СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс по учебнику В.Я.Коровиной

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»


Рассмотрена на заседании Принята на заседании Утверждаю.

ШМО учителей-лингвистов. педагогического совета. Директор школы _________/В. И. Карелов/

/Протокол № 1 от 30.08.2017г./ /Протокол № 1 от 30.08.2017г./ /Приказ от 30.08.2017г. №80/

Руководитель ШМО ________ /Боева Т.Н./ Председатель _________ /В.И.Карелов/









Рабочая программа

по литературе


Класс – 7


Количество часов – 105


Уровень – базовый


Срок реализации – 2017-2018 учебный год


Учитель – Боева Тамара Николаевна
















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





Личностные результаты:

•        Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•        Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•        Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•        Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•        Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•        Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•        Формирование коммуникативной компетентности  в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•        Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные  результаты:

•        Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•        Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся обстановкой;

•        Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•        Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•        Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственную связь, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•        Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач;

•        Смысловое чтение, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группах, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций с учетом интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•        Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•        Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты:

•        Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•        Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•        Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•        Определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•        Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•        Формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

•        Умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•        Понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•        Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•        Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•        Написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

•        Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

•        Понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений. Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения.

К концу 7 класса обучающиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: жанры фольклора; предания; былины; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Обучающиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.
















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА


Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.


Устное народное творчество.


Предания. Поэтическая биография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).


Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства – основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается 1 былина по выбору). Для внеклассного чтения.


Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения).


«Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринин и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления). « Песнь о Роланде» – древнефранцузский эпос.


Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).


Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Древнерусская литература


«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение. (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).


Русская литература XVIII века

М.В. Ломоносов

Слово о поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представления).


Г. Р. Державин

Слово о поэте. «Признание», «На птичку», «Река времён…». Обличение несправедливости.


Русская литература XIX века


А.С. Пушкин

Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

М.Ю.Лермонтов

Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений.

«Молитва» - готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).


Н.В. Гоголь

Слово о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героиз и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия). Литературный герой (развитие понятия).


И.С.Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.


Н.А. Некрасов.

Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда».

Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы.

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

А.К.Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.


Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина».

М.Е.Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести…»


«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные представления).


Л.Н.Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman», и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).


И.А.Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.


Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

А.П.Чехов

Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А.П.Чехова.

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).


«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX в. о родной природе.

В.Жуковский. «Приход весны»; И.Бунин «Родина», А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.


Русская литература XX века


М.Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.


«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как сходство характеристики героя.


В.В.Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.


Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальное представление).


Л.Н.Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.


А.А.Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Ющка – незаменимый герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.


«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова.


Б.Л.Пастернак. Краткий рассказ о писателе.

«Июль», «Никого не будет в доме…» Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.


На дорогах войны


Интервью с поэтом – участником ВО войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны: А.Ахматовой, К.Симонова, А.Твардовского, А.Суркова, Н.Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).


Ф.А.Абрамов. Краткий рассказ о писателе.

«О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория литературы. Литературные традиции.


Е.И.Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.


Ю.П.Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев – сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.


«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Есенин, Н.Заболоцкий, Н.Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.


А.Т.Твардовский. Краткий рассказ о писателе.

«Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).


Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).


Писатели улыбаются, или Смех М.Зощенко

М.Зощенко. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.


Песни на слова русских поэтов XXв.


А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Окуджава. «По смоленской дороге…» Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.


Из литературы народов России


Р.Гамзатов. Краткий рассказ о писателе.

«Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.


Из зарубежной литературы

Роберт Бернс. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.


Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).


О.Генри «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.


Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фнтастические рассказы Р.Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п


Тема раздела, урока



Дата

Приме

чание

по плану

по факту


1.


Ведение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

02.09





2.

Предания как поэтическая автобиография народа.

04.09



3

Понятие о былине. Собирание былин. Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович».

06.09



4

Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя.

09.09



5

ВЧ. Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник ».

11.09



6

ВЧ. Особенности былинного стиха и поэтических интонаций. Роль гиперболы в былинах. «Садко».

13.09


Заучивание наизусть

7

Карело-финский мифологический эпос. «Калевала»

16.09



8

Древнейшая эпическая поэма «Песнь о Роланде».

18.09



9

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц.

20.09



10

Древнерусская литература. «Поучение» Владимира Мономаха.

23.09



11

Русские летописи. «Повесть временных лет» (отрывок)

25.09



12

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы.

27.09



13

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Высокий моральный облик главной героини.

30.09



14

Р/р. Сочинение на тему «Нравственные идеалы и заветы Древней Руси».

04.10



15

М.В.Ломоносов. Слово о поэте. «К статуе Петра Великого».

04.10



16

М. В. Ломоносов. Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах.

07.10



17

Г.Р.Державин. «Река времен …», «На птичку…», «Признание».

09.10



18

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес Пушкина к истории России. «Полтава» (отрывок).

13.10



19

А.С.Пушкин. «Медный всадник» (отрывок).

14.10



20

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник.

16.10


Заучивание наизусть

21

Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

18.10



22

Р/р. А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена.

21.10



23

Значение труда летописца в истории культуры.

23.10



24

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».

25.10



25

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского».

08.11



26

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

08.11



27

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

11.11



28

Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

13.11



29

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…».

15.11



30

М. Ю. Лермонтов.«Молитва», «Ангел». Обучение анализу стихотворения.

18.11


Заучивание наизусть

31

Урок контроля по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова

20.11



32


Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба» - история создания повести.

22.11



33


Смысл противостояния Остапа и Андрия в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

25.11



34

Патриотический пафос повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

27.11



35

Р/р. Подготовка к сочинению по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

01.12



36

Р/р. Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

02.12


Заучивание наизусть

37

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника».

04.12



38

«Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных.

06.12



39

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.

Тест в рамках промежуточной аттестации.


09.12



40

И.С.Тургенев. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы»


11.12


Заучивание наизусть

41

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины».

13.12



42

Н. А. Некрасов. «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

16.12


Заучивание наизусть

43

Вн.чт. Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда » и другие стихи.

18.12



44

Вн.чт. А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин».


21.12



45

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Сказки для детей изрядного возраста».

23.12



46

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

25.12



47

Р/р. М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.

27.12



48

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».Понятие о гротеске.


30.12



49

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева…»

13.01



50

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.

15.01



51

Л. Н. Толстой «Детство» (главы).

17.01



52

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства.

20.01



53

И.А.Бунин. «Лапти». Развитие речи.

22.01



54

И.А.Бунин. «Цифры».

24.01



55

Р/р. Нравственный смысл рассказа И. А. Бунина «Лапти».

27.01



56

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов.

29.01



57

Средства создания комического в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

31.01



58

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник».


03.02



59

Вн.чт. Смех и слёзы в рассказах А.П.Чехова «Тоска», «Размазня» и другие

05.02



60

Стихи русских поэтов XIX века о природе.

07.02



61

Стихи русских поэтов XIX века о природе.


10.02



62

М.Горький. Слово о писателе. «Детство» (главы).

12.02



63

М. Горький. Автобиографический характер повести «Детство».

14.02



64

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело.

17.02



65

Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.

19.02



66

Обучение анализу эпизода из повести М.Горького «Детство». Портрет героя.


21.02



67

Вн.чт. «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтика легенды.


26.02



68-69

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».


28.0203.03



70

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.


07.03



71

Л.Н.Андреев. «Кусака».

07.03



72

Л. Н. Андреев. Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.


10.03



73

А.П.Платонов. «Юшка». Друзья и враги главного героя.

12.03



74

А. П. Платонов. «Юшка». Непохожесть героя на окружающих людей.


14.03



75

Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

17.03



76

Труд как основа нравственности.


19.03



77

Р/р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

21.03



78

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль».

24.03



79

Б. Л. Пастернак. «Никого не будет в доме…».

09.04



80

Анализ эпизода произведения.

09.04



81

Вн.чт. Интервью с поэтом – участником ВО войны. Интервью как жанр публицистики.

11.04



82

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.Симонова, А.Суркова, Н.Тихонова…

14.04



83

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади».

18.04



84

Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа «О чём плачут лошади».

18.04



85

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла».

21.04



86

Нравственные проблемы рассказа.

23.04



87

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро».

24.04



88

Герои рассказа и их поступки.

25.04



89

Вн.чт. Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира.

28.04



90

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…»,

28.04



91

А. Т. Твардовский. «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…»

07.05



92

Тест в рамках промежуточной аттестации.


08.05



93

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

08.05



94

Вн.чт. Песни на слова русских поэтов XX века. А.Вертинский. «Доченьки»; И.Гофф. «Русское поле»; Б.Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…».


12.05



95

Из литературы народов России. Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною…», «Я вновь пришел…»

14.05



96

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность» и др.


15.05



97

Дж.Г.Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины.

16.05



98

Японские хокку. Особенности жанра.

19.05



99

Семинар. Нравственные проблемы в произведениях зарубежных писателей. О.Генри. «Дары волхвов».

21.05



100

О. Генри. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.


23.05



101

Вн.чт. Р.Д.Брэдбери. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

26.05



102

Повторение изученного в 7 классе.


28.05



103

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса.

29.05



104

Резервный урок

30.09



105

Резервный урок

31.09


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!