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальное представление). Портрет как средство характеристики героя.
В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира лирического героя
Теория литературы. Лирический герой (начальное представление). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения
А.П.Платонов. «Юшка». Непохожесть главного героя на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Юшка – незаметный герой с большим сердцем.. «В прекрасном и яростном мире» (для самостоятельного чтения). Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова
Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов
На дорогах войны
Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой. К.Симонова. А.Суркова, А.Твардовского и др
Ф.А.Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа
Теория литературы. Литературные традиции
Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе
Ю.П.Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека
«Тихая моя Родина»
Стихи поэтов ХХ века о Родине, родной природе (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами
А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета, «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике Твардовского
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Д.С.Лихачёв. «Земля родная» (главы) как духовное напутствие молодёжи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальное представление).
М.М.Зощенко. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя
Песни на слова русских поэтов ХХ века
Лирические размышления о жизни, времени и вечности в песнях на слова русских поэтов ХХ века
Из литературы народов России
Расул Гамзатов. «О моей Родине», «Я вновь пришёл сюда…» и др . Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта
Из зарубежной литературы
Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения. Народно - поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса
Дж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.
Японские хокку (хайку). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку)
О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе
Р.Д.Бредбери. «Каникулы». Фантастический рассказ - предупреждение. Мечта о чудесной победе добра.
Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов | Контроль- ные работы | Внеклас- сное чтение | Развитие речи |
1 | Введение | 1 | - | - | - |
2 | Устное народное творчество | 4 | - | - | - |
3 | Из древнерусской литературы | 3 | - | - | 1 |
4 | Из русской литературы XVIII века | 2 | 1 | - | - |
5 | Из русской литературы XIX века | 31 | - | 2 | 3 |
6 | Из русской литературы XX века | 21 | - | 2 | 2 |
7 | Из литературы народов России | 1 | - | - | - |
8 | Из зарубежной литературы | 5 | 1 | - | - |
| Итого | 70 | 2 | 4 | 6 |
Календарно – тематическое планирование - литература 7 класс (68 часов)
№ урока | Дата прове дения план. | Дата прове дения факт. | Раздел программы Тема урока | Количе- ство часов | Примечание |
1. | 03.09 | | Изображение человека в художественной литературе. | 1 | |
| | | Устное народное творчество. | 4 | |
2. | 04.09 | | Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях. | 1 | |
3. | 10.09 | | Понятие о былине. Былина «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. | 1 | |
4. | 11.09 | | Киевский цикл былин. Былина «Илья Муромец и Соловей – Разбойник». Новгородский цикл былин. Былина «Садко». Своеобразие былин. | 1 | |
5. | 17.09 | | Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. | 1 | |
| | | Древнерусская литература. | 3 | |
6. | 18.09 | | «Поучение» Владимира Мономаха как жанр древнерусской литературы. Русские летописи. «Повесть временных лет». | 1 | |
7. | 24.09 | | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности. | 1 | |
8. | 25.09 | | Р. р. Письменная работа «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси». | 1 | |
| | | Русская литература 18 века. | 2 | |
9. | 01.10 | | М.В.Ломоносов – поэт и учёный. «Ода на день восшествия…» | 1 | |
10. | 02.10 | | Г.Р.Державин как поэт – новатор. Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества. | 1 | |
| | | Русская литература 19 века. | 31 | |
11. | 08.10 | | В.А.Жуковский. Баллада «Лесной царь». | 1 | |
| | | А.С.Пушкин. | 5 | |
12. | 09.10 | | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». Пётр I и Карл XII . Сравнительная характеристика. | 1 | |
13. | 15.10 | | А.С.Пушкин. Поэма «Медный всадник». Вступление. Выражение чувства любви к Родине. | 1 | |
14. | 16.10 | | «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. | 1 | |
15. | 22.10 | | А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов» : сцена в Чудовом монастыре. | 1 | |
16. | 23.10 | | Изображение «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». | 1 | |
| | | М.Ю.Лермонтов. | 4 | |
17. | 29.10 | | М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…» Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров. | 1 | |
18. | 30.10 | | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. | 1 | |
19. | 12.11 | | Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива». Проблема гармонии человека и природы. | 1 | |
20. | 13.11 | | Стихотворения «Молитва, «Ангел». Обучение анализу стихотворения. | 1 | |
21. | 19.11 | | Тестовая работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | 1 | |
| | | Н.В.Гоголь. | 4 | |
22. | 20.11 | | Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | |
23. | 26.11 | | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | 1 | |
24. | 27.11 | | Тарас и Остап как героические и эпические характеры. | 1 | |
25. | 03.12 | | Р. р. Изложение «Гибель Тараса Бульбы» | 1 | |
| | | И.С.Тургенев. | 4 | |
26. | 04.12 | | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Герои рассказа. Развитие понятия о литературном герое. | 1 | |
27. | 10.12 | | И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. | 1 | |
28. | 11.12 | | Вн.чт. И.С.Тургенев. Рассказ «Бирюк». | 1 | |
29 | 17.12 | | Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |
| | | Н.А.Некрасов. | 2 | |
30. | 18.12 | | Историческая основа поэмы Н.А.Некрасова «Русские женщины». | 1 | |
31. | 24.12 | | Стихотворение Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. | 1 | |
| | | М.Е.Салтыков – Щедрин. | 2 | |
32 | 25.12 | | М.Е.Салтыков- Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. | 1 | |
33. | 14.01 | | М.Е.Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. | 1 | |
34. | 15.01 | | Р.р. Проверочная работа Письменный ответ на вопрос. | 1 | |
| | | Л.Н.Толстой. | 2 | |
35. | 21.01 | | Автобиографический характер повести Л.Н.Толстого «Детство». | 1 | |
36. | 22.01 | | Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки, духовный мир. | 1 | |
| | | И.А.Бунин. | 2 | |
37. | 28.01 | | Рассказ И.А.Бунина «Цифры». Сложность взаимоотношений детей и взрослых. | 1 | |
38. | 29.01 | | Рассказ И.А.Бунина «Лапти». Р.р. Изложение по рассказу. | 1 | |
| | | А.П.Чехов. | 3 | |
39. | 04.02 | | А.П.Чехов . Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия рассказа. | 1 | |
40. | 05.02 | | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | 1 | |
41. | 11.02 | | Вн. чт. А.П.Чехов. Смех и слёзы в рассказах «Тоска», «Размазня». | 1 | |
42. | 12.02 | | Стихи русских поэтов 19 века о родной природе Стихотворения В.А.Жуковского, А.Н.Толстого, И.А.Бунина. Обучение анализу лирического текста. | 1 | |
| | | Русская литература 20 века. | 20 | |
| | | М.Горький. | 4 | |
43 | 18.02 | | М.Горький. Повесть «Детство». Автобиографизм повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни» | 1 | |
44. | 19.02 | | Яркое, здоровое , творческое» в русской жизни : бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | 1 | |
45. | 25.02 | | Р.р.Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». | 1 | |
46. | 26.02 | | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды. | 1 | |
47. | 04.03 | | В.В.Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. | 1 | |
48. | 05.03 | | В.В.Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. | 1 | |
49. | 11.03 | | Л.Н.Андреев. Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | 1 | |
50. | 12.03 | | А.П.Платонов. Рассказ «Юшка». Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. | 1 | |
51. | 18.03 | | А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. | 1 | |
52. | 19.03 | | Б.Л.Пастернак. Стихотворения «Июль», «Никого не будет в доме». Своеобразие картины природы в лирике Б.Пастернака. | 1 | |
53. | 01.04 | | Вн. чт. Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. | 1 | |
54. | 02.04 | | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова. | 1 | |
55. | 08.04 | | Ф.Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственно – экологические проблемы рассказа. | 1 | |
56. | 09.04 | | Е.И.Носов. Рассказ «Кукла». Нравственные проблемы рассказа. | 1 | |
57. | 15.04 | | Р.р. Изложение с элементами сочинения по рассказу Е.И.Носова «Живое пламя». | 1 | |
58. | 16.04 | | Ю.П.Казаков. Рассказ «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. | 1 | |
59. | 22.04 | | Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе , восприятии окружающего мира. | 1 | |
60. | 23.04 | | А.Т.Твардовский. Стихотворения «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике А.Т.Твардовского. | 1 | |
61. | 29.04 | | Д.С.Лихачёв. «Земля родная» как духовное напутствие молодёжи. Публицистика как жанр литературы. | 1 | |
62. | 30.04 | | М. Зощенко. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя. | 1 | |
63. | 06.05 | | Вн. чт. Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский «Доченьки», И.Гофф «Русское поле», Б.Окуджава «По Смоленской дороге». Лирические размышления о жизни, времени и вечности. | 1 | |
64. | 07.05 | | Из литературы народов России. Р.Гамзатов Стихотворения «Опять за спиною земля», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю». Размышления поэта об истоках и основах жизни». | 1 | |
| | | Зарубежная литература. | 4 | |
65. | 13.05 | | Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».Представления поэта о справедливости и честности. | 1 | |
66. | 14.05 | | Дж.Байрон. Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Японские хокку. Особенности жанра. | 1 | |
67. | 20.05 | | О.Генри Рассказ «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви. Итоговое тестирование. Рекомендация на лето. | 1 | |
68. | 21.05 | | Итоговое тестирование | | |
69. | 27.05 | | Рекомендация на лето | | |
70. | 28.05 | | | | |
Требования к уровню подготовки
в результате изучения курса литературы в 7 классе ученик должен
знать/понимать
основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма);
жанры всех трёх родов литературы;
иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространённые жанры;
иметь представление о подвижности связей и истории жанров;
тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
основные особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка в их взаимосвязи;
характерные особенности индивидуального стиля писателя;
уметь
выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении;
характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное;
сопоставлять героев произведения с целью выявления авторского отношения к ним;
различать эпические, драматические и лирические произведения;
давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
пользоваться справочным аппаратом и школьным словарём литературных терминов;
определять принадлежность произведения к одному из литературных родов;
обосновывать своё мнение о произведениях и героях;
свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументированно их отстаивать;
выразительно читать текст с учётом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);
находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации, развязки) и объяснять их роль в изученном произведении;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
приобщения к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа;
приобретения читательской квалификации;
овладения разными видами чтения;
использования опыта общения с произведениями художественной литературы;
речевого самосовершенствования;
работы с разными источниками информации.
Учебно-методический комплекс:
1.Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 частях. –
М.: Просвещение, 2011.
2. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по
литературе. 7 класс. М.: Просвещение. 2009.
3. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Методические советы. М.: Просвещение, 2006.
Список литературы:
1. Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии
В.Я.Коровиной «Литература. 7 класс». М.: Экзамен, 2003.
2. Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. К учебным
комплектам: В.Я.Коровиной, Т.Ф.Курдюмовой. М.: Вако, 2006.
3. Миронова Н.А. Тесты по литературе к учебнику-хрестоматии «Литература . 7
класс» в 2 частях под ред. В.Я. Коровиной. М.: Экзамен, 2006.
4. Миронова Н.А .Тематическое и поурочное планирование по литературе. К
учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс. Под ред. В.Я.Коровиной.
М.: Экзамен, 2006.