СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе 7 класс (Коровина В.Я.)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 7 класс»


Управление администрации по образованию и делам молодежи Благовещенского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Орлеанская основная общеобразовательная школа» Алтайского края Благовещенского района


Принято Согласовано Утверждаю

на заседании заместителем директор МБОУ ОООШ

педагогического совета директора школы по УВР _________ О.В. Козырко

протокол №_________ ________Н.И. Михайлютенко приказ №_____________

«___»__________20 г «____»____________20 г от «___»________20 г







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета – литература

образовательная область – литература

для II ступени

7 класс

срок реализации программы 2017-2018 учебный год









Автор-разработчик: Балюх Наталья

Владимировна, учитель русского языка










с. Орлеан

2017 г.





Содержание




  1. Пояснительная записка……………………………………………………….……….3



  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……….……………...........4



  1. Содержание тем учебного предмета…………………………………………………………………..……...........9



  1. Формы, методы и технологии обучения …………………………………………...14



  1. Формы, методы работы с учащимися испытывающими трудности в обучении…16



  1. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся…….17



  1. Учебно-методическое обеспечение………………………………………………….18



  1. Тематическое планирование…………………………………………………………19



9. Лист дополнений и изменений………………………………………………………23





























2.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана на основе:

- Материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об­разования,

-Положения о рабочей программе учебного предмета,

- Рабочей программы по литературе для общеобразовательных организаций к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других для 5-9 классов, вышедшей в издательстве «Просвещение» в 2016г,

-Федерального перечня учебников, рекомендуемых Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-2018 учебный год,

-С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента Государственного стандарта общего образования,

-Базисного плана 2017 года.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ (Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П.)

– М.: Просвещение, 2015 и поурочные разработки: Книга для учителя. Уроки литературы в 7 классе. Беляева Н.В. -М.: Просвещение, 2016.

Данная программа предназначена для реализации в 2017-2018 учебном году в 7 классе МБОУ «Орлеанская ООШ» рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

В программу включён перечень необходимых видов работ по развитию речи, а именно: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы (создание сказок, былин, стихотворений, очерков, рассказов и пр.). Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Используемая в тексте программы система условных обозначений:

Р.р.- развитие речи

Вн.чт.- внеклассное чтение

Стр.- страница

К.сочинение - контрольное сочинение




3.


Цели и задачи обучения предмету:

  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия.



В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  • работать с книгой

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

4.

  • владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;

  • выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Результаты освоения курса по литературе

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

  • осознание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому

5.

человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6.

  • определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.



Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

  1. в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX- XX В.В., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенные в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанром; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять одного или нескольких произведений

  • определение в произведении элементом сюжета, композиции, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

  1. ценностно-ориентированной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

7.

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

  1. коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

  1. эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.




















8.

3. Содержание тем учебного предмета

Литература 7 класс

раздела

Содержание


Кол-во часов

1.

Введение

1

2.

УНТ

6

3.

Из древнерусской литературы

2

4.

Из русской литературы 18 века

2

5.

Из русской литературы 19 века

27

6.

Из русской литературы 20 века

24

7.

Из литературы народов России

1

8.

Из зарубежной литературы

6

9.

Урок контроля

1


Всего:

70ч

Всего: 70 часов,

в том числе: внеклассного чтения: 11ч,

развития речи: 4ч.


(Внеклассное чтение: уроки № 4, 5, 28, 31, 37, 40, 49, 53, 59, 64, 69.

Уроки развития речи: № 23, 34, 38, 50).



Содержание учебного предмета

Введение 1ч

Изображение человека как важнейшая идейно-нравст­венная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд пи­сателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Устное народное творчество 6ч

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Вопло­щение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физиче­ская сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соло­вей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и на­роду, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муром­ца. (Изучается одна былина по выбору.) Для внеклас­сного чтения.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевско­го и Новгородского циклов былин. Своеобразие былин­ного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для само­стоятельного чтения.)

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных тради­ций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен (Для внеклассного чтения). 9.

Теория литературы. Предание (развитие пред­ставлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость посло­виц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.


Сборники пословиц. Собиратели,пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов ми­ра. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литера туры. Героический эпос, афори­стические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

Из древнерусской литературы 2ч

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «По­весть о Петре и Февронии Муромских». Нравствен­ные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные пред­ставления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из русской литературы XVIII века 2ч

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день вос­шествия на Всероссийский престол ея Величест­ва государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в буду­щем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важ­нейшей чертой гражданина.

Теория литературы. Ода (начальные представ­ления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жиз­ни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

Из русской литературы XIX века 27ч

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник»

(вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о ве­щем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мас­терство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I й Карла XII)-. Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория литературы. Баллада (развитие пред­ставлений).

«Борис Годунов» (сцена в Пудовом монастыре). Об­раз летописца как образ древнерусского писателя. Мо­нолог Пимена: размышления о труде летописца как о нравственном подвиге. Истина как цель летописного по­вествования и как завет будущим поколениям.

«Станционный смотритель». Изображение «малень­кого человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагиче­ское и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие пред­ставлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устно­го народного творчества. Оценка героев с позиций на­рода. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. 10.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молит­ва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеаль­ной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памя­ти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...»)— готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарище­ства, осуждение предательства. Героизм и самоотвер­женность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Пат­риотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в по­вести.

Теория литературы. Историческая и фольклор­ная основа произведения. Роды литературы: эпос (раз­витие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское от­ношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Исто­рическая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Си­бирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.


«Размышления у парадного подъезда». Боль поэ­та за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте.

Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Ми-хайло Репнин». Воспроизведение исторического коло­рита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина»

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Парази­тизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория литературы. Гротеск (начальные пред­ставления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писа­теле.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Maman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое худо­жественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писа­теле.

«Цифры». Воспитание детей в семье. Герой расска­за: сложность взаимопонимания детей и взрослых. 11.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова»

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние тру­сости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Гово рящие фамилии» как средство юмористической харак­теристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность ко­мического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуж­дения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой, родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной

природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благо­вест». Поэтическое изображение родной природы и вы­ражение авторского настроения, миросозерцания.

Из русской литературы XX века 24ч

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображе­ние быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владими­ром Маяковским летом на даче». Мысли автора о ро­ли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворе­ния.

Теория литературы. Лирический герой (на­чальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные пред­ставления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непо­хожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юш­ка — незаметный герой с большим сердцем. Осозна­ние необходимости сострадания и уважения к челове­ку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нрав­ственное содержание человеческой жизни. Идеи доб­роты, взаимопонимания, жизни для других. Своеоб­разие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины при­роды, преображенные поэтическим зрением Пастер­нака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечест­венной войны. Героизм, патриотизм, самоотвержен­ность, трудности и радости грозных лет войны в стихо­творениях поэтов — участников войны: А. Ахматовой, К. Симонова, А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихо­нова и др. Ритмы и образы военной лирики.

12.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления), i

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рас­сказе.

Теория литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писа­теле.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутрен­ней, духовной красоты человека. Протест против равно­душия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной ро­ли прекрасного в душе человека, в окружающей приро­де. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писа­теле.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопо­мощь, взаимовыручка. Особенности характера геро­ев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая моя Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собствен­ном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и при­рода. Выражение душевных настроений, состояний чело­века через описание картин природы. Общее и индивиду­альное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рас­сказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (разви­тие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная»

(главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

Писатели улыбаются, или Смех Михаила Зощенко

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А. Вертинский. «Доченьки»; И. Гофф. «Русское поле»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Ли­рические размышления о жизни, быстро текущем вре­мени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России 1ч

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьми­стишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысле­ние зрелости собственного возраста, зрелости обще­ства, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

Из зарубежной литературы 6ч

Роберт Берне. Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о спра­ведливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Ро­дины.

13.

Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единст­ве на фоне круговорота времен года. Поэтическая кар­тина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданно­сти. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выраже­ние стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.



4. Формы, методы, технологии обучения согласно

системно-деятельностному подходу


При изучении курса используется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения, в том числе информационно-коммуникативных.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Технологии обучения:

- практические работы;

- беседа;

- тестирование;

- выразительное чтение;

- подробный и сжатый пересказ;

- творческие письменные работы;

- отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

- создание презентаций;

- сочинение синквейнов;

- написание эссе;

- составление тестов учащимися. 14.

Технологии, используемые в образовательном процессе:

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.

  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.

  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.

  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала

  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

  • Технология индивидуализации обучения

  • Информационно-коммуникационные технологии


Методы работы:

  1. Активные (взаимодействие учащегося и учителя)

  2. Интерактивные (диалог, работа в парах, мозговой штурм, дискуссия)

  3. Исследовательские (частично-поисковый, проблемный)

  4. Проектные (применение учащимися знаний, умений и навыков приобретенных при изучении разных предметов)

  5. Творческие (создавать новое, принимать нестандартные решения).

Основные виды устных и письменных работ:

Устно: правильное, беглое и выразительное чтение вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть.

Устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки. 15.

Развернутый ответ на вопрос, рассказ о литературном герое, характеристика героя или героев (в том числе групповая, сравнительная).

Отзыв на самостоятельно прочитанное произведение, звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию. Подготовка сообщений, доклада, эссе, интервью на литературную тему; диалога литературных героев (воображаемых, на основе прочитанного).

Свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщений, докладов и пр.).

Использование словарей (орфографических, орфоэпических, литературных, энциклопедических, мифологических, словарей имен и т. д.), каталогов.

Письменно: развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением, сочинение-миниатюра, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах.

Создание рассказа-характеристики одного из героя или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика).

Создание небольшого отзыва на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм, спектакль.

Создание плана будущего сочинения, доклада (простого и сложного).

Создание оригинального произведения (поучения, наставления, сказки, былины, частушки, рассказа, стихотворения).

Свободное владение письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5—9 классах.

5. Формы, методы работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении

- индивидуальный подход на уроках, 

-дифференцированные задания,

-индивидуальные задания, 

-работа в парах, 

-работа в группах. 







16.


6. Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

Формы контроля:

-индивидуальный

-групповой

-фронтальный


Виды контроля:

-предварительный,

-текущий,

-тематический,

-итоговый.

Промежуточный контроль: самостоятельная работа; анализ текстов; самоконтроль и взаимоконтроль по вопросам, предложенным учителем и составленным самостоятельно; сочинение; тест; терминологический диктант, составление синквейнов, таблиц, кластеров.

Итоговый контроль: защита проекта, портфолио, исследовательской работы; сочинение; тест.

Контроль может быть индивидуальным, фронтальным, групповым, парным (устным и письменным). Выбор той или иной формы зависит от объекта проверки и вида контроля (итоговый, промежуточный).















17.

7.Учебно-методическое обеспечение

Для ученика:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 7 класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение,2016.

Для учителя:

1. Коровина В.Я., Коровин В.И., Журавлев В.П. Литература. 7класс. Учебник в 2 ч. / под ред. В.Я. Коровиной/ с приложением на электронном носителе (фонохрестоматия)

- М.: Просвещение,2016.

2. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим … Дидактические материалы по литературе. 7 класс. –М.: Просвещение, 2016.

3. Беляева Н.В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: Книга для учителя.

-М.: Просвещение, 2016.

4. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2014.

5.Ахмадуллина Р.Г. Литература. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 ч. –М.: Просвещение, 2015.

6. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.Я. Коровиной, В.И. Коровина, В.П. Журавлева, и др. 5-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2016.


Оборудование и приборы

1.Мультимедийный компьютер

2.Мультимедиапроектор

3.Сканер

4.Принтер

5.Экран на штативе или навесной

6.Видеоплеер,DVD-плеер

7.Телевизор

8.Аудиоцентр


Интернет-ресурсы

1.www.Wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия»

2.http://www.krugosvet.ru — универсальная энциклопе­дия «Кругосвет».

3.http://www.rubricon.com — энциклопедия «Рубрикон».

4.http://www.slovari.ru — сайт «Электронные словари» (толко­вые словари, орфографический словарь, словари иностран­ных слов).

5.www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».

6.http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

18.

Календарно-тематическое планирование

литература 7 класс





п/п


Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Введение 1ч

1

1

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1



Устное народное творчество 6ч

2

1

Устное народное творчество. Предания.

1



3

2

Эпос народов мира. Былины.

«Вольга и Микула Селянинович».

1



4

3

Русские былины Киевского и Новгородского циклов.

1


Урок внеклассного чтения №1

5

4

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1


Урок внеклассного чтения №2

6

5

«Песнь о Роланде»

(Фрагменты).

1



7

6

Пословицы и поговорки.

1



Из древнерусской литературы 2 ч

8

1

Русские летописи.

«Повесть временных лет».

1



9

2

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1


Домашняя контрольная работа.

Из русской литературы XVIII века 2ч

10

1

М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).

1


Наизусть

11

2

Г.Р.Державин. «Река времен в своем стремленьи…», «На птичку», «Признание».

1



Из русской литературы XIX века 27ч

12

1

А.С.Пушкин «Полтава».(отрывок).

1


Наизусть

13

2

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»).

1


Наизусть

14

3

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге».

1


Наизусть

15

4

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

1



16

5

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: изображение «маленького человека».

1



17

6

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель»: автор и герои.

1



Домашняя контрольная работа

18

7

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: конфликт и система образов.

1



19

8

М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:проблематика и поэтика.

1



20

9

М.Ю.Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

1


Наизусть

21

10

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»:образ Тараса Бульбы.

1



22

11

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба»: Остап и Андрий.

1



23

12

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба».

(Составление плана и письменного ответа на проблемный вопрос).

1


Урок развития речи №1


24

13

И.С.Тургенев. «Бирюк»: автор и герой.

1



25

14

И.С.Тургенев. «Бирюк»: поэтика рассказа.

1



26

15

И.С.Тургенев. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».

1


Наизусть

27

16

Н.А.Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая».

1



28

17

Н.А.Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения.

1


Урок внеклассного чтения №3

Наизусть

29

18

А.К.Толстой. «Василий Шибанов» и «Михайло Репин» как исторические баллады.

1


Наизусть

30

19

Смех сквозь слезы, или «Уроки Щедрина». М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1



31

20

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик».

1


Урок внеклассного чтения №4

32

21

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы из повести). Автобиографический характер повести.

1



33

22

Л.Н.Толстой. «Детство» (главы). Главный герой повести и его духовный мир.

1



34

23

Урок контроля. Тестирование «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина,тЛ.Н.Толстого».

1


Тестирование


Урок развития речи №2

35

24

Смешное и грустное рядом, или «Уроки Чехова». А.П.Чехов. «Хамелеон»: проблематика рассказа.

1



36

25

А.П.Чехов. «Хамелеон»: поэтика рассказа.

1



37

26

А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Тоска», «Размазня».

1


Урок внеклассного чтения №5

38

27

«Край ты мой, родимый край…»(обзор). В.А.Жуковский. «Приход весны». И.А.Бунин. «»Родина». А.К.Толстой. «Край ты мой, родимый край…».

1


Урок развития речи №3

Из русской литературы XX века 24ч

39

1

И.А.Бунин. «Цифры».

1



40

2

И.А.Бунин. «Лапти» и другие рассказы.

1


Урок внеклассного чтения №6

41

3

М.Горький. «Детство» (главы): темные стороны жизни.

1



42

4

М.Горький. «Детство» (главы): светлые стороны жизни.

1



43

5

М.Горький. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

1



44

6

Л.Н.Андреев. «Кусака».

1



45

7

В.В.Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1



46

8

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям».

1



47

9

А.П.Платонов. «Юшка».

1



48

10

А.П.Платонов. «Юшка».

1



49

11

А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире».

1


Урок внеклассного чтения №7

50

12

Классное контрольное сочинение по произведениям писателей XX века.

1


Контрольное сочинение

Урок развития речи №4

51

13

Б.Л.Пастернак. «Июль», «Никто не будет в доме…».

1


Наизусть

52

14

А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие …», «Июль – макушка лета…», «На дне моей жизни…».

1


Наизусть

53

15

На дорогах войны. Стихотворения о войне А.А.Ахматовой, К.М.Симонова, А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова и др.

1


Урок внеклассного чтения №8

Наизусть

54

16

Ф.А.Абрамов. «О чем плачут лошади».

1



55

17

Е.И.Носов. «Кукла» («Акимыч»).

1



56

18

Е.И.Носов. «Живое пламя».

1



57

19

Ю.П.Казаков. «Тихое утро».

1



58

20

Д.С.Лихачев. «Земля родная» (главы).

1



59

21

М.М.Зощенко. «Беда» и другие рассказы.

1


Урок внеклассного чтения №9

60

22

«Тихая моя Родина…». Стихи В.Я.Брюсова, Ф.М.Сологуба, С.А.Есенина, Н.А.Заболоцкого, Н.М.Рубцова и др.

1



61

23

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н.Вертинский. «Доченьки». И.Гофф. «Русское поле». Б.Ш.Окуджава. «По смоленской дороге…».

1



62

24

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы XX века.

1


Тестирование.

Из литература народов России 1ч

63

1

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришел сюда и сам не верю…» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей родине».

1



Из зарубежной литературы 6ч

64

1

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

1


Урок внеклассного чтения №10

65

2

Дж.Г.Байрон. «Душа моя мрачна…».

1



66

3

Японские хокку (трехстишия).

1



67

4

О.Генри. «Дары волхвов».

1



68

5

Р.Д.Брэдбери. «Каникулы».

1



69

6

Детективная литература.

1


Урок внеклассного чтения №11

70

1

Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. Тестирование. Итоги года и задание на лето.

1


Тестирование



Итого за учебный год: 70ч, в том числе: вн.чт.-11ч, р.р.-4ч.





График проведения контрольных работ

Литература 7 класс


Наименование

Дата проведения по плану

Дата проведения

фактически

Примечание

1.

Тестирование «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина,тЛ.Н.Толстого».




Урок №34

2.

Классное контрольное сочинение по произведениям писателей XX века.



Урок №50

3.

Письменная контрольная работа. Тестирование по произведениям русской литературы XX века.



Урок №62

4.

Итоговое тестирование.



Урок №70














9.Лист дополнений и изменений


















































ПРИЛОЖЕНИЕ


ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


(список произведений составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)


Сложность работы по заучиванию наизусть в 7-ом классе объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.


  • Былины: Вольга и Микула Селянинович. Садко (отры­вок по выбору учащихся).

  • Пословицы и поговорки (на выбор).

  • М. В. Ломоносов. Ода на день восшествия на Всерос­сийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года (отрывок).

  • С. Пушкин. Медный всадник (отрывок). Песнь о вещем Олеге. Борис Годунов (отрывок по выбору учащихся).

  • М. Ю. Лермонтов. Песня про царя Ивана Васильеви­ча, молодого опричника и удалого купца Калашникова (фрагмент по выбору). Молитва. «Когда волнуется желтею­щая нива...». Ангел (по выбору учащихся).

  • Н. В. Гоголь. Тарас Бульба (речь о товариществе).

  • И. С. Тургенев. Русский язык.

  • Н. А. Некрасов. Русские женщины (отрывок по выбору учащихся).

  • А. Жуковский. Приход весны. А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...» или Благовест. И. А. Бунин. Родина (на выбор).

  • В. Маяковский. Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Хорошее отношение к лошадям (на выбор).

  • По теме «Великая Отечественная война»: 1—2 стихотво­рения по выбору учащихся (К. М. Симонов. «Ты по­мнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», Е. М. Виноку­ров. Москвичи).

  • А. Есенин. «Топи да болота...». Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой...». Н. М. Рубцов. «Тихая моя родина...» (на выбор).

  • А.Т.Твардовский. «Снега потемнеют синие…».


Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает

  • полное понимание текста читаемого наизусть произведения

  • правильный выбор интонации, расстановку логических ударений

  • безупречную орфоэпию ( = соблюдение правил литературного произношения)

Учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.















ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ


(список произведений составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)


Фольклор

  • Василий Буслаев (и другие былины по выбо­ру учителя и учащихся).

  • Пословицы и поговорки народов мира.


Из древнерусской литературы

  • Из «Моления Даниила Заточника». Наставление твер­ского епископа Семена.


Из русской литературы XVIII века

  • П. Сумароков. Эпиграмма.

  • B.В. Капнист. На кончину Гавриила Романовича Державина.


Из русской литературы XIX века

  • И. А. Крылов. Басни (на выбор).

  • A.Ф. Мерзляков. «Среди долины ровныя...».

  • B.А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.

  • Ф.Н. Глинка. К почтовому колокольчику.

  • К.Ф. Рылеев. Петр Великий в Острогожске.

  • А.С.Пушкин. Товарищам. К портрету Жуковского. Полтава. Скупой рыцарь.

  • Н. М. Языков. Пловец.

  • М. Ю. Лермонтов. Завещание. Памяти А. И. Одоев­ского.

  • Н. А. Некрасов. Саша.

  • И. С. Тургенев. Бурмистр.

  • Ф. И. Тютчев. Летний вечер. Конь морской. Осенний вечер. «Что ты клонишь над водами...».

  • А. А. Фет. «Уснуло озеро...». Буря. «Я пришел к тебе с приветом...».

  • А. Н. Майков. Гроза.

  • Я. П. Полонский. Дорога.

  • Л. Н. Толстой. Детство.

  • А. П. Чехов. Размазня.

Из русской литературы XX века

  • И. А. Бунин. Лапти.

  • И. Куприн. Изумруд.

  • Я. Брюсов. Нить Ариадны.

  • А. А. Блок. «Ветер принес издалека...». «Девушка пела в церковном хоре...». «Там, в ночной завывающей стуже...».

  • А. Есенин. 3—4 стихотворения на выбор.

  • А. А. Ахматова. «Я научилась просто, мудро жить...».

  • О. Э. Мандельштам. «Только детские книги читать...». Раковина. Домби и сын.

  • Т. Аверченко. Вечером.

  • Тэффи. Свои и чужие. Модный адвокат.

  • Дон Аминадо. Четыре времени года.

  • Н. С. Гумилев. Леопард.

  • М. А. Осоргин. Земля.

  • М. И. Цветаева. Стихи о Москве.

  • Н. А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

  • Я. В. Смеляков. «Если я заболею...». Хорошая девочка Лида.

  • П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.

  • В. М. Шукшин. Критики.

  • А. В. Вампилов. Цветы и годы (сцена). Свидание (сценка).

  • Е. А. Евтушенко. «Стихотворение надел я на ветку...». «Со мною вот что происходит...».

  • Р. И. Фраерман. Дикая собака динго, или Повесть о первой любви.

  • В. С. Высоцкий. Песня о друге.

  • Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.

  • С. Розов. В добрый час!

Из зарубежной литературы

  • Японские трехстишия (хокку, или хайку).

  • Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.

  • Э. По. Лягушонок.

  • В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.

  • Дж. Лондон. На берегах Сакраменто.

  • Р. Брэдбери. Все лето в один день.












































ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Критерии оценки сочинений

Сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и № 2 являются

основными.

При выставлении оценки учитывается объем сочинения.

Если в сочинении не соответствует объёму, то за такую работу ставится «2».

Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.

Если сочинение списано из какого-либо источника, включая интернет, то

за такую работу ставится «2».


Критерии

Характеристика критерия

Баллы

Критерий № 1

Соответствие теме

Ученик рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой).

Коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.

3

Ученик поверхностно рассуждает на предложенную тему.

Коммуникативный замысел сочинения прослеживается.

1

Сочинение не соответствует теме.

Коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.

0

Критерий № 2

Аргументация Привлечение литературного

материала

Ученик при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе произведения отечественной или мировой литературы. Показывает разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.

Фактические ошибки отсутствуют (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.).

3

Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения и/или ограничивается простым пересказом текста.

Допущено не более 2 фактических ошибок, связанных со знанием литературного материала.

1

Сочинение написано без привлечения литературного материала или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

Сочинение содержит более 2 фактических ошибок.

0

Критерий № 3 Композиция и логика рассуждения

Сочинение отличается композиционной цельностью,

логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.

2

Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.

1

Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.

0

Критерий № 4 Качество письменной речи

Ученик точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.

2

Ученик точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

1

Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.

0

Критерий № 5

Оригинальность сочинения

Ученик демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.

2

Ученик не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.

0

Критерий № 6

Речевые нормы


Допущено не более 2 речевых ошибок.

2

Допущены 3-4 речевые ошибки.

1

Допущено 5 и более речевых ошибок.

0

Критерий № 7

Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

2

Допущены 2-4 орфографические ошибки.

1

Допущено 5 и более орфографических ошибок.

0

Критерий № 8

Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.

2

Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.

1

Допущено 5 и более пунктуационных ошибок.

0

Критерий № 9

Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.

2

Допущены 3-4 грамматические ошибки.

1

Допущено 5 и более грамматических ошибок.

0

Итого


20


ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В ОТМЕТКУ


«5»

20-17 баллов

«4»

17-13баллов

«3»

12-9 баллов

«2»

8-0 баллов





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!