СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для работы в 7 классе по УМК В.Я.Коровиной.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»



Программа принята на педагогическом совете

МКОУ «Новосидоровская средняя общеобразовательная школа»,

Протокол №__ от «___» августа 2015 г.

«Утверждаю»

Директор МКОУ «Новосидоровская

средняя общеобразовательная школа »

_________________ С.В.Шигуров

Приказ №___ от «___» августа 2015 г.











РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС








Автор-составитель:

Крохалева Татьяна Васильевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МКОУ «Новосидоровская средняя

общеобразовательная школа»












с. Новая Сидоровка

2015 год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная Рабочая программа учебного предмета «Литература» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по литературе для 7 – 8 классов и на основе Программы по литературе, разработанной В.Я.Коровиной, В.П.Журавлевым, В.И.Коровиным, И.С.Збарским, В.П.Полухиной.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературное образование – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Изучение литературы в 7 – 8 классах направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи обучающихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Рабочая программа в 7 – 8 классах конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем в разделах курса. Содержание программы разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у обучающихся представления о логике развития литературного процесса. Авторская программа В.Я.Коровиной и др. в 7 классе в основном соответствует Федеральному компоненту ГОС основного общего образования, кроме того, в неё включены для изучения произведения, не предусмотренные ГОС:

- Л.Н.Андреев «Кусака»;

- Ф.А.Абрамов. “О чём плачут лошади”;

- Е.И.Носов. “Кукла”(“Акимыч”);

- Д.С.Лихачев. “Земля родная» (главы).

Вышеперечисленные произведения авторской программы могут быть использованы для чтения и обсуждения на уроках внеклассного чтения.

7 – 8 классы – второй этап литературного образования на ступени основного общего образования. На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

На изучение предмета “Литература” в 7 – 8 классах отводится по 68 часов.

В 7 – 8 классах обучающиеся должны написать за учебный год не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных).








































УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( литература 7 класс)


ТЕМА



Кол-во часов


В том числе

Р.Р.


сочинения

Уроки контроля

ВН. ЧТ.

1

Введение

1





2

Русский фольклор

5




1

3

Из древнерусской литературы

2

1




4

Из русской литературы 18 века

2






Из русской литературы 19 века

30





5

А.С.Пушкин

7

1

1

1

6

М.Ю.Лермонтов

3

1




7

Н.В.Гоголь

4

2

1



8

И.С.Тургенев

2

1

1



9

Н.А.Некрасов

2




1

10

А.К.Толстой

1


1

11

М.Е.Салтыков-Щедрин

2

1

1



12

Л.Н.Толстой

2

1



13

И.А.Бунин

2

1

1



14

А.П.Чехов

4




1

15

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

1






Из русской литературы 20 века

21





16

М.Горький

4

1



1

17

В.В.Маяковский

2




1

18

Л.Андреев

1





19

А.П.Платонов

3

1

1


1

20

Б.Л.Пастернак

2



1


21

Стихи русских поэтов 20 века о войне

1

1

22

Ф.А.Абрамов

1





23

Е.И.Носов

1

1

1



24

Ю.П.Казаков

1




1

25

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира

1




1

26

А.Т.Твардовский

1





27

Д.С.Лихачев

1




1

28

М.М.Зощенко

1





29

Песни на слова русских поэтов 20 века

1




1

30

Из литературы народов России. Расул Гамзатов

1






Из зарубежной литературы

5





31

Р.Бернс, Дж.Г.Байрон

2





32

Японские хокку

1





33

О.Генри

1





34

Р.Д.Брэдбери

1




1

35

Итоговые занятия

1



1




68

12

7

3

13












































СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

(литература 7 класс)


Введение - 1 час

Литература как искусство слова. Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства.


Русский фольклор – 5 часов

Былины как героические песни эпического характера.

Киевский цикл былин. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

Героический эпос в мировой культуре. «Калевала»- карело-финский мифологический эпос.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц.


Из древнерусской литературы – 2 часа

Поучение Владимира Мономаха” (отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси.

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.


Из русской литературы 18 века – 2 часа

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого».

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.


Из русской литературы 19 века – 30 часов

А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (обзор). Интерес Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок).

Поэма «Медный всадник» (отрывок).

Стихотворение “Песнь о вещем Олеге” и его летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Тема судьбы и пророчества. Нравственная проблематика произведения.

Драма “Борис Годунов”: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

Повесть “Станционный смотритель” – произведение из цикла “Повести Белкина”. Образ Самсона Вырина и тема “маленького человека”, его положение в обществе. Дуня и Минский. Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).

Поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Стихотворения: “Когда волнуется желтеющая нива...”, “Ангел”, “Молитва”. Проблема гармонии человека и природы.

Н.В.Гоголь. Слово о писателе.

Повесть “Тарас Бульба”. Историческая и фольклорная основа повести.

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Развитие понятия о литературном герое.

И.С.Тургенев. Слово о писателе.

Цикл рассказов “Записки охотника” и их гуманистический пафос. “Бирюк” как произведение о бесправных и обездоленных .

«Стихотворения в прозе»: “Русский язык”, “Близнецы”, “Два богача”.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте.

Поэма “Русские женщины”: “Княгиня Трубецкая”.

Размышления у парадного подъезда” и другие стихи о судьбе народа.

А.К.Толстой. Слово о писателе.

Исторические баллады “Василий Шибанов” и “Михайло Репнин”.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе.

Сказки: “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.

Повесть «Детство» (главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л.Н.Толстого “Детство”. Его чувства, поступки и духовный мир.

И.А.Бунин. Слово о писателе.

Рассказы: «Цифры», «Лапти». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы. Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта.

А.П.Чехов. Слово о писателе.

Рассказ “ Хамелеон”. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа. Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Развитие понятий о юморе и сатире.

Два лица России в рассказе А.П.Чехова “Злоумышленник”.

Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова “Тоска”, “Размазня” и др.

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе.

В.А.Жуковский .“Приход весны”. А.К.Толстой. “Край ты мой, родимый край...”, “Благовест”. И.А.Бунина. “Родина”.

Из русской литературы 20 века – 21 час

М.Горький. Слово о писателе.

Повесть “Детство” (главы). Автобиографический характер повести. Изображение “свинцовых мерзостей жизни”. Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

“Яркое, здоровое, творческое в русской жизни”: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Легенда о Данко” из рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”. Романтический характер легенды.

В.В.Маяковский. Слово о поэте.

Стихотворение “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль рифмы и ритма.

Стихотворение “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Л.Н.Андреев. Слово о писателе.

Рассказ «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

А.П.Платонов. Слово о писателе.

Рассказ “Юшка”. Друзья и враги главного героя. Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека.

Рассказ “В прекрасном и яростном мире”. Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.

Стихотворения: “Июль”, “Никого не будет в доме...”. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны.

Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе.

Рассказ “О чём плачут лошади”. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова “О чём плачут лошади”.

Е.И.Носов. Слово о писателе.

Рассказы: “Кукла”(“Акимыч”), “Живое пламя”. Нравственные проблемы рассказов.

Ю.П.Казаков. Слово о писателе.

Рассказ “Тихое утро”. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

А.Т.Твардовский. Слово о поэте.

Стихотворения: “Снега потемнеют синие...”, “Июль – макушка лета”, “На дне моей жизни”. Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое.

Д.С.Лихачев. Слово о писателе.

Книга “Земля родная” (главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

М.М.Зощенко. Слово о писателе.

Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский “Доченьки”; И.Гофф “Русское поле”; Б.Ш.Окуджава “По смоленской дороге...”. Лирические размышления о жизни, времени, вечности.


Из литературы народов России – 1 час

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте.

Стихотворения: “Опять за спиною родная земля...”, “Я вновь пришёл сюда и сам себе не верю...”, “О моей Родине”. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Зарубежная литература – 5 часов

Р.Бернс. Слово о поэте.

«Честная бедность» и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте.

Стихотворение «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

О.Генри. Слово о писателе.

Рассказ “Дары волхвов”. Преданность и жертвенность во имя любви. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей.

Р.Д.Брэдбери. Слово о писателе-фантасте.

Рассказ «Каникулы».Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.




















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА


Обучающиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретические понятия:

Обучающиеся должны уметь:

— видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;

— обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

— видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

— комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

— различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

— определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

— сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

— выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

— видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

— находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра;

— сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения;

— выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией;

— редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.





























КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ (ТЕСТ) ЗА КУРС 7 КЛАССА



  1. Не является жанром УНТ.

А) Календарно-обрядовые песни

Б) Поговорки

В) Летописи

Г) Былины

2. Укажите пословицу.

А) Свалился как снег на голову.

Б) Ни к селу ни к городу.

В) Корень учения горек, да плод сладок.

Г) Лёгок на помине.

3.Укажите жанр древнерусской литературы.

А) Сказание

Б) Роман

В) Поэма

Г) Комедия

  1. Выбери правильный ответ.

  1. Эпос

  2. Повесть

  3. Роман

  4. Стихотворение

  5. Лирика

  6. Басня

  7. Драма

  8. Комедия

  9. Трагедия

А. Роды литературы

Б. Жанры литературы

А) А1, А2, А5, А7, А9, Б3, Б4, Б6, Б8

Б) А1, А5, А7, А8, Б2, Б3, Б4, Б6, Б9

В) А1, А5, А7, А8, А9, Б2, Б3, Б4, Б6

Г) А1, А5, А7, Б2, Б3, Б4, Б6, Б8, Б9

  1. Какое произведение не входит в сборник повестей Белкина А.С.Пушкина?

А) «Барышня-крестьянка»

Б) «Дубровский»

В) «Выстрел»

Г) «Станционный смотритель»

  1. Соотнесите имена писателей и поэтов и названия литературных мест, связанных с их именами.

1) А.П. Чехов

2) Л.Н.Толстой

3) И.С. Тургенев

4) Н.В. Гоголь

а) Сорочинцы

б) Ясная Поляна

в) Спасское-Лутовиново

г) Таганрог

А) 1а, 2б, 3г, 4в

Б) 2б, 2а, 3в, 4г

В) 1а, 2б, 3в, 4г

Г) 1г, 2б, 3в, 4а

7. Тема повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель»:

А) отношения между родителями и детьми;

Б) трагедия «маленького человека»;

В) трагическая любовь

Г) нравственного выбора человека

8. Жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»:

А) былина

Б) баллада

В) поэма

Г) сказ

9. В строчках «Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка…» автор

использует:

А) аллегорию

Б) сравнение

В) гиперболу

Г) метафору

10.Тема повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»:

А) борьба за независимость

Б) история взаимоотношений в семье Тараса Бульбы

В) жизнь, быт и нравы Запорожской Сечи

Г) роковая любовь

11. Главным законом Запорожской Сечи, духом казачества является:

А) сила, свободолюбие

Б) верность товариществу, защита свободы родины

В) завоевание новых земель

Г) защита православной веры

12. Повесть отличается от рассказа:

А) тем, что в повести изображается один-два эпизода из жизни героев;

Б) тем, что повесть реально изображает происходящие события;

В) изображением истории одной человеческой жизни или нескольких периодов в жизни группы людей.

13. Эпос – это род литературы:

А) отражающий внутренние переживания героя;

Б) рассказывающий о событиях в жизни персонажа в пространстве и времени;

В) представляющий действие через монологи и диалоги персонажей.

14. Виды комического:

А) аллегория, юмор, гротеск;

Б) аллегория, юмор, гротеск;

В) сатира, юмор, гипербола.

15. Соотнесите названия произведений и их авторов:

1) Л.Н.Андреев

2) А.П.Платонов

3) Ю.П.Казаков

4) Е.И.Носов

а) «Кусака»

б) «Юшка»

в) «Кукла»

г) «Тихое утро»

А) 1а, 2б, 3в, 4г

Б) 1а, 2б, 3г, 4в

3) 1г, 2а, 3б, 4в

4) 1в, 2г, 3а, 4б

16. Назовите «четвёртое лишнее»:

А) «Хамелеон»

Б) «Злоумышленник»

В) «Кусака»

Г) «Хирургия»

17. Стихотворение В.В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» и рассказ Ф.А.Абрамова «О чём плачут лошади» объединяет:

А) рассказ о трудной жизни лошадей в деревне;

Б) тема сострадания к чужой беде;

В) тема человеческого участия, небезразличия, заботы обо всём живом.

18. Соотнесите отрывки из стихотворений и их авторов:

1)Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

2) Забелелся туман за рекой,

Этот берег совсем не высок,

И деревья стоят над водой,

И теперь я совсем одинок.

3) Тихая моя родина!

Ивы, реки, соловьи…

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои.

4) Серебро, огни и блёстки –

Целый мир из серебра!

В жемчугах стоят берёзки, чёрно-голые вчера.


а) С.Есенин

б) Ф.Сологуб

в) Н.Рубцов

г) В. Брюсов


А) 1б, 2в, 3а, 4г

Б) 1а, 2б, 3в, 4г

В) 1а, 2б, 3г, 4в

Г) 1г, 2в, 3а, 4б

19. Продолжите названия произведений:

А) «Повесть о том, как один мужик…»

Б) «Песня про царя Ивана Васильевича…»

В) «Ода на день восшествия на всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы… 1747года»

Г) «Необычайное приключение, бывшее с ... летом на даче»

20. Назовите авторов названных выше произведений:

А) …

Б) …

В) …

Г) …

Часть 2

Д.С.Лихачёв писал: «Нет, учиться говорить и писать нужно всё время. Язык – самое выразительное, чем человек обладает, и, если перестаёт обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком – устным и письменным – надо следить постоянно». Согласны ли вы с мнением автора этих строк? Свой ответ обоснуйте.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(литература 7 класс)

№ урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся

Тема урока

Количество часов

Дата проведения



Введение

1


1

Беседа

Литература как искусство слова

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства

1




Русский фольклор

5


2

Рассказ учителя. Беседа

Былины как героические песни эпического характера

1


3

Рассказ учителя. Беседа

Киевский цикл былин.«Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда

1


4

Рассказ учителя. Беседа

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность языка.

1


5

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения.

Героический эпос в мировой культуре.

«Калевала»- карело-финский мифологический эпос

1


6

Рассказ учителя. Беседа

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Особенности смысла и языка пословиц

1




Древнерусская литература

2


7

Рассказ учителя. Беседа

Поучение Владимира Мономаха”(отрывок). Поучение как жанр древнерусской литературы. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок «О пользе книг»). Формирование традиции уважительного отношения к книге

1


8

Р.Р.

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности.

1




Литература 18 века

2


9

Рассказ учителя. Практикум.

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. Обучение устному рассказу. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.Обучение выразительному чтению.


1


10

Рассказ учителя. Беседа


Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи...», «На птичку...», « Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества

1




Литература 19 века

30


11

Рассказ учителя. Беседа

А.С.Пушкин.Интерес Пушкина к истории России.”Полтава” (отрывок).


1


12

Рассказ учителя. Беседа

А.С.Пушкин.”Медный всадник”(отрывок)

1


13

Беседа. Практикум

А.С.Пушкин. “Песнь о вещем Олеге” и её летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва

1


14

Беседа

А.С.Пушкин. “Борис Годунов”: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена

1


15

Беседа Практикум

А.С.Пушкин. “Станционный смотритель”- произведение из цикла “Повести Белкина”. Изображение “маленького человека”, его положение в обществе. Дуня и Минский. Анализ эпизода “Самсон Вырин у Минского”

1


16

Урок контроля

Контрольная работа по изученным произведениям А.С.Пушкина

1


17

Р.Р.

Урок развития речи

Сочинение “Мой любимый герой Пушкина”

1


18

Рассказ учителя. Беседа

М.Ю.Лермонтов. “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”. Картины быта 16 века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы

1


19

Р.Р.

Беседа. Практикум

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

1


20

Практикум

М.Ю.Лермонтов. “Когда волнуется желтеющая нива...”, “Ангел”, “Молитва”.Проблема гармонии человека и природы

1


21

Рассказ учителя. Беседа.

Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”. Историческая и фольклорная основа повести.

1


22

Беседа

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев: героизм, самоотверженность,верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли

1


23

Р.Р.

Обучение устному рассказу

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Развитие понятия о литературном герое

1


24

Р.Р.

Урок развития речи

Сочинение по повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”

1


25

Рассказ учителя. Беседа

И.С.Тургенев. Цикл рассказов “Записки охотника” и их гуманистический пафос. “Бирюк” как произведение о бесправных и обездоленных

1


26

Р.Р.

Урок развития речи

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. “Русский язык”. “Близнецы”. “Два богача”. Обучение домашнему сочинению стихотворения в прозе

1


27

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Н.А.Некрасов. “Русские женщины”: “Княгиня Трубецкая”

1


28

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Н.А.Некрасов. “Размышления у парадного подъезда” и другие стихи о судьбе народа

1


29

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

А.К.Толстой. Исторические баллады “Василий Шибанов” и “Михайло Репнин”

1


30

Рассказ учителя. Беседа

М.Е.Салтыков-Щедрин. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

1


31

Р.Р.

Урок развития речи

М.Е.Салтыков-Щедрин. “Дикий помещик”. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению

1


32

Рассказ учителя. Беседа

Л.Н.Толстой.”Детство”(главы). Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношений детей и взрослых

1


33

Р.Р.

Беседа.Обучение устному рассказу

Главный герой повести Л.Н.Толстого “Детство”. Его чувства, поступки и духовный мир.

1


34

Рассказ учителя. Беседа

И.А.Бунин. “Цифры”. Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы

1


35

Р.Р.

Урок развития речи

И.А.Бунин. “Лапти”. Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению “Золотая пора детства “ в произведениях Л.Н.Толстого и И.А.Бунина”

1


36

Рассказ учителя. Беседа

А.П.Чехов. “ Хамелеон”. Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия рассказа

1


37

Практикум

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова “Хамелеон”. Развитие понятий о юморе и сатире

1


38

Беседа

Два лица России в рассказе А.П.Чехова “Злоумышленник”

1


39

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова “Тоска”, “Размазня” и др.

1


40

Практикум

Стихи русских поэтов 19 века о родной природе. В.А.Жуковский .“Приход весны”. А.К.Толстой. “Край ты мой, родимый край...”, “Благовест”. И.А.Бунина. “Родина”. Обучение анализу лирического текста.

1




Литература 20 века

21


41

Рассказ учителя. Беседа

М.Горький. “Детство” (главы). Автобиографический характер повести. Изображение “свинцовых мерзостей жизни”. Дед Каширин. Изображение быта и характеров

1


42

Беседа

“Яркое, здоровое, творческое в русской жизни”: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков,Цыганок,Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения

1


43

Р.Р.

Практикум

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького “Детство”. Портрет как средство характеристики героя.

1


44

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Легенда о Данко” из рассказа М.Горького “Старуха Изергиль”. Романтический характер легенды

1


45

Рассказ учителя. Беседа

В.В.Маяковский. “Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче”. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие художественной формы стихотворения. Смысловая роль рифмы и ритма.

1


46

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

В.В.Маяковский. “Хорошее отношение к лошадям”. Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

1


47

Рассказ учителя. Беседа

Л.Н.Андреев. “Кусака”.Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения

1


48

Рассказ учителя. Беседа

А.П.Платонов. “Юшка”.Друзья и враги главного героя.Его непохожесть на окружающих людей. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению человека

1


49

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

А.П.Платонов. “В прекрасном и яростном мире”. Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова

1


50

Р.Р.

Урок развития речи

Подготовка к домашнему сочинению “Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века)

1


51

Рассказ учителя. Практикум

Б.Л.Пастернак. “Июль”, “Никого не будет в доме...”. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. Способы создания поэтических образов

1


52

К.р.

Урок контроля

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1


53

Урок внеклассного чтения

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, А.Твардовского, Н.Тихонова и др.

1


54

Рассказ учителя .Беседа

Ф.А.Абрамов. “О чём плачут лошади”. Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А.Абрамова “О чём плачут лошади”

1


55

Р.Р.

Рассказ учителя. Беседа. Практикум

Е.И.Носов. “Кукла”(“Акимыч”). Нравственные проблемы рассказа. “Живое пламя”. Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению

1


56

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Ю.П.Казаков. “Тихое утро”. Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

1


57

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Стихи поэтов 20 века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Единство человека и природы. Общее и индивидуальное в восприятии природы русскими поэтами.

1


58

Рассказ учителя. Беседа

А.Т.Твардовский. “Снега потемнеют синие...”, “Июль – макушка лета”, “На дне моей жизни”. Философские проблемы в лирике Твардовского. Развитие понятия о лирическом герое

1


59

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Д.С.Лихачев. “Земля родная”(главы) как духовное напутствие молодёжи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

1


60

Рассказ учителя. Беседа

М.М.Зощенко. «Беда”. Смешное и грустное в рассказах писателя

1


61

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Песни на слова русских поэтов 20 века. А.Вертинский “Доченьки”; И.Гофф “Русское поле”; Б.Ш.Окуджава “По смоленской дороге...”. Лирические размышления о жизни, времени, вечности

1




Из литературы народов России

1


62

Рассказ учителя. Беседа

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. “Опять за спиною родная земля...”, “Я вновь пришёл сюда и сам себе не верю...”, “О моей Родине”. Размышления поэта об истоках и основах жизни. Особенности художественной образности дагестанского поэта

1




Зарубежная литература

5


63

Рассказ учителя. Беседа

Р.Бернс.”Честная бедность” и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Народно-поэтическая основа и своеобразие лирики Бернса

1


64

Рассказ учителя. Практикум

Дж.Г.Байрон. “Ты кончил жизни путь, герой...”как прославление подвига во имя свободы Родины.

1


65

Практикум

Японские хокку (хайку). Особенности жанра

1


66

Семинар

Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. “Дары волхвов”.Преданность и жертвенность во имя любви

1


67

Вн.чт.

Урок внеклассного чтения

Р.Д.Брэдбери.”Каникулы”.Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра

1


68

К.р.

Беседа. Тестирование

Контрольная работа за курс 7 класса. Итоги года и задание на лето

1






















































ЛИТЕРАТУРА



  1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.

  2. Малюгина В.А., Черных О.Г. Игровые уроки по литературе: 7 класс. – М.: ВАКО, 2009.

  3. Матвеева Е.И. Литература.7 класс: Тестовые задания к основным учебникам. – М.: Эксмо, 2011.

  4. Миронова Н.А. Тематическое и поурочное планирование по литературе: 7 класс. – М.: Экзамен, 2004.

  5. Программы общеобразовательных учреждений. Литература: 5 – 11кл., 10 – 11 кл. / Под ред. В.Я.Коровиной. – М.: Просвещение. 2008.

  6. Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения / Сост.Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007.

  7. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы. – М.: Дрофа, 2000.

  8. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы по литературе: 7 класс / Авт.-сост. В.Я.Коровина. – М.: Просвещение, 2004.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!