СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта  общего образования  на основе программы под редакцией  В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др. – М. ; Просвещение, 2014г.   На изучение курса литературы в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в  неделю)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования на основе программы под редакцией В. Я Коровиной. Авторы программы - В. Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, В.П. Полухина и др. – М. ; Просвещение, 2014г. На изучение курса литературы в 7 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю), из них на уроки развития речи – 6 час.

Изучение литературы в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

1. Воспитание духовно развитой личности; формирования гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы и ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся

3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений теоретико – литературных понятий;

4. Овладения умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературных понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в 7 классе способствует решению следующих задач:

1. Обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

2. Формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально – обусловленной своеобразие художественных решений;

3. Совершенствование речевой деятельности учащихся: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно – выразительными средствами.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. Содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению; наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  2. Основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  3. Основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

1. Работать с книгой

2. Определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

3. Выявлять авторскую позицию;

4. Выражать свое отношение к прочитанному;

5. Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

6. Владеть различными видами пересказа;

7. Строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

8. Участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 7 кл. литература


п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество.

4

3

Из древнерусской литературы.

3

4

Из литературы XVIII века

2

5

Из литературы в XIX века

30

6

Из литературы XX века

21

7

Из литературы народов России

1

8

Из зарубежной литературы

6


Итого:

68 часов.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 7 КЛАСС

Введение (1 ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу


Устное народное творчество (4 ч)

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки - Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на­роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муром­ца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклас­сного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения). Песнь о Роланде.

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений)


Из древнерусской литературы (3 ч)


«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге. Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века (2 ч)


Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина. Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.


Из русской литературы XIX века (30 ч)


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности компози­ции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «малень­кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче­ское и гуманистическое в повести. Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел» Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе ■

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести. Особенности изображения людей и природы в по­вести. Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия). Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения. Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»), Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.) Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического коло­рита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения. Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маман» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков. Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.) Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!» Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти».


Душевное богатство простого крестьянина русской литературы XX века (21 ч)


Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»). Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя. Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления)

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при­роды, преображенные поэтическим зрением Пастер­нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики. Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа. Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи. Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя Песни на слова русских поэтов XX века А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Ли­рические размышления о жизни, быстро текущем вре­мени. Светлая грусть переживаний.


Из литературы народов России (1 ч)


Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьми­стишия»), «О моей Родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысле­ние зрелости собственного возраста, зрелости обще­ства, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Из зарубежной литературы (6 ч)


Роберт Берне. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами. Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышен­ное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 7 КЛАСС

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

Введение – 1 час

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема.

1



Устное народное творчество. – 4 часа

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события.

1



Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1



Вн. ч. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала»

1



Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Собиратели пословиц.

1



Из древнерусской литературы. – 3 часа

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

1



«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Нравственные идеалы и заветы.

1



Р/р. Подготовка к письменной работе.

1



Из русской литературы XVIII века. – 2 часа

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом «Ода»

1



Г. Р.Державин. «Река вре­мен в своем стремленьи...», «На птичку...», «Признание».

1



Из русской литературы XIX века. – 30 часов

А. С. П у ш к и н. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава»

1



А. С. Пушкин. «Медный всад­ник» Выражение чувства любви к Родине

1



А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источ­ник.

1



А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: Образ летописца Пимена. Зна­чение труда летописца в исто­рии культуры.

1



А. С. Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького че­ловека»

1



Дуня и Минский. Анализ эпизо­да «Самсон Вырин у Минского».

1



М. Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого оприч­ника и удалого купца Калашни­кова».


1



18.

Нравственный поединок Ка­лашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным

1



19.

М. Ю. Лермонтов. «Когда вол­нуется желтеющая нива...». «Молитва», «Ангел».

1



20.

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историче­ская основа по­вести.

1



21.

Смысл противопоставления Остала и Андрия. Патриотиче­ский пафос повести.

1



22.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товари­щей-запорожцев

1



23.

Особенности изображения природы и людей в повести Гоголя.

1



24.

Урок р/р. Подготовка к сочинению по по­вести Н. В. Гоголя «Тарас Буль­ба»

1



25.

И. С. Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк»

1



26.

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача».

1



27.

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Кня­гиня Трубецкая»

1



28.

Урок вн.ч. А. Некрасов. « Размышления у парадного подъезда» Боль поэта за судьбу народа.


1



29.

Урок вн. ч. К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Васи­лий Шибанов» и «Михайло Реп­нин».


1



30.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1



31.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Ди­кий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

1



32.

Л. Н.Толстой. Слово о писа­теле. «Детство» (главы). Авто­биографический характер по­вести.

1



33.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1



34.

И. А. Б у н и н. «Цифры». И. А. Б у н и н. Слово о писате­ле. «Цифры». Сложность взаи­мопонимания детей и взрос­лых.


1



35.

Р/р. И. А. Б у н и н. «Лапти». Подготовка к сочинению «Золотая пора детства»

1



36.

А.П. Чехов. «Хамелеон». Живая картина нравов.

1



37.

Средства создания комического в рассказе Чехова «Хамелеон»

1



38.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

1



39.

Урок вн.ч. Смех и слёзы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня»

1



40.

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. В.А. Жуковский, А.К. Толстой, И.А. Бунин

1



Из русской литературы XX века. – 21 час

41.

М. Горький «Детство». Изображение «свинцовых мерзостей жизни».

1



42.

М. Горький «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Бабушка, Цыганок

1



43.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство»

1



44.

Урок вн.ч. «Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль».

1



45.

В. В. Маяковский. «Необычайное приклю­чение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1



46.

Урок вн.ч. В. В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.

1



47.

Л. Н. А н д ре е в. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нрав­ственности человека.

1



48.

А. П. Платонов. «Юшка». Друзья и вра­ги главного героя.

1



49.

Урок вн.ч. А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности.


1



50.

Урок р/р. Подготовка к домашнему сочинению. «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание»?


1



51.

Б.Л. Пастернак «Июль», «Никого не будет в доме…»

1



52.

Урок вн.ч. Интервью с поэтом – участником ВОВ.

1



53.

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы рассказа.

1



54.

Е. И. Н о с о в. «Кукла». Нравст­венные проблемы рассказа.

1



55.

Е. И. Н о с о в. «Живое пламя». Обучение анализу эпического произведения.

1



56.

Урок вн.ч. Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки.

1



57.

Урок вн.ч. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира .


1



58.

А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют си­ние...», «Июль — макушка ле­та...», «На дне моей жизни...».

1



59.

Урок вн.ч. Д. С.Лихачев. «Земля родная» (главы) как ду­ховное напутствие молодежи.

1



60.

М. М. Зощенко. Слово о пи­сателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя

1



61.

Урок вн.ч. Песни на слова русских поэтов XX века. А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Рус­ское поле»


1



Из литературы народов России – 1 час

62.

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля… », «О моей Родине»


1



Из зарубежной литературы. – 6 часов

63.

Р. Бернс «Честная бедность», представления о справедливости и честности.

1



64.

Дж.Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой…», прославление подвига во имя свободы Родины.

1



65.

Японские хокку. Особенности жанра.

1



66.

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри «Дары волхвов»

1



67.

Урок вн.ч.. Р. Д. Брэдбери «Каникулы». Мечта о победе добра.

1



68.

Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето.

1



Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе.

Для учащихся:

  1. Коровина В. Я, Литература: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2014

  2. Коровина В. Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. – М.: Просвещение, 2010

  3. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ Сост. В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2014

  4. Шайтанов И. О., Свердлов М. И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. – М.: Просвещение, 2004.

Для учителя:

  1. Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 20014

  2. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

  3. Егорова Н. В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: Вако, 2010

  4. Ишимова А. О. История России в рассказах для детей. – М.: Современник, 2000.

  5. Коровина В. Я, Литература: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч. – М.: Просвещение, 2014

  6. Коровина В. Я. литература: Методические советы: 7 класс. – М.: Просвещение, 2013.

  7. Кутейникова Н. Е. Уроки литературы в 7 классе: Книга для учителя. – М.: просвещение, 2008.

  8. Марченко А. М. Анализ стихотворения на уроке: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2008.

  9. Русское народное поэтическое творчество / Под ред. проф. Н. И. Кравцова. – М.: Просвещение, 1971.

  10. Тимофеев Л. И., Тураев С. В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: просвещение, 2001.

  11. Тумина Л. Е. Сочини сказку. Творческие задания для учеников. 5-7 классы. – М.: Дрофа, 2005.

  12. Турьянская Б. И., Комиссарова Е. В., Холодкова Л. А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: Русское слово, 2003.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!